Новости епархия гродно

Андрей Ноздрин — клирик Гродненской епархии БПЦ, бывший настоятель храма Спиридона Тримифунтского в Гродно на Ольшанке и церкви в деревне Комотово. Гродненская епархия просуществовала до 1951 года, когда была упразднена под давлением советской власти. Епархия сегодня.

Новости сайта Гродненской епархии

До 11 февраля этого года Ноздрин занимал должность руководителя отдела Гродненской епархии Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и. Автор: Пресс-служба Йошкар-Олинской епархии. ВКонтакте Видеоканал Великолукской епархии Православный видеоканал информационно-краеведческого православного портала "БлагоПСКОВ".

В Гродно освятили новую церковь в микрорайоне Южном

Старые Дороги». На заседании клуба «Родительский дом» для детей и родителей замещающих семей говорили о семейных традициях и их роли в воспитании детей. О традиции празднования Вербного воскресения более подробно рассказал иерей Димитрий Сильванович.

В 1252 г. Турийск выдержал нападение литов. Войшелка , разорившего его окрестности Войшелк был послан Миндовгом в отместку за потерю литовцами Городно и др. Впервые он упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 г. По результатам археологических раскопок возникновение Волковыска можно отнести к сер.

Первоначально это было укрепленное валом поселение на Шведской горе на р. В сер. Волковыск был разрушен, по-видимому, в ходе борьбы за киевское наследие между ростово-суздальским кн. Юрием Георгием Владимировичем Долгоруким и владимиро-волынским кн. Изяславом Пантелеимоном Мстиславичем , в числе сторонников последнего были правители Городенского княжества. В посл. Можно предположить, что оба храма строились одной артелью по заказу городенского князя.

Строительство церкви в Волковыске остановилось после закладки фундамента Каргер. Волковыск упоминается как центр небольшого княжества во главе с кн. Волковысский князь занимал подчиненное положение по отношению к правителю Новогородка и Литовского великого княжества. Позднее эти владения перешли к его брату кн. Шварну Даниловичу ум. Волковыск запустел. Витовту , жизнь в городе оживилась.

Наряду с Городно и Новогородком Волковыск считался одним из адм. Верхняя церковь в Гродно. XIII — нач. Реконструкция А. Трусова Верхняя церковь в Гродно. Трусова Галицко-волынские князья утратили контроль за Понеманьем в период правления Литовского вел. Тройдена ок.

В 1289 г. Городно начал управлять ближайший соратник вел. Литовского Гедимина - правосл. Довмонта Тимофея. В 60-х гг. Патрикий Кейстутович, а после его смерти - его младший брат Витовт с 1374 , в руках к-рого в 80-х гг. Городно и Волковыск входили в состав Трокского судебно-адм.

Великого княжества Литовского. После 3-летней борьбы с польск. Владиславом Ягайло Витовт в 1392 г. Софийский собор, в 1961 взорван. В 1406 г. Церкви на землях Великого княжества Литовского, в частности в родовых владениях Витовта. До 1409 г.

Витовт выступил в качестве главного фундатора и ктитора костела во имя св. Николая Чудотворца в Волковыске, на содержание к-рого вел. Ясиновичи, имения Волконовичи, Лебетовчину и Исаевичи. Известны пожалования Витовта костелам в Городно и Новогородке, получившим от него села и земли Vitoldiana. Витовт запретил на литов. В то же время в обмен на денежную помощь Витовт поддерживал католич. Привилегия евреям Витаутаса Великого 1388 г.

По-видимому, с нач. Фотия , занимавшего Киевскую митрополичью кафедру в 1408-1431 гродненские земли находились под непосредственным управлением Киевских митрополитов, как об этом свидетельствует ставленая грамота митр. Ионы протодиак. Михаилу на наместничество в Киеве от 9 февр. Власть митрополичьего наместника распространялась помимо Киева на Вильно, Городно, Новогородок и «по всем градом, и местом, и селом, где ни есть мои митропольскии церкви». При этом митр. Иона писал, что такие границы наместничества установились «при моем брате, при Фотее митрополите» РФА.

Киевским митрополитам подчинялся гродненский Борисоглебский Коложский мон-рь, имевший право выборного самоуправления. В 1414 г. Витовт отказался принять в Городно митр. Фотия, совершавшего объезд западнорус. Витовт запретил митрополиту посещать Великое княжество Литовское, конфисковал принадлежавшие ему земли. Киевским митрополитом Григория Цамблака. В 1420 г.

Григория, Витовт примирился со свт. Фотием, зап. XV - кон. Материальное благосостояние мн. Сигизмунд I выделил часть доходов с королевских имений для содержания богадельни при Борисоглебской Коложской ц. В 1558-1560 гг. Дыбовский и Л.

Война при инвентарном описании Гродненской экономии назвали в Гродно 5 церквей, 2 костела и синагогу Писцовая книга Гродненской экономии. Вильна, 1882. Кроме Пречистенской соборной и Борисоглебской монастырской церквей существовали Крестовоздвиженская на Подоле, отданная в 1674 г. Упоминаются также Симеоновская позже на ее месте построен иезуитский костел и Малая Коложская. В 1591 г. С 1536 г. Пречистенский храм в Волковыске.

В XVI в. Богородицы в Мурованке совр. Щучинский р-н и во имя арх. Михаила в Сынковичах совр. Зельвенский р-н. Гродненский замок. Белоруссии широко распространились насаждаемые местными магнатами протестант.

Николай Радзивилл Чёрный, и социнианство, насаждавшееся Я. Распространение протестант. К кон. XVI - кон. XVIII в. После принятия большинством западнорус. Униатскими приходами и мон-рями на Гродненщине управлял митрополит, живший в Вильно или Новогрудке.

Ужесточение законов Речи Посполитой в отношении православных и агрессивная прозелитическая деятельность иезуитов способствовали тому, что большинство местной правосл. В 1622 г. Косодубского в городе была устроена миссия иезуитов, в 1625 г. Миссии иезуитов были также основаны в Волковыске и др. В 1643 г. Бригиты, на содержание к-рого ктиторы пожертвовали неск. До 1655 г.

Политика латинизации и полонизации распространялась не только на православных, но и на униатов. Последний крупный переход униатов в католич. Церковь во имя арх. Михаила в дер. Верными Православию на гродненских землях оставались мон-ри: заблудовский в честь Успения Пресв. Богородицы, бельский во имя свт. Николая Чудотворца, дрогичинские в честь Св.

Троицы и Спасо-Преображенский, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, к-рый с 1783 г. Переяславской и Бориспольской епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе к-рой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. Слуцкий архим. Виктор Садковский , епископская хиротония к-рого состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе; одновременно еп. Виктор стал коадъютором Киевского митрополита. XVIII - кон.

XIX в. В 1795 г. В образованной в 1801 г. Гродненской губ. Симеона Столпника, в то же время в губернии действовало 559 костелов Гродненские ЕВ. В 1807 г. Софийский собор, к-рый стал кафедральным.

В 1833 г. В 1840 г. В 1828 г. Николая I униат. В состав Литовского диоцеза вошли Гродненская и Виленская губернии, Белостокская обл. Епархиальное управление и епископская кафедра находились в Жировицком мон-ре. Здесь же помещалась униат.

ДС, в ведении к-рой находилось неск. Церковь на белорус. Униатов воссоединение , состоявшееся на Полоцком Соборе в 1839 г. Иосифа Семашко , в Гродненской губ. Назимова, население Гродненской и Виленской губерний «почти наполовину принадлежит православной Церкви» цит. В 1843 г. Богородичный мон-рь базилианок в Гродно был преобразован в правосл.

В 1853 г. В апр. В 1864-1890 гг. Сергия Радонежского в гродненском мон-ре Рождества Пресв. Богородицы 1866 , ц. Александра Невского в Гродно 1870, разрушена в 1938 , отремонтированы 63 церкви. В 1895-1896 гг.

Основную роль в деле фактического возвращения униатов в Православие по замыслу властей должны были играть церковноприходские школы. В 1860 г. Активное создание школ в Гродненской губ. Только за 2-ю пол. В 1889 г. В 1895 г. Богородицы начала работу певч.

В 1896 г. Гродненская епархия в 1900-1991 гг. Святейший Синод принял решение на части территории Литовской епархии учредить самостоятельную Гродненскую и Брестскую епархию. Пределы новой епархии определялись границами Гродненской губ. Гродненской и Брестской областями Белоруссии и Подлясским воеводством Польши адм. Первым Гродненским епископом стал сщмч. Иоаким Левицкий , бывш.

В начале своего существования епархия была разделена на 26 благочиний, имела 654 храма и часовни, в к-рых служили 365 иереев и 30 диаконов, 5 мон-рей с 42 монашествующими гродненские во имя святых Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресв. Богородицы, жировицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы , супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , красностокский в честь Рождества Пресв. В Гродно действовали правосл. Богородицы в жен. По благословению еп. Иоакима при Жировицком ДУ преобразовано из униатского в 1839 начали работу ежегодные педагогические курсы для учителей церковноприходских школ. Ежегодно проводились регентские курсы в Гродно , а также уездные курсы для учителей церковного пения и псаломщиков.

Статус епархиальных имели братства Софийское в Гродно учреждено в 1882, имело попечение о церковно-школьном деле , слонимское Преображенское создано в 1560, восстановлено в 1866 , брестское Свято-Николаевское создано в 1591, восстановлено в 1867 , красностокское во имя Пресв. Богородицы учреждено 1903. Почти при каждом храме существовали приходские братства, из к-рых наиболее деятельным было Петропавловское в Волковыске 1866-1870, 1873-1915 , ставившее задачей заботу о правосл. РГБИ Гродно. РГБИ В 1901-1915 гг. В 1906 г. В 1907 г.

Богородицы совр. Во время первой мировой войны большинство священнослужителей и правосл. В февр. Михаил Ермаков вместе с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. В сент. Владимир Тихоницкий и в отсутствие правящего архиерея по благословению Патриарха св. Тихона Белавина вступил в управление Гродненской епархией.

По Рижскому договору 1921 г. Согласно переписи того же года, на территории епархии жило более 484 тыс. В 1923 г. В 1928 г. В условиях преследования правосл. Пилсудского для отделения польск. Владимир отстаивал необходимость сохранения канонического единства с РПЦ.

Иерей Владимир Гришкевич принял участие в мероприятии на 4 пограничной заставе 24 апреля иерей Владимир Гришкевич принял участие в мероприятии на 4 пограничной заставе, посвящённое памяти героя Советского Союза Александра Николаевича Сивачева. Иерей Александр Гук посетил гродненский филиал Белорусского общества инвалидов 19 апреля в гродненском филиале Белорусского общества инвалидов прошла встреча с руководителем отдела социального служения Гродненской епархии иереем Александром Гуком. Свято-Покровский собор посетили воспитанники центра дневного пребывания инвалидов Ленинского района города Гродно 18 апреля Свято-Покровский собор посетили воспитанники центра дневного пребывания инвалидов Ленинского района города Гродно. Иерей Георгий Панфилов обратился с напутственным словом к увольняемым в запас военнослужащим 23 апреля в 557-й инженерной бригаде Западного оперативного командования чествовали военнослужащих, отслуживших установленные сроки прохождения военной службы по призыву. Подопечные отделения социальной реабилитации, абилитации инвалидов ТЦСОН Волковысского района посетили храм святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 24 апреля подопечные отделения социальной реабилитации, абилитации инвалидов ТЦСОН Волковысского района вместе со своими родителями посетили храм святых равноапостольных Мефодия и Кирилла учителей Славенских города Волковыска, куда 22 апреля прибыли святыни из Грузии. В воскресной школе Покровского собора прошел мастер-класс по росписи пасхальных деревянных яиц 20 апреля по благословению настоятеля Свято-Покровского кафедрального собора города Гродно протоирея Григория Беляцкого в приходской воскресной школе прошел мастер-класс по росписи пасхальных деревянных яиц.

МИЦ; Кн. Мiнск, 1999; Дорош Н. Гродно, 2000; Черепица В. Очерки истории правосл. Церкви на Гродненщине. Гродно, 2000. Гродно, 2001; он же. Гродно, 2003; Сагановiч Г. Мон-ри вост. Границы в пограничье: Белорусы и этнолингвистическая политика Российской империи на зап. Мiнск, 2003. Кузьмин, Л. Кулаженко Майоликовый декор на фасаде Борисоглебской Коложской ц. Майоликовый декор на фасаде Борисоглебской Коложской ц. На территории Городно, являвшегося в XII - 1-й пол. Археологические раскопки на Замковой горе 1932-1933, 1937-1939 - польск. Йодковский, Я. Войцеховский, З. Дурчевский; 1949 - Н. Воронин выявили существование здесь в кон. Неман, напротив Замковой горы, была сооружена Борисоглебская Коложская ц. Гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь. Нижняя церковь сохр. Из 3 апсид храма конструктивно была выделена лишь центральная, боковые имели ниши в вост. Предполагается, что у храма было позакомарное покрытие. Входы располагались с зап. В юго-зап. Стены были сложены из плинфы сплошной порядовой кладкой с включением валунов и кувшинов-голосников. Фасады, а также внутренние стены были разделены лопатками, отвечавшими расстановке столбов в интерьере; по углам лопатки отсутствовали. Храм был декорирован майоликовыми вставками в форме креста и розеток коричневого и зеленого цветов. Сохранившийся пол выложен диагональными рядами майоликовых плиток зеленого, желтого и коричневого цвета; в подкупольном пространстве рисунок пола представляет собой 5 орнаментированных кругов, вписанных в равноконечный крест. В этот же период была сооружена 6-столпная Пречистенская ц. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ; сохр. Гравюра М. РНБ «Подол» в Гродно. РНБ Отличительной особенностью местной архитектурной школы стало «украшение фасадов зданий разноцветными камнями-вставками и майоликовыми плитками Нижняя и Коложская церкви » Белорус. Городенская школа зодчих была синтезом волынской строительные традиции и полоцкой архитектурные формы и производство кирпича школ Раппопорт П, А. Зодчество XII в. Минск, 1983. Пречистенская церковь XII в. Городно вошел в состав Великого княжества Литовского. О строительстве каменных храмов в этот период сведений не обнаружено. Литовский Витовт заменил деревянную крепость города каменной и построил в готическом стиле новый княжеский дворец Старый, или Верхний, замок , а невдалеке от ворот крепости - т. Нижний замок, также обнесенный каменными стенами. В зап. Верхняя церковь Воскресенская открыта археологами в 1933, перенесена в отдельный павильон Гродненского историко-архитектурного музея; сохр. Техника кладки Верхней церкви близка к технике кладки Нижней и Борисоглебской Коложской церквей, что свидетельствует о ее принадлежности гродненской школе зодчества. План аналогичен древнерус. Источники XVI в. На месте совр. Богородицы находилась каменная Пречистенская ц. Общий вид города и схематичное изображение его храмов показано на гравюре 1568-1572 гг. Braun G. Civitates orbis terrarum colonial. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в дер. Мурованке Маломожейково. С кон. XV до сер. Прототипом подобных сооружений стал собор Св. Софии в Полоцке, перестроенный в кон. XV - нач. Мурованке Маломожейково и во имя арх. Богородицы в Мурованке 1524; значительно пострадала в 1656, во время русско-польск. Внешнее оформление храма имеет ярусное построение: 1-й ярус полностью лишен декора; во 2-м ярусе юж. Главный фасад декорирован 3 равновеликими нишами с лучковым завершением, в центральной - круглое окно. Выше по всему периметру стен и башен помещен ряд бойниц под завершающим фасады профилированным карнизом. Фигурный щипец разделен на 3 яруса ренессансной аркатурой и завершен, как и все башни, крестом на «яблоке». Апсида украшена 3 окнами, как на фасаде. Полуциркульные ниши украшают вост. В интерьере 8-гранные столбы с профилированными базами и капителями делят пространство на плановые ячейки, перекрытые звездчатыми сводами с нервюрами; апсида отделена от основного объема широкой стрельчатой аркой; в зап. Храм был расписан, фрески не сохр. В XIX в. До нач. План ц. Михаила в Сынковичах 1-я пол. Фасады храма и апсиды имеют окна стрельчатых очертаний, углубленные в ниши по 2 - на сев. Фронтон главного фасада оформлен 5 рядами одиночных, сдвоенных и строенных ниш, фронтон вост. Апсиду украшает аркатурный поясок, переходящий на стены вост. В интерьере 4 столба поддерживают крестовые своды с нервюрами; центральная и сев. Квадратные в основании столбы выше имеют форму 8-гранных с 4 вогнутыми гранями. Внутренние стены церкви расчленены лопатками, к-рые объединяются со столбами подпружными арками. Витые лестницы, расположенные в башнях, соединяют пространство храма с помещением над сводами, где размещен оборонный ярус. В 1880-1881 гг. В 1494 г. Литовский Александр основал в Городно 1-й католич. Церкви доминиканский, 1551 или 1553; бернардинский жен. Большинство зданий этого периода построено в стиле барокко. Свод боковой апсиды ц. Заключение Брестской унии 1596 прервало строительство правосл. До кон. Гродно оставался католич. В 1700 г. В 1728 г. В 1726-1751 гг. Фонтаны был сооружен каменный собор униат. Богородицы в Гродно освящен в 1756; в 1843 преобразован в правосл. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь. Строительство правосл. Михаила в Изабелине, кон. Софии собор был освящен фарный костел в Гродно кон. Первоначальная постройка с использованием готического и ренессансного стилей и элементов оборонного зодчества представляла собой 3-нефную однобашенную базилику с 5-гранной апсидой, боковыми сакристиями и часовней; 4-ярусная прямоугольная в плане башня-звонница была фланкирована цилиндрическими оборонными башнями; между стрельчатыми окнами боковых фасадов помещались контрфорсы, объединенные вверху аркатурой. В 70-х гг. Гурьевым в ретроспективно-рус. Чагина в русско-визант. Ганебергом и А. Сосновским, придали храму неоготические черты. XVIII - 1-й пол. Сходные архитектурные композиции были характерны как для каменного, так и для деревянного зодчества каменная ц. Георгия в Словатичах, кон. XVIII - нач. Так, ц. Николая в Н. Самуйловичах 1-я пол. Богородицы в Пацевичах 1867 украшена звонницей над входом в виде классической беседки-ротонды. В архитектуре ц. Анны в Задворянах 1-я пол. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в дер. С использованием нек-рых черт стиля ампир были сооружены традиц. Богородицы в Белавичах 1822 , декорированная пилястрами. К постройкам этого стиля относится монументальная ц. Николая в Дубно 1844, реконструирована в 1864 губ. Михаэлисом с планом типа вписанного креста, 5 луковичными главами на высоком круглом барабане над средокрестием и 4 - на башнях над угловыми ячейками , прямоугольной в плане центральной апсидой с примыкающими округлыми апсидами приделов. Все фасады разделены карнизом на 2 яруса, завершаются аттиками, оформлены рядами полуциркульных и полукруглых над дверями окон, выдержанных в едином масштабе. В интерьере 4 столба сложной трапециевидной формы поддерживают купол на световом барабане, где сохранились росписи Деисус в куполе и изображения святителей в барабане. С 60-х гг. Одной из первых подобных построек стала ц. Михаила в г. Щучине 1863 , сев. Граненая кровля увенчана луковичной главкой на глухой шее. Церковь в честь Успения Пресв. Временный комитет по сооружению правосл. В компетенцию присутствия входили: надзор за состоянием правосл. За 22 года работы присутствия было построено ок. Так, схожи по архитектуре церкви Покрова Пресв. Орля, Св. Духа в дер. Озёры обе - 1866 и Покрова в дер. Первомайской 2-я пол. Таким же образом оформлены 3-ярусные с шатрами колокольни, имеющие незначительные отличия в отделке. По единому проекту построены церкви: Успенская в дер. Коптевке 1864-1868 , св. Димитрия в дер. Берестовица 1866 , Успения Пресв. Ятвеск 1873-1876 , свт. Николая в дер. Рымки 1876. Все постройки выполнены из бутового камня, неоштукатурены, углы объемов декорированы пилястрами, фасады завершены аркатурными фризами; полуциркульные окна сдвоенные на фасадах храмов и трапезных, одинарные на стенах нижнего яруса трапезной имеют обрамление в виде лучей. Подобные храмы продолжали строить в этой местности и в нач. Раковичи, 10-е гг. Гольни 1903 в целом повторяет композицию и декор памятников этого типа, но имеет с вост. Церковь в честь Преображения Господня в дер. Церковь Покрова Пресв. Олекшицы 1865-1871, проект архит. Михаэлиса , сохраняя типичную для указанного периода композицию относится к др. Храм имеет кубовидный объем с невысокой 4-скатной кровлей, увенчан достаточно крупной луковичной главой на 8-гранном барабане; апсида прямоугольная в плане, со скошенными углами; с запада пристроена трапезная и 2-ярусная колокольня, увенчанная шатром с луковичной главкой. Храм оштукатурен, украшен по углам объемов пилястрами с декоративными нишами, стрельчатыми окнами 2 - на сев. К архитектуре этого храма близок типовой проект губ. Каленкевича, использованный при постройке церквей Крестовоздвиженской в дер. Головачи и св. Александра Невского в дер. Индуре обе 1881, проект 1877. В отличие от церкви в Олекшицах эти постройки имеют большие 5-гранные апсиды, иное оформление: более развитые карнизы с филенчатым фризом, килевидное обрамление окон и арочных проемов звона. Типологически отличаются от перечисленных построек церкви с планом в виде креста. Преображения Господня в пос. Острына 1875 имеет центральный кубовидный объем со скошенными углами, к к-рому примыкают равные вост. Над средокрестием помещен 8-гранный с заломом шатер с луковичной главкой. С запада пристроена 3-ярусная колокольня, увенчанная шатром. Храм сложен из бутового камня, декорирован белеными деталями: пилястрами по углам объемов, городчатыми фризами, обрамлениями арочных оконных проемов. Аналогичная композиция характерна для ц. Иоанна Предтечи в дер. Лунна 1886 : шатер на высоком световом барабане, полукруглая апсида, примыкающая к вост. Среди построек 2-й пол. Деречин 1863; обновлен в 1868 ; центральный кубовидный объем имеет план типа вписанного креста, к нему с востока примыкает прямоугольная в плане апсида, с запада - симметричный апсиде притвор, сообщающие постройке крестообразную композицию. Углы объемов отмечены пилястрами; фасады завершают карниз с сухариками и аттик. Троицы в дер. Крупец, 2-я пол. Рождества Богородицы в дер. Красный Партизан, нач.

ГРОДНО: ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЕ

Жировичи до Свято-Духова кафедрального Собора г. Более подробную информацию будем выкладывать. Готовимся, берем отпуска! Можно присоединиться на любом этапе, в любой день. В последний день Крестного Хода в Минск и обратно будет, с Божией помощью, организован трансфер паломников. Сынковичи участие в праздновании чудотворной иконы «Всецарица» с заездом в д.

Преосвященнейшему Амвросию сослужили: секретарь Борисовской епархии, настоятель храма святого благоверного князя Димитрия Донского города Борисова протоиерей Сергий Башкиров; благочинный Смолевичского церковного округа, настоятель храма Минской иконы Божией Матери города Смолевичи иерей Никодим Пашков; священнослужители благочиния. Диаконский чин совершил клирик кафедрального собора Воскресения Христова г. Борисова диакон Сергий Сасыкбаев. Литургические песнопения исполнил приходской хор под управлением регента Марии Куйчик.

Великие Луки. Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Великолукского епархиального управления; протоиерей Димитрий Соловьев, настоятель храма святителя Тихона в Кунье; клирики Свято-Вознесенского собора г. Диаконский чин возглавил иеродиакон Андрей Парфенов , заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления. Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор Свято-Вознесенского собора г.

Изяславом Пантелеимоном Мстиславичем , в числе сторонников последнего были правители Городенского княжества. В посл. Можно предположить, что оба храма строились одной артелью по заказу городенского князя. Строительство церкви в Волковыске остановилось после закладки фундамента Каргер. Волковыск упоминается как центр небольшого княжества во главе с кн. Волковысский князь занимал подчиненное положение по отношению к правителю Новогородка и Литовского великого княжества. Позднее эти владения перешли к его брату кн. Шварну Даниловичу ум. Волковыск запустел. Витовту , жизнь в городе оживилась. Наряду с Городно и Новогородком Волковыск считался одним из адм. Верхняя церковь в Гродно. XIII — нач. Реконструкция А. Трусова Верхняя церковь в Гродно. Трусова Галицко-волынские князья утратили контроль за Понеманьем в период правления Литовского вел. Тройдена ок. В 1289 г. Городно начал управлять ближайший соратник вел. Литовского Гедимина - правосл. Довмонта Тимофея. В 60-х гг. Патрикий Кейстутович, а после его смерти - его младший брат Витовт с 1374 , в руках к-рого в 80-х гг. Городно и Волковыск входили в состав Трокского судебно-адм. Великого княжества Литовского. После 3-летней борьбы с польск. Владиславом Ягайло Витовт в 1392 г. Софийский собор, в 1961 взорван. В 1406 г. Церкви на землях Великого княжества Литовского, в частности в родовых владениях Витовта. До 1409 г. Витовт выступил в качестве главного фундатора и ктитора костела во имя св. Николая Чудотворца в Волковыске, на содержание к-рого вел. Ясиновичи, имения Волконовичи, Лебетовчину и Исаевичи. Известны пожалования Витовта костелам в Городно и Новогородке, получившим от него села и земли Vitoldiana. Витовт запретил на литов. В то же время в обмен на денежную помощь Витовт поддерживал католич. Привилегия евреям Витаутаса Великого 1388 г. По-видимому, с нач. Фотия , занимавшего Киевскую митрополичью кафедру в 1408-1431 гродненские земли находились под непосредственным управлением Киевских митрополитов, как об этом свидетельствует ставленая грамота митр. Ионы протодиак. Михаилу на наместничество в Киеве от 9 февр. Власть митрополичьего наместника распространялась помимо Киева на Вильно, Городно, Новогородок и «по всем градом, и местом, и селом, где ни есть мои митропольскии церкви». При этом митр. Иона писал, что такие границы наместничества установились «при моем брате, при Фотее митрополите» РФА. Киевским митрополитам подчинялся гродненский Борисоглебский Коложский мон-рь, имевший право выборного самоуправления. В 1414 г. Витовт отказался принять в Городно митр. Фотия, совершавшего объезд западнорус. Витовт запретил митрополиту посещать Великое княжество Литовское, конфисковал принадлежавшие ему земли. Киевским митрополитом Григория Цамблака. В 1420 г. Григория, Витовт примирился со свт. Фотием, зап. XV - кон. Материальное благосостояние мн. Сигизмунд I выделил часть доходов с королевских имений для содержания богадельни при Борисоглебской Коложской ц. В 1558-1560 гг. Дыбовский и Л. Война при инвентарном описании Гродненской экономии назвали в Гродно 5 церквей, 2 костела и синагогу Писцовая книга Гродненской экономии. Вильна, 1882. Кроме Пречистенской соборной и Борисоглебской монастырской церквей существовали Крестовоздвиженская на Подоле, отданная в 1674 г. Упоминаются также Симеоновская позже на ее месте построен иезуитский костел и Малая Коложская. В 1591 г. С 1536 г. Пречистенский храм в Волковыске. В XVI в. Богородицы в Мурованке совр. Щучинский р-н и во имя арх. Михаила в Сынковичах совр. Зельвенский р-н. Гродненский замок. Белоруссии широко распространились насаждаемые местными магнатами протестант. Николай Радзивилл Чёрный, и социнианство, насаждавшееся Я. Распространение протестант. К кон. XVI - кон. XVIII в. После принятия большинством западнорус. Униатскими приходами и мон-рями на Гродненщине управлял митрополит, живший в Вильно или Новогрудке. Ужесточение законов Речи Посполитой в отношении православных и агрессивная прозелитическая деятельность иезуитов способствовали тому, что большинство местной правосл. В 1622 г. Косодубского в городе была устроена миссия иезуитов, в 1625 г. Миссии иезуитов были также основаны в Волковыске и др. В 1643 г. Бригиты, на содержание к-рого ктиторы пожертвовали неск. До 1655 г. Политика латинизации и полонизации распространялась не только на православных, но и на униатов. Последний крупный переход униатов в католич. Церковь во имя арх. Михаила в дер. Верными Православию на гродненских землях оставались мон-ри: заблудовский в честь Успения Пресв. Богородицы, бельский во имя свт. Николая Чудотворца, дрогичинские в честь Св. Троицы и Спасо-Преображенский, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, к-рый с 1783 г. Переяславской и Бориспольской епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе к-рой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. Слуцкий архим. Виктор Садковский , епископская хиротония к-рого состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе; одновременно еп. Виктор стал коадъютором Киевского митрополита. XVIII - кон. XIX в. В 1795 г. В образованной в 1801 г. Гродненской губ. Симеона Столпника, в то же время в губернии действовало 559 костелов Гродненские ЕВ. В 1807 г. Софийский собор, к-рый стал кафедральным. В 1833 г. В 1840 г. В 1828 г. Николая I униат. В состав Литовского диоцеза вошли Гродненская и Виленская губернии, Белостокская обл. Епархиальное управление и епископская кафедра находились в Жировицком мон-ре. Здесь же помещалась униат. ДС, в ведении к-рой находилось неск. Церковь на белорус. Униатов воссоединение , состоявшееся на Полоцком Соборе в 1839 г. Иосифа Семашко , в Гродненской губ. Назимова, население Гродненской и Виленской губерний «почти наполовину принадлежит православной Церкви» цит. В 1843 г. Богородичный мон-рь базилианок в Гродно был преобразован в правосл. В 1853 г. В апр. В 1864-1890 гг. Сергия Радонежского в гродненском мон-ре Рождества Пресв. Богородицы 1866 , ц. Александра Невского в Гродно 1870, разрушена в 1938 , отремонтированы 63 церкви. В 1895-1896 гг. Основную роль в деле фактического возвращения униатов в Православие по замыслу властей должны были играть церковноприходские школы. В 1860 г. Активное создание школ в Гродненской губ. Только за 2-ю пол. В 1889 г. В 1895 г. Богородицы начала работу певч. В 1896 г. Гродненская епархия в 1900-1991 гг. Святейший Синод принял решение на части территории Литовской епархии учредить самостоятельную Гродненскую и Брестскую епархию. Пределы новой епархии определялись границами Гродненской губ. Гродненской и Брестской областями Белоруссии и Подлясским воеводством Польши адм. Первым Гродненским епископом стал сщмч. Иоаким Левицкий , бывш. В начале своего существования епархия была разделена на 26 благочиний, имела 654 храма и часовни, в к-рых служили 365 иереев и 30 диаконов, 5 мон-рей с 42 монашествующими гродненские во имя святых Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресв. Богородицы, жировицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы , супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , красностокский в честь Рождества Пресв. В Гродно действовали правосл. Богородицы в жен. По благословению еп. Иоакима при Жировицком ДУ преобразовано из униатского в 1839 начали работу ежегодные педагогические курсы для учителей церковноприходских школ. Ежегодно проводились регентские курсы в Гродно , а также уездные курсы для учителей церковного пения и псаломщиков. Статус епархиальных имели братства Софийское в Гродно учреждено в 1882, имело попечение о церковно-школьном деле , слонимское Преображенское создано в 1560, восстановлено в 1866 , брестское Свято-Николаевское создано в 1591, восстановлено в 1867 , красностокское во имя Пресв. Богородицы учреждено 1903. Почти при каждом храме существовали приходские братства, из к-рых наиболее деятельным было Петропавловское в Волковыске 1866-1870, 1873-1915 , ставившее задачей заботу о правосл. РГБИ Гродно. РГБИ В 1901-1915 гг. В 1906 г. В 1907 г. Богородицы совр. Во время первой мировой войны большинство священнослужителей и правосл. В февр. Михаил Ермаков вместе с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. В сент. Владимир Тихоницкий и в отсутствие правящего архиерея по благословению Патриарха св. Тихона Белавина вступил в управление Гродненской епархией. По Рижскому договору 1921 г. Согласно переписи того же года, на территории епархии жило более 484 тыс. В 1923 г. В 1928 г. В условиях преследования правосл. Пилсудского для отделения польск. Владимир отстаивал необходимость сохранения канонического единства с РПЦ. Несмотря на протесты, в 1925 г. Священноначалие РПЦ не признало канонической законности этого акта. В 1929 г. Церковь в Польше инициировала дело о ревиндикации отчуждении храмов и имущества правосл. Церкви, принадлежавших до 1839 г. В Гродненской епархии католики требовали возвращения 174 церквей. Православным в судебном порядке удалось отстоять значительную их часть. Тем не менее у Гродненской епархии было отнято ок. Богородицы в Мурованке.

В Гродно в 20-й раз начался фестиваль «Коложский благовест»

Богослужение в Лазареву субботу — новости Гродно.
Гродненская епархия новости Хатняя старонка» Культура» В Гродно в 20-й раз начался фестиваль «Коложский благовест».
В Гродненской епархии проходит XX фестиваль православных песнопений Определением нашим от 7 мая 2023 года религиозная община «Приход храма Собора Всех Белорусских Святых г. Гродно Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви».

Будет служить недалеко от Белостока

  • Новости сайта Гродненской епархии
  • По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора
  • Викарные епархии
  • Галоўнае меню

В единстве с Русской Православной Церковью

Молодежь Бобруйской епархии приняла участие в Национальном этапе Международного конкурса исследовательских и творческих литературных работ «Духовный свет». До 11 февраля этого года Ноздрин занимал должность руководителя отдела Гродненской епархии Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и. Официальный канал Гродненской епархии БПЦ МП.

Бывший руководитель православной епархии умер в Гродно

В ходе заседания обсуждались текущие вопросы жизни епархии: проведение духовно-нравственных и духовно-просветительских мероприятий, благотворительных акций. Рыма-каталіцкі Касцёл на Гродзеншчыне. Навіны і падзеі з жыцця лакальнага касцёла, карысная інфармацыя, афіцыйныя дакументы. Заўсёды актуальныя навіны. В молитвенном шествии приняли участие настоятели всех приходов Гродно, все благочинные Гродненской епархии, православные гродненцы и паломники из Гродненского, Волковысского. В 1924-1939 годах Гродненская епархия существовала в составе автокефальной Польской Православной Церкви. Автор: Пресс-служба Йошкар-Олинской епархии. В 1924-1939 годах Гродненская епархия существовала в составе автокефальной Польской Православной Церкви.

Предстоящие поездки

  • Правящий архиерей
  • Поделиться
  • Гродненская епархия новости
  • Государственное учреждение образования

В Гродно представили нового епископа Гродненского и Волковысского

Если люди находят в священнике эти две вещи, то они считают его святым и со всех ног бегут в церковь. А раз они бегут в Церковь, то спасаются». Чтобы прокормиться в деревне, нужно иметь хотя бы небольшое хозяйство, огород; иногда условия спартанские, и не все это выдерживают. Поэтому, помимо распределения выпускников семинарий, есть и другая практика: я прошу священнослужителей рекомендовать мне пономарей, которым за 50, предпенсионного или пенсионного возраста, которые детей уже на ноги поставили, больше десяти лет при храме, знают свое дело. Отправляем их поступать на заочное отделение в семинарию. Если поступают, значит есть благословение Божие. Через пару лет мы их рукополагаем. Это православный спецназ: они могут приехать на любой приход, в деревню или на хутор, будут служить, и им не нужно беспокоиться, как прокормить детей. Абитуриентов сейчас меньше, чем раньше, но Церковь — это живой организм. Переживать здесь не нужно.

Когда потребуется, будет больше поступающих. Сейчас, слава Богу, в нашей епархии кадровый вопрос решен, у нас достаточное число студентов семинарии и выпускников. В этом году, например, было пять выпускников, все получили места на приходах. Одно из первостепенных направлений — духовное просвещение и катехизация. Мы подбираем священников, которые обязательно должны преподавать в школах. Первостепенной является работа с детьми, работа с молодежью, диалог с учебными заведениями. Беседуем о духовно-нравственных ценностях, организуем экскурсии по храмам, памятникам архитектуры. Но то, что город православный, видно только в Вербное воскресенье, на Пасху и Рождество. Православные и римо-католики здесь сосуществуют мирно.

Много смешанных православно-католических браков. А когда в нашем соборе проходят заупокойные поминальные службы, приходят все: бывает видно, что часть людей крестится по-католически. Так принято, что если родственник был православный, то семья, даже если все католики, вместе должны прийти и помянуть его. Я такого раньше не видел. Подают записки — Тадеуша, Терезы, Людвика. Молятся всей семьей. С местной епархией Римо-Католической Церкви у нас хорошие отношения. Ее с момента образования в 1991 году возглавляет епископ Александр Кашкевич. Здесь, в Гродно, есть римо-католическая семинария.

Гродно — это центр самой крупной по количеству приходов католической епархии в Беларуси. Есть такие районы, как, например, Вороновский, приграничный район, на территории которого 13 костелов и всего три православных храма, и то лишь современные, построенные после 1991 года. Как правило, в населенных пунктах рядом с православным храмом располагаются костелы, при дорогах установлено по два креста. Священники часто вместе участвуют в официальных мероприятиях. Оба приходят с кропилом, святой водой. Для нас это является поводом для свидетельства Православия и поддержания добрых межконфессиональных отношений. Ведь миряне ориентируются на то, как священники разных христианских традиций мирно и уважительно поддерживают отношения между собой, и подобным образом выстраивают взаимоотношения в семьях и обществе. На протяжении всего времени служения в Гродно он нес послушание уездного наблюдателя церковных школ. Во время Первой мировой войны отец Николай эвакуировался вглубь России, где был репрессирован советской властью.

В кафедральном соборе есть его икона. В годы Великой Отечественной войны он получил разрешение немецких оккупационных властей на открытие храмов в Восточной Беларуси. Вместе со своим сподвижником иереем Григорием Кударенко[6] он отправился туда, на землю, выжженную безбожием. Там служители Христовы открывали храмы, крестили людей, возрождали церковную жизнь. Всего ими были открыты 74 храма. После освобождения Беларуси от нацистов ревностных служителей Божиих арестовали в Гродно, обвинили в якобы сотрудничестве с немецкой контрразведкой и отправили в лагерь. Имя преподобномученика Серафима носит один из наших приходов. Во время Первой мировой войны вместе с сестрами Красностокского монастыря, где служил, был эвакуирован в Россию, а в 1937 году расстрелян на Бутовском полигоне. Также с Гродно связано имя святителя Тихона, Патриарха Московского, исповедника.

Как говорит «Летопись Софийского собора», в 1914 году, еще будучи архиепископом Литовским и Виленским, он дважды посещал Гродненскую епархию. Для двух районов нашей епархии — Щучинского и Вороновского — он являлся епархиальным архиереем, так как до революции эти районы входили в состав Литовской епархии. Поэтому в храмах нашей епархии на иконах Собора Белорусских святых можно видеть образ святителя Тихона, что говорит о том, как верующими ценится церковное единство. Священник должен уделять внимание каждому — В должности правящего архиерея Гродненской епархии какой Вы видите свою миссию? У нас есть храмы, которые строятся очень долгое время из-за различных проблем с финансированием. Нам надо завершать возведение этих церквей. При храмах необходимы просветительские центры, чтобы для человека храм был не только местом совершения богослужений. Наша паства очень любознательная, многие посещают богословские курсы.

Эти кресты на солнце переливались разными цветами. Девять веков спустя они, конечно, потускнели, да и комсомольцы в свое время сделали из них мишени для стрельбы. Часть храма в конце XIX века обрушилась в Неман — дожди подмыли склон. Но своеобразия своего храм не утратил: он прямо дышит средневековьем! В стены встроены «голосняки» — полые кувшины, создающие внутри храма замечательную акустику. Но дело, конечно, не только в акустике. Свой приход он в шутку именует подвижническим: ну кто еще согласится и летом, и зимой стоять всю службу на холодном каменном полу?! Отопления здесь, как и в средние века, нет, но подогрев пола все же планируют сделать, и восстановить его прежний, первоначальный вид. В особенные дни «подвижничают» здесь новобрачные — отец Владимир вспоминает, как в один из дней, на некую круглую дату, кажется, 07. Сейчас Коложская церковь не просто действует, при ней — вокресная школа, в храме выпускается детский листок — «Сретение», прихожане окормляют городскую больницу, дом инвалидов, тут же молодежное борисоглебское братство… Местная святыня — Коложская икона Божьей Матери. Говорят, что во время первой мировой войны ее обносили вокруг фортов города, служили молебен. И Вильгем, немецкий кайзер, по необъяснимым причинам развернул свои войска и вместо Восточной Польши пошел на Францию… Хочется напоследок как бы захватить из этих мест побольше ощущений. Действительно, необыкновенное чувство — быть внутри храма, в котором молились в 1410 году, уходя на Грюнвальдскую битву — решающее сражение против Тевтонского ордена, в котором участвовало чуть не пол-Европы. Стоишь и завороженно смотришь: тут все так, как должно быть в церкви. Напоследок мы заезжаем к владыке Артемию — попрощаться. И заходим в кафедральный собор. Внимательно всматриваешься в свеженаписанные иконы новомучеников. И воедино связывается нить — между древней Коложей и отреставрированным новеньким Покровским собором. И так странно вглядываться в облик новомучеников, таким смутным предупреждением отзывается их жизнь — когда знаешь, что храмы открыты и исповедание веры ничем не грозит. Мирное время сейчас... И всё это едино: и древние мученики, и новые исповедники, и бабушки-«белые платочки», и молодые, полные сил прихожане и священники. И над всеми этими лицами и ликами — лик Христа: «Бодрствуйте и молитесь, доколе приду». Артемий, епископ Гродненский и Волковысский Разбудить человеческое сердце Гродненщина — особенная область. В свое время Белоруссия была одной из экспериментальных атеистических площадок: здесь первыми хотели отчитаться, что «попов у нас больше нет». И сегодня это до сих пор остро ощущается. Лучшие священнослужители, миссионеры отсюда высылались в Польшу, лучшие выпускники семинарии 50-х годов из республики перебрались в Москву и Петербург. Поэтому мы все создаем сначала. Церковь сейчас — как больной, который вышел из реанимации. Мы учимся заново ходить, пока на костылях, ножки передвигаем потихонечку. Главное, чтоб правильно срослись, чтоб не пришлось их снова ломать... Сейчас для верующих наступило благоденствие — открываются храмы, гонений нет. Но самым страшным для Церкви мне кажутся не гонения, а когда религия становится модой, и уж тем более — идеологией. Когда служба становится ремеслом. Я вспоминаю, как мы в молодости боролись за право быть в Церкви, служить, как мы «горели», и кем мы стали, когда это стало работой... Сегодня можно очень удобно устроиться, «законсервироваться» на своем приходе. Проще всего для священников поделить все на зоны «влияния» между приходами, брать деньги за требы — и будешь сыт до конца дней! Можно даже построить прекраснейший храм, но жизни там не будет... Религия — это, прежде всего, не внешнее здание, это область внутреннего мира человека. А порой глубина церковной жизни остается невостребованной... У народа, по большому счету, иллюзорное отношение к христианству. Сейчас появилось большое число людей, которые, называя себя православными христианами, никакой потребности в общении со Христом не чувствуют. Им важнее получить исцеление от разных болезней, им важнее получить утешение от разных житейских скорбей, поэтому они часто прибегают за помощью только к тем или иным святым и святыням. Даже образ Креста иногда не связывается у нас со Смертью Христовой: многие воспринимают Крест и знак крестного знамения, скорее, как оберег, как то орудие, которое охраняет человека от разных темных сил, от разных внушений, сглазов, порчи и всего в этом ряду. О Боге вспоминают, желая, чтобы в жизни все было гладко, тихо, мирно и благополучно. Был такой современный спектакль: там Христос ходит по современной Италии. Мимо Него проходят люди, все спешат, всем не до Него. Он заходит в дом, а там все смотрят футбол по телевизору. А на кровати лежит больной — парализованный. Христос к нему подходит: «Тебе говорю, встань». Тот вскакивает и — за табуретку, к телевизору! Христос стоит один у кровати и смотрит на эту толпу, сидящую к Нему спиной... В Православие должны приходить не за чудесами, и не по политическим мотивам, и не потому, что это культурная, национальная традиция. Оно должно вырастать из сердца человека, из его внутреннего мира. И задача Церкви — не завлечь человека в какую-то структуру, а разбудить его сердце, помочь ему. Так что строить храмы — очень важно, но еще важнее — «золотить» души, а не купола. Пускай приход имеет золотой купол и прекрасный иконостас, но если у него нет воскресной школы, то для меня такой приход мертв. Если священник не говорит проповеди, не проводит беседы, не посещаются больница, дом престарелых или приют — это просто «фабрика обрядовых услуг» православной направленности, а не церковная жизнь. К сожалению, больше всего приходится встречать препятствия со стороны духовенства старой, «застойной» закваски. Зато радуют молодые священнослужители — выпускники сегодняшних духовных школ.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Покровского кафедрального собора под управлением Юлии Шепелевой. В храме молились: настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного митрополичьего женского монастыря города Гродно игумения Гавриила Глухова , исполняющий обязанности генерального консула Российской Федерации в городе Гродно П. Морозов, председатель Гродненского областного совета депутатов Е. Пасюта, председатель Гродненского районного исполнительного комитета В. Хелский, начальник главного управления здравоохранения Гродненского областного исполнительного комитета Л. Кеда, председатель Комитета государственного контроля по Гродненской области А. Дорожко, начальник Гродненского областного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Д. После сугубой ектении Патриарший экзарх вознес молитву о восстановлении мира. Проповедь на запричастном стихе произнес протоиерей Александр Железный.

Затем четверть века, с 1996 по 2021 год, дольше всех в истории православного Гродно, епархией управлял архиепископ Артемий Кищенко. Всего в Гродно с 1900 года сменилось 16 архиереев. В настоящее время в Гродненской епархии, которая делится на девять благочиннических округов, действует 125 храмов; из них 34 являются памятниками архитектуры, это полностью сохранившиеся древние храмы. Есть и такие, которые не закрывались никогда, с сохранившимся убранством и утварью. Раньше я служил в Слуцкой епархии , это Восточная Беларусь[5]; там осталось только восемь подобных памятников архитектуры, но это сохранившиеся стены с полной или частичной утратой внутреннего убранства. Истинный сын Церкви — Вы были иподиаконом, а затем личным секретарем митрополита Филарета Вахромеева. Расскажите, каким он был человеком. Когда он получил назначение в Минск, ему говорили, что он едет на гиблое место: от трех с половиной тысяч храмов к этому времени осталось чуть больше трехсот. Он был единственным епископом на всю Беларусь. В Минске, в столице, было только два храма — Свято-Духов кафедральный собор и Александро-Невская кладбищенская церковь. Также в епархии стояла серьезная проблема с кадрами, не было духовных школ. По итогам 35-летнего управления Белорусским экзархатом из одной епархии образовалось 13, а 350 приходов превратились в 1600. Возродились монастыри, открылись духовные школы. Церковная жизнь была полностью реанимирована. Когда в начале 1990-х годов распался Советский Союз, были разные мнения по поводу того, как должна быть устроена жизнь Православной Церкви в новых реалиях. Конечно, определенные силы пытались повлиять на митрополита Филарета, чтобы тот выступил инициатором обособления Белорусской Церкви. Владыка своими дипломатическими усилиями стремился не допустить раскола. Он всегда оставался приверженцем традиции церковного единства и нас всех учил тому, что наша Церковь должна быть едина. Своим авторитетом владыка Филарет гасил любые проявления церковного сепаратизма. Мы очень его почитаем как человека, который своими трудами и молитвами, своей самоотверженной любовью из небытия возродил Православную Церковь на Белой Руси, сохранил канонический статус Белорусской Церкви как части Церкви Русской и воспитал множество священнослужителей в доброй церковной традиции. Владыка заложил своей деятельностью твердый фундамент осознания единства нашей Русской Православной Церкви. Сейчас мы видим, как это единство пытаются разрушить. Что помогло ему сделать так много для Церкви? Это была его сугубая церковность, преданность Церкви, Священноначалию, Патриарху, Синоду. Когда мы, еще будучи студентами, собирались на актовые дни, праздники, владыка Филарет всегда передавал благословение Патриарха и учил нас быть в послушании. Послушание — одна из наивысших добродетелей, на которых зиждется церковная жизнь. Быть преданным Христу, быть преданным Церкви — владыка сам так жил и так учил всех, кого воспитывал. Дважды в неделю он находил время преподавать в Минской духовной семинарии, возрождение которой в 1989 году проходило под его непосредственным руководством. Образованию он уделял очень большое внимание. Особенно воспитанникам семинарии запоминались его лекции по истории Церкви ХХ века, ведь владыка был свидетелем, а часто и непосредственным участником тех событий, которые описывались в учебнике. В 1996 году была открыта Минская духовная академия. Митрополит Филарет делал особый акцент на том, что священнослужители, которые служат в Беларуси, должны первое, начальное образование — семинарское — получать здесь, знать историю Беларуси, специфику страны и народа. Сегодня большинство тех, кто трудится в Беларуси, являются выпускниками Минской и Витебской духовных семинарий, что лишний раз подтверждает: преданность Церкви была жизненным кредо митрополита Филарета. Авторитет экзарха был колоссальный: если что-то не получалось решить в епархии, епископ ехал к митрополиту, и митрополит решал любой вопрос. Он был необычайно энергичным человеком. Однажды к митрополиту Филарету приехал архиерей и стал жаловаться, что время сложное, много проблем, много беспокойства. Владыка Филарет выслушал и сказал: «Знаете, владыка, беспокойство архиерея начинается тогда, когда он выходит на покой». Больше у того архиерея не было ни вопросов, ни жалоб. Когда митрополит Филарет управлял Гродненской епархией, здесь были открыты новые приходы, возобновились богослужения в Коложской церкви. Он успевал везде: помимо управления экзархатом был постоянным членом Священного Синода, долгое время был председателем ОВЦС , председателем Синодальной библейско-богословской комиссии, некоторое время был народным депутатом СССР 1991 и депутатом Верховного Совета Беларуси 1990-1995. Появились новые приходы. В одном только Гродно было зарегистрировано больше десяти приходов. Сейчас у нас в Гродно 19 приходов, последние два были открыты при мне, и для нас этого количества уже достаточно, чтобы охватить весь город. Владыка Артемий большое внимание уделял духовному образованию. Священники как минимум должны были иметь семинарское образование, а городские священнослужители — академическое. На приходах открывались воскресные школы, церковные библиотеки. Без строительства храма не может быть развития церковной жизни — Какие основные направления в деятельности епархии Вы выделяете сегодня? Многие, побывав первый раз в Гродно, говорят, что это город, полный костелов. Мы всегда обращаемся к истории и подчеркиваем, что одна из древнейших церквей Беларуси — Борисоглебская Коложская церковь на берегу реки Неман — находится именно у нас, а Гродно — древний православный город. В определенное историческое время некоторые храмы переходили из рук в руки, то есть были костелами, как, например, Никольский храм Волковыска или церковь-крепость Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Мурованка Щучинского района. Другие были разрушены: в 1938 году в Гродно разобрали Александро-Невский храм, а в 1961 году взорвали Софийский собор. В Великую Отечественную войну сильно пострадал гродненский Борисоглебский монастырь. Его не стали восстанавливать, а снесли. После открытия епархии в 1992 году началось интенсивное храмовое строительство.

В единстве с Русской Православной Церковью

Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, управляющий Слуцкой епархией. гродненская епархия — Новости — Новости и события Гродно. Преосвященнейшему Амвросию сослужили: секретарь Борисовской епархии, настоятель храма святого благоверного князя Димитрия Донского города Борисова протоиерей Сергий Башкиров. Главная» Новости» Гродненская епархия официальный сайт новости. Епархия Гродно Филарета улица. Санкт-Петербургская Митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

В Гродно в 20-й раз начался фестиваль «Коложский благовест»

Гродненская епархия просуществовала до 1951 года, когда была упразднена под давлением советской власти. Подобная судьба постигла и многие приходы. В результате государственной политики, проводившейся в отношении Церкви, в начале 1960-х годов была закрыта и Минская духовная семинария , в Беларуси прекратилась подготовка священнослужителей, Полоцкий и Гродненский женские монастыри были разорены. В 1978 году управляющим Минской епархией , которая охватывала всю территорию Беларуси, был назначен митрополит Филарет Вахромеев. Первый десяток лет ему пришлось нести архипастырский крест в условиях атеистической пропаганды. Несмотря на это, он начал активную работу по возрождению храмов и архиерейских кафедр.

Его усилиями был создан Белорусский экзархат , а с 1989 по 1992 год владыка Филарет носил титул митрополита Минского и Гродненского, Патриаршего экзарха всея Беларуси. В 1992 году в Гродно была возрождена епископская кафедра. Ее первым управляющим стал архиепископ Валентин Мищук , два года его деятельности были отмечены возрождением монашеской жизни в Гродненском Рождество-Богородичном монастыре и другими делами. С 1994 по 1996 год Гродненской епархией управлял митрополит Филарет Вахромеев. Именно ему было суждено стать самым ярким архиереем в церковной истории Гродно.

Затем четверть века, с 1996 по 2021 год, дольше всех в истории православного Гродно, епархией управлял архиепископ Артемий Кищенко. Всего в Гродно с 1900 года сменилось 16 архиереев. В настоящее время в Гродненской епархии, которая делится на девять благочиннических округов, действует 125 храмов; из них 34 являются памятниками архитектуры, это полностью сохранившиеся древние храмы. Есть и такие, которые не закрывались никогда, с сохранившимся убранством и утварью. Раньше я служил в Слуцкой епархии , это Восточная Беларусь[5]; там осталось только восемь подобных памятников архитектуры, но это сохранившиеся стены с полной или частичной утратой внутреннего убранства.

Истинный сын Церкви — Вы были иподиаконом, а затем личным секретарем митрополита Филарета Вахромеева. Расскажите, каким он был человеком. Когда он получил назначение в Минск, ему говорили, что он едет на гиблое место: от трех с половиной тысяч храмов к этому времени осталось чуть больше трехсот. Он был единственным епископом на всю Беларусь. В Минске, в столице, было только два храма — Свято-Духов кафедральный собор и Александро-Невская кладбищенская церковь.

Также в епархии стояла серьезная проблема с кадрами, не было духовных школ. По итогам 35-летнего управления Белорусским экзархатом из одной епархии образовалось 13, а 350 приходов превратились в 1600. Возродились монастыри, открылись духовные школы. Церковная жизнь была полностью реанимирована. Когда в начале 1990-х годов распался Советский Союз, были разные мнения по поводу того, как должна быть устроена жизнь Православной Церкви в новых реалиях.

Конечно, определенные силы пытались повлиять на митрополита Филарета, чтобы тот выступил инициатором обособления Белорусской Церкви. Владыка своими дипломатическими усилиями стремился не допустить раскола. Он всегда оставался приверженцем традиции церковного единства и нас всех учил тому, что наша Церковь должна быть едина. Своим авторитетом владыка Филарет гасил любые проявления церковного сепаратизма. Мы очень его почитаем как человека, который своими трудами и молитвами, своей самоотверженной любовью из небытия возродил Православную Церковь на Белой Руси, сохранил канонический статус Белорусской Церкви как части Церкви Русской и воспитал множество священнослужителей в доброй церковной традиции.

Владыка заложил своей деятельностью твердый фундамент осознания единства нашей Русской Православной Церкви. Сейчас мы видим, как это единство пытаются разрушить. Что помогло ему сделать так много для Церкви? Это была его сугубая церковность, преданность Церкви, Священноначалию, Патриарху, Синоду. Когда мы, еще будучи студентами, собирались на актовые дни, праздники, владыка Филарет всегда передавал благословение Патриарха и учил нас быть в послушании.

Послушание — одна из наивысших добродетелей, на которых зиждется церковная жизнь. Быть преданным Христу, быть преданным Церкви — владыка сам так жил и так учил всех, кого воспитывал. Дважды в неделю он находил время преподавать в Минской духовной семинарии, возрождение которой в 1989 году проходило под его непосредственным руководством. Образованию он уделял очень большое внимание. Особенно воспитанникам семинарии запоминались его лекции по истории Церкви ХХ века, ведь владыка был свидетелем, а часто и непосредственным участником тех событий, которые описывались в учебнике.

В 1996 году была открыта Минская духовная академия. Митрополит Филарет делал особый акцент на том, что священнослужители, которые служат в Беларуси, должны первое, начальное образование — семинарское — получать здесь, знать историю Беларуси, специфику страны и народа. Сегодня большинство тех, кто трудится в Беларуси, являются выпускниками Минской и Витебской духовных семинарий, что лишний раз подтверждает: преданность Церкви была жизненным кредо митрополита Филарета. Авторитет экзарха был колоссальный: если что-то не получалось решить в епархии, епископ ехал к митрополиту, и митрополит решал любой вопрос. Он был необычайно энергичным человеком.

Однажды к митрополиту Филарету приехал архиерей и стал жаловаться, что время сложное, много проблем, много беспокойства. Владыка Филарет выслушал и сказал: «Знаете, владыка, беспокойство архиерея начинается тогда, когда он выходит на покой». Больше у того архиерея не было ни вопросов, ни жалоб. Когда митрополит Филарет управлял Гродненской епархией, здесь были открыты новые приходы, возобновились богослужения в Коложской церкви. Он успевал везде: помимо управления экзархатом был постоянным членом Священного Синода, долгое время был председателем ОВЦС , председателем Синодальной библейско-богословской комиссии, некоторое время был народным депутатом СССР 1991 и депутатом Верховного Совета Беларуси 1990-1995.

Появились новые приходы. В одном только Гродно было зарегистрировано больше десяти приходов. Сейчас у нас в Гродно 19 приходов, последние два были открыты при мне, и для нас этого количества уже достаточно, чтобы охватить весь город.

Протоиерей Сергий Шелест пообщался с учащимися 5-6 классов Средней школы агрогородка Пограничный 24 апреля учащиеся 5-6 классов средней школы агрогородка Пограничный посетили храм преподобной Евфросинии Полоцкой. Иерей Антоний Федосеев рассказал прихожанам о Коложской иконе Божией Матери 22 апреля на катехизаторских курсах при Свято-Петро-Павловском соборе города Волковыска иерей Антоний Федосеев рассказал прихожанам о Коложской иконе Божией Матери, приуроченная к предстоящим торжествам. Состоялся очередной семинар-практикум для библиотекарей на базе библиотеки Свято-Покровского кафедрального собора города Гродно 23 апреля на базе библиотеки Свято-Покровского кафедрального собора города Гродно состоялся очередной семинар-практикум, на котором участники познакомились с основами систематизации православной литературы и классификацией документов в церковных библиотеках. Иерей Игорь Волошин встретил на приходе гостей из Полецкишской школы 23 апреля учащиеся Полецкишской школы посетили храм святого благоверного князя Александра Невского городского поселка Вороново. Протоиерей Иоанн Велисейчик обратился к солдатам во время митинга 22 апреля в 6-ой отдельной гвардейской механизированной Киевско-Берлинской ордена Ленина, Краснознаменной, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого бригаде прошёл торжественный митинг, посвящённый увольнению солдат в запас военной срочной службы. Иерей Антоний Федосеев побеседовал с учащимися Волковысского педагогического колледжа 23 апреля прошла встреча учащихся Волковысского педагогического колледжа с клириком собора иереем Антонием Федосеевым в Свято-Петро-Павловском соборе города Волковыска.

Митрополита Филарета — ул. Дзержинского — ул. У врат Покровского кафедрального собора участники крестного хода встретили Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина. Затем в соборе была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Вениамин. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний, архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Пинский и Лунинецкий Георгий , секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, секретарь Гродненской епархии протоиерей Николай Лабынько, настоятель прихода храма в честь благоверного великого князя Александра Невского города Минска протоиерей Николай Коржич, настоятель прихода храма в честь святителя Николая Чудотворца поселка Привольный Минского района протоиерей Анатолий Иващук, настоятель Петропавловского кафедрального собора города Волковыска архимандрит Василий Коржич , настоятель Покровского кафедрального собора города Гродно протоиерей Григорий Беляцкий, благочинный Гродненского городского церковного округа протоиерей Александр Велисейчик и духовенство Гродненской епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Покровского кафедрального собора под управлением Юлии Шепелевой. В храме молились: настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного митрополичьего женского монастыря города Гродно игумения Гавриила Глухова , исполняющий обязанности генерального консула Российской Федерации в городе Гродно П. Морозов, председатель Гродненского областного совета депутатов Е.

That way, as the pages that are referenced are changed or taken from the web, a link to the version that was live when the page was written will be preserved. The idea is to bring a reliability to Wikipedia outlinks so that if the pages referenced by Wikipedia articles are changed, or go away, a reader can permanently find what was originally referred to.

ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ

Главная Новости Главные новости«Духовная весна» пришла в Гродно. Епархия сегодня. Епархия Гродно Филарета улица.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий