Тушение состоит из двух частей — локализации пожара, то есть прекращения распространения огня и дотушивания, то есть ликвидация очага пожара. Без сопоставления признаков можно вместо очага пожара определить очаг горения.
Разбор вопроса марафона № 115
Горение сопровождается обильным выделением дыма, что затрудняет определение места очага пожара. Образование ограниченных очагов часто является следствием потери знаков пожарной связи в зоне пожара. место первоначального возникновения пожара. пункт 6 Технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" ТР ЕАЭС 043/2017. Правильное определение очага пожара является очень важной задачей, решаемой при проведении исследования пожара.
Расследование пожаров. 8. Расследование и экспертиза пожаров. Расследование и экспертиза пожаров
Очаг пожара. Место первоначального возникновения пожара. Значение и определение слова Очаг пожара, что такое Очаг пожара? Они определяют очаг пожара и устанавливают его причину. Когда пожар потушен, на место выезжает целая лаборатория, специалисты которой забирают пробы воздуха и важные, на их взгляд, "экспонаты", которые могут помочь определить, откуда начался пожар. Одноклассники. ВКонтакте. Новости. Знакомства.
ОЧАГ ПОЖАРА
Поскольку большинство нефтепродуктов обладают большой летучестью, то отобранные вещественные доказательства лучше всего помещать в чистые стеклянные сосуды с притертыми пробками и заливать их для герметичности парафинов или воском. Не допускается использование пробок из резины для закрытия стеклянной емкости с веществами например, нефтепродуктами , разъедающими ее. В случае обнаружения на месте пожара остатков ГЖ в бутылках, их следует закупорить чистыми полиэтиленовыми или корковыми пробками, если остатки горючей жидкости обнаружены в таре, которую трудно герметизировать банка, бидон, деформированная или разбитая емкость и т. Если остатки жидкости, обнаруженные на полу или другой поверхности, не успели впитаться или испариться, их необходимо собрать чистой ватой марлей, тряпкой, фильтровальной бумагой и поместить в такую же посуду.
Для отбора горючей жидкости в качестве вещественного доказательства, нельзя применять бутылки из пластика, а для закупорки тары резиновые пробки. Отбор проб древесины. Если древесина не имеет дефектов сучков, трещин, сколов следует отобрать пробу древесины с поверхности на глубину не более 1 мм.
Особое внимание при отборе проб следует уделять трещинам и сучкам, высверливая или вырубая их на всю глубину и отбирая стружку или щепки. ЛВЖ и ГЖ или их остатки на торцевой поверхности вдоль волокон изымаются с торцевой части длиной 9-10 см. Стружку следует снимать в наиболее вероятных для наличия нефтепродуктов участках древесины, отбирая пробы с не обугленной стороны.
В случаях, когда нефтепродукт успел впитаться в древесину, необходимо вырезать выпилить его образцы с пятнами жидкости. Например диффузия бензина А-76 в сосновую доску за 2 часа составляет 0,2-0,4 мм. Аналогичной способностью обладает керосин.
С торца доски проникновение нефтепродуктов происходит на глубину 80-90 мм. Когда нефтепродукт успел стечь или просочиться, то его следы можно обнаружить под первичными обугленными деревянными конструкциями например под подоконниками нефтепродукты могут скапливаться на венцах сруба, мхе или пакле. Необходимо помнить, что участки древесины, подвергшиеся температурному воздействию, иными словами обуглились, фрагментов ЛВЖ и ГЖ не содержат.
Отбор проб грунта. Отбор проб грунта на предмет наличия нефтепродуктов рекомендуется производить на глубине 20-30 мм ниже его прокаленного слоя при помощи лопаты, шпателя или широкого ножа. Во всех случаях отбора образцов для анализа надо брать контрольные образцы того же материала, не содержащие следов пропитки.
Отбор проб тканей. В отличие от древесины отбор проб тканей не вызывает затруднений. В том случае, если объект изъятия нельзя отправить на исследование экспертизу , вырезается ножницами участок, на котором обнаружены или предполагается обнаружить следы ЛВЖ или ГЖ.
На исследование, возможно, отбирать и обгоревшие участки фрагменты тканей. При отборе проб с мягкой мебели целесообразно отбирать также пробы материала, находящегося под обивкой поролон, ватин и др. Пробы грунта, древесины, тканей и других материалов кроме ЛВЖ и ГЖ допускается упаковывать в полиэтиленовую пленку, желательно в несколько целлофановых пакетов.
Упаковка и транспортировка изъятых вещественных доказательств должна обеспечивать их полную сохранность и исключить возможность утраты характерных признаков и качеств. Упакованные предметы опечатываются, снабжаются надписью, содержащей наименование предмета, место его обнаружения, дату изъятия, должность и фамилию изъявшего. Сравнительно недавно в лабораторию поступил прибор хроматограф «Кристаллюкс-4000М».
При помощи данного прибора определяют наличие следов ЛВЖ и ГЖ в отобранных пробах грунта, фрагментах различных материалов методом газожидкостной хроматографии. Данный метод не является экспрессным полевым и соответственно требует значительного количества времени и расходных материалов. В виду того, что прибор поступил недавно, по нему создается информационная база для проведения исследования по определению ЛВЖ и ГЖ, поэтому на данный момент времени в 2009 году, исследования на хроматографе будут проводиться только для создания базы данных.
Исследование пожаров на автомобилях Анализ пожаров, происходящих на автомобилях, показывает, что наиболее часто к таким пожарам приводят следующие процессы: — неисправность топливной и электрической систем автомобиля вытекание топлива, КЗ, искрение, повреждение проводки ; — поджоги. Реже пожары возникают в следствие: — нарушения герметичности гидравлического оборудования течи и воспламенение гидравлической жидкости ; — неисправностей прогаров выпускной системы двигателя. Совсем редко причиной пожара являются перегрев отопителей и другие аварийные режимы.
Распределение пожаров по месту возникновения т. Как известно, для возникновения горения необходимо чтобы в очаговой зоне присутствовали три материальных фактора: — горючее вещество или материал; — источник зажигания, способный поджечь это вещество материал ; — окислитель. Окислителем при загорании автомобилей как и при большинстве обычных пожаров является кислород воздуха; а вот пожарная нагрузка и источники зажигания достаточно специфичны и их следует рассмотреть особо.
Потенциальные источники зажигания, имеющиеся в автомобиле, можно разделить на 3 группы. Система электропитания Несмотря на то, что в бортовой сети автомобиля напряжение составляет 12 В, в ней возможно возникновение тех же пожароопасных режимов, что и в обычной электросети, — коротких замыканий КЗ , больших переходных сопротивлений БПС , искрений, перегрузки. Нагретые поверхности В работающем автомобиле автобусе имеется две зоны максимальных температур: моторный отсек; зона выпускного тракта от коллектора до выхлопной трубы глушителя.
Понятно, что это очень высокая температура, она выше температуры самовоспламенения большинства горючесмазочных материалов, используемых в автомобиле. Возможно появление в автомобиле и источников зажигания постороннего происхождения — это источники зажигания малой мощности тлеющие табачные изделия и источники открытого огня при поджоге. Направленность и динамика развития горения в легковом автомобиле Определенные представления о динамике развития горения в легковом автомобиле дают данные Исследовательского центра «Мюнхен-Исманинг» Германия.
Специалисты этого центра провели серию экспериментов, результаты которых представлены на рис. Динамика развития горения в легковом автомобиле данные исследовательского центра «Мюнхен-Исманинг » Германия : а, б, в — автомобили с передним расположением двигателя; г — автомобили с задним расположением двигателя В первых двух опытах моделировалось воспламенение карбюратора на автомобиле с передним расположением двигателя рис. Через 8-10 мин после начала эксперимента горение из моторного отсека проникало в салон и происходило воспламенение приборного щитка.
Еще через 1-3 мин воспламенялся весь салон, а еще через 5 мин фронт пламени достигал заднего бампера. Если воспламенению карбюратора предшествовал разлив в подкапотном пространстве 2 л бензина рис. В автомобиле с задним расположением двигателя «Фольксваген», рис.
Пожар моделировался в автомобиле «Жигули», очаг располагался на заднем сидении. Через 6 мин после начала горения произошло разрушение остекления салона; через 30 мин загорелись моторный и багажный отсеки; через 46 мин пламенное горение закончилось, наблюдалось только тление сидений, шин. Загорание легкового автомобиля от внешнего источника тепла пламени деревянного строения происходит, по данным специалистов ВИПТШ, в следующем порядке: — внешний слой краски; — резиновые уплотнения стекол; — шины; — внутренний слой краски; — материалы салона; — моторный и багажный отсеки.
Знать и учитывать такую последовательность загорания важно при установлении очага и причины пожара см. Отметим также, что горение в салоне при внешнем источнике тепла начинается после разрушения стекол и продолжается около 30 мин. Моторный и багажный отсеки загораются от салона.
При непосредственном воздействии пламени загорание лакокрасочного покрытия, шин, разрушение стекол происходит в течение 0,5-1,0 мин. Экспертные возможности при исследовании пожара на автомобиле. Установление очага пожара Как и на любом другом объекте, на транспортном средстве первым этапом работы по установлению причины пожара является определение места его возникновения, т.
На легковом автомобиле установление очага пожара начинается с выполнения «программы-минимум» — выявления зоны наибольших термических поражений в одном из трех отсеков: — моторном отсеке; — салоне; — багажнике. Не всегда, но на большинстве пожаров в автомобилях сравнительный анализ этих трех зон дает возможность выявить наиболее пострадавшую. Делается это путем визуального осмотра автомобиля.
Если очаг пожара находится в салоне, то последний выгорает обычно очень сильно, крыша деформируется; моторный отсек и багажник могут частично или полностью обгореть, закоптиться, но при этом сохраняются относительно лучше, нежели салон.
Ситуация осложняется тем, что по прибытии на место происшествия имеется ограниченное время для сбора свидетельских показаний и подробностей, которые отвечают на вопрос — очаг пожара — это… Общепринятая методика установки причины пожара и очага возгорания Как устанавливается причина пожара? Рекомендуется следующая последовательность действий: Оценка локации — места, где произошёл пожар.
Включает описание, количественную характеристику площадь, объём , наличие жертв или повреждений, природно-климатические условия, время возгорания. По специфике находят и иные параметры. Документирование сцены с помощью заметок, показаний свидетелей и фотографий.
Сбор и обработка доказательств. Представление выводов соответствующей комиссии, которая принимает решение. Опрос свидетелей даёт наилучшие результаты, если дознаватель слушает и позволяет свидетелям изложить своё видение события, не поддаваясь влиянию извне.
Доказательства на месте дают чёткое представление о том, где и как началось возгорание. Например, точное определение места возникновения электрической дуги устанавливает и точку возникновения пожара. В других случаях пожарные должны быть изобретательны в поиске улик.
Например, свидетель может знать причину, но не хочет делиться этой информацией, опасаясь обвинений. Следующий шаг — изучение того, что произошло, включая показания свидетелей, записи ответов пожарной службы, факты криминалистов и анализ документации по дому или площади, где произошёл инцидент. Затем следователь пожарной службы пытается определять, что произошло, воссоздав последовательность событий во времени, и исключив случайные совпадения.
К объективной составляющей при определении очага пожара относится вся совокупность информации, основанная на фундаментальных физических и химических законах природы. К данной составляющей относятся термические повреждения объектов визуальные и скрытые на месте пожара, данные о работе инженерных систем объекта, в том числе противопожарной автоматики. К субъективной составляющей при определении очага пожара относятся показания свидетелей. При этом, следует заметить, что свидетельские показания при определении очага пожара должны тщательно проверяться на основании объективных данных. В случае противоречия специалист эксперт должен их объяснить. Методика определения очага и причины пожара была разработана начальником Ленинградской пожарно-технической станции ныне испытательная пожарная лаборатория Мегорским Б. При этом очаговые признаки по Мегорскому можно разделить на две группы: — признаки в зоне очага пожара; — признаки направленности горения от очага пожара.
Определение очага пожара начинается уже на месте пожара при проведении осмотра места пожара.
Несомненна разница между двумя понятиями: «очаг пожара» и «очаг горения». Из ряда очагов горения на пожаре обычно лишь один является очагом пожара.
Поэтому, в дальнейшем условимся называть очагом пожара место первоначального возникновения пожара, а очагами горения — производные, вторичные очаги интенсивного горения.
Как установить очаг возгорания без специалистов
Проанализированы сценарии развития пожара в зданиях различного назначения. Представлены результаты моделирования динамики оптической плотности дыма. Установлено, что темп развития пожара является определяющим фактором, влияющим как на время обнаружения пожара, так и на необходимое время эвакуации в целом.
Если воспламенению карбюратора предшествовал разлив в подкапотном пространстве 2 л бензина рис. В автомобиле с задним расположением двигателя «Фольксваген», рис. Пожар моделировался в автомобиле «Жигули», очаг располагался на заднем сидении. Через 6 мин после начала горения произошло разрушение остекления салона; через 30 мин загорелись моторный и багажный отсеки; через 46 мин пламенное горение закончилось, наблюдалось только тление сидений, шин. Загорание легкового автомобиля от внешнего источника тепла пламени деревянного строения происходит, по данным специалистов ВИПТШ, в следующем порядке: — внешний слой краски; — резиновые уплотнения стекол; — шины; — внутренний слой краски; — материалы салона; — моторный и багажный отсеки.
Знать и учитывать такую последовательность загорания важно при установлении очага и причины пожара см. Отметим также, что горение в салоне при внешнем источнике тепла начинается после разрушения стекол и продолжается около 30 мин. Моторный и багажный отсеки загораются от салона. При непосредственном воздействии пламени загорание лакокрасочного покрытия, шин, разрушение стекол происходит в течение 0,5-1,0 мин. Экспертные возможности при исследовании пожара на автомобиле. Установление очага пожара Как и на любом другом объекте, на транспортном средстве первым этапом работы по установлению причины пожара является определение места его возникновения, т. На легковом автомобиле установление очага пожара начинается с выполнения «программы-минимум» — выявления зоны наибольших термических поражений в одном из трех отсеков: — моторном отсеке; — салоне; — багажнике.
Не всегда, но на большинстве пожаров в автомобилях сравнительный анализ этих трех зон дает возможность выявить наиболее пострадавшую. Делается это путем визуального осмотра автомобиля. Если очаг пожара находится в салоне, то последний выгорает обычно очень сильно, крыша деформируется; моторный отсек и багажник могут частично или полностью обгореть, закоптиться, но при этом сохраняются относительно лучше, нежели салон. Если очаг расположен в моторном отсеке, то в нем обычно наблюдаются сильные сосредоточенные поражения, выгорание резиновых изделий, прокладок, расплавление силуминовых деталей, у автомобилей с передним расположением двигателя чаще всего выгорают передние колеса, но лучше сохраняются задние. Горение может перейти в салон, салон выгорит, но багажник, особенно на периферийных участках, пострадает меньше. При нахождении очага пожара в багажнике обычно выгорают багажник, салон, моторный же отсек только закоптится, но более сильные поражения в том числе расплавления в нем возникают редко. Конечно, перечисленные признаки сохраняются не всегда, машина, особенно если ее не тушили, может выгореть и до стального остова.
Тем не менее, попытаться дифференцировать три указанные зоны путем визуального осмотра обязательно надо. Дополнительную информацию об очаге может дать осмотр электропроводки автомобиля. Установление причины пожара. Осмотр электросети и выявление признаков ее причастности к возникновению пожара Отработка версии причастности к возникновению пожара аварийного режима в электросети проводится по следующим этапам: 1. Осматриваются предохранители автомобиля выясняется, какие из них перегорели, какие целые. Если автомобиль загорелся на стоянке, то надо выяснить, есть ли в нем выключатель массы, и если есть, то в каком положении он находится включено, выключено. Будет очень неудобно, если пожарный специалист будет настаивать на «электротехнической версии», а потом выяснится, что машина была обесточена.
Устанавливается, есть ли дуговые оплавления на проводах. Если есть, то желательно выяснить, к какой электрической цепи относится провод с оплавлениями. Особенно важно выяснить, относится провод к штатной электросети автомобиля или он принадлежит системе охранной сигнализации. Если оплавлений несколько, то сопоставив их местонахождение со схемой электропитания автомобиля, надо определить оплавление, которое, как мы отметили выше, наиболее удалено от генератора аккумулятора. Дуговые оплавления, в первую очередь наиболее удаленное от источника питания, следует изъять и отправить на исследование в целях определения первичности вторичности КЗ. Правила изъятия автомобильных проводов те же, что и обычной электропроводки. И исследуются провода теми же методами — металлографией и рентгеноструктурным анализом.
Анализ версии воспламенения топлива при утечке Как отмечалось выше, утечка топлива в автомобиле может являться причиной пожара. Казалось бы, при их попадании на горячие трубы коллектора воспламенение неизбежно. Но оно возможно только при определенных условиях. Пожарная безопасность автомобиля. При попадании на нагретую поверхность отдельных капель они просто интенсивно испаряются и топливо не воспламеняется. Конечно, если бы такое испарение происходило в закрытом пространстве, то при достижении концентрации паров выше НКПР могла бы произойти вспышка. Но в автомобиле, к счастью, таких закрытых зон нет, ниша двигателя не герметизирована, продувается воздухом, а потому маловероятно, что концентрация паров топлива сможет достичь опасных значений.
Из вышесказанного следует вывод — при случайной или аварийной разгерметизации топливной системы и капельном истечении топлива пожар в автомобиле с карбюраторным двигателем маловероятен. Для возгорания нужно струйное истечение бензина. В отличие от бензина, загорание вытекших жидкостей из гидросистем, масел и дизтоплива при попадании на высоконагретые поверхности двигателя и турбокомпрессора при нарушении герметичности арматуры гидросистем и маслотопливо-проводов возможно. Это, кстати, основная причина загорания большегрузных автомобилей. Версии загорания протекшего топлива от других источников зажигания, как правило, не рассматриваются. Например, в моторном отсеке автомобиля нет достаточных условий для существования источника статического электричества достаточной мощности. Поэтому воспламенение топлива, вытекающего из поврежденной топливной системы, разрядами статического электричества на обычных автотранспортных средствах маловероятно.
Однако это вполне возможно на автозаправщиках, при сливе и заливе автомобильного топлива в автоцистерны и другие емкости. Об отработке такой версии шла речь в предыдущих главах. Воспламенение паров бензина или дизтоплива от искры КЗ теоретически вполне возможно в месте контакта проводов или плюсового провода с кузовом. Но такое развитие событий маловероятно из-за уже отмеченного выше отсутствия в автомобиле застойных зон, где могут скопиться пары ЛВЖ ГЖ. Просто нагретый в режиме КЗ провод не способен поджечь дизтопливо. Бензин, попадая на нагретую жилу, также не воспламеняется, а интенсивно испаряется кипит. Прочие версии Возможности возникновения горения в автомобиле не исчерпываются рассмотренными версиями.
Существуют и другие источники зажигания и загорающиеся материалы, а также самые необычные ситуации, приводящие к пожару. Рассмотрим некоторые из них, известные из практики расследования пожаров. У данного автомобиля двигатель был расположен под кожухом между сидением водителя и передним пассажирским сидением. Водитель рассказал, что в момент остановки перед светофором двигатель он не выключал, последний работал нормально; судя по показаниям приборов, все было нормально и в электросети автобуса. Вдруг из-под кожуха пошел дым, водитель поднял его, чтобы разобраться, что же случилось, а там уже происходило пламенное горение. Очаг пожара, судя по результатам осмотра, действительно, находился где, то в зоне расположения двигателя. Однако исследование самого двигателя, системы его электропитания и других проходящих рядом проводов не выявило каких-либо признаков аварийной работы.
Зато между силуминовыми ребрами охлаждения двигателя вдруг обнаружился неизвестный, сильно обгоревший предмет.
На очаг пожара влияет конвекция, кондукция и теплопередача Возник пожар, а с ним и конвекция - теплообмен. Потоки стимулируют подачу воздуха к огню, окружающие предметы накаляются и тоже начинают гореть.
Если нагрелись металлоконструкции - очаг сформировала кондукция. Краска прогорает, а металл плавится. Также огонь выделяет сильное тепловое излучение.
По повреждением на предметах, пожарный понимает, с какой стороны был больший нагрев. Определить очаг возгорания часто помогают очевидцы. А иногда найти его просто невозможно, например, если пожар был большой и интенсивный.
Например, горело здание с пустотами, отделанное пожароопасными материалами, а внутри были газовые и электрические установки.
В зданиях и сооружениях очаги пожара могут возникать из-за несоблюдения правил пожарной безопасности, неисправности системы обнаружения пожара или несвоевременного реагирования людей на возможность пожара. Такие факторы, как недостаточная огнестойкость зданий и сооружений, использование горючих веществ, неправильное хранение вещей или иное несоответствие требованиям пожарной безопасности могут привести к возникновению очагов пожара. Существующая система обнаружения пожара Российский Федеральный закон "О пожарной безопасности" Федеральный закон от 21. Система обнаружения пожара включает в себя установку пожарных извещателей, определение признаков горения воздуха, установку автоматической пожарной сигнализации, эвакуационный телефон и другие элементы для обнаружения, предупреждения и эвакуации людей в случае пожара. Таким образом, очаг пожара - это место, где сосредоточены горючие вещества, факторы воспламенения и возможности развития пожара. Признаки и причины возникновения очага пожара определяются пожарной экспертизой и требованиями пожарно-технической безопасности. Знание данных факторов позволяет принять меры по предотвращению пожара и обеспечению безопасности людей и сооружений. Причины, признаки и способы тушения Причины возникновения пожаров Причинами пожаров могут быть различные факторы. Одной из основных причин является нарушение пожарно-технической образованности людей, которое определяется низкой огнестойкостью зданий и строительных материалов.
Несоблюдение пожарных законов, отсутствие эвакуационных систем и неправильное использование горючих веществ также могут стать причиной возгорания. Признаки очага пожара Для обнаружения пожара необходимо знать признаки его проявления. Очаг пожара может проявляться разложением веществ, появлением задымления, изменением запаха и цвета воздуха. Также признаком пожара может быть повреждение материалов, выгиба или плавления металлических конструкций и др. Способы тушения пожара Для тушения пожаров в Российской Федерации применяются различные способы. Одним из самых распространенных способов является применение пожарных актов, где используются специальные огнетушители и системы пожаротушения. Также важно знать различные способы эвакуации людей и вызова пожарных служб, например, путем использования телефонов экстренной связи. Безопасность от пожара является важной задачей государства и каждого человека. Знание причин, признаков и способов тушения пожара поможет снизить опасность возникновения пожаров и минимизировать их последствия. Очаг пожара 81 Время возникновения и развития очага пожара зависит от многих факторов, включая горючие материалы, наличие кислорода, температуру и влажность воздуха, обусловленные окружающей средой.
Начинка зданий и материалы, используемые при их строительстве, могут быть горючими или огнестойкими, что также влияет на возможность возникновения очаговых пожаров. Обнаружение и предупреждение о возникновении пожара в здании или на объекте является одной из основных задач пожарной безопасности. В этой связи используются различные системы и средства контроля, такие как эвакуационный телефон, пожарная сигнализация, пожарные акты и другие средства обнаружения пожаров. Признаки иные средства могут включать в себя пожарные тревоги, автоматические системы приводящие к активации пожарного источника, информацию о возникновении пожара от других людей и визуальные признаки, такие как дым или пламя.
Очаг пожара: понятие и принципы образования
Понимание механизмов образования и распространения очага возгорания позволяет разработать эффективные меры предотвращения и тушения пожара. Установление истинного очага пожара невозможно без дифференциации очага пожара и очага горения [3]. место первоначального возникновения пожара. Обнаружение О.п. — основное и важнейшее действие по установлению причины пожара. Определение очага пожара производится специалистом или экспертом на основании всей информации, полученной в ходе исследования пожара.
Что такое пожар и очаг возгорания кратко
Очаг пожара, как место первоначального возникновения горения и очаг горения, как место, где горение по каким-либо причинам происходит более интенсивно, не всегда совпадают. Шрам от молнии на стволе дерева Как находят очаг возгорания после пожара внутри здания или сооружения Что такое очаг пожара? Понятия, связанные со словосочетанием «очаг пожара». Пожарный вертолёт — вертолёт, предназначенный для тушения пожара с воздуха методом водной бомбардировки (слива воды на подлежащий тушению пожар). Очаг пожара формируется в результате преобразования горючего материала и взаимодействия его с окружающей средой, что приводит к выделению газовых продуктов, пламени и тепла. Очаг пожара. Место первоначального возникновения пожара.