Новости устав великого поста

3.2 Сроки Великого поста в православном календаре. Великий пост со Страстной седмицей длится 48 дней. Будничные дни Великого поста пропитаны скорбью и покаянием, поэтому обычная литургия Василия Великого и литургия Иоанна Златоуста служится лишь в субботние и воскресные дни Великого поста, которые являются праздничными. 3.2 Сроки Великого поста в православном календаре. Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Какие правила существуют для монахов и мирян, какая еда в пост запрещена, а что допустимо употреблять в РИА Новости, 27.04.2024.

Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень в Иерусалим

Великий пост — период подготовки к Пасхе (празднику Воскресения Христова), во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями. Устав о Великом посте из Соловецкой кормчей 1493 г. опубликован в трудах известного исследователя русской церковной старины, профессора Сергея Ивановича Смирнова (1870-1916 гг.), автора ряда исследований, включая известный труд «Древнерусский духовник». это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Седмица го поста. 18 марта по 22марта-Сухоядение.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Пост по Типикону — Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Петровичах Священнослужители всех рангов в период Великого поста напомнили верующим об основных запретах и пояснили для начинающих, как отличить послабление от греха.
История и смысл Великого поста | Онлайн-журнал Эксмо Надо понимать, что Устав Великого поста составлен из уставов двух самых строгих православных монастырей, Синайского и Студийского, и то, что он достался нашей Церкви по «наследству».

Понедельник первой седмицы Великого поста

А уже потом дипломированный специалист приходит на работу и там всю жизнь учится. Так и с духовным ростом. Пост подвигает нас к духовным подвигам, к познанию себя. Если мы будем лениться, то сами будем лишать себя этих вещей. Мы же себя не лишаем земных вещей, понимая, что нам нужны тепло, отдых и еда. Человек духовный, как пчелка собирает нектар, он работает над собой, он входит в Великий пост для себя. Духовная работа над собой — это наше богатство, которым мы будем пользоваться. И это нужно не только для Царства Небесного — это нужно нам и здесь, на земле. Мы будем смотреть по-иному на многие вещи, мы научимся видеть и понимать друг друга, переживать друг за друга и радоваться. Церковная традиция говорит, что нужно быть к себе требовательным, а к человеку снисходительным.

А на практике бывает наоборот. Внутри духовного человека формируется не этикет, а очищается совесть, которая является голосом Божием внутри нас. Не надо бояться идти на беседу к священнику, он подскажет, с чего начать, что будет по силам именно вам на этом этапе становления. Нужно начинать с важных вещей. Если человек стесняется подойти к священнику, то я бы посоветовал начинать с посещения храма. Богослужения Великого поста они особенные, они более строгие, более длительные. Великим постом мы очищаем свою душу и сердце. Когда мы будем уходить в иной мир, нам душа понадобится больше, чем тело. Именно задача церкви подсказать человеку, как это правильно сделать, оказать помощь в очищении и лечении своей души.

Ведь самое страшное, когда после смерти мы увидим свою душу, мы будем оплакивать и говорить: «Господи, а ведь я не радел это время». Каждый от жизни получает то, что хочет получить. Пост — это время благодатное, это комплексный труд. Это время попросить помощи у Господа в молитве: «Помилуй мя Господи, помилуй мя, исцели Господи, душу мою! И Господь видит душу каждого из нас. Это самый главный праздник в православии. Суть его такова, что Бог в течение трех дней, четверга, пятницы и субботы, пребывает в аду и разрушает его врата. И разрушив ад, дает возможность каждому человеку выйти из него. Для того чтобы победить смерть, необходимо было принять ее, с нею соприкоснуться.

Для того чтобы победить ад, надо было сойти в него, разрушить врата ада, чтобы ад опустел, чтобы он не имел силы над людьми.

Что готовят в Великий пост в монастырях? В разных монастырях придерживаются разных правил. Так, устав монастыря на святой горе Афон позволяет по субботам и воскресным дням питаться морепродуктами но не рыбой. Устав Соловецкого монастыря допускает вкушение рыбы каждое воскресенье и в памятные дни почитаемых святых. Приведем монастырские рецепты постных блюд в Великий пост. Чтобы приготовить овощной салат без растительного масла, вам понадобится: 200 г моркови,.

Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по мере квасу ячного в больших чашех, двоя рыба, подсыпка». Рыбный стол был приурочен, как правило, к заупокойным кормам: 1 и 2 суботы — по царе Иване Грозном, 3 и 5 — по царевиче Иване Ивановиче сына Иоанна IV и Анастасии Романовны , и 4-я — по игумене Христофоре 3-й игумен монастыря, ученик прп. Кроме того, в 1-ое воскресенье Великого поста был заздравный корм за царя также с рыбой.

Всего по Кириллову уставу рыба поставлялась 8 раз за Великий пост. Устав о велицем посте из Соловецкой кормчей 1493 г. Устав о Великом посте из Соловецкой кормчей 1493 г.

Надо отметить, что устав о Великом посте, имеющийся в этой кормчей, это не собственно устав Соловецкого монастыря, а один из уставов, имевший хождение на Руси в то время. Не исключено, судя по содержанию, что этот устав представляет собой потерянный и забытый ныне мирянский устав благочестивой жизни. На это наводят цитаты о воздержании от жен в пост зачем это указание монахам?

Эти положения подтверждаются и другими историческими источниками. В частности книга «Домострой» дает такую информацию о пище Великого поста: «В пост же великий на столе еще редька, хрен, капуста, крепкий рассол и разные овощи, что Бог послал; в иные же дни, по гостям судя, и икра, и рыба вяленая, сушеная, вареная, и уха из вяленой, копченой, вареной рыбы и всяких потрохов, и сушеных немецких сельдей, из снетков, а еще и в рассоле, и в пирогах, и в каше, и в овощах, и разный снеток, и любые пироги, и каши, и блины, и кисели, — всякой постной еды у доброй хозяйки много». Устав о велицем посте Во всю Федорову неделю по вечернии и по Литургии едим белый хлеб с капустой, ретка горох пряженый.

А пития одна чаша квасу, а больше мзда от Бога кто не пил бы все говение, от жен своих воздерживаться, занеже Господень пост есть. В суботу и в воскресенье рыбу едим дважды в день. А чаши три пить также и на ужине.

Разрешение на рыбу, видимо, было во все выходные поста, кроме Великой суботы — прим. А по Федорове неделе в понедельник и в среду и в пятницу хлеб и капуста и губы. И также до вербной недели.

А во вторник и в четверг горох с яглы, икра, мед пресный, квас житной на вербной неделе. В понедельник, среду и пятницу хлеб и капуста. Во вторник и в четверг горох с яглы.

А поклонов от Федоровой недели на всяк день и ночь по 400 до Лазаревой пятницы. А во все пятницы поклоняются 200 поклонов же тако, кто может. Или рукой до земли или на колени: если болен, то до пояса.

Рыбу ест больной, кроме среды и пятницы, хотя и федорову неделю и вербную. Получается, что больным дозволялась рыба почти весь пост, кроме среды и пятницы — прим. Если жена по детяти да ест рыбы, давати же за то милостыня.

Разрешение на рыбу для кормящих матерей — прим. Если же который день прилучится Иоанна Крестителя Обретение главы, или Сорок мучеников, или Алексия, человека Божия, если не на федоровой неделе, то есть рыбу, а в Федорову неделю — не есть. Если Благовещение попадет на великую пятницу, то едим рыбу один раз в день.

Если в иные дни, едим рыбу один раз в день. Также и на Обретение Главы, и на Сорок мученик, и на Алексиев день рыбу едим один раз в день. В страстную же неделю в понедельник в среду хлеб и капуста, во вторник и в четверг — горох с яглы.

А в пятницу сочиво, а масла макового не есть. А в суботу никому варива не есть, полно при вечери вкусити и масло пити. Святи ибо отцы и апостоли в эту суботу поститися уставили.

И в иную никою же.

В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говориться, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна.

Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. Здесь очевидно противоречие, так как для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», то есть вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение глава 35. Попробуем разъяснить это противоречие.

Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?

Начавшееся время Великого поста будет полноценным лишь тогда, когда предписания ограничений в пище будут сопряжены с сугубой молитвой и участием в Церковных Таинствах. Великий пост — период подготовки к Пасхе (празднику Воскресения Христова), во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями. питание "дарами природы. Какие традиции поста сохранились в России с давних времён, что можно и нельзя есть в Великий пост и как молиться.

Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя

Великий пост в 2024 году начинается 18 марта, а праздник Пасхи приходится на 5 мая. Многие верующие ждут этого времени с нетерпением — ведь, несмотря на все сложности, Святую Четыредесятницу называют «весной души». Что можно и что нельзя в Великий пост?

Это время особого внимания к своей душе, когда можно все свои силы направить к одной цели.

Великий пост — это время молитвы», — рассказывает монах. В пример монах приводит жития святых. Он принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей.

Преподобный Сергий Радонежский также сразу после рождения начал проявлять благочестие. Младенец совершенно отказывался от материнского молока по средам и пятницам, а в остальные дни не брал сосцов матери, если она вкушала мясную пищу.

Русские монастыри, по примеру греческих, пользовались правом придерживаться того или иного устава. Студийский устав Русская Церковь, первоначально принявшая Студийский устав, а потом Иерусалимский, шла от снисходительного поста к более строгому. Преподобный Феодор Студит цель поста полагал не в измождении только тела, но и в воздержании всех чувств, то есть в созидании гармонического соотношения между душой и телом. Поэтому он не возводил в правило невкушение пищи в течение нескольких дней и не требовал строгого различия между постными и мясоедными периодами. Главное значение в посте преподобный Феодор придавал времени принятия пищи и её количеству. Вот это и было характерной чертой Студийского устава. После кончины преподобного Феодора его рукописный устав хранился в Студийском монастыре.

Затем Константинопольский Патриарх Алексий расширил его и внёс в него свои дополнения. Таким образом, появилось два устава или, точнее, две редакции устава. По уставу Патриарха Алексия, только среды и пятницы всех недель проводились в сухоядении, как и вся первая неделя. Каждый день Страстной седмицы имел свой рацион, притом довольно снисходительный.

Александр Кондратюк А уже с понедельника, который как и все последующие дни последней предпасхальной недели называется Великим, устав предписывает максимально строгое воздержание - пищу готовят без масла, а те, кому по силам, переходят на сырую еду. Читайте также Хлеб: польза и вред для организма. Рецепты домашнего хлеба в духовке "В этом году у нас на страстные дни, то есть Дни страданий Спасителя, выпадают майские праздники с массовыми мероприятиями и гуляньями. Но для нас, православных, это время переживаний, время осознания, мыслей о своей жизни, о своей душе и так далее.

И радость у нас в эти дни должна быть от ожидания Воскресения Господа. Если ты, православный человек, от поста не радуешься, то это явный признак нездоровой души", - говорит отец Алексий. Как правильно соблюдать Великий пост Пост - это время воздержания не только от еды. Церковная традиция предписывает постящимся максимально ограничить себя и в других потребностях. Когда наступает время поста, он более мобилизованный, более сосредоточенный. Появляется время больше уделить внимание жизни внутренней, духовной, а не только внешней", - поясняет отец Алексий. Сергей Пятаков Направляет верующих в эти дни церковный устав. Также есть традиция читать больше Библию, Евангелие, Псалтырь, находить больше времени для домашней молитвы, чаще бывать на богослужениях.

Строгие и обязательные предписания в основном распространяются только на монашествующих, но в мирской жизни каждый может сам определить посильную ему меру воздержания, говорят священники. Пост - это то время, когда человек сам себе говорит - я готов на время отказаться от того, что люблю больше всего. Например, люблю сериалы смотреть, или спортивные соревнования, или с подругой часами по телефону разговаривать. Ну, откажись немножко, смотри хотя бы не каждый день. Не ссорься с детьми, с близкими, с коллегами, сдерживай себя", - поясняет отец Алексий. Что можно, а что нельзя есть в Великий пост? Ежедневный рацион питания также описан уставом. В зависимости от дня недели можно есть те или иные продукты.

Как правило, в субботу и воскресенье даются послабления. Подготовка к Великому посту начинается заранее, в церкви идут различные богослужения, настраивающие человека на будущее воздержание.

Монастырский устав: как питаются во время Великого поста в монастырях?

Великий пост — время самоотречения, очищения и стремления к Богу Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей).
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле | 360° В чем смысл Великого поста? Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне.

Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле

К сожалению, устава поста для мирян до сих пор нет. Хотя ведётся работа в этом направлении и готовятся материалы для решения этой проблемы на будущем Соборе. Но пока общий ориентир для всех православных христиан — это тот Устав, который существует много веков. Хотелось бы всё-таки напомнить слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные фарисеям в ответ на их обвинения Его ученикам: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Таким образом, надо ясно понимать, что безусловное исполнение Устава не является целью поста: главное то, что правила поста помогают человеку в наведении порядка в душе, в образе жизни, в отношениях с ближними и, безусловно, в отношениях с Богом.

В пост нельзя отмечать дни рождения и именины Комментирует протоиерей Павел Поздин, настоятель Свято-Николаевского храма села Курганово: — Всё зависит от того, что понимается под словом «отмечать». Поздравить человека с его личным праздником — это доброе дело. Оказать внимание близкому человеку, подарить ему подарок, порадовать его, быть чуткими и отзывчивыми требует от нас наша вера. Православный пост вовсе не помеха для того, чтобы порадовать близких заботой и вниманием.

Если нас пригласили в гости родные, даже если они люди неверующие, то мы стараемся прийти к ним, чтобы не огорчать их своим не-вниманием. Стоит ли постящимся устраивать свои собственные дни рождения, готовить праздничный стол, приглашать гостей? Это зависит от традиций семьи. Если ваше ближнее окружение — люди верующие, то достаточно провести вечер за скромным столом из постных блюд.

Если ваши родственники не постятся, то на праздник можно приготовить постные блюда для себя и непостные для гостей. Церковь рекомендует всё-таки не забывать о том, что пост есть время покаяния и с безудержным весельем он никак не сочетается.

В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение [2] с елеем. Вина же испиваем по красовулю [4] » л. В Неделю 1-ю Великого поста, то есть в воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином — по две чаши. Это же правило действует для всех остальных воскресных дней Великого поста. В субботние и воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говорится, но весь строй богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза.

Рыба в Великий пост разрешается только дважды — в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим Вербное воскресенье. В праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи, случившийся в Великий пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. В предпразднство Благовещения накануне праздника , если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. В сам праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается.

В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случится Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна. Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино. В четверг 5-й седмицы Великого Поста Стояние преп. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «труда ради бденного, хотящего быти» стр. Устав Св. Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч. Севастийских, в Крестопоклонную среду на преполовение поста , в четверг и пятницу 5-й седмицы на Стояние прп. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы.

В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», то есть если есть возможность, по три онгии [6] то есть по 100 гр. В праздник Входа Господня в Иерусалим Вербное воскресенье «на трапезе утешение» — полагается рыба. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. Здесь очевидно противоречие, так как для 1-й седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», то есть вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение глава 35. Попробуем разъяснить это противоречие. С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего поста.

Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией свт. Василия Великого, то есть один раз в день, вечером. Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина: По обычному Палестинскому последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом. По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» стр. По уставу Св. Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином. В Великий Пяток предписывается полный пост, то есть полное воздержание от пищи и пития. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита».

Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» стр. Пост свв. Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говорится, но по общей логике текста из противопоставления понедельнику, среде и пятнице можно заключить о вкушении двух трапез. В субботу и воскресный день разрешается рыба. Относительно количества трапез прямо не говорится, однако пост как полное воздержание в субботние и воскресные дни Типикон прямо запрещает, поэтому очевидно, что положено две трапезы — днем и вечером например, см. Если же при этом в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием» праздник средний , то в эти дни разрешается рыба. В понедельник к тому же поставляется две трапезы в день, подобно вторнику или четвергу. Если память такого святого средний праздник выпадет на среду или пятницу, то разрешается только вкушения вина и елея.

Трапеза при этом поставляется одна в день.

Масло и вино — только в субботу и воскресенье, тогда же можно позволить себе поесть дважды в день. Рыба разрешена лишь в Благовещение — 7 апреля и Вербное воскресенье. В его канун можно есть рыбную икру.

Реклама Но это еще не все. Для первой и последней недель поста — седмицы и Страстной седмицы — ограничения еще более строгие. Например, в первые два дня первой седмицы церковный устав предписывает вообще воздержаться от пищи. В Страстную седмицу пищу не варят и не жарят, а в пятницу и субботу также не едят вовсе.

Но и это еще не все. Очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли.

Слишком уж просто. Русская православная церковь Соблюдение поста подразумевает лишение телесных удовольствий, и еда не единственное из таковых. Некоторые верующие ограничивают себя в интимной близости, хотя даже священнослужители признают, что это скорее обычай, чем правило, и все индивидуально речь идет о брачных отношениях — секс вне брака РПЦ рассматривает как грех.

Лазарева суббота - рыбная икра. Великий Четверг - растительное масло.

Великая Пятница - полное воздержание от пищи по Типикону. Немощные и болящие после захода солнца - хлеб и вода. Великая Суббота - без масла. Для желающих причащаться в Пасхальную ночь Евхаристический пост с 18:00 не едим и не пьем.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

О том же говорит и свт. Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело». Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться воздержанием от всяких развлечений, например от смотрения фильмов, хождения в гости, в театры, на концерты и т. Как и для всякой добродетели, для поста также нужна рассудительность. Как пишет архиепископ Варлаам Ряшенцев , «изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой неделе Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать». Всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы. Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей.

Все еще только начинается, и более того, начать поститься как в телесном, так и в духовном смысле можно в любой момент. Для этого нужно встроиться в богослужебную жизнь Церкви, почувствовать особое молитвенное настроение обычных повседневных великопостных служб. Как спрятаться в храме Те, кто уже много лет ходит в храм, знают, что главное, присутствуя на церковном богослужении, найти укромный уголок в храме, спрятаться там, например за колонной, и прочувствовать свое личное предстояние перед Богом — только Бог и душа.

Конечно же, это важно, но немного несерьезно, ведь никуда не спрячешься от самого себя, от бесконечного потока мыслей, не обязательно греховных, а просто суетных. Никакой темный уголок не поможет, а его может и не быть в маленьком храме; никакое «свое» место в храме не избавит от ветра в голове, если нет нужного настроения души. Великопостные будничные богослужения как раз помогают обрести такое настроение, не прятаться в темном углу храма, а стоя прямо напротив иконостаса, найти укромный уголок внутри собственного сердца.

Особенно ценится знатоками православного богослужения Великое повечерие, которое совершается каждый будний вечер в течение всего Великого поста. На этой службе есть и чтение умилительных покаянных псалмов, и бодрые, даже духовно-воинственные песнопения «С нами Бог» и «Господи Сил, с нами буди», и, конечно, земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. У Великого повечерия действительно свой особый настрой вечернего молитвенного приношения Богу.

В одном из тропарей этой службы так и поется: «День прешед, благодарю Тя Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми Спасе и спаси мя». Когда слышишь эти слова, душу посещает торжественное чувство благодарности за самый великий, но и самый незаметный, почти что пренебрегаемый дар Бога людям — время для исправления, для выхода из темного леса греха на столбовую дорогу, добрую христианскую жизнь. Продолжает и увеличивает тихую торжественность заданную Великим повечерием «самое постовое» богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров.

Совершается она в среду и пятницу утром, хотя по замыслу также является вечерним богослужением. В древней Церкви христиане не приступали к телесной пище в течение всего дня, а вечером собирались в храме, чтобы совершить вечерю любви — вкусить главную христианскую трапезу — Тело и Кровь Христовы. Литургия Преждеосвященных Даров появилась потому, что в будние дни Великого поста по богослужебному Уставу не положено совершение полной Божественной литургии, чтобы еще сильнее подчеркнуть покаянный характер этих дней.

Литургия — это всегда радость, это прорыв в Горний мир, и полная литургия Великим постом совершается только в субботние и воскресные дни, а также на праздник Благовещения. На Преждеосвященной литургии не совершается главного христианского Таинства — Евхаристии, поэтому причащение происходит преждеосвященными на воскресной литургии Дарами.

Когда мы трудимся в огороде, где мы понимаем, для чего мы это делаем и что наш ждет в конце урожай, который будет кормить круглый год — мы трудимся с особым усердием. Вот так и духовная работа, пост — это тоже труд, но только духовный. Значение души тоже очень велико в нашей жизни, ведь человек, не имеющий душу, умирает. Некоторые святые отцы говорили, что придет время и люди будут жить, но будут мертвыми — живыми мертвецами.

Фактически мы много наблюдаем таких примеров, когда человек крутится как белка в колесе, пытается решить какие-то бытовые вещи, каждодневные проблемы, но не получает радости, удовлетворения от этого. Почему мы говорим, что когда сходили в храм, как на празднике побывали. Богослужение, общение с Богом — это праздник, он равносилен общению с близкими, когда мы радуемся, поехав в гости к любимому человеку, которого не видели какое-то время. Такие же ощущения и после посещения храма. Есть такая заповедь: шесть дней трудиться, а седьмой день посвятить Богу. Мы идем в гости к Богу, как к своему родителю.

Но прийти к Богу тоже можно поразному: можно прийти, поздороваться и уйти, а можно через труды духовные увидеть себя. Вот к этому призывает пост. И не просто увидеть, а постараться себя исправить. И значение поста не только и не столько в телесном воздержании — это только лишь внешнее действие. Человек может помыться и в душе, но мы идем в баню. Ведь эффект бани невозможно достичь в душе, в бане все поры открываются, и ты видишь свою грязь на теле.

У нас есть и ежедневные исповедальные молитвы, когда мы просим у Бога прощения есть молитвы, когда мы идем на исповедь. Это равносильно тому же душу. Но именно глубокая грязь вымывается как раз баней. А духовную грязь мы способны увидеть только тогда, когда мы себя настраиваем на духовное делание. И в контексте этого мы начинаем понимать смысл поста. Пост — это не повинность.

В Евангелии говорится, что решив держать пост, не показывай это никому, закройся в своей келье — пусть никто не знает, кроме Господа Бога. Потому что Бог видит тайное, воздаст тебе явное, воздаст духовные плоды. Но многие сейчас стали настолько слабыми, что не могут держать строгий пост. Но это не говорит о том, что мы не можем к этому хотя бы частично прикоснуться. Как говорит один мудрец, если я не могу выпить всей реки, то это не значит, что я не могу напиться воды из нее. И эта малая чашечка испитой воды придает человеку сил.

Даже малая частица поста, это живая вода, когда человек несет пост не как повинность.

В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста.

В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говориться, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час.

Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна.

Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна. Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.

Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же. Трапеза же полагается одна в 9-й час.

Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. Здесь очевидно противоречие, так как для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», то есть вареная пища.

«Великий пост – это выход из зоны комфорта»: монахи рассказали, что можно, а чего нельзя

В первую и страстную седмицы Великого поста предписывается «сухоядение», в другие седмицы от понедельника до пятницы — «сухоядение» и «варение без елея». – Великий пост как 40-дневный появился уже значительно позже. Устав о посте, который зависит от богослужебного цикла праздников и постов, находится в церковном Типиконе, главным образом в главах 32 и 33, и повторяется в соответствующих местах богослужебных книг: в Минее и Триоди.

«Великий пост – это выход из зоны комфорта»: монахи рассказали, что можно, а чего нельзя

Великий пост — время самоотречения, очищения и стремления к Богу - Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Какие правила существуют для монахов и мирян, какая еда в пост запрещена, а что допустимо употреблять в РИА Новости, 27.04.2024.
Великий пост 2024 - Православный журнал «Фома» Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей).
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле Какие правила важно соблюдать, что нельзя есть по Церковному уставу в Великий пост.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле | 360° Питание в Великий пост В Великий пост церковный устав призывает отказаться от пищи животного происхождения (мяса, яиц, молочных продуктов), в понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение (фрукты, овощи, хлеб, компоты и вода).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий