Полная картина случившегося на Дубровке, конечно, сложилась позже, после выяснения всех действий боевиков в здании Театрального центра.
К Театральному центру на Дубровке несут цветы и свечи
Мюзикл существовал и дальше, никаких проблем с этим ни у кого не было. Всегда хожу 26 числа, если есть возможность. Захожу на кладбище к детям. Память должна оставаться, хотя все это, конечно, грустно. Мнение Андрея разделяют не все. Марат Абдрахимов, исполнивший роль Мусы, признается, что вопроса «выступать — не выступать» не было. Альтернативы отсутствовали. У нас выбора не было. Нам нужно было кормить семьи, детей, нас запихнули в тот же зал, на ту же сцену и сказали играть. На годовщине я не был только один раз из-за гастролей, тогда, кажется, было 10 лет со дня трагедии.
Сок бандиты кидали со сцены сидящим в первых рядах, как собакам, а шоколадки и баллончики со взбитыми сливками пустили по рядам. Понятно, что до нашего девятнадцатого ряда мало что дошло. Когда передали сливки, меня затошнило от одного их вида, а ты сделал пару впрыскиваний в рот и передал баллончик девочкам, сидевшим справа от тебя. Эти две девочки были старшеклассницами. Их глаза с момента захвата не просыхали от слез. Ты как мог развлекал их. У одной из девчонок с собой был роман Максима Горького «Мать». Прочитав его залпом, как умел это делать, ты стал с юмором пересказывать школьницам его содержание, проводя параллель с происходящими в зале событиями. А под конец сказал: — Не плачьте, девчонки, всё будет хорошо. Теперь я — и ваша мать, и ваш отец. Удочеряю обеих. И девчонки заулыбались! Одна из них даже пообещала, что обязательно прочтет этот роман. Юрий Жаботинский был доктором технических наук, профессором, автором 70 изобретений, руководителем научно-производственной фирмы «Старт» Источник: книга «Комета моей судьбы» Успокаивая девочек, сам ты в благополучный конец не верил. Я это поняла, когда террористы велели звонить своим родным и знакомым, чтобы те устроили митинг на Красной площади с требованием вывести русские войска из Чечни. Свой телефон я забыла, и звонил ты. Позвонив Игорю Романову, ты передал, что требуют террористы, и попросил его позаботиться о дочери. Но ты, как будто не слыша меня, начал вызывать Олин номер. Потом бандиты под угрозой расстрела отобрали все телефоны. Но, несмотря на нехорошее предчувствие, духом ты не пал. Когда обстановка в зале накалилась в очередной раз, я, чуть не плача, сказала: — Юрочка, прости меня, что я тебя сюда привела. Ты, не задумываясь, ответил: — Ну, что ты, Тата. Когда б еще я три дня просидел у твоей ноги? И в этом весь ты! Они закрыли все двери. Шахидки со своей взрывчаткой, начиненной то ли шурупами, то ли металлическими шариками, распределились между сидящими в зале людьми. Одна встала прямо перед нами. Я непроизвольно прижалась к тебе. Ты обнял меня и прошептал на ухо: — Мы с тобой прожили хорошую жизнь. Я люблю тебя. Но в голове всё-таки мелькали предательские мысли: «Наверное, мы не будем мучиться. Кругом столько взрывчатки, что пикнуть не успеем. Прямо над нами на балконе огромная бомба, такая же, как в передних рядах. Хорошо, что разделись в машине, хоть моя норковая курточка останется Оле». Шахидки вернулись на свои места. Буквально на второй день бандиты освоили радиорубку и начали регулярно на всю громкость транслировать свои молитвы, похожие на вой. В этот момент я затыкала уши, читала про себя «Отче наш» и мысленно молила Бога, ангелов, архангела Михаила и силы небесные спасти нас. Думаю, что именно этому я обязана своим чудесным спасением. Последняя ночь была ужасной. Все уже отупели от сидения. У меня была только одна мечта — принять душ и вытянуть ноги, которые нещадно ныли. К тому же большую бомбу с первых рядов почему-то перетащили и установили через ряд от нас. У парня, сидевшего в последнем ряду, видно на этой почве, поехала крыша. Он вдруг вскочил и побежал прямо по креслам вперед. Началась стрельба. В результате в парня не попали, а убили мужчину, мимо которого он пробежал, и ранили в живот женщину, которая сидела с мужем и дочкой. Женщину вынесли и уложили где-то у выхода из зала. Заметив это, я с облегчением подумала: «Значит, жива! Что с ним стало, не знаю. Что стало с женщиной, тоже не знаю. Муж просил вызвать скорую, но ему в грубой форме отказали. Этот инцидент подействовал на нас удручающе.
Мы стараемся предоставить посетителям максимально качественную и достоверную информацию. Я ознакомлен а с Политикой конфиденциальности OSD. RU и добровольно предоставляю свои персональные данные, а также подтверждаю свое согласие на их хранение, обработку, использование и удаление.
Они были в стекле. Мы подговорили мужчин, чтобы они эти бутылочки припрятали и использовали в случае заварушки или штурма для нейтрализации ближайшей к нам шахидки. Еще мы расшатывали подлокотники, чтобы наши мужчины использовали их как палки. Я продолжала передавать информацию коллегам в «Интерфакс». Никакой истерики не было, мы с мужем старались выполнить свою работу, а именно донести побольше информации из зала максимально объективно и честно для того, чтобы наши правоохранительные органы спокойно работали по этой информации. Через какое-то время я встретилась в Госдуме с руководителем штаба этой операции. Я назвала свою фамилию, а он ко мне подошел и просто обнял. Теперь, будучи мамой и окажись в том зале снова, я бы, наверное, сидела тихо и постаралась максимально незаметно, спокойно прожить те три дня. Когда появляются дети, взрослые и ответственные люди действуют более осмотрительно. Но у меня еще не было тогда ребенка — я была вполне независимая женщина, только вышедшая замуж. К слову, дети в зале порой вели себя гораздо более достойно, чем взрослые. Я не слышала от них ни плача, ни криков, ни визгов. Передо мной сидел мальчик лет двенадцати. Когда женщина в черном встала перед ними, он обнял маму и сказал: «Мама, не бойся. Все будет хорошо». К сожалению, этот мальчик не выжил. Он был с мамой и тетей. Выжила только мама. Я про нее потом читала, что она пыталась покончить с собой. Это невозможно тяжело — потерять своего ребенка. Много детей было на балконах, потому что эти негодяи согнали в зал ребят, которые занимались театральных студиях, в разных кружках, которые располагались в этом Театральном центре. Террористы не только угрожали применением оружия или стреляли в потолок. Когда в первый день в зал каким-то образом прошла девушка-блондинка [ Ольга Романова ] и сказала: «Скорее убегайте отсюда! Потом тело этой девушки видели валяющимся там на ступеньках. На второй день, когда наши журналисты показали, что на похожем здании спецслужбы отрабатывают приемы по захвату театра, террористы дали приказ, чтобы их женщины-шахидки расставились в шахматном порядке и были готовы взорвать себя Что это было? Это было их волеизъявление, которое я даже трактовать не хочу. Оно у меня в голове не укладывается. В какой-то момент с дальних рядов по спинкам кресел вперед побежал мужчина. Он крикнул: «Мама, я не знаю, что я делаю», — и швырнул бутылку в шахидку, которая бомбу сторожила. Когда он уже почти поравнялся со мной не добежал один ряд , в него начали стрелять. Стреляла та шахидка, которая бомбу охраняла. Она промахнулась. В итоге был убит мужчина, который сидел за мной, и ранена женщина, которая осталась в дальнейшем инвалидом. Когда рядом с тобой из головы у человека идет кровь, как будто бы это шампанское бьет струей, ты, ясное дело, не веришь в происходящее, не веришь, не хочешь осознавать это и не принимаешь такую картину мира. С первого ряда к раненым побежал другой заложник: «Не стреляйте. Я врач. Я должен помочь. У кого есть галстуки, ремни? Мне нужно перевязать рану». Ненависть террористов к невинным людям поражала. Ну как вы оцените такое, если один мужчина [Геннадий Влах] на третий день пробрался в зрительный зал и сказал: «Я ищу своего сына! Незадолго до штурма боевики сказали: «Если они не выполнят наши требования, то тогда мы выставим десять голов на окно». Тогда мне поплохело. Я надеялась, что это будет не моя голова: скукожилась, пригнулась, постаралась быть незаметной, хотя с моей внешностью это довольно-таки сложно. Не только те, кто были захвачены, но и террористы тоже. Для того чтобы себя как-то взбодрить, захватчики, вероятно, приняли какие-то сильнодействующие вещества. Так я думаю исходя из того, как изменились их реакции, по резкой возбудимости и так далее. Это я хорошо запомнила. Еще я помню, к началу штурма некоторые из них переоделись и были не в камуфляже. А еще было какое-то затишье — возможно, потому, что часть боевиков, включая Бараева, в штаб пошли. Его не было в зрительном зале, когда пошел газ. Возможно, нас это спасло, — возможно, наши спецслужбы как раз ждали момента, когда тот уйдет и некому будет дать команду шахидкам на взрыв. Мне показалось, что когда пошел газ, шахидки вертели головами и держали кнопки наготове, но не видели своего командира. Террористы стали стрелять по воздуховодам, через которые в зал был пущен газ Потом я уже ничего не помню. Несмотря на то что могла еще какое-то время дышать через смоченную [водой] кофту, я как-то быстро потеряла сознание. Во время хирургической операции, когда человеку вводят наркоз, то используют расширительную трубку, которая предотвращает заваливание языка. Человек тогда может свободно дышать, пока находится в бессознательном состоянии. Меня, вероятно, спасло то, что я упала головой вперед, из-за чего потом у меня долго оставался на лбу след от номерка, прикрепленного к спинке кресла. Я не знаю, был ли там военврач или какой угодно врач, который бы всем сказал, как и в каком положении должен быть [находящийся без сознания] человек. Я знаю, что еще до приезда в больницу, где меня, слава Богу, откачали, мне сделали укол антидота, от которого остался огромный синяк. Видимо, мне в вену не попали впотьмах. Но какая разница, в конце концов, я осталась жива и благодарю всех, кто меня спасал! Позднее мы, конечно же, обсуждали с врачами ход операции, и они говорили: «Как же так, не развернули палаточные городки вокруг здания! Мы бы там больше людей откачали». Но проблема была в том, что боевики были не только в зале, а везде по периметру здания. С ними шел бой, и если бы вокруг развернули палаточный лагерь, то находиться в нем могло быть опасно. Что окружающая территория простреливалась, я знаю совершенно точно, потому что у нас на парковке перед Театральным центром стояла машина. У нее было пробито стекло, и пуля вошла в изголовье водительского сиденья. Мы потом меняли и то, и другое. А сколько было взрывчатки! Я до сих пор ненавижу звук, когда в аэропорту сматывают чемоданы, — характерный хрустящий звук от клейкой ленты. Тогда в «Норд-Осте» террористы достали из спортивной сумки пластид и приматывали его скотчем где только можно. Где-то полгода мы даже не смотрели телевизор, только программы про животных. Нас с мужем отправили в санаторий, где мы в основном гуляли. К нам приезжали близкие. Я там встретила Муслима Магомаева и даже не узнала его. Мы с ним чокались киселем, который выдавался перед основным блюдом. Постепенно, благодаря нашим друзьям, которые к нам приезжали, мы как-то ресоциализировались. Любой человек, который перенес серьезный стресс, должен обращаться к психологу или даже поначалу психиатру, чтобы снизить, так сказать, градус напряжения. Это касается и обычных мирных граждан, и военных, которые были в зонах тех или иных конфликтов. Обязательно каждый должен пройти психологическую реабилитацию. Первое посещение публичного места и мероприятия было, когда мы пошли в Дарвиновский музей. Когда я туда вошла и увидела большое скопление народа, то первое, что стала делать, — искать, где пожарный выход, чтобы просчитать пути отхода. Вот так на меня повлиял «Норд-Ост». А первое мое путешествие в метро было спустя, наверное, года три. Долгое время я категорически не хотела спускаться в подземку, зная о том, что там тоже был теракт. До сих пор, если замечаю где-то какое-то волнение или массовые мероприятия, на которых может произойти конфликт, драка или что-то еще негативное, я сразу разворачиваюсь и иду другую сторону. Я не хочу больше этого переживать. Никогда в своей жизни. Врагу не пожелаю того, что пережили мы. Помню трагедию в Беслане. Сердце у меня тогда обливалось кровью. Я плакала, видя, что дети страдают, вспоминала, как мы страдали. Было тяжело кадры смотреть, как их выносят. Сильное на меня впечатление произвела и трагедия во Франции, где было очень много жертв среди мирных и полицейских. Там кровавое месиво было, бойня. А еще трагедия в Лондоне , в Барселоне — городе, который я обожаю. Там сумасшедший на бульдозере давил людей на той самой улице, по которой я много раз проходила. Следуя совету дочери, скажу так: если какая-то заварушка, то лучше все-таки отойти в сторону и откуда-то издали вызвать полицию.
Пляски на костях или дань памяти? Волны хейта вылились на Агаларовых из-за «Крокуса»
Иосиф Кобзон выводит из здания Театрального центра на Дубровке гражданина Великобритании, женщину, уроженку Сергиева Посада, и трех девочек. Виталий Демидкин 20 лет назад освобождал от террористов Театральный центр на Дубровке Фото: Александр БОЙКО. 23 октября 2002 года стал черным днем для России — вооруженные килограммами взрывчатки террористы захватили Театральный центр на Дубровке. Здание театрального центра на Дубровке вполне используется, в прошлом году его переименовали в театр на Мельникова. 21 год со дня захвата заложников в театральном центре на Дубровке. Да, действительно, сейчас иногда даже русскую женщину можно бывает встретить в хиджабе.
21 год назад террористы захватили «Норд-Ост». История трагедии — в 15 фото
В тот вечер в Театральном центре на Дубровке шел обычный показ вот уже больше года длящегося промоушена постановки. Сейчас в Театральном центре проходят показы мюзиклов, здесь размещается цирк «Аквамарин». 21 год со дня захвата заложников в театральном центре на Дубровке. Новости по тегу: Театр На Дубровке. В фойе Театрального центра на Дубровке зрителей встречал трехметровый золотистый робот из подшипников — привет из советского прошлого бывшего Дворца культуры Московского подшипникового завода, в здании которого репетировали и играли мюзикл.
Что будет на месте «Крокус Сити Холла» и нужно ли его восстанавливать
У здания ДК раздаются три взрыва и несколько автоматных очередей. После этого стрельба прекращается. Представители штаба сообщают, что за последние два часа террористы убили двух и ранили ещё двоих заложников. Раздаются ещё несколько взрывов, возобновляется стрельба. Здание ДК успешно покинули двое заложников.
Официальный представитель ФСБ Сергей Игнатченко сообщает, что Театральный центр находится под контролем спецслужб, Мовсар Бараев и большая часть террористов уничтожены. О жертвах среди заложников не сообщается. Через центральный вход в здание врываются сотрудники МВД. Спасатели МЧС и врачи приступают к выводу заложников из здания, оказанию медицинской помощи и госпитализации.
Обездвиженных людей сначала кладут прямо на ступени театра и асфальт рядом, а затем кладут вплотную друг к другу [52]. Первый автобус с пострадавшими отъезжает от здания Театрального центра. Помощник президента РФ Сергей Ястржембский официально заявляет о завершении операции по освобождению заложников. Заместитель министра внутренних дел Владимир Васильев утверждает, что штурм был начат, так как группа заложников пыталась сбежать.
Также он сообщает о результатах штурма: 36 террористов уничтожены, более 750 заложников освобождены, погибли 67 человек. Последствия штурма [ править править код ] 8:00. Заместитель главы МВД Владимир Васильев сообщает об уничтожении 36 террористов, освобождении более 750 заложников и извлечении 67 тел погибших [53]. Людей в бессознательном состоянии размещают в автобусах.
Продюсер мюзикла Александр Цекало заявляет, что заложники просто устали, а террористы спят сном вечным [54]. В этот же день в ФСБ России сообщили, что число обезвреженных террористов только в здании Театрального центра на Дубровке составило 50 человек — 18 женщин и 32 мужчины.
Тем не менее в итоге террористы объявили, что утром 26 октября начнут убивать заложников. Штурм с применением газа Взрыв в здании Театрального центра мог привести к катастрофическим последствиям, поскольку главный зал не имел надежных опор. Чтобы предотвратить массовые жертвы, решили использовать нервно-паралитический газ. Еще по теме Почтил память прыжком: мужчина нырнул в бассейн мемориала жертвам 11 сентября В ночь на 26 октября одна из групп спецназа проникла на первый этаж здания — в технические помещения, куда террористы не спускались из-за снайперов. Были сделаны отверстия для доступа к вентиляции, а также установлены видеокамеры. Силы спецназа, милиции, внутренних войск и бронетехнику стянули к Театральному центру. Штурм начался раньше запланированного срока.
В ночь на 26 октября у одного из заложников не выдержали нервы, и он бросился к смертнице, находившейся рядом с основной бомбой. В результате мужчина был расстрелян, еще двое людей — ранены, один из них позже скончался. Когда в Оперативном штабе узнали о жертвах среди заложников, было принято решение начинать штурм. Перед этим силовики пустили в зал усыпляющий газ. Когда он стал действовать, группы спецназа начали движение с разных сторон. Еще до окончания боя спецназовцы начали эвакуировать людей, выбив стекла в окнах для доступа свежего воздуха. К этому моменту большинство заложников потеряли сознание из-за газа. По данным ФСБ, к шести утра Театральный центр находился под контролем спецслужб, а большая часть террористов, включая главаря Мовсара Бараева, была уничтожена. Позднее в МВД сообщили, что более 750 заложников было освобождено, а 67 человек погибли.
Около 650 людей были госпитализированы с разными степенями отравления газом.
После чего людям в зале объявили, что теперь они в заложниках. Предпосылки теракта Кровавую расправу спровоцировал конфликт в Чечне, который начался в 90-е годы. Чеченская Республика объявила о своем суверенитете и захотела выйти из состава России. Начались вооруженные столкновения между Россией и Чечней. В 1999 году, после вторжения в Дагестан чеченских боевиков, РФ организовала контртеррористическую операцию на Северном Кавказе. В это же время в нескольких российских городах были устроены теракты. Захват заложников на Дубровке должен был прекратить контртеррористические действия в Чечне, считали боевики. Они верили, что кровавая акция поможет быстрее достигнуть соглашения с Москвой. Подготовкой теракта занимались глава военного комитета самопровозглашенной республики Ичкерия Шамиль Бас аев, Руслан Э льмурзаев, более известный в террористическом мире как Абу-Бакар, а также Асланбек Асхатов и Арби Бараев.
По одной из версий, изначально чеченские террористы думали захватить здание Госдумы или Дома п равительства. Но попасть туда было сложно, все объекты серьезно охранялись. Поэтому было решено устроить взрывы машин в местах скопления людей и взять в заложники театральный центр. Хронология событий 23 октября в 21:15 в здание театрального центра на Дубровке ворвались вооруженные люди в камуфляже, которые прибыли на микроавтобусах. Они быстро попали в центр — расправиться с охраной на входе не составило для них труда. После залпового выстрела в воздух на сцене зрители поняли, что шоу закончилось. Актеров со сцены рассадили в первый ряд зрительного зала, а затем террористы объявили, что все, кто находится внутри, теперь в заложниках. Голова отказывалась понимать, что может начаться стрельба. Первая мысль была: да это какая-то шутка. Когда же они стали стаскивать со сцены людей, возникла уверенность, что уводят пьяного или хулигана, — вспоминает о том вечере Александр Сталь.
Среди террористов были женщины — их было около 20, каждая была обвешена поясом шахида. Смертницы выглядели жутко даже на фоне вооруженных боевиков. Когда взгляды заложников падали на этих женщин, они в ответ смотрели зло и говорили, что пришли сюда умереть. Шахидки разместились по всему залу между зрителями. А террористы начали минировать здание. Через каждые пять метров по периметру были установлены взрывные устройства. В центре зала был установлен газовый баллон со взрывчаткой, а рядом дежурила смертница. Такой же баллон был установлен у стены, чтобы взрывные волны столкнулись. Террористы раздали заложникам телефоны, чтобы те позвонили близким и рассказали о требованиях захватчиков. За каждого раненого и убитого боевика террористы обещали убивать по десять заложников.
Мы стараемся предоставить посетителям максимально качественную и достоверную информацию. Я ознакомлен а с Политикой конфиденциальности OSD. RU и добровольно предоставляю свои персональные данные, а также подтверждаю свое согласие на их хранение, обработку, использование и удаление.
20 лет теракту на Дубровке. Как убивали мюзикл «Норд- Ост»
Новый Театр Боякова – современное театральное пространство в исторической усадьбе XIX века в центре Москвы. В тот вечер в Театральном центре на Дубровке шел обычный показ вот уже больше года длящегося промоушена постановки. Легендарный спектакль Театра на Дубровке "Норд-Ост" обретает новую жизнь на больших киноэкранах. В Москве прошла акция памяти, приуроченная к 21-й годовщине теракта в Театральном центре на Дубровке.
58 часов кромешного ада под названием «Норд-Ост»
Театральный центр на Дубровке | Что сейчас происходит у «Крокус Сити Холла». |
Что сейчас происходит в здании бывшего "Норд-оста"? | Захват заложников в Театральном центре на Дубровке стал уроком и для властей, и для спецслужб. |
17 лет теракту на Дубровке. Как развивались события
Вчера мы с yuragevara ездили туда, на Дубровку, чтобы снять репортаж о том, что происходит в этом здании сейчас, каково живется и работается людям по соседству с "проклятым" театральным центром. Потеряла потеряла в Театральном центре на Дубровке 13-летнюю дочь Сашу и своего жениха, американца Сэнди Букера, с которым собиралась строить новую жизнь. По факту захвата Театрального центра на Дубровке уголовное дело было возбуждено прокуратурой Москвы сразу в день захвата театра — 23 октября 2002 года. В итоге выбор пал на Театральный центр на Дубровке — он находился недалеко от центра Москвы, у него вместительный зал и мало производственных помещений. В 2002 году 23 октября произошел захват террористами Театрального центра на Дубровке, где показывали мюзикл «Норд-Ост».
Пляски на костях или дань памяти? Волны хейта вылились на Агаларовых из-за «Крокуса»
Мовсар Бараев — руководитель группы из 40 боевиков, захвативших Театральный центр на Дубровке. Например, после теракта в 2002 году на территории Театрального центра на Дубровке, который сейчас продолжает функционировать, были возведены храм и мемориал. К зданию Театрального центра на Дубровке подъехали три микроавтобуса. Посмотрите, как выглядит сейчас театральный центр на Дубровке. После штурма театрального центра тело Васильева нашли с шестью пулевыми ранениями в подвале. Сейчас в Театральном центре проходят показы мюзиклов, здесь размещается цирк «Аквамарин».