Борьба в тылу врага продолжалась, а захватчикам пришлось и далее проводить антипартизанские операции с привлечением фронтовых подразделений. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. 4 мая 2023 года в Дальневосточной государственной академии физической культуры проходила работа круглого стола «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл.
11.3. Советский тыл в годы войны
Кочеткова «Трудный хлеб» — это рассказ о колхозниках заволжского села Дмитриевка, о том, как они в годы войны выращивали урожай на своей земле, как выстояли в трудный час в битве за хлеб, как выполняли план военных лет, как сдали сверх плана в фонд Красной Армии 400 тысяч пудов зерна, тысячи пудов мяса и овощей, приобрели для фронта на личные сбережения 16 танков и 2 самолета. Исход Великой Отечественной войны во многом зависел от маневренности армии, от своевременного снабжения вооружением и продовольствием ударных сил, от связи фронта и тыла, которая была возможна только при хорошо отлаженной транспортной системе. Перед советской транспортной системой в годы войны стояли три главные задачи — перевозки и развертывание воинских подразделений, эвакуация и перебазирование производственных предприятий и рабочих из западных районов страны в восточные, перевозки по обеспечению нужд военной экономики. Срыв любой из названных категорий перевозок безусловно мог повлечь за собой тяжелые последствия в войне. От слаженной работы разных видов транспорта — железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного — зависела победа. О героическом подвиге сотрудников всех видов транспорта написано немало художественных книг и серьезных научных монографий. В издании Г. Куманева «Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945» обстоятельно освещается работа железнодорожного транспорта и героический труд железнодорожников в годы войны. Это обобщение опыта работы и испытаний, выпавших на долю специалистов-транспортников. Книга Я.
Пономарева «Но баранку не бросал шофер» повествует о самоотверженном труде работников автотранспорта, которые по ледовой трассе вывозили из осажденного Ленинграда женщин и детей, проводили машины с хлебом и боеприпасами. В книге Героя Советского Союза П. Михайлова «После заката — взлет» рассказывается о боевых действиях летчиков транспортной авиации. Легендарный летчик, совершивший 520 боевых вылетов, повествует об увиденном и пережитом, о товарищах и боевом подвиге, о беззаветном служении Родине. Решающее значение для укрепления оборонной мощи страны в годы войны сыграли достижения науки, изобретательская и рационализаторская инициатива. Открытия и достижения, совершенные учеными по потребностям военного времени, требовали немедленного внедрения на производстве. Большое внимание изобретатели и инженеры уделяли совершенствованию станков и механизмов, разработке и применению новых технологических приемов, позволяющих повысить производительность труда и сократить брак в производстве. В книге А. Колесникова «Вклад ученых и изобретателей в победу над фашизмом» , изданной Роспатент и ФИПС к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, раскрываются общие вопросы организации изобретательства и патентного дела накануне и в период Великой Отечественной войны.
Отдельные главы монографии посвящены научно-техническим достижениям в различных отраслях военной техники — артиллерии, авиации, стрелковом вооружении, бронетехники. Интересны краткие творческие биографии создателей этой техники, а также основные тактико-технические характеристики вооружения, успешно конкурирующего с техникой противника.
Малыш попал в больницу, а после выписки оттуда его усыновила жительница Ярославля Вера Коршунова, давшая ребенку свою фамилию. Он вырос и стал военным летчиком, — Кербиков показывает фотографию, на которой запечатлен мужчина в военной форме. Многие осиротевшие дети из Ленинграда остались у нас". За годы войны на воспитание в Ярославском крае было взято более 2,6 тыс. Город-госпиталь Как и многие прифронтовые города, Ярославль принимал раненых с фронтов. Только за шесть месяцев 1941 года в Ярославскую область поступило свыше 100 тыс.
С июля по сентябрь в области было развернуто 32 эвакогоспиталя на 8,4 тыс. К 15 сентября 1941 года — еще 34 госпиталя на 9 560 коек. Поток раненых с Северо-Западного и Волховского фронтов постоянно нарастал, медики работали с предельной нагрузкой. С 1942 года в области стали создаваться профильные госпитали: сортировочные, туберкулезные, инфекционные, неврологические и т. В Музее боевой славы есть воспоминания профессора Ярославского медицинского института В. Ильиной, которая отмечала, что раненые поступали в госпитали в плохом физическом и тяжелом эмоциональном состоянии. Для них проводили беседы, рассказывали о последних сводках Совинформбюро, положении на фронтах. Иногда для больных устраивались концерты, приходили артисты Волковского театра или самодеятельные артисты, школьники.
Между поездками на фронт давали концерты фронтовые бригады". Кстати, до войны в Ярославле не было медицинского института. Он образовался в 1943 году на базе эвакуированных из Белоруссии Минского и Витебского мединститутов. Очень сильным был тогда профессорско-преподавательский состав: два члена Академии наук БССР, 20 профессоров, 13 доцентов.
По ходу занятия ребята активно отвечали на вопросы и обсуждали полученную информацию. В конце мероприятия были подведены итоги. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу в войне.
Вот, например, что рассказал специально для "НВО" о роли в Великой Победе генерала Андрея Хрулева нынешний начальник Тыла Вооруженных сил России - заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков: "Именно под руководством Андрея Васильевича Хрулева в первые дни Великой Отечественной войны была создана такая система тылового обеспечения, которая дала нашему солдату все необходимое для достижения победы в 1945 г.
Обладая большим опытом военной, административно-хозяйственной деятельности, умением глубоко и всесторонне анализировать крупные проблемы, он представил в первые дни войны руководству страны самые веские и серьезные доводы о необходимости создания единого централизованного тыла. Это дало возможность общевойсковым штабам и командирам возможность уделить большое внимание вопросам непосредственного управления войсками. Ценой всей ответственности в тот период и в тех обстоятельствах была сама жизнь. В кратчайшие сроки, в тяжелейших экономических условиях Хрулевым была создана такая система тылового обеспечения войск, которая в дальнейшем себя полностью оправдала". В объективности генерала армии Владимира Исакова не стоит сомневаться. Он в боевых условиях в Афганистане работал заместителем начальника тыла знаменитой 40-й армии. Был тяжело ранен. Так что работу военного тыла знает с самых низов и может компетентно утверждать: тыловые принципы, заложенные Хрулевым во время Великой Отечественной, не утратили актуальности и для нынешней Российской армии. И не стоит от них отступать, а наоборот, надо только совершенствовать.
За один день ныне известные военачальники-победители сдавали по десятку городов. Воинские штабы потеряли управление войсками. Начальник Главного политического управления Красной Армии Лев Мехлис, назначенный для укрепления Западного фронта членом его Военного совета, так укреплял, что без суда и следствия перед строем командиров штаба 34-й армии за потерю материальной части артиллерии и якобы трусость и двухдневное пьянство расстрелял генерал-майора артиллерии Гончарова. А потом по указанию Мехлиса был по приговору трибунала расстрелян командарм генерал Качанов. Впоследствии их реабилитировали. И вот в этой обстановке всеобщей нервозности и подозрительности начальник Главного интендантского управления РККА генерал-лейтенант Андрей Хрулев предлагает Сталину и Государственному комитету обороны полностью реорганизовать тыловое обеспечение Красной Армии. Назначить 7 начальников тыла семи фронтов, образовывать соответствующие тыловые обеспечивающие структуры, организовать Главное управление Тыла Красной Армии со штабом, управлением военных сообщений, автодорожным управлением, инспекцией. Предложение было принято ГКО. Ему подчиняются главное интендантское управление, управления снабжения горючим, санитарное, ветеринарное.
Таким образом, в августе в Красной Армии впервые, как предложил Хрулев лично Сталину, создается стройная система тылового обеспечения войск. Строевые командиры освободились от хозяйственных тягот и всецело переключились на руководство и управление войсками. Ошибка в этой новации могла стоить Хрулеву жизни. Но он все правильно, на опыте еще обеспечения войск в царской армии, просчитал и выверил. И не ошибся. Новая тыловая структура весьма эффективно себя проявила уже в период начала сражения под Москвой, а потом в октябре при эвакуации столицы. Еще в 1935 г. Но тогда за Хрулева заступился маршал Климент Ворошилов, который знал его еще по совместной работе в Петрограде в 1917 г. Ожидания Мехлиса не оправдались.
Тыловики Хрулева и он лично обеспечили войска под Москвой всем необходимым. В период октябрьской паники в столице Хрулев непосредственно организует эвакуацию в Куйбышев Генштаба, Академии наук, государственных резервов продуктов и еще много другого. В обстановке всеобщей нервозности возникали крайне щекотливые ситуации. Так, по распоряжению секретаря Московского комитета партии Щербакова стали раздаваться со складов теплые армейские шапки, рукавицы, телогрейки. Против этого выступил Хрулев. Естественно, Щербаков пожаловался Сталину. Потом на Хрулева опять же Сталину пожаловался член военного совета фронта Булганин, что нет теплой одежды и войска не могут нормально воевать. В ярости Сталин стал угрожать Хрулеву арестом и расстрелом. Угроз на ветер Верховный главнокомандующий не бросал.
Однако Хрулев с полным самообладанием доложил, что войска Булганина уже получили 200 тысяч полных комплектов теплого обмундирования и генерал просто не знает, что у него имеется на фронте. После этого Сталин в резкой форме отчитал Булганина. Естественно, такие споры множили число недоброжелателей и завистников самого Хрулева. Их стало еще больше, когда в феврале-марте 1942 г.
Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)»
Они обеспечивали фронт всем необходимым. Учащиеся познакомились с особенностями перевода экономики СССР на военное положение, с деятельностью белорусских учреждений и организаций в советском тылу, культурной и духовной жизнью тыловиков. В качестве дополнительной информации была использована презентация. По ходу занятия ребята активно отвечали на вопросы и обсуждали полученную информацию.
С приближением вражеских войск эвакуировались не только промышленные предприятия. На восток отправлялось имущество колхозов и совхозов, МТС. Более 10 млн голов скота было перегнано с Украины. Из Белоруссии отправлено 395 тыс. На восток отправлялось также имущество НИИ, музеев, библиотек. Экономика северо-кавказских республик также была переведена на военные рельсы.
Уже к середине ноября 1941 года более половины предприятий промышленности и транспорта Дагестана выполняли военные заказы. Ежемесячно промышленность Дагестана выпускала 1200 миномётов, 100 тыс. Было построено 6 бронепоездов. Невиданный подъём советского патриотизма в тылу нашёл своё яркое выражение в социалистическом соревновании, которое приняло в годы Великой Отечественной войны широкий размах. Соцсоревнование развернулось за претворение в жизнь лозунга — призыва «Всё для фронта, всё для победы над врагом! Высшим мерилом деятельности каждого предприятия были темпы и качество выполнения боевых заказов фронта. Этой задаче подчинялись все помыслы, энергия и усилия миллионов советских тружеников. В июле 1941 года молодые рабочие — комсомольцы города Горького и Уральского машиностроительного завода выдвинули лозунг: «Работать не только за себя, но и за товарища ушедшего на фронт! Вскоре на него откликнулись тысячи и миллионы рабочих.
Развернулось движение двухсотников, ежедневно выполняющих по две нормы, движение трёхсотников, четырёхсотников, пятисотников, а затем и тысячников. На предприятиях создавались комсомольско-молодежные фронтовые бригады. В 1943 году таких бригад насчитывалось 36 тыс. Каждый коллектив стремился завоевать эти знамёна. Развернулось соревнование за максимальную экономию времени, соревнование по профессиям, движение многостаночников, шефство старых кадровых рабочих над молодёжью, внедрение поточного метода производства, общественные смотры организации труда. Всесоюзное соцсоревнование породило невиданный подъём творческой активности, изобретательности и инициативы работников фабрик и заводов, полей и ферм, строительных и транспортных организаций. В результате росла производительность труда, за счет чего обеспечивалась одна треть прироста выпускаемой военной продукции, количественное увеличение производимого для фронта оружия, материалов, продовольствия и повышение их качественных характеристик. В этом в значительной степени и выражался вклад тыла в достижение славной Победы. Война требовала всё больших финансовых вливаний для приближения победы над врагом.
Одни бюджетные ассигнования были уже недостаточны для этого.
За ними прошли «летчики», раскрывшие возле трибуны огромный парашют. Кагановичский район продемонстрировал отряд санитарок с красными крестами на белых повязках. Ну а замыкала шествие, в котором приняли участие 70 тысяч человек, колонна молодежи Ленинского района, которую возглавляла огромная бронзовая фигура Ленина на автомашине, зовущего вытянутой рукой вперед, к коммунизму. Наиболее масштабно Международный юношеский день 1939 года отмечался в столице. В огромном, невиданном шествии, по официальным данным, приняло участие 800 000 человек, чуть ли не каждый четвертый житель Москвы! Такого масштаба Красная площадь еще не видывала ни во время первомайских парадов, ни даже во время 20-й годовщины революции. Практически каждая организация и предприятие столицы выделило свою молодежную делегацию. Идут рабочие, работницы и служащие автозавода имени Сталина, 1-го подшипникового завода имени Л. Кагановича, заводов «Серп и молот», «Каучук», «Геодезия», Трехгорной мануфактуры имени Дзержинского, фабрик «Парижская коммуна», имени Фрунзе, имени Калинина, «Красная роза», метростроевцы и железнодорожники, строители Дворца Советов, работники Академии наук СССР, студенты Московского государственного университета, Московской консерватории, школьники».
Празднество длилось до самого вечера, при этом движение автотранспорта в столице было практически полностью парализовано, в ряде мест у входов в метро и на подходах к ним возникла массовая давка, а большей части участников пришлось добираться до своих районов пешком. Шествия в провинции были не столь грандиозны, но тоже впечатляли. К примеру, в Алма-Ате и Хабаровске по улицам города прошло по 40 тысяч человек. Международный юношеский день 7 сентября 1939 года в СССР сейчас уже никто и не помнит. Между тем это было, пожалуй, наиболее мощное и впечатляющее событие такого рода за всю советскую историю. Миллионы молодых людей по всей стране прошли по центральным улицам, символизируя единение партии с народом, любовь к вождю и готовность выполнить все решения партии. С пропагандистской точки зрения это, безусловно, был сильный и беспроигрышный ход. При этом если празднование 1 Мая принято было символизировать тремя словами: «Мир. Май», то МЮД так его официально именовали 1939 года фактически олицетворял собой слова «Война. Кстати, праздник отмечался до 1945 года, после чего был благополучно позабыт, как и многие атрибуты предвоенной политики.
Призывники пели и плясали Новый закон «О всеобщей воинской обязанности», опубликованный в начале сентября 39-го, принимался, что называется, не про запас. Буквально через пару дней после его вступления в силу был объявлен и призыв в ряды Красной армии уже по новым правилам. А учитывая значительно и одним разом расширившийся призывной контингент, под ружье одновременно ставились сотни тысяч молодых людей. Фактически, не объявляя открыто о своих военных приготовлениях, «мирный» Советский Союз начал массовую мобилизацию. Причем она имела свои ярко выраженные черты. Когда позднее, летом 41-го, народ поднимали на трудную борьбу с коварным врагом, в пропаганде превалировала хоть и шапкозакидательская «они скоро поплатятся», «усмирим мракобесов» и т. А вот в сентябре 39-го главным лейтмотивом было выбрано… всеобщее народное веселье. Он весело отвечает на вопросы врача, осматривающего его плотное загорелое тело… На призывном пункте с раннего утра до позднего вечера не смолкали веселые, задорные песни… Братья-близнецы Александр и Виктор Новокрещеновы ждали дня призыва в ряды РККА как большого праздника… Веселые, празднично одетые пришли молодые патриоты на призыв» — так описывала советская пресса будни призыва фактически мобилизации. Куда и мечтал… — отвечает ему Саша, после чего коллеги по работе радостно жмут друг другу руки». Дмитриев и К.
В общем, радости, веселью не было конца. Все призывные пункты были, словно в Новый год, 1 Мая или на выборах в Верховный Совет, украшены огромным количеством цветов, плакатами с улыбающимися комсомольцами и рабочими, а также макетами танков, самолетов либо крейсера «Аврора». Возле районных военкоматов играли оркестры, выступали артисты театров, проходили театрализованные представления. Как говорится, в армию как на праздник! Еще бы, ведь не класть головы идем, а только служить и получать награды — романтика! Наша армия так сильна, что любые поползновения врагов раздавит в два счета. Тем более теперь сам Адольф Гитлер с нами… «На призывной пункт Куйбышевского района пришел Серафим Глушенков, — рассказывал материал под названием «Проводы сына». Они принесли с собой цветы и веселое оживление. Кто-то принес гармошку. Веселью не было конца: призывники пели, плясали.
В разгаре веселья мать Серафима Глушенкова попросила слова. Подрастает и четвертый. Мы очень рады, что вырастили защитников родины. Иди, милый сынок, защищай советские рубежи! Обращаясь ко всем призывникам, она дала им свой наказ — верно служить трудовому народу». В действительности «праздничная» мобилизация совсем не случайно шла ускоренными темпами. Ибо в сентябре 39-го весь мир впервые узнал, что такое блицкриг. Несмотря на упорное и героическое сопротивление довольно многочисленной польской армии, германские дивизии продвигались фантастически быстрыми темпами. И уже к середине месяца судьба Польши фактически была предрешена. В связи с этим советскому руководству пришлось досрочно запускать следующий этап спектакля под названием «Мы за мир».
Из коей выяснилось, что Польское государство в основе своей гнилое и разобщенное. А все потому, что поляки, живущие преимущественно на западе страны, не предоставили востоку, населенному в основном украинцами и белорусами, автономии, равноправия, не сделали украинский язык вторым государственным и т. Одним словом, не провели «федерализацию». Ибо ясно, что без обеспечения таких или подобных им национальных прав для национальных меньшинств невозможно сохранить многонациональное государство, невозможно обеспечить его внутреннее единство и жизнеспособность, — сообщала «Правда», которая, по словам Сталина, «никогда не врет». Казалось бы, какое отношение имеет белый террор к 1939 году, когда никаких «белых» и «белогвардейцев» давно и в помине не было? В действительности эта вставка как бы делала отсылку к событиям Гражданской войны, во время которой Красная армия потерпела сокрушительное поражение от поляков. То есть белые, мол, победили, и все это время белый террор в стране как бы продолжался. То есть «если вдруг» наши войска войдут в Польшу, то будут иметь дело не столько и не только с поляками, а с недобитыми белогвардейцами, что превращало эту миссию в продолжение давно минувшей Гражданской войны. Ну а в продолжение сказанного в 5 часов утра 17 сентября советские войска перешли границу Польши, дабы освободить братьев. Смолкли песни.
Все собрались слушать речь по радио товарища Молотова. Лица напряжены. В сердце западает каждое слово и рождает на щеках яркий румянец. Взгляд наполняется радостью. Как все просто и величественно! Все понятно. Товарищ Молотов сообщает о вступлении советских войск на территорию Польши для освобождения братьев-украинцев и братьев-белорусов», — писала «Горьковская коммуна». И снова радости, веселью и песням не было конца.
В основе проекта "Освобождение. Путь к Победе" — уникальный фотоархив Совинформбюро 1944-1945 годов, правообладателем которого является медиагруппа "Россия сегодня". Все фотографии на выставках снабжены QR-кодами для перехода на страницу с уникальным подкастом-аудиогидом "Освобождение", что позволяет посетителям не просто посмотреть экспозицию, но и послушать информацию о событиях. Как отметил ректор Самарского университета им. Королёва, председатель регионального отделения общества "Знание" Владимир Богатырев, вуз с гордостью принял участие в проекте. Куйбышевский авиационный институт сегодня — Самарский университет им. Королева был создан в 1942 году. Перед ним стояла сложнейшая задача — подготовить в краткие сроки кадры — инженеров для предприятий авиационной промышленности. Сотрудники института оказали неоценимую помощь предприятиям оборонно-промышленного комплекса в создании и внедрении новых конструкторских разработок, материалов, технологий и методов организации производства. Мы чтим подвиг наших предшественников и стараемся сохранить память о них для нового поколения.
Будни советского тыла. Жизнь и труд советских людей в годы Великой Отечественной Войны. 1941–1945
В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. Благодаря беспримерному трудовому подвигу советского народа перелом был достигнут и в работе тыла, обеспечивавшего фронт всем необходимым для победы над врагом. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе. В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла.
Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)»
Начался сильнейший обстрел завода. Практически в фронтовых условиях было демонтировано и вывезено около 320 тысяч тонн оборудования, металлоконструкций и других ценных грузов. Наряду с этим проводилась эвакуация работников завода, строителей, их семей. Это создало предпосылки для быстрейшего возрождения мощностей Запорожского завода на востоке страны. В последних числах декабря 1941 года перед строителями была поставлена задача на базе эвакуированного из Подмосковья оборудования завода "Электросталь" построить на Урале, в Чебаркуле, крупное предприятие черной металлургии и ввести его в действие не позднее 15 марта 1942 года, то есть построить завод за 75 дней. В пусковой комплекс завода входили 7 основных производственных цехов, 11 вспомогательных сооружений, железнодорожные пути, водовод с двумя насосными станциями и водозабором, воздухопроводы высокого и низкого давления, паропровод и другие инженерные сооружения и коммуникации. Конечно, по привычным меркам решить такую задачу за 75 дней невозможно. Но жизнь показала, что даже в крайне сжатом графике строительства можно отыскать резервы и сделать то, что казалось невозможным. Многие строители трудились самоотверженно, перевыполняя нормы в 2-3 раза, что в конечном итоге обеспечило выполнение поставленной задачи в назначенные сроки. Советские строители показали примеры героического труда не только в районах глубокого тыла, но и непосредственно в прифронтовой зоне.
Одним из таких ярких примеров, вошедших в историю строительства, является сооружение подводного трубопровода протяженностью 30 км по дну Ладожского озера. По этой жизненно важной артерии в блокадный Ленинград поступало горючее. Решение о строительстве подводного трубопровода было принято ГКО весной 1942 года. Проект его был подготовлен с участием представителей Наркомстроя, проектных и других заинтересованных организаций. Строительство трубопровода поручили ОСМЧ-104. Впервые в практике строительства подводных трубопроводов применяли сварку стыков прежде их соединяли муфтами , поэтому была привлечена большая группа высококвалифицированных сварщиков во главе с М. Недужко и Г. На строительство трубопровода, включая подготовительные работы, было отведено всего полтора месяца, хотя трасса трубопровода, пересекавшая Ладожское озеро, проходила вблизи линии фронта и находилась в зоне активных действий вражеской авиации и артиллерии. Частые бомбежки, обстрелы из орудий приводили к значительным задержкам, нередко были и человеческие жертвы.
Однако, несмотря на многочисленные трудности, задача была решена за 50 дней. Специальная комиссия по приемке трубопровода отметила в акте отличное качество произведенных работ, особенно сварку труб. Из 4500 сварных стыков дефекты обнаружили лишь в одном стыке. Использование трубопровода в течение 20 месяцев, вплоть до прорыва блокады Ленинграда, подтвердило высокое качество сооружения. Здесь уместно напомнить, что строительство подобного трубопровода через Ла-Манш осуществлялась западными специалистами более двух лет. Наша промышленность к началу войны выпускала более 50 самолётов в день. В июле 1941 года изготовили 1807 самолётов, это около 60 в день. В сентябре 1941 года сделали 2329 боевых машин - более 70 в день. Правда, позднее в связи с эвакуацией заводов в глубокий тыл количество выпускаемых самолётов стало снижаться, поэтому перед рабочими и инженерно-техническими работниками авиационной промышленности сразу же после переброски заводов на новые места была поставлена задача в кратчайшие сроки смонтировать оборудование и начать выпуск самолётов.
Гродекова доклад «Наглядная агитация и пропаганда в годы Великой Отечественной войны. Гродекова доклад «Шкулин. Маньчжурская операция: опыт каталога выставки» ; — Беленкина Наталья Юрьевна, студентка 1 курса Хабаровского государственного института культуры доклад «Архивная служба Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Назад 100-летний юбилей отпраздновала труженица тыла Советского района Сегодня 16 июня 2022 свой 100 летний юбилей празднует замечательный человек Гималева Назиба, ветеран Великой Отечественной войны - труженик тыла.
Назиба родилась в деревне Уразьметьево Октябрьского района Пермской области. В многодетной семье, в которой воспитывались 7 детей. Деревенская жизнь легкой никогда не была и поэтому детвора рано привыкла к тому, что труд и помощь старшим это само собой разумеющееся.
Гитлеровцы в это время мало бомбили промышленные предприятия Запорожья, вероятно, рассчитывая захватить оборудование запорожских заводов, особенно уникальный тонколистовой стан "Запорожстали", купленный в США и смонтированный незадолго до войны. Чтобы скрыть работы по эвакуации, наши строители демонтировали внутрицеховое оборудование днём, а ночью, старательно маскируясь, грузили его на железнодорожные платформы и отправляли. Лишь когда начали демонтировать металлические конструкции зданий днём, фашисты поняли, что оборудования на "Запорожстали" уже нет. Начался сильнейший обстрел завода. Практически в фронтовых условиях было демонтировано и вывезено около 320 тысяч тонн оборудования, металлоконструкций и других ценных грузов.
Наряду с этим проводилась эвакуация работников завода, строителей, их семей. Это создало предпосылки для быстрейшего возрождения мощностей Запорожского завода на востоке страны. В последних числах декабря 1941 года перед строителями была поставлена задача на базе эвакуированного из Подмосковья оборудования завода "Электросталь" построить на Урале, в Чебаркуле, крупное предприятие черной металлургии и ввести его в действие не позднее 15 марта 1942 года, то есть построить завод за 75 дней. В пусковой комплекс завода входили 7 основных производственных цехов, 11 вспомогательных сооружений, железнодорожные пути, водовод с двумя насосными станциями и водозабором, воздухопроводы высокого и низкого давления, паропровод и другие инженерные сооружения и коммуникации. Конечно, по привычным меркам решить такую задачу за 75 дней невозможно. Но жизнь показала, что даже в крайне сжатом графике строительства можно отыскать резервы и сделать то, что казалось невозможным. Многие строители трудились самоотверженно, перевыполняя нормы в 2-3 раза, что в конечном итоге обеспечило выполнение поставленной задачи в назначенные сроки. Советские строители показали примеры героического труда не только в районах глубокого тыла, но и непосредственно в прифронтовой зоне.
Одним из таких ярких примеров, вошедших в историю строительства, является сооружение подводного трубопровода протяженностью 30 км по дну Ладожского озера. По этой жизненно важной артерии в блокадный Ленинград поступало горючее. Решение о строительстве подводного трубопровода было принято ГКО весной 1942 года. Проект его был подготовлен с участием представителей Наркомстроя, проектных и других заинтересованных организаций. Строительство трубопровода поручили ОСМЧ-104. Впервые в практике строительства подводных трубопроводов применяли сварку стыков прежде их соединяли муфтами , поэтому была привлечена большая группа высококвалифицированных сварщиков во главе с М. Недужко и Г. На строительство трубопровода, включая подготовительные работы, было отведено всего полтора месяца, хотя трасса трубопровода, пересекавшая Ладожское озеро, проходила вблизи линии фронта и находилась в зоне активных действий вражеской авиации и артиллерии.
Частые бомбежки, обстрелы из орудий приводили к значительным задержкам, нередко были и человеческие жертвы. Однако, несмотря на многочисленные трудности, задача была решена за 50 дней. Специальная комиссия по приемке трубопровода отметила в акте отличное качество произведенных работ, особенно сварку труб. Из 4500 сварных стыков дефекты обнаружили лишь в одном стыке. Использование трубопровода в течение 20 месяцев, вплоть до прорыва блокады Ленинграда, подтвердило высокое качество сооружения. Здесь уместно напомнить, что строительство подобного трубопровода через Ла-Манш осуществлялась западными специалистами более двух лет. Наша промышленность к началу войны выпускала более 50 самолётов в день.
Хроника Великой войны.
4 мая 2023 года в Дальневосточной государственной академии физической культуры проходила работа круглого стола «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл. Женщины в тылу. Поздравляем! Открытка будет отправлена на указанный электронный адрес. Научная статья на тему 'Тыл советских вооруженных сил в сражениях.
Трудовая доблесть тылового города
Наша память о Великой Отечественной войне имеет всеобъемлющий, не просто общенародный, но международный характер, и именно в таком качестве мы должны её беречь. Но важно не только это — важно понимание, что эта память должна не только растекаться, так сказать, «по горизонтали», но и жить в вертикали, она должна уходить вглубь и подниматься ввысь. Важную для этой вертикали мысль приводит Артем Гаврилов. Она принадлежит историку Пьеру Нора и сводится к тому, что, в отличие от истории, которая «взывает к анализу и критическому дискурсу», память «помещает воспоминание в священное». Она, добавлю здесь от себя, создаёт мифы, но мифы не в общеупотребительном сегодня, а в хорошем, правильном смысле слова: описания образцов выдающегося поведения в чрезвычайных обстоятельствах, которые не могут быть поняты рационально и должны просто благоговейно приниматься в качестве, скажем так, сверхобразца. Александр Алов, Владимир Наумов. Это так, но не совсем так.
Для правильного понимания исторических событий и хранения памяти о них мы должны быть способны видеть их через призму того времени, времени, в которое они происходили, стараться взглянуть на них через умы и сердца участников тех событий. Другими словами, важны не только «музеи, архивы, кладбища, коллекции, праздники, годовщины, монументы, храмы…», о которых говорится в статье и на которых сосредоточено внимание в современной российской политике памяти. Важно понимание, что думали герои изучаемых событий, как они сформировались, что послужило основой их воспитания, сделавшего их именно такими: самоотверженными, героями, патриотами. Строили оборонительные рубежи не «следопыты» и «скауты», а пионеры и комсомольцы. Нас было не так много. Старшие ребята работали на лесозаготовках.
Для окопов лес был нужен. И вот мы пошли дорогу расчищать. Работали так, что сугробы выше нас уже стали…» Кто-то скажет, что современную молодежь такой жертвенный порыв не захватит. Я тоже так думал, пока с удивлением не узнал, что мой 14-летний внук читает «Как закалялась сталь». Но ещё большим было моё удивление, когда он, читавший и Гарри Поттера, и повести о Волкодаве, и, конечно, русскую классику, сказал, что эта книга очень его увлекла. Потом то же самое я узнал о сыне своего приятеля.
Общество Тыл оказывает поддержку фронту Помощь В минувшую пятницу, 19 апреля, со станции Чита-2 отправился очередной эшелон с автомобильной техникой для воинских подразделений, находящихся в зоне проведения спецоперации. На этот раз совместными усилиями забайкальцы собрали десять автомобилей: от Нивы до машины скорой медицинской помощи. От краевой общественной организации «Десантное братство» проводить груз в дорогу пришёл руководитель Родион Краснокутский. Он представил директора ООО «Каскад-Плюс» Николая Арапова, который вместе с рабочими оснастил один из автомобилей, переданный «Народному фронту», специальной сеткой-мангалом в виде батута для защиты от ударов дронов и сбрасываемых с воздуха боеприпасов.
Правительство поддерживало боевой дух народа, подкрепляло патриотизм советских граждан. Уже 3 июля 1941 в знаменитом обращении Сталина, в первой его речи к народу после начала войны, он называет советских граждан братьями и сестрами. Великая Отечественная война против фашизма была объявлена священной. Советское руководство поощряло героизм в тылу орденами и медалями. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» К концу 1942 года экономика была полностью перестроена на военный лад.
Был увеличен выпуск товаров, по многим показателям удалось превзойти довоенный уровень промышленной продукции. Главной причиной экономического рывка был, безусловно, трудовой и моральный подвиг народа. Большой вклад в развитие техники внесли советские ученые. Туполев, С. Королев и другие выдающиеся инженеры-конструкторы в годы войны разрабатывали новейшую технику и вооружение для советской армии.
К концу войны советская техника уже превосходит немецкую по многим параметрам. Важно упомянуть и поставки союзников в СССР по ленд-лизу. Союзники англичане, американцы поставляли нам вооружение, автомобили, средства связи, продукты питания. Государственная политика часто была чрезвычайно жесткой, но все же тяжелейшая задача первых лет войны была решена: СССР был готов воевать и готов победить. Социальная политика Как уже упоминалось выше, условия труда для населения ужесточились.
Помимо этого, в тылу проводилась военная подготовка населения. Граждане тыла должны были научиться хотя бы минимальным правилам обороны и взаимодействия в условиях войны. В годы войны продолжились репрессии. Командующий Западного фронта Д. Павлов был расстрелян в 1941 году «за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти».
Практиковалось насильственное переселение народов. Например, были переселены немцы Поволжья, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары.
В армию были призваны механизаторы, агрономы и другие квалифицированные специалисты. Большое количество посевных площадей и поголовье скота оказались на оккупированных фашистами территориях.
Для нужд фронта изымались тракторы, автомобили, лошади. В тяжелейших условиях деревенские труженики, перевыполняя дневные нормы, производили сельскохозяйственную продукцию порой при помощи простых лопат и подручных инструментов. Движение «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт» приобрело массовый характер не только на предприятиях, но и в сельском хозяйстве. В книге Ю.
Арутюняна «Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны» показано влияние военного времени на судьбы крестьянства, его борьба за обеспечение страны продовольствием, героическое сопротивление захватчикам на оккупированной гитлеровскими войсками территории. Представлена статистика о динамике колхозного населения, о развитии земледелия и животноводства, о распределении колхозной продукции. Издание основано на систематизированном документальном материале. Книга спецкора газеты «Красная Звезда» А.
Кочеткова «Трудный хлеб» — это рассказ о колхозниках заволжского села Дмитриевка, о том, как они в годы войны выращивали урожай на своей земле, как выстояли в трудный час в битве за хлеб, как выполняли план военных лет, как сдали сверх плана в фонд Красной Армии 400 тысяч пудов зерна, тысячи пудов мяса и овощей, приобрели для фронта на личные сбережения 16 танков и 2 самолета. Исход Великой Отечественной войны во многом зависел от маневренности армии, от своевременного снабжения вооружением и продовольствием ударных сил, от связи фронта и тыла, которая была возможна только при хорошо отлаженной транспортной системе. Перед советской транспортной системой в годы войны стояли три главные задачи — перевозки и развертывание воинских подразделений, эвакуация и перебазирование производственных предприятий и рабочих из западных районов страны в восточные, перевозки по обеспечению нужд военной экономики. Срыв любой из названных категорий перевозок безусловно мог повлечь за собой тяжелые последствия в войне.
От слаженной работы разных видов транспорта — железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного — зависела победа. О героическом подвиге сотрудников всех видов транспорта написано немало художественных книг и серьезных научных монографий. В издании Г. Куманева «Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945» обстоятельно освещается работа железнодорожного транспорта и героический труд железнодорожников в годы войны.
Это обобщение опыта работы и испытаний, выпавших на долю специалистов-транспортников. Книга Я. Пономарева «Но баранку не бросал шофер» повествует о самоотверженном труде работников автотранспорта, которые по ледовой трассе вывозили из осажденного Ленинграда женщин и детей, проводили машины с хлебом и боеприпасами.
Российские военные нанесли высокоточные удары по объектам в тылу противника
Всемерная помощь советских людей Красной Армии выражалась не только в самоотверженном труде в тылу, но и в многочисленных патриотических починах. Тегисоветский тыл в годы войны, что отошло ссср после второй мировой войны, болезни во время второй мировой войны. Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина.
О компании
"Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, СССР, Тыл на. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.