Новости богдан хмельницкий присоединение украины к россии

Памятник Богдану Хмельницкому в центре Киева сейчас служит фоном для националистов, которые Москву на дух не переносят. В январе 1654 года в городе Переяславле (сегодня Переяслав-Хмельницкий) состоялось собрание представителей украинского народа во главе с Богданом Хмельницким, принявшее решение о присоединении Украины к России. 8 июня 1648 года Богдан Хмельницкий пишет первое письмо царю Алексею Михайловичу, в котором он сообщает о победах над польским войском и желании запорожской сечи объединиться с Россией.

Переяславская Рада 1654 г.: свидетельства и документы (Часть 2)

  • Нестыковки официальной версии
  • Решение Земского Собора
  • Присоединение Украины к России в 1654 году
  • Переяславская рада
  • Другие материалы
  • Вы точно человек?

«К ногам царя покорно отдаёмся». Как Богдан Хмельницкий просился в Россию

После этого посольство объехало 177 городов и населенных пунктов, принимая присягу на верность русскому царю. Отказались принять ее 4 сотника казацких полков и несколько населенных пунктов. Подавляющее большинство жителей принесли присягу русскому царю. Договор между Россией и Украиной После принятия решения Радой казацкие старшины принялись за составление условий вхождения в состав государства Российского.

Всего в прошение вошли 11 пунктов. По дороге они добавили в челобитную еще 12 пунктов. Все они были рассмотрены и полностью удовлетворены.

Украине предоставлялась широкая автономия. Условия вхождения В результате объединения Левобережной Украины с Россией первая вошла в состав Российского государства. Управление на всей украинской территории осуществлялось местными органами власти, которые выполняли указы российского правительства.

Власть на Украине представлял гетман, который подчинялся русскому царю. Местную власть составляли воеводы и полковники, подчинявшиеся непосредственно гетману. За казацкой старшиной, шляхтой и духовенством были сохранены все права на наследственное владение поместными землями.

В городах устанавливалось самоуправление. Все пункты прошения казаков были внесены в договор о присоединении Украины к России от 1654 года и выполнены. Все казаки вошли в реестр, который был увеличен до 60 тысяч.

Старый уклад был сохранен, согласно ему, право выбирать гетмана и старшин оставалось за казаками с обязательным уведомлением Москвы. За гетманом оставили право принимать посольства других стран. Война с Речью Посполитой Принимая Левобережную Украину в состав Русского государства, царь и Земский Собор прекрасно осознавали последствия, понимая, что Польша не сможет смириться с потерей огромной территории.

Поэтому за несколько месяцев до вхождения Украины в состав России в 1654 году, а именно 23 октября 1653 года, была объявлена война Речи Посполитой. Она началась летом 1654 года и длилась с переменным успехом 13 лет. Полная драматических событий, она закончилась в момент заключения в Андрусове перемирия в январе 1667 года.

Итоги войны Результатами перемирия стали возвращение к России Смоленска, части территорий на юге Псковщины, Северских земель, Стародубщины, Левобережной Украины. Киев переходил к России сроком на 2 года, но впоследствии за него был уплачен выкуп в размере 146 000 золотых рублей, и он остался в России. Литве возвратили города Полоцк, Витебск и Борисоглебск.

Между Польшей и Россией объявлялся мир сроком на 13,5 лет. Руина После смерти Богдана Хмельницкого в 1657 году гетманом выбрали И. Это привело к расколу в среде запорожского казачества.

Жан Пьер Норбелен де ла Гурден. Польский шляхтич Затем оценка давалась самому Хмельницкому. Указывалось, что он «происходил из состоятельного, но не дворянского русского рода.

Отец его, Михайла Хмельницкий, состоял на службе у гетмана Жолкевского. Михайла Хмельницкий был лояльным реестровым козаком, добросовестно служившим польскому правительству, в козацких войнах он не принимал участия, и о нем были хорошего мнения не только его непосредственный начальник, пан Данилевич, но даже гетман Жолкевский. За свою верную службу он получил во владение хутор Субботов, расположенный недалеко от Чигирина.

Богдан, как и его отец, сначала был на хорошем счету у польского правительства. Ему довелось несколько раз представляться тогдашнему польскому королю Владиславу, на которого он произвел благоприятное впечатление. Однако, чем больше почета и достатка приобретал Хмельницкий, тем сильнее разгоралась зависть и недоброжелательство окружавшей его польской шляхты.

Основания к этому были более чем достаточные: Хмельницкий был русским и не был дворянином. В глазах польских панов этого было довольно, чтобы обречь человека на роль парии, чтобы беззастенчиво отбирать его добро и всячески третировать его. Страшный Пилявецкий разгром фактически сделал Хмельницкого вершителем судьбы Речи Посполитой.

Однако Богдан все еще не помышлял о том, чтобы вовсе разрывать с Польшей. Хмельницкий знал, что Речь Посполитая еще сильна и что, почуяв смертельную угрозу, она окажет яростное сопротивление. А если удастся справиться с ней, к чему это приведет?

Не посадят же паны на королевский престол козацкого гетмана. Полный разгром Польши козаками и крестьянами легко мог повлечь за собой вмешательство соседних государств; паны могли пообещать корону московскому царю и он оказал бы им поддержку, тем более что московские бояре немало тревожились, как бы волнения не перекинулись с Украины на их холопов, не забывших еще о временах Болотникова. Наконец, папа Римский побудил бы вмешаться католическую Австрию, может быть, даже Францию.

Две задачи, неразрывно между собой связанные, наметил и блестяще разрешил Хмельницкий: смести польское иго и соединиться с Москвой. И за это, за непоколебимую преданность своей великой идее, за глубокий патриотизм, за умение страстно ненавидеть, страстно желать победы над врагами своей родины чтит его память украинский народ». Ежи Гоффман.

Дипломатическая практика той эпохи предполагала на любых переговорах такого рода озвучивать максимально завышенные требования, а потом долго дискутировать вокруг каждого из них по по принципу «проси больше, дадут меньше». При этом для московских послов всегда первостепенным был именно статус их государя, а казакам главное было получить подтверждение их прав. В результате обе стороны получили желаемое. На этом события собственно Переяславской рады завершаются.

Затем посольство двинулось по городам и местечкам, контролируемым Войском Запорожским, и там процедура присяги повторялась. Вероятно, царские представители понимали, что репрезентативность собрания в Переяславле была для такого серьезного дела недостаточна. На знаменитой картине советского художника Михаила Хмелько, написанной к 300-летнему юбилею Переяславской рады, один из центральных персонажей вероятно, генеральный писарь Выговский держит длинный свиток — договор. Даже в научных публикациях нередко можно встретить упоминание «переяславского договора» или «соглашения».

Состоялась лишь присяга представителей Войска и города Переяславля, и была дана устная гарантия со стороны Бутурлина в том, что царь удовлетворит все пожелания казаков, и они получат даже сверх того, что имеют на сегодняшний день. Эти пожелания были оформлены в специальном документе — челобитной, которую ответное казацкое посольство привезло в Москву в марте того же года. Отсюда его название — «мартовские статьи», они же «статьи Богдана Хмельницкого». На каждую из статей была дана соответствующая царская резолюция, а затем они были обобщены в жалованной грамоте царя войску Запорожскому.

Основное содержание «Статей» и жалованной грамоты состояло в следующем. Войско Запорожское навечно принимало подданство московскому царю. Его размер устанавливался в 60 тысяч человек. При этом Войско сохраняло автономию — собственный суд, свободный выбор гетмана, право дипломатических сношений с соседними государствами за исключением сношений с польским королем и турецким султаном.

Доходы, собираемые с территории войска, направлялись на его содержание. Таким образом, посол Василий Бутурлин не обманул казаков. Царь действительно сохранил им все сословные и имущественные права, на которые они претендовали. При этом переход в подданство православного царя устранял религиозные притеснения — одну из главных проблем в жизни южнорусских земель.

Невиданных ранее размеров достиг казачий реестр. А ведь именно его численность была главным камнем преткновения в отношениях казаков и властей Речи Посполитой. Наконец, царь обращал всю свою военную мощь для защиты своих новых подданных. Таковы непосредственные результаты Переяславской рады.

Однако историки по сей день спорят о том, каким был статус двух субъектов этого соглашения. Союз нерушимый? В украинской историографии речь идет о «военном союзе» между двумя державами, «Украиной и Москвой». Однако если Московское государство фигурирует во множестве источников той эпохи, то следы государства Украина в них отыскать сложно.

Есть большие сомнения в том, стремился ли Хмельницкий к созданию государства Украина. Как должны были поступить казаки, если бы они действительно стремились к созданию собственного независимого государства? Понятно, что за образец они должны были бы принять устройство Речи Посполитой — как хорошо знакомое и привычное им самим. О чисто республиканской форме правления речи не было, казаки просто не владели соответствующей политической теорией.

Республикой считала себя польско-литовская держава, но и в ней верховный суверенитет принадлежал королю, хотя и был специальным образом ограничен. Когда на польский престол за столетие до этого бы избран валашский воевода Стефан Баторий, то, например, тот же Иван Грозный просто отказывался поначалу воспринимать его как ровню «природным» монархам. И такое восприятие было характерно не только для внешних наблюдателей. Не существовало способа объяснить, почему вдруг равные по рождению люди должны признавать над собой верховную власть человека, выдвинутого из собственной среды.

И как определить, кто именно должен стать таким человеком? Богдан Хмельницкий вплоть до принесения присяги русскому царю именовался «гетманом Его королевской милости войска Запорожского». Иными словами, гетманом он был не только потому, что так решили сами казаки, поскольку такое решение можно в любой момент пересмотреть, а потому, что в этом качестве его признал и соответствующим образом пожаловал сам польский король. Да и само войско формально было не толпой вооруженных разбойников потому, что было королевским.

В октябре 1653 года московский царь обратился к Земскому собору. В этом вопросе ему необходима была поддержка всего народа. Референдума, конечно, не проводилось, но Земский собор дал положительный ответ.

С миссией приведения её жителей к присяге был послан боярин Василий Бутурлин, талантливый дипломат и военачальник. Литовское лобби Когда совершается какое-либо значительное историческое событие, всегда интересно посмотреть, кому это выгодно. Присоединение Малороссии к Российскому государству было выгодно литовцам.

Литовское лобби во многом повлияло на принятие Алексеем Михайловичем положительного решения. Соединение Литвы и Польши в 1386 году и Люблинская уния 1569 года утвердили в Малороссии польское влияние.

Богдан Хмельницкий и присоединение Малороссии к Ру

Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни. Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения. Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население. Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского. В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г.

Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением. Иное дело обстояло с национальным и религиозным гнётом. Если польские и российские крестьяне не подвергались ему, то украинские и белорусские крестьяне а также иные слои населения, но в меньшей степени испытывали его в полной мере. Гнёт испытывали не только крестьяне которые, по сути, были бесправны , но и казаки, не вошедшие в реестр официальный список казаков, получавших жалование , которые по положению приравнивались к крестьянам. Да и многие местные землевладельцы к тому времени уж ополячились перешли на польский язык, переняли польскую культуру, перешли в католичество. Кроме того, среди этого же местного населения число дворян по сравнению с числом представителей иных сословий было совсем небольшим.

Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт. Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту. Например, И. Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов. Но это было исключением, которое подтверждало общее правило.

Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя». Восстания временно прекратились. Но, видимо, это было лишь затишье перед бурей, которая разразилась в 1648 году и не успокаивалась ещё много лет. Яковенко современный украинский историк считает, что восстание 1648 года и последующая война были всенародными, называет их «казацкой революцией», смыслом которой были социальные притязания казачества, стремившимся стать легитимным сословием в Речи Посполитой. Также Яковенко выступает против трактовки войны как «национально-освободительной», так как она происходила до возникновения наций. Российские историки, напротив, считают эту войну именно национально-освободительной, польские же историки понимают её лишь как восстание.

Разнятся и оценки личности самого Хмельницкого. Так, в советской и в дореволюционной историографии в меньшей мере личность Хмельницкого идеализируется, польские историки видят в нём лишь мятежника, хотя отчасти и признают его правоту. Существуют также различные точки зрения по поводу того, был ли Хмельницкий дворянином. Советский историк Осипов отрицает принадлежность Хмельницкого к дворянскому роду, а польский историк Бобржинский называет Хмельницкого польским шляхтичем. Но, так или иначе, в январе 1648 года началось восстание Хмельницкого, самое крупное из казацких восстаний XVII века в Речи Посполитой. Ещё до начала восстания польский король Владислав IV, который лояльно относился к казакам, совместно с канцлером Оссолинским подготовил проект по усилению в Речи Посполитой монархии.

Надо заметить, что власть короля в Польше была в тот момент очень слаба. Действовало право liberum veto — любой шляхтич мог наложить veto на любое решение короля. Это тормозило развитие страны, делая любые реформы практически невозможными. Владислав IV планировал начать масштабную войну с Османской империей, где были бы задействованы и казаки, с помощью которых король ограничил бы политическую власть шляхты. Но этим проектам не было суждено осуществиться. Вскоре после начала восстания, 20 мая 1648 года, король умер.

Надо сказать, что во время своего правления он поставил печать под «Статьями успокоения обывателей короны и Великого княжества Литовского русского народа, исповедующих греческую религию». Эти статьи сильно облегчали положение православного населения Речи Посполитой. Костомаров пишет, что Владислав осознавал религиозную проблему и даже создал проект усиления в государстве монархи при поддержке казаков, но он не был осуществлён. Оспиов также пишет о замыслах короля усилить свою власть. Бобржинский отмечает деятельность Владислава IV по примирению православной, униатской и католической церквей. Поводом к восстанию Хмельницкого послужил случай, который является ярким примером отношений католиков и православных, поляков и украинцев и Речи Посполитой того времени.

Польский по другим источникам — литовский шляхтич Даниил Чаплинский отнял у Хмельницкого его хутор Суботов. Хмельницкий попытался вернуть свою землю, но он не имел на неё нужных документов. Когда же Хмельницкий обратился к королю, то тот, по легенде, ответил: «У тебя есть твоя сабля». Хмельницкий отправился в низовья Днепра, где собрал отряд для того, чтобы свести счёты с поляками. Костомаров выделяет личную обиду как одну из причин восстания Хмельницкого, но не считает её основной. Уже в январе 1648 года Богдан Хмельницкий был избран гетманом.

В Запорожскую Сечь хлынул полок добровольцев отовсюду, причём в основном это были крестьяне. Главной проблемой начинающегося восстания было отсутствие конницы, но выход из этого положения был найден: Хмельницкий заключил союз с крымским ханом Ислам-Гиреем, который отправил гетману несколько тысяч всадников во главе с перекопским мурзой Тугай-беем. Восстание разрасталось с огромной скоростью. Как и раньше, казаки выдели в нём будущее увеличение своих привилегий, а крестьяне — улучшение положения и смягчение гнёта. Дворниченко выделяет тот факт, что первоначально об отделении Украины от Речи Посполитой и тем более о её присоединении к России речи не шло. Поначалу победы сопутствовали восставшим.

Эта битва стала первым существенным военным достижением восстания. В ходе Корсунской битвы почти двадцати пятитысячное королевское войско было уничтожено казацко-татарской армией, а польские военачальники Потоцкий и Калиновский взяты в плен и отданы татарам в знак благодарности за их помощь. Первые победы породили серьёзные социальные последствия. С территории Украины началось массовое изгнание поляков и евреев, также их массовые убийства. Ганновер современник событий в своей «Хронике» пишет об уничтожении во время хмельниччины сотен тысяч евреев. Позднейшие еврейские историки Ш.

Этингер и Б. Вейнриб более точно определили число евреев, пострадавших от восстания: 40-50 тыс.

Казаки отправляли просьбы о воссоединении каждый раз, когда устраивали антипольское восстание. Недовольство казаков вызывало притеснение православных католической верхушкой Речи Посполитой. Под властью Москвы казаки надеялись обрести православных единоверцев и восстановить историческую целостность Древней Руси. Поэтому 18 января 1654 года руководство Украины проголосовало за воссоединение с Россией. При этом казаки выбирали, кому присягнуть. Было четыре кандидата: польский король, турецкий султан, крымский хан и московский царь. Но в итоге предпочтение отдали России. До этого независимого государства с названием Украина не существовало.

Это были южные границы Речи Посполитой — тогда крупного и влиятельного государства Восточной Европы, объединявшего земли нынешних Польши, Белоруссии и Украины. В Диком Поле жили запорожские казаки, которые присягнули польскому королю.

В Москве долго не решались дать согласие на эти предложения, ведь они неизбежно влекли долгую и трудную войну с Речью Посполитой, которая в XVII столетии ещё была самым мощным и крупным государством Центральной Европы.

В момент воцарения династии Романовых население нашей страны было даже меньше, чем подданных польского короля — менее 9 миллионов у нас и свыше 10 миллионов под властью поляков в 1613 году. Только к середине XVII века в годы царствования Алексея Михайловича население обоих государств сравнялось по численности. Но и тогда вопрос о принятии казаков Богдана Хмельницкого в российское подданство долго обсуждался в 1653 году на Земском Соборе — не все в Москве считали, что Россия уже созрела для большой войны с еще могущественными и боеспособными поляками.

Лишь после сложных дискуссий, 1 октября 1653 года русский парламент принял решение помочь восставшим запорожским казакам, «потому что паны и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить». Россия наконец решилась вступить в войну на сокрушение с польской сверхдержавой, которая тогда владела не только всей Украиной с Киевом, всей современной Белоруссией, но и большинством западных русских земель, включая Смоленск. Однако для начала необходимо было выработать и утвердить договор русского царя с восставшими против поляков запорожцами.

Наконец, папа Римский побудил бы вмешаться католическую Австрию, может быть, даже Францию. Две задачи, неразрывно между собой связанные, наметил и блестяще разрешил Хмельницкий: смести польское иго и соединиться с Москвой. И за это, за непоколебимую преданность своей великой идее, за глубокий патриотизм, за умение страстно ненавидеть, страстно желать победы над врагами своей родины чтит его память украинский народ». Ежи Гоффман. Начнем с того, что мы действительно мало что знаем о происхождении Хмельницкого. Например, его герб не числится в польских шляхетских гербовниках. Венецианский посол А. Вимина в 1650 году утверждал, что отец Хмельницкого был лишен шляхетского звания. Был ли он русским? Возможно, если под «русскими» понимать русинов, населявших тогда земли Речи Посполитой Обоих Народов.

Одним из сложнейших дел Владислава IV стало приведение к покорности безуспешное, надо сказать польских магнатов, которые не всегда разделяли понимание короля о задачах внешней политики Речи Посполитой. Королева ориентирует супруга на проведение профранцузской политики, что предполагает в международных делах подготовку нападения на Османскую империю, а во внутренних — установление в Польше абсолютистской монархии. Питер Пауль Рубенс. Портрет Владислава IV Вазы. В апокрифическом Универсале, который был «дан в обозе нашем под Белою Церковью, 1648, месяца мая 18 дня» гетманом, говорится: «…Мы, Хмельницкий, призвав Господа Бога на помощь и хитростью отняв у Барабаша королевскую привилегию на увеличение казацкого сословия и на постройку чаек — С. Как считают авторы исследования «Русь — Украина: становление государственности» Юрий Мирошниченко и Сергей Удовик, мечтой Хмельницкого было получить из рук короля гетманскую булаву и статус великого гетмана Войска Запорожского, так как «это фактически означало должность командующего королевскими войсками на Казацкой земле территория южнее Киева от Белой Церкви до границ с Московией и уравнивало бы его по статусу с великим гетманом Литовским с соответствующим предоставлением места в польском сенате». Даниэль Шульц. Легитимность того или иного государства на тот момент определялась значением царствующей династии. Наследственная фамилия имела приоритет перед выборными королями, а худородные монархи вступали в вассальную зависимость на основании «личной унии». Хмельницкий с его низким происхождением, какую бы войну он ни развязал и в какой бы войне он ни победил, не имел ни малейшей возможности только поэтому оказаться даже в статусе зависимого монарха, какими в то время являлись, например, правители Молдавии или Валахии.

Гетман раскладывал яйца в разные корзины, одним из проектов, на который он делал ставку, — был план породниться с молдавским господарем Василием Лупу, заставив его пойти на неравный брак дочери господаря Руксандры при том, что другая его дочь, Мария, была замужем за великим гетманом Литовским Янушем Радзивиллом с сыном Хмельницкого, Тимофеем.

Воссоединение Украины с Россией в XVII веке

Как Украина в Россию просилась На долгие три с половиной столетия Богдан Хмельницкий вошел в отечественную историю как человек, объединивший Украину с Россией.
Богдан Хмельницкий: как лоялист стал сепаратистом Войска Богдана Хмельницкого в1648 – 1654 гг. вели борьбу с Речью Посполитой.
Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины Воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий в 1648 году был избран гетманом Запорожского войска.
Присоединение Украины к России - презентация онлайн Присоединение Украины к России.

28. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада, её решения.

Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Обычно история присоединения Украины к России в середине XVII века подаётся у нас так. В 1648 году Украина восстала против гнёта польских панов и католической церкви под руководством гетмана запорожских казаков Богдана Хмельницкого. «С Черкас, июня 8, 1648» Богдан Хмельницкий – русскому царю: «Ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо.

28. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада, её решения.

Богдан Хмельницкий Важнейшую роль в присоединении Малой России сыграл Богдан Хмельницкий. Рада сочла более чем убедительными доводы Хмельницкого о присоединении к России как единственной возможности обезопасить украинцев от гнета Польши и вероломства крымского ханства. – Почему после смерти Богдана Хмельницкого и избрания гетманом Ивана Выговского между Москвой и Украиной произошел разрыв? Хмельницкий обращается за помощью к России: Алексей Михайлович 1 октября 1653 г. созвал Земский Собор по этому вопросу. Богдан Хмельницкий не был доволен положением казачества на Украине, но редко поддерживал активные выступления своих соратников. Борьба Украины за независимость связана с именем Богдана Хмельницкого (рис. 1). Он был казачьим сотником, участвовал в Смоленской войне на стороне Польши.

9.6. Богдан Хмельницкий. Переяславская Рада и воссоединение Малороссии с Россией

Прогрессивная социалистическая партия Украины совместно с партией "Русский блок" призвали к объединению Украины, России и Белоруссии в единое государство. В Киеве русофилы прошли крестным ходом от Киево-Печерской Лавры до площади Софийского собора и устроили театрализованное представление, посвященное историческому решению, перешедшее в митинг. В общем, чтобы разобраться в украино-российских отношениях, надо обратиться к истокам. От Руси до Малороссии Первоначально на территории европейской части современной России проживал древнерусский народ, создавший свое государство - Киевскую Русь. Украинцы и русские, а также белорусы, выделились в самостоятельные народы под воздействием феодальной раздробленности и влияния оккупантов различные части Руси были заняты монголо-татарами, поляками и литовцами в 12-14 веках. Это - одна из причин того, что россиянам "украинська мова" порой кажется смешной смесью польского и русского языков, а многие в Украине считают, что их страна гораздо ближе к Западу, чем к Востоку. Впрочем, отличия между украинцами и поляками лежали не столько в лингвистической и этнической сфере, сколько в религиозной.

Украинцы-православные угнетались поляками-католиками, и самые активные из украинцев или те, кому уже было нечего терять, бежали в Запорожскую Сечь - военно-демократическое государство, расположенное за порогами реки Днепр на территории современной Днепропетровской области. Более всего Сечь походила на легендарный пиратский остров Тортуга в Карибском море нечто среднее между государством и военно-морской базой. Запорожским казакам приходилось вести частые войны с поляками, турками и татарами. Также они участвовали практически во всех народных восстаниях. Судьба "виновника" воссоединения славянских народов показательна для того времени. Богдан Хмельницкий был шляхтичем то есть дворянином , но православным.

Он служил в польском войске, имел собственный хутор и нескольких работников. Но на беду отношения с местным старостой-католиком Чаплицким не сложились до такой степени, что тот устраивал покушения на жизнь Хмельницкого, набеги на его хутор и грабежи и даже запорол сына Хмельницкого. Местный суд, где заправляли католики, не наказал злодея. Хмельницкий обратился прямо к польскому королю Владиславу, но тот отказал, пожаловавшись на свое бессилие перед панами, контролировавшими сейм польский парламент.

Союз с Турцией Чем дольше шли боевые действия, тем больше Хмельницкий, старшины и народные массы убеждались, что исключительно своими силами без чужой помощи Украина не сможет освободиться от власти шляхетской Польши.

Могущественных соседей, готовых противостоять Речи Посполитой, было всего двое: Российское государство на востоке и Османская империя на юге. У Хмельницкого выбор был небольшой: или вхождение Украины в состав России, или признание вассальной зависимости от Турции. Первоначально претендентом на роль покровителя Украины стал турецкий султан, который имел достаточно сил, чтобы противостоять посягательствам Польши в Украине. Между Хмельницким и правительством султана велись соответствующие переговоры. В 1651 году Оттоманская Порта заявила, что принимает Войско Запорожское в качестве вассалов.

На деле реальная помощь турецкого султана ограничивалась только тем, что в боях участвовали крымские татары, столетия враждовавшие с запорожцами. Они оставались очень ненадежными союзниками и своим предательским поведением, грабежами и уводом населения в неволю приносили больше бед, чем пользы украинцам. Обращение за помощью к России Союз с Османской империей фактически так и не состоялся. Дело было даже не в слабой военно-финансовой помощи султана, а в ментальной несовместимости. Различия между православными и мусульманами, которых народ называл «басурмане», оказались непреодолимыми.

В данной ситуации взор Богдана Хмельницкого и населения Украины обратился к единоверцам - россиянам. Изначально Россия не спешила ввязываться в полномасштабную войну с сильным Польско-Литовским королевством. Но лидер украинцев все шесть лет убеждал царя оказать помощь, добиваясь включения Российского государства в войну со шляхетской Польшей. Хмельницкий перед московскими послами подчеркивал важность совместной защиты единой для братских народов православной веры, своими победами развенчивал преувеличенные представления о силе Речи Посполитой, отмечал большие преимущества, которые будет иметь воссоединение Украины с Россией. Выжидательная позиция России В Москве понимали важность союза с Украиной: Стратегический союз, прежде всего, открывал путь на юг вплоть до Черного моря и на запад.

Да и само войско формально было не толпой вооруженных разбойников потому, что было королевским. А формальности в вопросах власти всегда важны. Следовательно, если бы казаки задумали в результате «национально-освободительной» борьбы обрести свое собственное государство, им пришлось бы пригласить к себе какого-нибудь правителя со стороны и далее возвести его на престол.

Однако ничего подобного мы не наблюдаем. Казаки лишь выбирают, к какому уже существующему монарху попроситься в подданство. Богдан Хмельницкий заключает мир на польских условиях28 18 сентября 1651 г.

Условия договора не устраивали ни одну из сторон, и продолжение войны было вопросом времени. Войско Запорожское имело двойственную природу. С одной стороны это, несомненно, сословная корпорация.

Казаки не добивались для себя права распоряжаться судьбами других — судить, наделять собственностью и т. Они стремились лишь к самоуправлению. С другой стороны, эта военная корпорация, придя с просторов Дикого поля, захватила определенную территорию.

На этой территории существовали и другие сословные корпорации — Киевская митрополия, городское самоуправление. Наконец, сохранялась и та шляхта, которая «оказачилась», но и среди ее представителей сохранялись идеи восстановления особых сословных прав, отличных от казацких. В челобитной царю Запорожское войско буквально одной строкой просило подтвердить права и вольности и других сословий, но разрешение этого вопроса оставляло на усмотрение царской власти и других сословных корпораций.

Они, так же как и войско Запорожское, должны были получать жалованные грамоты непосредственно от нового суверена — московского царя. Гетман лишь визировал обоснованность тех или иных просьб со стороны представителей городов или церкви. Интересно, что город Переяславль, где проходила историческая рада, получил жалованную грамоту даже раньше самого войска Запорожского.

При этом жители Переяславля в челобитной отмечали, что, помимо царя, никакого «пана», то есть господина, над ними нет. Царь становится арбитром между сословиями, их корпорациями и отдельными представителями. В общем-то, именно в этом и состояла одна из ключевых функций суверена в обществах той эпохи.

В обсуждении правового статуса тех, кто оказывается в юрисдикции войска, перечисляются сословия — шляхтичи, казаки и мещане. Здесь нет не только крестьян, которые в ту эпоху редко где обладали правовой субъектностью, но и духовенства — «первого сословия» традиционного европейского общества. Жалованные грамоты духовенству киевской митрополии выдавались на права собственности, феодальные права и права духовного суда.

При этом сама Киевская митрополия оставалась в составе учредившего ее Константинопольского патриархата. Жалованные грамоты подтверждали все традиционные права и привилегии, апеллируя к соответствующим обязательствам польской королевской власти. Тем самым верхушка украинского казачества не претендовала на качественно иной статус Войска и территории, которую оно контролировало, в сравнении с тем, что они имели в составе Речи Посполитой.

Сам Грушевский вынужден был признать, что детальный анализ взаимоотношения Войска Запорожского и Московского царства в процессе подготовке Переяславской рады и в ходе реализации достигнутых договоренностей не позволяют обнаружить «никакого следа последовательной реализации украинской государственной идеи, полное свидетельство ее убожества». Сплотила навеки Великая Русь До сих пор в нашем общественном сознании доминирует идеологическая концепция «воссоединения Украины с Россией», сформулированная в нынешнем виде в первой половине 1950-х гг. Однако уже сама эта хрестоматийная формулировка полна противоречий.

Она подразумевает, во-первых, наличие двух равноправных субъектов, Украины и России вариант — Московского государства , во-вторых, их первоначальное единство. Ни того, ни другого история не знала. Действительно, в процитированном выше приговоре Земского собора 1653 г.

Однако о какой Украине идет речь? К середине XVII в. При этом Черниговская земля вошла в состав Речи Посполитой официально только в 1618 г.

Три других воеводства Королевства Польского с преобладающим русским православным населением, расположенные западнее Подольское, Волынское, Русское , войску Запорожскому не принадлежали и, соответственно, на Переяславской раде представлены не были. Как не была представлена и находившаяся с момента основания в составе России Слободская Украина — которая как раз в это время начала заселяться «черкасами» — казаками и крестьянами, которые бежали из Речи Посполитой от войн, политического преследования, религиозного и социального угнетения. Ну и естественно, что степные просторы Дикого Поля, земли Причерноморья и Приазовья, на которые распространялся суверенитет Крымского хана и Османского султана и которые в ХХ веке стали рассматриваться, как часть Украины, так же к событиям Переяславской рады прямого отношения не имели.

Таким образом происходит манипуляция.

В этом вопросе ему необходима была поддержка всего народа. Референдума, конечно, не проводилось, но Земский собор дал положительный ответ. С миссией приведения её жителей к присяге был послан боярин Василий Бутурлин, талантливый дипломат и военачальник. Литовское лобби Когда совершается какое-либо значительное историческое событие, всегда интересно посмотреть, кому это выгодно. Присоединение Малороссии к Российскому государству было выгодно литовцам. Литовское лобби во многом повлияло на принятие Алексеем Михайловичем положительного решения. Соединение Литвы и Польши в 1386 году и Люблинская уния 1569 года утвердили в Малороссии польское влияние.

После 1569 года, на основании Люблинской унии к «Короне польской» отходили и прежние литовские владения — Волынь, Подляхия и Украина земли Поднепровья, образовавшие окраину государства. На окраинной территории Польши, особенно после того, как король получил право 1590 г.

Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад

На Украине не раз предавали Россию и объединялись с ее врагами. Кто виноват? Почему Богдан Хмельницкий решил присоединить Малороссию к России?
Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины Глава Воссоединение Богдан Хмельницкий был православный шляхтич русского происхождения, служивший в пограничных польских войсках.
Воссоединение Украины и России Воссоединение Украины с Россией (1654 год).
Воссоединение Украины: переход Украины в Российское подданство В январе 1654 года в городе Переяславле (сегодня Переяслав-Хмельницкий) состоялось собрание представителей украинского народа во главе с Богданом Хмельницким, принявшее решение о присоединении Украины к России.
Когда на самом деле Украина воссоединилась с Россией Война Украины за независимость Сама по себе формула о присоединении Украины к России (тем более «воссоединении») на Переяславской раде неверна.

Присоединение территории Войска Запорожского к России

Да, Московское государство находилось в сложных отношениях с украинским православием, считая его «испорченным». Это было связано как с событиями после Брестской унии 1596 года, давшей начало униатской церкви, так и с реформами Петра Могилы. Поэтому православных выходцев из Великого княжества Литовского, переезжавших жить в Москву, заставляли «перекрещиваться». В 20-е годы XVII века даже был издан специальный документ, предписывающий сжигать изданные на Украине богословские книги. Такая политика продолжалась вплоть до начала патриаршества Никона. Вы говорите о восстании Богдана Хмельницкого? На любые восстания и бунты в Москве всегда реагировали настороженно. Особенно это касалось украинского казачества, к которому в Московском государстве еще со времен Смуты относились крайне негативно.

Жители Великого княжества Литовского, и особенно украинские казаки примерно 50-60 тысяч человек , самым активном образом участвовали в русской Смуте начала XVII века. Они составляли костяк вооруженных формирований всех самозванцев и польско-литовской армии во время интервенции в Московское государство. Более того, в 1618 году реестровое казачество под руководством гетмана Петра Сагайдачного осадило Москву и разорило ее окрестности. В 1620 году Сагайдачный отправил посольство в Москву только для того, чтобы заставить польского короля Сигизмунда III пойти на серьезные уступки украинскому казачеству. Со стороны гетмана это был хитрый дипломатический ход. Но он не обещал московскому царю, что примет подданство, — речь шла только о службе и совместных походах против турок и крымских татар. Взаимное непонимание — Если вернуться к Переяславской раде, какой термин вы считаете наиболее подходящим для этого события?

Это было воссоединение, присоединение или объединение? У меня недавно вышла книга, которая так и называется — «Инкорпорация: Россия и Украина после Переяславской рады 1654-1658 ». Поясните, пожалуйста, о чем это. К тому времени она уже 250 лет находилась в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Политическое устройство этих государств базировалось на совершенно иной основе, чем в Москве: Литовские статуты, Магдебургское право, шляхетская демократия. Лидеры Украинского гетманства родились и выросли в Речи Посполитой, считая ее своей отчизной, поэтому они были воспитаны на ее юридических и даже понятийных традициях. Поэтому с началом реальной инкорпорации Украины в состав Московского государства сразу же проявилось серьезное взаимное непонимание.

Это касалось даже схожих по звучанию терминов, но означавших совершенно разные, а иногда и прямо противоположные понятия «воевода», «холоп». Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему. В результате это взаимное непонимание быстро привело к серьезным конфликтам. Говоря о несерьезном отношении, я имела в виду, что в ситуации 1653-1654 годов вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского. Для Украинского гетманства главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались.

Для Хмельницкого была жизненно необходима срочная военная помощь от Московского государства, а царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона желал ускорить религиозную войну для защиты православных единоверцев. К тому же реальное объединение и так сильно затянулось: решение о принятии Украинского гетманства в русское подданство Земский Собор в Москве принял еще в октябре 1653 года, а казаки присягнули царю лишь в феврале-марте 1654 года. Миссия Паисия — Почему в середине XVII века Москва вдруг озаботились защитой православных единоверцев Великого княжества Литовского, если раньше она относилась к ним с недоверием? Царь Алексей Михайлович был очень верующим человеком, поэтому для него религиозные мотивы имели существенное значение.

Путем народного волеизъявления Украинские националисты пытаются представить процесс воссоединения Левобережной Украины с Россией как аннексию. А Хмельницкого изображают этаким предателем национальных интересов.

Это слово в последний год настолько затерлось, что необходимо напомнить его истинный смысл. Вот какую формулировку предоставляет Большой энциклопедический словарь: «Аннексия — от латинского annexio присоединение , вид агрессии, насильственное присоединение захват всей или части территории другого государства или народа, а также насильственное удержание народа в границах другого государства». Даже если предположить, что Хмельницкий был «агентом Москвы», то воссоединение было в высшей степени добровольным, но никак не насильственным, якобы противоречившим настроениям проживающего на присоединенной территории населения. Для решения крайне важного для нации вопроса о присоединении Богдан Хмельницкий созвал в Переславле ныне — Переславль-Хмельницкий всеукраинскую Раду. В отличие от обычных старшинских или войсковых рад она отличалась тем, что была объявлена «явной всему народу», то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты.

Рада сочла более чем убедительными доводы Хмельницкого о присоединении к России как единственной возможности обезопасить украинцев от гнета Польши и вероломства крымского ханства. Значительную роль в принятии решении сыграли единая с русскими вера и общая славянская кровь. После Переславской Рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. По их данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола женщины и крестьяне к присяге не приводились. Данное, условно говоря, голосование не было сфальсифицированным. В исторических документах говорится и о тех, кто оказался присягать.

Но их число оказалось крайне незначительным. Украина вошла в состав России не в качестве «бедного родственника», а на равных правах. В Москву были отправлены послы с «Мартовскими статьями», в которых Хмельницкий в 11 пунктах сформулировал условия вхождения в Россию. То есть это был своего рода союзный договор. В Москве послы добавили еще 12 пунктов. Практически все они были утверждены Земским собором.

Левобережная Украина, включая Киев, получила широкую автономию. Гетман сохранял полноту административной власти. Количество «реестровых» казаков, состоявших в войске, возросло до 60 тыс. Горожане, купцы, духовенство, украинское дворянство получили значительные льготы. Все доходы с городов и сел, весьма разумные и отнюдь не грабительские, оставались в гетманской казне.

После побед гетмана в его армию потянулись добровольцы со всей Польши. Мощную Польскую империю зашатали и внутренние взрывы. Восстания, инициированные Богданом Хмельницким, фактически развязали гражданскую войну, а с учетом задействования армии крымского хана, уже походили на внешнюю интервенцию. Используя польскую растерянность со смертью короля Владислава, турецкий султан послал на помощь Хмельницкому османскую армию, которой перепали несколько тысяч плененных поляков, а также солидная добыча награбленных ценностей. Зависимость от зависимости и шведские воззвания Переяславская рада, объединившая территории Войска Запорожского с Русским царством и закрепившая верность царю. Правда, задумывались шаги против Польши, а не России. Однако поляки на тот момент являлись российским союзником. В переговорах поднимался вопрос о покровительстве шведского короля украинцам, если те решат разорвать союз с Россией. Богдан Хмельницкий подобной возможности не отвергал. Когда весной 1655-го Богдан совместно с русскими послал на Польшу войска, он утаил имевшиеся договоренности. Поведение гетмана в той кампании стало не иначе как двуличным. Украинский историк Грушевский утверждал, что Хмельницкий не завоёвывал города, чтобы не допустить постановки там московских гарнизонов. А в переговорах со львовянами доверенное лицо гетмана Выговский предлагал не сдавать город под царское имя. Шведского же короля Хмельницкий заверял, что не хотел пускать русских в Западную Украину. Тот предостерегал гетмана от союза с Москвой.

Матвеев и И. В Грановитой палате Кремля решили «Войско Запорожское и гетмана Богдана Хмельницкого с землями и их городами принять под руку государеву». Так вершилась история. Воссоединение Украины с Россией было одобрено не только царем, но и всеми слоями населения кроме крепостных, не имевших права голоса , представители которых собрались на соборе. Одновременно Земский собор решил начать с Польшей войну. Однако это не окончательное присоединение Украины к России. Важным было признание Россией Украины как свободной, независимой страны. Об этом в решении Земского собора говорилось так: «Чтоб их не отпустить в подданство Турецкому султану или крымскому хану, потому что они стали присягой королевскою вольные люди». Подписание договора 31 января 1653 года российское посольство прибывает в ставку Хмельницкого — город Переяслав — с грамотой о решении Земского собора и «высочайшего повеления». Посольство, возглавляемое В. Бутурлиным, было торжественно встречено старшинами и простым людом. Украинские посольства еще несколько раз наведывались в Москву для обсуждений деталей добровольного вхождения Левобережной Украины под протекторат Российской империи. История Украины в датах: воссоединение с Россией 1591-1593 гг. Первые победы казачьего войска и подписание Зборовского мирного договора, предоставлявшего автономию Войску Запорожскому. Этот документ окончательно закрепил воссоединение Левобережной Украины с Россией.

Вхождение Украины в состав России

В 30-е годы будущий украинский предводитель в составе польской армии бил шведов и русских под Смоленском. За героические заслуги награждён лично польским королём Владиславом IV золотой именной саблей. С тех пор глава государства доверял фавориту ответственные поручения. В составе польских делегаций Хмельницкий посетил множество европейских стран. Перед тем, как в 1648-м написать русскому царю, Хмельницкий направлял Владиславу покаянное письмо. Гетман обещал прежнее верное подданство. Даже значительно позже, внезапно остановив осенью 1648-го своё успешное наступление на поляков, Богдан запрашивал мирного соглашения с королём Яном Казимиром.

После нового витка войны и победы под Зборовом удача временно оставила Хмельницкого. Ему пришлось снова присягнуть королю в качестве польского подданного и пойти на невыгодный Белоцерковский мир. Когда 1652-м Хмельницкий совместно с крымцами возобновил военные действия, больше вассальных воззваний он себе не позволял. Вассальные взаимоотношения с турецким султаном Поляки не простили Хмельницкому союза с татарами. Тогда бунтарь, круто повернув свой политический курс, вознамерился поднять казаков на восстание против Польши. Вскоре Богдан Хмельницкий усугубил свое предательство, метнувшись в сторону заклятого врага Польши — в Османскую империю.

В Константинополе, по некоторым историческим свидетельствам, он выступил за объявление польскому королю войны от лица султана Ислама Гирея III. Когда Хмельницкий, заручившись помощью 25-тысячной татарской армии, вернулся в Сечь, казаки избрали его гетманом, что тогда позволялось только с одобрения польского правителя.

Но об этом позже. Краткая биография Богдана Хмельницкого Хмельницкий Богдан Зиновий Михайлович около 1595—1657 , украинский государственный и военный деятель, гетман Запорожской Сечи 1648 г. Получив образование во Львове у иезуитов при этом сохранив православие , сын Чигиринского подстаросты стал казачьим войсковым писарем и сотником, бежал от преследований в Сечь и поднял восстание против Речи Посполитой. В начале 1648 г. Хмельницкий разгромил польский гарнизон в Запорожье и был избран гетманом. После побед на реке Жёлтые Воды и под Корсунью во власти гетмана оказалась вся Украина, восстания охватили Белоруссию. Во многом победы Хмельницкого были одержаны благодаря союзу с крымским ханом Ислам-Гиреем, вассалом Турции: расплачивались с ним рабами. Турки укреплялись в низовьях Днепра и основательно готовились вступить в борьбу за Украину.

Хмельницкий надеялся создать мощную армию, чтобы самому справиться с Речью Посполитой. К 8 тыс. В сентябре 1648 г. Казаки взяли Львов и осадили Замостье, откуда открывалась дорога на Варшаву. Летом 1649 г. Они вынуждены были признать власть Хмельницкого над тремя украинскими воеводствами: Киевским, Черниговским и Брацлавским. В 1651 г. Королевская армия вторглась на Украину и под Берестечком разгромила войско Хмельницкого. Польская армия взяла Киев и истребила массу его жителей. В следующем году блестяще выигранным сражением на Батогском поле Хмельницкий остановил врага, а после победы под Жванцем 1653 г.

С лета 1648 г. Москва помогала оружием и боеприпасами, грозила полякам войной, если они не остановят резню православных подданных. В январе 1654 г.

В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания. Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни. Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения.

Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население. Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского. В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением. Иное дело обстояло с национальным и религиозным гнётом. Если польские и российские крестьяне не подвергались ему, то украинские и белорусские крестьяне а также иные слои населения, но в меньшей степени испытывали его в полной мере. Гнёт испытывали не только крестьяне которые, по сути, были бесправны , но и казаки, не вошедшие в реестр официальный список казаков, получавших жалование , которые по положению приравнивались к крестьянам. Да и многие местные землевладельцы к тому времени уж ополячились перешли на польский язык, переняли польскую культуру, перешли в католичество. Кроме того, среди этого же местного населения число дворян по сравнению с числом представителей иных сословий было совсем небольшим.

Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт. Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту. Например, И. Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов. Но это было исключением, которое подтверждало общее правило. Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя». Восстания временно прекратились. Но, видимо, это было лишь затишье перед бурей, которая разразилась в 1648 году и не успокаивалась ещё много лет. Яковенко современный украинский историк считает, что восстание 1648 года и последующая война были всенародными, называет их «казацкой революцией», смыслом которой были социальные притязания казачества, стремившимся стать легитимным сословием в Речи Посполитой.

Также Яковенко выступает против трактовки войны как «национально-освободительной», так как она происходила до возникновения наций. Российские историки, напротив, считают эту войну именно национально-освободительной, польские же историки понимают её лишь как восстание. Разнятся и оценки личности самого Хмельницкого. Так, в советской и в дореволюционной историографии в меньшей мере личность Хмельницкого идеализируется, польские историки видят в нём лишь мятежника, хотя отчасти и признают его правоту. Существуют также различные точки зрения по поводу того, был ли Хмельницкий дворянином. Советский историк Осипов отрицает принадлежность Хмельницкого к дворянскому роду, а польский историк Бобржинский называет Хмельницкого польским шляхтичем. Но, так или иначе, в январе 1648 года началось восстание Хмельницкого, самое крупное из казацких восстаний XVII века в Речи Посполитой. Ещё до начала восстания польский король Владислав IV, который лояльно относился к казакам, совместно с канцлером Оссолинским подготовил проект по усилению в Речи Посполитой монархии. Надо заметить, что власть короля в Польше была в тот момент очень слаба. Действовало право liberum veto — любой шляхтич мог наложить veto на любое решение короля.

Это тормозило развитие страны, делая любые реформы практически невозможными. Владислав IV планировал начать масштабную войну с Османской империей, где были бы задействованы и казаки, с помощью которых король ограничил бы политическую власть шляхты. Но этим проектам не было суждено осуществиться. Вскоре после начала восстания, 20 мая 1648 года, король умер. Надо сказать, что во время своего правления он поставил печать под «Статьями успокоения обывателей короны и Великого княжества Литовского русского народа, исповедующих греческую религию». Эти статьи сильно облегчали положение православного населения Речи Посполитой. Костомаров пишет, что Владислав осознавал религиозную проблему и даже создал проект усиления в государстве монархи при поддержке казаков, но он не был осуществлён. Оспиов также пишет о замыслах короля усилить свою власть. Бобржинский отмечает деятельность Владислава IV по примирению православной, униатской и католической церквей. Поводом к восстанию Хмельницкого послужил случай, который является ярким примером отношений католиков и православных, поляков и украинцев и Речи Посполитой того времени.

Польский по другим источникам — литовский шляхтич Даниил Чаплинский отнял у Хмельницкого его хутор Суботов. Хмельницкий попытался вернуть свою землю, но он не имел на неё нужных документов. Когда же Хмельницкий обратился к королю, то тот, по легенде, ответил: «У тебя есть твоя сабля». Хмельницкий отправился в низовья Днепра, где собрал отряд для того, чтобы свести счёты с поляками. Костомаров выделяет личную обиду как одну из причин восстания Хмельницкого, но не считает её основной. Уже в январе 1648 года Богдан Хмельницкий был избран гетманом. В Запорожскую Сечь хлынул полок добровольцев отовсюду, причём в основном это были крестьяне. Главной проблемой начинающегося восстания было отсутствие конницы, но выход из этого положения был найден: Хмельницкий заключил союз с крымским ханом Ислам-Гиреем, который отправил гетману несколько тысяч всадников во главе с перекопским мурзой Тугай-беем. Восстание разрасталось с огромной скоростью. Как и раньше, казаки выдели в нём будущее увеличение своих привилегий, а крестьяне — улучшение положения и смягчение гнёта.

Дворниченко выделяет тот факт, что первоначально об отделении Украины от Речи Посполитой и тем более о её присоединении к России речи не шло. Поначалу победы сопутствовали восставшим. Эта битва стала первым существенным военным достижением восстания. В ходе Корсунской битвы почти двадцати пятитысячное королевское войско было уничтожено казацко-татарской армией, а польские военачальники Потоцкий и Калиновский взяты в плен и отданы татарам в знак благодарности за их помощь. Первые победы породили серьёзные социальные последствия. С территории Украины началось массовое изгнание поляков и евреев, также их массовые убийства.

В 1569 году Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитая, под властью которого находилась наибольшая часть современной Украины — от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольского. Католические власти Речи Посполитой начали притеснять восточнославянское православное население по религиозному признаку, усилили крепостничество и налоговый гнет. Еще в XVI веке представители Малороссии отправляли в Москву письма, желая перейти под власть русского царя. В конце XVI — начале XVII века запорожские казаки, оставшиеся один на один с поляками, неоднократно поднимали восстания против властей Речи Посполитой и шляхты, однако ни одно из них не принесло окончательного успеха. Либо польские войска побеждали повстанцев, либо Варшава шла на небольшие ситуативные уступки, а затем еще больше начинала притеснять население Малороссии. Часть запорожских казаков состояла на службе у польского короля "реестровое" казачество , получала от него жалование, продовольствие, обмундирование и оружие. По статусу они были приравнены к безгербовой шляхте, то есть низшему служилому сословию, и не имели политических прав. К 40-м годам XVII века численность реестровых казаков составляла 6 тысяч человек. Также существовали и вольные казаки, которые жили на границах Причерноморских степей за днепровскими порогами. Фактически казачество представляло собой относительно независимую силу. Между ними и польскими магнатами и шляхтой нарастали противоречия. Речи Посполитой приходилось регулярно подавлять казачьи бунты восстания Жмайло, Федоровича, Сулимы, Павлюка и договариваться с гетманами. С начала 30-х годов XVII века казаки, чтобы избежать произвола польско-литовской шляхты, стали поступать на службу к московскому царю и переселялись в русские пограничные города Белгород, Валуйки, Курск, Путивль и другие. После подавления казацкого восстания под руководством гетманов Якова Острянина и Дмитрия Гуни польский сейм упразднил должность гетмана, а также выборность есаулов и полковников, а "реестровое" казачество переходило под управление назначаемого сеймом комиссара и обязывалось подавлять любые выступления против короны. Вседозволенность, террор и наглость польских панов после этого только усилились. Второе воссоединение Руси: в Крыму отметили годовщину Переяславской рады Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого В январе 1648 года вспыхнуло мощное повстанческое движение под руководством чигиринского сотника Богдана Хмельницкого.

Вхождение Украины в состав России

собрание представителей украинского народа во главе с Богданом Хмельницким, принявшее решение о присоединении Украины к России. Богдан Хмельницкий был шляхтичем (то есть дворянином), но православным. Так что Богдан Хмельницкий был совершенно не первым из тех, кто отстаивал такой путь для спасения православных с территории Польши.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий