Сотрудники объяснили, что через час мой бюллетень аннулируется и тогда я могу пройти в свой участок — повторно зарегистрироваться и проголосовать. Испортить избирательный бюллетень можно как умышленно, так и не осознавая, что он испорчен если неправильно его заполнить. В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени. В верхней части избирательного бюллетеня (над словами "Избирательный бюллетень") и в его нижней части печатается идентификатор избирательного бюллетеня (маркер), определяющий уровень выборов. Избиратель возвращает испорченный избирательный бюллетень сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень.
4. Проблемные ситуации
По месту нахождения. Если проживаете не по месту регистрации, то можно заранее выбрать удобный участок для голосования. Для этого нужно подать заявление в избирательную комиссию. Подать заявление о смене участка можно на госуслугах. Последний день для подачи заявления — 11 марта. До этого же дня можно отменить поданное заявление. Например, если вы решили все же голосовать по месту регистрации. Смена избирательного участка на госуслугах Онлайн. В 2024 году на выборах президента впервые можно будет проголосовать онлайн при помощи дистанционного электронного голосования, ДЭГ. Оно доступно только жителям 29 регионов с постоянной регистрацией там.
Временная регистрация не подойдет.
Если планируете голосовать традиционным способом, то прийти на участок можно в любой из трех дней. Они будут открыты с 08:00 до 20:00. Где можно проголосовать По месту регистрации. Нужный участок можно найти на сайте ЦИК. Для этого понадобится ввести адрес регистрации. После этого откроется страница с подробной информацией об участке. Там указан его адрес, номер телефона и состав избирательной комиссии. Информация об избирательном участке на сайте ЦИК Для подтверждения личности избирателя на участке попросят паспорт или иной документ, удостоверяющий личность: временное удостоверение личности, военный билет или удостоверение взамен него, а также справка установленной формы, которую выдают гражданам, находящимся под стражей, подозреваемым и обвиняемым. Проголосовать по другим документам нельзя.
По месту нахождения. Если проживаете не по месту регистрации, то можно заранее выбрать удобный участок для голосования.
Бюллетень также признается недействительным, если избиратель поставил отметки в двух или более квадратах для волеизъявления. Например, если избиратель поставил несколько знаков за двух или более кандидатов, отметив это в нескольких квадратах, бюллетень засчитают как недействительный. Такие бланки подсчитываются членами УИК, опечатываются и в дальнейшем не учитываются. Избиратель может отдать свой голос на выборах президента РФ только за одного кандидата, отметив это любым знаком в специальном квадрате на избирательном бюллетене. Если избиратель не может прибыть в помещение для голосования по уважительной причине — болезни, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, нуждающимися в помощи, и иным значимым причинам, то он имеет право принять участие в выборах президента вне помещения для голосования.
Это действует и для избирателей, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Чтобы проголосовать из дома на бумажных бюллетенях, избирателю необходимо подать заявление, где указывается ФИО, место жительства и причина, по которой избиратель не сможет посетить избирательный участок в период проведения выборов. Подать заявление можно лично в УИК, по телефону или на портале «Госуслуг» с 5 марта по 11 марта включительно. Голосование по месту проживание пройдет в те же дни, что и на избирательных участках — с 15 по 17 марта. КОИБ: что это такое на выборах Комплекс обработки избирательных бюллетеней КОИБ — это электронное устройство, которое подсчитывает количество голосов избирателей. Для голосования с использованием КОИБ применяют бумажные избирательные бюллетени. Избиратель кладет бюллетень лицевой стороной на сканер устройства, который оперативно распознает информацию и загружает документ.
По каким документам можно проголосовать на выборах Избиратель может проголосовать на выборах президента РФ по действующему паспорту или по документу, заменяющему его. К таким документам относятся: — временное удостоверение личности гражданина РФ, которое оформляют в МВД на время оформления паспорта; — военный билет, удостоверение взамен военного билета или удостоверение гражданина проходящего военную службу ; — справка установленной формы, которую выдают гражданам, находящимся под стражей, подозреваемым и обвиняемым.
При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК за выдачей нового бюллетеня взамен испорченного. Член комиссии выдает новый избирательный бюллетень, о чем делает отметку в списке избирателей напротив фамилии данного избирателя и расписывается. Испорченный избирательный бюллетень, на котором член УИК делает необходимую запись, которая заверяется его подписью и подписью секретаря УИК, незамедлительно погашается. Документ, заменяющий паспорт гражданина Российской Федерации — документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом.
За порядком в помещении для голосования наблюдает председатель УИК. Все вопросы и предложения, возникшие у Вас, целесообразно обсудить с ним, при необходимости адресовать ему свои замечания, получить у него соответствующие разъяснения. Недопустимо вмешиваться в деятельность членов УИК, когда они выдают избирателям бюллетени для голосования, разъясняют избирателям порядок голосования, рассматривают жалобы и обращения избирателей, сообщают в вышестоящую избирательную комиссию информацию об открытии избирательного участка, о ходе голосования и решают оперативные вопросы организации голосования. Наблюдение за голосованием вне помещения для голосования УИК обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности самостоятельно прибыть в помещение для голосования. УИК также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя в том числе переданного при содействии других лиц о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. УИК регистрирует все поданные заявления устные обращения непосредственно в день подачи заявления устного обращения в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей.
При регистрации устного обращения избирателя в реестре указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, его место жительства, а также ставится подпись члена УИК, который принял обращение телефонограмму, сообщение и тому подобное. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и место жительства этого лица. По прибытии членов УИК к избирателю обращение избирателя подтверждается письменным заявлением. В письменном заявлении устном обращении избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. УИК на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать ему в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя.
Заявления устные обращения могут быть поданы в УИК в любое время в течение 10 дней до дня голосования с 8 марта 2018 года , но не позднее чем за 6 часов до окончания времени голосования до 14 час. Заявление устное обращение , поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления устного обращения. Вы можете принять участие в наблюдении за процедурой голосования вне помещения для голосования, о котором председатель УИК объявляет не позднее чем за 30 минут до выезда выхода. Состав выездной группы: 2 члена УИК с правом решающего голоса или 1 член УИК с правом решающего голоса при условии присутствия 2 и более членов УИК с правом совещательного голоса и или наблюдателей. Возможно, в автомобиле выездной группы не хватит мест для всех наблюдателей, желающих присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования.
Особенности проведения голосования на выборах 17, 18 и 19 сентября 2021 года
Позднее о задержании за надпись на бюллетене сообщила жительница Подольска Мария Алексеева. Что именно написала женщина на документе, неизвестно. Адвокат девушки Алан Качмазов сообщил, что городской суд Подольска оштрафовал ее на 30 тыс. По информации канала, внимание полиции привлекло то, что мужчина заполнял бюллетень дольше обычного. Как сообщает SOTA, он бросил документ в урну, однако бумага упала заполненной стороной вверх, на которой была видна надпись оскорбительного характера.
Административные дела о защите избирательных прав рассматриваются районным судом, за исключением дел, отнесенных КАС РФ, федеральным конституционным законом, федеральным законом к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа далее - верховный суд республики, краевой, областной и равный им суд и Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции далее - Верховный Суд РФ статья 19, пункты 7 - 12 части 1 статьи 20, пункты 7 - 10 статьи 21 КАС РФ. Рассмотрение административных дел о защите избирательных прав не входит в компетенцию мировых судей статья 171 КАС РФ. К подсудности верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов отнесены дела: об оспаривании решений уклонения от принятия решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации независимо от уровня выборов, референдума , окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.
В случае, когда полномочия одной избирательной комиссии, комиссии референдума возлагаются на другую избирательную комиссию, комиссию референдума, подсудность дела следует определять с учетом уровня комиссии, полномочия которой возложены на другую избирательную комиссию, комиссию референдума пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 67-ФЗ. Решения вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оставляющие в силе решения нижестоящих комиссий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решением нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу. Подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую комиссию. Отдельные вопросы, связанные со статусом избирательных комиссий, комиссий референдума, их членов, а также наблюдателей 11. Избирательная комиссия, комиссия референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и действуют в интересах всех граждан, как носителей активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме. Данный коллегиальный орган вправе обратиться с административным исковым заявлением о защите избирательных прав по вопросам своего ведения только на основании принятого им решения. Компетенция по осуществлению указанных публичных полномочий определена законом и зависит в том числе от того, является комиссия вышестоящей, нижестоящей или организующей выборы подпункт 21 статьи 2, статья 20 Федерального закона N 67-ФЗ.
Например, участковая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с требованием об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах пункт 12 статьи 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ. В случае исполнения участковой избирательной комиссией полномочий комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, она вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, иным общественным объединением, а также иной избирательной комиссией, членом избирательной комиссии, наблюдателем или иным лицом пункт 91 статьи 26, пункт 7 статьи 27, пункт 12 статьи 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ. После установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума вышестоящей избирательной комиссией может быть оспорено в суде решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и или сводную таблицу пункт 11 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ. При обращении избирательной комиссии в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав в порядке, установленном законом, председатель избирательной комиссии, комиссии референдума либо иное лицо, на которое возложены полномочия председателя избирательной комиссии, комиссии референдума, вправе представлять ее интересы в суде на основании документов, подтверждающих его статус без соответствующей доверенности, независимо от указания в коллегиальном решении избирательной комиссии, комиссии референдума об обращении в суд на такое право. Данному лицу не требуется высшее юридическое образование либо ученая степень по юридической специальности для ведения административного дела пункт 13 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 4 статьи 2, часть 8 статьи 54 КАС РФ. Член комиссии с правом решающего голоса на основании доверенности вправе представлять в суде интересы комиссии, в состав которой он назначен, либо иной комиссии без подтверждения наличия у него высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности пункт 41 статьи 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 1 статьи 55 КАС РФ. Иное лицо вправе выступать от имени комиссии на основании соответствующей доверенности, выданной председателем комиссии, при наличии у этого лица высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности часть 1 статьи 55 КАС РФ.
Формирование избирательной комиссии осуществляется на основании предложений в том числе политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, и иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований и предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы и с соблюдением требований закона к условиям и порядку формирования избирательных комиссий соответствующего уровня, например, о том, что согласно закону государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов сформированного состава избирательной комиссии, кроме случаев формирования избирательных комиссий за пределами территории Российской Федерации. Нарушения условий и порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума могут являться основанием для отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, если они являются существенными и не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума пункты 1 и 2 статьи 22, пункт 5 статьи 23, пункт 6 статьи 25, пункт 6 статьи 26, пункт 4 статьи 27, подпункт "г" пункта 12, подпункт "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ. Статус членов избирательной комиссии, комиссии референдума обусловлен правовой природой этих коллегиальных органов, наделенных публичными полномочиями, и при реализации ими своих властных функций не препятствует осуществлению их прав как избирателей, участников референдума подпункты 21 - 24, 37 - 41 статьи 2, статьи 20 - 23, 25 - 31 Закона об основных гарантиях избирательных прав. С учетом этого члены избирательной комиссии, комиссии референдума при осуществлении своих полномочий вправе оспаривать в суде только решения, действия бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий, и не вправе оспорить итоги голосования, результаты выборов, референдума, ссылаясь только на свой статус часть 4 статьи 239 КАС РФ. Вместе с тем в случае реализации членом избирательной комиссии своего активного избирательного права он не лишен возможности обратиться в суд за защитой этого права как избиратель в порядке, предусмотренном законодательством о выборах и референдумах. Например, такое лицо вправе оспорить решение, действия бездействие участковой избирательной комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором оно приняло участие в голосовании. Наблюдатели, исходя из особенностей их правового статуса, вправе оспаривать в суде решения, действия бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в частности с нахождением в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, наблюдением за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума.
При этом наблюдатель не вправе совершать действия, препятствующие работе комиссии, а также иные действия, запрещенные законом подпункт "з" пункта 9, подпункт "е" пункта 10 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ. Следует иметь в виду, что лицо, являющееся иностранным агентом, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. С учетом этого лицо, имеющее статус иностранного агента, не может являться наблюдателем на выборах, референдуме пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" далее - Закон N 255-ФЗ. Акты избирательной комиссии, комиссии референдума и порядок их оспаривания 16. К решениям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относятся облеченные в установленную форму постановление, решение или закрепленные в соответствующих протоколах решения комиссии по рассматриваемым вопросам, принятые коллегиально, содержащие ее волеизъявление и порождающие правовые последствия в том числе для кандидатов, избирательных объединений и граждан в сфере избирательных отношений и отношений, связанных с проведением референдума подпункты 21 и 38 статьи 2, пункт 1 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Решения избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, оформляются в письменной, в том числе в электронной, форме пункт 11 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 2 статьи 84 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пункт 11 статьи 72 Закона о выборах Президента Российской Федерации. К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных в силу закона или специального поручения членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий, затрагивающее права, свободы и законные интересы субъектов избирательных отношений и отношений, связанных с проведением референдума.
Указанные действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, например посредством размещения информации в сети "Интернет". Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии например, положениями, регламентами, инструкциями. Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона в установленный срок обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе, однако свою обязанность не выполнили в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ. Непринятие коллегиального решения по вопросам, не указанным в законе, не является уклонением от принятия соответствующего решения. Следует учитывать, что решения, принятые избирательной комиссией, комиссией референдума, могут быть отменены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом. Суд может отменить решение избирательной комиссии о регистрации кандидата списка кандидатов , если при рассмотрении дела будет установлено, что оно принято избирательной комиссией в нарушение требований закона, в том числе при наличии оснований для отказа в регистрации кандидата списка кандидатов либо оснований для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов пункты 24 - 26 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 3 статьи 50, часть 7 статьи 51 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пункт 2 статьи 39 Закона о выборах Президента Российской Федерации. Суд может отменить регистрацию кандидата списка кандидатов за нарушения законодательства о выборах, допущенные после принятия решения о регистрации кандидата списка кандидатов , либо за существенные нарушения законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата списка кандидатов и препятствовали принятию решения о регистрации кандидата списка кандидатов , но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости пункты 7 - 9 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом или вышестоящей избирательной комиссией пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Избирательная комиссия, принявшая решение об отказе в регистрации кандидата, таким правом не наделена. Вместе с тем данная комиссия вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене принятого ею решения в связи с нарушением законодательства о выборах часть 5 статьи 239 КАС РФ. Аналогичным образом комиссия референдума не вправе отменить принятое ею решение о направлении ходатайства и документов инициативной группы по проведению референдума в законодательный орган субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума либо об отказе в регистрации инициативной группы пункт 5 статьи 36, пункты 1, 5 и 10 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ. До установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума непосредственно вышестоящая комиссия может отменить решение непосредственно нижестоящей комиссии об установлении итогов голосования, определении результатов выборов по основаниям, предусмотренным законом, и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными пункт 1 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Обращение в суд в защиту избирательных прав 20. Возможность оспаривания в судебном порядке решений, действий бездействия избирательных комиссий, комиссий референдума предоставляется избирателям, участникам референдума, кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям и их доверенным лицам, политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям, иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, наблюдателям, членам избирательной комиссии, комиссии референдума, избирательной комиссии, комиссии референдума, участвовавшим в выборах, референдуме, и зависит от объема прав и обязанностей, принадлежащих конкретному субъекту согласно избирательному законодательству части 1 - 5 статьи 239 КАС РФ.
Обращение в защиту активного избирательного права, права на участие в референдуме 21. Наделение гражданина правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления обусловлено в том числе нахождением его места жительства или места пребывания в пределах избирательного округа пункты 4, 41 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ. При рассмотрении административных дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что место жительства и место пребывания гражданина на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума подтверждаются данными органов регистрационного учета на основании Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" статья 16 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Избиратель, участник референдума, который в день голосования будет находиться вне места своего жительства, но в пределах избирательного округа, округа референдума вправе проголосовать на избирательном участке, участке референдума по месту фактического нахождения на основании соответствующего заявления на тех выборах, референдуме, где применяется голосование по месту нахождения. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства пункт 16 статьи 64 Федерального закона N 67-ФЗ. Включение гражданина в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения осуществляется в порядке, установленном Законом об основных гарантиях избирательных прав статьи 16, 17, пункт 16 статьи 64. Гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением о защите избирательных прав, права на участие в референдуме далее - административное исковое заявление о защите избирательных прав по месту нахождения того избирательного участка, участка референдума, где он был включен или должен был быть включен в список избирателей, участников референдума либо где он принимал участие в голосовании часть 16 статьи 239 КАС РФ.
Гражданин вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании в установленном порядке. В таком случае административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в суд по месту нахождения территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума дистанционного электронного голосования, если такая комиссия не сформирована, - в суд по месту нахождения комиссии, организующей дистанционное электронное голосование статья 641 Федерального закона N 67-ФЗ. При проведении выборов, референдума с применением дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах ; голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают находятся в населенных пунктах и в иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав по месту нахождения соответствующей участковой избирательной комиссии, комиссии референдума пункт 4 статьи 631 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории данных муниципальных образований пункт 5 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, зарегистрированные в установленном порядке по адресам воинских частей организаций, учреждений, органов , в которых указанные граждане проходят военную службу, могут включаться в списки избирателей, участников референдума в том числе на образованных на территориях воинских частей избирательных участках, участках референдума пункты 5, 6 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ, пункт 16 статьи 152 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Обращение в защиту пассивного избирательного права 25. Возможность лица быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не связана с нахождением его места жительства в пределах избирательного округа, продолжительностью и сроком проживания на территории округа, кроме случаев, установленных Конституцией Российской Федерации часть 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации, пункт 5 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ.
С учетом этих положений административное исковое заявление о защите избирательных прав, в том числе об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, подается в суд по месту нахождения избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, и не может быть подано в суд по месту жительства административного истца часть 1 статьи 22, часть 3 статьи 24 КАС РФ. С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу пункт 71 статьи 75, пункты 6, 61 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 10 статьи 239 КАС РФ. Следует иметь в виду, что кандидату, включенному в зарегистрированный список кандидатов, не предоставлено право оспорить регистрацию этого списка кандидатов и других включенных в него кандидатов либо регистрацию списка кандидатов или включенных в него кандидатов, выдвинутых иным избирательным объединением по этому же избирательному округу. Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу, избирательным объединением, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурором пункты 7 - 9, 12 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 11 статьи 239 КАС РФ. Гражданин, которому решением избирательной комиссии отказано в регистрации кандидатом, не обладает правом на обращение в суд с административным иском об отмене регистрации другого кандидата, списка кандидатов, решения о регистрации другого кандидата, списка кандидатов, поскольку обстоятельства их регистрации не затрагивают его активного и или пассивного избирательного права пункты 1 и 10 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ. Обращение в суд в целях защиты избирательных прав и права на участие в референдуме других лиц или неопределенного круга лиц 28. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным причинам не могут сами обратиться в суд часть 1 статьи 39, часть 6 статьи 239 КАС РФ.
В защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований прокурор также вправе, в частности, обратиться с административным иском об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы за исключением выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации , о назначении местного референдума, об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме части 7 - 9, 11 статьи 239 КАС РФ. Прокурор также может обратиться в интересах неопределенного круга лиц с административным иском об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в случае несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений при проведении предвыборной агитации, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав, либо совершения гражданином до приобретения им статуса кандидата, а избирательным объединением до выдвижения списка кандидатов деяний, предусмотренных пунктом 12 статьи 76 названного закона. В случаях, предусмотренных законом, прокурор может обратиться с административным иском об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума часть 15 статьи 239 КАС РФ. В случаях, предусмотренных законом, допускается обращение в суд иных лиц в целях защиты избирательных прав и права на участие в референдуме других лиц или неопределенного круга лиц часть 1 статьи 4, статья 40 КАС РФ. Принятие административного искового заявления о защите избирательных прав к производству суда 30. По общему правилу суд соответствующего уровня не вправе отказать в принятии административного искового заявления о защите избирательных прав пункт 1 статьи 78 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Вместе с тем, если такое административное исковое заявление подано лицом, не имеющим права на его подачу, в том числе лицом, признанным судом недееспособным либо содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда, то в принятии этого заявления должно быть отказано пункты 2, 5 части 1 статьи 128 КАС РФ.
По статье 141 Уголовного кодекса за это могут лишить свободы на срок до пяти лет. Электронное голосование — на раздумья час Жители 29 регионов могут проголосовать как на участке, так и онлайн. Все, кроме москвичей, заполняют бюллетени на портале vybory. Москвичам на онлайн-выборы не нужно было регистрироваться, остальным следовало записаться через госуслуги до 11 марта. На сайтах, где идет голосование, человек ознакомится с образцом электронного бюллетеня, а затем поставит галочку слева от кандидата, нажав на кнопку «Приступить к голосованию». На портале предупреждают, что на раздумья дают час — за это время надо сделать выбор. Пока избиратель думает, ему советуют не перезагружать и не выключать компьютер или телефон.
Для этого нажмите кнопку «Проголосовать». Она станет активной после того, как вы поставите отметку в бюллетене», — советует портал mos. Все голоса в дистанционном электронном голосовании передают в блокчейн в зашифрованном виде анонимно и без привязки к конкретному пользователю. А бумажные бюллетени ежедневно после закрытия участков помещают в сейфы, которые находятся под постоянным видеонаблюдением. Подсчет голосов начнут после завершения голосования в 20.
Как можно проголосовать 17, 18 и 19 сентября будут использованы следующие формы голосования: - в помещении для голосования, - вне помещения для голосования. И еще. Голосование 17 и 18 сентября 2021 года проводится также с использованием дополнительной возможности сделать свой выбор. Это касается групп избирателей, которые проживают или находятся в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с ними затруднено. Избирательные участки и адреса проведения такого голосования определяются по согласованию с избирательной комиссией Ставропольского края территориальными избирательными комиссиями не позднее 10 сентября 2021 года во взаимодействии с органами местного самоуправления. В связи с многодневностью голосования и необходимостью обеспечения сохранности избирательных бюллетеней ЦИК России принято решение об использовании сейф-пакетов. Информация о датах, времени, избирательных участках и адресах проведения дополнительной формы голосования незамедлительно по мере поступления будет размещена на официальном сайте крайизбиркома в сети Интернет, а также не позднее 15 сентября 2021 года доведена до сведения избирателей путем размещения объявлений в доступных для всех местах. Перед наступлением времени голосования В день голосования, непосредственно перед наступлением времени голосования, председатель участковой избирательной комиссии УИК предъявляет к осмотру членам комиссии, присутствующим на участке лицам пустые ящики для голосования или технические средства подсчета голосов в случае их использования , которые вслед за этим пломбируются печатью УИК. Председатель также информирует о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, о числе избирателей, исключенных из списка избирателей в связи с подачей заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, а также о числе избирателей, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения на данном избирательном участке. Как правильно голосовать Каждый избиратель голосует лично, голосование за других не допускается. Избирательные бюллетени выдаются включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего его. При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Особенности голосования на выборах президента РФ 2024 года
При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При наличии соответствующего решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей с использованием ГАС "Выборы" при составлении указанного списка. В этом случае член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдающий избирательные бюллетени, сверяет указанные сведения с соответствующими записями в предъявляемом избирателем документе.
Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении каждого избирательного бюллетеня. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательные бюллетени, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательные бюллетени любого знака: в бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу - в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор; в бюллетене для голосования по одномандатному избирательному округу - в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным международным наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе соответствующих графах списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
По её словам, водить нужно обязательно стороной, где поставлена галочка, вниз, чтобы никто не видел. Президент России отдал свой голос на выборах мэра столицы на избирательном участке номер 2151 в Российской академии наук.
О принятом решении об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный опломбированный в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателями избирательных бюллетеней. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и удостоверяет получение каждого избирательного бюллетеня своей подписью. В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя в установленном порядке.
При этом если избиратель, от которого поступило заявление устное обращение о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательные бюллетени, пока не возвратятся члены участковой избирательной комиссии, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению устному обращению этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. Кроме того, законом предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав голосование избирателей вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах , может проводиться в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования.
Но в президентской избирательной кампании такие кандидаты не участвуют. Как получить бланк Избиратели, голосующие на участке, должны предъявить избирательной комиссии паспорт.
Проголосовать по копии паспорта, пенсионному удостоверению или водительским правам нельзя. Члены избиркома проверят, есть ли человек в списках избирателей на конкретном участке. Люди закреплены по месту прописки. Номер и адрес участка можно узнать на портале госуслуг.
Те, кто зарегистрирован в другом регионе, могли заранее записаться на голосование в системе «Мобильный избиратель» — по месту нахождения в дни выборов. Если избиратель есть в списке, ему выдают бюллетень и ручку. Заполняют бланки в специальной кабинке или на столе, огражденном ширмой. Когда человек голосует на дому, документ ему доставят представители избиркома.
Где ставить галочку В бюллетене написано, как правильно его заполнять. В пустом квадрате справа от фамилии выбранного кандидата нужно поставить любой знак. То есть можно нарисовать и галочку, и крестик, но только в одном квадрате.
Про бюллетень
Как выглядит официальный избирательный бюллетень, за кого в нем можно проголосовать и как правильно заполнить — в материале «Известий». Суд отказался считать доказательством вбросов бюллетеней видео с ползущей на коленях к урне женщиной. Бюллетень может быть. В разных регионах России были зарегистрированы случаи порчи бюллетеней для голосования путём вливания в избирательные урны различных красящих жидкостей[330]. По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два избирательных бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке. Для того, чтобы заполнить бюллетень правильно, надо обратить внимание на то, что памятка по заполнению избирательного бюллетеня находится в его верхней части и называется «Разъяснение о порядке заполнения избирательного бюллетеня».
ПАМЯТКА о порядке голосования избирателей
- Постановление ЦИК России от 08.06.2022 № 86/718-8
- Стало известно о задержаниях избирателей за надписи на бюллетенях
- Решения к тестам
- Решения к тестам
- Памятка наблюдателя
Особенности голосования на выборах президента РФ 2024 года
Если избирательный бюллетень испорчен, Вам будет выдан другой. В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или в ином специально оборудованном месте для тайного голосования. Присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, когда избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень. Во-первых, действительным считается только тот бюллетень, который вам выдали (после того, как вы распишетесь) члены комиссии на избирательном участке. Избирательных бюллетеней установленной формы (в каждой пачке отдельно) путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую так, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Соответственно, проголосовали вы или нет, испортили бюллетень нехорошими словами или рисунками, он все равно остается собственностью государства, и, пытаясь утащить его с избирательного участка, вы тащите государственную собственность.
Стало известно о задержаниях избирателей за надписи на бюллетенях
Федеральное избирательное законодательство содержит разъяснения, что понимать под избирательными бюллетенями неустановленной формы. Согласно ч. Кроме того, в соответствии с ч. Процедура заверения избирательных бюллетеней предполагает проставление в правом верхнем углу на лицевой стороне каждого бюллетеня подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также заверение бюллетеня печатью участковой избирательной комиссии ч. Таким образом, недействительные избирательные бюллетени имеют дефекты, связанные с их неправильным заполнением избирателем, в связи с чем по ним нельзя однозначно определить волеизъявление избирателя. Бюллетени неустановленной формы имеют дефекты, возникшие в связи с нарушением требований к их изготовлению или к приданию им юридической силы в участковых избирательных комиссиях проставление печати и подписей. Необходимо также обратить внимание на следующую проблему в использовании избирательного бюллетеня, возникшую в правоприменительной практике.
В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Это означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению п. Таким образом, в Российской Федерации в отличие от некоторых других государств избирательное право не рассматривается как обязанность избирателей принимать участие в голосовании, и за неучастие в голосовании к ним не применяются различные санкции [26]. Добровольность участия в выборах подразумевает право избирателя самостоятельно решить вопрос о целесообразности участия в голосовании. Принцип свободных выборов, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагает наличие у избирателей права выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными законодателем процедурами [27]. Следует согласиться с утверждением, согласно которому с предоставлением личности определенного избирательного права у нее возникает соответствующая этому праву обязанность - осуществление этого права производить согласно предписаниям закона, соблюдая установленные законом объем, пределы и другие условия возможного поведения, не злоупотреблять предоставленным правом в ущерб интересам других субъектов [28].
Вследствие этого актуальным представляется решение вопроса, является ли обязанностью избирателя, изъявившего желание проголосовать и получившего для этих целей избирательный бюллетень, выполнить предусмотренные в законе юридически значимые действия с данным избирательным документом. Так, Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав содержит следующие положения, касающиеся порядка голосования: голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате квадратах , относящемся относящихся к кандидату кандидатам или списку кандидатов, в пользу которого которых сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор п. Следует полагать, что избиратель, пожелавший проголосовать и получивший для этих целей избирательный бюллетень должен в соответствии со смыслом и назначением активного избирательного права выполнить установленные законодательством действия, направленные на реализацию данного права. В научной литературе и правоприменительной практике встречаются прямо противоположные подходы к юридической оценке действий избирателей по выносу избирательно- ц1 32 го бюллетеня из помещения для голосования. Так, в связи с появлением случаев выноса избирательных бюллетеней избирателями председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В. Чуров отметил, что необходимо придать бюллетеню значение государственной бумаги на том основании, что бюллетень - это материальная ценность, на него затрачены бюджетные средства [29].
Для того, чтобы члены избирательной комиссии и сотрудники правоохранительных органов законно могли препятствовать попыткам выноса бюллетеня за пределы избирательного участка, предлагается даже дополнить Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав нормой, устанавливающей запрет на вынос неиспользованных избирательных бюллетеней с территории избирательного участка, и установить ответственность административную за нарушение данного запрета [30]. Лицо, выносящее избирательный бюллетень с избирательного участка, может попасть под подозрение в силу возможности в дальнейшем организовать процедуру по незаконному использованию избирательных бюллетеней. Так, избирателю перед входом в участок вручается заполненный бюллетень, который он должен опустить в ящик для голосования, а выданный ему чистый бюллетень вынести из помещения для голосования. После выноса чистого бюллетеня избиратель получает вознаграждение. Этот новый бюллетень, заполненный определенным образом, будет вручен следующему голосующему. Эта противоправная избирательная технология получила среди по-литтехнологов название «карусель» «вертушка» [31].
Буравченко полагает, что если избиратель пришел на участок и взял бюллетень, то он не может его использовать по своему усмотрению, а может только совершить с ним действия, предусмотренные избирательным законодательством [32]. В случае ненадлежащего оформления бюллетеня или его выноса из помещения избирательного участка голос избирателя не учитывается избирательной комиссией при подведении итогов голосования п. В литературе даже предлагается установить админи- стративную или уголовную ответственность для избирателя, голосующего определенным образом за вознаграждение в случае отмеченного круговорота бюллетеней [33]. Однако в настоящее время нет законных оснований, препятствующих избирателю вынести избирательный бюллетень в день голосования, не опуская его в ящик для голосования. После получения избирательного бюллетеня в избирательной комиссии избиратель может унести избирательный бюллетень с собой как сувенир. Колюшин даже обращает внимание на то, что отношения между избирателем и избирательной комиссии по поводу заполнения избирательного бюллетеня и опускания его в ящик для голосования носят факультативный характер [34].
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации по рассматриваемому вопросу занимает однозначную позицию о неправомерности выноса избирательного бюллетеня. Считается, что в федеральном избирательном законодательстве определено предназначение избирательного бюллетеня, а также последовательность действий избирателя с избирательным бюллетенем. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации подготовили в целях оказания помощи участковым избирательным комиссиям Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии далее - Рабочий блокнот , который содержит разъяснения отдельных вопросов организации и обеспечения деятельности участковых избирательных комиссий [35]. В Рабочем блокноте указывается, какие действия может предпринять участковая избирательная комиссия в случае попытки избирателя вынести бюллетень: член комиссии вправе выяснить, что намерен делать избиратель с этим избирательным бюллетенем, разъяснить возможные последствия действий избирателя в том случае, если он пытался вынести избирательный бюллетень с целью передачи его другим лицам, то есть в конечном счете в целях фальсификации итогов голосования, и убедить избирателя в необходимости исполнить положения федерально- го закона о порядке голосования. Кроме того, об этой ситуации должен быть проинформирован председатель участковой избирательной комиссии, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования. Следует также отметить, что согласно рекомендациям Европейской комиссии за демократию через право Венецианской комиссии предлагается запретить государствам - членам Совета Европы вынос неиспользованных избирательных бюллетеней с территории избирательного участка [36].
По мнению международных наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации 2 марта 2008 г. Данное положение может быть истолковано как порядок голосования и как обязанность избирателя совершить указанные действия. Таким образом, предусмотренная законодателем последовательность действий, которые избиратель совершает на избирательном участке с избирательным бюллетенем, может рассматриваться как определенный порядок использования лицами избирательных прав. Однако не совсем четкое указание на границы избирательного права может служить препятствием к его активному использованию, а также привести в результате его использования к нарушению прав других субъектов избирательных правоотношений [38]. В обществе, объявляющем высшей ценностью человека, его права и свободы, взаимодействие государства и личности является важным средством координации частного и публичного интереса. Вследствие этого введение юридического запрета выносить бюллетени как заполненные, так и незаполненные из помещения для голосования и установление возможных санкций за его нарушение требует дальнейшего изучения и оценки перспектив его использования.
Учитывая последние нововведения в законодательство о выборах, которые выражаются, в частности, в исключении графы «Против всех» из избирательного бюллетеня, отмене порога явки из- бирателей, установление запрета на вынос избирательного бюллетеня в день голосования еще больше, на наш взгляд, ограничит право граждан на свободной и добровольной основе принимать участие в выборах. В настоящее время в силу недостаточной политической активности граждан Российской Федерации считаем установление такого запрета преждевременным. В заключение следует отметить, что, конечно, суть выборов не сводится только к посещению в день голосования избирательного участка и заполнению бюллетеня. Избиратели должны сформировать определенную гражданскую позицию на предшествующих голосованию стадиях избирательного процесса, и только на стадии голосования посредством избирательного бюллетеня осуществляется выражение воли избирателя в формировании органов публичной власти. Конституционно-правовое регулирование голосования на выборах в Российской Федерации : дис. Тюмень, 2007.
Собрание законодательства РФ.
Глава Центризбиркома Элла Памфилова заявила, что тем, кто пытается подобным образом помешать проведению выборов, могут грозить задержания и уголовные дела. По ее словам , задержанные признаются, что заливали урны краской «за деньги» и не знали об уголовной ответственности. Против нее завели дело по статье о воспрепятствовании работе избирательных комиссий п. В тот же день по аналогичной статье суд в Москве арестовал девушку, вылившую жидкость в ящик с бюллетенями.
Уполномоченный сотрудник УИК проинформирует Вас о возможности оказания той или иной помощи. Голосование вне помещения для голосования Если Вы по состоянию здоровья или инвалидности не имеете возможности самостоятельно прибыть в помещение для голосования, то проголосовать вне помещения для голосования на дому Вы можете только в день голосования на основании своего письменного заявления или устного обращения в том числе переданного при содействии других лиц. Для этого Вам необходимо обратиться в УИК в любое время, начиная с 8 марта, но не позднее 14 часов по местному времени 18 марта 2018 года. Заявление устное обращение , поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем Вы либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, должны быть уведомлены устно непосредственно в момент принятия заявления устного обращения.
В заявлении устном обращении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования Вы должны указать причину инвалидность или болезнь , по которой Вы не можете прибыть в помещение для голосования. Для проведения голосования вне помещения для голосования к Вам на дом выезжают члены УИК, предварительно уведомив Вас о прибытии по контактному телефону. Также при проведении такого голосования могут присутствовать наблюдатели. В случае если Вы или Ваш представитель подавали устное обращение, то по прибытии членов УИК Вы должны написать письменное заявление. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования Вы указываете серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и своей подписью удостоверяете получение бюллетеня. В случае если Вы не можете самостоятельно написать заявление, Вы можете воспользоваться помощью другого лица. С Вашего согласия или по Вашей просьбе серия и номер предъявляемого Вами паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом УИК. Члены УИК удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на Вашем письменном заявлении. Заполнив избирательный бюллетень, Вы опускаете его в переносной ящик для голосования. Если Вы, подав заявление о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, прибыли в помещение для голосования после выезда к Вам членов УИК, то Вы сможете проголосовать только после возвращения членов комиссии в помещение для голосования.
Какие сведения должны содержаться в письменном заявлении о предоставлении мне возможности проголосовать на дому? На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства. При получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается на заявлении в его получении. Что делать если я не могу заполнить письменное заявление? С согласия избирателя либо по его просьбе данные, которые необходимо указать в заявлении, могут быть внесены в заявление другим лицом, например родственником избирателя. Но в получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается на заявлении лично. Что делать если я испортил избирательный бюллетень?
С какого возраста можно принимать участие в голосовании?
Соответственно, проголосовали вы или нет, испортили бюллетень нехорошими словами или рисунками, он все равно остается собственностью государства, и, пытаясь утащить его с избирательного участка, вы тащите государственную собственность. На избирательных участках в Москве и Подмосковье зафиксированы случаи задержания граждан, которые оставили надписи на бюллетенях. Испортить избирательный бюллетень можно как умышленно, так и не осознавая, что он испорчен если неправильно его заполнить.
«Важное про выборы»: чем можно заполнять бюллетень
Если указанных нарушений в отношении Вас допущено не было и у Вас есть только подозрения о фальсификации выборов на избирательном участке, в принятии Вашего заявления судом будет отказано. В данной ситуации, поскольку есть подозрения в нарушении избирательных прав неопределённого круга лиц путём фальсификации результатов выборов, Вы вправе обратиться в прокуратуру по месту нахождения избирательного участка. Далее в силу части 1 статьи 259 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, установленном главой 26 ГПК РФ, в защиту публичных интересов, если решениями, действиями бездействием органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 данной статьи суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов включая воспрепятствование наблюдению за их проведением , определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. Однако в соответствии с пунктом 21 Постановления отсутствие у лица права на обращение в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в порядке главы 26 ГПК РФ не может быть преодолено путем подачи этим же лицом заявления по правилам главы 25 ГПК РФ об оспаривании бездействия органа или лица, имеющих право на обращение в суд в порядке главы 26 ГПК РФ.
Позднее о задержании за надпись на бюллетене сообщила жительница Подольска Мария Алексеева. Что именно написала женщина на документе, неизвестно. Адвокат девушки Алан Качмазов сообщил, что городской суд Подольска оштрафовал ее на 30 тыс.
По информации канала, внимание полиции привлекло то, что мужчина заполнял бюллетень дольше обычного. Как сообщает SOTA, он бросил документ в урну, однако бумага упала заполненной стороной вверх, на которой была видна надпись оскорбительного характера.
В ряде случаев граждане могут проголосовать на выборах вне помещений для голосования, например на дому. В соответствии со статьей 83 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования. Как правило голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Подобное заявление может быть подано избирателем в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все подобные заявления в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. В письменном заявлении устном обращении избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.
Об этом он заявил в эфире телеканала " Беларусь 1 ". Карпенко напомнил, что сейчас бюллетени на участках для голосования снимать запрещено. Это чревато административной ответственностью и штрафами. Во-вторых, мы можем расценивать это как агитацию — либо "за" либо "против". Соответственно, это запрещено законодательством — в день голосования никакая агитация проводиться не может", — заявил Игорь Карпенко. Он также добавил, что надо быть "аккуратными". И напомнил, что участок для голосования — не место для "каких-то там демонстраций политических взглядов, предпочтений". Напомним, в 2020 году многие белорусы фотографировали свои заполненные бюллетени и отправляли их на альтернативную платформу подсчета голосов, созданную оппозицией.