Новости что такое вотчина кратко

1) в России - древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. Как таковая вотчина включала в себя территорию, на которой находились постройки/имущество самого различного назначения, сельскохозяйственные угодья, леса, пастбища, мосты и дороги. термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него.

Что такое вотчина

Существуют различные категории вотчин: родовые, купленные, дарованные князем или другими собственниками, что частично непосредственно влияло на возможность собственника свободно распоряжаться вотчиной. 1) в России - древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. Что такое вотчина кратко. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте.

Найдено научных статей по теме — 3

  • Значение слова «Вотчина»
  • Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте
  • Что значит вотчина в Истории 6 класса: исторический обзор и объяснение
  • Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?
  • Что такое вотчина кратко

Что такое вотчина на древней руси. Вотчина – это форма землевладения

Вотчина — это особый вид земельной собственности, который был широко распространен в России в период феодального уклада. Вотчина – это собственность одного конкретного человека или организации. началу IX века ее место занимает феодальная вотчина и подчиненная ей крепостная община. Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. Вотчина могла быть разной по размеру – от небольших участков земли до крупных земельных владений. что это такое? значение и описание» на канале «Делай То, Что Вдохновляет Творить» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 24 сентября 2023 года в 1:03, длительностью 00:00:10, на видеохостинге RUTUBE.

Что такое вотчина в истории 7 класс

Вотчина — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной. Вотчина включала в себя три составляющие: непосредственно хозяйство владельца, хозяйства крепостных крестьян, которым были выделены земельные наделы, а также, через сдачу земель в аренду, реализовывалось право собственности. Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, по.

Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?

Три основных вида феодального землевладения. Формы земельной собственности на Руси. Формы феодального землевладения. Основные формы феодального землевладения. Появление частной собственности. Формы собственности в древней Руси.

Формы земельной собственности в древней Руси. Появление частной собственности в России. Социальная структура 17 века. Социальная структура населения России в 17 веке. Социальная структура 17 века в России.

Поместье и вотчина отличия. Средневековая феодальная деревня. Вотчина и поместье средние века. Поместье это в истории 6 класс. Поместье это в истории.

Вотчина и поместье общее и различия таблица. Виды ветчины. Виды вотчин в древней Руси. Вотчина 15 век Русь. Земельные отношения в древней Руси.

Основные понятия древней Руси. Термины по древней Руси. Центр вотчины. Вотчины распространившиеся в древней. Феодальная вотчина в древней Руси.

Княжеская вотчина на Руси. Основные формы землевладения. Указ о единонаследии 1714 г. Указ Петра 1 1714 года о единонаследии. Указ о единонаследии Петра 1.

Поместье от вотчины. Аллод бенефиций Феод. Эволюция форм земельной собственности. Усадьба феодала в средневековой деревне. План феодального поместья средневековья.

Личная зависимость. Владелец вотчины, или вотчинник, был обязан выполнять определенные обязанности по отношению к сеньору — феодалу, от которого получал землю по некоторым условиям. Он должен был платить дань, боевую помощь и участвовать в военных кампаниях. Взамен сеньор гарантировал ему защиту и определенный уровень благосостояния. Разделение земель. Вотчина могла делиться между сыновьями наследодателя, что приводило к фрагментации земель и постепенному ослаблению ее состояния. Это было одной из причин постепенного упадка феодальной системы. Отсутствие свободы передвижения.

Владелец вотчины был привязан к земле и не мог свободно уезжать с нее без согласия сеньора. Это ставило его в зависимость от феодала и ограничивало его свободу передвижения и выбора. Роль в армии. Вотчинник обязан был состоять в рыцарском воинстве и участвовать в войнах и сражениях за сеньора. Взамен за свою службу он получал охрану и защиту, а также возможность повышения социального статуса. Вотчина играла важную роль в феодальном обществе, определяя социальные отношения, экономическую структуру и политическую систему. Ее особенности создавали основу для феодальной иерархии и формировали образ жизни и отношения в феодальной системе.

Количество и размеры вотчин увеличивались путем захвата общинных крестьянских земель, пожалования, купли, обмена. Помимо общих вотчинных прав, вотчинники владели иммунитетными привилегиями в суде, при сборе налогов, уплате торговых пошлин. С середины 15 века часть удельных князей и родовитого боярства оказывала сопротивление процессу становления Русского централизованного государства. Поэтому, когда в конце 15 — начале 16 века к Московскому княжеству были присоединены новгородские, тверские и псковские земли, многие крупные вотчинники были лишены своих владений, а их земли передавались на правах поместья дворянам, на которое опиралась великокняжеская власть. Вотчинные права и иммунитетные привилегии стали все более ограничиваться. В 1550-х годах вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа вотчин. Серьезный удар родовитым вотчинникам нанес опричный террор Ивана Грозного. Во второй половине 16 века многие крупные вотчинники продали или заложили свои земли. В результате в конце 16 века преобладающей формой феодального землевладения стало поместье. С начала 17 века вотчинное землевладение вновь увеличивается. Правительство награждало дворян за службу, раздавая им земли старых вотчин. Расширились юридические права владельцев поместий, шел процесс стирания различий между поместьем и вотчиной. В конце 17 века в центральных районах страны наследственное вотчинное землевладение преобладало над поместным служебным.

Так, некоторых вотчинников государство обязывало служить именно тому князю, на землях которого находились владения этих собственников. Другим владельцам земли, особенно если вотчина была родовая потомственная , запрещалось продавать или менять унаследованную собственность без согласия всех представителей своего рода. Чуть позже земельные собственники были лишены и права вершить суды в своих вотчинах. Чем поместье отличалось от вотчины К концу XIV века, когда процесс централизации на Севере и Востоке Руси шел полным ходом, великокняжеская власть заметно окрепла и усилилась. Политические преобразования, введенные Иваном III и продолженные Иваном IV, в первую очередь затронули принципы вотчинного землевладения. Если раньше «вольник» мог в одном уделе быть слугой работать на князя , а в другом — владеть вотчиной, то сейчас служба на княжеском дворе увязывалась с землевладением. Эти кардинальные перемены и послужили своеобразным триггером это как? К чему это привело: Со временем государственная служба, увязанная с землевладением, стала повинностью, а мысль о том, что землей может владеть лишь тот, кто служит царю, стала неписаным правилом.

Вотчина в Древней Руси и после ее распада

  • Что такое вотчина на древней руси. Вотчина – это форма землевладения
  • Связанных вопросов не найдено
  • You May Also Like
  • Значение слова вотчина кратко
  • Вотчина — краткое описание и особенности

Что такое вотчина в истории России

В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право. В Великом княжестве Литовском После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам.

В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право. В Великом княжестве Литовском После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам.

Особенно широкими правами и привилегиями вотчинники пользовались в период феодальной раздробленности Русского государства, когда они стали государями в вотчинах, а население - их подданными. В это время вотчинами называли удельные княжества, унаследованные князем от отца. С середины 14 века, в связи с ростом великокняжеской власти и началом образования централизованного государства, вотчинные права стали постепенно стесняться и ограничиваться. Во 2-й половине 15 века владельцы вотчин лишились права свободного отъезда от одного князя к другому; сузился объем иммунитетных прав, в частности судебных, мелкие вотчинники были ограничены в правах наследования и отчуждения вотчин. Новый этап в истории вотчины начинается с конца 15 века. Реакционное боярство ожесточенно сопротивлялось дальнейшему укреплению и развитию централизованного государства. В борьбе с ним великокняжеская власть опиралась на дворянство, владевшее землей не на вотчинном, а на поместном праве см. Поместная система. В конце 15 - 16 веках, после присоединения к Московскому княжеству Новгорода, Твери и Пскова, многие бояре этих земель были лишены своих вотчин, а на их землях помещены дворяне Судебник 1550 года ограничил право родового выкупа вотчины. По «Уложению о службе» 1556 года вотчинники в отношении несения воен.

Средневековая деревня феодала. Средневековая деревня крестьян и феодалов. Три основных вида феодального землевладения. Формы земельной собственности на Руси. Формы феодального землевладения. Основные формы феодального землевладения. Появление частной собственности. Формы собственности в древней Руси. Формы земельной собственности в древней Руси. Появление частной собственности в России. Социальная структура 17 века. Социальная структура населения России в 17 веке. Социальная структура 17 века в России. Поместье и вотчина отличия. Средневековая феодальная деревня. Вотчина и поместье средние века. Поместье это в истории 6 класс. Поместье это в истории. Вотчина и поместье общее и различия таблица. Виды ветчины. Виды вотчин в древней Руси. Вотчина 15 век Русь. Земельные отношения в древней Руси. Основные понятия древней Руси. Термины по древней Руси. Центр вотчины. Вотчины распространившиеся в древней. Феодальная вотчина в древней Руси. Княжеская вотчина на Руси. Основные формы землевладения. Указ о единонаследии 1714 г. Указ Петра 1 1714 года о единонаследии. Указ о единонаследии Петра 1. Поместье от вотчины. Аллод бенефиций Феод. Эволюция форм земельной собственности.

Что такое вотчина на древней руси. Вотчина – это форма землевладения

истор. земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения Декабря 12-го, 1796 года, пожалована Алексею Аракчееву грузинская вотчина, 2000 душ. Вотчиной в Древней Руси называли земельное владение, которое было получено по наследству. древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. В. возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв.

Понятие вотчина

Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей. основной вид землевладения, пополнявшийся в процессе освоения новых территорий, а также за счёт захвата общинных чёрных земель, пожалований, купли и т.п. Формирование системы вотчинного землевладения в Новгородской республике завершилось к. Земля, со всеми постройками и земледельцами, которая принадлежит крупному феодалу и закреплена за его родом, обратите внимание: передаваясь по наследству (!), на Руси называлась «вотчина». Вотчиной в Древней Руси называли земельное владение, которое было получено по наследству. Вотчина включала в себя три составляющие: непосредственно хозяйство владельца, хозяйства крепостных крестьян, которым были выделены земельные наделы, а также, через сдачу земель в аренду, реализовывалось право собственности.

Что такое вотчина

Владельцы вотчин получали мощное политическое и экономическое влияние, что способствовало укреплению единовластной власти князей, а позже и царей. Поместье включало в себя не только землю, но и крестьян, которые обязаны были работать на помещика и платить ему налоги. Таким образом, вотчина была важным элементом феодальной системы в России, который играл большую роль в образовании и развитии русского государства. Она основывалась на принципе вассальной зависимости, при котором земельные владения передавались волею великого князя или царя властителям, называемым воеводами, боярами или князьями. Каждый из этих властителей получал земли, к которым были прикреплены крестьяне. Вотчина в феодальной системе России представляла собой земельное владение, которое находилось во владении князя или властителя.

Вотчина была неделимой и передавалась по наследству по мужской линии. Владельцы вотчины имели всеобщую власть над крестьянами и могли назначать им различные обязанности, взимать плату и т. Крестьяне, проживающие на вотчине, были обязаны выполнять все требования и платить десятину — десятую часть своего урожая. Феодальная система в России была характеризована строгой иерархией и зависимостью, где каждый занимал определенное место. Земля и люди на ней принадлежали властителю, который в свою очередь был подчинен верховному властителю — великому князю или царю.

Основой экономической деятельности в феодальной системе было земледелие. Феодальная система в России имела свои особенности и отличалась от европейской. Одной из особенностей было то, что у власти стояли князья, которые несли ответственность за оборону земли и сбор дани, в то время как в Европе власть принадлежала вассалам. Также феодальная система в России оказывала сильное влияние на формирование культуры и общественной жизни. Вотчина как форма земельной собственности Вотчина представляла собой земельный участок, который принадлежал помещику или сеньору.

Помещик имел полное владение и распоряжение этим участком земли и мог использовать ее в своих интересах. Владение вотчиной означало обязанности помещика перед сеньором, в частности, военное служение и уплату дани. За свои обязанности помещик получал право управлять землей, возможность получать доходы от ее обработки и использования, а также распоряжаться ею на свое усмотрение. Вотчина передавалась по наследству от отца к сыну, таким образом, создавая династические роды помещиков.

Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр законы 1551 года и 1562 года , а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены или переселены в иные регионы. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью « служба по отечеству ». Царское правительство издавала указы регламентирующие пользование и наследование вотчинами: Указ 15 января 1581 года: «….

Отчинникам отчин своих по душам в монастыри не отдавать, а давать деньги, которые отчина чего стоит» [2]. Указ 27 ноября 1613 года: «О даче вымороченных и отписных поместий и вотчин иноземцев, только иноземцам». Указ 03 декабря 1627 года: «О наследовании выслуженных и родовых вотчин по каноническим правилам» указ предусматривал переход по купчим и закладным кабалам вдов к покупателям и заимодавцам. Указ 05 февраля 1632 года: «О пожизненных правах вдов на выслуженные вотчины с запретом их отчуждения» и возврате конфискованных по указу 1627 года вотчин [3]. В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение.

Большая часть населения составляли тяглые люди крестьяне всех категорий, черные посадские люди, купцы. Тяглые платили налоги, выполняли в пользу государя работы и «кормили» его слуг. Служилые люди, куда входили в том числе «дети боярские», приказные люди, приводили в движение государственный механизм страны. Высший круг служилых людей составлял немногочисленный слой бояр. Они занимали высшие придворные, военные и государственные должности. Многие бояре вели род от Рюриковичей например, Шуйские , литовских князей Гедиминовичей Голицины , татарских царевичей или мурз, переехавших на Русь Юсуповы , старинных слуг московских князей Романовы, Салтыковы. Естественно в таких условиях изменялось и частное землевладение. Прежнее древнерусское аллодиальное землевладение бояр постепенно ограничивается и вытесняется, более логичными для принципа княжества-вотчины формами частного землевладения. Понимание князя как «доминуса» — верховного собственника всей удельной земли — постепенно превращало бояр-вотчинников в субвладельцев, наследственных держателей. Параллельно имела место тенденция к замене древнерусских отношений князей и дружины подданичеством, причем возникновение условного поместного землевладения только ускоряло этот процесс. Все московские служилые люди, вне зависимости владели ли они тем, что в силу традиции продолжало называться вотчинами «родовыми», купленными, «выслуженными» или поместьями, были обязаны служить государю. Оно определяло связь владения землей вотчинами и поместьями с порядком несения государевой службы, причем поместная система для государства была своеобразной системой содержания конного войска. Другого способа ввиду неразвитости товарно-денежных отношений придумать было невозможно. В то же время, в XV-XVII веках на Западе постепенно произошло «освобождение» дворянского сословия от обязательной службы, и «освобождение» частной собственности на землю от обусловленности службой. Расширились корпоративные и личные права дворянства. В едином Московском государстве шло прямо противоположное движение — процесс «закрепощения сословий» термин, часто используемый В. Условная форма землевладения в сочетании с принципом постоянной «текучести» земельных владений из рук в руки и «распыленности» семейных дворянских владений по просторам страны дали удивительные результаты. Социальная элита никак не могла консолидироваться в единое средневековое сословие, осознать свои интересы, оформить их в праве и заставить власть учитывать их. Между тем это было естественным следствием вотчинного уклада.

Приведем здесь дошедшие до нас указания на эту практику. Удельный верейский князь Михаил Андреевич в 1479 г. Если он этим правом не воспользуется, тогда противная сторона приобретает деревни в прок. Это тот же выкуп, но выговоренный в пользу одного продавца, а не его родственников А. Тот же князь в своей духовной 1486 отказывает монастырям и церквям села и деревни, но с оговоркой: если те села будут надобны вел. То же делают и частные лица. Ефрем Неклюд отказывает в 1500 г. Георгию, но если эта землица понадобится его дочери или родникам, они могут ее выкупить за 40 алтын. Наоборот, Николай Рычков в 1517г. С безусловными запрещениями выкупа делаются продажи и частным лицам. От первой половины XVI в. Наши вотчинники свободны были писать в акты распоряжения своим имуществом какие угодно условия. Этот порядок продолжает действовать и после издания Царского Судебника, и понятно почему: новые законы не скоро делались известными публике в XVI в. Боярин И. Шереметев в 1554 г. Веденный Боярин И. Большой Шереметев, конечно, знал содержание нового Судебника, а потому для ограждения своих прав он испросил на такую покупку особую жалованную грамоту Рум. Люди, не столь близкие к престолу московских государей, писали купчие с такими же условиями просто по незнанию новых законов. В купчей 1568 г. Здесь право выкупа выговорено только для самих продавцов, но ограничено определенным сроком. Не стеснялись Судебником и люди, сидевшие на черных государевых землях. Братья Селиверстровы продали Ом. Васильеву отца своего статок, землю вел. Так же свободно определялись условия и при безвозмездном отчуждении, по духовным и пр. В 1563 г. Здесь право выкупа предоставлено детям дарителя, о боковых же его родственниках и жене прямо сказано, что им даритель такого права не предоставляет. Таков был обычный выкуп. Он существенно отличается от узаконенного. Царский Судебник впервые предоставляет некоторым лицам право на выкуп, а другим в этом праве отказывает. По обычному выкупу никто не имел права на выкуп; по соглашению же контрагентов сделки оно могло быть предоставлено самому продавцу, его детям и другим родственникам, и даже дальнейшим, помимо ближайших, как это сделал верейский князь, предоставив право выкупа вел. Судебник не допускает к выкупу родственников, подписавшихся свидетелями в акте отчуждения; а по обычаю и им могло быть предоставлено право выкупа. Судебник говорит о выкупе только возмездно отчуждаемых имуществ, а обычная практика знает выкуп и имуществ жертвуемых в духовные учреждения. Указный выкуп может быть совершен в течение 40 лет; срок обычного выкупа всякий раз определяется в акте отчуждения. Указный выкуп далеко расходится с обычным. Он предписывает совершенно новые правила, с предшествовавшей практикой не согласные. Сделанное нами сравнение правил того и другого выкупа вполне оправдывает высказанное Неволиным сомнение в древности указного выкупа. Мы имеем полное право сказать, что указный выкуп не старее года издания Царского Судебника. Что значит обычное старым купчим и потерявшее силу с Судебника 1550 г. Он мог обозначать и всякий временный переход недвижимости из рук в руки: наем, передачу залога во временное пользование заимодавца и пр. Поэтому наймита называли в старину еще и закупом. Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон. Неволин приводит их довольно много на с. III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А. Наша древность не знала известного германскому праву ограничения права распоряжения родовыми имуществами[3]. У нас такое ограничение впервые установлено Цар.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий