Михаил Врубель "Демон поверженный", 1902.
Врубель, Михаил Александрович
Михаил Александрович Врубель принадлежал к плеяде художников и графиков, своим необычным и новаторским творчеством вызывающих всю гамму эмоций публики и критики: раздражение, недоумение, откровение, восторг. Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника. Содержание картины-панно М.А. Врубеля «[i]Демон поверженный»[/i] — одного из центральных произведений символизма в русской живописи — до сих пор остается загадкой.
«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора
Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. В 1901-м пишет «Демона поверженного» и говорит друзьям об «ужасной будущности». Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника. Содержание картины-панно М.А. Врубеля «[i]Демон поверженный»[/i] — одного из центральных произведений символизма в русской живописи — до сих пор остается загадкой.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен?
В декабре 1901 года работа над «Демоном поверженным» была закончена. Но Врубель не мог «отпустить» свою работу. С ним происходило нечто неладное, заставлявшее всех нас беспокоиться за его здоровье. Еще до открытия выставки он приходил рано утром с ящиком с красками и прописывал разные места выставленного им впервые «Демона». Врубель приносил с собой бутылку шампанского и, то и дело прикладываясь к ней, неистово писал. Сперва дело ограничивалось небольшими ретушами, но вскоре он начал писать повсюду, прописывая заново всю фигуру Демона, переписывая ему руки, лицо, одежду.
Я каждый день ходил и наблюдал его. Михаил Александрович ничего и никого не замечал и был как во сне. Когда выставка уже открылась, он продолжал рано утром приходить и писал все с большим азартом, не стесняясь даже присутствием публики, почему его приходилось останавливать и уговаривать прекратить писание. На наших глазах «Демон» становился все хуже и хуже, рисунок и лепка деформировались, и голова приняла тот искаженный облик, который сохранился навсегда. В одно утро он не появился.
Через несколько дней мы узнали, что он хотел в театре выйти из-за кулис на сцену, чтобы петь вместо певца, исполнением которого был недоволен. Его насилу удержали и вслед затем увезли в лечебницу. Художник был буйным, не говорил связно, страдал манией величия. Портрет Брюсова В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники, но вскоре его ждал новый удар — смерть маленького сына. Художник пытался поддержать жену, но его состояние быстро ухудшилось, и он сам попросил отвезти его в больницу.
После неудачного лечения в Риге 9 июля 1904 года Врубеля перевели на реабилитацию в клинику Федора Усольцева в Петровском парке, где художник неожиданно пошел на поправку.
Для каждого из них характерна внезапность смены. В Киеве Врубель оказался по приглашению профессора А. Прахова, когда для реставрации Кирилловской церкви потребовался молодой художник с академической выучкой — умеющий хорошо рисовать, но не требующий больших гонораров. Искусство реставрации находилась тогда в зачаточном состоянии, и многое приходилось делать впервые. Знакомство с древнерусской религиозной живописью стало счастливым открытием для Врубеля. Византийская эстетика позволила художнику переосмыслить собственное творчество. В его фигурах появилась благородная экспрессия, в лицах — духовное горение. У Врубеля пробудился вкус к большому стилю, к монументальному искусству.
В то же время Врубель скрупулёзно изучал работы ранних венецианских художников, взяв от них в свою палитру глубокие синие и лиловые тона. Помимо росписи Кирилловской церкви, Врубель участвовал в отделке интерьера нового Владимирского собора, создавал композиционные портреты — например, «Девочку на фоне персидского ковра», и великолепные акварели вроде «Восточной сказки» обе работы датируются 1886 годом. В 1889 году Врубель приехал в Москву навестить знакомых, и неожиданно для себя остался в этом городе на полтора десятка лет. Он воспользовался дружеским расположением художника К. Коровина, предоставившего ему свою мастерскую, и финансовым покровительством промышленника С. Мамонтова, чьи заказы поддерживали его существование. Помимо прочих работ на заказ, здесь Врубель работал над «Демоном», замысел которого возник у художника ещё в Киеве. Важным фактом московского периода биографии Врубеля стало его участие в абрамцевском художественном кружке. В разные годы в нём состояли такие звезды русской живописи как В.
Серов, И. Репин, М. Нестеров и др. В 1890-е гг. Из всей прежней необъятности интересов он сосредоточился на двух темах — Демоне и русском сказочном фольклоре.
Если изначальный демон — был печальным юношей неземной красоты, которому сочувствуешь и сопереживаешь, то теперь - это бунтарь, который повержен, но не покорен. И мы не понимаем до конца, что же перед нами - зло или неукротимое стремление к свободе? В итоге получилась совсем другая картина, а ее автора в состоянии маниакального возбуждения увезли в психиатрическую клинику. Добавлю только, что никто ранее так не искажал форму и не прятал фигуры персонажей в дебрях фона. Никто не писал чересчур эмоциональных героев в чересчур ярком пространстве: героев в стиле модерн, эпоха которого в русской живописи и началась именно с "Демона" гениального Врубеля. Мне кажется, Врубель бросил вызов, и в каком-то смысле, сознательно стал изгоем света, как и его рукотворный визави.
Эти волшебные крылья распластаны под телом бывшего хозяина и служат ему то ли неуютным ложем, то ли саваном. Фигура кажется неодушевленной — хрупкое, бесполое существо словно уже мертво — его кожа голубоватого «трупного» оттенка, тело застыло в неестественной позе. Он напоминает подстреленную и уже ощипанную птицу — жертву небесного охотника. Но взгляд Демона устремлен в пространство и горит гневом. И лицо его еще хранит суровое, воинственное выражение: губы плотно сжаты, брови нахмурены, на лбу залегли глубокие складки.
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
Влияние творчества Врубеля Открытия Михаила Александровича Врубеля в области цвета и фактуры оказали большое влияние на последующие поколения художников. Его «демонические» образы вдохновляли многих деятелей Серебряного века - от писателей до композиторов. Они воспринимали Демона Врубеля как символ эпохи. Влияние «Демона» можно обнаружить в творчестве Блока, Анненского, Скрябина. Этот образ постоянно возрождался в литературе и искусстве XX века. До сих пор «Демон поверженный» вдохновляет художников смелым авторским видением, выразительностью образа, многозначностью символики. Но вскоре полотно было продано в Третьяковскую галерею. Это одна из жемчужин галереи.
Она неизменно притягивает к себе внимание посетителей. Это произведение стало визитной карточкой художника. Образ Демона в массовой культуре Загадочный образ Демона Врубеля вышел далеко за пределы высокого искусства. Отсылки к «Демону поверженному» встречаются в массовой культуре. Этот персонаж появляется в фильмах, мультфильмах, книгах, компьютерных играх. Его изображают на обложках альбомов рок-групп. Порой Демон Врубеля используется в коммерческих целях, для оформления рекламы.
Но даже такое вульгарное заимствование свидетельствует о знаковости этого образа в культуре. Актуальность «Демона поверженного» Несмотря на то, что с момента создания картины прошло более века, ее образы не утратили актуальности. Вечная тема борьбы Добра и Зла, воплощенная в «Демоне», по-прежнему волнует людей. А мятущаяся личность героя близка современному человеку. Загадочность и неоднозначность этого произведения оставляют простор для размышлений. Каждое новое поколение зрителей открывает в «Демоне поверженном» свой смысл. Неувядающий шедевр «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля по праву считается одним из величайших произведений мирового искусства.
За более чем вековую историю интерес к этому шедевру не угасал.
Нужно признать, что это страшные слова, которые в полной мере отражают трагедию великого мастера модерна, направившего свой талант в очень опасное русло. Беда в том, что возвышенная миссия нового героя часто сметает на своем «высоком» пути обыкновенных людей и вообще все человеческое.
Врубель — тревожная, зрячая душа. Он пленился демоном, но демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна.
Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой — разрушением души. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и, время от времени, брал уроки живописи.
По желанию отца, окончил юридический факультет Петербургского университета. Осенью 1880 года был принят в Академию художеств. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» обе - 1886.
Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон, Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески. В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля.
Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано. В 1889 году художник приехал в Москву. Здесь он познакомился со знаменитым меценатом С.
Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном сидящим » 1890 и иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова 1891. Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи.
Найдя необходимую композицию, художник несколько раз переделывал картину в поисках колорита и света. Когда работа уже была практически готова, мастер снова переписал работу. Сегодня мы имеем две разные авторские версии одного сюжета. Если "ранний" демон - полный неземной прелести юноша, несчастное выражение лица которого заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать поверженному бунтарю. Оба падших ангела лишены крыльев, путь для них в "небо" закрыт навсегда.
Перед своим отъездом он уничтожает картину — первый образ демона. В 1891 году к полувековому юбилею смерти Лермонтова власти решают выпустить большой двухтомник, посвящённый великому поэту и приглашают 17 художников иллюстрировать произведения автора.
Врубелю достаётся поэма «Демон». Он пишет для нее тридцать работ. Его рисунки критикуются и отмечаются малым профессионализмом. Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий». Врубель говорил, что его демон — это древнегреческое существо, а не порождение дьявола. Для древних греков «даймон» — это душа. Художник хотел изобразить душу, которая всегда стремится к высокому, но в то же время она не на земле и не на небе.
Герой полотна, если присмотреться, будто парит в воздухе, обхватывая свои колени мускулистыми руками. Большие желтоватые глаза — единственная черта демонического в этом персонаже.
Врубель, Михаил Александрович
Россия, Михаил Александрович Врубель. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг.[1]. Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) Демон поверженный.
История одной картины. Демоны Михаила Врубеля
В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель. Картина «Демон поверженный» была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1901-1902 годах. Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». В начале 1902 года картина “Демон поверженный” была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке “Мир искусства”.