Новости субъекты кии

Мониторинг перехода субъектов КИИ на преимущественное применение российского ПО предлагается закрепить за Минцифры. нарушить правила обмена информацией об инцидентах (в частности, между субъектами КИИ). Кроме того, Приказом вводится возможность привлекать для обеспечения безопасности объектов КИИ специалистов со средним профессиональным образованием в области ИБ.

Кабмин внёс законопроект о переходе субъектов критической инфраструктуры на российский софт

Это необходимо было реализовать до 10 июня 2018 года. Сбор исходных данных для категорирования: определение процессов, являющихся критическими для данной организации — от управленческих до финансово-экономических, и объектов КИИ, обрабатывающих информацию, необходимую для обеспечения этих процессов. Установленный срок - до 1 августа 2018. Проведение категорирования объектов КИИ. По его итогам составляется акт, отражающий сведения об объектах КИИ, присвоенной им категории, обоснование отсутствия необходимости ее присвоения если таковая есть , результаты анализа угроз безопасности и реализованные меры по защите информации объектов КИИ.

Крайний срок для этого этапа — 1 января 2019 года.

Действующее сегодня зарубежное оборудование постепенно заменят на технику и софт, зарегистрированные в реестрах российских радиоэлектронной продукции и программного обеспечения. Планы перехода субъектов КИИ на доверенные программно-аппаратные комплексы к следующему сентябрю уже должны быть утверждены.

Но у нас же есть физлица, у которых отключение электричества — это самый простой вариант. А если химическое облако полетело — это вред здоровью. Есть и другие последствия. Если это — крупное предприятие, и оно обеспечивает определенный процент поступлений средств в местный бюджет, то у него возникнут проблемы с производством, упадет прибыль, оно меньше заплатит налогов. Это — один из рисков, которые рассматриваются в рамках 187-ФЗ. Ты уже пострадал, а тут приходит налоговая инспекция и говорит: «Прибыль у вас упала, вы недоплатили налогов, потому что плохо защищали. К такому механизму возникает много вопросов.

А есть еще моменты, связанные с нарушением обороноспособности. Приходит Минобороны и говорит: «Родина в опасности, потому что вы плохо защищали объект КИИ и сорвали гособоронзаказ. Как вы будете это компенсировать? С другой — инциденты возникают нечасто, что позволит воспринимать их как некий форс-мажор. Возможно, стоит прописывать это в договорах наряду с другими вариантами прерывания получения услуги. И если всё-таки ядовитое облако накрывает город, то это — серьезная ситуация: здесь возможен коллективный иск в сторону предприятия, что оно должно компенсировать потерю здоровья, лечение достаточно большой группе людей. И, наверное, этот механизм может быть работающим. Встает вопрос о верификации инцидентов. У нас информацию об инцидентах почти никто не публикует. Передавать ее надо, но обязанности такой нет.

Как в ряде случаев определить, что это было — кибератака или какой-то сбой оборудования? Это же — разная ответственность. Но здесь удивляет позиция правоохранительных органов. Если есть явная информация, что скорее всего совершено преступление, украдены персональные данные из какого-то конкретного банка — надо провести проверку. Есть экспертные организации, которые расследуют, — надо это сделать с их помощью. Я допускаю, что есть ситуации, в которых достоверно не разберешься. Но большинство крупных прецедентов, связанных с массовыми утечками данных, не так часто происходит, они все — на слуху. И важно, чтобы эта функция со стороны правоохранительных органов появилась и работала — надо разбираться, приезжать в банк, проверять ритейлеров, всех «протрясти». Важно двигаться вперед. И «нормативка» развивается именно таким образом.

Появляется что-то новое, апробируется, по результатам возникают новые идеи — и в итоге понятны следующие шаги. Что дальше можно было бы сделать? Относительно КИИ есть нюанс — такие инциденты случаются нечасто. И этот нюанс в некотором роде мешает: у нас нет хорошей статистики, чтобы применять адекватные решения по управлению этими рисками. В связи с этим проблемы в персональных данных — явные, видно, как их можно решить. Но для того, чтобы было понятно, как будет работать механизм компенсаций в случае нарушения безопасности в объектах работы КИИ, надо наработать опыт — эти нарушения надо фиксировать. На основе того, как эти нарушения будут отрабатываться, мы можем смотреть, как можно улучшить процесс. Конечно, хотелось бы, чтоб события развивались не таким образом — то есть частота инцидентов не увеличивалась, а «на берегу» удалось придумать работающую методику. Складывается впечатление, что 187-ФЗ и вся подзаконная база, которая вокруг него выросла, во многом повторяют логику 152-ФЗ: если я отвечаю за кибербезопасность на предприятии и выполнил всё, что рекомендует сделать ФСТЭК, по бумагам всё прекрасно, но что-то у меня взорвалось — я ни в чём не виноват? Я сейчас говорю про бумажное уменьшение реальных рисков.

Если правила эксплуатации объекта КИИ не были нарушены внутри самой организации — всё категорировали, поставили средства, аттестовали, оценили соответствие, — но что-то всё же произошло, я убежден, что уголовная ответственность в таких случаях наступать не должна. В этой части статья 274. Но ответственность организации должна наступать. Как в примере с банком: если приехали гангстеры и деньги украли, а вся охрана действовала согласно инструкции, то претензии к охране предъявлять неправильно. Но эти деньги — чьи-то. И это банк лишился денег, а не те клиенты, которые эти деньги ему принесли. С точки зрения безопасности ситуация та же: если хакеры захотят, они в объект КИИ проникнут и навредят — защитники не при чём. Но компенсации тем людям, которые от этого пострадают, должны быть. Почему опять навязывается такая модель, когда со стороны ФСТЭК приходят методички с перечислением средств, которые надо устанавливать, что именно надо делать? Почему нельзя людям, если они не госорганизации, самим решить, что устанавливать?

Если строить модель по принципу «ты должен защитить чужие интересы, а как — ты сам реши», то этой защиты просто не будет. И тут регуляторов можно понять, они прописывают то, что должно быть сделано. Можно, конечно, обсуждать, насколько это адекватно, нет ли каких-то завышенных требований — на этом уровне всегда есть куда оптимизироваться.

Именно по этой причине принятие мер по защите информации ключевых отраслей находится под строгим контролем уполномоченных органов государственной власти. Основным нормативным правовым документом, регулирующим взаимодействие различных субъектов в сфере критической информационной инфраструктуры, выступает Федеральный закон от 26. Кто должен защищать КИИ?

Защиту объектов КИИ и сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов КИИ, обеспечивают субъекты КИИ в соответствии с действующим законодательством в области информационной безопасности посредством принятия правовых, организационных и технических мер. Субъектами КИИ выступают: 1 государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и или индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат объекты КИИ, а также 2 российские юридические лица и или индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие объектов КИИ ст.

Субъект КИИ: два подхода к определению статуса

Ответ: Субъекты КИИ, владельцы значимых объектов КИИ, обязаны в срок не позднее 90 календарных дней с момента включения данного объекта в реестр значимых объектов КИИ. Сегодня в отечественной индустрии разработки программных продуктов сложилась уникальная ситуация, когда практически все субъекты КИИ и разработчики прикладного ПО. Что такое КИИ и кто попадает под ФЗ-187? Обязанности субъектов КИИ: категорирование объектов КИИ, обеспечение интеграции с ГосСОПКА, принятие мер по безопасности объектов. нарушить правила обмена информацией об инцидентах (в частности, между субъектами КИИ).

Критическая информационная инфраструктура (КИИ)

Из софта к средствам защиты информации относятся программы для идентификации пользователей, контроля доступа, шифрования информации, удаления остаточной рабочей информации типа временных файлов, тестового контроля системы защиты и др. Так, в конце апреля глава Минцифры Максут Шадаев, выступая на годовом собрании АРПП «Отечественный софт», сообщил, что министерство очень рассчитывает на принятие в весеннюю сессию законопроекта о преимущественном использовании всеми субъектами КИИ отечественного ПО. Такой документ еще в сентябре 2022 г. В поручении говорилось, что проект должен устанавливать «требования по преимущественному использованию всеми субъектами КИИ отечественных ПО, программно-аппаратных комплексов, телекоммуникационного оборудования и радиоэлектронной продукции с учетом их готовности к массовому внедрению на принадлежащих им значимых инфраструктурных объектах».

Законопроект наделяет правительство и отраслевые ведомства правом устанавливать перечень критических информационных систем, которые будут относиться к объектам КИИ, в каждой отрасли», — указал тогда в ходе своего выступления Максут Шадаев. Кроме того, по каждой отрасли, по каждому виду таких объектов будут определяться предельные сроки перехода на российские решения, сказал министр. До этого мысль о том, что запрет для каждой отрасли на использование иностранного ПО будет определять правительство, озвучивал вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Причем эти сроки должны быть синхронизированы со сроками готовности к массовому внедрению соответствующих отечественных решений. На сегодняшний день документ уже готов, согласован с заинтересованными сторонами и в ближайшее время будет внесен в Госдуму, сообщали «Ведомости» со ссылкой на свои источники, знакомые с ходом обсуждения законопроекта. Есть ли готовность?

Основанием для включения в ежегодный план проведения проверок теперь является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя ранее был установлен срок — по истечении одного года ; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя осталось без изменений. Публичное обсуждение проектов завершилось 25 апреля. Действующее постановление Правительства Российской Федерации от 03. Проект приказа разработан с целью устранить существующий пробел, а также унифицировать порядок обращения со служебной информацией для иных государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющим в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, при обращении со служебной информацией. При этом конкретизируется область действия положений, вводятся отдельно термины «служебная информация ограниченного доступа» и «документ для служебного пользования», а также иная терминология для уточнения порядка обращения с указанными сведениями и документами. Согласно проекту, внутренний порядок обращения с документами для служебного пользования в органах и организациях определяется самостоятельно руководителем. Общественное обсуждение приказа завершилось 5 мая. ТК 362 На странице технического комитета по стандартизации «Защита информации» далее — ТК 362 опубликован ряд отчетных документов о выполненных работах: традиционные справки-доклады о ходе работ по плану по состоянию на 29. Согласно указанным документам выполнены следующие работы: 1. Идентификация и аутентификация.

Формальная модель управления доступом. Часть 3. Часть 4. Руководство по управлению рисками информационной безопасности. Защита информации от утечки из программной среды информационных и автоматизированных систем. Общие положения». Система управления информационной безопасностью. Техника защиты информации. Номенклатура показателей качества».

Важно отметить, что если объект относится к высшей категории по одному из показателей критериев, то расчет по остальным показателям не выполняется. Категории значимости КИИ Описание Социальная Возможность причинения ущерба жизни или здоровью людей, а также прекращения или нарушения функционирования объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Без категорирования объектов КИИ невозможно определить необходимые технические и организационные меры защиты. От результатов категорирования зависят дальнейшие работы в области информационной безопасности.

После утверждения они направляют их субъектам КИИ. Субъекты, в свою очередь, должны разработать личный план перехода, включающий: Общие сведения.

ФСТЭК сообщила об увеличении категории значимости для более чем 40 объектов КИИ в 2023 году

Новости законодательства. Марченко также напомнил о законодательстве в сфере КИИ – на слайдах более десятка различных нормативных документов, в том числе о проверках субъектов КИИ. нарушить правила обмена информацией об инцидентах (в частности, между субъектами КИИ). Субъекты КИИ, разработчики, производители и ответственные ФОИВ должны работать в едином информационном поле. Так как сегодня в достаточно сжатые сроки требуется.

Субъектов телевещания могут признать объектами критической информационной инфраструктуры

Подробнее о порядке включения в реестр российского ПО писали тут , а про основные трудности включения тут. В какие сроки вы обязаны осуществить переход? Что такое доверенный ПАК? Критерии признания программно-аппаратных комплексов доверенными программно-аппаратными комплексами 1. Сведения о программно-аппаратном комплексе содержатся в едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Программное обеспечение, используемое в составе программно-аппаратного комплекса, соответствует требованиям к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц« за исключением организаций с муниципальным участием , на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. Программно-аппаратный комплекс в случае реализации в нем функции защиты информации соответствует требованиям, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и или Федеральной службой безопасности Российской Федерации в пределах их полномочий, что должно быть подтверждено соответствующим документом сертификатом. Что будет, если этого не сделать?

Даже если организация успела приобрести ПО от иностранного вендора до 2022 года, ей все равно придется осуществить миграцию на отечественные технологии. Чем дольше она откладывает переход, тем сложнее будет уложиться в срок. Но даже если абстрагироваться от требований законодательства, такие организации сейчас подвергаются гораздо большему риску, чем им кажется, рассчитывая на собственную внутреннюю ИТ-экспертизу. Одно из следствий ухода зарубежных вендоров с российского рынка и отсутствия техподдержки и обновлений — это накопление багов и уязвимостей в программном обеспечении, создающее удобное поле для кибератак. Трудности импортозамещения ПО По данным экспертов в России насчитывается порядка 300 тысяч объектов КИИ, поэтому жесткие требования импортозамещения программного обеспечения в нашей стране действительно являются критически важными. При этом, несмотря на то, что ответственные лица почти в каждой организации имеют KPI по импортозамещению, вопрос о невозможности уложиться в срок до 2025 года остается актуальным. В чем же проблема? Главный барьер на пути к замещению импортного программного обеспечения — отсутствие полных аналогов на российском ИТ-рынке. Еще сложнее дело обстоит с целыми экосистемами, основанными на импортных решениях: в этом случае создание полного стека отечественных технологий может потребовать нескольких лет.

Также спикер обратил внимание на необходимость введения конкретных требований к понятию безопасная разработка. И ответственность подрядчиков за соблюдение данных требований по безопасности, чтобы крупнейшие потребители не несли дополнительных затрат для исправления ситуации. Директор по информационным технологиям Госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов рассказал про критерии доверенности ПАК, которые видятся важными для крупнейших заказчиков: «Нам важно знать, кто является производителем решения, как выстроены процессы их разработки. Иногда бывают ситуации, когда часть приложений наших партнеров разрабатываются за границей. Этот вопрос мы должны контролировать в том числе». Среди требований к производителю и разработчику: собственная сеть сервисных центров на территории РФ; наличие прав на документацию, технологию, патентов и исключительных прав на ПО; поддержка продукта на протяжении всего жизненного цикла. Также отдельно Евгений Абакумов остановился на требованиях к аппаратному и программному обеспечению ПАК. Старший вице-президент по информационным технологиям Ростелекома Кирилл Меньшов акцентировал внимание на предназначении ПАКов: «Мне кажется, что решить вопрос ПАКов без понимания того, что они из себя представляют — невозможно. Они появились для специализированных задач, которые нельзя решить с помощью универсальных серверов. Поэтому ПАКи между собой различаются радикально.

Нужно подобрать отечественные технологии и начинать тестирование как можно скорее. Наши специалисты учитывают специфику рынка, поэтому их работа соответствует нормативно-правовым требованиям к информационной безопасности и цифровому суверенитету. Все продукты разрабатываются в соответствии с концепцией жизненного цикла безопасной разработки SDL. Благодаря соответствию стандартам Java SE миграция происходит легко, путем замены пары строк кода. Команда выпускает регулярные обновления синхронно с Oracle шесть релизов в год, включая CPU релизы с устраненными уязвимостями и предоставляет экстренные патчи для клиентов. Ее КИИ использует более трети населения России. Сейчас наступает время практического импортозамещения, и в авангарде окажутся компании, которые будут его ускорять, тестировать и внедрять отечественные продукты для выполнения своих целей, взаимодействовать с вендорами для их доработки под более специфические задачи, которым пока нет аналогов в России. Если вы узнали вашу компанию в списке КИИ и применяете Java технологии в своих критически важных системах , свяжитесь с нами — мы проведем митап для вашей команды, подробно расскажем о наших продуктах, предоставим демо-версию и поможем с миграцией!

Что такое критическая информационная инфраструктура?

Новости законодательства. К субъектам КИИ относятся. Максимальный срок категорирования не должен превышать одного года со дня утверждения субъектом КИИ перечня объектов КИИ.

Новые требования для субъектов КИИ: Безопасная разработка прикладного ПО

К решениям по обеспечению безопасности таких объектов, а также к софту для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты и или обмена информацией о компьютерных инцидентах выдвигается еще одно требование — наличие сертификата ФСТЭК или ФСБ России. В то же время, когда многие решения только появились на рынке и являются замещением программ иностранных игроков, к обязательной сертификации «правительство будет подходить в индивидуальном порядке и гибко», отмечает Евгений Царев. Общая ключевая цель — это успешная реализация программы импортозамещения и оперативное внедрение российского софта в объекты КИИ, и никто не хочет этот процесс тормозить», — указал эксперт. Так, например, среди вендоров российского офисного ПО, которые подтвердили соответствие требованиям ФСТЭК России и получили разрешение на применение в значимых объектах КИИ, является компания «МойОфис», которая разрабатывает редакторы документов, облачные, почтовые и коммуникационные решения. Когда нельзя заменить В то же время, по словам экспертов, есть программные решения, которые пока заменить крайне сложно.

По словам Олега Сажина, в качестве примера можно привести специализированное ПО для промышленности и энергетики. Олег Сажин указал, что велика вероятность того, что «правительству придется на определенных условиях легализовать использование специализированного зарубежного софта на то время, пока будут идти разработка и переход на конкурентные российские аналоги». По мнению Евгения Царева, переход полностью на отечественное ПО нужно воспринимать с оговорками. Действующие нормативные акты позволяют при крайней необходимости субъектам КИИ приобретать иностранные решения, но лишь по согласованию с отраслевым регулятором, а при стоимости контракта от 100 млн руб.

Но это скорее теория.

Однако с этим мнением согласны не все собеседники Cyber Media. В прошлом году, по наблюдениям Александра Моисеева, в основном закупались шлюзы безопасности — взамен ушедших с рынка игроков Fortigate, Paloalto, Cisco и т.

В этом году компании в основном бюджеты расходуют на внедрение систем класса SIEM. Также на рынке есть интерес к средствам безопасной разработки ПО — статическим и динамическим анализаторам. Импортозамещение: честно и по-серому После ухода западных вендоров с рынка организации-субъекты КИИ разделились на три группы.

Первая переключилась на российские аналоги, вторая — на решения оставшихся западных вендоров. Третья же группа выбрала сотрудничество с представителями дружественных стран. Артем Избаенков Директор по развитию направления кибербезопасности компании EdgeЦентр Когда западные вендоры полностью покинули рынок, компании, начали искать замены среди других иностранных решений в дружественных странах.

Они обратили внимание на продукты и услуги от компаний из стран БРИКС, которые предоставляют качественные решения по информационной безопасности. К основным причинам, по которым субъекты КИИ ищут замену среди иностранных решений, эксперты относят банальную предвзятость к отечественным вендорам со стороны пользователей. Более объективные аргументы — ограниченный набор функционала у российских вендоров и неудовлетворительные результаты тестирования отечественных решений.

Александр Бородин Product-менеджер ООО «Айти Новация» В силу отсутствия масштабности в большинстве случаев у отечественных производителей набор функций ИБ ограничен, и более продвинутые компании обращаются к зарубежным вендорам. При этом отечественные решения в плане антивирусной защиты или брандмауэров часто пока не удовлетворяют многие компании. В особенности — по подтвержденной работоспособности.

Кроме того, российские решения часто стоят больше, чем западные. И это еще один повод поискать альтернативу среди других иностранных продуктов — отмечают собеседники Cyber Media. Федор Музалевский Директор технического департамента RTM Group Обычный порядок действий с учетом ухода западных вендоров выглядит так: посмотрели российские аналоги, ужаснулись от цен, пошли искать альтернативы.

Также документ запрещает с 1 января 2025 года органам государственной власти использовать на таких объектах иностранное ПО без согласования с уполномоченным органом исполнительной власти. В конце января Государственная дума приняла в первом чтении законопроект об отнесении к субъектам критической информационной инфраструктуры КИИ владельцев информационных систем в сфере государственной регистрации недвижимости. Подписывайтесь на «Газету.

Полностью отказаться от него они должны с 1 января 2025 года.

При этом требование по переводу на отечественное ПО распространяется на все объекты, категорированные как КИИ, независимо от того, являются ли они государственными или частными организациями. Кроме того, Минпромторг России уже разработал порядо к перехода объектов критической информационной инфраструктуры КИИ на программно-аппаратные комплексы ПАКи. Это должно простимулировать процесс и помочь организациям в решении вопроса с переходом на отечественное ПО, чтобы он состоялся в срок и прошел максимально безболезненно. Соответствующий Проект постановления правительства РФ предлаг ает владельцам о бъектов КИИ некий алгоритм действий, который позволит осуществить такой переход своевременно и без информационных потерь.

Для начала организации должны будут провести аудит собственных объектов КИИ и разработать план действий. А уже к апрелю 2023 года владельцы объектов должны спланировать переход на ПАКи отечественного производства на основе российского ПО, находящегося в реестрах Минпромторга и Минцифры. Понятно, что в связи с отсутствием зарубежных аналогов отечественные организации в любом случае будут переходить на ПО российского производства. Задача российских разработчиков — обеспечить их конкурентноспособным ПО.

Безопасности, как известно, много не бывает, тем более если речь идет о сохранности данных. КИИ — это системы, атаки по которым могут привести к серьезным экономическим, политическим, социальным или экологическим последствиям. Документ, запрещающий использование зарубежного ПО на объектах КИИ, разработан как раз в целях обеспечения безопасности. Вмешательство через импортный софт может полностью остановить работу организаций, что приведет к серьезным социальным и технологическим последствиям.

В этой связи отказ от иностранного софта и переход на отечественное ПО неизбежен. Иностранного оборудования до последнего времени применялось достаточно много и сегодня его необходимо замещать, параллельно создавая новое. Каких решений не хватает?

Критическая информационная инфраструктура (КИИ)

Статья про идентификацию объектов КИИ и субъектов КИИ. Современные вызовы КИИ российской промышленности». Новые субъекты КИИ, индикаторы риска нарушения требований при обработке ПДн, сертификация МЭ уровня сети и СУБД, импортозамещение в финансовой сфере. В обзоре изменений за апрель 2023 года рассмотрим: дополнительные требования для значимых объектов КИИ с удаленным управлением, госконтроль и аккредитация. К субъектам КИИ относятся организации, от которых зависит работа транспорта, сетей связи, функционирование финансовой системы и государственных, медицинских и прочих услуг. Также вспомним определение объекта КИИ, приведенное в 187-ФЗ, согласно которому объектами КИИ является некое множество ИС/ИТ/АСУ, принадлежащих субъекту КИИ.

Информационное сообщение ФСТЭК России от 28 апреля 2023 г. N 240/82/818

В январском письме Центральный Банк призвал поднадзорные организации провести повторное категорирование субъектов КИИ и до 31 марта 2023 отчитаться о статусе работ. Планируется, что субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) до 2024 года должны перейти на преимущественное использование российского ПО. Кроме того, согласно проекту, правительство будет определять порядок и сроки перехода значимых объектов КИИ на преимущественное использование российского ПО и оборудования.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий