от слова «Арал» - остров, связывает с тем, что громадный бассейн лежит островом среди безводных пустынь Туранской низменности. (2020), где рассматриваются тренды изменения Аральского моря в 1960–2018 гг. Карты составлены по данным космосъемки. Аральское море начало мелеть и уже в 1989 году оно превратилось фактически в 2 водоема. 1. В настоящий момент высыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии возле города Муйнак в Узбекистане. В культовой картине 1988 года Аральское море было частью сюжета, спасительным местом от бед цивилизации.
Восстановление Аральского моря
На уровень воды в Аральском море огромное влияние оказало развитие сельского хозяйства и орошение хлопковых полей в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и Казахстане. Гибель Аральского моря – событие, оставшееся безызвестным, но имеющее огромную значимость. И если за катастрофу, постигшую Аральское море, ответственность несут политические лидеры, то причиной испарения воды в Каспийском регионе является изменение климата.
На вечной швартовке
- Sorry, your request has been denied.
- Малый Арал хотят расширить, но найдется ли для этого вода?
- Аральское море
- Море, принесенное в жертву хлопку
- Есть ли шанс спасти Аральское море?
Аральское море возвращается?
Восстановление Аральского моря | Она находилась на бывшем дне Аральского моря, где на определенной глубине еще осталась вода. |
Новости по теме Аральское море | Что стало с Аральском, когда ушло море. В 60-х годах Аральское море занимало 4-е место по площади после Каспия — 70 тысяч В 70-х случилась катастрофа, которая привела к потере. |
Арал: соляная пустыня, где еще 40 лет назад добывали рыбу - Российская газета | Аральское море стало символом природной катастрофы, примером загубленной человеком целой экосистемы. |
Можно ли спасти Аральское море? - Мир 2051 | Аральское море — все самые свежие новости по теме. |
Аральское море возвращается? | Она находилась на бывшем дне Аральского моря, где на определенной глубине еще осталась вода. |
Трагедия Аральского моря
Шевченко В 1848 году в Оренбурге была построена шхуна « Константин », к лету того же года она была доставлена в укрепление Раимское вблизи устья Сырдарьи. В 1849 году под руководством А. Бутакова была проведена первая научная экспедиция по описанию Аральского моря, проведена общая рекогносцировка Арала, сделан промер глубин, произведена полная съёмка острова Барса-Кельмес , открыта и изучена группа островов Возрождения , проводились астрономические и метеорологические наблюдения, опись ледовой обстановки в зимнее время, проведён сбор образцов полезных ископаемых. В 1850 году Гидрографическим департаментом Морского министерства была издана Морская карта Аральского моря. В 1852 году в разобранном виде были доставлены в укрепление Раим пароходы « Перовский » и « Обручев ». Первый пароход был спущен на воду Аральского моря в 1853 году. Дальнейшие исследования Аральского моря проходили одновременно с боевыми действиями по присоединению среднеазиатских государств , и Аральская флотилия принимала в них участие. Осенью 1854 года аральская верфь была перенесена из Раима в Казалинск.
Аральская военная флотилия охраняла судоходство, обеспечивала воинские перевозки, производила гидрографические работы, все пароходы и вспомогательные суда имели артиллерийское вооружение. В 1862 году новые пароходы « Арал » и « Сырдарья » были спущены на воду в Казалинске. В 1886 году были организованы экспедиции А. Никольского на юге Арала, академика Льва Берга на севере моря, которые дали довольно подробную информацию о климате, фауне и флоре моря. В 1905 году российские купцы Лапшин, Риткин, Красильников, Макеев со своими лодками организовали крупные рыбацкие союзы и создали акционерное общество «Хива» в Аральске , положив начало промышленному лову рыбы в Арале.
Тогда об Арале и его проблемах узнает больше людей. Если я еще не убедил вас в красоте этого места, то вот мнения туристов, посетивших берег Западного Аральского моря в мае этого года. Динара Адылова Ташкент : «Я думала, что вокруг Арала безжизненная соляная пустыня, а оказалось, что зеленая цветущая степь, полная птиц и животных». Степная агама, обитающая на плато Устюрт. Наташа Рось Санкт-Петербург : «Когда у меня появился шанс отправиться в путешествие по Узбекистану, то первым пунктом был Арал!
Он поразил меня давно: однажды я увидела его из иллюминатора самолета. Когда добрались до моря, моему восторгу не было предела — посреди пустыни была вода, которой и конца не было видно! Могла ли представить, что буду купаться? Теперь знаю, что море держится в секрете, но оно существует». Максим Соболевский Санкт-Петербург : «Главное впечатление от моря, помимо безлюдной красоты, — это удовольствие от купания. Нам повезло с погодой. В сухой жаркий день заход в море очень комфортный, а соленая вода держит тебя на плаву. Это интересные ощущения». Увидеть Арал и вернуться живым Сразу должен предупредить: пока путешествие на Арал годится только для тех, кто любит настоящие приключения. Это не тур в Анталию и не шашлыки на Чарваке.
Здесь нет людей, нет воды, не ловит телефон и интернет. На своем автомобиле отправляться туда слишком рискованно. Не отчаивайтесь! С помощью опытных местных жителей поездка станет безопасной и увлекательной. Пустыня Аралкум. Дорога из Муйнака по бывшему дну Аральского моря. Если вы отправляетесь из Ташкента, то необходимо приобрести билеты на поезд «Ташкент-Нукус» или на самолет до Нукуса. Купейный билет в поезде в обе стороны обойдется в 300 тысяч сумов. Самолет туда и обратно — в 800 тысяч сумов данные за май 2017 года. Можно приобрести билет на поезд и до Кунграда, который ближе к Муйнаку на 110 километров.
Но тогда вы пропустите в Нукусе легендарный музей Савицкого. Этого делать ни в коем случае нельзя. Можете пропустить Лувр в Париже я так и сделал , а вот в музей Савицкого нужно сходить обязательно. В Нукусе вы должны пойти на «пятак», где беззаботно проводят время муйнакские таксисты. Такси до бывшего аральского порта обойдется в 100 тысяч сумов и еще 100 километров пути. Иллюстрация: «Газета. А в Муйнаке помогут местные жители. Город небольшой: спросите, и вам подскажут место ночлега в одном из домов, а если повезет — еще и приготовят вкуснейший бешбармак. Две ночи обойдутся в 150 тысяч сумов. Гостиница в Муйнаке все еще строится, и туристов спасают импровизированные «гестхаусы».
Чтобы доехать до Аральского моря, потребуется надежный водитель с настоящим внедорожником водители Captiva, даже не думайте. В Муйнаке такие есть, и в среднем вам удастся договориться о дневной поездке за 1,5 миллиона сумов за четырехместную машину. Это самая дорогая часть путешествия. Но водителей можно понять: дорога сложна и опасна. А немногие туристы являются для них практически единственным источником заработка в депрессивном Муйнаке. Выехав с утра, вы посетите муйнакское кладбище кораблей и проведете около четырех часов, преодолевая 150 километров до моря по пустыне Аралкум. Попросите водителя подняться на чинк скалистая граница плато , и вы увидите море с высоты Устюрта. Затем можно спуститься к берегу, искупаться и отправиться обратно.
Говоря о перспективах восстановления, приведу данные из статьи Милкина Ф. Ссылки на литературу: Yang X. Филип Миклин и др.
Это относится к солоноватым водам. Они не питьевые, конечно, но они абсолютно пригодны для полива растений. Эти воды оказались термальными около 33 градусов. По сути дела, подземные воды, являющиеся термами, они еще несут бальнеологическое значение, несут такой лечебный эффект. Поэтому там можно и в этих целях использовать эти подземные воды. Перед тем, как приступить к бурению, учёные—гидрогеологи разработали проект. В течение полугода они изучали недра осушенного дна Арала. Математические расчеты и другие показатели отечественных ученых оказались верными. Дулат Калитов, ученый-гидрогеолог: - Были изучены материалы ранее пробуренных скважин. И были интерпретированы с точки зрения геологических структур. И был сделан прогноз, был составлен проект, что на этой точке на глубине будут получены подземные воды из такого-то горизонта.
Малый Арал хотят расширить, но найдется ли для этого вода?
Сейчас из-за ирригации сток Амударьи и Сырдарьи очень сильно сократился, подземные источники, плюс дождь и снег не способны покрыть испарение. Это привело к тому, что количество воды в озере постоянно сокращается, зато ее соленость растет. До 1985 года проблему Аральского моря скрывали от советских граждан. Первым до широкой общественности правду решил донести Михаил Горбачев. Многие люди были шокированы узнав о критической обстановке вокруг Арала, но никто не пожелал сократить отбор воды от Амударьи и Сырдарьи.
Конец 80-х годов для Аральского моря означал фактически, что оно прекратило существование как единое целое. Озеро четко разделилось на 2 части — Малый Арал на севере и Большой Арал на юге. В 2007 году Большой Арал четко разделился на 2 части, которые соединялись небольшим перешейком. Объем большого Арала упал до 75 км3 вместо былых 708.
Сейчас на месте южной части Аральского моря образовалась пустыня Аралкум. От крупного порта Аральск береговая линия ушла примерно на 100 км. В русло Амударьи и Сырдарьи поступают сточно-дренажные воды с полей. А эти поля еще в советское время были изрядно покрыты ядохимикатами и прочими удобрениями.
Падал уровень воды, гибла рыба. Поменялся климат — лето стало жарче, а зима холоднее. Сложности возникли даже с передвижением. Раньше главным транспортным средством была лодка. Теперь необходимостью стала машина, но дорог практически нет, поэтому бывшее морское дно бороздят внедорожники. Берег Аральского моря в Узбекистане. Их источником мог стать заброшенный рудник Причина тяжелой ситуации — бурное развитие сельского хозяйства. В Узбекистане, Туркменистане и Казахстане в послевоенные годы развивалось хлопководство, которое требует больших объемов воды. Для орошения использовали ресурсы двух главных рек региона — Сырдарьи и Амударьи.
Зимой вода накапливалась в водохранилищах, летом ее использовали для полива. Часть воды отводилась на поля по каналам.
Амударья и Сырдарья издревле почитались местным населением, и воду из них брали на протяжении многих тысячелетий — как для нужд самого человека, так и для сельскохозяйственных целей. Однако архаичные системы орошения требовали незначительного водного питания, такой объем оттока оставался фактически незаметным как для самих рек, так и для моря. Хлопковое поле В середине же 20-го века было принято решение «превратить пустыню в цветущий сад», вокруг рек собирались создать обширные хлопковые поля, которые требовали значительных объемов воды. И эту воду стали отводить, уже через современные, высокоэффективные системы орошения, которые имели совершенно иные запросы в плане объемов воды. Баланс, который сохранялся тысячелетиями, был нарушен.
Аральское море сейчас Вода из озера-моря стала уходить, обнажая все новые участки дна. На данный момент воды отступили приблизительно на 100 км от своих изначальных границ, и данный участок представлен пустыней, засоленной и загрязненной смытыми с полей удобрениями химического характера, которые попадали в русло рек за всю историю деятельности человек и никуда не исчезали, поскольку стока у моря нет — вода покидает его только испарением. Интересно: Почему в раковине слышно море? Описание, фото и видео Также стоит отметить, что море разделилось на две части, западную и восточную. Западная практически полностью пересохла, восточная на данный момент существует.
Кроме того, опасные вещества могут попасть в руки террористов. Отходы и пестициды, выброшенные когда-то в воду гавани Аральска, оказались сегодня на самом виду. Сильные бури разносят ядовитые вещества, а также огромное количество песка и соли по всему региону, уничтожая сельхозкультуры и нанося ущерб здоровью людей.
Подробнее об острове Возрождения можно прочитать в статье: Самые страшные острова мира Восстановление всего Аральского моря невозможно. Для этого потребовалось бы в четыре раза увеличить годовой приток вод Амударьи и Сырдарьи по сравнению с нынешним средним показателем 13 км3. Однако четыре из пяти прежних советских республик в бассейне Аральского моря за исключением Казахстана намерены увеличить объемы полива сельхозугодий — в основном, чтобы прокормить растущее население. В данной ситуации помог бы переход на менее влаголюбивые культуры, например замена хлопчатника озимой пшеницей, однако две главные водопотребляющие страны региона — Узбекистан и Туркменистан — намерены продолжать выращивать именно хлопок для продажи за рубеж. Можно было бы также значительно усовершенствовать существующие оросительные каналы: многие из них представляют собой обыкновенные траншеи, через стенки которых просачивается и уходит в песок огромное количество воды. В рамках проекта «Регулирование русла реки Сырдарьи и Северного Аральского моря» РРССАМ в 2003—2005 годах Казахстан построил от полуострова Кокарал до устья Сырдарьи Кокаральскую дамбу с гидротехническим затвором который позволяет пропускать лишнюю воду для регулирования уровня водоема , отгородившую Малый Арал от остальной части Большого Арала. Благодаря этому сток Сырдарьи скапливается в Малом Арале, уровень воды здесь вырос до 42 м абс. В 2007 году улов рыбы в Малом Арале составил 1910 тонн, из них на долю камбалы приходится 640 тонн, остальное — пресноводные виды сазан, жерех, судак, лещ, сом.
Предполагается, что к 2012 году улов рыбы в Малом Арале достигнет 10 тысяч тонн в 1980-е во всём Аральском море вылавливалось около 60 тысяч тонн. Длина Кокаральской дамбы составляет 17 км, высота 6 м, ширина 300 м. Предполагается, что водой будет покрыта территория площадью 870 квадратных км, и это позволит восстановить флору и фауну Приаралья. В Аральске ныне функционирует рыбоперерабытывающий комбинат «Камбала Балык» производительность 300 тонн в год , расположенный на месте бывшего хлебозавода. В 2008 году планируется открыть в Аральском районе два рыбоперерабатывающих комбината: «Атамекен Холдинг» проектная производительность 8000 тонн в год в Аральске и «Камбаш Балык» 250 тонн в год в Камышлыбаше. Развивается рыбный промысел и в дельте Сырдарьи. На протоке Сырдарьи — Караозеке построено новое гидротехническое сооружение пропускной способностью более 300 кубометров воды в секунду Аклакский гидроузел , благодаря чему появилась возможность обводнить озерные системы, вмещающие в себя более полутора миллиардов кубометров воды. На 2008 год общая площадь озер составляет более 50 тысяч гектаров предполагается её увеличение до 80 тысяч гектаров , количество озёр в области увеличилось со 130 до 213.
В рамках реализации второй фазы проекта РРССАМ в 2010—2015 годах планируется построить плотину с гидроузлом в северной части Малого Арала, отделить залив Сарышыганак и заполнить его водой по специально прорытому каналу из устья Сырдарьи, доведя уровень воды в нём до 46 м абс [10]. От залива предполагается построить судоходный канал к порту Аральск ширина канала по дну составит 100 м, длина 23 км. Для обеспечения транспортной связи между Аральском и комплексом сооружений в заливе Сарышыганак проект предусматривает строительство автодороги V категории протяженностью около 50 км и шириной 8 м параллельно бывшей береговой линии Аральского моря. Печальную судьбу Арала начинают повторять другие крупные водоемы мира — в первую очередь озеро Чад в Центральной Африке и озеро Солтон-Си на юге американского штата Калифорния. Мертвая рыба тилапия устилает берега, а из-за неумеренного забора воды для орошения полей вода в нем становится все солонее. Рассматриваются различные планы по опреснению этого озера. В результате бурного развития орошения с 1960-х гг.
Как твои дела, Аральское море?
057 Аральское море уходит - вернется ли? (Виорэль Ломов) / Проза.ру | Так что получается: решение о наполнении Арала является чисто «протокольным», оно не восполнит воду, «исчезнувшую» из моря? |
057 Аральское море уходит - вернется ли? | Согласно ученным, основными причинами гибели Аральского моря являются: отсутствие технологий сбережения воды на сельскохозяйственных полях, а также массовая постройка ГЭС по всему региону. |
Аральское море: где находится, описание, история | Как было сказано, сегодня Аральское море — это Большой Арал (Южное море) и Малый Арал (Северное), между которыми построена Кокаральская плотина. |
Аральское море Aral sea
Ученые отмечают несколько возможных причин обмеления Аральского моря и потери им изначальной площади, и главной из них признается искусственный забор воды из двух главных рек, которые снабжают Арал водой. До начала катастрофического падения уровня Аральского моря на его берегах имелось 2 крупных порта — Муйнак и Аральск, сейчас море ушло, оставив после себя ржавые остовы кораблей. Пока Аральское море не отошло от берега на 100 км, здесь развивался курорт. Хорошие новости о состоянии Аральского моря экологи сообщали 4 марта, уровень воды в северном Арале впервые после долгого периода снижения поднялся на 48 см. ТАШКЕНТ, 4 мар — Sputnik. На протяжении десятилетий Аральское море служит примером беспрецедентной экологической катастрофы. Гибель Аральского моря – событие, оставшееся безызвестным, но имеющее огромную значимость.
Новости города Аральск (Казахстан)
Власти хотели превратить этот регион в цветущий сельскохозяйственный оазис и использовать водные ресурсы двух рек — Амударьи и Сырдарьи. Воду от основных русел отводили в сторону каналами, и Аральское море в итоге лишилось двух основных источников питания. Отвод рек Амударьи и Сырдарьи считают основной причиной гибели моря. Называют и другие: рост населения, например. За последний век число жителей Центрально-Азиатского региона увеличилось в 10 раз.
В 60-е годы во всем мире, в том числе в бывшем Советском Союзе, был такой подход, что мы обязательно победим природу. С этой точки зрения Аральское море было бесполезным накоплением воды, где в одном месте испарение ее наверх, в атмосферу. Многие инженеры, планировщики считали, что, если мы забираем воду и отведем ее туда, куда надо человеку, то все нормально будет, — отметил исполнительный директор Регионального экологического центра Центральной Азии Искандер Абдуллаев. Нормально не стало.
Площадь орошаемых земель увеличилась в четыре раза — с двух миллионов гектаров до восьми, а объем воды Аральского моря уменьшился в 10 раз. В 90-е годы мы поняли, что совершился необратимый процесс, — заявил Искандер Абдуллаев. Первая плотина на нашем пути -охраняется полицей, проезд свобоный Ночью проехав Кокаральскаю плотину мы рассположились на берегу заболоченного водоема- Аральского моря. Утро и виды на урочище Кокарал.
До 1973 года Кокарал был островом. На фото гора Даут высота 163 м. Наше транспортное средство надо отметить ни разу нас не подвело, не сломалось несмотря на 13000 км пробега и совсем не по дорогам объщего пользования Название плотины произошло от бывшего острова Кокарал, который позже был полуостровом, а теперь, когда два Моря больше не соединяются, просто частью суши. Когда в конце 80-х годов прошлого века Аральское море разделилось на две части, вода по оставшемуся между ними руслу стала уходить из Малого Арала в Большой.
Чтобы это предотвратить, в 1992 году была построена песчаная дамба без водосброса. Год спустя вода поднялась и разрушила плотину. Вторая дамба длиной 14 километров и шириной 30 метров была насыпана казахами в 1997 году.
Есть даже специальный сайт , посвященный этой программе на узбекском языке. Больше всего в этом постановлении меня заинтересовал «План мероприятий по привлечению туристов» из 17 пунктов. Все они представляются достаточно разумными: речь идет о медийном продвижении Муйнака, реконструкции музея и бывшей гавани, проведении фестивалей и производстве сувениров. Планируется строительство гостиницы, возведение юрт и приобретение микроавтобусов. Кладбище кораблей Муйнака.
Но хотелось бы вновь отметить, что этой программе не достает взгляда путешественника. Возможно, ее составители сами ни разу не посещали берега Западного Арала и не очень представляют проблемы туристов. Считаю, что реализация следующих предложений сильно помогла бы в развитии самостоятельного и внутреннего туризма до моря. Нужно создать небольшой парк с внедорожниками и водителями, которые могли бы регулярно возить туристов между Муйнаком и берегом моря за доступную цену. Море — это главная достопримечательность. От Муйнака вглубь пустыни Аралкум проложена достаточно протяженная асфальтированная дорога для нужд геологов, которую необходимо реконструировать, ибо сейчас тряску она создает почище магической композиции из фэтбойслимовского клипа Ya Mama. Неподалеку от берега моря нужно создать базовый лагерь, в котором посменно будут нести вахту «рейнджеры». Это залог безопасности туристов — у «рейнджера» должна быть связь, запас питьевой воды и медикаментов на экстренный случай.
Живая или мертвая вода? Думаю, у многих читателей уже созрел вопрос: «А не вырастет ли у меня третья рука после купания в Аральском море»? Я старательно рассказываю о райском уголке, но правду не скроешь: Приаралье — это зона экологического бедствия. Высохшее дно Аральского моря содержит не только соль, но и химикаты, которые в большом количестве использовались во времена СССР в сельском хозяйстве и накопились в водах моря, а теперь и на бывшем дне. Сильные ветры распространяют пыль и соль, нанося вред флоре и фауне. Пыльные бури простираются более чем на 500 километров. Из-за вдыхания этой токсичной пыли у жителей Приаралья развиваются заболевания. Некоторые ученые считают, что наиболее серьезные проблемы со здоровьем у местных жителей возникают из-за низкого уровня жизни, плохого качества здравоохранения, пищи и воды.
Именно поэтому экономическое развитие Муйнака так важно — деньги от туристов помогут местным жителем повысить свое благосостояние и сгладить негативные экологические последствия. Соль на берегу Западного Аральского моря. Я бы не стал призывать посетить Западный Арал, если бы не убедился дотошно в безопасности такой поездки. Это принципиальный вопрос журналистской этики. Забегая вперед скажу, что, проанализировав всю полученную информацию, в том числе эксклюзивные комментарии экспертов, могу заключить: кратковременное посещение Западного Арала, а также купание в его водах безопасно. Мы начали изучение вопроса с беседы с отечественными исследователями. Оказалось, что актуальных лабораторных исследований воды и грязей Западного Арала у наших ведомств попросту нет. Нужных данных нет и в Гидрометцентре, где подтвердили, что подобные исследования не проводились.
То же самое «Газете. Именно здесь занимаются грязе- и солелечением. Но и в центре никогда не слышали об исследованиях грязей и воды Арала. Систематической и достоверной информации у нас по этому поводу нет, и она не позволяет сделать однозначных выводов», — сказал руководитель Агентства реализации проектов МФСА Вадим Соколов. Мы обратились с вопросом «Безопасно ли купание в Западном Арале? Их мнения достаточно единодушны. Купаться на моих глазах там начали в последние 15 лет. Пока ничего страшного не слышал.
В народе уже ходят легенды о лечебных свойствах воды и грязи», — рассказал председатель каракалпакского ННО «Союз защиты Арала и Амударьи» Юсуп Камалов. Один из активнейших араловедов, автор 150 научных работ по проблемам Аральского и Каспийского морей, сотрудник Зоологического института Российской Академии наук Николай Аладин еще более оптимистичен. Его мнение базируется на собственных исследованиях и работах коллег: «Аральская гипергалинная вода и грязь целебны. Они аналогичны воде и грязи Мертвого моря в Израиле. Можно даже делать косметику». Прибой на Западном Аральском море.
Вся эта смесь разлетается вокруг вместе с пылью на сотни километров. Как следствие, промысел рыбы, когда-то процветавший на озере-море, из-за сильной минерализации воды полностью сократился в южном водоёме — большое Аральское море. В Малом Аральском море запасы рыбы упали до критического значения — до 2000 года, из-за высокой концентрации соли в море обитала лишь одна рыба — черноморская камбала Глосса, акклиматизированная здесь еще в 60-е годы. В рамках проекта «Регулирование русла реки Сырдарьи и Северного Аральского моря» РРССАМ в 2003—2005 годах Казахстан построил от полуострова Кокарал до устья Сырдарьи Кокаральскую 300-метровую дамбу со 140-метровым откосом с гидротехническим затвором, который позволяет пропускать лишнюю воду для регулирования уровня водоема, отгородившую Малый Арал от остальной части Большого Арала. Благодаря этому сток Сырдарьи скапливается в Малом Арале, уровень воды здесь вырос до 42 м, солёность уменьшилась, что позволяет разводить здесь некоторые промысловые виды рыб. Кокаральская перемычка почти полтора десятилетия исправно выполняет свою задачу.
Наиболее пострадавшими районами являются районы на севере и востоке в красном , где море имеет небольшую глубину. В географическом понимании Каспий — не море, а самое большое в мире озеро площадью 371 тысяча квадратных километров. К концу ХХI века его площадь уменьшится на территорию, соизмеримую с Португалией, что грозит вымиранием уникальных видов животных, обитающих только в этом регионе. Исследователи также утверждают, что благосостояние Каспия сегодня зависит от трех основных факторов. Согласно полученным данным, несмотря на то, что зимних осадков в северной части бассейна Волги будет становиться все больше и сток реки и ее сброс в Каспийское море могут незначительно увеличиться в будущем, эффект от испарения озера приведет к прогнозируемому снижению уровня моря. Происходит, казалось бы, парадоксальное явление: в то время как глобальное повышение температур является причиной повышения уровня в океанах, уровень воды морей и огромных озер будет снижаться из-за того же эффекта повышения температуры. В результате происходящих изменений Баку уже не будет портом, залив Кара-Богаз-Гол исчезнет, а в северной части моря вода освободит огромные площади суши. Читайте также: Что происходит с океанами Земли?
Что такое Аральское море: почему погибло, можно ли его возродить?
Аральское море, некогда четвертое на планете по величине озеро, сегодня представляет огромный интерес для экологов из-за стремительного иссушения. Аральское море сейчас значительно измельчало, и эти изменения близки к экологической катастрофе. Фотосессия на Аральском море. В Аральском море почти вдвое увеличился объем воды: с 15,6 до 27,1 кубокилометра, сообщило Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана.
Популярные материалы
- Исследования ученых
- Что происходит с Аральским морем
- Аральское море до 1 апреля пополнят водами соседних стран - 02.11.2023, Sputnik Казахстан
- Другие публикации
Объем воды увеличился в Аральском море
После строительства ряда гидротехнических сооружений в проливе Берга солёность Малого Арала начала постепенно снижаться, и фауна была частично восстановлена. Стали встречаться такие рыбы как белый амур Ctenopharyngodon idella и обыкновенный судак Sander lucioperca. Аральское море куда пропала. До этого водоем считался четвертым по площади озером мира. Жители окрестных населенных пунктов с тоской вспоминают прошлое. В то время мы ходили по всему водоему. Добирались до Амударьи в Каракалпакстане, там ловили рыбу. Тянули невод, вытаскивали по 10, 20, 30, иногда 100 т рыбы.
Карп, камбала, сом… Улов прямо в море сдавали приемно-транспортным судам. Домой мы не приходили по полгода, земли не видели, суши не видели», —рыбак из казахстанского села Боген Тулпарбек Изтлеуов. Он добавляет, что промысел прекращался только осенью, когда водная гладь покрывалась льдом. Зимой за рыбой отправлялись на санях, запряженных верблюдами или лошадьми. На побережье находились процветающие портовые города — Аральск и Муйнак. Между ними было отлажено судоходство. Многие сейнеры вмещали 20—40 человек.
Команду составляли рыбаки, повара, матросы и инженеры. Когда море начало высыхать, плавсредства не могли вернуться в обмелевшие порты. Сначала они застревали в иле, который потом превращался в песок. Так в пустыне появились знаменитые кладбища кораблей.
В случае введения в сельское хозяйство современных водосберегающих технологий позволит ежегодно увеличить приток воды в Арал на 8 млрд кубометров. С таким количество воды, ученные предложили разделить территорию Арала на участки, и восстанавливать их по определенной методике. Данный план позволит восстановить Аральское море.
Иногда на обочине попадались казахские кладбища — могилы здесь представляют собой небольшие закрытые домики или огораживаются так, что внутрь не залезть. Кое-где встречаются мавзолеи. На первой же заправке в Казахстане обнаружилось, что карточки платежной системы «Мир» здесь не работают. Это значительно осложнило путешествие. Пришлось рассчитывать лишь на наличные, которых было не так много. В Атырау стало ясно, что планы путешествия следует откорректировать. С учетом качества дорог пришлось выбирать самый ближайший путь до моря. В таком случае предпочтительнее было отправиться на юг страны до приграничного села Бейнеу, пересечь границу с Узбекистаном, доехать до поселка Жаслык, откуда можно уже прямиком по пустыне добраться до Арала — по крайней мере, спутниковые карты показывали там следы к морю. Асфальтное полотно по одной полосе в каждую сторону практически не имело ям и изъянов, что позволило быстро доехать до границы. Двигаться пришлось по степи, постепенно переходящей в пустыню. Особенно нелепо на фоне такого пейзажа смотрелся дорожный знак «Место отдыха» — наклоненная над скамейкой ель: здесь и лиственные-то деревья редко встретишь, чего уж говорить о хвойных. Пройти казахстанский пункт пропуска Тажен получилось достаточно быстро и без проблем, а вот пункт узбекской границы занял около 3 часов. От людей, пересекающих границу, и пограничников стало известно об особенностях путешествия по Узбекистану: деньги лучше менять на черном рынке, курс рубля к местному суму в официальных обменных пунктах намного ниже 109 сум за рубль против 150-170-ти , бензин в стране только АИ-80 и АИ-91. Купить его непросто, особенно 91-й. Искать можно не только на заправках, но и у обычных граждан. В Узбекистане добывается в основном газ, поэтому почти все используют метан. Последнее откровение — то, что в стране плохие дороги. Узбекская часть Аральского моря находится на территории суверенной республики Каракалпакстан. Это отдельный, особенный регион. Каракалпаки — кочевники. У них свой язык, который отличается от узбекского, а больше схож с казахским. Многие здесь плохо знают узбекский. Русским тоже владеют не все. Кто-то не говорит вообще, а кто-то изъясняется без акцента. Причем возраст не имеет значения. В Узбекистане сразу началась настоящая пустыня. Трасса то и дело была засыпана песком — таким способом здесь пытаются ремонтировать дорогу. В пустыне довелось увидеть тушканчика и лису. По дороге встречалось множество гуляющих лошадей и верблюдов. Небольшой населенный пункт, число жителей не превышает 4000 человек, имеет одноименную железнодорожную станцию, военный аэродром. Уже после обретения независимости Узбекистана на месте военного городка была организована колония строгого режима, куда отправляли членов экстремистских религиозных группировок. Днем в Жалсыке — а именно в это время суток довелось сюда приехать — немноголюдно. Магазины закрыты. Все прячутся от жары. Кстати, она в пустыне переносится намного легче, нежели на той же Кубани. И дело тут во влажности, которая в Средней Азии ниже. Стоит найти в этих краях тень — и под ней ощущаешь настоящую прохладу. Поэтому все стараются спрятаться в тени, даже небольшой. Еще здесь практически не потеешь, но воду пьешь всегда с какой-то особенной жадностью. Многовековое пребывание в пустыне наложило особенности на поведение каракалпаков. Они, что-то объясняя, неизменно прибегают к начертанию на земле. Во время разговора могут спокойно достать из кармана насвай жевательный табак и насыпать себе в рот. Почти все жители Муйнака, с которыми доводилось общаться, никогда не бывали на Аральском море, хотя от поселка до побережья всего 70 км. На вопрос, почему, все отвечали, что им оно либо малоинтересно, либо у них много других более важных дел. В Каракалпакстане у людей действительно много забот. Здесь рано вступают в брак, заводят много детей. Большие семьи и более чем скромное материальное положение не позволяют расходовать время и средства на подобные развлечения. Самый захватывающий момент лета В Жаслыке пришлось потратить много времени, чтобы обменять деньги и купить топливо. Пунктов обмена в поселке нет. На заправке продается лишь метан. Обменять деньги удалось в кафе на трассе. Причем курс был достаточно неплохим — 160 сум за рубль в Муйнаке давали 150 руб. В другой придорожной чайной хозяин заведения продал 20 л АИ-80 по 10 тыс. Выглядело это так: после получения оплаты босой мужчина отвел меня за дом, где на раскаленном солнце на каких-то разваливающихся бетонных блоках стояла огромная пластиковая бочка, и попросил своего сына, не понимающего по-русски, отлить 20 л бензина.
Это позволит накопить необходимый объем воды для вегетационного периода 2024 года в Туркестанской и Кызылординской областях, а также подать 1,6 млрд кубометров воды в Аральское море", - сообщили в ведомстве.
История высыхания – когда, как, почему. Экологические последствия
- Аральское море возвращается?
- Аральское море до 1 апреля пополнят водами соседних стран - 02.11.2023, Sputnik Казахстан
- Объем воды увеличился в Аральском море
- В Аральское море пустят воду — Новости — Forbes Kazakhstan
- Можно ли спасти Аральское море? - Мир 2051
- Аральское море: экологическая катастрофа из прошлого века
Аральское море: путешествие к водоему, которого почти не осталось
Западное Аральское море. Выжившее море Вы скажете: но ведь мы сто раз слышали и читали, что Аральское море высохло. Что случилась катастрофа, и ничего не вернуть. Да, это так. Аральская трагедия не знает аналогов в мировой истории. У суда нет сомнений: в убийстве Аральского моря виновен человек. Но не все потеряно! Арал жив. Просто в другом виде.
Прежнего моря уже не вернуть никогда, но можно успешно поддерживать жизнь оставшихся озер: Малого Арала и Западного Арала. Уровень Малого Арала, находящегося на территории Казахстана, в результате построенной Кокаральской плотины даже растет. Там успешно развивается рыболовство. Западное Аральское море, большая часть которого находится на территории Узбекистана, постепенно стабилизируется. Сейчас Западный Арал — это небольшое сильносоленое озеро площадью 3270 квадратных километров. Это в четыре раза больше, чем знаменитое Мертвое море. Впрочем, ближневосточный товарищ Арала содержит в два раза больше соли в воде. Глубина Западного Арала местами может превышать 20 метров.
Берег Западного Аральского моря. Ученые считают, что Западное Аральское море будет жить. Не только они пришли к таким выводам. В 2007 году ученые во главе с заместителем директора Института океанологии Российской академии наук доктором географии Петром Завьяловым обнаружили интенсивную подпитку Западного Арала пресным подземным потоком со стороны плато Устюрт. Живые впечатления Давайте будем верить в то, что Западный Арал не исчезнет! А пока призываю отважных путешественников посетить это уникальное место, сделать много-много фотографий и опубликовать их в социальных сетях. Тогда об Арале и его проблемах узнает больше людей. Если я еще не убедил вас в красоте этого места, то вот мнения туристов, посетивших берег Западного Аральского моря в мае этого года.
Динара Адылова Ташкент : «Я думала, что вокруг Арала безжизненная соляная пустыня, а оказалось, что зеленая цветущая степь, полная птиц и животных». Степная агама, обитающая на плато Устюрт. Наташа Рось Санкт-Петербург : «Когда у меня появился шанс отправиться в путешествие по Узбекистану, то первым пунктом был Арал! Он поразил меня давно: однажды я увидела его из иллюминатора самолета. Когда добрались до моря, моему восторгу не было предела — посреди пустыни была вода, которой и конца не было видно! Могла ли представить, что буду купаться? Теперь знаю, что море держится в секрете, но оно существует». Максим Соболевский Санкт-Петербург : «Главное впечатление от моря, помимо безлюдной красоты, — это удовольствие от купания.
Нам повезло с погодой. В сухой жаркий день заход в море очень комфортный, а соленая вода держит тебя на плаву. Это интересные ощущения». Увидеть Арал и вернуться живым Сразу должен предупредить: пока путешествие на Арал годится только для тех, кто любит настоящие приключения. Это не тур в Анталию и не шашлыки на Чарваке. Здесь нет людей, нет воды, не ловит телефон и интернет. На своем автомобиле отправляться туда слишком рискованно. Не отчаивайтесь!
С помощью опытных местных жителей поездка станет безопасной и увлекательной. Пустыня Аралкум.
В результате происходящих изменений Баку уже не будет портом, залив Кара-Богаз-Гол исчезнет, а в северной части моря вода освободит огромные площади суши. Читайте также: Что происходит с океанами Земли? Последствия испарения Каспийского моря Примечательно, что авторы исследования не считают катастрофу, произошедшую с Аральским морем и тем, что ожидает Каспий в ХХI веке, событиями соизмеримыми. Береговая линия отошла на 100 км, а соленость воды выросла в два с половиной раза. Так, сегодня на месте когда-то самого настоящего моря находится песчано-солончаковая пустыня Аралкум.
На снимке отображены этапы постепенного исчезновения Аральского моря. В случае же с Каспийским морем ситуация иная — вода в нем все равно останется. Однако потеря одной трети площади может превратить Каспий в самое настоящее, с биологической точки зрения, мертвое море.
Так, на обнажившемся после отступления воды дне были обнаружены остатки деревьев, росших на этом месте. По некоторым оценкам, ранее Амударья по рукаву Узбой впадала в Каспийское море , а река Тургай — в Арал [9] [10] [11]. Рукава Сырдарьи — Жанадарья и Куандарья — перестали впадать в Арал соответственно с 1819 и с 1823 годов. Шевченко В 1848 году в Оренбурге была построена шхуна « Константин », к лету того же года она была доставлена в укрепление Раимское вблизи устья Сырдарьи. В 1849 году под руководством А. Бутакова была проведена первая научная экспедиция по описанию Аральского моря, проведена общая рекогносцировка Арала, сделан промер глубин, произведена полная съёмка острова Барса-Кельмес , открыта и изучена группа островов Возрождения , проводились астрономические и метеорологические наблюдения, опись ледовой обстановки в зимнее время, проведён сбор образцов полезных ископаемых. В 1850 году Гидрографическим департаментом Морского министерства была издана Морская карта Аральского моря.
В 1852 году в разобранном виде были доставлены в укрепление Раим пароходы « Перовский » и « Обручев ». Первый пароход был спущен на воду Аральского моря в 1853 году. Дальнейшие исследования Аральского моря проходили одновременно с боевыми действиями по присоединению среднеазиатских государств , и Аральская флотилия принимала в них участие. Осенью 1854 года аральская верфь была перенесена из Раима в Казалинск. Аральская военная флотилия охраняла судоходство, обеспечивала воинские перевозки, производила гидрографические работы, все пароходы и вспомогательные суда имели артиллерийское вооружение. В 1862 году новые пароходы « Арал » и « Сырдарья » были спущены на воду в Казалинске.
Молодые сотрудницы в кафе и вовсе не знают русского языка — как и английского. Они родились уже в новое время, на руинах советской империи и на высохшем берегу бывшего моря. И до Ташкента летали. Потом отменили, аэропорт сейчас не работает. Мало пассажиров», — говорит Дамир. После ухода моря Каракалпакстан стал один из самых бедных регионов Узбекистана. По дороге из Нукуса в Муйнак можно увидеть небольшие лесопосадки, сады и бахчи, но чем ближе к бывшему морю — тем больше признаков пустыни. Есть и неочевидная приезжему, но самая опасная часть аральской истории: в советское время на дне моря скопились отложения пестицидов и других ядохимикатов. Сейчас люди вынуждены этим дышать, что приводит к различным болезням, в том числе онкологическим. Отстаиваем — и несколько сантиметров грязи на дне банки. Приходится фильтровать, кипятить, а лучше покупать привозную», — добавляет тот же человек. В городе Турткуле работает большой завод по очистке воды, который построили американцы. Проезжаем небольшое озеро Сарыбас на краю Муйнака. Где-то рядом теряется в песках когда-то полноводная река Амударья. Сарыбас — бывший залив Аральского моря, который удалось сохранить при помощи земляной дамбы. На море Сарыбас не очень похож: заболоченный берег зарос тростником, на мелководье заходят стада коров и лошади. Кое-где у дороги еще растет тростник, намекая о прежней большой воде. Следы моря видны повсюду: на песке белеют россыпи мелких ракушек и разводы соли. Ряд источников в интернете пишет, что местные называют новую пустыню Аралкум, по аналогии с Каракумом и Кызылкумом. Может, и так, но никто из собеседников этого топонима не использовал. К 2050 году нехватка воды может коснуться пяти миллиардов жителей планеты. На конференции делегация Узбекистана рассказала о проблеме Аральского моря, которое из-за пересыхания становится труднопроходимой пустыней соленого песка и сильно влияет на климат в регионе, ухудшая экологическую обстановку. Член делегации Узбекистана Саида Мирзиёева рассказала о последствиях Аральской трагедии, а в качестве примера привела город Муйнак, который когда-то был процветающим портовым городом с крупными производственными мощностями, а после нарушения баланса на мертвых берегах моря появилось кладбище кораблей: «Кризис Аральского моря — страшное напоминание о последствиях пренебрежительного отношения человека к окружающей среде. Однако благодаря усилиям неравнодушных людей оно вновь становится символом надежды и обновления». При этом она поделилась инициативами, которые были выдвинуты президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и нашедшими свое отражение в принятой в 2021 году резолюции ООН, объявляющей Приаралье зоной экологических инноваций и технологий. Узбекистан призывает международное сообщество продолжить поддержку усилий страны по смягчению последствий трагедии, которая неразрывно связана с глобальными водными проблемами. Дорога идет чуть дальше — до газовых компрессоров: месторождение разрабатывается прямо на бывшем дне Арала. Разумеется, теории заговора тут неуместны, но нефтегазовые компании из Узбекистана воспользовались ситуацией: посуху бурить удобнее, чем под толщей воды. Возможно, по соседству найдут еще больше углеводородов — Каракалпакстан находится на территории древнего Сарматского моря, которое объединяло Черное, Каспийское и Аральское. От Муйнака не так уж далеко до Каспия, на газовом шельфе которого соседняя Туркмения выстроила мощную экономику. Но здесь бизнес-схемы работают иначе. Нам, каракалпакам, отдают не очень много», — рассказывают жители. После компрессорных станций приходится ехать по разбитой грунтовке. Оно появляется на пыльном горизонте темно-серой линией, затем сквозь марево начинают прорисовываться живописные горы и скалы. Некоторые гиды сравнивают это место с каньонами Аризоны, хотя, конечно, преувеличивают. На первый взгляд, тут ни души — только хищные птицы, иногда можно увидеть черепаху. Но пустыня исполосована следами автомобилей — значит, все-таки ездят. В скалах видны лагерь добытчиков известняка, палатка туристов, мимо проезжает пара неплохо экипированных велосипедистов-спортсменов, потом джип «Паджеро». Дальше до моря — опять никого. Но следы человека видны: дольмены, башни из камней, некоторые — выше двух метров. Их, видимо, выложили искатели эзотерического просветления, которые сюда тоже приезжают. Ближе к морю — пост охраны. Выходят крепкие ребята в штатском и сотрудник нацгвардии Узбекистана, вид у большинства недружелюбный. Несколько минут беседуют с водителем по-каракалпакски, фиксируют данные его паспорта и номер машины.
Есть ли шанс спасти Аральское море?
Это подведет море почти к Аральску, к которому будет прорыт судоходный канал. Аральское море, некогда четвертое на планете по величине озеро, сегодня представляет огромный интерес для экологов из-за стремительного иссушения. На уровень воды в Аральском море огромное влияние оказало развитие сельского хозяйства и орошение хлопковых полей в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и Казахстане. «В Аральском регионе сейчас самая главная проблема – это приостановка или полная остановка пылесолевого выноса со дна Аральского моря. Рыбаки в пустыне. Аральское море: где находится водоем и почему он высох. История соленого озера, причины экологической катастрофы и ее последствия для региона.