Новости кому отдавали первый блин на масленицу

По каким дням Масленичной недели кто к кому ходит на блины? Всю неделю на Масленицу полагается печь блины, устраивать застолья и гуляния и ходить в гости, а в воскресенье — сжигать чучело Масленицы. Первый блин было принято отдавать нищим и больным, чтобы они молились за души умерших. У древних славян был распространен обычай первый испеченный блин отдавать Кóмам, и в оригинале знаменитая пословица звучала так: «Первый блин Кóмам, блин второй знакомым, третий блин дальней родне, а четвертый — мне». В первый день Масленицы особое внимание обращали на первый блин.

Откуда пришла Масленица или почему первый блин комом

Особый обычай масленичного понедельника – выпекание первого блина. Масленичной же неделе предшествовала родительская суббота, когда принято упоминать усопских и угощаться поминальными блюдами, в том числе и блинами. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Третий день масленичной недели – «Лакомка». В древние времена на Руси Масленицу называли по-другому, а выражение «первый блин комом» изначально имело иной смысл.

Почему блины — символ Масленицы

Значит, языческий? Народный, вне Христа, вне Священного Предания — значит, языческий по духу. Если мы говорим о той или иной народной традиции, то отдаем себе отчет, что она возникла не на пустом месте, а на какой-то мировоззренческой почве. Нетрудно понять о какой почве речь, если эта традиция буквально кишмя кишит всевозможными приметами, заговорами, гаданиями, как Масленица. Мы можем не знать о происхождении тех или иных традиционных потех, но корни их все равно уходят в ту почву, в лоне которой они сформировались. И не надо недооценивать живучесть язычества в народной памяти: многие люди и по сей день соблюдают те или иные обычаи, следуют приметам и гадают, руководствуясь этими суевериями, что называется, на полном серьезе, тем не менее, было бы поспешно назвать Масленицу языческим праздником, но об этом чуть ниже. И что, теперь ни на санках не покататься с детьми и друзьями, ни в снежки не сразиться, ни крепости из снега не строить?!.. Нет, что вы, я это не к тому, что давайте, отцы, братья и сестры, «отречемся от старого мира» и анафематствуем всенародно любимый праздник, откажемся от блинов и всего того культурного пласта, который накопился по этой теме. Ведь традиция только тогда становится порочной, когда она насаждает нечто противное заповедям Божиим, искажает Предание и представляет собой почву и оправдание для разорения души. Но пошлости вполне можно избежать, если знать меру во всем и воспитывать вкус, а языческие магические примеси совсем нетрудно отфильтровать, если знать происхождение тех или иных традиций.

От каких же забав отказываться совсем, а какие позволять себе умеренно — это уже будет делом осведомленной совести: «осведомлен — значит, вооружен». Фото: Дарья Соболева В связи с этим вернемся к первому блину, который «комом». Выше мы упоминали о сравнительно поздней версии происхождения поговорки «первый блин — комом». Поздней, потому что она, хотя и имеет под собой какую-то традиционную основу в отличие от общепринятого толкования, что первая попытка в любом деле бывает неудачной , все же не соответствует изначальному смыслу, уходящему вглубь веков к тому самому празднику, «реинкарнацией» которого является наша Масленица. Обращаю ваше внимание: она — не тот же самый древний языческий праздник, как бы некогда реконструированный в условиях православной державы и сохраняющийся поныне в секулярном обществе. Это другой праздник. Почему Масленица не православный праздник, мы выше уже выяснили, но почему же не языческий? По духу-то да, согласен, языческий, но в историческом плане, конечно же, нет. Масленица не языческий, а синкретический праздник, образовавшийся как результат сомнительной попытки «приручить» язычество в лице Комоедицы — древнеславянского новогоднего праздника проводов зимы и встречи весны.

Только длился тот праздник не одну неделю, а две: одну до наступления нового года в день весеннего равноденствиия которое всегда выпадает в Великом посту и одну — после. Так что Масленица — это название нового праздника, который возник вследствие того, что древнюю Комоедицу в несколько сжатом виде перенесли на сырную седмицу с Прощеным воскресеньем включительно, чтобы смягчить духовный ущерб, который она могла бы нанести, если бы ее праздновали а праздновали бы все равно в середине Великого поста. Такой вот компромисс из истории православного миссионерства на Руси, в чем-то аналогичный весьма неоднозначной по своим последствиям аккомодации, практиковавшейся миссионерами-иезуитами среди индейцев Южной Америки. Масленица представляет не воцерковленный, как того, вероятно, хотелось тем, кто «назначил» ее на сырную седмицу, а максимально секуляризованный вариант Комоедицы — праздника плодородия, посвященного «скотьему богу» Велесу, олицетворяемого медведем. Настолько секуляризованный, что в народе уж давно забыли, кто такие «комы». По одной из версий, комы — это медведи язычники-славяне считали их своими предками , а Комоедица — праздник пробуждения медведя, а в его лице и всей природы. Первые блины относились к медвежьей берлоге: весна, скоро мишка проснется, вот и пусть примет в дар блины и не доставляет людям хлопот. Так что не «комом», «комам»: первые блины отдать комам — медведям. Однако есть другая версия, что комы — это духи, обитающие в кронах комах — сл.

На мясопустной неделе в среду и пятницу в храмах совершаются службы по уставу Великого поста. А суть Святой Четыредесятницы — в духовном исправлении человека. Цель — постом подготовить каждого к достойной встрече главного события для верующих — Светлого Христова Воскресения.

Традиции и обычаи на масленицу Несмотря на глубокой духовный смысл «масляной недели», подавляющему большинству она знакома по многочисленным простым обычаям. Они исключительно народные и происходят от обрядов языческого праздника. На масленицу принято устраивать народные гуляния.

В старину проводы зимы сопровождались частушками и плясками. А также различными играми. Одной из самых популярных было взятие снежного городка.

Из снега лепили ворота и стены, на них ставили фигурки различных животных. Участники игры — юноши и мужчины — делились на две команды. Одна должна взять крепость и разрушить ее.

Другая — помешать этому. За ходом боя следил специальный человек, которого именовали «городничим». Он давал старт забаве, он же объявлял победителя.

Еще одной забавой были кулачные бои. Боролись как один на один, так и массово, «стенка на стенку». Однако центральным обрядами масленицы являются вовсе не игры.

В последний день празднований сжигают чучело зимы. В течение всей недели возле него устраивают гуляния. А вокруг водят хороводы.

На фигуру в старину было принято вешать различные украшения. Они затем сгорали вместе с чучелом масленицы. Это отголосок очень древней жертвенной традиции.

Еще одной древней традицией является выпечка блинов. В народе считается, что они символизируют солнце. Но изначально, как отмечают ученые, блины были поминальным блюдом.

Однако сейчас это символ радости. Именно благодаря блинам многие и знают о существовании масленицы. Как отмечать масленицу по дням недели Праздничная неделя делится на две части.

Традиции и обычаи на масленицу Несмотря на глубокой духовный смысл «масляной недели», подавляющему большинству она знакома по многочисленным простым обычаям. Они исключительно народные и происходят от обрядов языческого праздника. На масленицу принято устраивать народные гуляния. В старину проводы зимы сопровождались частушками и плясками. А также различными играми. Одной из самых популярных было взятие снежного городка. Из снега лепили ворота и стены, на них ставили фигурки различных животных. Участники игры — юноши и мужчины — делились на две команды.

Одна должна взять крепость и разрушить ее. Другая — помешать этому. За ходом боя следил специальный человек, которого именовали «городничим». Он давал старт забаве, он же объявлял победителя. Еще одной забавой были кулачные бои. Боролись как один на один, так и массово, «стенка на стенку». Однако центральным обрядами масленицы являются вовсе не игры. В последний день празднований сжигают чучело зимы.

В течение всей недели возле него устраивают гуляния. А вокруг водят хороводы. На фигуру в старину было принято вешать различные украшения. Они затем сгорали вместе с чучелом масленицы. Это отголосок очень древней жертвенной традиции. Еще одной древней традицией является выпечка блинов. В народе считается, что они символизируют солнце. Но изначально, как отмечают ученые, блины были поминальным блюдом.

Однако сейчас это символ радости. Именно благодаря блинам многие и знают о существовании масленицы. Как отмечать масленицу по дням недели Праздничная неделя делится на две части. С понедельника по среду отмечают «узкую масленицу». А с четверга начинается «широкая масленица», то есть масштабное празднование. При этом у каждого дня Сырной недели есть свое название и свои традиции.

Женская половина после застолья отправлялась кататься на санях. Повсюду звучали смех и песни.

Четверг — это «Разгул». С четверга начиналась Широкая Масленица, когда люди забывали о хозяйственных работах и предавались веселью. Горки, качели, карусели, катания на лошадях, игры в снежки, шумные пирушки — все забавы воспринимались на «ура». В деревнях водили хороводы и плясали до изнеможения. В четверг парни сражались в кулачных боях, идя «стенка на стенку». К боям готовились заранее, парясь в бане, наедаясь, чтобы набраться сил. За боями наблюдали девушки, радуясь силе и мощи своих избранников. Пятница называется «Тещины вечерки».

Теперь уже зять должен был пригласить тещу на блины. Та приходила не одна — с родственниками и подругами. Блины к ее приходу готовила жена зятя, то есть дочка. Зять всячески демонстрировал уважение к теще, задабривая ее ласковыми словами, оказывая всевозможные знаки внимания. Фото: Екатерина Иванова Суббота — «Золовкины посиделки». На исходе Широкой Масленицы невестка звала родственников мужа в гости. Если золовки были не замужем, то на посиделках бывали их подруги, тоже незамужние девушки. Золовки, которые были замужем, звали замужних родственников.

Воскресенье — Проводы Масленицы, Прощеное воскресенье. День, когда родственники и близкие просят друг у друга прощения за обиды и неприятности, которые были в минувшем году. Попросив прощения, непременно слышали в ответ: «Бог простит». Кульминацией этого дня было сжигание чучела Масленицы. Это означало, что зима осталась в прошлом. Впереди — весна, которую встречали шутками, прибаутками, плясками. Когда сжигали чучело, бросали в костер ненужные вещи, избавляясь от всего горестного, что накопилось в душе. Приметы Масленицы С популярным в народе праздником связано немало примет.

Люди верили, что чем больше хозяйка напечет блинов, тем удачливее, счастливее и богаче станет жить ее семья. Русичи, поскупившиеся на угощение, считались обреченными на печаль и нищету. Если блины не задавались, плохо пропекались, были некрасивыми, это сулило болезни, трудности. Занимаясь выпечкой, хозяйки понимали: надо думать о хороших делах. Они старались угодить каждому, кто тянул руку за блинчиком. У хозяюшек были свои рецепты блинов, которые они держали в тайне. Одни добавляли в привычное тесто яблоки, другие — картофель, третьи — творог, кукурузу или орехи. Свои фирменные рецепты есть и у сотрудниц сетевого издания «Учительская газета».

Таить их от читателей никто не собирается: вдруг кому-то пригодятся и доставят радость. Масленица это одобрит. Ингредиенты: 1 яйцо, 1 ст. Приготовление: Яйцо взбить с сахаром и солью, добавить кипяток, молоко и муку.

Другой праздник, или Первый блин комом

В этот день хозяйки начинали печь блины, первый из которых отдавали нищим для почтения памяти умерших. Кому отдавали первый блин Фото: Владимир Юрченко. Блин, выпекаемый первым на Масленой неделе, выкладывали на слуховое окошко “для душ родительских” со словами: “Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!”. Их воплощением считались птицы – пернатым отдавали первый испеченный (самый вкусный) блин. Комоедица, И действительно, кому же отдать первый блин, испеченный в честь великого масленичного. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце.

Понедельник масленичной недели: первые блины отдавать нищим

Во многих местах в субботу первой недели поста устраивались молодёжные гулянья с угощением блинами, но уже постными[86]. Славяне знали, что первый блин нужно отдавать «комам», то есть медведям. Первый блин отдавали малоимущим на помин усопших. Кому отдавали первый блин Фото: Владимир Юрченко. Вот почему первый блин на Масленицу отдавали беднякам — чтобы те помянули усопших. Также начинали печь блины, первый испеченный в понедельник блин отдавался малоимущим и на помин усопших.

Масленица: история, обряды и обычаи

Каждая хозяйка имела собственный рецепт самых вкусных блинов, который бережно хранила и передавала своим дочерям и внучкам. Поэтому говорить о классическом рецепте царицынских блинов сложно, но есть два рецепта, которые дошли до нас в почти неизменном виде — это казачьи блины на пшенной каше и купеческие блины. Блины казачьи Ингредиенты: пшено — 1 стакан, вода — 200 мл, молоко — 250 мл, соль — 0,5 ч. Для казачьих блинов варят пшено на воде и молоке, ставят дрожжевую опару на теплой воде 500 мл. Затем в теплую кашу вбивают яйцо, добавляют опару, дают постоять еще полчаса. Перед тем как начать печь блины, в тесто добавляют растопленное масло и хорошо перемешивают.

Блины купеческие Ингредиенты: пшеничная мука — 300 гр. Яйца взбивают с солью и сахаром, добавляют подогретое молоко и взбивают повторно. Затем добавляют просеянную муку обоих видов и соду. Тщательно перемешивают и добавляют жидкое масло. Блины можно печь.

Готовые блины выкладывают на тарелку, смазывая каждый из них сливочным маслом. Почему первый блин сами не едят? Бытует мнение, что поговорка «первый блин комом» происходит от славянской традиции отдавать первый блин медведям, которые считались животными-прародителями славян. Жители Царицына тоже никогда не ели свой первый блин сами. Это было связано с традицией поминать в масленичную неделю предков.

Чтобы угостить пращуров, выходили на улицу и отдавали первый выпеченный в доме блин первому встречному. Если на улице было пусто, то блин аккуратно вешали на веточку дерева или куста и оставляли птицам. В казачьих станицах вблизи Царицына прародителей поминали старики, которые садились трапезничать на кладбищах. Ели там и блины, и другие яства, а остатки в некоторых хуторах к югу от города было принято отдавать специально приходящим для этого калмыкам на следующий день. Стенка на стенку, что водой не разольешь Помимо традиционных гуляний и катаний с горки на санках, дерюжках и других приспособлениях, на льду реки Царица устраивали кулачные бои.

Сходились в битве жители правого и левого берегов — грузчики, мясники, бурлаки. Девушки внимательно наблюдали за мужскими забавами, выглядывая себе будущих женихов.

Кто же такие комы и зачем им полагалось отдавать блины? Комами на Руси называли почитаемых всеми славянскими народами животных - медведей.

И их полагалось кормить первыми блинами, когда они просыпались после зимней спячки. Это время приходилось как раз на масленичную неделю, которая называлась Комоедицей. Готовясь к празднику, народ приговаривал: "Первый блин комам, Третий блин - родне, А четвертый - мне!

Наши предки считали, что мертвые, находясь в земле, могут оказывать влияние на плодородие почвы. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень. Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу.

Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья", — говорил он. Традиции, связанные с блинами Были и свои "блинные" традиции. Например, считалось, что "первый блин покойнику". Его не ели, а клали на подоконник, ведь он был поминальным. Часто первые блины отдавали нищим, чтобы они молились за усопших. Тонкий и красивый — к сытной богатой жизни. Блин комом нужно было съесть, пока его никто не увидел, иначе быть беде. С помощью блинов также привораживали.

Блины как неотъемлемый атрибут этого праздника являются символом солнца, тепла и благополучия. Считается, что именно они помогают привлечь энергию солнца в дом. О том, как сделать правильный блин, — в материале URA. Почему на Масленицу принято печь блины Пекут блины на Масленицу неслучайно. Эта традиция идет из глубокой древности, когда люди старались задобрить солнце, чтобы скорее пришла весна. Блины, напоминающие небесное светило, стали символом нового начала и надежды на хороший урожай.

Масленица 2023: что нужно сделать, чтобы год не рыдать

Когда Масленица была языческим праздником, важной фигурой для славян был Ярило — бог солнца. Люди верили, что в преддверии весны он борется с морозами. И по одной из версий именно в его честь люди пекли блинчики. Круглые угощения по форме напоминали солнце — вестник тепла. Маленькое солнышко должен был съесть каждый: язычники верили, что так человек получает силу на весь следующий год. Но есть и другое объяснение скрытого смысла этого угощения. Блин считался одним из поминальных блюд, а его ингредиенты — мука и вода — символизировали жизнь и перерождение. Люди верили, что мертвые могут управлять природой и помогать с урожаем. Вот почему первый блин на Масленицу отдавали беднякам — чтобы те помянули усопших. Иногда первое лакомство оставляли для духов на окне.

Интересный факт Масленица совпадала с празднованием Нового года. Язычники отмечали его как раз в день весеннего равноденствия. Считается, что именно тогда и появилась известная примета «как встретишь Новый год, так его и проведешь».

Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси.

Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства.

В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек.

Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода.

Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт.

Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится.

И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века.

Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике?

Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро.

До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества.

Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы.

Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения.

Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение.

Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России.

Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности.

Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху.

Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов.

Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи.

Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране.

Впрочем, в нынешней ситуации, скандалом может обернуться все что угодно, и еда не исключение. Совсем недавно, в Сети на чем свет стоит ругали известного персонажа светской тусовки Алену Долецкую за то, что она в это суровое для страны время от души делилась своими впечатлениями от ассортимента рублевских ресторанов. Теперь же под раздачу попали блины. Попали, как это водится, по привычной причине — банальной глупости: кто-то из патриотически настроенных блогеров заявил, что печь блины на Масленицу — это чисто русская народная традиция, иными словами «скрепа».

Ну сморозил глупость, бывает. Однако не тут-то было! Из оппозиционного лагеря сразу же последовало гневное опровержение. Известная радиожурналистка, живущая сегодня за границей тут же откликнулась: «Хочу сказать, что нет у меня никакой тяги к блинам. Раньше в иные годы, для меня Масленица была любовью и традицией. Мы пекли блины, мы встречались с друзьями. Даже когда мы уехали - я пекла блины во время карнавала тут все совпадает.

Сейчас любое напоминание о русских традициях вызывает крик…» Другая журналистка тоже негодует: «Ведь это чистой воды имперский комплекс — взять блюдо, которое есть во всех без исключения кухнях мира, и присвоить его России. Безусловно комично, что символом отказа от других, гораздо более неприятных русских традиций стали именно блины. Не знать, что они есть во всех культурах и странах, это я даже не знаю, как что. Как сказать, что отказываюсь от хлеба, ведь от такой русский… Пора призвать к ответу всю эту гастрономическую сволочь!

Из толстых досок делали корежки, с которых почти невозможно упасть, а днище обливали водой и замораживали. Взрослые катались на слегах что-то между бревном и жердиной. Их обсыпали снегом, обливали водой и оставляли на горе, а потом на них парами спускались вниз.

Парни красовались перед девушками показывая себя в кулачных боях и в игре «стенка на стенку». Перед боем парились в бане, сытно ели, а иногда даже обращались к колдунам. Все эти забавы нужны для того, чтобы выплеснуть негативные эмоции и решить конфликты, которые накопились за долгую зиму. В этот день зять звал тещу на блины, которые готовила его жена. Теща приходила со своими родственниками и подругами. Невестка приглашала родственников мужа на блины. Если сестры мужа были незамужними, то невестка приглашала своих незамужних подруг на общие посиделки, а если замужние — невестка звала свою замужнюю родню.

Прощеное воскресенье завершает масленичную неделю сожжением чучела. В этот день близкие просят друг у друга прощения, принято ходить в церковь и на кладбище. В ответ на просьбу о прощении по традиции говорят: «Бог простит». Фото: Олег Кузьмин Какие есть масленичные традиции? Считалось, что чем больше приготовят и съедят блинов, тем быстрее начнется весна и тем больше удачи, денег и здоровья будет в семье. Но выпекание блинов — не единственная традиция. Раньше ритуалы строились по форме круга: солнце, блин и хоровод.

Популярно было катание воКРУГ села на санях с запряженными лошадьми. Молодежь по улице катила колесо, украшенное яркими лентами, а потом парни поджигали его и скатывали с пригорка. Считалось, что у того, кто скатит колесо без единого падения, будет удача и достаток. Самыми популярными масленичными развлечениями были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом и поедание на время блинов. Атрибутом масленицы стал медведь. Медвежью шкуру одевали на одного из мужчин, и он отплясывал вместе со своими односельчанами. Позднее на городских площадях стали показывать настоящего медведя.

На Масленицу жгли большие костры, туда кидали старые ненужные вещи, тем самым освобождая место для нового. Вокруг костров водили хороводы, а одной из любимых забав были прыжки через пылающий костер. Сейчас эта традиция все больше ассоциируется у народа с приходом весны.

Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния

После крещения Руси Масленицу могли запретить, но она была так любима народом, что церковь решила оставить ее. Однако после принятия христианства изменился смысл праздника и некоторые традиции. Если раньше Масленица длилась две недели, то после крещения она сократилась до семи дней. Иным стало и главное значение гуляний: язычники праздновали день весеннего равноденствия, а с появлением христианства Масленица открывает Великий пост. О том, когда появилось название праздника, спорят до сих пор. В одних источниках говорится, что оно буквально отражает изначальное значение гуляний — люди пытались задобрить весну. По другой версии, слово «масленица» возникло после крещения Руси. А поскольку праздник шел перед постом и мясо было запрещено, оставались молочные продукты, в том числе масло и блины. Предполагается, что именно из-за масляных блинов и появилось название. Этому весеннему празднику в народе давали много описаний: она была и «обжорной», и «честной». Почему блины — символ Масленицы И в языческие времена, и после крещения Руси существовало много разных обычаев для празднования Масленицы.

Но как бы ни менялись народные гуляния, главный символ блин оставался прежним. Почему же наши предки решили печь именно блины?

Там за угощеньем договаривались, как провести масленичную неделю и кого звать в гости.

Завтра мы расскажем, что делали на Руси во вторник - на Заигрыш. Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене».

В «Прощеное воскресенье» было принято ходить на кладбище и оставлять там блины. Гадания на Масленицу: Гадание на блинах проводилось в кругу друзей. Для этого нужно приготовить блины с начинками: сладкими, солеными, острыми и так далее. Нужно выбрать пару блинов и внутрь положить сухую фасоль.

Все гости должны взять по блину. Начинка подскажет, какой человека ждет год. Для другого типа гадания используются пироги. Так удастся узнать, суждено ли желанию быстро осуществиться до весны. Необходимо окропить пирог с помощью святой воды, а затем воткнуть в него острый нож.

Он стал прямо, значит не стоит ждать быстрых изменений. Нож наклонился в сторону ближе к вам — желание сбудется, если вы не упустите шанс. Наклон влево, значит, сбудется, вправо и прямо, то не сбудется. А если он упал, то стоит ожидать неудачу. В народе всегда боялись вызвать гнев духов.

Поэтому старались вести себя учтиво, завались вопросами, что можно, а что нельзя. Фото: magadanmedia. В народе считалось, что свадьба на Масленичной неделе — это отличное начало брака. Такой союз будет крепким, счастливым. В семье будет царить понимание и гармония.

А вот что касается венчания, то не принято проводить его во время Масленицы. Считалось, что если во время свадьбы на Масленицу выпадает снег, то это очень хороший знак. Родственники со стороны жениха и со стороны невесты обязательно должны были нанести визит друг другу. Хозяйки накрывали богатый стол. Существовала примета, что чем роскошнее стол, тем благополучнее сложится жизнь у молодой пары.

Олицетворением душ покойных считался снег. Его использовали для гаданий. При приготовлении теста для блинов из гречневой муки добавляли талую воду. В течение Масленичной недели люди не ткали и не пряли. Это объяснялось страхом навредить душам родных, находящихся вблизи. В это время святыми считались вечерние часы. Функцию «приглашения» умерших предков на обед выполнял костер. Брачно-семейные обряды на Масленицу: Если парень не состоял в браке, на его шею подвешивались колодки с привязанным на них поленом. Это полено было символом сидящей на шее возлюбленной. Так холостой парень вынужден был проходить целый день, терпя насмешки.

В последний день Масленицы все старались наладить друг с другом отношения. А еду или полностью съедали, или отдавали нуждающимся. В «Прощеное воскресенье» было принято ходить на кладбище и оставлять там блины. Гадания на Масленицу: Гадание на блинах проводилось в кругу друзей. Для этого нужно приготовить блины с начинками: сладкими, солеными, острыми и так далее. Нужно выбрать пару блинов и внутрь положить сухую фасоль. Все гости должны взять по блину. Начинка подскажет, какой человека ждет год. Для другого типа гадания используются пироги. Так удастся узнать, суждено ли желанию быстро осуществиться до весны.

Необходимо окропить пирог с помощью святой воды, а затем воткнуть в него острый нож. Он стал прямо, значит не стоит ждать быстрых изменений. Нож наклонился в сторону ближе к вам — желание сбудется, если вы не упустите шанс. Наклон влево, значит, сбудется, вправо и прямо, то не сбудется.

Масленица: история, традиции и много блинов

Начинается Сырная седмица – Масленичная неделя, в конце которой мы будем праздновать широкую Масленицу. Первый испеченный блин по традиции отдавали бедным, нуждающимся людям. это не только веселье, но и подготовка к самому строгому и длительному посту. В этом году Масленицу будут отмечать с 28 февраля по 6 марта, а потом - 7 марта начнется. это не только веселье, но и подготовка к самому строгому и длительному посту. В этом году Масленицу будут отмечать с 28 февраля по 6 марта, а потом - 7 марта начнется. Было принято первый блин отдавать нищему для поминовения всех усопших.

Почему первый блин всегда комом и откуда традиция сжигать чучело?

© РИА Новости. «Рамблер» рассказывает, как называются дни масленичной недели и что было принято делать в эти дни. Происхождение Масленицы. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня. Не важно, утром это будет или вечером, но испечь первые блины на Масленицу важно именно в первый день, с которого начинается так называемая Узкая Масленица.

Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять

Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён. Первый блин, испеченный в Сырную неделю, хозяйки всегда отдавали нищим на поминание умерших В этот день свекры отправлялись к сватам в гости, где решали когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. Второй день Масленицы — Заигрыш Во вторник продолжались катания на санках с горок и на санях, запряженных лошадьми. Начинались народные гулянья, забавы. В городах или больших деревнях в деревянных балаганах устраивались представления, непременными участниками которых были Петрушка и Масленичный Дед. Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов. Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы. В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».

Во время Заигрыша так же проходили и смотрины: парни высматривали себе жен, а девушки украдкой строили понравившимся молодым людям глазки. В общем, масленичные забавы и потехи клонились к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Третий день Масленицы — Лакомка В третий день Масленицы главным развлечением становится выпекание и поедание блинов — от этого и название Лакомка. Считалось, что на Лакомку нужно есть столько, сколько душе угодно. К блинам следовало подавать всевозможные сыры, рыбу молоко, сметану и масло. В среду тёщи приглашали своих зятьёв на блины. Даже есть выражение в русском языке «к тёще на блины». Молодые в этот день одевались так, как это было на свадьбе. В этот же день молодые неженатые парни и незамужние девушки катались с гор. Интересно, что над парнями, которым в этом году не повезло, и они не успели жениться, вся деревня подшучивала, придумывала разного рода «наказания», от которых молодые парни откупались угощениями - блинами и конфетами.

Но самым главным событием этого дня был всё-таки визит зятя - « к тёще на блины». Четвертый день Масленицы — Разгуляй!

Я благословляю вашу семью. Я благословляю вашу работу. Я благословляю вашу духовную жизнь. Я благословляю все ваши проекты и цели. Пусть так будет всегда. Сегодня день благословения», - говорится в молитве древних славян.

Также считалось, что вместе с огнем уходит все старое и плохое, а новое и хорошее, наоборот, приходит. Тот, кто не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно. После принятия христианства празднование сократили до одной недели. Есть несколько версий о происхождении названия Масленица. Согласно одной из них, люди пытались умаслить пришедшую весну. По другой, масло считалось символом достатка, коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. А еще праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом, и поскольку нельзя есть мясо, люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Во время Масленицы, если к вам в дом пришли гости, нельзя не пускать их. И встречать их нужно в чистом доме и за богато накрытым столом. Также не стоит резать блины ножом: считалось, что тогда в дом может прийти беда. Ругаться и злиться тоже не стоит. От встречи до проводов Традиционно Масленица делится на Узкую первые три дня — понедельник, вторник и среда и Широкую последние четыре дня — четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйством, но с четверга все работы прекращались — время веселиться и объедаться блинами. Понедельник называется «встречей». В этот день сваты ходили в гости друг к другу на блины. Первый блин, который выпекали в этот день, было принято отдавать бедным. Вторник — заигрыши. В этот день устраивали смотрины. От дома к дому ходили «позыватки» вроде глашатаев , которые в устной шутливой форме приглашали молодых людей одной семьи в дом другой по просьбе родителей. Если родители договаривались о браке, свадьбу играли после Пасхи, на Красную горку. Среда — лакомка, или скоромная среда. В этот день зять с гостями ел блины у тещи. Блины в буквальном смысле ели до отвала. Еще подавали кашу и пряники. А молодые девушки собирались вместе и распевали веселые песни. Теща в этот день должна была особо заботиться о зяте.

Функцию «приглашения» умерших предков на обед выполнял костер. Брачно-семейные обряды на Масленицу: Если парень не состоял в браке, на его шею подвешивались колодки с привязанным на них поленом. Это полено было символом сидящей на шее возлюбленной. Так холостой парень вынужден был проходить целый день, терпя насмешки. В последний день Масленицы все старались наладить друг с другом отношения. А еду или полностью съедали, или отдавали нуждающимся. В «Прощеное воскресенье» было принято ходить на кладбище и оставлять там блины. Гадания на Масленицу: Гадание на блинах проводилось в кругу друзей. Для этого нужно приготовить блины с начинками: сладкими, солеными, острыми и так далее. Нужно выбрать пару блинов и внутрь положить сухую фасоль. Все гости должны взять по блину. Начинка подскажет, какой человека ждет год. Для другого типа гадания используются пироги. Так удастся узнать, суждено ли желанию быстро осуществиться до весны. Необходимо окропить пирог с помощью святой воды, а затем воткнуть в него острый нож. Он стал прямо, значит не стоит ждать быстрых изменений. Нож наклонился в сторону ближе к вам — желание сбудется, если вы не упустите шанс. Наклон влево, значит, сбудется, вправо и прямо, то не сбудется. А если он упал, то стоит ожидать неудачу. В народе всегда боялись вызвать гнев духов. Поэтому старались вести себя учтиво, завались вопросами, что можно, а что нельзя. Фото: magadanmedia. В народе считалось, что свадьба на Масленичной неделе — это отличное начало брака. Такой союз будет крепким, счастливым.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий