40 мучеников Севастийских: история праздника. Сорок мучеников Севастийских. Сорок мучеников Севастийских. Фото: Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. после многих истязаний их погнали в замерзающее озеро, которое наполовину замерзло.
Календарь народных праздников
22 марта совершается память 40 мучеников Севастийских. 40 мучеников Севастийских приняли мученическую кончину за Христа в первые века христианства. История и традиции дня 40 мучеников Севастийских — в материале Спустя три дня святые предстали в видении епископу Севастийскому Петру и указали ему место в реке, где покоились их останки, откуда они были извлечены христианами для почитания. Пямять святых сорока мучеников Севастийских Православная Церковь празднует 9/22 марта.
Что отмечает Церковь в день сорока Севастийских мучеников?
40 святых мучеников (Сороки) в 2025 году: что за праздник, когда будет, традиции и приметы дня | Двадцать второго марта святая Церковь чтит память сорока Севастийских мучеников. Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. |
22 марта – день памяти сорока Севастийских мучеников - Екатеринбургская епархия | Все об иконе сорока святым мученикам Севастийским. В чем помогает, в каких случаях молятся. |
Проповедь в день памяти свв. 40 мучеников Севастийских. Архим. Тихон (Агриков)
Однако его соправитель Ликиний остался верен язычеству и хотел искоренить христианство в своей части империи. Из-за боязни измены он начал готовиться к войне против Константина и решил очистить свое войско от христиан. В городе Севастии, верном язычеству, гарнизоном командовал ревностный полководец Агриколай. Он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения, но 40 человек отказались, заявив, что они христиане и поклоняются единому Богу. Агриколай отправил их в тюрьму.
Однажды ночью они услышали глас Божий: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На утро узников снова заставили отречься от веры. Однако они отказались и вернулись обратно в тюрьму. За это воинов-христиан приказали побить камнями, но все они летели мимо цели, а один камень попал в лицо Агриколаю.
Тогда узников отправили в темницу, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью воины снова услышали голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Язычники решили пытать пленников более жестоким способом.
Правитель Агриколай[1], назначенный для Каппадокии и Малой Армении, был одним из самых ревностных исполнителей указов о гонениях. Он призвал в Севастию, где находилась его резиденция, двенадцатый императорский легион, называемый Молниеносным Legio XII fulminata. Возглавлял его дукс Лисий. Сорок воинов этого легиона, люди молодые, храбрые и уважаемые за свою службу, отказались принести жертву имперским идолам и объявили себя христианами. Происходили они из разных стран, но были объединены, словно один новый человек, верой и любовью.
Они представали перед правителем один за другим, словно атлеты, проходящие перепись в день поединка, и объявляли свое истинное звание, говоря: «Я — христианин! Святые ответили ему устами одного из них: «Если мы доблестно сражались, как ты говоришь, за земного императора, то со сколь большей горячностью надлежит нам теперь вступить в бой ради любви Владыки вселенной. Ибо для нас существует только одна жизнь — смерть за Христа! В то время как они проводили ночь в пении псалмов, им явился Христос и сказал: «Вы положили хорошее начало, но венец будет дарован лишь тому, кто претерпит до конца! Тогда один из святых мучеников, Кандид, открыто обличил его притворную мягкость, вызвав этим гнев тирана.
Не в силах ничего сделать против христиан, поскольку их военачальник, дукс Лисий, еще не осудил их, Агриколай повелел опять заключить их в темницу. По прошествии семи дней в Севастию прибыл Лисий, и мучеников привели к нему. По пути Кирион ободрял соратников, говоря: «У нас три врага: диавол, Лисий и правитель. Что они могут против нас, сорока воинов Христовых? Но лишь только они приступили к выполнению приказа как внезапно оказались ослеплены божественной силой и по ошибке били один другого.
Лисий, объятый гневом, схватил камень и хотел метнуть его в святых, но камень попал в Агриколая, тяжело ранив правителя. Святые провели ночь в темнице в ожидании решения, какого рода мучению их подвергнут. Призвав на помощь все свое нечестивое воображение, правитель повелел бросить святых нагими в замерзшее озеро, которое находилось на небольшом расстоянии от города, чтобы они погибли в ужасных мучениях, причиняемых холодом. Желая усилить пытку, он придумал представить перед ними, в качестве последнего искушения, средство избавления от мук: приказал растопить на берегу баню, чтобы тот, кто покинет поле битвы, побежденный суровостью холода, нашел там утешение. Мученики, выслушав приговор, бросились, один опережая другого, раздеваться со словами: «Снимая эти одежды, совлечемся и ветхого человека!
Раз уж некогда по лукавству змия мы облеклись в кожаные ризы, сегодня совлечемся риз, чтобы стяжать рай, утерянный нами! Что воздать Господу за то, что Он претерпел ради нашего спасения? Тогда воины раздели Его донага — так же сбросим и мы теперь наши одежды, чтобы весь воинский чин обрел прощение! Суров холод, но сладок рай! Проявим терпение на короткое время, чтобы согреться на лоне Авраамовом!
Купим вечную радость ценой краткой ночи мучений! Так или иначе, но этому тленному телу надлежит умереть, — изберем же теперь вольную смерть, чтобы жить вечно! Прими, Господи, эту жертву всесожжения, которую потребит холод, а не огонь! Всю ночь они претерпевали ледяное дыхание ветра, особенно жестокого в этом краю, молясь Господу, чтобы они как все сорок вступили в эту битву, так и вышли бы из нее все сорок с победой, не потеряв никого из этого священного числа — символа полноты. Ночь продолжалась, их тела начали окоченевать, а кровь — замедлять свое течение, причиняя им невыносимую сердечную боль.
Один из них, побежденный страданием, покинул озеро и побежал к жарко натопленной бане. Однако разница в температуре была столь велика, что он умер почти сразу же, лишившись победного венца. Тридцать девять воинов, опечаленные потерей соратника, удвоили молитвы — внезапно великий свет воссиял в небе и остановился над озером, согревая святых мучеников, а Ангелы снизошли, чтобы возложить на их головы тридцать девять сияющих венцов. Видя такое чудо, один из стражей, по имени Аглаий, который грелся возле бани, внезапно просветился верой. Увидев, что еще один, сороковой венец остается висеть в воздухе, он понял: это знак того, что кто-то мог бы восполнить число избранных.
Аглаий разбудил товарищей по оружию, бросил им свои одежды и быстро побежал на лед, чтобы присоединиться к мученикам, взывая: «Я тоже христианин! Когда мучеников влекли к последней пытке, они пели: Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой! Пс 65,12. Палачи, исполнив приказ, погрузили тела святых на колесницу, чтобы везти на сожжение. Тут они заметили, что один, самый юный из них, Мелитон, все еще жив, и оставили его в надежде, что он наконец отречется от христианской веры.
Но мать мученика, присутствовавшая при казни, взяла свое дитя и сама положила на колесницу вместе с телами других, говоря: «Не лишись венца, мой дорогой сын, присоединись к соратникам, чтобы наслаждаться тем вечным светом, который развеет мою скорбь». Без единой слезы, с радостью на лице она сопровождала колесницу до самого костра. Следуя приказу правителя, воины развеяли прах мучеников и бросили их кости в реку. Через три дня святые предстали в видении епископу Севастийскому Петру[3] и указали ему место в реке, где покоились их останки, откуда они были извлечены христианами для почитания. Впоследствии частицы мощей сорока мучеников распространились по многим местам и их почитание возрастало прежде всего благодаря семье св.
Василия Великого, который благоговел перед их памятью[4]. В ночь, предшествовавшую мученичеству, святые продиктовали «Завещание» юному рабу Евноику, который был свидетелем их подвигов и сумел скрыться от преследователей. Оно написано в форме увещания. Евноик передал этот дивный текст следующим поколениям и взял на себя заботу о святилище, где были положены мощи святых. Один из них потерпел поражение, и Аглаий-воин занял его место, чтобы восполнить священное число[5].
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, Адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 21 марта 2012 г. Текст и значение молитвы святым 40 мученикам Севастийским История и сила молитвы В минуты смуты и отчаяния верующие христиане обращаются ко Всевышнему, вопрошая о Его благодати, почитают святых угодников, просят защиты и покровительства. Среди множества иконографических изводов особой силой, со слов церковных служителей, обладает икона «Сорок мучеников Севастийских». Столкнувшись с неприятностями и различными трудностями на жизненном пути, православные христиане читают молитву 40 мученикам Севастийским. Перед данной святыней можно просить: вернуть утраченную веру во Всевышнего; восстановить душевное равновесие, покой и умиротворение; излечить душу и тело от различных недугов; прогнать смуту, смятение, отчаяние и чувство безысходности; даровать умение и силы достойно преодолевать все трудности и беды, возникающие на жизненном пути; научить отстаивать свою точку зрения и обрести умение справляться с нехваткой душевной стойкости.
День памяти в честь сорока страдальцев припадает на 22 марта согласно старому календарю — 9 марта.
Костер сгорел, остались только кости мучеников. Но злоба мучителей не успокоилась! И ввержены были останки святых мощей в реку на всеконечное погубление памяти доблестных страстотерпцев. Но Господь, «хранящий все кости угодников Своих» Пс.
По прошествии трех дней святые мученики явились епископу города Севастии блаженному Петру и сказали ему: — Приди ночью и изнеси нас из реки. Блаженный епископ пригласил благоговейных мужей из своего клира и в тёмную ночь пошел с ними на берег реки. И вот взорам их представилось дивное зрелище: кости святых сияли в воде как звёзды, светлы были и те места в реке, где лежали и малейшие частицы их. Собрав все до одной кости святых, епископ положил их в честном месте. Так пострадавшие за Христа и от Него увенчанные, как светила сияют в мире [9].
Они веровали в Бога, Христа исповедали, Духу Святому не противоборствовали и от святой Животворящей Троицы прославились, оставив воспоминание о своем подвиге для назидания во спасение всем верующим в Отца и Сына и Святого Духа. Взяты были святые сорок мучеников на страдание за Христа в 26 день месяца февраля, а предали души свои Господу они девятого числа месяца марта [10] , когда империею владел еще Ликиний язычник, но лучше сказать — уже царствовал Господь наш Иисус Христос. Ему же слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом во веки. В 313 году обоими императорами был издан указ, коим христианская религия была объявлена государственною, — уравнена с древней языческою. Но Ликиний — язычник, враждуя против Константина, ставшего решительно покровителем христианства, и приготовляясь к войне с ним, по обольщению оракула, обещавшего ему победу, решился уничтожить христианство в пределах своей империи, особенно же, по опасению измены, в среде своих войск.
Павел, страдая за Христа требовал от судей, чтобы они, проявляя свою злобу, не попирали законов человеческих, государственных, — не подвергали его — римского гражданина» истязаниям по своему произволу. И сей, как и оный, имел звание ни от человек ни человеком — Галат. Василий Великий. Ефрем Сирин «Похвальное слово 40 мученикам» влагает в уста блаженной матери мученика при этом такую трогательную речь: «Успокойся, сын мой, не надолго на колеснице; смешай кровь свою с досточестными кровьми; возляг на мгновение с ними, чтобы вместе же с ними достигнуть небесной обители. Иди с ними в огонь чувственный, чтобы с ними же облечься в свет истинный; войди о ними в горнило, чтобы с ними же войти очищенным золотом.
Знаю, от какой бури спаслись вы и в какую пристань стремитесь. Знаю, что вы идете к Отцу небесному... Почему и я, сын мой, не умерла вместе с вами? Почему и я не включена в это светлое торжество ваше и не могу им, насладиться? Нет, не по этой причине я не иду с вами, а потому, что вы не требуете восполнения, — вы стали для Бога одною четыредесятицею, по десяти и десяти призваны на пир Евангельский Матф.
Итак, сын мой, поелику удостоен ты такой славы, то помолись о мне Спасителю Христу, когда скажет Он вам: «приидите, наследуйте Царство Мое, которое Я уготовал вам» Матф. Вспомни обо мне вместе с равночестными тебе и испроси мне награду у Отца светов, чтобы, как плоть твоя на мне испустила дыхание, так на меня дохнули щедроты Христовы, и, как кровь твоя обагрила мое рубище, так оросило бы меня милосердие Господне, и как с тобою прошла я это одно поприще, так с тобою же достигла бы обители святых, чтобы и мне вместе с вами воспеть и сказать: «Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш» 1 Цар. Он вознёс рог верных рабов Своих и посрамил врагов. Ему подобает слава во веки». Полный мес.
Востока арх. Сергия, т.
Привыкшим отличаться доблестью в бранях не прилично умиреть смертию злодеев». Сверх сего обещал им деньги. И это давал им, и почести у царя, и одарял чинми, и хотел одолеть тысячами выдумок. Поелику же они неподдались такому искушению, обратился к другому роду ухищрений: стращал их побоями, смертями, изведанием несноснейших мучений.
Так действовал он! Что же мученики? Говорят: «Для чего, богопротивник, уловляешь нас, предлагая нам эти блага, чтоб отпали мы от живого Бога и поработились погибельным демонам? Для чего столько даешь, сколько стараешься отнять? Ненавижу дар, который влечет за собою вред; не принимаю чести, которая бывает матерью бесчестия. Даешь деньги, но они здесь остаются.
Делаешь известным царю, но отчуждаешь от Царя истинного. Что так скупо и так не много предлагаешь нам из мирского? Нами презрен и целый мир. С вожделенным для нас упованием нейдет и в сравнение видимое. Видишь это небо: как прекрасно смотреть на него, как оно величественно! Видишь землю: как она пространна и какие на ней чудеса!
Ничто из этого не равняется блаженству праведных. Ибо это преходит, а наши блага пребывают. Желаю одного дара — венца правды; стремлюсь к одной славе — к славе в Царстве Небесном. Ревную о почести горней: боюсь мучения, но мучения в геене. Тот огонь мне страшен, а этот, которым вы угрожаете, мне сослужебен. Он умеет уважать тех, которые уважают идолов.
Стрелы младенец, как рассуждаю, язвы ваши Пс. Но не найдете нас ни робкими, ни привязанными к жизни, ни легко приводимыми в ужас, и это потому, что любим Бога. Мы умеем терпеть, когда колесуют, вывертывают члены, жгут на огне; мы готовы принять всякий род истязаний». Когда выслушал сие это человек гордый и бесчеловечный: не терпя дерзновения сих мужей и вскипев яростию, стал рассуждать сам с собою, какой бы найди ему способ, чтоб приготовить им смерть и продолжительную и вместе горькую. Нашел наконец, и смотрите, как жестока его выдумка! Обратив внимание на свойство страны, что она холодна, на время года, что оно зимнее, заметив ночь, в которую стужа простиралась до наибольшей степени, а притом дул еще и северный ветер, дал он приказание, всех их обнажив, уморить на открытом воздухе, заморозив среди города.
Выслушав тогда это повеление рассуждай по этому о непобедимом мужестве мучеников , каждый с радостию сбросил с себя последний хитон, и все потекли на встречу смерти, какою грозила стужа, поощряя друг друга, как бы шли к расхищению добычи. Благодарим Тебя, Господи, что с этою одеждою свергаем с себя грех; чрез змия мы облеклись, чрез Христа совлечемся. Не будем держаться одежд ради рая, который потеряли. Тяжко ли для раба потерпеть, что терпел и Владыка? Лучше же сказать, и с самого Господа мы совлекли одежды. Это была дерзость воинов; они совлекли и разделили по себе Его одежды.
Поэтому загладим собою на нас написанное обвинение.
Сорок мучеников Севастийских: история праздника, иконы, обычаи, рецепты (+Видео, аудио)
Издавна день сорока мучеников Севастийских — любимый и почитаемый в нашем народе. В день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта) Святая Церковь установила совершать литургию, облегчать пост и тем этот день делать торжественнее. История и традиции дня 40 мучеников Севастийских — в материале
"Сорок севастийцев": Великий подвиг христолюбивых воинов-мучеников — отец Андрей Ткачёв
Для этого им придется побывать в древней Армении и в фашистской Германии, стать свидетелями великих подвигов — сорока севастийских воинов и мужественного советского генерала. А помогут ребятам в нелегких путешествиях, полных приключений и испытаний, их друзья — мудрый наставник, доктор Михаил Гаврилович и его верный пёс Алтай. Этот выпуск можно послушать на подкаст платформах:.
Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их.
Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте. Празднование Память святых сорока мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Тропарь Севастийским мученикам Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам». Кондак Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества. Обычаи В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц.
Стрелы младенец, как рассуждаю, язвы ваши Пс. Но не найдете нас ни робкими, ни привязанными к жизни, ни легко приводимыми в ужас, и это потому, что любим Бога. Мы умеем терпеть, когда колесуют, вывертывают члены, жгут на огне; мы готовы принять всякий род истязаний». Когда выслушал сие это человек гордый и бесчеловечный: не терпя дерзновения сих мужей и вскипев яростию, стал рассуждать сам с собою, какой бы найди ему способ, чтоб приготовить им смерть и продолжительную и вместе горькую. Нашел наконец, и смотрите, как жестока его выдумка! Обратив внимание на свойство страны, что она холодна, на время года, что оно зимнее, заметив ночь, в которую стужа простиралась до наибольшей степени, а притом дул еще и северный ветер, дал он приказание, всех их обнажив, уморить на открытом воздухе, заморозив среди города. Выслушав тогда это повеление рассуждай по этому о непобедимом мужестве мучеников , каждый с радостию сбросил с себя последний хитон, и все потекли на встречу смерти, какою грозила стужа, поощряя друг друга, как бы шли к расхищению добычи. Благодарим Тебя, Господи, что с этою одеждою свергаем с себя грех; чрез змия мы облеклись, чрез Христа совлечемся.
Не будем держаться одежд ради рая, который потеряли. Тяжко ли для раба потерпеть, что терпел и Владыка? Лучше же сказать, и с самого Господа мы совлекли одежды. Это была дерзость воинов; они совлекли и разделили по себе Его одежды. Поэтому загладим собою на нас написанное обвинение. Жестока зима, но сладок рай; мучительно замерзнуть, но приятно упокоение. Не долго потерпим, и нас согреет Патриархово лоно. За одну ночь вменяем себе целый век.
Пусть опаляется нога, только бы непрестанно, ликовать с Ангелами! Пусть отпадает рука, только бы иметь дерзновение воздевать ее ко Владыке! Сколько наших воинов пало в строю, сохраняя верность царю тленному? Ужели мы не пожертвуем своею жизнию из верности Царю истинному? Сколько человек, уличенных в преступлении, подверглись смерти злодеев? Ужели мы не вынесем смерти за правду? Не уклонимся товарищи, не обратим хребта диаволу. Есть у нас плоть, не пощадим ее.
Поелику непременно должно умереть, то умрем, чтоб жить. Да будет жертва наша пред Тобою, Господи Дан. Как жертва живая, благоугодная Тебе, да будем приняты мы, всесожигаемые сим хладом, — мы, приношение прекрасное, всесожжение новое, всеплодствуемое не огнем, но хладом». Когда же мученики подвизались, а страж наблюдал, что произойдет: видит он необычайное зрелище, видит, что какие-то силы сходят с небес, и как бы раздают воинам великие дары от Царя. И всем прочим разделили они дары; одного только оставили они не награжденным, признав его недостойным Небесных почестей; и это был тот, который, вскоре отказавшись от страданий, перешел к противникам. Жалкое зрелище для праведных! Воин-беглец, первый из храбрых — пленник, овца Христова — добыча зверей. Но еще более было жалко, что он вечной жизни не достиг, и не насладился настоящею; потому что плоть тот час у него рассыпалась от действия на нее теплоты.
Но как этот животолюбец пал, без всякой для себя пользы для себя преступив закон: так исполнитель казни, едва увидел, что он уклонился и пошел к бане, сам стал на место беглеца, и сбросив с себя одежды, присоединился к обнаженным, взывая в один голос со святыми: Я христианин! И внезапностию перемены изумив предстоящих, как число собою восполнил, так и своим присоединением облегчил скорбь об ослабевшем, поступив по примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей.
Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в подвластных ему областях гонения на христиан продолжались.
Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии ныне на территории Турции. Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались. Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро.
Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня.
Сорок Севастийских мучеников 2019: традиции праздника
- Икона 40 мучеников Севастии
- Сорок мучеников Севастийских – житие и почитание
- 40 мучеников Севастийских: история праздника
- Память Сорока Севастийских мучеников. Проповеди в Оптиной пустыни
- Библиотека
- Сорок мучеников Севастийских: история церковного праздника и рецепт жаворонков из теста
"Сорок севастийцев": Великий подвиг христолюбивых воинов-мучеников — отец Андрей Ткачёв
Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, любовию вам зовущих: Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы. Икос 1 Ангели Божии, хранителие рода человеческаго, зряще пред мучителем дерзновенное ваше исповедание Христа, на подвиг страдальческий невидимо вас укрепляху. Мы же, ведуще вас, подвиг сей добре совершивших, радостно взываем: Радуйтеся, дерзновенным исповеданием Христа возвеселившии Ангелы; Pадуйтеся, дивным терпением вашим мучителей удивившии. Радуйтеся, страдании вашими диавола посрамившии; Pадуйтеся, непобедимою силою Христовою противу невидимаго врага вооружившиися и вся злохитрыя того на вы козни победившии. Радуйтеся, неизчетнаго мученическаго лика украшение; Pадуйтеся, земныя воинствующия Церкви сильнии помощницы. Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы. Кондак 2 Видя зверонравный мучитель веру мучеников, заключи их в темницу; Господь же благоутробный яве посети Своя рабы, похваляя начаток подвига их и увещевая неослабно оный совершити, яко токмо претерпевый до конца венчается в Царствии Небесном и сподобляется со Ангелы пети: Аллилуиа. Икос 2 Разум Божественный от явльшагося вам Христа приемше, утвердистеся в страдальческом подвизе, святии страстотерпцы, и укоризну Агриколаа мучителя в похвалу себе вменисте. Сего ради вам вопием: Радуйтеся, разум правый боговедения стяжавшии и волю свою воле Божией всецело предавшии; Pадуйтеся, вся прелести мирския и славу воинскую ради Христа ни во чтоже вменившии.
Радуйтеся, ласканий мучителя не послушавшии и грозных того прещений не убоявшиися; Pадуйтеся, темничное заключение Христа ради претерпевшии. Радуйтеся, Спасителем мира во узах посещеннии, благими словесы от Него утешеннии и на подвиг укрепленнии; Pадуйтеся, яко с верою вас почитающих в скорбех утешаете и от бед избавляете. Кондак 3 Cила Вышняго содела вас, страстотерпцы святии, сильных в слове пред нечестивыми, темже не терпя дерзновения вашего, гордый мучитель паки в темницу вас вверже, в нюже радостно текосте, поюще Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имуще, страстотерпцы, в темнице сострадальца вашего Кириона блага себе учителя, укреплястеся в вере Христовой и, по днех осмих ведени бывше на судище, безбоязненно предстаете Лисию князю и Агриколаю воеводе, мудре обличисте их нечестие. За таковое ваше дерзновение приносим вам сицевые хвалы: Радуйтеся, в броню веры Христовы облеченнии и щитом благодати Его покровеннии; Pадуйтеся, единаго Христа паче всех возлюбившии и ради Его повеления беззаконныя мучителей презревшии. Радуйтеся, силу Христову пред нечестивыми проповедавшии и всемогущество Божие яве показавшии; Pадуйтеся, яко и каменная метания вам не прикасахуся. Радуйтеся, яко та силою Божиею на метающих я возвращахуся; Pадуйтеся, яко и ныне молитвами вашими к Богу вражия стрелы от нас отражаете. Кондак 4 Бурею злобы противу Христа дыша, гордый Лисий третицею вверже страдальцев в темницу, в нейже паки Христос явися, ободряя, утешая их и нетленныя венцы в Царствии Небесном обещавая; они же, сия слышавше, радостно пояху Богу: Аллилуиа.
Икос 4 Слышавше мучителие твердое страстотерпцев Христа исповедание, осудиша я на всенощное в хладнем езере стояние; они же, огнь любве Божественныя в сердцах имуще, не убояхуся лютаго мраза, но единодушно славяще Бога, идоша на страдание. Мы же, терпению сих чудящеся, зовем сице: Радуйтеся, добропобеднии Христовы исповедницы; Радуйтеся, терпением лютаго мучения в покой вечный вшедшии; Pадуйтеся, болезньми страданий обретшии неизреченныя блага.
Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. В городе Севастии, который находился в той части империи, которой правил Ликиний, находилось одно войско, состоявшее из христиан. Под началом язычника Агриколая состояла целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами.
Разделяя антихристианские настроения императора, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет». Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу.
Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет.
Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Фото Марии Черкашиной И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода.
Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и с криком: «И я — христианин! Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку. Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Пётр собрал их кости и с честью похоронил.
Священная дружина!
Кондак 4 Бурею злобы противу Христа дыша, гордый Лисий третицею вверже страдальцев в темницу, в нейже паки Христос явися, ободряя, утешая их и нетленныя венцы в Царствии Небесном обещавая; они же, сия слышавше, радостно пояху Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше мучителие твердое страстотерпцев Христа исповедание, осудиша я на всенощное в хладнем езере стояние; они же, огнь любве Божественныя в сердцах имуще, не убояхуся лютаго мраза, но единодушно славяще Бога, идоша на страдание. Мы же, терпению сих чудящеся, зовем сице: Радуйтеся, добропобеднии Христовы исповедницы; Радуйтеся, терпением лютаго мучения в покой вечный вшедшии; Pадуйтеся, болезньми страданий обретшии неизреченныя блага. Радуйтеся, драгие и крепцыи четыредесяте камение; Pадуйтеся, Церковь Христову собою укрепляющии и осиявающии. Кондак 5 Боготечнии звезды Христовы явистеся святии, в нощнем хладе во езере Севастийстем сияющии, ихже не прельсти теплая баня соблазна, но со Ангелы Богу пояху: Аллилуиа. Икос 5 Видевше святии, яко един от них отпаде, убоявся бо мраза нощнаго, и скрыся в теплой бане и абие умре, тепле взываху ко Господу, да их укрепит в подвизе страдания и прославит имя Свое. Мы же зовем вам сице: Радуйтеся, славнии победоносцы, вся козни сопротивных победившии; Pадуйтеся, всю нощь нази в езере стоявшии. Радуйтеся, единодушно тамо Господа призывавшии; Pадуйтеся, яко в терпении вашем помощь скорую Господь низпосла вам.
Радуйтеся, яко свет Божественный с небесе осия вас; Pадуйтеся, венцы пресветлии с небесе приявшии. Кондак 6 Проповедницы дивнаго чудесе, стражие, в бани бывшии, поведаша, како в нощи свет небесный во езере облиста мученики, лед растопи и хлад в теплоту преложи, еже слышавше, мучителие паче злобою распаляхуся, не ведуще пети Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиявшу во езере свету небесному, возсия и в сердце единаго от стражей благодать Божия, яко той, совлекше ризы своя, ввержеся во езеро ко святым мучеником, восполняя место отпадшаго, и тако посрамися князь тьмы, ликовавый о умалении лика страдальцев; имже мы ныне вопием таковая: Радуйтеся, Христовы страстотерпцы, молитвами и терпением вашими веселие диавола в печаль обратившии; Pадуйтеся, от злобы и коварства его верныя избавляющии. Радуйтеся, в хладе воды благодатию Святаго Духа просветившиися; Pадуйтеся, стоянием вашим во езере мысленнаго змия главу сокрушившии. Радуйтеся, полная четыредесятнице, Христу бодренно представшая; Pадуйтеся, верою, терпением и страданием Христа ради блаженство райское унаследовавшии. Кондак 7 Хотяще чуднии страдальцы веру во Христа непорочно сохранити, славу воинскую и ласкания мучителей ни во что же вменисте и вся лютая мучения, аки безплотнии, претерпесте, воспевающе всесильному человеколюбцу Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новое и последнее умысли мучитель страдание святым мучеником, да голени их млатами сокрушени будут, еже и претерпеша страдальцы доблественно. И тако скончавше мученический подвиг, предаша души своя в руце Божии и прияша от Него нетленныя венцы. Мы же возглашаем в похвалу им сице: Радуйтеся, прекраснии леторасли сада Иисусова, не секирами, но млатом посеченнии; Pадуйтеся, драгие сосуды благодати Божией, за имя Христово сокрушеннии.
Радуйтеся, страдальческий подвиг славно скончавшии; Pадуйтеся, от ликов Ангельских в сожительство приятые. Радуйтеся, от пророков и апостолов, яко тех стопам последовавшии, любезно сретенные; Pадуйтеся, всего рода христианскаго слава великая.
Страдание святых сорока Севастийских мучеников
День памяти сорока мучеников Севастийских был для крестьян знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу, в разгаре Великий пост — «весна души» и скоро Пасха. Жаворонков обычно пекли всей семьей, иногда их вылепляли вместе с гнездами и яичками. Птичек сажали дома на окно, раздавали в храмах, часть отдавали ребятишкам.
Правитель Агриколай, назначенный для Каппадокии и Малой Армении, был одним из самых ревностных исполнителей указов о гонениях. Видимо, зная, что среди воинов этого легиона есть христиане, Агриколай решил устроить «чистку»… Воины должны были поклониться имперским идолам и принести им жертву. Но 40 человек из легиона назвали себя христианами и отказались совершать ритуал.
Воины отказались и были заключены в темницу. Вскоре в Севастию прибыл командующий двенадцатым легионом Лисий. Он начал уговаривать воинов принести жертвы идолам, и, встретив упорный отказ, повелел другим воинам выбить им зубы ударами камней.
У нас привыкли часто оправдываться: Вот, если бы я с детства был воспитан… Нет! В любой час, если ты решился служить Богу, Господь принимает тебя. У Бога нет времени. Это для нас время: до — после. Для Бога всегда: есть. Поэтому раньше, позже — это все равно вместе.
Господь нам дает надежду в любой момент жизни положить начало. И получить венец. Более того, мы имеем пример разбойника, который наследовал жизнь вечную в единодесятый час. Праздник 40 Севастийских мучеников всегда бывает Великим постом. И на Страстной седмице мы услышим песнопение: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи». Здесь как раз есть утешение всем кто, как говорят, «опоздал». Никто не опоздал. По-человечески можно куда-то опоздать. У Бога всегда все вовремя.
Поэтому кто-то тоже хорошо сказал, имея в виду срок, когда Господь каждого из нас призывает: Бог никогда не спешит и никогда не опаздывает. Праздник 40 Севастийских мучеников дан нам в назидание и утешение. Обители райские готовы. Кто их займет, зависит от нас. Нужно только потрудиться над своей душой. Нужна решимость. Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле. Преподобный Иоанн Лествичник Так просто: решил и больше не оборачивайся вспять. На самом деле это необходимое условие: решить и не думать.
Потому что когда человек начинает как бы думать, вокруг него, как рой комариный кружатся бесы, каждый пытаясь что-то впихнуть, и смотрят: на что он «клюнет», обратит внимание. Есть направление к Истине — и все! Что еще колебаться, о чем тут думать?
В предрассветный час один несчастный не выдержал и направился к берегу. Как только горячий воздух коснулся его кожи, он замертво упал. В тот же миг над остальными мучениками разлился свет неземной красоты. Это чудо потрясло сторожа. Он решительно разделся, ступил на лед и присоединился к мученикам.
Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались. Им перебили колени, сожгли, а останки бросили в воду. О случившемся стало известно через три дня.
Праздник 40 святых Севастийских мучеников
Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, празднуется в Русской Православной Церкви 22 марта по новому стилю. Протоиерей Андрей Ткачёв рассказывает о 40 воинах-христианах, в IV веке от Рождества Христова принявших мученические венцы на льду Севастийского озера. после многих истязаний их погнали в замерзающее озеро, которое наполовину замерзло. 9/22 марта – день Сорока мучеников севастийских, установлен в память о воинах-христианах римского легиона, принявших мученическую смерть за веру на Севастийском озере в 320 г. н.э.; народное название Дня – «Сороки». Для этого им придется побывать в древней Армении и в фашистской Германии, стать свидетелями великих подвигов — сорока севастийских воинов и мужественного советского генерала.
22 МАРТА - 40 СВЯТЫХ (СОРОКИ): ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ, ПРИМЕТЫ
За казнью наблюдала мать одного из воинов. Мелитон был самым юным, и женщина пришла поддержать его дух. Искалеченные тела сложили в колесницу и повезли на костер, сложенный неподалеку. Мелитон выжил, и его оставили умирать на холодной земле.
Мать понесла сына рядом с колесницей, а когда душа его покинула тело — положила тело к остальным мученикам. Обугленные останки выбросили в реку, чтобы другие верующие не растащили их. Четвертой ночью после гибели мучеников епископ Севастийский Петр увидел сон.
Сорок воинов-каппадокийцев явились ему, попросили найти их кости в реке и похоронить. Епископ внял их просьбе. Поиск и сбор останков вели ночью, чтобы не привлекать внимания язычников.
Но работа оказалась простой — кости светились под водой. Сорок Севастийских мучеников были преданы земле по христианскому обычаю. В чем христианский подвиг воинов из Севастии В начале 4 столетия по приказу святого Константина Великого все христиане имели право на вероисповедание Христа.
Однако Ликиний, готовивший восстание против императора. Решил изгнать из армии всех последователей новой веры. Ликиний требовал, чтобы его воины постоянно приносили жертвы и поклонялись идолам, но армянские герои отказались от идолопоклонства.
Их покупали лестью и обещанием высоких воинских званий, угрожали, подвергали пыткам, но мученики выстояли, и ценой жизни приобрели вечность. Во время издевательств и пыток Господь постоянно демонстрировал Свой покров над героями веры. Сорок мучеников постоянно слышали голос Спасителя, говорящий о том, что верующие во Христа, даже умерев, спасутся в вечной жизни, что им уже готовы венцы Божьей славы.
Блаженный Петр, епископ Севастийский, во сне увидел 40 мучеников, которые просили собрать их кости и похоронить их. Епископ Петр темной ночью пошел к озеру и увидел сияющие, как звезды, кости, собрал и похоронил. Храм 40 Севастийских мучеников Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря.
Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28. В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора. Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке.
Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников. Фото Марии Черкашиной Сорок мучеников Севастийских.
Иконы Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтырей.
По церковному календарю дата отмечается в память о воинах-христианах римского легиона, принявших мученическую смерть за веру в 320 г. А в народных обычаях этого Дня значительное место уделяется действиям, связанным со встречей весны. В русской народной традиции сакральному числу сорок в этот день придается особое значение. По старинной примете, если после «Сороков» все сорок морозных утренников пройдут подряд, лето будет урожайным на хлеб.
Радуйтеся, соблюдшие до конца веру Христову; Pадуйтеся, предстательством вашим к Богу от бед нас спасающии. Радуйтеся, в скорбех и нуждных обстояниих нам помогающии; Pадуйтеся, ко спасению душ наставляющии. Кондак 10 Спасению нашему многомощнии споспешницы есте, святии страстотерпцы, темже усердно к вам прибегаем; помозите нам вашим предстательством ко Господу остающее время земнаго нашего жития в покаянии благочестно проводити и во всех обстояниих Промыслителю Богу благодарно взывати: Аллилуиа.
Икос 10 Стеною молитв ваших ограждайте нас, страстотерпцы Христовы, от всех зол и козней вражиих, да охраняеми вами, ублажаем вас поименно сице: Радуйтеся, Кирионе, Кандиде и Домне, Божественнаго писания наставницы; Pадуйтеся, Ангие и Аетие славнии, душами вашими, яко орли, на небеса возлетевшии. Кондак 11 Пение хвалебное приносим вам, святии мученицы, яко любве ради Христовы плоти своея не пощадисте и кровию своею торжество веры возвеличисте; темже и память ваша, яко пресветлых светильников веры, вечно в Церкви сияет, верных смыслы озаряя, поющих Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светом небесным осиянных, умныма очима зрим вас, преславнии страстотерпцы Христовы, престолу бо Пресвятыя Троицы выну предстоите и молитвы о мире со дерзновением приносите; темже молебно и хвалебно вам взываем: Радуйтеся, страстотерпцы Христовы Николае, Приске, Смарагде, Сакердоне, Севериане и Сисиние, злобы вражия славнии победителие; Pадуйтеся, Филокгимоне и Феофиле, любве Божественныя делом совершителие. Радуйтеся, Христовы мученицы Валерие, Александре и Акакие, всеусерднейшии исполнителие велений Господних; Pадуйтеся, весеннею памятию вашею нам весну Христова вечнаго блаженства возвещающии. Кондак 12 Благодатию обильно исполняется обитель Ксиропотамская, имущи честныя мощи ваша, преславнии мученицы и чудотворцы. Темже и нас, память вашу светло совершающих, благодати Божией молитвами вашими исполните, да поем чудес подателю Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще честная страдания ваша, святии мученицы, хвалим Господа, вас укрепившаго и венцы нетленными на небеси венчавшаго, и яко угодников Божиих и теплых наших пред Ним заступников, восхваляем сице: Радуйтеся, четыредесять непоколебимых столпов Христовы Церкве; Pадуйтеся, яко вся концы земли славною памятию вашею озаряете. Радуйтеся, в ваших немощех телесных велию крепость духа явившии; Pадуйтеся, яко в трудех поста и молитвы и нас утешаете и укрепляете. Радуйтеся во граде Севастийстем, яко солнце мысленное, страданьми возсиявшии; Pадуйтеся, посвященных имени вашему храмов и обителей святых неусыпные покровителие.
Кондак 13 О, святии страстотерпцы Севастийстии, лести лукаваго славнии победоносцы! Предстательством вашим у Господа испросите нам победу на душевредныя страсти и гордость житейскую, да, в покаянии поживше, Небеснаго Царствия сподобимся, всегда о вас благодарно поюще Богу: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды. Затем икос 1-й «Ангели Божии…» и кондак 1-й «Избраннии страстотерпцы…» Молитва Молитва святым сорока мученикам Севастийским О, святии славнии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно за Христа пострадавшии, чрез огнь и воду прошедшии и в покой Царствия Небеснаго вшедшии, со Ангелы и всеми святыми светло ликовствующии! Вы, яко друзи Христовы, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих и призывающих вас с верою и любовию. Темже и мы, святую память вашу празднующе, тепле взываем: испросите нам у щедраго Господа прощение согрешений наших вольных и невольных, да остающее время земнаго жития нашего поживем в покаянии и творении заповедей Божиих, всегда памятствующе смерть и суд праведный, егда воздано будет коемуждо по делом его. Вы бо, славнии мученицы, в воинстем чине за имя Христово крепко и единодушно подвизастеся и души своя за Него усердно положисте, помозите убо и нам пребыти твердыми и непоколебимыми в вере православной.
Однако камень, брошенный им самим, попал прямо в лицо Агриколаю. Мучители сильно испугались, почувствовав ту невидимую силу, которая ограждала сорок мучеников Севастийских. И воинов-христиан опять отвели в темницу, где они продолжали усердно молиться Христу и опять услышали Его глас: «Кто верит в меня, если и умрет, то оживет. Ничего не бойтесь, ибо вас ждут венцы нетленные». Наутро опять был допрос. Было решено в мороз отвести воинов к озеру и оставить их на льду на всю ночь под стражей. А рядом на берегу для искушения затопили баню. Один из воинов не выдержал и побежал к бане, но, не успев добежать, упал замертво. Аглаий В третьем часу ночи Господь послал им свет и тепло, лед под ними растаял, и они оказались в теплой воде. В это время все стражники спали, только Аглаий был на посту. Вдруг он увидел, как над головой каждого воина появился светлый венец. Недосчитавшись одного венца, он понял, что сбежавший лишился его, и тогда Аглаий, разбудив стражников, скинул с себя одежду, закричал, что и он христианин, и присоединился к остальным мученикам. Оказавшись рядом с ними, он стал молиться Богу, в которого верили эти святые воины. И просил, чтобы Христос присоединил его к ним, чтобы и ему сподобиться пострадать с рабами Его. Утром все увидели, что они все еще живы, а вместе с ними и Аглаий, прославляющий Христа. Тогда их вывели всех из воды, чтобы перебить им голени. Мелитон Последний день сорока мучеников Севастийских начался со страшных мук. Во время этой страшной экзекуции мать самого молодого воина Мелитона была рядом с ним и убеждала своего сына не бояться испытаний и выдержать все до конца. После пыток изувеченные тела мучеников положили на обоз, чтобы отвезти на сожжение. Но еще юного Мелитона оставили на земле, так как он еще дышал. Оказавшаяся рядом его мать подняла сына на свои плечи и потащила вслед за обозом.