Таким образом, личная обида Хмельницкого стала поводом для восстания в 1648 году. В 1648 года началось известное восстание Богдана Хмельницкого. Хмельницкий встал во главе поднимавшегося восстания украинского народа против гнёта магнатско-шляхетской Речи Посполитой, за освобождение Украины и воссоединение её с Россией. Восстание Хмельницкого (Национально-освободительная война Богдана Хмельницкого) — вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой и последующая народнаяК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан).
Богдан Хмельницкий. Начало освободительной борьбы 1648-1654 гг.
Восстание Богдана Хмельницкого 1648-1654 гг известно также как освободительная война украинского народа. Первоначальные успехи казаков под предводительством Хмельницкого в сражениях на Желтой Воде и в Корсуни вызвали большой энтузиазм у украинскх крестьян — они стали видеть в Богдане Хмельницком своего спасителя и вождя. Подробный рассказ о восстании Богдана Хмельницкого по книге прославленного русского историка ского.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Добровольное «оказачивание» белорусов при Хмельницком
- Хмельницкое восстание
- Переяславская Рада
- Восстание Богдана Хмельницкого
XVII век. Как Богдан Хмельницкий Малороссию спас
Тогда казаки частью сил обложили город, а часть Самусь повёл на север Киевщины на соединение с полковником Абазиным, который незадолго до того освободил от присутствия ляхов Брацлав и двинулся к Виннице. Они как-то по-особому праздничны и иногда кажутся гостями, надолго оставшимися в Первопрестольной. В них видна рука одного очень оригинального мастера, прибывшего в Москву из Киева Собранное Феликсом Потоцким польское ополчение Киевского воеводства — посполитое рушение — заперлось в Бердичеве. Казаки взяли этот городок штурмом и устроили в нём резню поляков и евреев. Потоцкий спасся чудом. Тем временем остальные отряды восставших стремительно освободили Винницу, Бар, Калуш, Могилёв-Подольский, другие города и местечки. В Приднестровье 3. Сполохи восстания, зажженного Палием, достигали Волыни и Галичины. Затем последовал черёд Корсуня, Богуслава, Умани и Немирова.
В руки казаков попали 40 пушек, тысячи ядер, бочки с порохом и селитрой, а также множество других вооружений и припасов. В конце ноября правобережные казаки отправили гетману Левобережья Ивану Мазепе грамоту с просьбой принять Белую Церковь под руку царя. Однако успевшие сами стать феодалами Мазепа и левобережная старшина к антифеодальному восстанию правобережной черни относились крайне отрицательно — католическая шляхта была для них ближе, чем свои единоверцы "подлого" происхождения. Мазепа восставшим помочь отказался и написал Петру I письмо, в котором советовал Правобережные полки в состав России не принимать. Одна из легенд, связанная с рождением этого знаменитого поляка, повествует, что в тот день у Олесского замка на территории Русского воеводства в Галиции разразилась сильная гроза. Якобы столешница мраморного стола, с которой только что сняли новорожденного, раскололась надвое, точно от удара молнии Царь его советам внял и написал Палию и Самусю письмо, в котором предлагал вернуть полякам отобранные у них городки и местечки и присоединяться к войне против шведов. На это Палий в ответном письме сообщил, что если он оставит Фастов без защиты, поляки его захватят, а всё православное население перебьют. Казаки понимали, что без поддержки извне они обречены на поражение, но сложить оружие отказывались.
Вскоре последовал неизбежный трагичный финал. Развязка В январе 1703 года из Польши выступило 15-тысячное карательное войско при 44 орудиях. К концу зимы оно зачистило от восставших всё Подолье. Все ярые сторонники восстания были казнены, а 70 тысячам крестьян европейские "цивилизаторы" в качестве наказания отрезали левое ухо. Жителей нескольких сёл, и правых, и виноватых, истребили целиком, посадив на кол. В Ладыжине, у которого дали бой две тысячи казаков полковника Абазина, после взятия штурмом, каратели вырезали всех от мала до велика. Самого Абазина посадили на кол. Немногие уцелевшие после боя казаки ушли в Молдавию.
Рождение, гибель и реинкарнация Ханской Украины6 октября 1768 года Османская империя объявила войну России. Поводом для её начала стали инциденты на стыке границ Крымского ханства, Польши и России в районе реки Кодыма, где располагалось автономная провинция, известная как Ханская Украина. Что же она представляла собой и почему ее правитель оказывал такое влияние на международные отношения? У Староконстантинова поляки натолкнулись на значительный отряд казаков и восставших крестьян гетмана Самуся. Поляки нанесли им тяжелейшее поражение, после которого Самусь отвёл свои силы в Белую Церковь. В марте карательные войска польного гетмана Адама Николая Сенявского стояли лагерем на границе Киевщины, готовясь к штурму Белой Церкви и Фастова, когда к ним проездом из Вены в Москву заехал дипломат и генерал царской России Иоганн Паткуль. Он предложил полякам и казакам свои услуги в качестве переговорщика. При его посредничестве Палий обратился к Петру I, чтобы тот выступил гарантом безопасности казаков, в случае, если они согласятся сдать полякам Белую Церковь без боя.
Паткуль считал, что виной конфликта является исключительно польская шляхта и магнаты, о чём и отписал царю. В марте и мае 1703 года из Москвы казакам поступила финансовая помощь. В начале следующего года его посланники — Самусь и Искра — прибыли на Левобережье, чтобы вести переговоры о переходе казаков под руку царя. В те времена, как правило, так долго не жили - родился при Алексее Михайловиче и Богдане Хмельницком, а умер, причем своей смертью, при Анне Иоанновне. И служил при этом всем, кому надо, и преставился гетманом Однако на переговорах в Батурине Мазепа снова категорически отказался помогать правобережцам и под страхом смертной казни запретил своим казакам и крестьянам переправляться через Днепр на помощь восставшим.
Гораздо популярнее среди белорусов были самовольные казацкие полки. Таковые появлялись везде, где ступали лошади казаков Хмельницкого. Московские воеводы, как свидетельствует Сергей Соловьёв, в 1655-1657 гг. Между царём и шляхтой Таких оказаченных белорусов появилось ещё больше, чем в 1648-1649 гг. Воеводам было велено таких украинских казацких командиров из пределов Белоруссии выводить, а маетности обращать в прежнее состояние. Исключение делалось для тех, кто с оружием в руках мог оставить дом и следовать в составе казацкой хоругви в поход. Так ещё довольно большая часть самочинных белорусских казаков оказалась в Украине. Когда в 1658-1659 гг. С этим русские воеводы повели уже решительную борьбу, не останавливаясь ни перед чем. Тогда же пришёл конец и официальному Белорусскому казачьему полку. Тем, кто желал остаться казаками, было позволено переселиться на Украину, но в московское подданство. Правда, тем самым русское правительство потеряло в Белоруссии массовую базу своих сторонников. В последующие годы литовская шляхта беспрестанно наносила поражения московским войскам и отнимала одну за другой территории Белоруссии. По итогам войны 1654-1667 гг.
Широкие массы городских и сельских жителей, свыкшихся с родной религией отрицали католичество. На мой взгляд уния была ещё одним способом окатоличивания и ополячивания Украины. Идеологами воссоединения с Россией являлись и представители церковного мира — митрополит Киевский Иов Борецкий, епископ Перемышльский, позднее митрополит Исаия Копинский и другие. Православное духовенство было всегда на стороне восставших казаков и крестьян. Когда Богдан Хмельницкий, возвращался в Переяславль и проезжал через Киев, его торжественно встречали Киевский митрополит Сильвестр Косов и находившийся там проездом Иерусалимский патриарх Паисий. Отметим, как реагировала на события на Украине Русская Православная Церковь. Во главе ее в первый момент восстания Хмельницкого стоял патриарх Иосиф. В феврале 1651 года он подал Земскому собору свое мнение по украинскому вопросу. Однако между Польшей и Россией существовал официально мир, но фактически со стороны поляков этот мир постоянно нарушался. В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею — Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом. Больной патриарх, очень скоро 1652 году скончавшийся, не мог толком войти в курс украинских событий. Его приемник патриарх Никон повёл себя более решительно. В августе 1653 года гетман Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией. В этом же месяце Богдан уже благодарит Никона за помощь содействие. На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль. В годы освободительной войны значительно усилились связи, взаимопонимание между русским и украинским народами. Они охватывали многие сферы общественно-экономической и политической жизни и отражали новые тенденции в сближении двух единокровных народов. Помощь России была разнообразной. Сейчас мы рассмотрим важные направления сотрудничества России с Украиной в период освободительной войны, а именно экономические, культурные и военные связи. Расширение экономических связей России с Украиной в то сложное время особенно заметно проявлялось в торговле. Уже в начале 1649 г. По такой же схеме поступала и старшинская администрация. Котелевский сотник Г. Триполев и городской атаман В. Кислица писали 2 марта 1653 г. Данная взаимовыгодная торговая политика встречала одобрение и поддержку различных слоев населения России и Украины. Во время освободительной войны сложились обстоятельства, в которых экономическая поддержка украинского народа играли особую роль. Например, в засушливые 1648—1649 гг. В создавшихся тяжёлых условиях подвоз продовольственных товаров из Москвы приобретал не только экономическое, но и военно-политическое значение. Конкретная помощь России являлась большим подспорьем малороссийскому народу в его борьбе против польско-шляхетского господства. Через Путивль, который был в те годы значительным административным и военным центром на юге Русского государства, торговое сотрудничество поддерживалось со многими городами Украины, и в первую очередь с Киевом. Жители пограничных земель выступали в роли посредников в экономических операциях. Постоянную с украинскими купцами торговлю вел богатый московский купец П. Русские торговцы на торгах и ярмарках Украины продавали или покупали товары как за наличные деньги, так и в кредит, что свидетельствовало о систематических торговых связях. В торговле участвовали различные слои населения. Большинство из них за определенное вознаграждение продавало товары, которые входили в состав государственной монополии. Русским торговым людям, которые ездили на Украину, в отдельных случаях давались поручения политического характера: они встречались и даже вели переговоры с Б. На Украине люди, занимавшиеся торговлей, по социальному положению принадлежали к различным слоям общества: зажиточные горожане, особенно больших городов, таких как Киев и Нежин, богатая старшина, казаки, а также люди, владевшие селитряными и поташными промыслами, ремесленники. Они, заинтересованные в расширении связей с Россией, всемерно оказывали поддержку экономической политики Гетманщины. В годы освободительной войны украинского народа, снабжение населения солью осуществлялось главным образом из России, причем её покупка производилась без пошлинных сборов. В 1940—50-е годы XVII в. Соль доставлялась водным путем в Нижний Новгород, а оттуда сушей через Москву и Калугу в Орел, потом она поступала в пограничные с Украиной города — Севск, Путивль, Рыльск. Предметом постоянного ввоза из России на Украину являлись различные меха, торговля которыми являлась государственной монополией. Дорогие горностаевые и собольи меха могли приобретать себе зажиточные слои населения: казацкая старшина, высшее духовенство, городская верхушка. На Украину доставляли также сермяжное сукно, лосиные кожи, белое и цветное полотно. Большим спросом в Малороссии пользовались металлические изделия тульских мастеров. С 1653 г. Во время освободительной войны экономика страны заметно подорвалась, но это не повлияло на характер русско-украинских торговых отношений. По-прежнему поступали из Украины в Россию продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и промыслов, как и раньше, отправлялся скот. К примеру, брянские купцы покупали на Черниговщине коров и овец, торговые люд из Нежина гнал на продажу волов, лошадей на калужские и на свенские вблизи Брянска ярмарки. В пограничных городах России торговали лошадьми купцы из Гадяча, Веприка и других городов и сел Украины. Россия вывозила большое количество воска для продажи в западноевропейских странах, этим объясняется закупка русскими купцами данного товара на территории соседа. Так, путивльский купец Д. Гурьев в 1651 г. В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии. Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне. Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью. Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно. Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву. В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь. В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство. Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства. Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине. На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело. Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей. Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в. В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию. В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться. Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская. Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины. На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей. В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в. Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г. Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в. Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений. На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др. В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины. Например, в 1652 г. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г. А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей.
А 22 марта 1654 года посольство Хмельницкого прибыло в Москву с Переяславским договором. По нему часть территорий входила в состав Русского государства на правах автономии. Для России последствием стала тяжелая 13-летняя война с Речью Посполитой. Еще по теме Период заключения договора и утверждения выдвинутых казаками условий в историографии нередко называют «Воссоединение Украины с Россией». Между тем, часть историков отмечает, что точнее было бы называть этот процесс постепенной интеграцией Левобережной Гетманщины в состав Российского государства. Присоединение Правобережной Украины: Екатерина II Еще одна значимая веха в истории российско-украинских отношений — 18-й век. Про этот период некоторые историки говорят, что именно тогда украинские а также белорусские земли полностью воссоединились с Россией. В 1664-1665 на Правобережье вспыхнуло восстание против гнета Польши и ее ставленников.
Чем обернулось для евреев восстание Богдана Хмельницкого
В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. Первоначальные успехи казаков под предводительством Хмельницкого в сражениях на Желтой Воде и в Корсуни вызвали большой энтузиазм у украинскх крестьян — они стали видеть в Богдане Хмельницком своего спасителя и вождя. В 1648 году на Украине под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого началось освободительное движение.
Богдан Хмельницкий и восстание Хмельницкого
Богдан Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 16 января. После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы московские послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным. После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.
Фото: commons. Настоящим бедствием стал самовольный захват земельных владений. Показательна тут судьба будущего гетмана Богдана Хмельницкого, который владел небольшим хутором Суботов. Воспользовавшись его отсутствием, польский подстароста напал на его хутор, разграбил его, увез женщину, с которой Хмельницкий жил после смерти первой жены, обвенчался с ней по католическому обряду, избил младшего сына Хмельницкого, что, как предполагают некоторые историки, стоило ему жизни. Все попытки Хмельницкого добиться справедливости в судебном порядке не увенчались успехом. Католическая церковь оказывала давление на православную веру. В начале XVII века большинство православных магнатских родов и значительная часть шляхты приняла католицизм и полонизировалась, фактически объединившись с польско-литовской знатью в один правящий класс. Запорожские казаки, война 1648—1654 Движущей силой антипольского сопротивления стали запорожские казаки. Часть казаков — так называемые реестровые — находилась на государственной службе и защищала границы Речи Посполитой от набегов крымских татар. Они были официально зачислены в армию, получали жалованье деньгами, хлебом, порохом и оружием. Другую часть казачества составляли беглые холопы, крестьяне, мещане. Они нанимались к зажиточным казакам, занимались ловлей рыбы, охотой, но чаще всего жили военными набегами. В конце XVI — начале XVII века запорожские казаки неоднократно поднимали восстания против властей Речи Посполитой и шляхты, однако ни одно из них не принесло окончательного успеха. Либо польская армия побеждала повстанцев, либо Варшава шла на ситуативные уступки, но потом только усиливала давление. На этом фоне взоры малороссийского населения всё чаще обращались в сторону единоверной Москвы. Казаки, в частности, просили принять их в подданство в ходе антипольских восстаний 1591—1593, 1637 и 1638 годов. В 1648 году самое масштабное восстание против поляков поднял избранный казацким гетманом Богдан Хмельницкий. Казаки смогли несколько раз победить польские войска. В частности, казацко-татарское войско одержало победы при Желтых Водах и Корсуни, взяв в плен коронного польского гетмана Николая Потоцкого. Эти успехи вызвали колоссальное воодушевление в малороссийском обществе. Портрет Багдана Хмельницкого. В 1648 году он отправил русскому царю Алексею Михайловичу письмо, в котором рассказал о победах и желании казаков уйти под власть Москвы. В России, однако, колебались, так как понимали, что сближение неизбежно приведет к войне с Речью Посполитой. Казаки дважды за время восстания подписывали с поляками мирные соглашения, но боевые действия оба раза возобновлялись. Чем дальше, тем сложнее было положение запорожцев.
Россия удержала за собой Левобережье, а от планов захвата Правобережья, которое формально было польским, но контролировалось Османской империей, пришлось временно отказаться. Договор подтверждал переход к России Левобережной Украины и Киева. Социальные движения. XVII век в русской истории приобрел репутацию «бунтарского». Были отменены прямые налоги подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемых , но введен косвенный налог на соль. Однако население отказалось покупать соль по завышенной цене. Казна недосчиталась своих доходов. Царь был вынужден пойти на уступки. В 1662 г. Медные деньги обесценивались. Положение усугублялось появлением фальшивомонетчиков, пример которым подали знатные лица, в частности И. Милославский, тесть царя. В отличие от «соляного», «медный» бунт был жестоко подавлен убито или арестовано до 3 тыс. Крупнейшее народное выступление 2 пол. XVII в. В сер.
Хмельницкий обложил Збараж и начал томить польское войско беспрерывными атаками и канонадами, так что поляки скоро выбились из сил. Призывы к королю о помощи были безответны, ибо ему не с чем было идти: шляхетское ополчение только собиралось. Наконец, чтобы не дать погибнуть войску под Збаражем, он двинулся, не ожидая всех полков, но попал в засаду. Хмельницкий, оставив часть войска под Збаражем, сам с татарами двинулся против короля и преградил ему путь при переправе под Зборовом. Масса казацко-татарского войска навела панику на королевскую армию, однако в этот критический момент король нашел выход. Было отправлено письмо крымскому хану, на этот раз самолично предводительствовавшему ордой, с обещаниями богатых даров, чтобы он отступился от Хмельницкого. И хан изменил, потребовав, чтобы Хмельницкий помирился с королем [13]. Его статьи гласили: В составе Речи Посполитой образовывалась автономия — Гетманщина. Единственным правителем на территории Войска Запорожского признавался выборный гетман Верховным органом автономии признавалась Общеказацкая Рада Совещательным и исполнительным органом при гетмане признавалась Рада генеральной старшины Реестр был установлен в 40 тысяч сабель Столицей украинской автономии признавался город Чигирин Евреи не имеют права находиться на территории украинской автономии [14] Всем, кто не вошёл в реестр, предписано вернуться в прежнее социальное состояние Всем участникам восстания объявлялась амнистия Третий этап войны[ Файл:Berest1. Только в декабре сейм утвердил новый карательный поход. В январе 1651 года польское войско двинулось на Брацлавщину, затем к Виннице. Завершившаяся поражением для казаков Берестецкая битва 18 июня 1651 года , открыла ряд неудач казацкого войска летом 1651 года. Чуть меньше чем через год, в апреле 1652, казацкая старшина решила возобновить войну. Казаки одержали крупную победу под Батогом, где погиб польный гетман Мартын Калиновский, однако в сражении под Жванцем вновь повторилась ситуация, когда поляки в безвыходном, с военной точки зрения, положении спаслись благодаря измене крымских татар. Поняв, что удержать вновь обретенные позиции и успех Гетманщине в одиночку не удастся, осенью 1653 года Богдан Хмельницкий обратился к Российскому царству за протекторатом. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чём не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору. А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.
Ответ на оскорбление
- Николай Стариков
- Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648–1654)». - Univerkov - образовательный сайт
- Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада — EADaily, 18 января 2018 — История
- Вы точно человек?
- § 20. Присоединение Украины к России
- Чем обернулось для евреев восстание Богдана Хмельницкого
Хмельниччина: как начиналось восстание
«Чем закончилось восстание Богдана Хмельницкого ?» — Яндекс Кью | Хмельницкий встал во главе поднимавшегося восстания украинского народа против гнёта магнатско-шляхетской Речи Посполитой, за освобождение Украины и воссоединение её с Россией. |
Почему в XVII веке в Белоруссии исчезли все казаки — Кириллица — энциклопедия русской жизни | В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. |
Желтые Воды, 1648 | Восстание Богдана Хмельницкого 1648-1654 гг известно также как освободительная война украинского народа. |
ОСВОБОДИ́ТЕЛЬНАЯ ВОЙНА́ УКРАИ́НСКОГО И БЕЛОРУ́ССКОГО НАРО́ДОВ 1648–54
Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали. Восстание Богдана Хмельницкого. Самый крупный конфликт начался в 1648 году. Когда в 1648 году полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий начал антипольское восстание, недостатка в добровольцах не было: в его армию массово стекались даже крестьяне, что было редкостью для той эпохи. Причины восстания Богдана Хмельницкого Большая часть юго-западной Руси в XVII в. находилась под властью Речи Посполитой. С 1648 года Речь Посполитую раздирали различные потрясения, вызванные внутренним политическим кризисом, который вылился, в первую очередь, в казацкое восстание под руководством Богдана Хмельницкого, а потом и в войны с Россией, Швецией. «С Черкас, июня 8, 1648» Богдан Хмельницкий – русскому царю: «Ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо.
Казацко-крестьянская война под руководством Богдана Хмельницкого. Русско-польская война (1654-1667)
Восстание Богдана Хмельницкого 1648-1654 гг известно также как освободительная война украинского народа. Восстание Богдана Хмельницкого привело к войне казачества с Речью Посполитой, которая шла с переменным успехом до конца жизни гетмана. Восстание Богдана Хмельницкого — это один из наиболее ярких моментов истории Украины, приведший к ликвидации влияния польских магнатов на украинские земли вследствие военных побед казацких войск в период с 1648 по 1654 годы. События восстания Богдана Хмельницкого разворачивались в 1648 – 1657 годах, то есть продлились они целых 9 лет. Хмельницкий встал во главе поднимавшегося восстания украинского народа против гнёта магнатско-шляхетской Речи Посполитой, за освобождение Украины и воссоединение её с Россией. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа.
Хмельницкое восстание
Telegram: Contact @analitikaKT | События восстания Богдана Хмельницкого разворачивались в 1648 – 1657 годах, то есть продлились они целых 9 лет. |
«Неизвестная война» 1654-1667. Предпосылки войны | Личная обида Богдана Хмельницкого разгорелась в нешуточную войну, итогом которой стало отделение Украины от Речи Посполитой и воссоединение с Московским царством. |
«Выразил настроения народных масс»: как Богдан Хмельницкий перекроил карту Восточной Европы | Поднял ли Богдан Хмельницкий восстание из-за любви? Открыть в себе талант военачальника Богдана Хмельницкого сподвигла не только любовь, но и месть. |
Новости России, СНГ и мира - ИА REGNUM | Подробный рассказ о восстании Богдана Хмельницкого по книге прославленного русского историка ского. |