3 января рабочие Путиловского завода начали забастовку.
Кровавое воскресенье 1905 года: причины, ход событий, последствия
В то время в стране действовали рабочие организации, в числе которых — две крупнейшие и конкурировавшие друг с другом: «Собрание русских фабрично-заводских рабочих» и «Общество взаимопомощи». Последнее было прогосударственным и потому позволяло контролировать настроения рабочих. Повод к забастовке В декабре 1904 года с Путиловского завода были уволены четверо рабочих, членов «Собрания». Организация во главе с Георгием Гапоном решила вступиться за своих сторонников, в том числе потому, что виновником увольнения стал мастер цеха, бывший членом «Общества». Сначала представители администрации завода отказали в правомочности делегациям от «Собрания», а впоследствии и вовсе нашли жалобы несостоятельными.
В своей речи он указывал, что рабочие не могут добиться уступок со стороны фабрикантов, потому что на стороне последних стоит чиновничье правительство. И отныне да будет нашим лозунгом: «Долой чиновничье правительство! Предложение было встречено знаками шумного одобрения.
Монархическая в целом рабочая масса приняла идею обращения к царю как естественный выход из сложившегося положения. В сознании русских рабочих были ещё живы предания о единстве царя с народом и о праве подданных бить челом своему монарху. В тот же день Гапон объехал другие отделы «Собрания» и везде выступал с призывом идти к царю.
Было решено составить на имя царя петицию, излагающую основные нужды рабочего народа. Руководителям отделов было поручено агитировать за подачу петиции и собирать под ней подписи рабочих. Мысль обратиться с народными нуждами к царю принадлежала самому Гапону и была высказана им задолго до январских событий.
Меньшевик А. Сухов вспоминал, что ещё весной 1904 года Гапон в беседе с рабочими развивал свою идею: «Народу мешают чиновники, а с царём народ сговорится. Только надо не силой своего добиваться, а просьбой, по-старинному».
В ноябре 1904 года, во время кампании земских петиций, Гапон с группой рабочих встретился с представителями либерального «Союза освобождения». Последние предложили рабочим обратиться к царю с петицией политического содержания. На протяжении всего декабря эта идея обсуждалась в руководящем кружке «Собрания».
Гапон был против немедленной подачи петиции, считая, что время для политического выступления ещё не пришло. Однако оппозиционная Гапону группа рабочих во главе с А. Карелиным и В.
Карелиной настаивала на скорейшем выступлении. Решающее совещание состоялось накануне путиловской забастовки, 2 января 1905 года. По воспоминаниям участников совещания, Гапон выступал против петиции, убеждая вести чисто экономическую забастовку.
Сторонники петиции, напротив, настаивали на немедленном политическом выступлении, доказывая, что другого удобного случая может не представиться. Решающее значение сыграло выступление А. Карелина, указавшего, что подачей петиции рабочие смоют с себя позорный ярлык «зубатовцев», навешанный на них партийными революционерами.
После этого выступления большинство собравшихся проголосовало за подачу петиции, и Гапон сдался. В итоге было принято компромиссное решение: вести чисто экономическую забастовку, но в случае её неудачи использовать момент для подачи петиции. Вначале Гапон рассчитывал, что забастовку удастся выиграть и до подачи петиции дело не дойдёт.
Однако неудачные переговоры с администрацией Путиловского завода и молчание высших властей сделали очевидным поражение забастовщиков, и 5 января Гапон взялся за подготовку политического выступления. По замыслу священника, в основу петиции должна была лечь «программа пяти», с марта 1904 года рассматривавшаяся как тайная программа организации. В тот же день на квартире литератора С.
Стечкина был составлен первый набросок петиции, получивший название «Резолюции рабочих об их насущных нуждах», и под ним стали собираться подписи рабочих. Первоначально предполагалось, что петиция будет подана царю депутацией рабочих. Однако Гапон сильно сомневался в эффективности такого метода.
Идея была мотивирована тем, что петицию, принесённую депутацией от рабочих, можно положить под сукно, а петицию, принесённую десятками тысяч рабочих, нельзя положить под сукно. Предложение было принято руководящим кружком рабочих. В этот день, выступая в «Собрании», Гапон произнёс речь, в которой говорил, что на рабочих не обращают внимания, не считают их за людей и они должны поставить себя в такое положение, чтобы с ними считались, как с людьми.
Поэтому они должны явиться в воскресенье с жёнами и детьми к Зимнему дворцу и «всем миром» предъявить царю петицию о своих нуждах. В тот же день священник предложил нескольким литераторам написать текст петиции, пригодный для обращения к царю «всем миром». По некоторым данным, в подготовке проекта петиции приняли участие литераторы А.
Матюшенский, В. Богучарский и В. Однако Гапон, ознакомившись с предложенными проектами, отверг их все и в ночь с 6 на 7 января собственноручно написал свой вариант рабочей петиции, который и вошёл в историю под именем Петиции 9 января 1905 года.
Петиция начиналась с обращения к царю и описания бедственного положения рабочих, после чего следовало изложение их требований. Основным требованием петиции был созыв народного представительства в форме Учредительного собрания на условиях всеобщей, тайной и равной подачи голосов. В дополнение к этому, выдвигался ряд политических и экономических требований, таких как свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, свобода совести в деле религии, народное образование за государственный счёт, равенство всех перед законом, ответственность министров перед народом, гарантии законности правления, замена косвенных налогов прямым прогрессивным подоходным налогом, введение 8-часового рабочего дня, амнистия политических заключенных, отделение церкви от государства и т.
Завершалась петиция прямым обращением к царю: «Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе… Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твоё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем.
У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу… Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим её! Гапон разъезжал из отдела в отдел, произносил зажигательные речи, читал и толковал петицию.
Свои речи он начинал с Путиловской стачки, как примера бесправия рабочего класса, затем переходил к описанию общей обездоленности трудового народа и царящего произвола. Он говорил о необходимости протеста и борьбы, поносил министров и правительство, не заботящихся о нуждах народа, и заканчивал призывом обратиться к царю. Если он любит свой народ, он исполнит его смиренную просьбу».
В конце своих выступлений Гапон просил не выдавать его правительству, не позволять полиции производить арестов и заступаться за каждого арестованного товарища. Если вожаков движения арестуют, все от мала до велика должны выйти на улицу и требовать их освобождения. Рабочие обещали и клялись перед крестом исполнить своё обещание.
В Нарвском отделе Гапон говорил: «Вот, товарищи, я стою за ваши интересы, а что я за это получу? Тёмную карету от ваших врагов». В ответ рабочие кричали: «Разобьём мы эту карету!
За тебя заступимся и тебя не выдадим. Начиная с 6 января, у квартиры Гапона на Церковной улице круглые сутки дежурила толпа в несколько сот человек. Продолжение забастовки Весь день 6 января прошёл в сильнейшей агитации по фабрикам и заводам Петербурга за присоединение к забастовке.
В этот день забастовали: Российско-американская резиновая мануфактура с 6100 рабочих, Трубочный завод военного министерства с 6000 рабочих, мастерские Николаевской железной дороги с 3000 рабочих, Петербургский вагоностроительный завод с 2600 рабочих, Петербургский металлический завод с 1900 рабочих, Спасская и Петровская мануфактуры с 2700 рабочих, Сампсониевская мануфактура с 1500 рабочих и ещё несколько десятков предприятий. В большинстве случаев снятие с работ происходило мирно. Толпы забастовщиков ходили по городу и приглашали рабочих поддержать путиловцев.
При приближении к какому-либо предприятию толпа выделяла из себя группу людей, которая проходила по цехам и снимала с работы. Рабочие охотно покидали свои места и присоединялись к забастовщикам. В некоторых местах к не желающим бастовать применялись угрозы.
В большинстве случаев администрации был предъявлен список общих требований, кое-где к ним были добавлены местные требования. По данным фабричной инспекции, к вечеру 7 января забастовали 376 заведений с 99000 рабочих, а всего бастовало 382 заведения с 105000 рабочих. В этот день забастовали все типографии, и в городе перестали выходить газеты.
К вечеру 8 января не работало 456 заведений со 111000 рабочих, а к 10 января забастовали все 625 предприятий города со 125000 рабочих. С учётом же заведений, не подведомственных фабричной инспекции, общее количество забастовавших насчитывало не менее 150000 человек. С первого дня забастовки толпы рабочих заполняли помещения 11 отделов «Собрания».
В отделах обсуждались рабочие нужды, зачитывалась петиция и собирались подписи под её требованиями. Небольшие помещения отделов не вмещали всех слушателей, и тысячи людей ожидали своей очереди на улице. Каждый час двери отдела открывались и в помещение впускалась очередная партия людей.
Стоявший на трибуне оратор обращался к собравшимся с приветственной речью и зачитывал петицию. В некоторых местах петицию читал сам Гапон, в других это делали руководители отделов. Зачитывая отдельные требования, оратор давал им краткое толкование и обращался к собранию с вопросом: «Так ли, товарищи?
Затем оратор обращался к собравшимся с вопросом: «Готовы ли вы умереть за эти требования? Клянётесь ли вы в этом? После этого собравшиеся подходили к столу и ставили под петицией свои подписи.
Свидетели были поражены религиозно-мистической атмосферой, царившей на рабочих собраниях: люди плакали, приходили в исступление, некоторые падали в обморок. Популярность Гапона в эти дни достигла небывалых пределов; многие видели в нём пророка, посланного Богом для освобождения рабочего люда. Предвидя возможное столкновение с силами правопорядка, Гапон 8 января написал два письма: одно — царю Николаю II, а другое — министру внутренних дел П.
В письме к царю священник сообщал, что рабочие и жители Петербурга, веря в него, бесповоротно решили явиться в воскресенье к Зимнему дворцу, чтобы представить ему свои нужды. Если царь не покажется народу, если прольётся неповинная кровь, то порвётся та нравственная связь, которая ещё существует между царём и его народом. Священник призывал царя выйти к народу «с мужественным сердцем» и сообщал, что рабочие гарантируют его безопасность «ценой своей собственной жизни».
В своих мемуарах Гапон вспоминал, с каким трудом ему удалось убедить вожаков рабочих дать царю эту гарантию: рабочие полагали, что если с царём что-то случится, они должны будут покончить с собой. По поручению Гапона письмо было доставлено в Зимний дворец, однако неизвестно, было ли оно передано царю. В письме к Святополк-Мирскому, составленном в аналогичных выражениях, священник призывал его немедленно сообщить царю о готовящемся шествии и ознакомить того с рабочей петицией.
Известно, что министр получил письмо и вечером 8 января возил его вместе с петицией в Царское Село. Однако никакого ответа от царя и его министра получено не было. Отсутствие реакции со стороны властей, неудачные переговоры с министром юстиции толкнули Гапона и его соратников на более радикальный путь.
Начиная с 8 января, Гапон в своих речах стал касаться личности царя. Священник заявлял, что в случае применения силы против демонстрантов вся вина за это падёт на Николая II, а его власть утратит свою легитимность. В таком случае, говорил Гапон, у нас больше нет царя и мы должны завоевать себе свободу сами.
С каждым часом речи священника становились всё решительнее, а их тон всё резче. В одном выступлении он говорил: «Пойдём, братцы, убедимся, действительно ли русский царь любит свой народ, как говорят. Если даст все свободы, значит любит, а если нет — то это ложь, и тогда мы можем поступить с ним, как наша совесть подскажет…» В другой речи он заявил так: «Если царь не исполнит наших требований, тогда мы разнесём весь Зимний дворец, не оставим камня на камне».
А в интервью корреспонденту английской газеты «Стандард» Гапон сообщил: если царь откажется принять петицию, «тогда будет страшный бунт». Диспозиция войсковых частей в г. Прибывший к ним священник Гапон отслужил молебен и обратился к собравшимся с напутственным словом.
Рядом с Гапоном шли руководители «Собрания» — рабочие И. Васильев, Д. Кузин, В.
Иноземцев и другие. Для придания шествию характера крестного хода рабочими были взяты в близлежащей часовне несколько хоругвей, крест, иконы и портреты императора. Во главе одного из многочисленных потоков шёл священник Гапон.
Он поднял крест перед собой — словно вёл этих людей в землю обетованную. За ним следовала верующая паства», — писал современник. Первые ряды шли плотной массой, взявшись за руки, с обнажёнными головами и с пением «Спаси, Господи, люди Твоя».
Сзади несли транспарант с надписью «Солдаты! Не стреляйте в народ! Около 11.
При приближении толпы от войска отделился отряд конно-гренадер и, обнажив шашки, во весь опор бросился на толпу. Толпа раздалась в стороны, послышались крики и стоны раненых. По данным военного рапорта, в этот момент из толпы послышались два выстрела, трое солдат получили удары палками, а одному взводному был нанесён удар крестом.
Встретив сопротивление, эскадрон прорезал толпу и, сделав круг, вернулся обратно к воротам. Толпа сомкнулась и с негодующим рёвом продолжила свой ход. По воспоминаниям одного из участников, передние ряды ринулись в сторону солдат ускоренным шагом, почти бегом.
В это время раздался сигнальный рожок, и по толпе был произведён ружейный залп. Участники шествия легли на снег, но затем снова поднялись и двинулись вперёд. Тогда по ним было произведено ещё четыре залпа.
Первые ряды повалились на землю, задние обратились в бегство. Толпа разбегалась, оставляя на снегу около 40 убитых и тяжело раненых. Выстрелами были убиты председатель «Собрания русских фабрично-заводских рабочих» Иван Васильев и старик Лаврентьев, нёсший царский портрет.
Оставшиеся в живых сползали на лёд речки Таракановки и уходили по льду. Гапон был уведён с площади эсером П.
Что нельзя делать девятого января 2024 года?
Что нельзя делать 9 января 2024 года Нельзя отправляться на охоту или рыбалку, а также прогуливаться около водоемов. Считается, что в этот день злые духи особенно активны. Нельзя выбрасывать остатки еды после праздничного стола.
Лучше угостить ими домашних животных или скот. Можно ли 9 января выносить мусор из дома? Нельзя выносить мусор, выкидывать или отдавать вещи из дома — плохая примета, можно вынести из дома удачу и благополучие.
Не рекомендуется употреблять спиртные напитки. Не следует 1 января отдавать долги — к бедности и разорению. Можно ли мыться 9 января?
Вопреки сложившимся стереотипам, в этот день трудиться и мыться — можно. Почему нельзя выносить мусор по ночам?
Георгий Гапон встретился с Чижовым, с заведующим отделом по разбору претензий рабочих на заводе Е. Иогансеном и директором завода Смирновым — все они отказали в поддержке. В ответ на это Гапон пригрозил: если рост «Собрания» не будет остановлен, его членами станут все работники завода к тому моменту на фабрике трудились 12,5 тысячи человек. В Нарвском отделе «Собрания» 2 января провели заседание, на котором решили потребовать уволить мастера Тетявкина и восстановить в должностях уволенных рабочих. Начало забастовки 3 января тут и далее — по старому стилю на Путиловском заводе началась забастовка рабочих. Абсолютно все сотрудники предприятия покинули свои места, порядка 2,5 тысячи человек и вышли во двор и потребовали разговора с директором завода. Беседа длилась около часа, Смирнов убеждал рабочих в несостоятельности их требований, а также пригрозил начать увольнение всех сотрудников, если они не вернуться на свои места. Рабочие выдвинули 12 требований, одним из которых являлось введение 8-часового рабочего дня.
Директор завода сказал, что из-за этого разорятся акционеры, чем поднял себя на смех. После неудачной беседы Георгий Гапон возложил ответственность за последующие забастовки на Смирнова, а также призвал организовать протест на всех фабриках и завода Петербурга. К забастовке присоединились 2 500 рабочих с Франко-русского механического завода. Позднее общее число бастующих выросло до 15 000 человек. Были выдвинуты аналогичные требования. Утром 5 января на протест вышли 6 500 рабочих Невского судостроительного и механического завода, 2 000 человек с Невской бумагопрядильной мануфактуры, а также Невская ниточная мануфактура с 2 000 рабочих и Екатерингофская мануфактура, откуда пришли 700 человек. Таким образом, к вечеру 5 января на забастовки вышли 26 тысяч человек. Глава ведомства Владимир Коковцов составил доклад на имя императора Николая II, уведомил Министерство внутренних дел о деятельности «Собрания» и передал доклад главе государства, который позднее ознакомился с ним. Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга Петербургские рабочие во главе с Георгием Гапоном пошли к царю с петицией, которую в то время также называли челобитной. Рабочие потребовали ликвидировать власть чиновников и собрать народное представительство в форме Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, тайного и равного голосования.
В петиции также были выдвинуты требования, разделенные на три части: «Меры против невежества и бесправия русского народа», «Меры против нищеты народной» и «Меры против гнёта капитала над трудом». Всего рабочие выдвинули императору 17 требований, одним из которых являлось «ограничение самодержавия». Именно эта часть была расценена царским правительством как дерзкая, что в дальнейшем стало первопричиной «Кровавого воскресенья». Забастовки, тем временем, продолжались. Уже к 10 января в протестах участвовали все 625 предприятий Петербурга, а общее количество участников забастовок достигло 150 000 человек. Популярность Георгия Гапона росла, многие видели в нем чуть ли не пророка. Письма доставили в Зимний дворец, но вряд ли передали царю и министру. Рабочие во главе с Гапоном пошли на более радикальные меры. Сначала священник в речах все чаще касался личности царя. Он говорил, что если против рабочих применят силу, то вся ответственность падет на царя, и он утратит легитимность собственной власти.
Кровавое воскресенье 1905 года: причины, ход событий, последствия
Дача Сиверса. Фото: «Яндекс» Дом культуры «Кировец» 1975—1985 г. Фото: «Яндекс» Еще одной не менее яркой достопримечательностью являются Нарвские триумфальные ворота. Фактически, это визитная карточка как проспекта, так и района. Они имеют интереснейшую историю, которая заслужила отдельной статьи. Нарвские триумфальные ворота в 1910 году.
Фото: «Яндекс» Возведены ворота были в честь победы над Наполеоном. Их величие венчает колесница Славы из доблестных воинов, которые восседают на вздымающихся конях. Тридцатиметровая скульптурная композиция стала первой самой большой работой российских архитекторов в 1827 — 1834 годах, посвящённой героям Отечественной войны 1812 года. Внутри ворот расположен музеи — воинской славы и городской скульптуры филиал. Остановка у Нарвских ворот 1954 г.
Фото: «Яндекс» Во время Великой Отечественной войны недалеко проходила линия фронта. В память о героизме защитников города и были сохранены укрепительные сооружения, как минимум два одноамбразурных пулеметных ДОТа и один двухамбразурный — а также железобетонный бункер по-видимому, командно-наблюдательный. Фото: «Яндекс» Из памятников войны следует отметить и мемориал, в оформлении которого, помимо упомянутого двухамбразурного ДОТа, использован танк КВ-85, один из немногих сохранившихся на сегодня экземпляр этой модификации. ДОТ на пр. Фото: «Яндекс» В 2007 году у сто четырнадцатого дома открыли памятник блокадному трамваю.
Реставраторы вернули к жизни настоящий ретровагон. В качестве постамента для памятника использованы несколько метров рельсов, установленных там, где в блокаду находились оборонительные сооружения. Ретровагон серии МС восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города. Памятником героическим вагоновожатым стал трамвай 12-го маршрута 1941 Кинохроника «Ленинград в борьбе».
Трамвай 12 маршрута. Фото: «Яндекс» Памятник блокадном трамваю на проспекте Стачек, 114. Фото: «Яндекс» В 1950-х-1960-х годах проспект украсил жилой массив «круглой» площади, он был построен в европейском стиле и в последствии получил высокую архитектурную оценку. Они и сейчас являются его украшением. Площадь Стачек.
Фото: «Яндекс» Знаменитый Дворец культуры им.
Да и деревенские батюшки в прикорме от такой селекции и евгеники. Глядишь- крестьяне богатые задумали свадьбу, а родство то близкое-никуда от факта не денешься и вот появляется причина, пунктик объявить все кровосмешением или получить пожертвование выгодно свирепому пастырю. И все встает на свои места- гора родила мышь. Указ о степенях родства это просто средневековый позор, подлежащий немедленной отмене и приведение его в соответствие с уголовным правом государства о семье. Все это предпочли замолчать.
А это требует всенародного собора и изгнания коррупционной составляющей, позорящей современное православие. Как в церкви этот отвратительный исторический мусор накапливается и почему она его не извергает, а тонет в нем? Потому что миряне изгнаны с архиерейского искусственного туманного Олимпа. Старые монахи архиереи решают судьбы семейных мирян и священников и добровольность отсюда давно изжита, а с ней уходит и благодать. Именно свобода поведения, пути и духа является той средой, которая оживляет и питает церковь новыми адептами и привлекает к Церкви, ведь она рождена Христом как добровольное общество последователей учения Иисуса Христа. Это бесспорная основа Церкви.
Другое дело, если люди утратили способность учить и учительствовать, тогда их власть и полномочия можно укрепить лишь скрытым насилием и учением о послушании. Но послушание добровольное вытекает из авторитета учителя, деятеля, а не из его должности, как директора в миру! Но именно это вы услышите в современной церкви- надо слушать батюшку, что бы он не сказал, не спорьте, так лучше будет всем. И скука обеспечена. У нас есть право искать проповедников и вне своего прихода если на нем нет достойного мастера духовного слова. А иначе это уже насилие над слушателями.
Насколько средневековая пирамида власти архиереев соотносится с добровольным характером принятия послушания Церкви? Откуда эти притязания «владык» как не из мрачных времен древнего мира , борьбы за архиерейские кафедры между группировками? Не пора ли открыто обсуждать и ставить эти вопросы, пока не поздно, пока никем не контролируемые архиереи не впали в комплекс царей и властителей мира сего- в цезарепапизм. Иисус сказал о таких- Князья народов господствуют над ними, у вас же да не будет так, но кто хочет быть первым да будет всем слугою… Крамольно уже звучит в России! Гапон на своем приходе вел себя необычно, привлекая правдой в проповедях о жизни рабочих толпы работяг. Обряд на приходе Гапона не был главным смыслом, все объединилсиь ради главного дела- преображения общественной среды мирным путем диалога христиан с царем христианином.
По всем вышеперечисленным причинам Гапон не был характерным тихим и молчаливым послушником, выделялся на общем сером и малообразованном фоне провинциального духовенства, превосходил всех архиереев даром убеждения и реального слова правды о жизни рабочих. Они были лишены обсуждения и упоминания своих проблем в церкви как общественной организации. Гапон дал им это право и повел к лучшей жизни. Я был в музее 1905 года в Москве и удивлялся что помешало царю, такому духовному спокойному человеку просто быть последовательным, просто выходить к народу, что кстати на деле было древне-русской традицией, отмененной Петром Первым, и вполне естественно, что темный народ этой традиции подсознательно следовал. Вот только традиции нельзя изменить, потому что созданы они для регуляции власти. И если власть вместо следования им стреляет в народ, ее просто сносят русские толпы.
Власть есть и всегда будет ничтожным меньшинством, спасающимся только путем мира с народом, мирного договора! А расстрел 9 января показал что Николай Второй не умел управлять толпой и быть народным вождем, а не главным полицмейстером страны. Идея идти к Зимнему была прекрасная и светлая, истинно русская, и не даром принята была почти всеми. И никакой Гапон не провокатор, а гениальный христианский социалист, едва не изменивший историю страны. Без царя все рушилось, замысел работал только при его участии и в этом был шанс спасти царство, как систему отношений народа и царя. Вместо того чтобы принять предложенную Гапоном парадигму спасения отношений, Николай отдал свою власть и полномочия армии и полиции и по сути перестал быть царем после этого.
Его власть в русском понимании рухнула 9 января. Расстреливать на площадях можно мародеров, а расстреливать мирное шествие добрых и набожных трудяг, как преступников криминально и преступно, всех стрелявших следовало судить как военных преступников. Придя на площадь люди ожидали царя, был вариант не выйти к народу и все бы разошлись. Но прозвучали выстрелы, началась рубка конницей, по сути карательная экспедиция. Звучат обвинения толпы народной в том, что она якобы была нашпигована провокаторами с наганами и дубьем, но тогда войска бы не устояли. Трагедия стала так велика и возможно лишь потому, что люди в большинстве изначально не собирались давить горстку солдат на площади.
Выстрелы заставили неприготовленных к ним людей увеличить жертвы давкой и убеганием, когда пострадали дети, взятые с собой на этот как думали люди праздник единения с Царем. Полиция должна была пойти на любые жертвы, изъятие патронов, допущение ограбления дворца, избиения и убийства полицейских и солдат, но только не потерю главного- мира с народом-медведем. Все было очень сложно, Гапон был прямым конкурентом ленинской партии и других крайних и они решили убить его. Но идея русского христианского социализма под сакральным царским домом сохранением политических традиций в новое время не умерла и не умрет, пока жив народ, ее носитель, жаль что аналитики и историки одурманенные лишь западной трактовкой событий не видят русских национальных особенностей в тех событиях. Император Японии и королева Англии спокойно существуют до сих пор. А мы как всегда горячимся, да ладно, медведь отходчив.
Но правда дороже, те монархисты, которые после перестройки расправили крылья мало разбирались и в истории, и в самой идее именно русской монархии. Они считали Петра Первого единственно возможным вариантом развития страны. Забывая, что Петр и разрушил многое из русских политических традиций, наивно полагая основать царство по западному, без местных коренных традиций. И странным образом в революции многие русские увидели возврат к вечевым традициям народной демократии домонгольского периода , сочетавшим и князя и народный сход, и упрощение обращения к главному вождю, как и было на Руси в древние времена, когда люди были все вольными и прямо могли говорить с князем. Не даром появляется в те годы революции обычай посыла ходоков к Ленину, к Калинину, с народными наказами… Именно поэтому в Кремле скромные царские палаты имеют крыльцо, выходящее на народную площадь и часто прямо из царского тронного зала и боярской думы коррупционеров свергали с этого крыльца и выдавали по требованию толпы на народную расправу. Все это в наших генах и никто это не изменит.
И смысл существования всех площадей именно в народных сходах для обсуждения событий и обид боярских. Мало известен и факт существования в окружении царя фашистско-ультра-монархической партии во главе с такими убийцами как Пуришкевич, убеждавший всех что все проблемы России можно решить??? И ничего этим не достигли, только древний каинов грех содеяли и выполнили волю британских агентов, не допустивших выхода России из войны, чего добивался Распутин от Николая Второго и оставления Британии наедине с мощью немцев. Именно след этих фашистов убийц прослеживается в самой идее убить рабочих —гапоновцев на дворцовой площади, беспощадно и бессмысленно, вероломно и подло, как потом убьют Распутина. К сожалению, фашизм тогда уже проникал и в высшее руководство армии и полиции. Это было не русское, а западное течение мысли, через полунемцев проникавшее в западную столицу Петербург.
Дай Бог,чтобы мои подозрения не подтвердились. Мы много думаем и пытаемся уловить логику виновников расстрела, но мне представляется, что убийство как преступление имеет корнем не логику, а саму ненависть и потому легко раскрывается сыщиками. Оно не логично и потому иррационально по мотивам и природе. Тем более массовое убийство невинных людей. Это просто торжество абсурда и пир эмоций ненависти. У кого же в Петербурге могло быть столько накопившейся ненависти?
Хорошо бы проверить солдат и всадников по национальному и другим факторам, узнать, что им говорили перед карательной экспедицией, в которую превратилось мирное шествие семей рабочих. Пусть ни у кого из православных не останется иллюзий —Николай Второй знал о предложении Гапона, и вне всякой политики и малейшего компромисса, лично присутствовал при принятии решения о разгоне или даже расстреле толпы за день до события и принял решение уехать из города и отдать ситуацию генералу садисту Дубасову, ну и фамилия, не правда ли Бог шельму метит? Что мог генерал дать народу и как мог заменить личность царя если знал только дилемму —стрелять —не стрелять, бить —не бить? Даже если принять действия гапоновцев за хитрую игру, то эта игра была мирной, гуманной и в ней не было и тени бунта. Мудрый политик воспользовался бы ситуацией и увидел, что Гапон просто возглавил стихийную волну, без народа священник был ничто, что работа со стихией и есть дело реального вождя, реального политика, каким Николай себя уже не видел. Вместо награждения Гапона высшими орденами империи и приглашения его во дворец, как всегда поступали хитрые английские короли с народными вождями, последовало изгнание за границу.
Царь в зимнем, как Людовик в Версале вообще оказался не готов к диалогу с народом, древняя традиция которого предполагала такой прямой диалог. Для чего же крестьянин был откреплен от земли, если не для пришествия в городские заводы и наконец как вольный человек для права прямого обращения к царю? Или крепостничество еще не умерло в сознании верхов? Надо не иметь сердца, чтобы не увидеть в идущих с иконами рабочих тех самых вчерашних крестьян из разорившихся дальних усадеб, с их патриархальным сознанием, где царь оставался добрым батюшкой, и сама мысль о расстреле не приходила в голову его покорных и очень очень терпеливых работяг. Куда им еще было идти??? Возникает следующий вопрос-все это так не похоже на кроткого Николая, что остается одно предположение- он уже не был правителем в стране Дубасовых.
И об этом хамстве мелких сошек на местах кричат все мемуары той поры. Царь уже не мог сдержать надзирателей и все шло по стенфордскому сценарию см мою статью «Путин и стэнфордская революция» А концом этого неуправления был смешной арест на станции Дно, когда никто вообще уже не был обязан умереть за свободу особы императора. Вот таковы основные мотивы трагедии сделавшей возможным революцию 17 года и успех партии радикала Ленина, пришедшей в созданную пустоту оставленную гапоновским движением русских христианских социалистов, расстрелянным и повешенным в лице отца Георгия Гапона. А что если люди распяли образ самого Христа? Разве такая страна заслужила другую судьбу? Но кто предал этого Христа распинавшим, вместо того чтобы прославить и вознести быть может и во главу Церкви?
Убит он был потому что никто уже не хотел его охранять. Рабочие от него тоже отвернулись, но его вины в этом не было. Гапон верил в Царя как и его стотысячная паства. Разве страна в лице верхов не предала своих политических традиций и корней? Что же удивляться буре, когда спокойный путь отвергнут. Рабочие прекрасно осознавали что их встретят войска и полиция, которых по статистике было вызвано в Петербург около 40 000 человек, пеших и конных, к дворцу было привезено две пушки.
Все происходящее и возможное развитие обсуждалось на собраниях рабочих организаций и все были единодушны-надо рискнуть, пусть опасность велика, но и победа рабочего движения казалась такой близкой. Политический взгляд действительно давал много возможностей. Технология Ганди была проста и гениальна. Толпы людей собирались по всей Индии на площадях и просто ходили или стояли, осыпаемые ударами дубинок полицейских, терпя убийства от полиции и готовые умереть за мирное решение предложенное Ганди. Вся сила этого движения состояла именно в проявлении терпения и долгодневности пеших акций по всей стране. Именно долгота и растянутость во времени, терпение и настойчивость вызвали панику в стане колониальных властей и привели к уступкам, открывшим дорогу к концу дикого британского колониализма.
Итак судя по примеру Ганди, гапоновцы правильно мыслили, их самотверженность и терпение могли принести плод, но нельзя было рассчитывать на несколько дней демонстраций, нужно было ждать и действовать одновременно. Гандистов в Индии тоже пытались расстреливать, погибли сотни людей, но виновники все таки ответили и был суд над офицером убийцей. Гапоновцам, если бы они были готовы к пути Ганди, предстояли долгие месяцы избиений, расстрелов и арестов, пока наконец царь и его окружение не приняли бы условия мирного протеста. Их путь был верен, гуманен, героичен и мужественен. Власть ответила террором, потому что как бы это не называли, но стрельба в толпу есть по сути слепой террор. Царь в конце концов опомнился и дал манифест, позволивший собрать народных представителей.
Но было поздно, и по сути не сделано было главное- прямой контакт с народом. Окружение царя типа садиста Дубасова мгновенно подготовили выбранную палачами "делегацию" которой был накрыт обед в царском селе и Гапон как организатор всей акции мирных протестов вообще не был принят во внимание. Слона то я и не заметил, как в басне. Причем стрельба производилась настолько жестоко и слепо, что были убиты два полицейских и просто зеваки, потому что любую толпу офицеры воспринимали как восстание и начали просто стрелять в людей скопившихся на улицах многолюдного кстати города-столицы. Выбор был даже у солдат, они могли стрелять поверх голов, не попадать и или бить в землю, и ни кто бы не мог их контролировать. Рабочие называли солдат убийцами и многие рвали рубахи на груди, готовые умереть и быть раненными.
Но на солдат так никто и не бросился. Просто инстинктивно разбегались и уходили с места расстрела. И 9 января и десятого и еще два дня после рабочие большими шествиями с разных концов столицы шли разными дорогами ко дворцу и попадали в разных местах под огонь войск. Поэтому и количество жертв так и не удалось точно подсчитать, еще больше осталось неподсчитанных раненых, поскольку обращение к медикам грозило арестом за участие в беспорядках. Представьте что вы работаете по 12 часов в грохочущем цеху а потом валитесь на свою койку в общем бараке, с которой только что встал ваш сменщик, то есть у вас даже нет своей кровати. Постепенно весь мир для вас сузится в размеры этой койки и куска хлеба.
Ваши забастовки не приводят к улучшениям. Вас готовы заменить толпы обнищавших на крошечных наделах крестьян, идущих как зомби в столицу из нищающих провинций. В церкви упитанный священник, никогда так не работавший, просит вас терпеть, но вы уже терпите на пределе. В конце концов у таких полурабов развивается психическое расстройство , революционный психоз. Но и это предусмотрено властями- вас просто расстреливают на площади, когда вы собираетесь больше пяти человек. Дома отца Георгия Гапона ждала жена и дети.
Его увели с площади вожди рабочего движения, когда стало ясно что никто не останется в живых, что дальше просто гибель под пулями и шашками. Старик несший портрет царя был убит пулей пробившей портрет и тело старика. Прекрасная сцена для трагедии. Причина тому была простая- стремление властей скрыть позорное количество жертв и коррупция властей. И не смотря на все жертвы даже таким кровавым путем можно бы идти, и мирные шествия могли бы продолжаться. У Ганди получилось, потому что он смог объединить усилия всех группировок общества Индии, недовольных колонизацией.
Скажу больше, именно арест Ганди дал ему возможность продолжать борьбу. Очень плохо, что Гапон не был арестован и заключен в Петропавловскую крепость как Максим Горький, взятый туда лишь по подозрению в соучастии организации беспорядков. Арест Гапона как и арест Ганди был бы освещен в прессе и общество имело бы время подумать и сделать выводы. Поймите, что Гапон прекрасно осознавал опасность своего поведения и был готов умереть за свою идею идти к царю. Но разве его идея была преступлением? К тому времени в Европе никто никого не расстреливал за мирные шествия.
Он, царь, их прощает и принимает кое какие меры и тд. Вот это было воспринято участниками событий как бред. Прощает за готовность умирать и калечиться чтобы проявить свое гражданское отношение к положению дел в стране? Прощает за отданных в кровавую жертву родственников, детей и женщин, убитых без разбору, до кучи? И люди это готовы были ему простить, если бы хоть что то Он сам понял, не передавая бесконечно свои полномочия Дубасовым и другим посредникам-палачам. Поистине у всех сложилось впечатление что царь неадекватен.
А таким его делали его доверенные лица, докладчики, которые чтобы сохранить свои посты готовы были оболгать кого угодно, героев рабочих назвать преступниками, лишь бы усидеть в креслах. И у них получилось, Николай проспал момент, когда можно было войти во взаимодействие с проектом Гапона по спасению страны, царства и кстати и церкви, потому что сам отец Георгий олицетворял на улицах и в газетах Церковь. Его присутствие показывало обществу, что Церковь и коррупированный царизм разные институты, что церковь еще не кладбище душ, что она может и участвовать в политических процессах не спрятавшись за штыки силовиков и отсиживаясь по погостам. Гапон пожертвовал собой когда начал все это и понимал, что сам может быть отлучен от официальной церкви за подобные несогласия с верхами. Отлучение его и снятие сана означало разорение его семьи, утрату всей прошлой жизни. Что могло заставить отца Григория пойти на такое, он ведь мог бы свободно сойти с этого поезда на любрй стадии.
Предложение Гапона царь так и не осознал, не понял его гениальности, народного духа и воплощения мечты о царстве русском. Конечно движение мирного протеста спешило, встреча Гапона с представителем власти царя в Петербурге произошла крайне неудачно и поздно, предварительного обсуждения не успели добиться и да царя не дошел масштаб события и его огромные последствия... От доклада о шествии и предложении Гапона до расстрела 9 января оставались сутки. Другой момент,очень важный, что от позиции царя зависело, будет ли людям компенсированы потери от действий военных. И тут получилось, что при признании мертвецов -худосочных работяг, стариков и детей и женщин бунтовщиками никакой компенсации семьям этих преступников не положено. Любой адекватно видящий ситуацию политик подумал бы о том, что людей надо похоронить, и не в ямах как собак, а в нормальных гробах и оплатить кресты, венки и отпевание, простите, а так получалось, что если человек вышел на площадь мирным шествием протеста он объявлялся государственным преступником и лишался даже прав преступника на суд и человеческие похороны.
Даже ЧК как то судили людей, но расстреливать толпы это даже красный террор себе не позволял. Существует еще такая вещь как честь и вежливость королей. Царь, император должен был понимать что побежденный, даже враг, а тем более свой же раб, не достоин собачьего отношения, тем более глупые по его мнению обманутые социалистами люди, его граждане, уже мертвые, зачем бесить общество жестокостью к трупам, жадностью к их похоронам, фактическим смертельным обвинением их без суда или хотя бы последующего публичного разбирательства их вины... Но все было сделано именно так как требовалось для свержения самодержавия. И тут мы подозреваем тайный умысел буржуазно настроенной прослойки дворян из окружения царя рубившего все подряд по принципу"чем хуже, тем лучше", чтобы потом сказать- в стране нужна буржуазная революция. Но тут хитрецы не поняли одного-масса рабочих не позволит буржуазии использовать выгоды от свержения царя.
Потому, что даже неадекватный царь мог быть терпим рабочими, он у них в подкорке сидел, его наконец можно было заменить другим Романовым, он был далеко и не определял их условия труда. А вот буржуазия то русская дошла до предела народного терпения, она забыла что на принадлежащих ей заводах царили нищета и штрафы, бездомность в огромных общих бараках и бесконечный рабочий день, иногда без выходных! Поэтому то и после свержения царя народ никаких улучшений не получил. И подкатило время Ленина, и фактически была проведена национализация промышленности, поскольку частник не мог удержаться от злоупотреблений с правами трудящихся. Вскрывая причины трагедии, важно понимать, что предпосылки ее сложились всей русской историей и христианский социальный проект для России рухнул по вине руководства и церковного и чиновничьего, слияние которых ослепило обоих, хотя долг Церкви был обличить зверства и призвать к политическому выходу из тупика... Царя можно было спасти, если бы его чиновники генералы и офицеры четко действовали в его интересах, а интересы эти подразумевали уважение к народу и его гражданской активности.
Тогда выстрелы не прозвучали бы и шашки не рубили бы всех подряд. Поверьте никакой необходимости массового расстрела не было. Ни один солдат не пострадал. Никто не бил витрин и не грабил дворцов. Пойдя путем Гапона церковь выдвинула бы своих представителей во власть и когда к власти пришли атеисты их влияние, смертельное для церкви было бы уравновешено в советах депутатами от духовенства. Тактика, выбранная архиереями стоять на стороне любой реальной власти без разбору и без представительства в выборных органах привела к полной потере церковью опыта реальной политической борьбы а при приходе к власти врагов церкви оставляла ее вообще без защиты.
И что это за идея неучастия, когда любые грешники и злодеи могут представлять свои интересы во власти, а святая церковь нет? Что может быть провальнее бездействия когда сама жизнь есть движение. Именно это бесило непримиримых борцов, заставляя считать его "Иудой"который так и не выбрал узкий круг эсеров или большевиков, проявив в этой беспартийности свою великую народность , потому что народ наш никогда партийным не станет. После изгнания из России и разгона гапоновцев Георгий не мог не пережить душевного кризиса от сознания того, что идущие за ним многие погибли безвинно, но вины его в их гибели было немного. Он не заставлял никого как большевики партийной дисциплиной идти под пули, каждый гапоновец сам принял решение ради будущего страны рискнуть. Его мучило разочарование в царизме, даже в том обрядоверии, в слепой вере, в которой он был воспитан.
Ему предстояла огромная работа по переосмыслению нового опыта воинствующей земной церкви. По сути его мир рухнул еще задолго до реальной революции. Также погиб и Ганди-его взорвал смертник в толпе поклонников, которым Ганди никогда не отказывал в приеме... Бескорыстие не позволило скопить деньги на хорошую охрану от убийц, открытость людям позволила убийцам войти в количестве, достаточном для удушения. Удушение тихое было предусмотрено планом убийц на случай вмешательства наружной охраны священника. Убийцы были одеты как рабочие, ради которых он жертвовал всем.
Он до последнего принимал людей и надеялся на второй шанс христианского социалистического движения, даже после неизбежного вооруженного восстания... И самое страшное и удивительное - Гапон пошел на свою казнь потому, что пригласил его в ловушку особый иуда -тот самый инженер, Рутенберг, что вывел его из под огня в подворотню в день шествия 9 января... Будь я на месте гапоновца, я бы тоже пошел на площадь, хотя в шлеме под шапкой и со сковородкой под пальто на груди, и конечно аптечкой на случай кровопотери, умереть от которой было бы вполне реально без помощи и при попадании 7,5 миллиметровой пули винтовки Мосина, которая могла почти оторвать руку, а толпе убить несколько человек, пройдя насквозь. Пуля винтовки в упор пробивала чугунный рельс. Стрельба в городе из винтовки приводит к случайным жертвам, рикошетам, так как убойная сила огромна и летит на полтора километра. Особенно жутко и то, что для раненых не было вызвано карет скорой помощи, при адекватности властей их можно было поставить прямо на краях площади.
Думаю кто то хотел максимально увеличить потери рабочих, все указывает на это. По сути 9 января это начало гражданской войны и выход обоих сторон из правового и политического процесса на поле боя,на ту дворцовую и другие площади и улицы, где солдат-брат стрелял в брата, в сестру, в сына, отца и священника. Ну а теперь серьезно.. Открытые Евангелием законы духовного мира и сама мистерия Великого Жертвоприношения не прекратились с распятием Спасителя на Кресте. Каждая эпоха и каждое поколение вновь происходит странное событие, когда последователь Христа вновь добровольно отдает себя в жертву за современников. Начнем с примера апостола Петра, когда начались гонения в Риме он благоразумно ушел по Аппиевой дороге в изгнание, но вдруг недалеко от пройденных уже ворот ему явился Иисус, идущий в Рим.
Куда ты идешь,Господи? Я иду в Рим. Петр мог бы жить "на пенсии"и пожертвования в каком нибудь имении патриция, как современные "деятели" церкви, дряхлеть и писать мемуары, но он повернул в Рим и был распят вниз головой, по его просьбе, по смирению, 12 июля, а спустя год в тот же день обезглавили апостола Павла. Тысячи зрителей казни обратились ко Христу и крестились, была основана римская церковь. Фактически Петр принес себя в жертву за обращение современников, ведь прошло шестьдесят лет после смерти Христа. Если приложить этот смысловой ключ к событиям 9 января, то мы увидим вождя народного движения , священника Георгия Гапона, который мог бы уйти, отправить рабочих одних на площадь, но он не мог такого допустить.
Подобно апостолу Петру в Петрограде он отдает себя в жертву и эта жертва показывает как российская власть далека от того Бога, в которого верил народ и сам Георгий, как предает Бога и его правду молчанием и неправдой и церковная и чиновничья аристократия. А ведь мог бы тихо служить и толстеть на щедрые столичные жертвы да гладить дочек до самой смерти... Вспоминаются слова Александра Невского -не силе Бог. И острота противоречий не снята, повторяется снова тот ночной архиерейский суд, когда первосвященники собравшись испытали Иисуса- Скажи нам ты -Сын Божий!? Но этот вопрос сам возникает из проблемы-как быть с талантливым проповедником-принять его как пастыря и следовать за ним или...
Быт рабочих в начале 20 века.
Это объясняется тем, что вплоть до конца XIX века не существовало норм охраны труда и прав работников. По отношению к преступникам, которые трудом искупали свои проступки, это еще можно оправдать, но почти в тех же условиях работали и дети. Но все же доведенные до отчаяния люди сумели переломить ситуацию, изменив отношение к их труду во всей стране. Работные дома принудительного режима У работодателей не было недостатка в рабочих, выстраивавшихся в очередь у фабрик и заводов. Власти решили одним махом изолировать от общества асоциальный класс и принудить «непотребных» к труду в работных домах. Идейно такие заведения считались благотворительными организациями, где бродяги могли жить, питаться и работать за деньги.
Идею открытия этих учреждений приписывают царю Фёдору III Алексеевичу Романову, который озаботился судьбами погорельцев после пожара в Москве 1676 года, строил дома для нищих, участвовал в жизни пленных. До него бродягами и убогими занимались монастыри. Уделял внимание этому вопросу и Петр 1, который своим указом учреждал смирительные дома. Он объявил нищих социальным злом, запретил милостыню под угрозой 10-рублевого штрафа, а само подаяние приказал рассматривать как соучастие в преступлении. Нижегородский работный дом. Одно из самых известных подобных заведений — первый московский работный дом, разделенный на мужское и женское отделения.
Мужчины занимались здесь тяжелой земляной работой, трудились на кирпичных заводах, заготавливали камень и дрова для госстроек и частного спроса. Женщины в основном были заняты прядильным делом, ткали паруса для флота. Позже на базе первого московского работного дома появилась тюрьма «Матросская тишина». При Николае I работные дома стали классифицироваться как места отбывания наказаний. Заключение в таком доме лишало человека прав и длилось от 2 месяцев до 2 лет. Распорядок работного дома подразумевал ранний подъем по команде, перекличку, скудный завтрак и рабочий день до самого вечера с перерывом на обед.
Владимир Ленин со ссылкой на зарубежные газеты в одной из своих статей назвал цифру 4600. Гапон полагал, что от солдатских выстрелов погибли 300-600 человек, и еще не менее 5000 были ранены. Сам он после расстрела демонстрации был уведен с площади эсером Петром Рутенбергом. По дороге его остригли и переодели в гражданское платье, переданное одним из рабочих, а затем привели на квартиру Максима Горького. Увидев Гапона, писатель обнял его, заплакал и сказал, что теперь «надо идти до конца». Здесь священник написал послание к рабочим, в котором призывал их к вооруженной борьбе против самодержавия, а затем бежал за границу. В эмиграции Гапон успел составить мемуары «История моей жизни». Рассказывая о подготовке к выступлению, он признался, что ожидал жертв: «Все вожаки рабочих, всего около 18 человек, собрались в одном из трактиров, чтобы закусить и проститься друг с другом.
Половой, прислуживавший нам, прошептал: «Мы знаем, что завтра вы идёте к царю, чтобы хлопотать о народе. Помоги вам Господи». Затем мы стали вырабатывать план демонстрации, причем мы выяснили его только в главных чертах, предоставляя каждому отделу союза свободу самостоятельно действовать при организации своей процессии. Конечная же цель — достигнуть Зимнего дворца — была для всех обязательна. Я поблагодарил всех за оказанную мне помощь в нашем деле. Не на полях Манчжурии, а здесь, на улицах Петербурга, пролитая кровь создаст обновление России. Не поминайте меня лихом. Докажите, что рабочие умеют не только организовывать народ, но и умереть за него».
Все были глубоко потрясены и пожимали друг другу руки. Затем стали писать адреса своих родственников и родных, чтобы те, кто останется жив, мог позаботиться о семействах убитых». Кровавое воскресенье вдохновило Троцкого После бойни был уволен начальник петербургской полиции и ушел в отставку министр внутренних дел Петр Святополк-Мирский. Кадровые решения, однако, никого не успокоили. Радикалы всех мастей получили серьезный «козырь» для своей агитации. Как признавался в своей автобиографии «Моя жизнь» Лев Троцкий, Кровавое воскресенье послужило для русских эмигрантов-революционеров сигналом к возвращению в Россию. Мальчишка продал мне вчерашний номер газеты. О шествии рабочих к Зимнему дворцу говорилось в будущем.
Я решил, что оно не состоялось. Через час-два я зашел в редакцию «Искры». Юлий Мартов лидер меньшевиков. Ru» был взволнован до крайности. Вот, вот, вот…» И он совал мне газету. Я пробежал первые десять строк телеграфного отчета о Кровавом воскресенье. Глухая и жгучая волна ударила мне в голову. Оставаться за границей я дольше не мог».
Девятое января это первая политическая стачка, хотя и прикрытая рясой.
3 января в истории рабочего движения.
Военные и полицейские власти вместо того, чтобы изолировать десяток организаторов, доверились слову Гапона о том, что шествие не состоится. Самого Николая II в эти дни в Петербурге не было, поэтому идея вручить ему петицию в Зимнем дворце изначально представлялась абсурдной. В последний момент должностные лица поняли, что Гапон ведет двойную игру. За день до манифестации было принято решение ввести в город войска и блокировать центр. Армейское командование позиционировало Дворцовую площадь как «тактический ключ Петербурга» и обязывалось любой ценой не допустить туда демонстрантов.
В назначенный срок к Зимнему дворцу прорвались тысячи человек. Многие шли целыми семьями. Их помыслы были наивны и в большинстве абсолютно лояльны Николаю II. Рабочие считали, что император мудро рассудит их, возьмет под защиту и накажет «злых фабрикантов».
Военные, однако, не разобрались в ситуации, открыв огонь в различных точках Петербурга. Началась паника, и случились жертвы. Группы манифестантов были слишком многочисленны и, натолкнувшись на заградительные кордоны, не смогли сразу прервать движение. Хронологию дня в своих мемуарах подробно дал Врангель-старший: «9 января 1905 года, чуть свет, директор опять телефонировал, прося сейчас приехать.
Я отправился. Но, проехав через Николаевский мост, вернулся. Там стоял наряд войск. Полицейский офицер мне заявил, что на Васильевский остров ехать можно, но обратно не разрешит.
Обратно через Неву никого пропускать не приказано. У Академии стояли стройными рядами рабочие, все прибывая. Сколько я мог заметить, они были одеты в праздничное платье. Я вернулся через Дворцовую площадь.
Там стояли войска. Знакомый офицер мне передал, что людям розданы боевые патроны. Рабочие настроены вполне миролюбиво. Я уверен, что Государь к ним выйдет.
Офицер удивился: — Разве вы не знаете, что Государя в городе нет? Он выехал. Быть не может! Кто говорит — вчера, кто — раньше.
Дальнейший ход событий злополучного 9 января известен. Многочисленная толпа рабочих стройными рядами, с пением «Спаси Господи люди Твоя», двинулась по набережной к площади Зимнего дворца. Впереди, с крестом в руках, шел священник Гапон, несли образа и царский портрет. Дойдя до дворца, толпа встала.
Министр юстиции Александр Керенский Александр Керенский в своей речи на том же заседании Госдумы критикует не только деятельность правительства, но и отношение к рабочему классу тех членов Гос. Думы, которые по своему социальному положению не примыкают к демократическим организациям и партиям и разделяют вместе с властью страх перед рабочим классом: «Настает момент, когда терпение масс начинает истощаться и когда перед вами появляется призрак подлинного настроения широких масс, когда вы, как страусы, прячете голову в песок… Я думаю, что тем или иным путём, но вопрос о неизбежности столкновения с властью, которая хочет путём уничтожения будущего государства сохранить свое будущее, будет поставлен скоро весьма решительно». Официально ввел продразверстку. Его продовольственная политика не получила поддержки в Госдуме. Александр Керенский — депутат Государственной думы, вышедший из партии эсеров, бойкотировавшей выборы, и возглавивший фракцию «трудовиков». Часто критиковал правительство и считался выдающимся «левым» оратором.
Николай Чхеидзе — глава фракции меньшевиков в Госдуме. Пользовались патриотической, но антиправительственной риторикой за исключением их поддержки Первой мировой войны. Социал-демократы, Российская социал-демократическая рабочая партия — собирательное название «левых» организаций, разделившихся в предыдущие годы из-за отношения к войне и методам политической работы.
Это был первый русский трактор, который СССР начал экспортировать за границу. Танк КВ-1. Первый экземпляр русского томного танка КВ-1 Клим Ворошилов был сделан на Кировском заводе еще в 1939 г. Этот танк стал первым в длинноватом ряде моделей бронетанковой техники семейства КВ. Гусеничный трактор КТ-12. За успешную работу создатель машины Ж. Котин в 1948 г.
Русский колесный трактор «Кировец» К-700 стал, пожалуй, самым известным детищем Завода имени Кирова. Первыйтрактор вышел в поле в 1962 г. Лишь в 2002 г. Трактор «Кировец» К744Р.
Кстати, это была обычная практика.
В частности, когда шло составление наказов в первую Государственную думу, население просило священников помочь в этом деле. Также в составлении петиции участвовали и большевики. Это видно по политическим требованиям в петиции. Георгий Гапон был убит эсерами в марте 1906 года. Причины — скорее всего его работа на охранку.
До этого Гапон активно и плотно общался и с большевиками, по крайней мере до царского Манифеста 17 октября. Нашел вот документальный фильм про Кровавое воскресенье и Георгия Гапона. Можно посмотреть на досуге: Последствия Царь к шествующим не вышел, они были расстреляны. В своем дневнике он потом напишет, что ему больно и тяжело. В результате народ разуверился в доброго царя-батюшку, всем стало ясно, кто есть кто.
По всей стране начинается стихийный этап Первой Русской Революции 1905 — 1907 годов , который будет продолжаться до октября. С октября революция примет организованный, хотя и менее массовый характер. На мой взгляд эта революция и само Кровавое воскресенье поставило вопрос о существовании реального диалога между государством, властью и обществом. И такого диалога нет до сих пор, потому что низы не могут жить так, как живут, а верхи не хотят ничего менять. Также вот есть далеко не бесспорный докуменальный фильм по этому событию.
Можно глянуть: А незавершенный характер этого события повлек за собой Февральскую революцию , а затем и Октябрьскую.
100 фактов о 1917. Забастовка Путиловского завода
Начавшаяся забастовка на Путиловском заводе быстро распространилась на другие предприятия Петрограда и стала массовым проявлением рабочей недовольства. 4 января забастовка на Путиловском заводе продолжилась, и уже к вечеру к директору пришли 40 человек, выбранных от каждого цеха, во главе с Георгием Гапоном. Однако 3 января на Путиловский завод приехал Гапон и привез эти требования: восьмичасовой рабочий день, повышение платы чернорабочим и другие. 3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе забастовали все 12600 рабочих. 2. Забастовка на Путиловском заводе в Петербурге (декабрь 1904 г.) Рабочие, требовавшие 8-мичасового рабочего дня, объясняли свое прошение нехваткой времени для сна и отдыха и непомерными объемами военных заказов в условиях военного времени. 4 января забастовка на Путиловском заводе продолжалась.
"Кровавое воскресенье": почему Николай II отсутствовал в Петербурге
По легенде, такой акт может лишить их мужской силы. Где был царь в Кровавое воскресенье? В день шествия самого царя не было ни во дворце, ни в самом городе. Политический характер выступления и стремление демонстрантов прорваться сквозь оцепление солдат стали причиной разгона шествия, в ходе которого против рабочих было применено огнестрельное оружие. Что будет 9 января 2024 года? Что нельзя делать в этот день, каковы приметы — в материале ниже. Нельзя долго находиться за пределами дома и разговаривать с кем-то через порог, чтобы избежать возможных ссор и конфликтов. Почему нельзя мыть голову в понедельник? Как говорят в народе, начинать дела в понедельник — дурное дело! И мытье головы — не исключение. Если верить народной мудрости, помытая голова в первый день рабочей недели навеет неудачу на все остальные трудовые будни.
Когда лучше мыть голову в какой день недели?
Началась забастовка на Путиловском заводе. Требования забастовщиков поначалу были преимущественно экономическими и касались улучшения условий и оплаты труда. Большое влияние на забастовщиков в тот момент оказывало "Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга" во главе со священником Георгием Гапоном. Поскольку создавалось собрание под контролем полиции, то поначалу власти не испытывали особых волнений из-за забастовки. Считалось, что коль руководит ею Гапон и его товарищи, то опасность радикализации протестов отсутствует. Упущенные возможности Но здесь власти сами упустили момент, когда вопрос можно было решить относительно безболезненно. Переговоры забастовщиков с администрациями предприятий в первую очередь Путиловского завода провалились. Власти же никак в это не вмешались и не помогли прийти к компромиссу.
А Гапон осознал, что провал переговоров грозит ему потерей влияния на рабочих.
Сергей П. Правильный ответ Дата забастовки на Путиловском заводе — 18 февраля 1917 года.
Рабочие держат себя на забастовавших заводах и фабриках совершенно тихо и спокойно. В некоторых местах разбрасывались прокламации, между прочим, с надписями: «Долой войну! По сообщенным полицией сведениям, забастовавшие рабочие намереваются сегодня вечером собраться в разных отделениях «Собрания фабрично-заводских рабочих города С. Записка прокурора Петербургской судебной палаты на имя министра юстиции от 8 января 1905 г.
В 1-м участке Выборгской части — чугуннолитейный завод Лесснера 600 человек , табачная фабрика «Гаванера» 220 человек и рабочие в С. В Охтенском участке, сверх Охтенской бумагопрядильни, прекратились работы на пивоваренном заводе «Новая Бавария» и на канатной фабрике «Нева». К судостроительному заводу Крейтона подошла толпа забастовавших рабочих с других заводов с намерением заставить прекратить работы и на заводе Крейтона, вследствие чего туда вытребована была, по распоряжению градоначальника, сотня казаков. Вскоре рабочие, прекратив работы, удалились с названного завода, а казачий отряд возвратился в казармы. Во 2-м участке Выборгской части к ранее забастовавшим присоединились все остальные заводы, расположенные в пределах названного участка 9 600 рабочих на 23 заводах. Во 2-м участке Васильевской части забастовали рабочие, в количестве около 8 000 человек, на казенном трубном заводе, откуда забастовка распространилась на все остальные заводы, расположенные в пределах названного участка. В 4-м участке Петербургской части прекратились работы на судостроительной верфи великобританского подданного Ильс рабочих около 80 человек.
В 3-м участке Рождественской части забастовали рабочие на альбомной фабрике «Бехли», в количестве около 200 человек, на сталелитейном заводе «Моран», в числе 20 человек, на лесной бирже Беляева в количестве около 300 человек, и в мастерской городских конно-железных дорог 2 группы в числе 80 человек. Сего числа забастовали рабочие на придворно-конюшенной рессорной фабрике, в количестве 248 человек, и на расположенных в районе Шлиссельбургского участка керосиновых складах общества «Мазут», Тер-Акопова, бр. Нобель, общества «Нефть и Олеум» в количестве всего около 200 человек и на мелких мастерских Петухова и Львова. Вчера к типографии правительствующего сената стали подходить рабочие других забастовавших заведений и уговаривать типографских рабочих присоединиться к забастовке; при этом некоторые рабочие типографии, направляясь к последней, подвергались насильственному удержанию со стороны собравшейся толпы. Сегодня утром рабочие явились в типографию и приступили к занятиям, но после обеденного перерыва, опасаясь угроз со стороны забастовавших, прекратили работы. Вчера вечером в типографию морского министерства вошла толпа посторонних рабочих в количестве около 500 человек, потушила огни и принудила приостановить работы, угрожая в противном случае побоями; сегодня половина рабочих не явилась в типографию, а другая продолжает занятия, по настоянию администрации, ввиду срочности исполняемых работ. Типография охраняется командой матросов.
Типография министерства финансов также прекратила работы по настоянию рабочих других забастовавших заведений, угрожавших в случае несогласия на забастовку насилием. Ввиду забастовки рабочих на типографиях издаваемых в столице газет последние сего числа не вышли в свет, за исключением «Правительственного вестника», «Ведомостей С. Сейчас получены сведения, что по инициативе свящ. Гапона предполагается сборище рабочих завтра, 9 января, в 2 часа дня на площади перед Зимним дворцом для подачи петиции государю императору. По этому поводу выяснено, что о. Гапон, после безуспешных переговоров с администрацией и акционерами Путиловского завода, а затем и с властями, пришел к убеждению, что между рабочими и царем существует средостение, которое необходимо миновать. Поэтому он словесно и путем гектографированных объявлений призывает рабочих собраться и итти к царю с крестом и молитвою и просить его величество войти в положение рабочего люда.
При этом требования заключают в себе такие условия, как свобода печати, слова, союзов, стачек и даже «социализация земли». Названный священник приобрел чрезвычайное значение в глазах народа. Большинство считает его пророком, явившимся от бога для защиты рабочего люда. К этому уже прибавляются легенды о его неуязвимости, неуловимости и т. Женщины говорят о нем со слезами на глазах. Опираясь на религиозность огромного большинства рабочих, Гапон увлек всю массу фабричных и ремесленников, так что в настоящее время в движении участвует около 200 000 человек. Использовав именно эту сторону нравственной силы русского простолюдина, Гапон, по выражению одного лица, «дал пощечину» революционерам, которые потеряли всякое значение в этих волнениях, издав всего 3 прокламации в незначительном количестве.
По приказу о. Гапона рабочие гонят от себя агитаторов и уничтожают листки, слепо идут за своим духовным отцом. При таком направлении образа мыслей толпы она, несомненно, твердо и убежденно верит в правоту своего желания подать челобитную царю и иметь от него ответ, считая, что если преследуют студентов за их пропаганду и демонстрации, то нападение на толпу, идущую к царю с крестом и священником, будет явным доказательством невозможности для подданных царя просить его о своих нуждах. Поэтому в случае столкновения толпы с полицией или войсками произойдет кровопролитие, которое будет сигналом к беспорядкам, в которых примет участие вероятно около 100 000 рабочих, при поддержке революционеров. Безработица уже в заметной степени наложила отпечаток раздражения на массу. Ввиду сего может заслуживать внимания мнение о том, что появление к просителям кого-либо из приближенных к особе его величества, быть может, остановит движение, если в том же направлении успокоения подействует свящ. Гапон на увлеченных им рабочих.
Сего числа среди рабочих стали появляться объявления от «Собрания фабрично-заводских рабочих города С.
Кровавое воскресенье 9 января 1905 года
Начавшаяся забастовка на Путиловском заводе быстро распространилась на другие предприятия Петрограда и стала массовым проявлением рабочей недовольства. 3 января 1905 года в Петербурге началась первая забастовка рабочих Путиловского завода. 3 января, в понедельник, на Путиловском заводе началась забастовка. 16 февраля началась вторая стачка на Путиловском заводе, которая с 22 февраля стала всеобщей. Дата забастовки на Путиловском заводе – 18 февраля 1917 года. 3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе – забастовали все 12600 работников предприятия.
«Прощай, Ленин, прощай, власть». Как рабочие перепугали большевиков
В которой экономические требования уже соседствовали с политическими: свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, свобода совести в деле религии, равенство всех перед законом и так далее. Попытки переговоров с министром юстиции Николаем Муравьевым оказались безрезультатными. Попытка ареста Гапона накануне шествия также провалилась. Шеф жандармов К. Рыдзевский объяснил это вероятностью большого числа жертв среди его подчиненных, поскольку Гапон скрывался в рабочих кварталах. Царю также была передана петиция.
Ни на письмо, ни на петицию Николай II отвечать не стал. В Петербург он также не вернулся. Утром 22 января толпы рабочих с окраин столицы Российской империи двинулись к Зимнему дворцу… Читайте также:.
После пяти выстрелов пехоты зачинщик крестного хода скрылся. Огонь по рабочим открывали ещё два раза — у Троицкого моста и у Зимнего дворца. В результате этих обстрелов погибло 2 тысячи человек, ещё 2 тысячи получили ранения. События Кровавого воскресенья положили начало революционным событиям последующих лет. Интересная статья?
Делитесь ей в соцсетях. Пишите в комментариях, о чем вы ещё хотели бы почитать на нашем канале. Если вы хотите больше узнать об истории вашей семьи, обращайтесь к нам по телефону 8 800 100 41 47. Центр генеалогии "Семейная реликвия".
Не рекомендуется употреблять спиртные напитки. Не следует 1 января отдавать долги — к бедности и разорению. Можно ли мыться 9 января? Вопреки сложившимся стереотипам, в этот день трудиться и мыться — можно. Почему нельзя выносить мусор по ночам? Дело в том, что энергии дня и ночи соответствуют противоположные значения — ян и инь. Если человек выносит мусор в сумерках или ночью, он затрагивает энергию Инь, вызывая дисбаланс и нарушая естественное течение потока жизненной энергии, что может привести к проблемам с деньгами в том числе. Ночь — время покоя. Можно ли убираться 9 января 2024? Что нельзя делать 9 января 2024 года Если их нечаянно убрать со стола, это может привести к нехватке денег в наступившем году. Нельзя плакать, пребывать в унынии — счастье и радость могут покинуть вас, а грусть будет сопровождать целый год. Запрещено заниматься рукоделием, особенно работать с нитками.
Риттих объясняет увеличившийся подвоз хлеба патриотическим порывом крестьянства… Депутаты Дзюбинский трудовик и Савич земец-октябрист , произнесшие речи после Риттиха, согласны между собой в том, что главная причина разрухи и неустройства во всех сферах жизни не в отдельных фигурах, стоящих у власти, а в пышном расцвете режима. Это сказалось и в продовольственном вопросе…» «Дума перешла к обсуждению запроса об аресте Рабочей Группы Центрального Военно-Промышленного Комитета… Коновалов, председатель торгово-промышленного класса в своей речи заявляет, что «среди величайших ошибок власти, совершённых во время войны, разгром рабочего представительства в общественной организации, которая ставит задачей помочь делу обороны, должен быть обсуждён Гос. Думой со всей беспощадностью и решительностью… Их задачей было — создать единый общественно-политический союз из распыленных и бесформенных рабочих масс. Оно гласит: «Рабочий класс, в сознании своей ответственности переживаемого момента, не должен ослаблять своих сил затягиванием забастовки. Интересы рабочего класса зовут вас к станкам. Депутат Чхеидзе знакомит Гос. Думу со взглядами Рабочей группы на основании принятой ими резолюции: «Рабочий класс, являясь решительным противником войны, принимал все меры для её предотвращения… Во время войны создалась легенда, которую поддерживают капиталисты: война де развернула перед рабочими такие перспективы относительно заработной платы, о которых трудно было мечтать. Война показала, что с рабочим классом ведет борьбу не только правительство, но и предприниматели-хозяева, которые на словах провозглашали единение, братство во имя высшей цели, во имя освобождения мелких национальностей и других благ. Когда рабочие требуют возвращения из Сибири своих представителей, социал-демократических депутатов, то большинство Гос.
Путиловская
16 января (3 января по старому стилю) члены собрания возглавили забастовку на Путиловском заводе (ныне Кировский завод). Неудовлетворенность условиями работы как причина забастовки Причина забастовки на путиловском заводе, запланированной на определенную дату, связана с неудовлетворенностью работников условиями, в которых они трудятся. 3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе – забастовали все 12600 работников предприятия. Забастовка на Путиловском заводе 3 января на Путиловском заводе началась забастовка — свои рабочие места оставили более 12 тысяч рабочих, парализовав работу предприятия.
Путиловский бунт
3 января 1905 года в Петербурге началась забастовка рабочих Путиловского завода, которая послужила поводом к событиям Кровавого воскресенья и, как следствие, к началу Первой русской революции 1905–1907 годов. Путиловская стачка 1905, стачка рабочих (свыше 12 тыс. чел.) на металлургическом и машиностроительном Путиловском заводе (ныне ленинградский Кировский завод) в Петербурге, проходившая в условиях сложившейся в России революционной ситуации. Забастовка на Путиловском заводе стала одной из ключевых событий в истории революционного движения России. Путиловские стачки 1905, 1916, произошли на крупнейшем в Петрограде Путиловском заводе (ныне «Кировский завод»), Поводом к Путиловской стачке 1905 послужили незаконное увольнение 4 рабочих. Причины возникновения забастовки на Путиловском заводе Забастовка на Путиловском заводе началась 9 января 1905 года и стала одной из крупнейших протестных акций в истории России. Изначально он был Путиловским чугунолитейным заводом. Рабочие именно этого завода восстали против царского режима, в истории этот знаковый и печальный день именуется «кровавым воскресеньем».