Новости что значит сакральный

в широком смысле означает всё, что имеет отношение к мистическому, потустороннему, религиозному, иррациональному, небесному, божественному. Что означает слово «Сакральный»: значение, пример применения и другая информация о слове. Значение[править]. книжн. относящийся к религиозному культу; священный, ритуальный Ислам начал с того, что обратил народ, среди которого возник, — арабов. сакральный. (лат. sacer – священный) – относящийся к вере, религиозному культу, напр., обряд, запрет, предмет, текст и т.д.

Найдено схем по теме — 1

  • Сакральное. Большая российская энциклопедия
  • Ответы : что означает слово сакральный
  • Сакра́льный
  • Вы точно человек?
  • Определения, значения слова в других словарях:
  • Сакральный смысл что это значит простыми

Как найти сакральные знания.

САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости. По э. дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). к области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаю. имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.

Значение слова «сакральный»

Значение[править]. книжн. относящийся к религиозному культу; священный, ритуальный Ислам начал с того, что обратил народ, среди которого возник, — арабов. САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) – мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. это понятие, которое относится к священным, божественным или духовным аспектам, которые существуют или имеют особое значение в религиозных или мистических системах. По э. дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). к области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаю.

Определение понятия Сакральный – что это

  • Разбираем тему: В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?
  • Слова по темам:
  • САКРАЛЬНЫЙ | это... Что такое САКРАЛЬНЫЙ?
  • Сакральность (Евгений Шикунов) / Проза.ру
  • Сакральный смысл: объясняем простыми словами
  • Сакральный — Значение слова

Что такое сакральность - 90 фото

Центральная идея теории сакрального состоит в том, что все вещи, с которыми мы имеем дело, которые мы способны узнать, делятся на сакральные и профанные. Можно сказать с этого времени Россия стала оформляться как сакральное государственность, появилось словосочетание Сакральная Русь. Данная трактовка особенно значима в контексте учета элементов сакрального в ходе исследования имиджевых технологий, агитационно-пропагандистских материалов и актуализации основных идеологий.

Вы точно человек?

Священное место, священная земля, священное пространство, святая земля или святое место относится к месту, которое считается священным или освященным. Сакральное понимается как нечто, являющееся или конкретным предметом непосредственного наблюдаемого мира (волшебной палочкой, камнем, изображением или изваянием божества), и\или значением (тайным смыслом) наблюдаемых физических явлений и предметов. Таким образом, сакральное имеет широкий спектр значений и интерпретаций в разных сферах жизни. Сакральное в теологии означает подчиненное Бо­ гу. Потому что в любом случае «священное» и «сакральное» приобретают как минимум двусмысленное значение, главный стержень которого имеет принципиально метафорический смысл. Значение[править]. книжн. относящийся к религиозному культу; священный, ритуальный Ислам начал с того, что обратил народ, среди которого возник, — арабов.

Что означает слово сакральный?

В словарных статьях отражены сведения о богах, духах, полубожественных персонажах, героях эпоса, произведений фольклора, а также об объектах, имеющих мифологическое значение растения, животные, места, атрибуты и т. В статьях даны выдержки из источников с указанием их названия, проведены параллели между схожими мифологическими персонажами и объектами мифологии разных народов. Большое значение уделено мифологии народов России. В словарных статьях большое внимание уделено аллюзиям и коннотациям употребляемых писателем слов. Словарными статьями помимо художественных произведений охвачены также литературоведческие и философские труды автора.

Согласимся с тем, что сакральная информация скорее всего неясна, труднодоступна, малоизвестна или даже игнорируема есть же забытые Боги, технологии. Оттого дед и баба и плакали в этой сказке, но успокоились обещанием курочки снести им простое яичко. Герои сказки успокоились от мысли, что им не надо искать и пытаться осознать высшие знания, а можно просто жить со своими основными навыками без изменений. Так и многие люди: начав искать эти знания, вскоре понимают, что все не просто, нужны духовные практики, большой объем разной, не всегда полезной информации, из которой надо выудить нечто ценное и являющееся сакральным. Приведем пример: лучшим хранилищем разной информации и знаний, даже не скрытой, является публичная библиотека.

Но как часто именно вы посещаете библиотеки, краеведческие музеи и ищете сакральные знания в таких доступных местах? Интернет в нашем 21 веке дает доступ к огромному количеству информации, но где уверенность в достоверности и ссылках на источники?! Будьте немного скептиками, старайтесь обосновать или опровергнуть интересные вещи, которые вывешены в интернете со словами, примерный смысл которых такой: «только здесь вся достоверная правда о секретных сакральных знаниях»…, а особенно, если эту информацию предлагают бесплатно или с подарками. Пути поиска сакрального —это пути не всегда простые и они поиски должны быть осознанными, а не спонтанными! Сакральное пространство «Множество красноречивых примет и знаковых событий, даже персональные визиты высоких сущностей… — все это не раз случалось в сакральных «местах силы», об этом существуют многочисленные свидетельства». Новосибирск Мы разобрались с понятием термина сакральность, теперь стоит углубиться в сакральное пространство и разобраться в чем же оно выражается?! Говоря сакральное пространство имеется в виду две ипостаси — сакральное здание и сакральное место, например, священные рощи, лабиринты под открытым небом, иногда такие места называют широким понятием «аномальные места». Сакральным значением наделены долины, горы, леса, каменные массивы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Чаще всего эти места выделяют специальными знаками — флажками, лентами, изображениями, ведь их значение связано с каким-либо чудом, событием, явлением, религиозным наследием прошлого.

На Чукотке, например, воздают уважение и считаются сакральными Кигиляхи. Это останцы изолированные горные массивы и местные охотники верят, что творцами сооружений были «шаманские боги», а не природные стихии, трудившиеся здесь веками. Культовые сакральные места как элементы ландшафта выступают в качестве ритуальных, символических объектов поклонения. Они выступают созданию образа божества: духа — хозяина местности, которому посвящаются обращения и жертвоприношения в виде ритуальной пищи. Яркий пример — Бурятия, где коренные жители c древнейших времен почитают и считают сакральной Баргузинскую долину. Те же почитания сакральных мест и на Алтае. Здесь стоит выделить сакральное место Петроглифический комплекс Калбак-Таш. Там присутствуют искусно высечены изображения людей, животных и неведомых фантастических существ. Часть из них легко соотносится с конкретными сюжетами алтайской мифологии, другие связаны с ритуальными действами.

То есть речь идет о местах, где есть изображения рисунки, петроглифы, небесная сфера со знаками зодиака, как, например, в пирамидах Египта , несомненно имеющие сакральный смысл. Примеров по всему миру настолько огромное количество, что можно долго изучать хотя бы свой регион проживания и удивляться открытиям. А вот поддаются они расшифровке с нашими знаниями и исследовательской прозорливостью или нет — это уже другой вопрос. Не зря гласит древняя мудрость «Народ, не знающий своих корней, недостоин будущего»! Второй пример сакрального пространства — это любой храм, даже неиспользуемый, заброшенный. В зависимости от религии, функции храма или храмового комплекса будут существенно различаться. Например, храмы для поклонения, воздаяние почестей производится внутри или перед храмом. Сразу вспоминается древнегреческие храмы. А вот исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые являются залами для религиозных собраний и предназначены более для верующего человека, нежели для Бога.

С одной стороны, течение времени часто синхронно обычному повседневному времени. А с другой стороны, время не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Смысл в том, что сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и действом. Отрезки времени, такие как цикл дня, недели, месяца, года принимают форму празднеств, встречи или, наоборот, дней скорби и прощания. Например, Страстная седмица, Пасха, Святки, Встреча Весны, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния или затмения,… В каждой культуре и религии есть особые отрезки времени в календаре.

Сакральный и сакраментальный - два термина, которые являются основополагающими в религиозных и философских контекстах. Хотя эти понятия имеют схожие значения, между ними есть существенные различия. Сакральный - это понятие, которое относится к священным, божественным или духовным аспектам, которые существуют или имеют особое значение в религиозных или мистических системах.

Оно подразумевает, что предмет или явление обладает особым, непостижимым значением, является священным и заслуживает особого почитания.

Разработке понятия о сакральном посвятили свои работы Рудольф Отто, Мирча Элиаде и целый ряд других исследователей. Это понятие стремится выявить те общие и универсальные особенности понимания начал бытия, которые можно выявить из сравнения самых разнообразных духовных учений, культовых практик и многовековых традиций. Сакральное противопоставляется мирскому профанному , понимаемому как нечто вторичное, второстепенное и, прежде всего, управляемое человеком, подвластное ему. Исторически те или иные явления или предметы получали сакральное значение или сакрализовались и лишались этого значения или десакрализовывались. Наглядный пример такого обращения через «встречу с неведомым» был в шутливой форме великолепно сыгран Андреем Мироновым в известной кинокомедии «Бриллиантовая рука» в эпизоде, когда, оказавшись в открытом море, его герой вдруг видит явление «хождения по водам» мальчика, находит у себя нательный крест и начинает следовать за «мессией», пока, опять же, вдруг не осознает истинную причину видимого «чуда»… Серьезную постановку этой проблемы мы встречаем у Андрея Тарковского в его всемирно знаменитом «Сталкере», где видимых чудес вообще не происходит.

Что означает слово сакральный. Что скрывает значение слова "сакральный"

Тем не менее он полностью преобразился. С этого момента параллельно меняется и обращение с ним. Больше нельзя обходиться с ним как попало. Он вызывает чувства страха и почтения, он предстаёт как «запретный». Соприкасаться с ним стало «опасно». Можно привести множество примеров, иллюстрирующих это утверждение. Так, в древних культурах вождь, правитель - фигура сакральная. Поэтому простые люди не могут прикасаться к нему - сосредоточенная в нем «сила» способна нанести вред, даже убить.

Иногда считалось запретным даже наступать на тень вождя. В Императорском Китае, когда императорская процессия проходила по улицам города, жители не должны были смотреть на императора. Распространённый, но непонятный в современных условиях обычай расстилать ковровую дорожку там, где должны пройти члены официальной делегации, восходит, возможно, к древним представлениям о том, что наделённое властью лицо настолько сакрально, что не должно касаться земли. Правитель способен исцелять своим прикосновением например, средневековым французским королям приписывалось свойство исцелять от золотухи. От благополучия, силы и здоровья правителя в буквальном смысле зависит благополучие народа. Поэтому во многих архаичных культурах существовал обычай убивать «ослабевшего» правителя, ведь его «бессилие» могло иметь драматические последствия для всех подданных.

Но это слово имеет также еще и анатомическое значение. В анатомии «сакральный» указывает на понятия, относящиеся к крестцовой кости. Слово «сакральный» чаще всего используется для обозначения священного, связанного с религией, божественным или духовным.

Сакральное может относиться к предметам, местам, ритуалам или символам, которые считаются особыми и высокоценными для определенной религиозной или духовной традиции.

Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации.

Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби.

Примерами того и другого могут служить Страстная седмица , Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр. В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными.

Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания — это информация о потустороннем мире , обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии.

Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека. Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение.

С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это — сакральные тексты. Действие Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение.

Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего.

Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела. В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение , поклон и так далее. Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы.

Заключение Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко — характеристики внутреннего содержания личности? Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира.

При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем. Сакральное от лат. Во многих языках такой смысл заложен изначально в семантич. Для слав.

В картине мира С. В аксиологии С. Исторически во всех без исключения культурах комплекс идей и чувств, предметом к-рых выступает С. Убеждение в существовании С.

В религии С. Отто в классич. В религ. Этой субстанции предпосланы такие атрибуты, обычно взятые в превосходной степени, как разумность, нематериальность, духовность, могущество; в развитых религиях к ним прибавляется самодостаточность.

Будучи для религ. Поэтому в контексте религиозной культуры С. Уже в древних культурах к восприятию С. При этом, однако, красота и правда не являются в древних культурах обязательными признаками С.

Обособленность С. При этом, однако, религ. Поэтому при описании С. Стремление передать сложную гамму впечатлений от общения с С.

Бог и его образ: Очерк библейского богословия. Милан, 1992; Шмеман А. Евхаристия: Таинство Царства. Екатеринбург, 1994; Бенвенист Э.

Словарь индоевропейских социальных терминов. Les formes elementaires de la vie religieuse. Das Heilige. Gotha, 1925; Leeuw G.

Einfuhmng in die Phanomenologie der Religion. Gutersloh, 1961; Zaehner R.

Но даже при этом многие обожают искать тайные смыслы в явлениях и событиях, зачастую придавая традициям более глубокое значение, чем они собой представляют. Примечательно, что подобное отношение к реалиям жизни свойственно не только верующим, но и людям с атеистическим складом ума. Почему так происходит?

В чем заключается загадочный смысл сакрального? Где и как оно проявляется?

Что значит сакральный смысл

Хотя само понятие феноменологии религии встречается ещё в работах отцов-основателей религиоведения, нидерландских учёных П. Шантепи де ла Соссе и К. Тиле , где обозначает метод синхронного рассмотрения инвариантных религиозных феноменов, возникновение этого проекта связывают со знаменитым трудом «Священное» Р. Отто 1917. Философ в кантианском духе представляет религиозность как априорную форму познания sui generis, однако она не сводится к сакральному: «... Этот «своеобразный первоначальный момент» Отто называет нуминозным: это изначально неморальный и иррациональный опыт восприятия предельной реальности, который обрастает моральным и рациональным компонентами и становится сакральным. Нуминозное схватывается в ряде «моментов», среди которых — инаковость, mysterium, tremendum, majestas, augustum, energicum и fascinans, т.

Амбивалентность сакрального относится у Отто не к самой его сущности, а к вызываемому им аффекту, и здесь к его психологизирующей трактовке примыкают также З. Фрейд и К. В книге «Тотем и табу» 1913 Фрейд писал: «... С одной стороны, оно означает — святой, освященный, с другой стороны — жуткий, опасный, запретный, нечистый» Фрейд. В свою очередь Юнг заимствовал у Отто понятие нуминозного для обозначения бессознательной силы, действующей на сознание: «Нуминозное — это либо качество видимого объекта, либо невидимое присутствие чего-то, вызывающее особого рода изменение сознания» Юнг. Несмотря на то что начатый Отто проект часто пересекался у тех или иных мыслителей с идеями французских социологов Ж.

Батая, Р. Кайуа, М. Элиаде , его стремление к синтезу философии и теологии с религиоведением подвергалось критике. В 1930—1950-х гг. Это Ф. Хайлер с его типологией молитвы и анализом пророческого и мистического благочестия, Й.

Вах , привнесший в феноменологию религии герменевтику Шлейермахера, а также Г. Кристенсен , К. Блеекер, Г. Виденгрен и Элиаде. Феноменология религии претендовала на роль интегральной теории религии, но после 2-й мировой войны подверглась резкой критике за европо- и христианоцентризм и теологические импликации. В 1970-х гг.

К неофеноменологии религии обычно относят также В. Гантке и О. Идейное сходство с представителями феноменологии религии обнаруживают также некоторые русские религиозные философы — П. Флоренский и В. Флоренский вместо священного писал об освящённости и рассматривал её как приобщение земной жизни к вечному источнику жизни, истины и бытия: «Задача культа может быть выполнена только иерархической организацией жизни — так, чтобы вся жизнь была освящена, но чтобы притом в самом освящении её были свои... В целом же его концепция по форме и содержанию напоминает платонизм Элиаде.

Розанов обозначал как священное одну привилегированную «вещь» — а именно пол и связанное с ним таинство плодородия и зарождения новой жизни. Ещё одним чисто конфессиональным проектом, задействующим понятие сакрального, стала философская феноменология священного, предложенная рядом немецких католических теологов во главе с Б. Вельте среди других авторов — К. Хеммерле и Й. В основу их подхода была положена фундаментальная онтология М. Хайдеггера , в особенности его поздние, написанные после «поворота» 1930-х гг.

Последним интеллектуальным течением 20 в. Элиаде и К. Юнг, стал традиционализм — философское движение, возникшее в начале столетия как реакция на секуляризацию и развитие религиоведения. Его центральной идеей было противопоставление профанного современного мира сакральной «Примордиальной Традиции», из которой вышло большинство форм экзотерической и особенно эзотерической религиозности. Оформление движения связано с именами Р. Генона , Ю.

Эволы , Г. Вирта, Т. Буркхардта и Ф. Шуона; все они принадлежали к разным религиям, в которых якобы тлеет искра Традиции, и делали акцент на разных вещах. Например, у Генона сакральное фигурирует как традиционная «сакральная» наука, которую он противопоставляет науке «профанной». Это рациональные, но не рационалистические формы эзотерического познания — нумерология , астрология , каббала , алхимия , экзегеза и т.

Для Эволы сакральное ассоциируется как с базовым устройством мира, «сакральной географией», так и с социальным устройством, где во главе стоит могучий сакральный правитель: «Первичной основой власти и права царей и вождей... Данное направление остается актуальным как на Западе, так и в России, где его представляют А. Дугин и Г. Понятие сакрального на современном этапе Для современного этапа эволюции концепции сакрального конец 20 — начало 21 вв. Именно в его духе это понятие использует Ю.

Что делать с вербой в храме? Это делается не для того, чтобы освятить вербу и поставить её дома как святыню. Освящаются и получают благословение люди, которые держат эти ветви, встречая Господа, как некогда жители Иерусалима. Поэтому относиться к вербе как к большой святыне не нужно. Но нам приятно, что эти вербочки были в храме, поэтому относимся к ним с некоторым благоговением. Некоторые ставят вербу в воду, пока она не пустит корни, а затем сажают в землю. Главное, никого ими не бить, как призывают нас к этому странные народные суеверия.

Интересный аспект сакрального - его гендерная поляризация. В архаичных обществах существовало «женское» и «мужское» сакральное: женские и мужские божества, женские и мужские ритуалы. Так, во многих обществах женщины не могли участвовать в тайных церемониях мужчин, не должны были даже приближаться к месту их проведения. Одного присутствия женщины было достаточно, чтобы разрушить «святость» проводимых ритуалов. Точно так же и присутствие мужчин не допускалось при совершении женских обрядов и ритуалов. В архаичных культурах феномен сакрального связан с понятием ритуальной чистоты и нечистоты. Сакральное могло быть источником не только блага, но и «скверны». Например, сакральным т. Источником скверны мог считаться человек, возвратившийся из путешествия или военного похода, т. В архаичных верованиях «нечистым» считалось все, что было связано с кровью, болезнью и смертью - нечистым не столько в гигиеническом смысле, сколько в смысле сосредоточения вредоносной силы, негативного сакрального. На избавление от скверны, нечистоты были направлены специальные ритуалы очищения, повседневная жизнь архаичных общностей была организована так, чтобы не допустить осквернения. Архаичные религии содержат множество запретов, касающихся пищи, одежды, взаимодействия с другими людьми, нарушить которые означает «оскверниться». Даже сегодня христиане, соблюдающие пост, боятся «оскоромиться», съесть запрещенную во время поста пищу, мусульмане и иудеи не едят свинину, так как свинья - нечистое животное. Все современные религии.

Сакрализация -придание сверхъестественной силы идеалам, почитание. Что такое сакральное пространство? Смотреть что такое "Сакральное Пространство" в других словарях: Сакральное — от англ. Святое, священное, сакральное, сакраментальное — сравнение понятий... Священное — обычно означает конкретные предметы и действия, посвящённые Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Когда был начат проект сакральная карта Казахстана и в чём его суть? Проект стартовал в 2017 году, задача по его созданию была поставлена в статье Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Вы точно человек?

Именно этим переходом от внутрицерковного к философскому и этическому решению подобных аксиологических вопросов и характеризуется нынешняя ситуация. Итак, для современной светской культуры характерна в первую очередь сакрализация индивида и его частной жизни. На первое место сегодня выходит «примат индивида и ценность личного опыта» [3; С. Очевидно, такая сакрализация отдельного индивида и его опыта вовсе не случайна и продиктована всей логикой развития европейской культуры как культуры прежде всего христианской. Именно христианство, в противоположность другим мировым религиям, получившим статус государственных, выделило индивидуальную жизнь как наиболее ценную и наиболее тесно связанную с опытом постижения Бога. Внутренний Бог, о котором говорит Августин в «Исповеди», наделяет особой ценностью внутреннюю жизнь человека. Более того, в христианстве непосредственная связь с Богом возможна только через внутреннее его переживание и единение с ним, наблюдение же за природными явлениями может дать лишь опосредованное знание о Боге, не имеющее уже такой большой значимости. Христианство как разновидность религии сосредотачивает всё внимание индивида на его внутреннем мире, который, в силу своей причастности божественной реальности, сакрализуется. Отсюда тот примат индивидуального, который является отличительной особенностью христианства, служа надёжным фундаментом для формирования впоследствии либеральной идеологии, наделяющей личность высшей ценностью и видящей в качестве главной цели существования государства именно обеспечение неотъемлемых прав личности. Разумеется, такая идеология могла возникнуть только в рамках развивающейся христианской культуры, поскольку ни индуизм, ни конфуцианство, ни мусульманство не предоставили условий для зарождения подобной политической концепции. Исходя из логики противопоставления сакрального и профанного, можно сделать неизбежный вывод о том, что сакрализация внутреннего мира человека и его личного опыта должна, напротив, наделить его внешнюю жизнь профанным характером.

В принципе, такое разделение является естественным, поскольку наиболее органично для переживания самим человеком своего существования в мире. Однако коллективный характер большинства культур начиная с самых архаичных не позволял институциализировать этот тип сакрализации. В культурах иного типа интимное, имеющее всегда смысл скрытого, сокровенного и сакрального, объективировалось в каком-то коллективном образе или фетише, будь то фигура монарха, герб государства или религиозный символ. В современном обществе сакральное как бы вернулось к своему истоку: невидимой стороне человеческого существования, доступной только самому человеку. Конечно, современный человек тоже вынесен за пределы самого себя и живёт в социальном пространстве, которое подчиняет его собственным правилам и объективирует его сущность. Однако при всём при этом современный человек ощущает надёжную стену, отделяющую его внутренний мир от внешних влияний. Он с большим скепсисом относится к тем большим идеям, которые не так давно кружили голову многим европейцам. Сегодня эти большие идеи выброшены на свалку истории вместе с их создателями. Это, конечно, не говорит о том, что современный человек вообще утратил веру в какие-либо идеи. Речь идёт лишь о том, что такая вера не является тотальной.

Она может объединять людей в относительно небольшие сообщества, довольно часто носящие маргинальный характер. В условиях современного плюрализма, характеризующего свободный мир, победа одной из этих идеологий над остальными представляется, по меньшей мере, маловероятной. Тем не менее каждая из этих идеологий осуществляет сакрализацию определённых образов и представлений, выдавая их за саму реальность.

Его используют и как синоним прилагательного «сакральный»: так, сакральная сакраментальная книга значит «заветная, священная». Однако сакраментальный значит, скорее, «освященный». Далекий город в Калифорнии гордо называется Сакраменто именно поэтому. Так, выражения, которые по традиции, по обычаю начинают или заканчивают разные мероприятия юбилеи, конференции и даже школьные уроки можно назвать сакраментальными.

О словаре Словарь-справочник по культурологии представляет собой справочное издание, посвященное культурологии как науке, изучающей культуру. Словарные статьи содержат термины и определения, применяемые в изучении современной культурологии России и мира, отражающие суть концепций мировой и российской культуры. В справочнике представлены также статьи о развитии культуры и различных культурных феноменах, как исторических, так и современных.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся современной историей и культурой, но будет полезен также студентам вузов и специалистам. Словарь по мифологии М.

Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода - могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками.

Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом.

Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии - раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т.

В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр. В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания - это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека.

Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это - сакральные тексты. Действие Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр.

Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего. Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела. В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение, поклон и так далее. Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы. Заключение Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко — характеристики внутреннего содержания личности? Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем.

Святое, священное, сакральное - сравнение понятий Святость - это атрибут Божества и Божественного. Святое - это обладающее Божественными качествами или уникальными благодатными свойствами, близкое или посвященное Богу, отмеченное Божественным присутствием. Священное обычно означает конкретные предметы и действия, посвящённые Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Значения понятий священное и святое частично перекрываются, однако священное выражает в большей степени религиозное предназначение субъекта, чем его внутренние свойства, подчеркивает его отделенность от мирского, необходимость особого к нему отношения. В отличие от обоих предыдущих понятий, Сакральное появилось не в религиозном, а в научном лексиконе и используется при описании всех религий, включая язычество, первоначальные верования и мифологию. Существует несколько позиций, с которыми связано понятие сакрального. Среди них - нуминозность, хтоническое, индифферентное отношение к системе знакового обмена, несоответствие идее количественного, неартикулированный и сокрытый характер, представление о сакральном как о Другом. Что скрывает значение слова "сакральный"? Значение слова сакральный можно найти ещё в древней литературе. Слово ассоциируется с религией, чем-то таинственным, божественным.

Смысловое содержание относится к истокам всего сущего на Земле. Что говорят словарные источники? Значение слова "сакральный" несёт в себе смысл незыблемости, чего-то неопровержимого и истинного. Называя вещи или события этим термином, подразумевают связь с неземными вещами. Всегда присутствует некий культ, святость в происхождении описываемых свойств. Отследим, что означает слово "сакральный", по существующим словарям: Смысловое содержание слова противопоставляется сущему и мирскому. Сакральный относится к духовному состоянию человека. Предполагается, что смысл слова познается сердцем за счёт веры или надежды.

Что такое сакральность

САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости. это понятие, которое относится к священным, божественным или духовным аспектам, которые существуют или имеют особое значение в религиозных или мистических системах. в широком смысле означает всё, что имеет отношение к мистическому, потустороннему, религиозному, иррациональному, небесному, божественному. в широком смысле означает посвящённое потустороннему, мистическому, небесному, божественному, религиозному, то есть очень сильно отличающееся от обыденных явлений, понятий, вещей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий