Документ защищает аграриев, использующих навоз и помет в качестве удобрений для растениеводства, от риска быть оштрафованными за нанесение вреда окружающей среде. В случае, если животновод решил, что навоз и помет – это побочные продукты животноводства, он в соответствии с законом уведомляет Россельхознадзор о принятом решении. Российский президент Владимир Путин подписал закон, устанавливающий штрафы за несоблюдение требований к обращению с побочными продуктами животноводства.
Какие преимущества дает животноводам новый закон о навозе
Как закон скажется на животноводах Якутии? По мнению председателя постоянного комитета Госсобрания Ил Тумэн по селу и аграрной политике Андрея Находкина, местным животноводам, содержащим крупный рогатый скот, не стоит боятся изменений. Ведь практика по переработке навоза существует в Якутии уже давно. В том числе ежегодно санитарные комиссии проводят проверки на предмет порчи земель по статье 8. Поэтому по весне все «балбахи» в наслегах всегда убираются.
Единственное, теперь нужно будет соблюдать сроки компостирования и технические требования, предъявляемые к специальным местам хранения побочных продуктов. Ответственность за выделение земель под хранилища при этом лежит на муниципалитетах. Кроме того, вызывают вопросы платные анализы. Ведь эпидситуация по районам контролируется ветеринарами и непонятно, почему результаты исследований требуют с каждого хозяйства.
Навоз коровий везде одинаковый, поэтому стоило бы сделать анализы бесплатными», — отметил Находкин. Он сообщил, что в марте два постоянных комитета Ил Тумэн по селу и аграрной политике и по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии проведут круглый стол, по итогам которого будут выработаны предложения в Госдуму РФ по новому закону о побочных продуктах животноводства. Их передадут депутатам от Якутии, которых на сегодня в парламенте — пять человек. Собственно, как произошло во всех регионах.
Потому что реакции от населения не было, а как только началось правоприменение, тогда и пошли предложения. Поэтому по закону о побочных продуктах животноводства нужно уже сейчас высказываться, не дожидаясь его полноценного вступления в силу», — подчеркнул народный депутат.
Для того, чтобы вносить подготовленный навоз в почву, необходимо провести его исследование на предмет отсутствия патогенов и токсичных элементов то есть, сдать анализы. Эксперты оценивают их стоимость на уровне 5 тыс. В 2023 году штрафовать сельхозтоваропроизводителей не будут. В случае выявления нарушения проверяющие ограничатся разъяснением. Но с начала 2024 года полноценно заработает система штрафов. Продавать и передавать навоз можно только другим сельхозпроизводителям, которые к тому же смогут обеспечить экобезопасность в соответствии с новым законом. Оформление ВСД — ветеринарного сопроводительного документа — на переработанный навоз не требуется.
Рассказываем о главных изменениях, которые ждут россиян в мае 2024 года.
CC0 Блокировка просроченного молока С 1 мая в крупных торговых сетях, включающих 50 и более магазинов, внедряется новый механизм контроля. На кассах будет автоматически блокироваться продажа нелегальной и просроченной молочной продукции и воды. Система не позволит пробить на кассе такие товары на кассе. Незаконным оборотом будет считаться отсутствие необходимой информации о товаре в системе «Честный знак» или ее искажение, двойная продажа или попытка продать запрещенку. CC0 Штрафы за навоз В мае россиян начнут штрафовать за несоблюдение требований к хранению, перевозке, транспортировке, обработке, реализации и переработке навоза и помета. Несмотря на то, что навоз и помет — ценные органические удобрения, их неправильно использование может привести к серьезным экологическим проблемам: загрязнить воду, почву, воздух или даже привести к эпидемии. Ведь содержащиеся в помете и навозе патогенны могут передаться людям через воду и пищу. Внесение удобрений. За повторное нарушение суммы увеличатся. Для должностных лиц — от 40 до 50 тыс.
Если несоблюдение требований повлекло вред здоровью людей, природе или возникновению эпидемии, заплатить придется еще больше. Должностным лицам — от 50 до 60 тыс.
Причем это необходимо сделать до внесения веществ в почву. До момента использования побочных продуктов животноводства необходимо обеспечить места их хранения. Это могут быть специализированные площадки, требования к ним установлены подзаконными актами.
Такие площадки могут быть например, бетонированными, выполнены из герметично сваренных пленочных материалов, также это может быть площадка с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см. Главное, чтобы эксплуатация такой площадки не приводила к загрязнению окружающей среды, в том числе попаданию загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Естественно, переполнение не допускается. К оборудованию специализированных площадок не установлены технические требования.
Госдума приняла закон о создании государственной информационной системы «Навоз»
Преимущество объясняется тем, что предлагаемая микробная композиция для переработки органических отходов быта человека, животноводства и птицеводства благодаря определенному различному соотношению компонентов в зависимости от вида отхода обеспечивает их полную переработку. Положительный эффект заключается в соответствии обработанных указанным способом отходов действующим санитарным нормам и правилам как по содержанию ингредиентов, вредных органических примесей и бактерий, так и по отсутствию неприятных, специфических запахов и др. Хозяйствующие субъекты самостоятельно относят образуемые при содержании сельскохозяйственных животных вещества к побочным продуктам животноводства или отходам. О принятом решении хозяйствующие субъекты уведомляют Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзор. По общему правилу, побочные продукты животноводства не являются отходами. Кроме того, не прошедшие обработку, переработку побочные продукты животноводства не являются и агрохимикатами.
Сейчас, по действующим нормам, он относится к удобрениям и на обращение с ним необходима лицензия. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA.
RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей!
Россельхознадзор разъясняет, как будет действовать новый закон о побочных продуктах животноводства Россельхознадзор разъясняет, как будет действовать новый закон о побочных продуктах животноводства Новости Прочие новости 07. К ним относятся навоз, помет и стоки, которые образуются при содержании сельхозживотных, а также подстилка, если такие продукты используются в сельскохозяйственном производстве. Рассмотрим некоторые моменты: какие требования предъявляет новый закон к животноводам, куда сообщить, что навоз и помет — это побочные продукты животноводства и коснется ли новый документ деятельности личных подсобных хозяйств ЛПХ? В случае, если животновод решил, что навоз и помет — это побочные продукты животноводства, он в соответствии с законом уведомляет Россельхознадзор о принятом решении. Приказом Минсельхоза России установлен порядок, сроки и форма подачи такого уведомления. Предусмотрены разные способы уведомления, включая почтовое и личное. Уведомлять надо будет ежегодно, до 1 января предстоящего года.
Закон, на мой взгляд, облегчит деятельность крестьян.
Вместе с тем разработаны и правила обращения с отходами, начиная с малых хозяйств от 50 голов. При этом хранение отходов до их обработки разрешено только на специализированных площадках. Не допускается загрязнение окружающей среды, в том числе почвы, водоемов и лесов. Хозяйствующие субъекты самостоятельно решают, относить ли вещества, образующиеся при содержании животных, к побочным продуктам животноводства. И сами подают данные в Россельхознадзор. Если во время проверки выявятся нарушения требований по обращению с навозом и пометом, то штрафы за негативное воздействие на окружающую среду неизбежны. Ведь навоз может содержать возбудителей опасных заболеваний, в том числе и сибирской язвы.
Легализация навоза: куда девать отходы с фермы, не нарушая закон
Справедливости ради надо отметить, что опубликована эта новость была отнюдь не на официальных страницах, а в «новостных блогерских». Согласно ст. 2 Закона № 248 побочные продукты животноводства – вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве. Но после 90-х началось снижение поголовья скота, а в 2014-м вышел закон, и навоз отнесли к отходам.
Самое важное из закона “О побочных продуктах животноводства”
К побочным продуктам животноводства относят навоз, помет, подстилку, стоки, которые должны складироваться с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Нарушение требований к обращению навоза и помета будет фиксировать Россельхознадзор. Побочные продукты будут считаться отходами, если фермеры не будут исполнять требования к хранению, обработке, переработке, транспортировке и продаже навоза. Осенью 2022 года Минсельхоз России утвердил порядок направления уведомления об отнесении веществ к побочным продуктам животноводства. Согласно приказу ведомства уведомление об отнесении веществ к побочным продуктам животноводства может направить в территориальное управление Россельхознадзора юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, крестьянское хозяйство без образования юрлица. Уведомления сахалинских фермеров принимают в Приморском межрегиональном управлении федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Что нужно указывать в уведомлении: -объем побочных продуктов животноводства -планируемые сроки их использования -планируемые сроки передачи продуктов другому хозяйству.
Какие преимущества этот закон даст животноводам, сообщил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Напомним, по закону побочные продукты животноводства — это навоз, помет, подстилка, стоки. Если животновод решил, что побочные продукты животноводства пойдут на переработку, он должен будет вести журнал учета. За этим станет следить Россельхознадзор: сколько у владельца скота появилось в производстве побочных продуктов животноводства и сколько он потом переработал.
Животновод может также признать навоз и помет отходами и работать с ними как с отходами, то есть оформить лицензию на обращение с такими отходами, вносить установленную плату за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении и выполнять иные требования, установленные в отношении отходов. Важно, что именно закон о побочных продуктах животноводства учитывает специфику сельского хозяйства. Что еще немаловажно, это работа с Россельхознадзором, который уже сегодня контролирует использование удобрений на землях сельхозназначения. Однако, если побочные продукты животноводства вносятся на земли сельхозназначения в непереработанном виде, то это будет считаться нарушением. Теперь установлены нормативные показатели безопасности к переработанному продукту. Таким образом, какой бы способ животновод ни выбрал, он должен достичь этих показателей безопасности. Чтобы подтвердить соответствие показателям безопасности, нужно провести исследования в аккредитованной лаборатории и запротоколировать их.
Порядок и сроки направления уведомлений, указанных в части 2 настоящей статьи, а также их форму устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Собственники побочных продуктов животноводства осуществляют учет побочных продуктов животноводства отдельно от учета основной продукции и отходов. Побочные продукты животноводства не являются отходами, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи. Побочные продукты животноводства признаются отходами в случае установления в рамках федерального государственного контроля надзора в сфере ветеринарии и или федерального государственного земельного контроля надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Датой признания побочных продуктов животноводства отходами является дата вступления в законную силу акта контрольного надзорного мероприятия в рамках федерального государственного контроля надзора в сфере ветеринарии и или федерального государственного земельного контроля надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вынесенного при выявлении указанных нарушений. В случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, собственник побочных продуктов животноводства, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом следующих особенностей: 1 плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений, указанных в части 6 настоящей статьи; 2 платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами в соответствии с частью 6 настоящей статьи; 3 размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 163 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с применением к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициента 1. В случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю надзору в сфере ветеринарии, а также в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения , взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному экологическому контролю надзору. Статья 6. Право собственности на побочные продукты животноводства 1. Право собственности на побочные продукты животноводства возникает у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских фермерских хозяйств без образования юридического лица, осуществляющих содержание сельскохозяйственных животных. В случаях, не установленных частью 1 настоящей статьи, право собственности на побочные продукты животноводства возникает в соответствии с гражданским законодательством. Статья 7.
Объясняем новые правила обращения с навозом: кого коснется закон и как избежать штрафа
Информация о законопроектах и законах по субъектам права законодательной инициативы. Кроме того, новый «закон о навозе», как выяснила «СП», необходим России и по ряду других причин. -Нет, закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, потому что проблема, на решение которой направлен новый закон, распространяется на правоотношения по обращению с навозом и пометом, которые возникают у юридических лиц. Путин подписал закон, вносящий поправки в КоПА и устанавливающий серьезные административные штрафы для тех, кто неправильно хранит, перевозит, перерабатывает и продает навоз или помет. После вступления закона в силу навоз и помет при необходимой обработке будут относиться к побочным продуктам животноводства, повышающим плодородность почвы.
За навоз взялись всерьёз, или О чём говорит закон
При этом до 100 процентов свиного навоза и куриного помёта перерабатывается в органические удобрения. А значит, такие продукты не являются отходами и не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. Тем не менее действующее законодательство позволяет относить тот же навоз или помёт к отходам I — IV классов опасности, к утилизации которых применяются жёсткие требования. На эту ситуацию обратили внимание сенаторы и депутаты, которые подготовили проект закона «О продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных». Документ размещён в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности 27 декабря. Отходы раздора Если проект обретёт форму закона, в России появится понятие «продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных». Конечно, таким термином пользуются и сейчас, но трактуют его разные ведомства по-разному, отмечают авторы документа. Так, согласно разъяснениям Минсельхоза и Минприроды от 2016 года, навоз и помёт можно считать побочными продуктами.
В этом случае на них не должны распространиться требования к сбору, транспортировке и утилизации отходов.
Что еще немаловажно, это работа с Россельхознадзором, который уже сегодня контролирует содержание животных с точки зрения ветеринарии, использование удобрений на землях сельхозназначения, поэтому очевидно, что надзор за побочными продуктами животноводства должен быть в руках этого ведомства. На официальном сайте Россельхознадзора размещены все нормативные акты и закон, а также пояснения Минсельхоза России о реализации требований к обращению побочных продуктов животноводства. В каком случае внесение навоза будет считаться нарушением? Максим Синельников: Если побочные продукты животноводства вносятся в непереработанном виде. По требованиям, прописанным в постановлении правительства, непереработанный навоз и помет нельзя вносить в почву. Какие технологии и методы переработки существуют? К ним относится и выдерживание, и компостирование, и переработка с применением специальных препаратов. Способ переработки для себя определяет каждый владелец животных самостоятельно. Отмечу, что теперь в нормативном регулировании установлены нормативные показатели безопасности к переработанному продукту.
Таким образом, какой бы способ животновод ни выбрал, он должен достичь этих показателей безопасности. Чтобы подтвердить соответствие показателям безопасности, нужно провести исследования в аккредитованной лаборатории и запротоколировать их. Причем это необходимо сделать до внесения веществ в почву. Какие требования предъявляются к местам хранения побочных продуктов животноводства? Максим Синельников: Места хранения — это специализированные площадки, требования к ним установлены подзаконными актами. Такие площадки могут быть, например, бетонированными, выполнены из герметично сваренных пленочных материалов, также это может быть площадка с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см. Главное, чтобы эксплуатация такой площадки не приводила к загрязнению окружающей среды, в том числе попаданию загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Естественно, переполнение не допускается. К оборудованию специализированных площадок не установлены технические требования. Допускается пользоваться техническими требованиями к оборудованию специализированной площадки, указанными в строительных нормах и правилах.
Помимо этого ВНИИЗЖ предложил сельхозпроизводителям комплекс услуг: от разработки проекта технических условий на побочные продукты животноводства до получения экспертного заключения на готовый продукт. Что говорят эксперты? По мнению экспертов Россельхозбанка, новый закон будет стимулировать развитие рынка органических удобрений в России и даст животноводам дополнительный источник доходов. Аналитики банка подсчитали: небольшое предприятие по разведению крупного рогатого скота на 20 голов производит за год 292 тонны навоза. Если владелец животных решит, что перерабатывать навоз он не собирается, то ему придется вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. По подсчетам аналитиков, расходы за год составят 418,5 тыс. Если же животновод решит перерабатывать навоз и помет, он сможет не только сэкономить, но еще и заработать. По оценкам экспертов, из 300 млн тонн навоза, которые образуются в стране за год, можно получить 60 млн тонн органических удобрений.
Это еще и экспортный продукт. Стоимость такой «органики» на зарубежных рынках составляет от 150 долларов за тонну. К тому же 60 млн тонн органических удобрений, по подсчетам экспертов, хватит на 140 млн гектаров сельхозугодий. С учетом того что общая площадь российских сельхозугодий около 80 млн гектаров, российские аграрии смогут полностью заместить применение минеральных удобрений. Стоит отметить, что сокращение использования пестицидов, химических препаратов, минеральных удобрений — это общемировой тренд. Поэтому применение органических удобрений в аграрном производстве позволит в том числе нарастить экспорт экологически чистых продуктов из России. Развитию рынка способствует дефицит «органики» и ускоренное истощение почв в Китае, Вьетнаме, странах Юго-Восточной Азии, Индии. Стимулирует отрасль и активное формирование в России и мире рынка органических продуктов питания, для производства которых агробизнес должен будет отказываться от применения большинства минеральных удобрений и расширять использование удобрений из «органики», — считают эксперты Россельхозбанка.
Как отмечают в Национальном союзе производителей молока Союзмолоко , в целом принятый закон создал новую отрасль регулирования и серьезно снизил административные барьеры для участников рынка. Вместе с тем, новые требования также нуждаются в соблюдении, если компания заявила о готовности работать с побочным продуктом животноводства, ведь за невыполнение обязательств грозят существенные санкции. Пожалуй, самое серьезное - это не сам по себе штраф за нарушение, а признание побочного продукта отходом. Наша конечная цель - создать удобный, прозрачный и безопасный рынок побочных продуктов животноводства, и выведение ее из-под регулирования отходов производства и потребления - важнейший шаг», - говорят в союзе.
До обработки, переработки побочные продукты животноводства должны храниться только на специализированных площадках навозохранилищах, пометохранилищах. Побочные продукты животноводства могут быть переданы только хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции. Использование побочных продуктов животноводства предусмотрено законом путём внесения их в почву после обработки, переработки в целях обеспечения плодородия сельскохозяйственных земель.
Следовательно, эти отходы, все же, нужно перерабатывать. На сегодняшний день лучшими средствами для этой цели показали себя препараты на микробиологической основе. Например, запатентован микробиологический биодеструктор навоза «Навобакт», который применяется для разложения органических отходов быта человека, животноводства и птицеводства в навозохранилищах, лагунах, картах для отстаивания канализационных стоков и т.
Разъяснение к закону о навозе
Документ защищает аграриев, использующих навоз и помет в качестве удобрений для растениеводства, от риска быть оштрафованными за нанесение вреда окружающей среде. Чтобы российский навоз и помёт стали товаром, предложенный проект закона также закрепляет права собственности на продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных. 22 апреля Владимир Путин подписал новый закон, согласно которому за неправильное использование навоза, создающее угрозу эпидемий, предусмотрены штрафы до 600 тысяч рублей.
Закон о побочных продуктах животноводства: что нужно знать
Контактная информация Опросы населения Телефоны доверия и горячей линии Ваше мнение Поддержка сайта Mуниципальные районы Рыбно-Cлободский муниципальный район Службы и организации района Управление Россельхознадзора по Республике Татарстан Информация С 1 марта 2023 года в Российской Федерации вступает в силу новый закон о побочных продуктах животноводства: навоз, помет и стоки, которые образуются при содержании сельскохозяйственных животных и птиц, а также подстилка. С 1 марта 2023 года в Российской Федерации вступает в силу новый закон о побочных продуктах животноводства: навоз, помет и стоки, которые образуются при содержании сельскохозяйственных животных и птиц, а также подстилка. Новый закон избавит животноводов от несправедливых штрафов, даст право выбора, что делать с навозом и пометом, будет стимулировать аграриев к применению передовых технологий при переработке этих веществ в органические удобрения.
Помимо этого, штраф также будет налагаться за порчу плодородного слоя почвы из-за неправильного обращения с побочными продуктами животноводства. Его максимальный размер по этой статье для юридических лиц составит до 80 тыс.
Также в качестве наказания предусмотрена приостановка деятельности на срок до 90 суток.
На благо экологии? Остальные требования к предприятиям в сфере охраны окружающей среды должны выполняться, как и прежде, в строгом соответствии с действующим законодательством. Напомню, что законодательство регулирует три основных источника воздействия на окружающую среду: сбросы в водные объекты, выбросы в атмосферу и образование отходов.
На мой взгляд, федеральный закон о ППЖ не сильно влияет на сокращение вреда окружающей среде. Во-первых, законом и подзаконными актами четко предусмотрены требования к ППЖ, в том числе не допускается наличие в ППЖ патогенных микроорганизмов и паразитов. Для того, чтобы их не было, ППЖ необходимо перерабатывать одним из известных методов компостирования, начиная от классического и заканчивая использованием специального оборудования по переработке помета и навоза. То есть, по-прежнему, образующийся помет и навоз не допускаются сразу к внесению в почву. ППЖ нужно сначала переработать, чтобы они соответствовали требованиям закона, и только после этого вносить в почву.
Он как оказывал негативное воздействие на окружающую среду, так и продолжит. К слову, по разным оценкам экспертов, в том числе по данным ВНИИ органических удобрений и торфа и Росстата, в России ежегодно образуется порядка 300 млн тонн навоза и помета. К 2030 году их объем может достичь 314 млн тонн в год. Увеличение ППЖ, на мой взгляд, связано с открытием новых или реконструкцией старых предприятий. Но прирост новых комплексов не такой большой, чтобы можно было говорить о стабильном увеличении ППЖ из года в год, поэтому я бы, скорее, ориентировалась на цифру в 300 млн тонн ППЖ в год.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские фермерские хозяйства без образования юридического лица, которые производят сельскохозяйственную продукцию, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании животных, к ППЖ или отходам, независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.
В этом случае на них не должны распространиться требования к сбору, транспортировке и утилизации отходов. Но на практике эти разъяснения зачастую не принимаются Росприроднадзором, говорится в пояснительной записке к документу. Поэтому сельхозпредприятиям выписывают штрафы — за нарушение правил утилизации отходов. Не вносят ясности в вопрос, чем же всё-таки являются навоз и помёт, и суды, отмечается в пояснении. Так, в одном случае навоз признают сырьём, а в другом — отходом, подлежащим учёту, поскольку он внесён в Федеральный классификационный каталог отходов. При этом он подчеркнул, что не считать отходами предлагают только тот навоз и помёт, который потом идёт в переработку, а дальше поступает на поля в качестве удобрений, а не все отходы жизнедеятельности животных.
Аграрии давно просят о подобных изменениях в законодательство РФ, прокомментировал появление проекта закона «О продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных» депутат Госдумы Николай Валуев. Нормы внесения в почвы этих субстанций давно описаны, а значит, нет необходимости «тупо запрещать использование навоза или помёта», отметил Валуев. Другой вопрос, «если требования нарушаются, они должны караться штрафами», уточнил законодатель.