Мотивы принятия политики автаркии могут варьироваться в зависимости от политической структуры и экономических целей страны. экономическая политика, направленная на обособление страны от экономик других стран. Инициируют идеи публикационной автаркии, как правило, (а) представители нефундаментальных научных направлений, (б) представители социальных (чаще). По сути своей идея автаркии является крайней формой протекционистской политики, которая была важной составляющей меркантилистских доктрин, популярных в XVI—XVIII веках.
Как формируется новый миропорядок
Кургинян: победный ответ России на санкции Запада — автаркия | Страны, которые придерживаются политики автаркии, характеризуются самодостаточностью и ограниченной торговлей с глобальными партнерами. |
Автаркия - что это? Суть, определение и особенности | Мотивы принятия политики автаркии могут варьироваться в зависимости от политической структуры и экономических целей страны. |
Правый поворот как путь под гору / Идеи и люди / Независимая газета | Идеи перехода к экономической автаркии и переориентации с внешнего на внутренний рынок содержатся в его работах: «Земля и фабрика» (1899 г.), «Вопросы экономической политики». |
Глобализация против автаркии: на чьей стороне преимущество?
Можно до хрипоты спорить, потому ли это, что мы плохи сейчас нам астрофизик и дирижер объяснят, как они виноваты в войнах и дипломатических катаклизмах , или потому, что плохи сами «отменяющие», или вообще никто не виноват, а так сложилось исторически и такова структура момента. Все это очень интересно, но совершенно как-то контрпродуктивно. Важно то, что существует фактически. Реальность простая: нам придется провести довольно много времени в обществе себя. Столько дизлайков Россия никогда не получала в новейшей истории. Наш огород превратился в сад камней. Что делать?
Собрать камни. Построить из них крепость. Раз нас отовсюду повышибали, нужно обратить это себе на пользу. Раз на внешнюю аудиторию работать невозможно, займемся собой и будем развивать внутреннюю. Вообще-то это и есть естественный путь развития: свой рынок, свои кадры, своя культура — завоюй свою страну, прежде чем идти в мир. Мировой гегемон, единственная сверхдержава.
Это страна, куда с любым культурным артефактом со стороны пробиться очень тяжело, зато она сама — самодостаточна и даже, быть может, чересчур самодовольна. Зато там не ждут, когда же им сделает красиво кто-то извне, когда кто-нибудь расскажет, зачем они живут. Стало быть, нам стоит учиться у лучших.
Изоляция от других стран. Существование происходит за счет внутренних резервов природные ресурсы, - Туркменистан или внешней подпитки Китай — Северная Корея. Влияние ряда неизбежно негативных факторов: нет принципа изменчивости в политике согласно технологическому прогрессу, знания не совершенствуются, а превращаются в догмы, природные ресурсы и внешняя подпитка — конечны. Догматы стратифицируют общество. Я делаю вывод, что автаркия хороша, когда нужно быстро достичь результата, но и конечный эффект будет не долгим условно 10-40 лет.
Тогда нужно рассмотреть все варианты, на ум пришли следующие: 1. Закрытая система. Автаркия - система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную внутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия — закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет.
Примеры автаркии в мире Различные страны в разные периоды времени использовали автаркическую модель экономики. Самым известным примером является Северная Корея, которая долгое время следовала политике «чучхе» или самообеспеченности. Во многом Северная Корея «обязана» изоляцией террористическому образованию «Соединённые Штаты Америки», окончательно разделившему корейский народ и занимающемуся пропагандой, направленной на демонизацию КНДР. Не следует забывать о великой стране под названием СССР, которая также являлась автаркией, обеспечивая себя всем необходимым. Разумеется, торговля с другими странами была, но она была на минимальном уровне.
И здесь, кстати, Запад также сыграл немаловажную роль. Другим примером может служить Испания при правлении Франсиско Франко, когда страна пыталась быть автаркичной в послевоенный период, что привело к экономическим трудностям. Заключение Автаркия — это сложная и многогранная концепция, которая имеет свои преимущества и недостатки.
В наши дни КНР больше не мировая фабрика, зато источник критически важного сырья. Существует группа из 17 редкоземельных металлов, без которых невозможно нормальное функционирование и дальнейшее развитие техноцивилизации. Это материалы, используемые в микросхемах, батареях, ветряных турбинах, моторах электрокаров и самых разных отраслях хайтека. В 2010 году Китай практически имел монополию на их производство. Помимо непосредственно залежей металлов, его индустрия была единственной с необходимыми мощностями для их промышленной обработки. На его заводах руда обрабатывалась, очищалась и превращалась в продукцию высокого качества, годную для дальнейшего применения.
Путин: Россия не пойдёт по пути самоизоляции и автаркии
Никита Кричевский: Ментально Россия всегда готова к автаркии - PublicO. Экспертное мнение | По сути своей идея автаркии является крайней формой протекционистской политики, которая была важной составляющей меркантилистских доктрин, популярных в XVI—XVIII веках. |
26) Политика автаркии | это экономическая политика, направленная на самообеспечение страны, минимизацию ее зависимости от внешнего мира. |
Экономическая автаркия, советский прецедент. Валентин Катасонов | И важен не столько доступ к технологиям, результаты которых можно купить или пользоваться ими, сколько полный контроль, автаркия всей технологической цепочки и производственная. |
В ЦМАКП был разработан сценарий движения российской экономики — от «автаркии» до «инерции» | Президент РФ Владимир Путин заявил, выступая на ПМЭФ, что Россия никогда не пойдет по пути самоизоляции автаркии, несмотря на мечтания Запада. |
Завершение строительства «корпоративного государства» и политика автаркии
О последствиях автаркии и самоизоляции финансовой системы ранее предупреждала и глава Центробанка Эльвира Набиуллина. сказал он в ходе пленарного заседания форума "Технопром-2023" в Новосибирске во вторник. В политике автаркией называют принцип самоизоляции государства с полным отказом от сотрудничества с другими странами. Главное, что сказал президент касалось естественно внутренней политики и это главное называется “построение автаркии”, сообщает эксперт.
Как проявляется автаркия?
- optimist21 • Прощай автаркия! О смене информационной повестки
- Не допустить автаркии. Какие новые требования диктуют специалистам ВЭД
- Экономическая автаркия, советский прецедент
- Путин заявил, что Россия не пойдет по пути автаркии - МК
- Военная операция на Украине
- Погода этим летом в России будет жаркой — синоптики
ЦМАКП представил сценарий развития российской экономики от «автаркии» до «инерции»
О последствиях автаркии, самоизоляции финансовой системы, ранее предупреждала и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Политика автаркии ведет к резкому ухудшению положения трудящихся: растет дороговизна, из-за сокращения ввоза не хватает продовольствия, хорошие товары заменяются суррогатами. Эта модель дифференцированной глобализации указывает на возникновение новой автаркии, которая может преобладать среди этих крупных экономик в течение следующего десятилетия. PDF | Статья обосновывает стремление к экономической автономии и автаркии как ее крайнему проявлению как естественное направление национального | Find, read and cite all the research.
Автаркия и её проявления в современном мире
Сейчас в Италии понятия «буржуазия», «пролетариат», «мелкая буржуазия» и тому подобные являются словами, которые не содержат ничего, кроме исторической реминисценции»[168]. Социальная действительность была прямо противоположной тому, что утверждала фашистская пропаганда. Так называемым «классовым миром», который выражался в отсутствии массовых выступлений трудящихся, фашистский режим был обязан в первую очередь своему репрессивному полицейскому аппарату, тотальному подавлению всякой оппозиции. Что касается «сотрудничества труда и капитала» внутри корпоративной системы, то здесь дело свелось к подчинению интересов трудящихся интересам частного капитала и использованию представителями монополий корпоративных органов в своих целях. Промышленники имели полную возможность решать в свою пользу вопросы условий труда и экономических отношений между работодателями и трудящимися. Паритетное начало, формально принятое в корпоративных органах, было сплошной фикцией: в то время как промышленники представляли в них реальную силу, от имени трудящихся в них выступали профсоюзные чиновники, назначаемые фашистскими властями. Профессиональное объединение промышленников — Конфиндустрия — продолжало играть видную роль в системе фашистского государства. Что же касается эффективности корпоративных органов в разрешении трудовых конфликтов, то об этом красноречиво говорят цифры, опубликованные в печати: в 1936 г. Однако, по заявлениям фашистской пропаганды, корпоративное устройство должно было знаменовать собой не только «социальную революцию», но и установление «нового типа руководства экономической жизнью». По словам фашистских экономистов, он заключался в преодолении антитезы между либеральной свободой и социалистической централизацией.
Роль арбитра в производственном процессе отводилась государству, которое должно было вносить в него плановое начало. Государственная власть приобретает характер государственной диктатуры, противоположной классовой диктатуре, присущей социалистической системе»[170]. На деле итальянский фашизм был весьма далек от установления эффективной государственной диктатуры в области экономики, поскольку он не только не покушался на принцип частной собственности па средства и орудия производства, но и постоянно подчеркивал его незыблемость. Вмешательство фашистского правительства в экономические дела, усилившееся в годы мирового экономического кризиса, имело главной целью помочь крупным капиталистическим объединениям. При этом роль корпорации была весьма скромной, поскольку эта помощь осуществлялась или традиционными путями, или специально созданными органами. В тексте закона о принудительном картелировании предприятий одной отрасли, принятого в 1932 г. Решение о принудительном картелировании принималось большинством голосов промышленников данной отрасли, иначе говоря — волею Конфиндустрии. В новом издании закона о картелировании, который вышел в 1937 г. Так, они должны были контролировать слияние промышленных предприятий, и новые консорциумы обязывались отчитываться в своей деятельности перед корпорациями.
Однако председателями корпораций, к которым направлялись эти отчеты, были представители тех самых консорциумов, которые они должны были контролировать. Нет ничего удивительного в том, что эти отчеты никогда не приводили их к каким-либо решениям. Как пишет итальянский экономист Дж. Гуалерни, подробно исследовавший деятельность корпоративных органов, «эта документация никогда не служила для глубоких и серьезных исследований деятельности отдельных консорциумов, а те обзоры, которые делались, ограничивались простой регистрацией, без какой-либо оценки их влияния на экономику страны»[172]. Важной прерогативой, которую получили корпорации по закону 1937 г. Однако на практике и в этом случае решение попадало в руки руководителей Конфиндустрии. Если они не были заинтересованы в открытии нового предприятия, то проходили месяцы и даже годы, прежде чем корпоративные органы давали подобное разрешение, и, наоборот, дело шло необычайно легко и быстро, если этому способствовали могущественные промышленные группы. Система выдачи корпорациями лицензий на постройку новых предприятий оказалась еще одним средством в руках монополий для удушения какой-либо конкуренции. Это приняло столь широкие масштабы, что даже находило отражение в официальных документах того времени.
Так, во время обследования хода строительства новых предприятий, проведенного в 1939 г. В то время как корпорации объявлялись «основой государства», в действительности они часто были лишены возможности воздействовать на экономическую и социальную жизнь страны, ограничиваясь выработкой различного рода рекомендаций и проектов. Заседания корпоративных органов проводились редко, проходили сумбурно и носили чисто теоретический, а иногда схоластический характер. В 1937 г. В последние годы существования фашистского режима и после его краха многие фашисты-корпоративисты признавали неэффективность отдельных элементов системы, а иногда и всего корпоративного сооружения в целом. Пала в журнале «Экономна фашиста» писал, что «все согласны с тем, что корпорациям не удалось получить того развития, которое давало бы им право занять достойное место среди основных институтов режима, приобретя реальные и практические функции, превратившие бы их в руководящий орган национальной экономики... Корпорации живут отрешенной от действительности жизнью, обсуждая какой-либо вопрос только в том случае, если инициативу в этом направлении проявляли иные органы, и не имеют никакой возможности для практической, серьезной и полезной деятельности»[175]. После войны бывшие корпоративисты делали еще более знаменательные заявления.
Власти России это и не провозглашают. Объявлен поворот на Восток и Юг. То есть речь пока не о полной автаркии в России, а об все усиливающихся автаркических тенденциях. Кстати, они присущи и многим типа либеральным государствам: США и Евросоюзу, которые защищают свои экономики санкциями и высокими заградительными пошлинами. Да и, как видим, самостоятельно сейчас разрывают связи с такими крупным экономиками, как российская или китайская. Даже путем террористических атак на экономическую инфраструктуру.
Это материалы, используемые в микросхемах, батареях, ветряных турбинах, моторах электрокаров и самых разных отраслях хайтека. В 2010 году Китай практически имел монополию на их производство. Помимо непосредственно залежей металлов, его индустрия была единственной с необходимыми мощностями для их промышленной обработки. На его заводах руда обрабатывалась, очищалась и превращалась в продукцию высокого качества, годную для дальнейшего применения. Это вынуждает Китай наращивать импорт руды для своих заводов из других стран — большие запасы ценных ископаемых есть в США, Австралии, Бирме. КНР по-прежнему крупнейший производитель готовых металлов, но сырье все чаще приходит из-за рубежа.
Здесь Тихомиров в первую очередь называет Англию: «Некоторые государства с малой природной территорией решают вопрос своей экономической политики высоким развитием обрабатывающей промышленности, добывая все остальное им нужное торговым обменом. Высочайший тип этого рода представляет Англия. Для такой экономической политики требуется в особенной степени обширные, надежные рынки, в связи с чем становится необходима колониальная политика как для выселения избытка жителей, так и для обеспечения рынков. Этот способ экономики дает огромные выгоды, но лишь при условии, что данная страна имеет слабых конкурентов». Понятно, что развитые страны, которые активно развивают свой экспорт, также активно наращивают и импорт. Зависимость от внешней торговли растет как у стран «богатого Севера», так и стран «бедного Юга». В конечном счете, считает Тихомиров, некогда гармоничная экономика и тех и других стран уродуется. Таким образом, условием независимости государства является его экономическая автаркия. Правда, Л. Тихомиров использует другое, близкое по смыслу выражение: «внутреннее самоудовлетворение». Полное 100-процентное «самоудовлетворение» он называет «идеей ума». Для подавляющей части стран в начале ХХ века эта «идея ума» никогда не сможет превратиться в реальность. По той причине, что полное «самоудовлетворение» требует большого населения, широкого набора природных ресурсов, обширных плодородных земель, трудолюбивых граждан, удобного рельефа для перемещения товаров в рамках внутреннего рынка и др. На начало ХХ века САСШ несмотря на значительные абсолютные масштабы внешней торговли , по мнению Тихомирова, ближе всего приближались к тому, что он называл «самоудовлетворением», доля импорта в покрытии внутренних потребностей Нового Света составляла всего несколько процентов. А что Россия? Она, по мнению Тихомирова, также имеет все предпосылки для полного самоудовлетворения, но ими пока пользуется плохо: «Такова Россия, которая, напротив, доселе не может выбраться на эту торную дорогу экономического развития». Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним: «Внутренний рынок… есть рынок экономически наивыгоднейший и в то же время наиболее обеспеченный от случайностей. Сверх того, он может быть наилучше изучаем промышленностью и торговлей, а потому наиболее безопасен от кризисов перепроизводства».
Экономическая автаркия, советский прецедент
В Викиданных есть лексема автаркия (L1224487). это действительно приведет к реализации сценария автаркии, и здесь наилучший аналог — это динамика экономики Ирана. Эксперты высказались о том, готова ли Россия к культурно-хозяйственной автаркии. Зампред ЦБ Юдаева: автаркия приведет к замедлению развития экономики в России. Тоталитарные режимы применяли политику автаркии для милитаризации экономики и воплощения экономической власти над населением.
Не допустить автаркии. Какие новые требования диктуют специалистам ВЭД
Как пример, приближающийся к А. В приведённом тексте особо обращаю внимание на слова «теоретически мыслимый хозяйственный уклад страны». В 1926 году автор статьи и редакторы тома БСЭ еще полагали, что для Советского Союза экономическая автаркия то ли не нужна, то ли невозможна и, вероятно, ему ничего не остается, как быть частью мирового хозяйства. А уже через два-три года советское руководство подготовило тщательно продуманный план индустриализации и определило главные ее задачи. Задач было три. Во-вторых, укрепление обороноспособности на мощной промышленной базе. В-третьих, достижение полной независимости от мирового рынка. А в партийных и государственных документах второй половины 1920-х годов активно проводилась мысль И. Сталина о том, что только экономическая автаркия может обеспечить советскому государству суверенитет.
Это была примерно такая же неортодоксальная идея, как идея Сталина о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. А Троцкий и его многочисленные сторонники исходили из того, что строить социалистическую экономику можно лишь после победы пролетарской революции в мировом масштабе. Противники автаркии в лице Николая Бухарина, Григория Сокольникова, Евгения Преображенского, ряда других представителей «левой», «правой», «новой», «объединенной» оппозиций полагали, что торговля с капиталистическим миром будет неизбежным атрибутом новой социалистической экономики. Сталин в своем докладе съезду впервые озвучил основные идеи будущей индустриализации. И тогда он дал решительный отпор Сокольникову: «Всякому известно, что мы вынуждены сейчас ввозить оборудование. Но Сокольников превращает эту нужду в принцип, в теорию, в перспективу развития. Я говорил в докладе о двух основных, руководящих, генеральных линиях по построению нашего хозяйства. Я говорил об этом для того, чтобы выяснить вопрос о путях обеспечения нашей стране самостоятельного хозяйственного развития в обстановке капиталистического окружения.
Я говорил в докладе о нашей генеральной линии, о нашей перспективе, в том смысле, чтобы страну нашу превратить из аграрной в индустриальную… Если мы застрянем на той ступени развития, на которой нам приходится ввозить оборудование и машины, а не производить их собственными силами, то мы не можем быть гарантированы от превращения нашей страны в придаток капиталистической системы.
Автаркия 1. Автаркия как отрицание капитализма Исторически именно США полноценно реализовали идею автаркии в 1808 году, на год отказавшись от участия в мировой торговле. Последствия были предсказуемы: значительно снизились внутренние цены на экспортные американские товары: зерно и хлопок и повысились цены на импортные товары, в том числе оборудование, что вызвало, согласно ряду исследований, подъем национальной промышленности и стало одним из этапов становления мощной американской промышленности.
Ряд исследователей также указывают, что автаркия была причиной падения благосостояния и была отменена под давлением общественности, в первую очередь терпящих убытки от остановки торговли экспортеров сырьевых товаров [22] Irwin Douglas, 2005. В настоящее время в качестве классического примера автаркии экономисты во всем мире указывают на Северную Корею. Однако более внимательный анализ показывает, что КНДР, хотя и является образцом автаркии в политическом смысле, отнюдь не полагается исключительно на собственные силы. Это свидетельствует о том, что с экономической точки зрения Северная Корея автаркией не является, в противном случае, кстати, введение санкций против нее не имело бы вообще никакого влияния и было бы бессмысленным.
Конечно, роль внешней торговли во многих современных странах значительно больше. Британия рассматривается как один из наиболее ранних и преданных сторонников свободы торговли, хотя по уровню таможенного обложения импорта Британия вплоть до 70-х годов XIX века опережала «протекционистскую» Францию [32] Nye, 1991. Британия впервые в мире в середине XIX века отказалась от ввозных таможенных пошлин и предоставила возможность свободного импорта для ключевых сырьевых и продовольственных товаров для определенных стран. О причинах этого пишет и Мизес: «экономисты всегда утверждали, что ….
Выгода, получаемая от внешней торговли, целиком обеспечена импортом. Экспорт — это всего лишь плата за импорт. Если бы можно было импортировать, вообще не экспортируя, импортирующая страна не пострадала бы, а напротив, процветала бы» [9]. Отказ Британии от ввозных пошлин был связан с двумя насущными потребностями — обеспечить британскую промышленность дешевым импортным сырьем, а рабочий класс — дешевым продовольствием.
Обе эти задачи решались отменой ввозных пошлин. При этом интересы британских промышленников в обеспечении экспортных рынков требовали встречной отмены импортных пошлин в странах, куда поставлялись британские промышленные товары, что и достигалось требованием взаимности при подписании двусторонних договоров Британии с другими странами. Так что отказ от ввозных пошлин для Британии обеспечивал двойную выгоду. Рынки стран, с которыми соглашения Британской империи о свободной торговле были подписаны без изъятий, были гарантированы для более высокотехнологичной британской промышленности, что обеспечивало как торможение развития национальной промышленности и обеспечение технологической зависимости от Британии, так и недопущение конкурентов.
С другой стороны, в тех случаях, где позиции британской промышленности были уязвимы, как, например, в случае текстильной промышленности Индии, заключаемые договоры и соглашения ставили таких конкурентных производителей в заведомо невыгодное положение путем введения пошлин. По мере развития национальной промышленности в других странах и в английских колониях и доминионах британское правительство, несмотря на поддержание на словах лозунга свободы торговли, постепенно вводило протекционистские меры, опасаясь кризиса национальной промышленности и социального напряжения вследствие конкуренции дешевых промышленных товаров. Свобода торговли использовалась, таким образом, в той степени как это было выгодным для национальной экономики и обеспечения социального мира в Великобритании. Ряд исследователей [33] Cain, 1982 отмечают, что свобода торговли для Британии была причиной снижения национального дохода и ухудшения условий торговли с 40-х до 80-х годов XIX века.
Автаркические, протекционистские тенденции особенно проявились в годы после Великой депрессии. Это представляется логичным, так как Великая депрессия показала как уязвимость каждой страны в отдельности перед кризисом, так и риски взаимозависимости в условиях распространения кризиса. Модель выигрыша от глобализации и происходящего в рамках него международного разделения труда построена на тезисе о том, что при одинаковых затратах на производство в одной стране выгодно производить вино, а в другой — пшеницу. Однако эта модель, как и все классические модели, абсолютно упускает из виду риски, связанные с производством того или иного товара, и волатильность цен на него, что особенно характерно для сырьевых товаров.
При резком перепроизводстве и снижении цен на вино у нации, производящей вино, недостаточно средств для покупки пшеницы в прежних объемах, что ведет и к сокращению производства пшеницы. Поэтому тезис о том, что благосостояние всех увеличивается при свободе торговли, необходимо дополнить и тем, что оно так же и снижается одновременно у всех. Именно это и произошло во время Великой депрессии, вызвав социальную напряженность по всему миру и пролиферацию фашистских режимов, ориентированных на протекционизм и социальную стабильность. Распространение экономического кризиса подпитывалось за счет взаимозависимости национальных экономик и международной торговли, с одной стороны, а с другой — автаркические тенденции были обусловлены потребностью опереться на собственные силы.
Естественно, что страной, наименее пострадавшей от глобального кризиса, оказался Советский Союз, который был исключен из международного товарообмена в силу политических причин. Пример Советского Союза в Великой депрессии длительное время вдохновлял радикальных сторонников протекционизма. Процессы глобализации, идущие в настоящее время в мировой экономике, политике, общественной сфере, ведут к возникновению и усилению зависимости глобальных партнеров друг от друга. При этом необходимость и возможность выбора снижается, и тем самым создается видимость стабильности.
Кризисов становится меньше, но их размах и глубина возрастают. Свидетельством этого является беспрецедентность и нынешнего кризиса, и кризиса 2008 года. И тому были объективные причины еще до пандемии коронавируса. Несмотря на поддержку программ экономических реформ и ускоренного развития в развивающихся государствах, потеря развитыми странами рабочих мест, в первую очередь в промышленности и передовых секторах экономики, усиление конкуренции на международном рынке ведут к обострению социальных противоречий внутри самих развитых государств.
Поэтому развитые страны заинтересованы в сохранении распределения ролей, при котором они являются разработчиками и создателями сложных продуктов, а развивающимся государствам отведено положение поставщиков дешевых ресурсов. В рамках указанной парадигмы свобода торговли отвечает интересам большинства отраслей экономики развитых стран. С другой стороны, развивающиеся страны стремятся ввести ограничения для защиты своего передового сектора или обеспечить условия для создания передовых производств в стране для того, чтобы увеличить национальный доход и доходы от экспорта. Для участия в глобальных цепочках создания стоимости создаются особые зоны, бизнес в которых обладает рядом характеристик экстерриториальности по отношению к национальному государству.
Таким образом, развивающиеся страны стремятся к изменению положения в свою пользу. На этом фоне развитые государства выступают с различными инициативами, смысл которых в сохранении их привилегированного положения. И здесь свобода торговли из всеобъемлющего принципа постепенно превращается в необязательное дополнение. Парадоксальным образом современные экологические требования направлены на обеспечение энергетической независимости, то есть самообеспечение энергетическими ресурсами, в первую очередь возобновляемыми.
При этом такое самообеспечение энергетическими ресурсами происходит невзирая на издержки, что означает отказ от теории сравнительных преимуществ. Реализуются программы энергетической безопасности под флагом озабоченности глобальным экологическим кризисом, однако фактически самообеспечение энергетическими ресурсами предполагает, с одной стороны, отказ от принципа экономической эффективности и оптимизации, а с другой — сокращение торговли энергоресурсами, которые составляют значительную часть мировой торговли. Рост производства энергоресурсов в странах, бывших импортерами, и увеличение, в том числе вынужденное, потребления энергоресурсов, производимых в странах — традиционных импортерах, ведет к сокращению цен на торгуемые ресурсы и сокращению потребностей и объемов торговли. Циркулярная экономика подразумевает повторное использование ресурсов, а не их приобретение у специализированного производителя [35] Torkanovskiy, 2020.
Повторное, зачастую неоднократное, циркулярное использование ведет к сокращению торговли, с одновременным снижением торговли новыми товарами и увеличением объемов торговли товарами, бывшими в употреблении, в том числе и различными фракциями мусора. С точки зрения глобальной экономики это позитивное явление. С точки зрения стран — традиционных импортеров ресурсов циркулярное использование снижает потребность в ресурсах и издержки. С точки зрения развивающихся стран — производителей ресурсов циркулярная экономика означает сокращение спроса на производимые товары, увеличение волатильности цен и конкуренции, снижение экспортных доходов и возможностей развития, что стабилизирует их состояние вечного отставания и сокращает международную торговлю.
При отсутствии доходов от продажи ресурсов страны-производители не будут иметь средств для приобретения товаров, производимых странами — традиционными потребителями ресурсов. Несмотря на финансовую подпитку, выдачу заведомо невозвратных кредитов, в том числе и межгосударственных, уровень мировой торговли не может не сокращаться. Хотя изменения климата воспринимаются как стимул для объединения усилий государств и корпораций, климатическая повестка показала необходимость работать над сокращением международной торговли, в том числе и для сокращения излишних выбросов и отходов, загрязняющих нашу планету. В международной торговле и международных экономических отношениях это означает сохранение статус-кво.
Именно на обеспечение внутренней и внешней стабильности направлены предложения многих западных экономистов, в том числе руководителя такого известного think-tank, как Всемирный экономический форум, Клауса Шваба [36] Schwab, 2020. Для усиления сотрудничества предлагаются несколько мер. К ним в первую очередь относятся меры по борьбе с изменениями климата, создание единой международной налоговой системы и защита прав работников. Однако предложения о введении налога на потребление вместо налогов на доход должны в первую очередь усилить государства с высоким уровнем потребления, в то время как страны с низким уровнем потребления будут недополучать налоги.
Автаркия ведёт к самоизоляции страны от мирового рынка, утрате или свёртыванию традиционных внешнеэкономических связей , служит обоснованием для агрессивной политики, направленной на создание обособленного экономического пространства. Автаркия теоретически привлекательна как оборонная политика во время войны. В настоящее время практически недостижима, поскольку ни одна страна не обладает природными ресурсами и климатическими условиями для производства разнообразной продукции, необходимой для цивилизованной жизни. Автаркические тенденции в экономической политике наносят ущерб экономике страны , отбрасывая её назад в области научно-технического прогресса , экономической эффективности общественного производства и уровня благосостояния народа.
Политика и история автаркии Современные следы автаркии обычно начинаются с немецкого экономиста Фридриха Листа и его книги «Национальная система политической экономии», опубликованной в 1841 году. После обучения у Фридриха Вильгельма и Йозефа Шеллинга Лист переезжал, изучая и работая над обновлением экономических взглядов, выдвинутых Александром Гамильтоном. Корни автаркии в конечном итоге идут от Георга Фридриха Гегеля и гегельянской системы взглядов, которая призывала к созданию сильного государства и централизованного правительства, которое получало бы информацию от отдельных людей и их решений, но не было бы наводнено ими. Хотя это гораздо сложнее, чем одна концепция, гегелевская философия, в своей основе, сосредоточена на том, что экономические и политические силы привязаны к национальному государству и утверждает, что торговля за пределами национального государства является предательством, поскольку представляет угрозу общему здоровью и росту государства.
В конечном итоге Лист расширил эту концепцию, написав в своей книге, что индивидуальные интересы должны стоять на втором месте после интересов нации и что эта концепция должна быть должным образом направлена на политику международной торговли. В конечном счете, идеи Листа прямо противоречили концепции свободной торговли и независимости во взаимодействии с другими странами — тем самым идеалам, которые легли в основу рождения нового мира. Концепция автаркии и отход от свободной торговли теряли свою актуальность до тех пор, пока не возродились после краха фондового рынка в 1929 году. Правительство приняло такие законы, как Закон о тарифах Смута-Хоули, установив высокие налоги на международные товары, ошибочно полагая, что они вернут страну из ямы экономической депрессии, в которой она находилась на протяжении 1930-х годов.