Не формально надо попросить прощения у того человека, которого мы огорчили, которого обидели, осудили. В Троицком храме на вечерней службе был совершен Чин прощения: духовенство храма во главе с настоятелем храма протоиереем Алексием Виноградовым и прихожане испросили друг у друга прощения за вольные или невольные обиды. Проповедь протоиерея Ярослава Иванова на Чине прощения от 10.03.19.
Служение Архиерея
- Использованные материалы
- Зачем нужен Чин прощения в Прощеное воскресение? | СЕМЬЯ и ВЕРА
- Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают
- Зачем нужен Чин прощения в Прощеное воскресение? | СЕМЬЯ и ВЕРА
Прощеное воскресенье: о чем нельзя забыть 17 марта, и что нужно сделать, чтобы жить спокойно
Этим мы раскроем его и Богу своему. Перед такой духоносной задачей мы ныне поставлены. Посему придём сегодня вечером во святой храм с полной раскрытостью сердца, с готовностью обнять ближнего. Примем его, как Самого Господа, отпустим сполна и каждому согрешения против нас. Тогда и Христос отпустит нам согрешения наши и соделает нас живыми членами Церкви — Своего Царства. Чин прощения Дорогие братья и сёстры о Христе. Мы собрались ныне в храме для того, чтобы встать перед Лицом Бога Живаго. Да осенит Он нас Своим благословением, дабы раскрылись сердца наши и стали так пространны, чтобы вместился в них небесами Невместимый Бог. Это Он дарует нам возможность раскрыть объятия и выразить своё благоволение нашим ближним, испрашивая прощение у каждого. Это, как мы знаем, непременное условие для очищения нашего сердца и для изменения ума. Цель нашей жизни — любовью сочетаться со Христом.
Но нельзя любить Бога и при этом ненавидеть брата своего. Для того-то и дарует нам Христова Церковь чин прощения, дабы мы со всеми были примирены.
Это умолчание Типикона говорит о многом. Чин прощения появился в русских монастырских Обиходниках и архиерейских Чиновниках 16-17 вв. В более ранних памятниках следов чина прощения на Прощеное воскресенье пока не удалось найти. Этот умилительный чин родился из уставного чина прощения, который должен совершаться в конце повечерия ежедневно. Постепенно этот чин в Прощеное воскресенье был переосмыслен на базе сведений из жития прп. Марии Египетской , в котором говориться о обычае Иорданского монастыря в последний день перед началом Великого поста испрашивать друг у друга прощение и взяв благословение у игумена монастыря, уйти в пустыню на всею Четыредесятницу, чтобы вернуться к Вербному воскресенью. После окончания вечерни, настоятель храма берет напрестольный Крест и выйдя на солею говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика все, чем согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли.
Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый.
Но на самом деле очень важно понимать, что мы просим прощения не только за то, что мы сделали, но и за то, что не сделали, за то, что не оказали той евангельской любви, которую могли оказать этому человеку. То есть совершенно необязательно человека в храме знать, чтобы у него просить прощения; ведь мы ходим с ним вместе в один храм и, может быть, когда-то не оказали ему внимания. Поэтому всегда есть о чем попросить у другого прощения. Несколько слов об истории чина прощения История происхождения этой традиции явно монашеская и связана с монашеским устройством, с монастырским житием.
Как, в принципе, наш современный церковный устав имеет монастырское происхождение. Мне кажется, гораздо важнее духовная составляющая этого чина прощения. Потому что мы подходим к Великому посту.
Когда будет прощеное воскресенье в 2023 году Прощеное воскресенье в 2024 году отмечают 17 марта. У праздника нет определенной даты в календаре: он выпадает на февраль или март и зависит от даты Пасхи.
Именно от нее рассчитывают начало Великого поста, который длится семь недель до Воскресения Христова. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах Триоди и Типиконе , тогда как именование "Прощеное воскресение" — исключительно обиходное и употребляется только в православном быту. Считается, что раз Бог простил Адама и Еву, хотя те ослушались его наказа, то и обычные люди должны найти силы для прощения обидчиков и самим попросить прощения. Народное название "Прощеное воскресенье" появилось из-за совершения чина прощения в церквях. Традиция родилась в древности у египетских монахов.
В этот день, чтобы в тишине и сосредоточенности на Боге подготовиться к встрече Пасхи, они удалялись из монастыря в пустыню, скрывались в пещерах и там в уединении проводили весь пост. Пустыня — опасная среда. Монахи могли стать жертвой хищных зверей или ядовитых змей, заболеть, встретиться с разбойниками и погибнуть. Перед исходом они собирались на совместное богослужение, после которого просили друг у друга прощения. Монахи очень хорошо понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы, если так случится, с мирным и легким сердцем предстать перед Богом.
Со временем появился чин прощения. Во время него настоятель храма или монастыря после вечерни кланяется прихожанам и просит у них прощения, те также отвечают ему поклоном. Чин прощения со временем ушел в народ. Даже если человек не посещает церковь, принято в Сыропустную неделю просить прощения у родственников и близких людей. Значение Прощеного воскресенья Людям свойственно ошибаться, а Прощеное воскресенье — шанс каждого получить прощение за все проступки и прегрешения, совершенные вольно или невольно за прошедший год.
Прощеное воскресенье напоминает, что обида, злость и, как следствие, отсутствие душевного мира может сильно осложнить наше существование в вечности, в которую каждый из нас может перейти внезапно и в которой уже ничего нельзя исправить. Что для освобождения души от этого греховного груза нужно научиться прощать тех, кто тебя обидел, задел, оскорбил. Последнее лишь призвано помочь нам осознать очень важную вещь: прощать своих обидчиков нужно каждый день. Прощать, независимо от количества и тяжести нанесенных обид, прощать, не считая. Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?
До семи ли раз?
Сотни зауральцев пришли на Чин прощения в Александро-Невский собор
Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем. Дорогие друзья, давайте отвлечемся от текущих бытовых забот и обратим своё внимание на то, что вот-вот начнется Великий пост — время молитвы, покаяния и переосмысления своей жизни. Чтобы усилить свои духовные подвиги во время поста, можете воспользоваться следующими рекомендациями: 1.
Выберите и составьте себе духовное правило, которое будете исполнять на протяжении всего поста. В этом вам поможет либо ваш духовник, либо батюшка в ближайшем храме. Можно задать себе в правило кроме утренних и вечерних молитв, читать по главе из Евангелия и Апостола, плюс по кафизме из Псалтири и молитву преподобного Ефрема Сирина с поклонами.
Исключите гастрономические изыски и уменьшите количество потребляемых любимых блюд.
Чин Прощения. Прощеное воскресенье...
А значит, завтра начнется Великий Пост, в который мы должны войти со смиренным сердцем, попросив прощение у своих родных и близких, у всех тех, кто нас окружает, простить и позабыть все обиды, чтобы не было в нашей душе той червоточины, которую порождает напрасная злоба.
Если что-то мешает ответить «Бог тебя простит, и я прощаю», надо поставить себя на место просящего человека. Церковь говорит: Всевышний всемилостив, но существуют вещи, которые Бог не прощает. Подать милостыню. В Прощеное воскресенье проявление милосердия можно считать еще и испытанием на человеколюбие. Сходить в баню сауну , чтобы смыть с себя грехи.
Последний день Масленицы, за которым следует Великий пост, полагается провести с близкими. Но это не значит, что весь день нужно сидеть дома. В давние времена в эту пору люди веселились, помня о том, сорок восемь дней Великого поста им не доведется ни повеселиться, ни поесть привычную пищу. Фото: freepik. Хозяйки пекут их всю неделю, демонстрируя свое мастерство, которое перенимают у бабушек, матерей, друзей и знакомых. Блины со сметаной, маслом, медом, блины с припеком, с начинкой из красной икры, лосося, грибов.
Вариантов приготовления — сотни. Главное, чтобы блины в Масленую неделю и в Прощеное воскресенье были на столе. Одна из главных примет Прощеного воскресенья связана со сжиганием чучела Масленицы, символизирующего холод и коварную зиму, которая всем порядком надоела. Чучело, сделанное из соломы, древесины и прочего растительного материала, сжигали на костре, бросая туда ненужные вещи и прощаясь с тем, что мешает жить. Тот, кто был связан с продажей блинов, знал, что если удастся продать все блины, приготовленные в Прощеное воскресенье, а первый купит мужчина — первенцем в семье станет мальчик. Есть приметы, связанные с погодой.
Если в Прощеное воскресенье на улице солнечно и тепло — год будет урожайным, а осень — теплой. Как правило, люди, родившиеся в этот день, отличаются прекрасными внешними данными. Они наделены множеством талантов, но чтобы их реализовать, нужны благоприятные стечения обстоятельств. Тот, кто не пропустит свой шанс, будет богат и знаменит. Одни имеют языческие корни. Другие — родом из православия.
Многое переплелось, так что бывает трудно разобрать, что и откуда пришло.
Если это удавалось, люди радовались, понимая, что весь год они проживут в счастье и достатке. Но речь идет о каком-либо масштабном деле, рутинный бытовой труд допускается. Также обычно советуют отказаться в праздник от рукоделия и "грязной" работы по дому. На Руси в этот день категорически запрещалось совершать плохие поступки, обижать людей. Умудренные опытом старики говорили молодым: "Нельзя просить прощения не от чистого сердца или делать вид, что прощаешь человека, но делаешь это неискренне". Принято считать, что в этот день нельзя злиться, раздражаться, ссориться с близкими людьми. Нельзя думать о плохих вещах, жаловаться, отказывать в помощи нуждающимся.
Приметы и поверья на Прощеное воскресенье Особенная магия Сыропустной недели и последнего дня Масленицы способствовала появлению огромного количества примет и поверий, которые призваны обеспечить семейное благополучие и личное счастье. Пепел от костра нужно было рассыпать по полям, чтобы "накормить" землю. Молодые девушки на Руси делали из ткани маленьких куколок и сжигали их во дворе. Считалось, что так они перекладывают на игрушку все свои печали и беды. Хорошая хозяйка всегда ставила опару на блины и выпекала их без посторонних глаз. В противном случае тесто непременно окажется испорченным, и тогда домашних будут подстерегать многочисленные несчастья. Праздничными блинами было принято потчевать друзей и соседей. При этом обязательно смотрели, кто первым возьмет угощение.
Если мужчина, то семья ожидала рождения сына, если женщина — дочери. Девушки с удовольствием брали на себя обязанность обносить блюдом с блинами гостей, соседей или просто угощать прохожих. Ведь если на тарелке не оставалось ни единого кусочка, то свадьба была уже не за горами, а вот количество несъеденных блинов указывало на количество лет до замужества. В Прощеное воскресенье обращали внимание не только на блины, но и на гостей. Если первым на огонек заглядывал мужчина, примета пророчила скорое замужество проживающей в доме девице. Переступившая поутру порог пожилая женщина служила символом грядущего благополучия и хороших новостей. Погодная примета на Прощеное воскресенье сообщает, что солнце и ясное небо в этот день обещают жаркое лето и обильный урожай зерновых культур. Если же из темных туч на землю падает снег или льется дождь, то предстоит грибной год.
Актуальная аналитика
- Пока мы молимся, этот мир будет стоять. Слово на чине прощения
- ЧИН ПРОЩЕНИЯ - Древо
- Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают
- Служение Архиерея
17 марта 2024. Чин прощения в кафедральном соборе
В Раифском монастыре будет отслужены Божественная литургия и Вечерня с чином прощения. 17 марта 2024 года в православных храмах будет совершаться вечерня с особым чином прощения. Не формально надо попросить прощения у того человека, которого мы огорчили, которого обидели, осудили. В Раифском монастыре будет отслужены Божественная литургия и Вечерня с чином прощения. Несколько слов об истории чина прощения. История происхождения этой традиции явно монашеская и связана с монашеским устройством, с монастырским житием. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя
Сегодня мы просим другу у друга прощение и просим у Бога, чтобы он благословил наше намерение. Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил вечерню с чином прощения во Владимирском кафедральном соборе. В этот день в храмах совершается чин прощения.
17 марта 2024. Чин прощения в кафедральном соборе
Не простого повиновения от человека ожидает Бог; Божии повеления и реакцию на них трепещущего творения знало и ветхозаветное человечество. Нам же Христос простирает со Креста Свои объятия и взывает: Человече, даждьми сердце. И Бог ожидает от нас не просто воздержания от грехов; Он ждёт от человека абсолютной святости: Будьте святы, потому что Я свят 1Пет1:16. Потому мы ныне должны будем в чине прощения примириться с ближними не традиции ради, — мы от всего сердца простим все их согрешения, сполна раскроем всем и каждому своё сердце.
Этим мы раскроем его и Богу своему. Перед такой духоносной задачей мы ныне поставлены. Посему придём сегодня вечером во святой храм с полной раскрытостью сердца, с готовностью обнять ближнего.
Примем его, как Самого Господа, отпустим сполна и каждому согрешения против нас. Тогда и Христос отпустит нам согрешения наши и соделает нас живыми членами Церкви — Своего Царства. Чин прощения Дорогие братья и сёстры о Христе.
Мы собрались ныне в храме для того, чтобы встать перед Лицом Бога Живаго. Да осенит Он нас Своим благословением, дабы раскрылись сердца наши и стали так пространны, чтобы вместился в них небесами Невместимый Бог. Это Он дарует нам возможность раскрыть объятия и выразить своё благоволение нашим ближним, испрашивая прощение у каждого.
Люди ходили друг к другу в гости, угощали блинами соседей и знакомых. Часть блюд раздавали бедным, чтобы они тоже почувствовали дух торжества. Как правильно отмечать каждый день Масленицы Во время подготовки к застолью женщины гадали на блинах. Заливая на сковороду первую партию теста, они внимательно следили, каким получится блин.
Ровные края обещали незамужним девушкам скорую свадьбу и счастливую семейную жизнь, а неровные указывали на возможные ссоры между супругами. Тонкий блин предвещал легкий год, а толстый сулил трудности. Если тесто зарумянилось, хозяйки не беспокоились о здоровье домочадцев, а если оставалось бледным — готовились к возможным болезням. Завершался праздник сожжением чучела Масленицы.
Пока оно горело, в огонь бросали различную снедь, а после развеивали пепел над полями. Таким образом люди надеялись «накормить» землю, чтобы летом и осенью получить в благодарность богатый урожай. Во многих регионах России эта традиция сохраняется по сей день, хотя и в несколько видоизмененном формате. Молодые девушки в этот день делали маленьких куколок из ткани и ниток, а затем сжигали их в укромном месте.
Считалось, что игрушка заберет на себя все беды создательницы и исчезнет вместе с ними. Кроме того, в Прощеное воскресенье было принято ходить в баню, чтобы очиститься от грехов. Прощенное воскресенье в 2024 году — как просить прощения Особой формулы для выражения раскаяния в Прощеное воскресенье не существует. Чаще всего верующие говорят «Прости меня», а в ответ слышат «Бог простит, и я прощаю», но допускаются и любые другие формы извинений.
После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем.
После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» «Христос воскресе» не поется. Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста мы должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова. Шиманский Г.
Мы переживаем сегодня и молимся.
Зло вошло в мир давно и надолго через человеческие грехи. Почему же совершается зло? Да потому что мы допускаем его в свое сердце, а когда это происходит, зло неминуемо будет выплескиваться наружу. Святая Великая Четыредесятница — время, когда Церковь предлагает нам взглянуть на все события в мире, происходящие с нами и вокруг нас с точки зрения вечности, Божественного Промысла. И главное, что мы должны помнить — это борьба, которая, по сути дела, и определяет все в мире.
Если мы даем слабину в нашей духовной жизни, отказываемся бороться, то зло начинает обладать нами и выплескиваться вокруг. Этот пост особый, и давно мы не встречались с такими вызовами, как те, что стоят перед всеми нами сегодня. Отсюда тем горячее должна быть наша молитва, тем сильнее должен быть вопль к Богу о прощении наших грехов и искоренении зла, о примирении и долгожданном мире. Мы слишком часто воспринимали и воспринимаем пост как часть нашей традиции, некое требование Церкви, которому мы должны покориться и исполнить, но мы часто делаем это без своего сердечного произволения. Постимся и молимся нередко формально, думаем о своем и ставим прежде всего перед собой мирские задачи.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Епископ Сергий возглавил Чин прощения
- Когда будет Прощёное воскресенье в 2024 году и что нужно делать
- ЧИН ПРОЩЕНИЯ
- Чин прощения 2023
- Когда будет прощеное воскресенье в 2023 году
ВЕЧЕРНЯ. ЧИН ПРОЩЕНИЯ
Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий, по слову протоиерея Александра Шмемана, главное настроение первых дней Поста — светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него. Светлая печаль — потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной — «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста — чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста — тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна — это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает. Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом: начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост — очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» Лк. После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения.
Если мы примиримся и попросим прощения у того, кого мы обидели, огорчили, к кому не проявили христианской любви, сострадания, не помогли в трудную минуту жизни, если мы примиримся с этими людьми, то мы снимем с души тяжкое бремя греха в отношении наших ближних.
Это прощение должно быть взаимным. Обычай совершать чин прощения в Церкви идет из первых веков Христианства, когда монашествующие в этот день Прощеного воскресенья собирались в свой храм, прощались друг с другом и уходили в пустыни на подвиги молитвы, покаяния и воздержания. И некоторые осознавали, что, может быть, они не вернутся уже под кров своей обители. Поэтому они примирялись друг с другом, чтобы не оставить обиды и огорчения ни у кого. А в день Вербного воскресенья все вновь возвращались в свою обитель с пением стихиры: "Днесь благодать Святаго Духа нас собра", переживали вместе искупительный подвиг Господа и Спасителя нашего и радостно встречали Господа Воскресшего. Может быть, и из нас кто-то не доживет до светлого дня Пасхи Христовой, поэтому и нам необходимо, вступая в Великий пост, примириться друг с другом, чтобы вступая на поприще Великого поста чувствовать себя в душе примиренным со своими близкими, родными, с теми, с кем мы вместе идет одной дорогой жизни. В молитве Господней, которую каждый из нас неоднократно должен читать в продолжение дня, есть слова: "Остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим". Мы просим у Господа прощения многих и многих наших согрешений, обещая, что при этом мы оставим обиды, огорчения нашим близким, оставим и забудем их долги.
Обычно в старообрядческих храмах в Прощеное воскресенье вечером совершается служба — вечерня и павечерница. После этого совершается чин взаимного прощения, когда прихожане земно кланяются настоятелю, прося прощения и благословения на Великий пост. Этот обряд можно исполнить и вне храма, повстречав знакомого в любом другом месте. Верующие кланяются друг другу со словами: — Прости Христа ради! Слова «Бог простит, и ты меня прости Христа ради! Обычай этот древний. Так, француз Маржерет, находившийся на Руси на военной службе в начале XVII века, в своем сочинении «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» пишет: На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости». Известно, что «чин прощения» великих князей и царей Московских включал в себя посещение московских монастырей, иногда государь ездил и в Троице-Сергиеву Лавру, прощаясь с братией и прося благословения. Все это совершалось на масленице , а в воскресенье совершался чин прощения в Успенском соборе. Царь просил прощения и благословения у патриарха, прощался со своими придворными. Также было принято в этот день давать свободу заключенным. Вся четыредесятница время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно и Страстная седмица являются ожиданием дня Пасхи и подготовкой к нему. Поэтичный и полный глубокого смысла церковно-славянский текст этой стихеры укрепляет молящихся, научает их тому, что пост — радостное время. На русский язык эту молитву можно перевести следующими словами: Время поста начнем светло, радостно, побуждая себя к подвигам духовным, очистим душу и тело. Будем поститься не только от снедей воздерживаясь от пищи , но и от страстей, питаясь добродетелями Духа. С любовью будем совершенствоваться в добродетелях, чтобы сподобиться всем нам видеть Страсти Христовы и в духовной радости встретить Святую Пасху. Душеполезное поучение в Прощеное воскресенье Любовь и прощение взаимных обид — главные заповеди в христианстве, без исполнения которых никакие наши добрые дела не могут быть угодны перед Богом. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там твой дар перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой Мф. Пост Святой Четыредесятницы преподобные отцы называют духовной десятиной, которую мы приносим в жертву Богу, посвящая это время сугубому воздержанию и молитве. Пока мы живем на земле, душа и тело наши между собою неразлучны. Если мы христиане — и то, и другое должны посвящать на служение Богу. Есть заповеди для души, есть свои и для тела. Следуя примеру святых отцов и желая вечного спасения, не можем пренебречь или преступить ни малейшей из них. В «Древнем патерике» рассказывается об одном молодом иноке, который шел по городу в корчемницу и в ответ на увещания опытного старца-пустынника, по случаю оказавшегося на том же месте, говорил, что Бог ничего не требует, кроме чистоты сердца. Старец в горести воскликнул: Я пятьдесят лет живу в пустыне, и не стяжал чистоты сердечной, а ты хочешь стяжать ее в корчемнице! В скором времени тот нерадивый и самонадеянный инок впал в тяжкий грех, потому что не можем победить мы свои страсти и вожделения, если не будем удаляться от причины, их порождающей. Как хотящие возжечь огнь сначала терпят дым и источают слезы, и не иначе достигают желаемой цели; так и желающие возжечь в себе огнь Божественный должны возжигать его со слезами и трудами, с безмолвием и молчанием» Митерикон. Когда мы беремся пропалывать летом свое поле, то поначалу работа, как говорится, «пугает глаза», но потихоньку, шаг за шагом, с трудом и поклонами, вырываем зловредное терние, могущее заглушить и уничтожить все добрые наши плоды. Так, с помощью Божьей, преодолевши первые трудности, начинаем замечать, что дальше становится уже легче. Легко и радостно оборачиваемся назад, когда видим воспрянувшие, очищенные благородные наши посадки. Легко и радостно собирать нам плоды по окончании долговременной кропотливой работы. Так и постное время: перед началом кажется тягостным и неудобным, но постепенно, день за днем, освобождая душу свою от греховного терния, ощутимо замечаем уже некоторое облегчение в подвиге. Особенная же радость — светлый пасхальный день, который встречаем с чувством выполненного долга ради перенесенных благих трудов и усилий. Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей. В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки — ненадмевающееся мудрование. Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» «Лествица», слово 14. Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати — Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву.
Не в желании причинить себе какие-то неприятности, а в желании изменить свой ритм жизни на более Божественный. Осталось всего несколько часов перед тем, как мы вступим в Великий пост. Кто еще не подумал, как его проводить, осталось время поразмыслить о том, как изменить свой привычный ритм жизни на несколько иной, более устремленный ко Христу. Помним, что в праздник Пасхи мы поем «радостью друг друга обымем, рцем братия». Как же мы можем говорить друг другу «братья и сестры», если мы не будем прощать друг друга? Поэтому, начиная путь Великого поста, мы по традиции Церкви просим друг у друга прощения. Это не значит, что потом, когда мы снова будем ошибаться или грешить друг перед другом, оскорблять или обижать друг друга, не нужно эту просьбу о прощении повторять. Это прощение не покрывает всю нашу жизнь прошлую, а тем более будущую. Необходимо пребывать в этом чувстве желания просить друг у друга прощения ради того, чтобы говорить друг другу искренне в сердце «брат» или «сестра». Но тем не менее перед началом Великого поста Церковь особым образом напоминает нам о необходимости быть друг с другом искренними. Прося друг у друга прощения, будем это делать искренне. Не просто говорить слова «Прости меня», «Бог простит», но вкладывать в это свое желание быть друг с другом.
Проповедь на Чин прощения: Почему важно быть друг с другом искренними?
Сотни зауральцев пришли на Чин прощения в Александро-Невский собор | Далее игумен Агафангел возглавил чин прощения, совершив земной поклон перед всеми собравшимися священнослужителями и мирянами. |
ЧИН ПРОЩЕНИЯ | Чин прощения совершается в конце вечерни, которая имеет ряд особенностей. |
ЧИН ПРОЩЕНИЯ - Древо | В этот день по традиции во всех православных храмах совершается особый чин, во время которого прихожане и священники испрашивают прощение друг у друга. |
«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» | Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером – это служба вечерни сырной седмицы. |
В Прощёное воскресение епископ Феоктист совершил вечерню с чином прощения во Владимирском соборе
Приступая к подвигу Великого поста в так называемое Прощеное воскресенье, мы и совершаем Чин прощения, в котором свидетельствуем перед Богом, что всем простили, и сами просим прощения у людей, а потому и можем рассчитывать на прощение от Бога. Во всех православных храмах в это время совершается чин прощения. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов.