Выбор метода коррекционного воздействия зависит от.
Вопрос 10 Правила постановки целей коррекции
Психодрама расширяет запас стереотипов поведения у участников группы, дает возможность участникам проработать свои внутриличностные конфликты. Холдинг терапия Основным направлением психокоррекции, в котором возможности холдинг терапии очень высоки, является коррекция внутрисемейных отношений. Данная технология работы позволяет восстановить утраченное взаимопонимание между родителями и ребенком. Методика основана на обучении матери проявлению заботы и нежных чувств в отношениях с ребенком. Детско-родительские отношения становятся гармоничными, так как в ходе работы с семьей психолог обучает родителей бесконфликтному поведению, отказу от негативных эмоций в решении вопросов воспитания детей. Имаго метод Имаго метод направлен на преодоление внутренних барьеров человека, коррекцию фобий.
Данный вид психологической коррекции формирует у клиента эффективные формы поведения. Клиенту нужно ежедневно тренироваться в самовыражении. Для этого ему необходимо сначала сформировать эффективный образ «Я», а затем научиться транслировать его через поведение. Психогимнастика Понятие психогимнастики в психокоррекции можно трактовать как «язык тела», так как этот метод социальной психокоррекции относится к методам общения без слов. Психогимнастика развивает социальную перцепцию индивида.
Определение психогимнастики как метода коррекции в психологии предполагает использование психологом на занятиях различных упражнений. Это: упражнения, позволяющие научиться выражать эмоции социально приемлемыми способами; упражнения, формирующие навыки правильной интерпретации невербальных сигналов в процессе коммуникации; психологические этюды; Читайте также Профессиональное выгорание: признаки, причины, как преодолеть, профилактика Игротерапия При практической работе с детьми психологи часто осуществляют психокоррекцию с помощью игровых методов, так как игра является мощным фактором развития личности. Определения разных авторов убеждают в том, что психологическая коррекция средствами игры достигается за счет формирования положительных эмоциональных связей между детьми. Через игру ребенок учится справляться со своими страхами, негативными переживаниями, неуверенностью в себе.
Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя... Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывания себе или с другим ребенком. Игра «Отойди и подойди» Цель: та же. Ход игры: психолог отходит от ребенка на несколько шагов и руками приглашает его подойти, приговаривая: «Подойди ко мне, хороший мальчик девочка ».
Когда ребенок приблизится, то психолог обнимает его, удерживает, если ребенок оказывает сопротивление, — старается заглянуть ребенку в глаза, приговаривая: «Какой хороший, умный, красивый и пр. Игра «Хоровод» Цель: формирование эмоционального контакта с психологом и другими детьми. Ход игры группа из 3-5 человек : психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто находится в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их. Эта игра вызывает много положительных эмоций у детей с РДА, однако многие из них на первых этапах занятий отказываются войти в круг, затыкают уши, убегают. Игра «Качание в одеяле» Цель: установление эмоционального контакта с группой. Ход игры группа детей и взрослых из 5-7 человек : психолог предлагает ребенку сесть на одеяло.
Взрослые вместе с остальными детьми раскачивают ребенка в одеяле, приговаривая: «Море волнуется раз, море волнуется два... Особое значение имеет формирование у аутичного ребенка способности к подражанию как одному из способов усвоения общественного опыта. Психотехнические игры: Игра «Птички» Цель: развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка подражанию действиям взрослых. Психолог показывает детям, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает детей «прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение взмах руками , психолог помогает ему. Задание можно усложнить. Психолог присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая детям, как птички клюют зернышки. Задания можно повторить. Игра «Обезьянка» Цель: учить детей подражать мелким движениям рук.
Оборудование: игрушка Обезьянка. Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и пр. Аналогичные игры можно проводить с куклой, можно использовать ребенка в качестве куклы и дети поочередно показывают действия на нем. Учитывая наличие страхов у детей с РДА и трудности контакта с ними, можно предложить выполнить эту роль родителям. Можно включить в группу здоровых братьев и сестер.
Человек, который нуждается в психологической помощи, — клиент. Коррекционная программа имеет шанс быть эффективной для клиента при следующих условиях: существует запрос на изменение при помощи психологической коррекции, сформулированный и уточненный с помощью специалиста, основанный на анализе как можно более полного сбора информации о характере проблемы и личностных особенностях клиента, с привлечением мероприятий первичной диагностики на начальном этапе коррекции. Клиент осведомлен о целях и возможных результатах коррекции, мотивирован и готов к работе.
Немаловажную роль в этом процессе играют специальные социальные отношения между клиентом и психологом или психологом и группой с созданием атмосферы, наиболее благоприятствующей позитивным изменениям.
Противопоказанием для групповой психокоррекционной работы является низкий интеллект клиента. Таким образом, задачи групповой психокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания: 1. Самопонимание когнитивный аспект. Отношение к себе эмоциональный аспект. Саморегуляция поведенческий аспект. Ялома 1970 и С.
Методы и методики коррекционного воздействия.
Представим влияние двух подгрупп методов на формирование. Выбор метода коррекционного воздействия должен основываться на комплексном понимании возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Психолог и клиент обсуждают правила и содержание психо-коррекционной работы, особенности воздействия психокоррек-ционных методов, предполагаемый результат. Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена. Влияние природы и характера личности на выбор метода коррекционного воздействия. Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации.
Методы коррекционной работы
Влияние природы и характера личности на выбор метода коррекционного воздействия Первоначально, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности. Психокоррекция и психотерапия имеют некоторые отличия в способах и методах воздействия на человека, но в целом они направлены на устранение психических нарушений, приспособление и адаптацию человека в социальном окружении. В качестве основных механизмов коррекционного воздействия могут рассматриваться корригирующие эмоциональные переживания, конфронтация и научение. Сложность выбора метода коррекционного воздействия также заключается в том, что эффективность различных методов может изменяться в зависимости от конкретной ситуации и времени. Однако, влияние общественного мнения и среды на выбор метода коррекционного воздействия не всегда положительно. Деятельностный принцип определяет предмет приложения коррекционных усилий и задает способ коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Основные принципы психологической коррекции
Исследования подтверждают ведущую роль коррекции в обеспечении развития детей и подготовки их к жизни, труду. Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Конкретные методические пути коррекционно-развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально — волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.
Существуют определенные требования к коррекционно-развивающим программам, которые и были рассмотрены в данной контрольной работе. Список литературы 1. Александров А.
Психотерапия: Учебное пособие — СПб. Дубровина И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.
Карвасарский Б. Кочюнас Р.
Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических , познавательных процессов. Второй период — этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М.
Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных сенсо-моторных процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».
Этот этап связан с именем М.
Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных сенсо-моторных процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка». Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения.
Кащенко — методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей. Третий период связан с именем Л.
Эффект развивается постепенно, носит длительный характер. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: общую; частную; специальную. Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми. Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации.
Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов: 1. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это клиент. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог, психокорректор. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы. Набор процедур, используемых для решения проблем клиента, которые непосредственно связаны с теорией. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Принципы и виды коррекционной работы Принципы психокоррекционной работы: 1.
Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип нормативности развития. Принцип коррекции «сверху вниз». Принцип коррекции «снизу вверх». Принцип системности развития психической деятельности. Деятельностный принцип коррекции. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.
Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики: 1. Особенности социальной ситуации развития 2. Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития. Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента.
Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции - наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития.
Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки. Цели и задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии.
Биологическая модель - объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания. Медицинская модель - выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития. Интеракционистская модель - подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка. Педагогическая модель - усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка, вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента. Деятельностная модель - ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности. Выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей: 1. Оптимизация социальной ситуации развития.
Развитие видов деятельности ребенка. Формирование возрастно-психологических новообразований. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Цели коррекции должны быть реалистичны.
Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию: теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т. Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента. Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие. В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм - приверженность многим подходам; общий континуальный подход. Приверженность одному подходу позволяет глубже проникнуть в предмет, получить исчерпывающие знания теории и практики, но в то же время накладывает определенные ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода. Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных теорий и практик. Общий континуальный подход - это профессиональный подход, при котором специалист первоначально является последователем одной теории и изучает все, что известно в данной области, а затем, приобретя профессиональный фундамент и профессиональный опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории.
Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. Глубокое овладение конкретными методами и методиками позволяет избежать как непрофессионализма, так и профессиональной деформации личности. К последним можно отнести «синдром сгорания». Характеризуется он эмоциональным, когнитивным и физическим истощением. Профилактика развития указанного синдрома состоит в принятии на себя ответственности за свою работу, свой профессиональный результат и в делегировании части ответственности клиентам, в умении не спешить и давать себе время для достижений в работе и в жизни. Каждый психолог может получать от своих клиентов негативные чувства, которые имеют свойства накопления и вытеснения. Поэтому так важно свободное выражение чувств; возможность выполнять только свои желания.
Если психолог аффективен, он не может продуктивно работать с клиентами, имеющими проблемы аффективной сферы, корректировать до тех пор, пока не выяснит причины и особенности собственной аффективности. Если психолог обладает слабыми волевыми усилиями, его коррекция волевой активности детей будет носить формальный характер. Если взрослый чувствует себя нелюбимым и одиноким, ему будет трудно воспитать счастливых и любящих детей. Личностная неподготовленность может проявиться в виде психологических барьеров к требованиям коррекционного общения. Личностная готовность осуществлять коррекцию предполагает наличие у взрослого потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблем. Может существовать вариант центрации на модели личности, когда коррекционное воздействие осуществляется после соотнесения особенностей переживания и поведения ребенка с определенным образцом возрастным, половым, культурным, национальным и т. В данном случае взрослый займет как бы нейтральную позицию по отношению к содержанию образца, но способы воздействия опять же будут зависеть от особенности его личности.
В процессе естественного общения взрослого и ребенка должна постоянно осуществляться взаимокоррекция, то есть взрослый должен проявлять гибкость, непредвзято относиться к реакциям ребенка в процессе взаимодействия и постоянно предлагать ему разнообразные варианты реагирования, проводить работу над собой. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Принцип единства коррекции и диагностики. Принцип приоритетности коррекции каузального типа 4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Принцип программированного обучения. Принцип возрастания сложности. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Принцип системное» коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих.. Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1 симптоматическую и 2 каузальную причинную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой. Утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие.
Принцип программированного обучения Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно. Учет эмоциональной сложности материала.
Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Виды коррекционных программ. Общая модель коррекции - это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, типичных проблем; Существуют стандартизированные и свободные коррекционные программы. Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции. Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, который включает в себя четыре основных блока: 1. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности. Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Основные требования к составлению психокоррекционной программы: при составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты: четко формулировать цели коррекционной работы; определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы; выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы; четко определить формы работы с клиентом; отобрать методики и техники коррекционной работы; определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы; определить частоту необходимых встреч; определить длительность каждого коррекционного занятия; разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий; планировать формы участия других лиц; подготовить необходимые материалы и оборудование. По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности. Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения разрешения реальных трудностей развития; постановки целей и задач коррекционной программы. Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности. Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний. Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей. Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.
Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента. На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия.
Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции 1. Ожидания клиента. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. Характер проблем клиента. Готовность клиента к сотрудничеству. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.
Профессиональный и личностный опыт психолога. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции. Оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. В практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в коррекционных целях большинство психологов используют сочетание различных методов; даже один и тот же метод в руках специалистов разной квалификации дает разные результаты. Понятие психологического здоровья, его структура, критерии нарушений Термин «психологическое здоровье» был введен Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
В последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья - «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития». В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. Психологически здоровый человек - это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Основная функция психологического здоровья - это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.
Таким образом, можно говорить о том, что психологическое здоровье - это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде. Компоненты психологического здоровья - положительные самоотношения и отношения к другим людям, личностная рефлексия и потребности в саморазвитии. Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции: обучение положительному самоотношению и принятию других; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии. Таким образом, можно увидеть, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, а не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью. Для психологического здоровья норма - это, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию.
Основные принципы психологической коррекции
Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации. Принцип комплексности методов психологического воздействия закрепляет необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка.
Публикация «Эффективные методы и формы используемые на коррекционных занятиях» размещена в разделах
- Роль диагностики в выборе метода коррекционного воздействия
- Содержание
- Основные принципы психологической коррекции
- Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми | Дефектология Проф
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ на тестирование
Выбор метода коррекционного воздействия зависит от множества факторов, которые влияют на эффективность воздействия. Психокоррекция и психотерапия имеют некоторые отличия в способах и методах воздействия на человека, но в целом они направлены на устранение психических нарушений, приспособление и адаптацию человека в социальном окружении. К нетрадиционным методам, используемым в коррекционной работе с детьми с отклонениями относятся. Выбор подходящего метода коррекционного воздействия является важной задачей при работе с различными проблемами и нарушениями. В чем именно состоит психокоррекционное воздействие, с чем связана его эффективность, можно описывать очень долго.
Методы психологической коррекции
Влияние природы и характера личности на выбор метода коррекционного воздействия Первоначально, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности. Основными механизмами коррекционного воздействия в игротерапии являются [200]. Выбор метода коррекционного воздействия должен основываться на комплексном понимании возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Какие факторы оказывают влияние на выбор метода коррекционного воздействия в ответ.