Новости тип климата европейского севера

Типы климата Восточно европейской равнины. Климат Карелии, Кольского полуострова, Вологодской области значительно мягче. Таким образом, климатические пояса европейского севера представлены умеренным морским климатом, субарктическим климатом и приполярной тундрой.

Материалы по теме

  • Европейский Север. Особенности его природы
  • Изменения и изменчивость климата европейского Севера
  • Урок 11: Европейский Север России -
  • Географическое положение и экономика

Европейский Север

Природные условия и ресурсы Северного Кавказа. Природные условия Поволжья. Природные условия Поволжского района. Природные условия и природные ресурсы Поволжья. Природные ресурсыgjdjk;MZ. Природные условия и ресурсы района Северный Кавказ. Природные условия и ресурсы Северо Кавказского района. Природные условия европейского севера.

Природныеумловияевропейскиц Север. Природные условия и ресурсы европейского севера. Характеристика природных условий и ресурсов европейского севера. Умеренно Континенталь климат зимой и летом. Климат Кольского полуострова. Климат Северного экономического района России. Природные условия Кавказа Кавказа.

Экономика европейского севера таблица. Характеристика природных условий европейского севера. Северный Западный экономический район природные условия. Европейский Север России характеристика. Региональный ландшафтный парк Донецкий Кряж. Возвышенность Донецкий Кряж. Донецкий Кряж проект.

Донецкий Кряж фауна. Зона тайги Сибири. Сибирский лес Тайга. Восточно Сибирская Тайга. Восточная Сибирь Восточная Сибирская Тайга. Водные ресурсы Северного Кавказа. Внутренние воды Кавказа.

Северная зона тайги. Южная Тайга. Таёжная зона Тайга. Тайга Евразии. Климатические условия европейского севера. Своеобразие природы климата европейского севера. Климатическая Европейский Север.

Климатические условия европейского севера России. Северный экономический район ресурсы карта. Европейский Север экономический район ресурсы. Природные ресурсы Северного экономического района карта. Ресурсы европейского севера на карте. Северо Кавказ природные ресурсы. Природные ресурсысевернорго Кавказа.

Оценка природных ресурсов Кавказа. Европейский Юг Северный Кавказ природные природные ресурсы. Европейский Юг Северный Кавказ ресурсы. Природные условия рельеф. Природные условия европейского Северо Запада России. Природные зоны европейского Северо Запада. Природные зоны центральной России.

Природные ресурсы тайги. Лесные ресурсы севера. Лесные ресурсы тайги. Европейский Юг Северный Кавказ горный Юг. Субарктический климат характеристика. Субарктический климатический пояс. Климат европейского севера России.

Субарктический пояс характеристика. Природные условия Северо Западного экономического района. Природные условия Северо Западного экономического района России. Природные зоны Северо Западного экономического района России. Почвы Северо Западного экономического района России.

Воздушные массы субарктического пояса оказывают заметное влияние на климат соседних регионов. Наконец, третьим климатическим поясом является приполярная тундра. Здесь холодно практически круглый год, но отмечается небольшое потепление в летние месяцы. Зимой температура может опускаться до экстремальных значений. Отсутствие деревьев и постоянное присутствие снега и льда характеризуют этот климатический пояс. Таким образом, климатические пояса европейского севера представлены умеренным морским климатом, субарктическим климатом и приполярной тундрой.

По данным за 2018 год численность населения Севера России составила 4,6 млн. Если посмотреть на особенности размещения населения в зоне Европейского Севера, то видно, что территория заселена неравномерно. Средняя плотность населения здесь составляет 4 человека на 1 квадратный километр. Это практически в 2 раза меньше, чем средние показатели по России. Система сельских поселений района развита слабо. Кроме того здесь неблагоприятные условия для ведения сельскохозяйственной деятельности. Крупнейшие города Европейского Севера — Мурманск, Архангельск, Вологда, Череповец, численность населения в них превышает 300 тыс. Для значительной части территории Европейского Севера характерна редко-очаговая система сельского расселения. Она связана с разведением оленей, охотой, ловлей рыбы, обслуживанием транспортных путей. Расстояние между такими поселениями могут достигать 200 км. В южной части региона распространен очаговый тип расселения. Здесь крупные поселения сочетаются с многочисленными маленькими деревнями, расположившими вдоль рек и магистральных дорог. Такие условия подходят для животноводства. Одним из ярких примеров являются животноводческие хозяйства в Вологодской области — «Вологодское масло». Промышленность Европейского Севера Долгое время ведущей отраслью промышленности Европейского Севера был экспорт леса из Архангельска. И только в 30-года ХХ столетия началось освоение природных ресурсов. Под руководством А. Ферсмана были обнаружены крупнейшие запасы апатито-нефелитовых руд. В Хибинах открыли комбинат «Апатит», он снабжал все суперфосфатные заводы России апатитовым концентратом. В городе Мончегорск запустили металлургический комбинат «Североникель». Он функционирует на основе медно-никелево-кобальтовых руд. Еще одним важным фактором развития хозяйства стало создание в Мурманске рыбного порта и большой рыбной флотилии. После войны начал функционировать Череповецкий комбинат — предприятие черной металлургии. В качестве сырья он использует руды Кольского полуострова и коксующиеся угли Печорского бассейна. Несмотря на то, что сырьевая и топливная база расположены достаточно далеко, производить металл на комбинате выгодно, так как готовая продукция поставляется в Москву и Санкт-Петербург. Итак, ведущими отраслями промышленности Европейского Севера являются: лесная промышленность — исторически сложилось, что заготовка леса велась по берегам сплавных рек — Северная Двина, Онега. А после строительства железных дорог — в зонах, приближенных к ним. Именно поэтому запасы древесины в этих районах сильно истощились. Основной центр по заготовке древесины — Архангельск, большая часть продукции уходит на экспорт. В Сыктывкаре, Кондопоге и Сегеже находятся лесопромышленные комплексы и целлюлозно-бумажные комбинаты. Из-за устаревшего оборудования и несовершенных очистных систем предприятия считаются крупнейшими загрязнителями воздуха и рек; топливно-энергетический комплекс — речная сеть Европейского Севера отлично подходит для строительства небольших, но эффективных гидроэлектростанций.

Вологодская область Из полезных ископаемых есть лишь торф, который добывается для местных нужд 500 тыс. Хозяйство 3. Развитие хозяйства Длительное время промышленное развитие Европейского Севера определялось преимущественно экспортом леса из Архангельска. В 30-е годы ХХ века началось освоение природных ресурсов, главным образом крупнейших запасов апатито-нефелиновых руд, которые были обнаружены экспедициями под руководством А. В Хибинах был создан комбинат «Апатит», который снабжал все суперфосфатные заводы страны апатитовым концентратом. Частично продукция направлялась на экспорт. На базе этого комбината был построен город Кировск. На основании медно-никелево-кобальтовых руд был создан металлургический комбинат «Североникель» в городе Мончегорске. Другое важное направление развития — формирование в Мурманске рыбного порта и большой рыболовной флотилии. Кроме того, была создана база Северного морского флота. В годы войны на Европейском Севере построена Печорская железнодорожная магистраль для снабжения Ленинграда и других городов углем, который начали добывать в Печорском бассейне. В послевоенный период экономика Европейского Севера пополнилась крупным предприятием черной металлургии — Череповецким комбинатом «Северсталь». Этот завод использует руды Кольского полуострова и коксующиеся угли Печорского бассейна. Несмотря на огромные расстояния перевозок сырья и топлива, производство металла здесь выгодно, так как комбинат находится вблизи крупнейших потребителей металла — Санкт-Петербурга и Москвы, получая из них дополнительно металлолом. Промышленное строительство в районе Воркуты обходится в 2 раза дороже, чем в Центральной России. Поэтому в угольной промышленности эффективны только новейшие высокомеханизированные шахты Воргашорская. На многих старых шахтах, несмотря на реконструкцию, производительность труда низкая. Это влечет за собой безработицу шахтеров, миграцию населения в другие районы. Более эффективно развитие нефтегазовой промышленности, которая имеет огромные перспективы в связи с открытием многочисленных, в том числе сверхкрупных месторождений Штокмановское в Баренцевом море. Но и оно требует значительных затрат, в том числе и для создания нефтегазовых платформ, решения проблем транспортировки. Для перевозки нефти с морских месторождений создаются специальные танкеры с ледовой защитой, а в перспективе могут быть использованы грузовые атомные подводные лодки. Лесная промышленность Одной из важнейших отраслей экономики Европейского Севера была и остается лесная промышленность. Исторически заготовка древесины велась по берегам сплавных рек — Северной Двине, Онеге и др. Поэтому, именно в этих зонах, запасы леса сильно истощились. Крупнейший центр переработки древесины — Архангельск. Основная его продукция идет на экспорт. Помимо Архангельска на Европейском Севере построено много лесопромышленных комплексов и целлюлозно-бумажных комбинатов. Сыктывкар, Кондопога и Сегежа. Эти комбинаты стали крупными загрязнителями рек и воздуха, так как имеют несовершенные очистные сооружения. Топливно-энергетический комплекс На реках Европейского Севера построены системы и каскады небольших, но эффективных гидроэлектростанций. Кроме того, созданы тепловые электростанции на базе печорских углей. В Кислой губе действует первая и единственная в России станция, использующая энергию морских приливов - Кислогубская ПЭС. Стабильность природной среды в этих условиях без преувеличения является залогом жизни на полуострове, ведь основная часть населения Мурманской области сосредоточена в районах добычи полезных ископаемых и на побережье Кольского залива. Металлургия Важная отрасль специализации Европейского Севера — металлургия. В Кольско-Карельском подрайоне работают комбинаты, производящие медь, никель, кобальт «Североникель» и «Печеганикель». Они используют руду, привозимую Северным морским путем из Норильска. Два алюминиевых завода построены на юге Кольского полуострова в Карелии Кандалакша и Надвоицы. Особое значение имеет крупнейший завод черной металлургии — Череповецкий «Северсталь». Он занимает 1 место в России по производству листового проката, который направляется на автозаводы, судостроительные предприятия Санкт-Петербурга и трубопрокатные заводы. Гигантский комбинат в то же время является одним из крупнейших загрязнителей природы. Здесь в многочисленных центрах расположена сложная система производств, обслуживающих военно-морские базы Северного флота Североморск, Полярный, Снежнегорск, Гаджиево, Заозерск, Островной. В городе Северодвинске помимо строительства и ремонта атомных подводных лодок, создаются мощные платформы для добычи газа и нефти в Баренцевом море. Другие важные военные объекты Европейского Севера: космодром у станции Плесецк и полигоны для испытания ядерного оружия на Новой Земле. Со сверхмощной системой ВПК связаны сложные экологические проблемы. Транспорт Республика Карелия Через территорию республики проходят магистральные пути , железная дорога на Мурманск, Беломорско-Балтийский канал. Протяженность железных дорог - свыше 2000 км. Сани и машины, груженные лесом, передвигались по зимникам - проложенным в снегах дорогам — к единственной железнодорожной линии, пересекающей Карелию с севера на юг. Дорога эта, построенная в 1916 г. Только в середине 70-х гг. С тех пор леса Карелии стали ещё доступнее для вырубки, а кроме того, появилось много автотуристов и сборщиков грибов и ягод. Республика Коми Во многом республика своим экономическим развитием обязана транспорту. Постройка в 1941 г. До революции часть территории Коми входила в Архангельскую, другая часть в Вологодскую губернии. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 1262 км. На втором месте - трубопроводный транспорт по грузообороту на первом ; здесь начинаются международный газопровод "Сияние Севера" от г. Вуктыл и нефтепровод на Ярославль. На третьем месте водный транспорт судоходные реки 6,1 тыс. Автомобильный транспорт обслуживает местные перевозки. Архангельская область Протяженность железных дорог 1,7 тыс. Длина судоходных участков рек - 3,8 тыс. Здесь находится пока единственный в России космодром вблизи г. Важнейшие промышленные центры: Архангельск здесь сосредоточен комплекс деревообработки , мебель, целлюлоза, бумага, продукция лесохимии; судостроение и производство оборудования для лесной индустрии ; Северодвинск 250,0 крупнейшая военно-морская верфь ; Котлас 61,2 и соседняя Коряжма 43,1 ЦБК, судостроение и обслуживание предприятия. Старейший центр художественных промыслов - Сольвычегодск 4,0 - ныне известен как бальнеологический курорт. Вологодская область Транспортная сеть определена промежуточным положением области между индустриальными районами Центра, Северо-Запада и ресурсными районами, а также морскими портами Европейского Севера. Водные пути связывают область с бассейнами Белого и Балтийского морей и Волги через Волго-Балтийскую систему ; судоходные пути - 11 тыс. Общая протяженность железнодорожных магистралей на Москву, Архангельск, Воркуту, Петербург, через Буй на Урале составляют 739 км; автомобильных дорог - 10 тыс. Общая обеспеченность территории современным транспортом остается низкой. Первый 250-метровый канал невдалеке от Вологды был прорыт ещё в 1237г. Сyдoxодныe пути, соединявшие бассейны Cухоны и Волги, прокладывались в эпоху Ивана Грозного. В начале XIX в. Более скромная по размерам Северо-Двинская водная система в 1828г. В 1872 г. После создания надёжной транспортной сети стали возникать крупные предприятия по переработке древесины. На пересечении железной дороги с лесосплавной Сухоной, где сейчас стоит город Сокол, уже в 1900 г. Мурманская область Транспорт - один из ключевых факторов хозяйственного развития области, особенно после проведения железной дороги в 1916 г. В настоящее время протяженность стальных путей 903 км, 341 км электрифицирован, проектируется строительство ветки в Норвегию. Протяженность автомобильных дорог - около 2 тыс. Но главное, конечно, это морской транспорт внешнеторгового назначения. Кроме того, Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию российского побережья Северного Ледовитого океана. В стране область выделяется своими портовыми функциями, изделиями рыбной промышленности и цветной металлургии, а на апатито-нефелиновом сырье работают практически все глиноземные и алюминиевые заводы и заводы фосфатных удобрений Европейской России. Население 351,6 тыс. Город расположен в устье реки Северная Двина в 40-45 км от места впадения её в Белое море. Территория городского округа «Город Архангельск» составляет 29442 га, также в городе находится административный центр другого муниципального образования области Приморского муниципального района. Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км. Первые русские поселения на мысе Пур-Наволок, на излучине болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом месте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Однако впервые монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Около обители располагались поморские селения Низовской волости — Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие. С этого времени начинается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранные фактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. Огородников Очерк истории г. Архангельска в торгово-промышленном отношении. В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» «Двинской летописец», запись под 1584 г. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под ее стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев. В 1587 г. Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь. Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек раскатами. Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку. Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII в. Его центром сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город». Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — еще ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформаторской церквей. К концу XVII в. Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I. Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Петр I впервые прибыл в Архангельск 30 июля 1693 года. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины 18 века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством.

Комплексная характеристика Европейского Севера

Особенности климата Европейского Севера объясняются в первую очередь положением территории края в умеренном и холодном поясах на северо-западе Евразии и большим протяжением района с юга на север, а также с востока на запад по обе стороны полярного круга. Морской тип климата характеризуется незначительной годовой амплитудой температур, значительным количеством осадков, максимум которых приходится на зимний период. Климат на Европейском Севере напрямую зависит от местности, ближе к югу он умеренный, дальше к полюсу он субарктический. крупнейший по территории район в западном макро регионе (1466 тыс. км2),что составляет 8,6% от площади России.

Природные ресурсы и климат

Для этого региона характерна холодная сухая зима и холодное лето. Зимой, когда радиационный баланс резко отрицательный с материков идет вынос воздуха по северным перифериям барических максимумов. Господствующими являются усиливающие выхолаживание антициклональные погоды с частыми туманами. В летний период при взаимодействии воздуха приполюсного антициклона с более теплым континентальным, выпадает небольшое количество осадков.

В общем, для арктического климата характерными будут следующие черты: господствующий холодный воздух Северного Ледовитого океана и Гренландии; долгая и суровая зима с ветрами и метелями; холодное короткое лето с осадками в виде снега; полярная ночь и полярный день; низкие температуры Арктики ускоряют процесс физического выветривания, не дают возможности произрастать древесной растительности, образуют криогенные формы рельефа; распространяющаяся здесь многолетняя мерзлота имеет особое значение. Климат субарктики Большие площади на северных материках занимает климат субарктики. Наиболее широкая его полоса отмечается на востоке Евразии и в Северной Америке, где южная граница пояса спускается до 50 параллели.

На западе Аляски и северо-востоке России она проходит южнее 60 параллели. Субарктический пояс расположен дальше к северу в Северо-Западной Европе, где его южная граница поднимается до 70 параллели, а это значит, что севернее полярного круга. В российской Сибири граница пояса подходит к полярному кругу.

Данная ситуация объясняется тем, что на Европу влияет теплая Атлантика, а в Сибири сказывается резкая континентальность.

В 2000 г. На территории 1466,3 тыс.

Северный экономический район. Границы показаны по состоянию на 1 октября 2022 г. Среди экономических районов Европейской России СЭР характеризуется относительно суровым климатом и высоким природно-ресурсным потенциалом промышленного развития.

В этом он похож на азиатские районы России, но в отличие от них имеет более благоприятные природные условия , сформировавшиеся под влиянием тёплого атлантического течения Гольфстрим, удобное экономико-географическое положение относительно Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с ростом значения в национальной и мировой экономике Северного морского пути и в целом Арктики роль СЭР как основного плацдарма освоения и защиты высокоширотных российских территорий и акваторий возрастает. Здесь сформировалась своего рода контактная зона континентальной и морской экономики, геополитических интересов России и скандинавских стран.

СЭР, как и другие экономические районы, в науке и государственном управлении рассматривается с позиций рационального размещения производительных сил и оптимального решения важнейших народнохозяйственных проблем. Такой подход характерен как для плановой экономики, так и для рыночной, но с существенными различиями в части хозяйственного механизма достижения поставленных целей. Определяющими общий вектор развития Северного района являются его функции в системе географического разделения труда , а именно: формирование минерально-сырьевых и топливно-энергетических комплексов общероссийского значения; диверсификация лесной промышленности с ориентацией на глубокую переработку древесины и широкий ассортимент продукции; развитие морского рыболовства и аквакультуры; сохранение и поддержка традиционного хозяйства малочисленных северных народов; создание североевропейского транспортного полигона, включающего западный сектор Северного морского пути и подходящие к нему железнодорожные и автомобильные магистрали; укрепление Северного военно-морского флота и арктической дальней авиации.

Существенное значение в процессе районообразования имеет пространственная интеграция научно-технологического, экономического, экологического и социального характера с охватом проблематики смежных административно-территориальных единиц. Данное обстоятельство объединяет усилия и ресурсы республик, областей, автономного округа и муниципалитетов с целью рационального природопользования , инфраструктурного обустройства территорий, развития спорта и туризма , организации культурно-массовых мероприятий и других направлений межрегионального сотрудничества. СЭР окаймлён линией мирового водораздела и пронизан реками арктического направления, а это весьма значимо в формировании экологических функций таёжных и тундровых территорий, в организации охраны окружающей природной среды, а также в деле защиты населения от экстремальных природных явлений.

Экономика всё более становится нормативной, в том числе территориально-нормативной. Развитие СЭР, так же как и районов Азиатского Севера, регулируется определёнными нормами жизнеобеспечения и хозяйственной деятельности с учётом разной степени жёсткости климата. Более всего известны северные коэффициенты к заработной плате и стажевые надбавки, дополнительные отпуска; менее — коэффициенты удорожания строительно-монтажных работ, нормы амортизации, сезонные запасы товаров, скорость оборота средств товары в пути, страховые запасы и др.

Этим объясняется наличие больших площадей болот, множество озер и рек. Европейский Север. Значительная часть территории района расположена севернее Северного полярного круга. Близко к Северному Ледовитому океану обуславливает крайнюю суровость климата, сильные морозы.

Береговая линия имеет мало удобных бухт для портов. Соседствует с Центральным, Волго-Вятским, Уральским, Северо-Западным экономическими районами ,дает возможность осуществлять транзитные торговые связи. Основные черты рельефа — обширные равнинные области, которые перемешиваются с горами Тиманского кряжа. Большая часть Карельского полуострова не выше 200 метров.

Рельефу района добавили своеобразие ледники в период оледенения, которые при отступлении превратили Карелию в «страну тысячи озер».

Это довольно большое количество для арктического климата. В основном они выпадают в зимний период, когда циклогенез в Северной Атлантике особенно активен. Черты континентальности арктический климат приобретает на полуостровах Аляска, Лабрадор, Чукотка, Таймыр, а также на островах Канадского Арктического архипелага и морях Российской Арктики. Для этого региона характерна холодная сухая зима и холодное лето. Зимой, когда радиационный баланс резко отрицательный с материков идет вынос воздуха по северным перифериям барических максимумов. Господствующими являются усиливающие выхолаживание антициклональные погоды с частыми туманами. В летний период при взаимодействии воздуха приполюсного антициклона с более теплым континентальным, выпадает небольшое количество осадков. В общем, для арктического климата характерными будут следующие черты: господствующий холодный воздух Северного Ледовитого океана и Гренландии; долгая и суровая зима с ветрами и метелями; холодное короткое лето с осадками в виде снега; полярная ночь и полярный день; низкие температуры Арктики ускоряют процесс физического выветривания, не дают возможности произрастать древесной растительности, образуют криогенные формы рельефа; распространяющаяся здесь многолетняя мерзлота имеет особое значение. Климат субарктики Большие площади на северных материках занимает климат субарктики.

Наиболее широкая его полоса отмечается на востоке Евразии и в Северной Америке, где южная граница пояса спускается до 50 параллели. На западе Аляски и северо-востоке России она проходит южнее 60 параллели.

Природа европейского севера

Охарактеризуйте особенности климата подрайонов Европейского Севера. На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Опишите климат европейского севера?, относящийся к категории География. Европейский Север: географическое положение и природа. Видеоурок 22.1. самый большой по площади (1,5 млн км2) и в тоже время.

Последние вопросы

  • Климат европейского севера запада
  • Европейский Север. Особенности его природы
  • Особенности природы
  • География. Европейский Север: географическое положение, природа
  • Европейский север России

Европейский Север. Особенности его природы

географическое положение, особенности природы и размещения населения. Тип климата европейского севера. Климат Северо Западного района на карте. Над ледниковым щитом Гренландии формируется особый суровый тип климата с холодным летом, его аналог есть только в Антарктиде. Типы климата Восточно европейской равнины. Климат Карелии, Кольского полуострова, Вологодской области значительно мягче.

Климат европейского севера

Относительно лучше орошены, следовательно, бассейны Камы, Верхней Волги и верхнего Днепра. Наибольшее количество осадков выпадает в летние месяцы, с максимумом на севере в июле, а на юге в июне. С гидрологической точки зрения важны осадки, выпадающие в виде снега, за счет таяния которого формируется основной объем стока рек района. Длительность залегания снежного покрова, его мощность и величина запасов воды в снеге сильно колеблются по территории. Наиболее мощный снежный покров наблюдается на севере бассейн Верхней Волги и особенно на северо-востоке бассейн Камы ; длительность залегания снежного покрова здесь достигает 200 дней. К югу мощность снега резко уменьшается; в причерноморских и прикаспийских степях длительность его залегания составляет около 40 дней. В целом, следовательно, для района характерно изменение климатических условий с севера на юг в сторону все возрастающей сухости: от климата лесной зоны, характеризующейся избыточным увлажнением, большим количеством осадков относительно высокой влажностью воздуха, малыми потерями на испарение, к климату лесостепной зоны, являющейся переходной областью, а еще южнее - к климату степей и полупустынь, где осадков мало, воздух сух и относительные потери на испарение очень велики.

На большей части территории растут темнохвойные таежные и сосновые леса. Ввиду положения района в северной, сложной по природным условиям части европейской территории страны население его немногочисленно — это небольшой по числу жителей район страны. Коренными жителями района являются карелы, коми, коми-пермяки, ненцы, саамы. Выгодность географического положения послужила одной из причин ранней колонизации этого района русскими еще с XII века русские переселенцы осваивали побережья Белого и Баренцева морей.

Развитию европейского Севера способствовало его чрезвычайно выгодное ЭГП по отношению к районам Центральной России и внешнеторговым партнерам граница с Финляндией и Норвегией, выход к морям и богатство природными ресурсами нефть, газ, уголь, сланцы, цветные металлы, апатиты, лесные и водные ресурсы.

Для этого используется собственное сырьё: апатиты, нефелины, нефть, а так же газ. Производятся удобрения, различные кислоты, аммиак. Предприятия основной химии в качестве сырья используют и отходы металлургии, поэтому располагаются в непосредственной близости от металлургических комбинатов. Металлургическая база В районе развита чёрная металлургия. Крупнейшим центром является Череповец, использующий печорский уголь и руду, поставляемую из Карелии. Выпускаемая продукция используется в стране и за рубежом. Заводы работают на своём и привозном сырье.

Центрами цветной металлургии являются: Мончегорск, Кандалакша, Апатиты, Надвоицы. Топливно-энергетический комплекс Основой для развития комплекса служат каменные угли Печорского бассейна. Уголь высококачественный. На этой же территории находятся нефтегазоносные бассейны. На шельфе Баренцева моря разрабатывается газоконденсатное месторождение. Добыча ресурсов ведётся в суровых условиях. Несмотря на это, разработки перспективны, так как есть рынок сбыта. Действует приливная электростанция.

Агропромышленный комплекс Роль агропромышленного комплекса невелика. Сельское хозяйство не обеспечивает территорию продовольствием. Суровые условия не позволяют выращивать продовольственные культуры. На юге района развивается молочное животноводство. Известностью в стране пользуется вологодское масло. Из других отраслей развито птицеводство и свиноводство. Выращиваются кормовые культуры, картофель. Хорошие условия для выращивания льна.

Севернее развито оленеводство. На побережье морей получила развитие рыбная отрасль. Заключение Характеристика территории в статье дана кратко. Несмотря на окраинное положение и суровые условия, район очень важен для экономики страны.

Эти комбинаты стали крупными загрязнителями рек и воздуха, так как имеют несовершенные очистные сооружения. Топливно-энергетический комплекс На реках Европейского Севера построены системы и каскады небольших, но эффективных гидроэлектростанций. Кроме того, созданы тепловые электростанции на базе печорских углей. В Кислой губе действует первая и единственная в России станция, использующая энергию морских приливов - Кислогубская ПЭС. Стабильность природной среды в этих условиях без преувеличения является залогом жизни на полуострове, ведь основная часть населения Мурманской области сосредоточена в районах добычи полезных ископаемых и на побережье Кольского залива. Металлургия Важная отрасль специализации Европейского Севера — металлургия.

В Кольско-Карельском подрайоне работают комбинаты, производящие медь, никель, кобальт «Североникель» и «Печеганикель». Они используют руду, привозимую Северным морским путем из Норильска. Два алюминиевых завода построены на юге Кольского полуострова в Карелии Кандалакша и Надвоицы. Особое значение имеет крупнейший завод черной металлургии — Череповецкий «Северсталь». Он занимает 1 место в России по производству листового проката, который направляется на автозаводы, судостроительные предприятия Санкт-Петербурга и трубопрокатные заводы. Гигантский комбинат в то же время является одним из крупнейших загрязнителей природы. Здесь в многочисленных центрах расположена сложная система производств, обслуживающих военно-морские базы Северного флота Североморск, Полярный, Снежнегорск, Гаджиево, Заозерск, Островной. В городе Северодвинске помимо строительства и ремонта атомных подводных лодок, создаются мощные платформы для добычи газа и нефти в Баренцевом море. Другие важные военные объекты Европейского Севера: космодром у станции Плесецк и полигоны для испытания ядерного оружия на Новой Земле. Со сверхмощной системой ВПК связаны сложные экологические проблемы.

Транспорт Республика Карелия Через территорию республики проходят магистральные пути , железная дорога на Мурманск, Беломорско-Балтийский канал. Протяженность железных дорог - свыше 2000 км. Сани и машины, груженные лесом, передвигались по зимникам - проложенным в снегах дорогам — к единственной железнодорожной линии, пересекающей Карелию с севера на юг. Дорога эта, построенная в 1916 г. Только в середине 70-х гг. С тех пор леса Карелии стали ещё доступнее для вырубки, а кроме того, появилось много автотуристов и сборщиков грибов и ягод. Республика Коми Во многом республика своим экономическим развитием обязана транспорту. Постройка в 1941 г. До революции часть территории Коми входила в Архангельскую, другая часть в Вологодскую губернии. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 1262 км.

На втором месте - трубопроводный транспорт по грузообороту на первом ; здесь начинаются международный газопровод "Сияние Севера" от г. Вуктыл и нефтепровод на Ярославль. На третьем месте водный транспорт судоходные реки 6,1 тыс. Автомобильный транспорт обслуживает местные перевозки. Архангельская область Протяженность железных дорог 1,7 тыс. Длина судоходных участков рек - 3,8 тыс. Здесь находится пока единственный в России космодром вблизи г. Важнейшие промышленные центры: Архангельск здесь сосредоточен комплекс деревообработки , мебель, целлюлоза, бумага, продукция лесохимии; судостроение и производство оборудования для лесной индустрии ; Северодвинск 250,0 крупнейшая военно-морская верфь ; Котлас 61,2 и соседняя Коряжма 43,1 ЦБК, судостроение и обслуживание предприятия. Старейший центр художественных промыслов - Сольвычегодск 4,0 - ныне известен как бальнеологический курорт. Вологодская область Транспортная сеть определена промежуточным положением области между индустриальными районами Центра, Северо-Запада и ресурсными районами, а также морскими портами Европейского Севера.

Водные пути связывают область с бассейнами Белого и Балтийского морей и Волги через Волго-Балтийскую систему ; судоходные пути - 11 тыс. Общая протяженность железнодорожных магистралей на Москву, Архангельск, Воркуту, Петербург, через Буй на Урале составляют 739 км; автомобильных дорог - 10 тыс. Общая обеспеченность территории современным транспортом остается низкой. Первый 250-метровый канал невдалеке от Вологды был прорыт ещё в 1237г. Сyдoxодныe пути, соединявшие бассейны Cухоны и Волги, прокладывались в эпоху Ивана Грозного. В начале XIX в. Более скромная по размерам Северо-Двинская водная система в 1828г. В 1872 г. После создания надёжной транспортной сети стали возникать крупные предприятия по переработке древесины. На пересечении железной дороги с лесосплавной Сухоной, где сейчас стоит город Сокол, уже в 1900 г.

Мурманская область Транспорт - один из ключевых факторов хозяйственного развития области, особенно после проведения железной дороги в 1916 г. В настоящее время протяженность стальных путей 903 км, 341 км электрифицирован, проектируется строительство ветки в Норвегию. Протяженность автомобильных дорог - около 2 тыс. Но главное, конечно, это морской транспорт внешнеторгового назначения. Кроме того, Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию российского побережья Северного Ледовитого океана. В стране область выделяется своими портовыми функциями, изделиями рыбной промышленности и цветной металлургии, а на апатито-нефелиновом сырье работают практически все глиноземные и алюминиевые заводы и заводы фосфатных удобрений Европейской России. Население 351,6 тыс. Город расположен в устье реки Северная Двина в 40-45 км от места впадения её в Белое море. Территория городского округа «Город Архангельск» составляет 29442 га, также в городе находится административный центр другого муниципального образования области Приморского муниципального района. Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.

Первые русские поселения на мысе Пур-Наволок, на излучине болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом месте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Однако впервые монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Около обители располагались поморские селения Низовской волости — Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие. С этого времени начинается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранные фактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. Огородников Очерк истории г. Архангельска в торгово-промышленном отношении. В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» «Двинской летописец», запись под 1584 г.

Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под ее стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев. В 1587 г. Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь. Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек раскатами.

Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку. Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII в. Его центром сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город». Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — еще ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформаторской церквей. К концу XVII в. Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I. Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота.

Петр I впервые прибыл в Архангельск 30 июля 1693 года. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины 18 века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов. Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Тогда же Петр совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю. Петр I в третий раз приехал в Архангельск 30 мая 1702 года, взяв с собой сына Алексея, большую свиту и пять батальонов гвардии. Он поселился в специально срубленном для него домике на острове Маркове напротив строившейся Новодвинской крепости, чтобы лично руководить строительством крепостных сооружений.

Отсюда гвардейцы вместе с Петром начали легендарный переход к Онежскому озеру. Вырубленная в лесах и вымощенная в болотах дорога, по которой волоком были протащены два построенных в Архангельске фрегата, получила название «Государевой». Поход окончился взятием Нотербурга Орешка. В 1708 году в числе 8 губерний Российской Империи была образована Архангелогородская губерния, и Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором назначен двинской воевода П. Начиная с 1713 года царь Петр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. В Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Петр издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск. Число кораблей, приходивших в Архангельск, резко сократилось. Если в 1715 году в порт пришло 230 судов, то в 1724 — уже 19.

Герб 1781 В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, все же сохранив более высокую торговую пошлину, но город уже не вернул себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. Так, на его верфях под контролем М. Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел за героическое участие в Наваринском сражении. Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Чичагова, Ф. Литке , В. Русанова , П.

Пахтусова , Г. В 1915 году при Управлении Архангельского торгового порта открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий