В настоящее время часто происходит нарушение нормального функционирования семьи, которое связано с возникновением социально-экономических проблем. По ее словам, нынешний Семейный кодекс фактически не оставляет места для семьи. изменение моделей брака, материальные трудности, дефицит мест в детсадах, психологическая адаптация молодоженов, высокий уровень разводов и социального сиротства.
Проект 'Проблемы современной семьи в России'
На первом месте у них стоит вопрос «кто виноват? Свою несостоятельность выстроить гармоничные отношения они оправдывают так называемой несовместимостью. В современном обществе чувство терпимости к недостаткам другого человека и смирения с ними стало не модным. Трендами сегодняшнего дня в семейных отношениях стали такие понятия, как свобода, полная независимость и даже вседозволенность. Количество свободных отношений и гостевых браков постоянно увеличивается. Тем, кто мечтает о гармоничных отношениях в браке, следует забыть о «теории двух половинок». Только полноценный, современный и самодостаточный человек притягивает к себе таких же наполненных людей. Решение конфликтов в семье Многие современные люди пытаются самостоятельно решать семейные проблемы.
Если что-то не устраивает, они начинают проводить с партнёром беседы, выяснять отношения, что зачастую переходит в перепалки, ссоры, скандалы с взаимными обвинениями, упрёками и обидами. Семейные отношения являются самой эмоциональной частью человеческой жизни, а когда эмоции выходят на первый план и застилают глаза, ни одну, даже самую пустяковую, проблему решить невозможно. В таких случаях у семейной пары есть два выхода — развестись или занять пассивную позицию — продолжать терпеть, делая вид, что никаких проблем нет. Семейный психолог Наши психологи предложат вам еще один вариант. Поскольку институт семьи не терпит радикальных методов, проблему надо решать, но умеренно. Мы расскажем вам об искусстве маленьких шагов. Знание ядра проблемы и различных вариантов её разрешения подарит чувство уверенности и защищенности, поскольку у вас появится выбор.
Социальная турбулентность последних десятилетий привела к трансформациям в системе брачных отношений. Заложенный основоположниками коммунизма курс на устранение моногамной семьи как экономической ячейки общества дает свои поздние всходы, хотя сама коммунистическая идеология отвергнута. В статье проводится анализ, связанный с пересмотром планки брачного возраста в РФ, рассматриваются аргументы за и против его повышения, и комментируются изменения в российском законодательстве.
Отталкиваясь от результатов проведенного социологического опроса, в статье рассматривается реальное семейное положение молодых людей в России и его варианты. Анализируется распространенность так называемых «гражданских браков» и коррекция отношения к ним со стороны официальных органов. Автор приводит обоснование набирающей популярность «японской модели» в брачных отношениях, а также причин, которые толкают молодых людей к недолгосрочности брачных союзов и одиночеству.
Результаты исследования могут быть использованы для коррекции государственных проектов демографического характера. Ключевые слова: молодежь, брак, семья, общественное мнение, социологический опрос. Введение Семья как один из основных структурных элементов общества играет роль посредника между личностью и обществом, реализуя свои специфические социальные функции.
Основными функциями семьи являются воспроизводственная репродуктивная, передача статусов , социализационная первичная социализация, воспитание детей, овладение ролевыми статусами мужчины и женщины , экономическая роль семьи в общественном разделении труда, обеспечение благосостояния семьи. Целью статьи является рассмотрение некоторых проблемных аспектов брака, каких как возраст вступления молодежи в брачный союз законодательный и реальный , семейное положение молодых людей в России, тренд на одиночество, распространенность зарегистрированных и незарегистрированных брачных союзов так называемых гражданских браков. Традиционно на Руси семья была патриархальной и многодетной, с низким порогом вступления в брачный возраст.
Семейные функции воспроизводились из поколения в поколение, поскольку семьи зиждились на многопоколенных связях с общим ведением домашнего хозяйства. Исторически заложенные культурные функции семьи длительное время выступали главными ориентирами для выстраивания молодыми людьми собственных саморегуляционных стратегий. Хотя семья была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития, но некоторые авторитетные мыслители само существование семьи ставили под сомнение.
Старшее поколение помнит изречение Ленина о том, что семья важна, потому что она «ячейка государства». Вишневский [2] выделил три этапа эволюции семьи в России в условиях демографического перехода: первый этап середина XIX в. В современных условиях институт брака подвергается пересмотру во многих аспектах, в том числе и в сфере смысловых оснований саморегуляции семейно-брачных отношений.
Удивительно, что вчерашний коммунистический лозунг совпал с сегодняшними установками цивилизованного экономически развитого общества, согласно которым достоинство женщины определяется не количеством выращенных ею в законном браке детей, а успешной карьерой. Институт брака колеблется, поскольку самореализация как мужчины, так и женщины, сегодня слабо связана с браком, общественное мнение не стимулирует такие понятия как верность или постоянство. Известно, что искажается само представление о браке как о союзе мужчины и женщины, и в законах некоторых стран уже внесены соответствующие коррективы.
В этом отношении Россия выступает как оплот традиционных представлений о браке, поскольку в 2020 году Госдума одобрила президентскую поправку о закреплении в статье 72 Конституции РФ понятия, что брак является союзом мужчины и женщины [5].
Имущественное право право на получение содержания от своих родителей. Личные права и обязанности родителей : Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий. Родители обязаны заботиться о здоровье и развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Семейные проблемы и статистика разводов Семейные проблемы — некоторые сложности, возникающие на жизненном пути супругов, которые становятся причиной длительных и болезненных разладов. Они дестабилизируют семью во всех её смыслах. Проблемы семьи можно охарактеризовать степенью распространённости и силой влияния. Важно понимать, что любая семейная ситуация индивидуальна. Например, некоторая проблема может быть достаточно общей для многих семей, но создавая трудности в течение всей жизни, такая проблема не разрушает семью радикально.
Другой тип проблем, с которыми сталкивается только часть семей, оказывается весьма разрушительной для существования семейной системы. Одними из самых актуальных семейных проблем в наше время являются: насилие и неблагополучие в семье, кризис духовности в семье, проблема бедности, проблема незнания семейной психологии, проблема поколений, неравный или разновозрастной брак, повсеместное распространение фиктивных браков и внебрачных рождений, перегрузка женщин разноплановыми социальными ролями, дисгармония интимных отношений. Далее я попытаюсь рассмотреть некоторые проблемы в краткой форме. Семейное неблагополучие Неблагоприятными семьями являются семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями Учёные выделяют несколько типов неблагоприятных семей: конфликтная семья, в которой постоянно происходят конфликты , аморальная семья, которую характеризует забвение моральных и этнических норм: пьянство, драки, сквернословие , асоциальная семья, где дети с детства пренебрегаются к общепринятым социальным и моральным нормам , а также педагогически несостоятельная семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Основными критериями при определении неблагоприятных семей являются: Необеспечение родителями своих обязанностей по обеспечению детей; отсутствие условий для воспитания детей; вовлечения детей в противоправные действия; жестокое обращение с людьми со стороны родителей; отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей. Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного обеспечиваемого государством воспитания над семейным.
Благодаря этому на сегодняшний день родители считают, что их главная задача — содержать ребёнка, а вопросы воспитания — дело школ и детских садиков. Порой дети не справляются психологически с неблагоприятной ситуацией в семье и уходят из дома на произвол судьбы, где его средой обитания становится компания сверстников с похожими судьбами. Насилие В России остро поставлен вопрос о социальной проблеме насилия — ежегодно сотни тысяч людей, в основном женщин, страдают от рукоприкладства, а некоторые даже погибают. Одними из главных причин насилия в семье являются: Алкоголизация и наркотизация; низкая обеспеченность; высокий процент безработицы. Выделяется несколько видов домашнего насилия: физическое прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда , сексуальное, психологическое угрозы, шантаж, манипулирование и оскорбления , экономическое случай, когда один партнёр лишает другого финансовой свободы. Часто насилия в семье проявляются во время экономических кризисов и трудностей на работе.
Во время таких моментов семьям необходима поддержка специалистов разных служб к примеру, психологов , иначе это может привести к жертвам, а также ухудшить воспитание и социализацию ребёнка.
Жилищные проблемы. Данная проблема является одной из главных проблем для молодых супругов. Ведь у современного общества больше нет возможности получить бесплатное жилье, как это было ранее, есть, конечно, и исключение, например семьи военных и т.
А на свободном рынке обычной молодой семье сложно купить себе жилье. Многие молодые семьи, это еще студенты или выпускники университетов, которые не имеют заработка или имеют какой то минимальный заработок, который не может позволить приобрести собственное жилье. Так же в настоящее время присутствует высокий уровень безработицы, что тоже сильно влияет на трудоустройство молодых специалистов и обеспечение себя жильем. В сложившихся ситуациях многие молодые семьи живут у родителей, или с помощью родителей, а кто-то все же самостоятельно снимают жилье.
Только немногие имеют отдельные квартиры. Кому то дарят близкие жилье, кто-то оформляет ипотеку. Материально — бытовые проблемы. Каждая молодая семья сталкивается с материальными проблемами, трудностями с бытовой необустроенностью.
Из-за не знания про семейную жизнь и не имея опыта семейных отношений появляются разногласия у молодых. Многие пары в своих мыслях предполагают, что после свадьбы все будет, так же как и до свадьбы, романтика, легкость в отношениях, без забот и хлопот, но происходит все иначе. После свадьбы начинается совместный быт, это благоустройства жилья, мелкие и крупные покупки для семейного быта. В основном на женщину ложиться вся домашняя работа, например уборка дома, приготовление еды, уход за собой и мужем, а на мужчину ложиться такая обязанность это как материальное обеспечение семьи.
Появляются больше обязанностей в доме, молодые люди не готовы были к такой резкой перемене жизни и тут начинаются придирки друг к другу и недовольство такой жизнь. В разрешении этой проблемы могут помочь родители супругов. Их опытный взгляд, виденье данной проблемы сможет открыть второй дыхании у молодой семьи. Низкая заработная плата и доход, общая материальная необеспеченность — это одна остро стоящая большая проблема молодой семьи.
В основном молодым людям сложно найти место работы с высокой заработной платой. Организации, которые могут предложить высокую зарплату выставляют кандидатам на место работы высокие требование такие, например как большой стаж или опыт работы, поэтому молодые люди находят работу с менее высокой зарплатой и это очень сказывается на семейную жизнь.
Какие 5 маминых рецептов счастливого брака не работают в XXI веке
Поэтому, если ваш 30-летний сын не торопится в ЗАГС, не доставайте его вопросами. Просто время сильно поменялось», — утверждает историк. Публикации, размещенные на сайте www. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть В России стремительно исчезает институт семьи в его классическом понимании.
Кризис современной семьи выражается в отсутствии социальных норм и правил, отказ от существовавших на протяжении многих веков традиций. Детям не рассказывают о взаимоотношениях в семье, не прививают правильные понятия о роли в ней девушки и молодого человека. Им приходится самим считывать модель поведение своих родителей и создавать своё представление о семье. Отклонения в поведении. Огромное влияние также оказывает девиантное поведение в семье — пристрастие к алкоголю, наркотикам, компьютерным играм, общению в социальных сетях. Взаимоотношения между поколениями.
Отсутствие преемственности поколений также является важным психологическим аспектом, приводящим к кризису семьи. Несмотря на все перечисленные проблемы, многие мужчины и женщины мечтают о счастливом браке или хотя бы о гармоничных отношениях, если они не ставят целью создание семьи. Как обрести и удержать семейное счастье Счастье — понятие безусловное, поэтому счастливый брак не требует соблюдения каких-то обязательных условий, но нуждается во взаимной работе партнёров. Если у вас возникли проблемы в семье, обращайтесь к психологу нашего центра. Проанализировав свою жизнь, практически каждый человек понимает, что самое важное в ней — это отношения, которые делают нас лучше и наполняют жизнь радостью и смыслом. В современной жизни настоящие счастливые отношения в семье — большая редкость. Большинство думает, что они появляются хаотично, и над ними не надо работать. Мы уверены, что счастливая семья — это неустанный труд, но эти вложения всегда возвращаются сторицей.
Совместимость в браке Когда между мужчиной и женщиной не складываются отношения, и после долгих лет брака распадается семья, то самой частой причиной развода называется несовпадение характеров или несовместимость.
Многие исследователи говорят о возможности возникновения кризиса семьи как института в целом и брака в частности. Однако не стоит отрицать тот факт, что все проблемы, возникающие в современной семье, в той или иной степени зависят от реалий современной общественной жизни, особенностей существования и функционирования человека, в современных условиях стремительно развивающегося мира. Можно смело утверждать, что, не смотря на все имеющиеся проблемы, семья, как социальный институт будет продолжать существовать, в связи с тем, что человек является социальным существом, а именно семья способна удовлетворить его социальные потребности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья на современном этапе ее развития принимает новые формы и формирует новые особенности семейного общежития. Современная семья переживает сложный переходный период от традиционной модели семейной организации к новой: упрощается структура семьи, изменяется система власти и подчинения, снижается значимость традиционных функций семьи — рождения и воспитания детей, решение чисто бытовых вопросов приобретает особую значимость, семья все больше становится психологическим «убежищем» человека.
Семья - это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества, семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.
В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима её роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности. В то же время семья в этом плане зависит от уровня развития общества, несёт на себе печать всех его проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыплата заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок - таковы социальные проблемы современной семьи. Семья как малая социальная группа - это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Её отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки и защиты. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависит благополучие и долголетие семьи. Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному, возможно существование разных вариантов семей. Наиболее распространённой считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребёнка вне брака.
Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников родителе супругов, их братьев или сестёр, внуков , то её называют расширенной. Семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищённости любого человека. В современных условиях семья переживает серьёзные проблемы: дезорганизация факторов семейных связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьёзные экономические затруднения, смена эмоционально-психологических проявлений, потеря родительских функций и др. Можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как могут существовать самостоятельно друг без друга. Брак - как считают юристы и социологи, особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами. Это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, к своему потомству. Другими словами, это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля над ней, один из способов самосохранения и развития общества.
В современных условиях в России брак характеризуется следующими особенностями: единобрачие; свобода развода, находящаяся под контролем государства; обязанность содержания и воспитания детей; материальная поддержка нетрудоспособных членов семьи; охрана государством материнства и детства. Семьёй в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, то есть семью составляют люди и их взаимоотношения. Основные признаки семьи: брачные и кровнородственные отношения и связи между её членами; совместное проживание; общий семейный бюджет. Семья обусловливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы. Каждой экономической формации объективно соответствует и определённая семья. Семья - специфическое общественное явление, поэтому она занимает особое место в социальной структуре общества. Специфика семьи состоит в следующем: 1. Устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество. Семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества.
Семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами. Вместе с тем семья - относительно самостоятельный социальный институт, который наделён собственными внутренними противоречиями, а, следовательно, внутренними источниками развития. Семья как социальный институт занимает подчинённое положение среди крупных социальных общностей. Семья - историческое, динамическое общественное явление. Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как внутри семьи, так вне её, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического самочувствия всех членов общества, раскрытию их индивидуальности. Задачи: 1. Дать общую характеристику социальным проблемам семьи. Изучить задачи семейной политики.
Особенно тяжелым становится положение детей. Беспокойство вызывают высокая степень заболеваемости и смертности детского населения, распространение насилия в отношении детей, рост числа детей, содержащихся в интернатах, увеличение социального сиротства, нарушение прав детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии, рост числа беспризорных и безнадзорных детей, развитие детской преступности, а также целый комплекс ВИЧ-инфецированных детей. Ежегодно детское население снижается на один миллион человек, численность детей, содержащихся в сиротских учреждениях, напротив, ежегодно растёт на четыре-шесть тысяч и достигла уже 200 тысяч человек. При этом выпускники интернатов не подготовлены к самостоятельной жизни и дезадаптированы. Продолжает сокращаться количество дошкольных учреждений, здания которых передаются под другие цели.
Социальные проблемы российских семей в современных социально-экономических условиях
Определила следующие задачи исследования: дать определение понятия и функции семьи в современном обществе; выявить основные проблемы в современных молодых семьях и дать им характеристику; проанализировать различные источники информации о том, как решаются проблемы молодых семей; провести опрос и проанализировать ответы. Объект исследования: современная молодая семья. Предмет: проблемы современной молодой семьи. Методы исследования: наблюдение, социологический опрос, анкетирование, анализ информации, синтез полученных данных исследования.
Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований. И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев» [1].
Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др. Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений. В селе же доля внебрачных рождений уже сегодня превысила этот показатель. В республике резко возросло число детей, рождающихся больными. Не может не тревожить общественность большое количество разводов.
Мы исходим из того, что каждый ребенок, лишенный по злой воле судьбы родительской заботы, имеет святое и неотъемлемое право обрести счастье в другой семье, будь то у себя на Родине или за ее пределами. Но при этом должен соблюдаться приоритет в устройстве российского ребенка в семью там, где он родился, где его корни, язык, культура. А государство обязано принять все возможные меры, чтобы право ребенка на Родину было ему обеспечено. Если действительно не удалось найти ребенку больному или здоровому семью в России, на всей ее территории, которая захотела бы его принять, обогреть и в состоянии его воспитать, он может быть передан на усыновление иностранным гражданам. При этом права нашего ребенка - гражданина России должны быть максимально защищены как в процессе усыновления внутри страны, так и при осуществлении его воспитания за ее пределами. Такой подход признается всем мировым сообществом. Однако получается так, что российские дети, усыновленные иностранными гражданами, России становятся не нужны. В стране даже не ведется единого учета таких детей.
Так, в 1996 году по данным Минобразования иностранными гражданами было усыновлено 3,2 тыс. Не обеспокоены судьбой наших детей и консульские службы России, призванные обеспечивать своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Консульский учет российских детей, усыновленных иностранными гражданами и проживающих за пределами России, не ведется, информацией о детях российские консульские службы не располагают. О какой же защите и покровительстве может идти речь? Отсутствуют и межгосударственные договоренности, которые определяли бы цивилизованные, основанные на нормах международного права, формы сотрудничества на всех стадиях процесса усыновления российских детей иностранными гражданами, включая осуществление последующего контроля за условиями жизни усыновленного ребенка в стране гражданства усыновителей. В настоящее время этот контроль по своей сути приобретает коррупционные формы - инспекторские поездки за счет принимающей стороны российских чиновников за рубеж: в США, Новую Зеландию, Италию и другие страны, граждане которых усыновляют наших детей. Жертвой такой государственной политики как внутри страны, так и за ее пределами становятся российские дети, не говоря уже о национальной безопасности самой России. Дело дошло до того, что двухлетний российский ребенок был зверски убит так называемым "родителем-усыновителем" - гражданкой США.
Терпеть дальше такое отношение российского государства к своим детям - преступно. По инициативе нашего Комитета 19 сентября с. Государственной Думой было принято Постановление "О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением", которым состояние дел и государственного контроля в области международного усыновления российских детей признано неудовлетворительным, и в котором предложено всем ветвям государственной власти принять конкретные меры по коренному изменению сложившейся в России практики по усыновлению детей-сирот, одной из наиболее социально уязвимой категории граждан России. Мы рассматриваем данное постановление как первый шаг на пути безотлагательного устранения условий, способствующих коррупции и безнаказанности, коммерциализации процесса усыновления российских детей. Следующий этап - это подготовка и внесение в самое ближайшее время на рассмотрение Государственной Думы пакета законодательных актов, гарантирующих нашим детям государственную защиту при усыновлении. По мнению депутатов - членов Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, только тогда, когда выработаны все правовые гарантии обеспечения безопасности детей, защиты их прав, достигнуты необходимые договоренности по межгосударственному сотрудничеству в области усыновления, основанные на общечеловеческих, гуманных и цивилизованных принципах, возможна передача российских детей на усыновление иностранным гражданам. Надеемся на поддержку и понимание важности решения этих проблем со стороны всех депутатов Государственной Думы, Президента и Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российской общественности. Дело защиты детей должно действительно стать делом государственной важности как это провозглашено в Конституции России.
Это положение представляет собой общий запрет на суррогатное материнство и возлагает уголовную или гражданскую ответственность на женщину, предлагающую подобные услуги. В данной работе изложены некоторые наиболее известные законы и политика в отношении суррогатного материнства. При взгляде на то, как различные нации подходят к сложному комплексу проблем, связанных с суррогатным материнством, становится более ясно, чьи интересы и права затронуты этой проблемой. В заключительной части данной работы приводится дискуссия возможного толкования суррогатного материнства в рамках концепции прав человека. Определение суррогатного материнства и связанных с ним проблем Суррогатное материнство обычно считают "новой" репродуктивной технологией, аналогичной зачатию в пробирке, поскольку это новый признанный метод "лечения" такого "медицинского отклонения", как бесплодие пары. Хотя суррогатное материнство может принимать различные формы, общая черта всех этих форм заключается в том, что существует договорное соглашение между женщиной, вынашивающей плод, и "нареченными" родителями, согласно которому суррогатная мать донашивает беременность, рожает ребенка, а затем передает новорожденного на усыновление "нареченным" родителям. При "гестационном" или "полном" суррогатном материнстве не существует никакого генетического родства между суррогатной матерью и ребенком. В матку суррогатной матери вводят зиготу оплодотворенную яйцеклетку , которая была оплодотворена в пробирке и состоит из гамет нареченных родителей яйцеклетки и сперматозоида.
Известны также случаи, когда мужские гомосексуальные пары заключали соглашение с женщиной, чтобы она родила им ребенка Соглашение о суррогатном материнстве может характеризоваться как "коммерческое" или "некоммерческое", то есть "альтруистическое". При коммерческом суррогатном материнстве суррогатная мать получает плату или какую-либо материальную выгоду вследствие оказания данной услуги. Альтруистическое или некоммерческое суррогатное материнство не предполагает оплаты или материальной выгоды помимо оплаты расходов, связанных с беременностью, например, медицинского ухода. Иногда суррогатной матери также могут быть возмещены расходы, связанные с потерей заработной платы, или выплачена компенсация за перенесенную боль и физические страдания. Вопрос суррогатного материнства вызывает много противоречий. Например, феминистки всего мира разделились во взглядах на эту практику. С одной стороны, свободное осознанное решение родить ребенка для кого-либо может рассматриваться как осуществление репродуктивной автономии и самоопределения. С другой стороны, такое решение может рассматриваться как проявление угнетенного положения женщин и как одна из форм сексуальной эксплуатации.
Некоторые эксперты по этике считают, что договорные или коммерческие соглашения между сторонами являются нарушением основных принципов уважения человеческого достоинства, поскольку позволяют рыночным соображениям вторгаться в сферу семейных отношений. При этом альтруистические "подарки", то есть бесплатное предоставление своей репродуктивной способности для использования другими лицами, могут быть допустимы. У большинства стран отсутствует как законодательство, так и утвержденная политика в отношении суррогатного материнства. Вопрос суррогатного материнства рассматривался в Совете Европы и в некоторых странах - как правило, лишь на уровне отдельного государства. Сложность правовых вопросов, связанных с альтернативной репродуктивной технологией, отражена в многообразии подходов к этой проблеме со стороны региональных организаций и национальных государств. Принятые законы и политика варьируют от полного запрета на суррогатное материнство до установления комплексной юридической базы, призванной учесть права и интересы всех сторон. Специальный экспертный комитет Совета Европы по биоэтике и искусственным методам деторождения, Принцип 15, 1989: Ни один медработник или медицинское учреждение не должны использовать искусственные методы деторождения для зачатия ребенка с целью вынашивания суррогатной матерью. Ни один контракт или соглашение между суррогатной матерью и тем лицом или парой, для которых она вынашивает ребенка, не должны иметь законной силы.
Всякая посредническая деятельность в пользу лиц, заинтересованных в суррогатном материнстве, а также всякая связанная с этим рекламная деятельность, должны быть запрещены. Однако государства могут в исключительных случаях, оговоренных в национальном законодательстве, с учетом пункта 2 данного Принципа разрешить медицинскому работнику или учреждению произвести искусственное оплодотворение суррогатной матери при условии, что: Суррогатная мать не получает материальной выгоды от данной операции; Суррогатная мать имеет право после родов оставить ребенка себе. С точки зрения прав человека Хотя существует установленная и общепринятая система международных норм в области репродуктивных прав, она почти никак не поддерживает интеграцию мер по преодолению бесплодия в понятие права на создание семьи и на установление желаемого количества детей и промежутков между их рождениями. Например, право на создание семьи не предполагает, что государство обязано дать возможность завести ребенка всем, кто хочет иметь детей. С другой стороны, согласно этому праву, нельзя категорически запретить гражданам иметь потомство. Право на полную информацию и услуги по планированию семьи может быть использовано в поддержку обоснования мер по преодолению бесплодия. Однако то, что государства обязаны осуществлять экономические и социальные права прогрессивно, - то есть лишь в тех пределах, которые позволяют имеющиеся экономические ресурсы, - ограничивает возможность требовать от государства осуществления "дорогостоящего" права на использование репродуктивных технологий. Хотя в международных правозащитных нормах и может содержаться основа аргументации для включения мер по преодолению бесплодия в систему охраны репродуктивного здоровья, совершенно не очевидно, что меры по преодолению бесплодия включают в себя суррогатное материнство.
Вопрос суррогатного материнства, как уже упоминалось, окружен разногласиями, и затрагивает противоречащие друг другу права и интересы. Существуют, по меньшей мере, три различных точки зрения, которые должны быть приняты во внимание при составлении законопроекта о суррогатном материнстве. Это права нанимающей пары или лица ; права женщины, предлагающей свои услуги в качестве суррогатной матери, и права рожденного ребенка. Государство обязано урегулировать конкурирующие "права", которые возникают при такой ситуации.
В тех регионах, где сохранилось традиционное общество — например, Северном Кавказе — браки более прочные. К сожалению, традиционное общество в регионах с преимущественно русским населением было разрушено еще при советской власти. Соответственно, постепенно разрушился и институт семьи», — посетовал игумен. Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского Трех исповедников храма Твери, убежден, что все зависит от воспитания. И девочек, и мальчиков воспитывали как будущих матерей и жен, отцов и мужей. Поэтому и общественное мнение было иным. То есть весь комплекс культурных и педагогических условий, в которых находились люди, начиная с детства, был другим, и сегодня так просто его восстановить одним указом или даже материальными поощрениями невозможно». И осознать это должны, прежде всего, взрослые, потому что зачастую они относятся к своим детям неразумно. Сколько раз приходилось слышать жалобы учителей, что они пытаются воспитать ребенка, но приходит потом мамаша — руки в боки и начинает орать, что ей лучше знать, как его воспитывать. Вот откуда такие берутся? Товарищи из богемы — певцы и режиссеры — должны учиться прочности семейных отношений и высокой культуре, поскольку лучшие люди должны подавать пример моральных устоев в обществе, чтобы, глядя на них, тысячи людей поступали так же. А то все подается как свобода выбора, но оборачивается свободой греха», — заключил отец Георгий. Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, статистика заключенных браков, деторождения у нас не совсем в плачевном состоянии в основном благодаря Кавказу. Там браки распадаются меньше: народ сумел сохранить свою культуру, обряды, веру. Мы же все время пытаемся что-то перестроить. В советскую эпоху отказались от прежних, патриархальных, взглядов и убеждений, пытаясь построить счастливое коммунистическое общество. Не получилось. А сейчас у нас и вовсе нет никакой идеологии». Что нужно делать нам? Не бояться признать: мы — русские, и у нас свой путь, — подчеркнул пастырь. Но не стоит впадать в крайности и отвергать все западное — лучшее нужно перенимать. Раньше в российских семьях было по 10-15 человек. Сейчас 1-2 ребенка. Женщины не хотят рожать детей, молодые люди не стремятся к браку. Высока статистика разводов». Кто в центре их внимания? А наша молодежь пытается им подражать. Преподаватели, родители пытаются учить детей «доброму, вечному», а по телевизору, в интернете дети видят другие примеры. Иногда содрогаешься от цинизма: кем нужно быть, чтобы с издевкой писать о смерти человека? Недавний пример — трагическая история с эстрадной певицей Жанной Фриске. Сколько грязи вылилось на ее родных и близких! Со всем этим нужно что-то делать. Нам нужна государственная идеология. Мы должны гордиться страной, в которой живем». Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе , заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что нужно как-то определяться с терминами. Ну и религиозным нормам.
Дети больше не нужны? Почему современные люди не хотят заводить семью
В России борьба с семейным насилием и восприятие семьи как важной составляющей общества естественны. Ежедневно обновляемые новости про проблемы семьи и воспитания за сегодня и неделю, новости про многодетные семьи на портале "Мир Новостей". Чтобы исправить демографическую ситуацию в России, нужно больше многодетных семей, считает ученый. Крах экономики, специальная операция, рост курсов доллара, евро и юаня, а также многие другие проблемы оттеснили собой куда более насущный вопрос: «Почему русская молодёжь не спешит создавать семьи и рожать детей?»Не секрет, что сегодня в России огромная.
Проблемы молодой семьи
- Новости партнеров
- Проблемы семей России - НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
- “Стань совершенной для своего супруга!”
- «Людям больше не нужна семья»
- Горячие точки
Дети больше не нужны? Почему современные люди не хотят заводить семью
Прежде всего, сегодня в современной России необходимо, как вложение материальных средств в поддержку молодой семьи, так и их социально-педагогическое сопровождение. В России современное поколение заводит детей все реже. Необходимость изучения проблемы распада семьи определяется тем, что в России за последние десятилетия значительно выросло количество разводов. Но что из себя представляет современная российская семья? Российское семейное законодательство на современном этапе характеризуется не только принятием нового Семейного Кодекса, но и правовой регламентацией этой отрасли права на высшем конституционном уровне.
Современная семья: проблемы и перспективы эволюции
Вместе с тем ее реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом подходе. Формы социальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Роль этих форм социальной помощи семье с детьми по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услуг здравоохранения, а также коммерциализации образования, будет возрастать. Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная.
Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи. Социальное обслуживание - понятие в нашей жизни, совсем недавно вошедшее в обиход. На первый взгляд можно представить, что такое обслуживание заключается в оказании натуральной и материальной помощи.
Однако под этим мы понимаем повседневную социальную работу с семьей, включающую все аспекты социальной поддержки, реабилитации, адаптации, защиты, а также активизацию потенциала ее собственных возможностей выживания в условиях дестабилизации общества. Сущность социальных проблем современной семьи Общие проблемы семей Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения в обществе.
В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха.
В сущности, все функции, которые; когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быт осуществлены вне семьи. Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся не стабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару.
Она обращается к мужу — а он тоже в затруднении: он целый день работает за двоих, потом домой приходит уставший, а там жена просит о помощи. Такая семейная система не выдерживает нагрузки. Последствия длительных декретов для семьи в целом и для женщины в частности очень неоднозначны: вышедшие в декрет женщины теряют профессиональные навыки и социальные компетенции, а отцы несут двойную материальную нагрузку и переживают разобщение социальных целей с партнером. В Европе сейчас активно идет пропаганда подключения отцов к родительскому процессу, да и у нас тоже — но полного успеха в этом направлении пока никто не достиг. Так что никакого гендерного равенства у нас нет и в помине. А вместе с его отсутствием — нет и рождаемости, вот парадокс! Пока женщинам невыгодно рожать — они и не будут. Экономические проблемы Проблема 5: Экономический дисбаланс и кризис патриархального уклада Система «я воспитываю, ты зарабатываешь» работает — но в только в патриархальном укладе с высоким доходом мужчин.
Но, разумеется, в такой системе вовлеченное отцовство почти невозможно из-за «разделения труда». Получается парадокс, знакомый многим консультирующим психологам: в России устройство семей с высоким доходом позволяющим женщинам не работать аналогично устройству семей в бедных странах с низким уровнем дохода и отсутствием профессиональных возможностей для женщин! В таком типе семей у женщин формируется материальная зависимость, потому что у них нет уверенности, что они могут себя обеспечить. А у мужчин создается ощущение, что семье они нужны, только чтобы зарабатывать, и что если уж они зарабатывают, то могут позволить себе «злоупотребление властью». По этой же причине отцы иногда «тормозят» с детьми, потому что для них каждый новый ребенок — это необходимость больше работать. Конечно, есть множество женщин, которые полностью реализуют себя в материнстве — и это прекрасно. Однако с экономической точки зрения именно они менее всего защищены при разводах. Ситуация с алиментами в нашей стране — позорная.
Государство научилось хорошо собирать налоги, но почему-то не может заставить граждан платить алименты своим детям. Область алиментных обязательств между разведенными супругами остается договорной, и это создает массу проблем. До сих пор в нашей стране подать на алименты — значит воткнуть нож в спину. Отношения сразу переходят на новый уровень ненависти. Но ведь это дикость! Если бы в этой области был порядок, всем жилось бы намного проще. Более того, я думаю, что в чьих-то чиновничьих головах есть ложная идея, что неурегулирование алиментов удерживает граждан от разводов и поэтому надо оставлять эту область непрозрачной. Но факт остается фактом: брак теперь — не незыблемая крепость, а разводы — обыденность.
В том числе и поздние. А к 40—50 годам, когда дети более-менее вырастают, уже сложно поверить в себя как в профессионала, с нуля добиваться того, чего твои сверстники уже давно достигли. К этому возрасту многие женщины находятся в сильном кризисе, потому что не получают не только социального признания, но и благодарности за свой «материнский подвиг». Спасибо, если они при этом не получают осуждения от отцов «Тебе было удобно, а я все это время зарабатывал и был в жутком стрессе» и от детей «А кто тебя просил? Хорошо, если к этому моменту у женщины, реализовавшейся в роли матери, есть материальные возможности для красивого потребления, благотворительности или путешествий с подружками. А если нет? У молодых отцов есть свои психологические причины не настаивать на материальном вкладе женщины в семью, например, детский опыт работающей матери, которой не хватало, или матери-домохозяйки, которую они, наоборот, идеализируют. Для своих детей они хотят лучшего и потому поддерживают решение женщины уйти в длительный декрет или вообще больше не работать.
Им кажется, что они со всем справятся сами. Но потом мужчины жалуются, что потребности семьи велики, все время растут и их все труднее удовлетворить. Второй и третий ребенок рассматриваются как увеличение уровня стресса и ответственности. В профессии такие отцы семейства часто начинают выбирать деньги, а не свое развитие, а значит, становятся несчастны. Каждый второй жалуется на редкий секс с женой, ведь в супружеской постели спит ребенок, а женщина выматывается от домашней работы. Да и в целом близость в паре может испаряться: слишком редко проводят время вместе, слишком мало становится общих дел и целей вне родительства. За свои жертвы и заработок мужчины не получают удовлетворительной благодарности от семьи, а женщины — не получают признания за свой материнский и домашний труд. И это происходит даже в хороших отношениях, где семья — главная ценность!
В период выхода одного из супруг на пенсию происходят некоторые структурные изменения, которые включают: а нормативные изменения; б изменения социальных сетей, социальных связей и коммуникаций; в эмоциональные изменения; г изменения ценностных приоритетов и жизненных стратегий. Человек попадает в ситуацию, когда ему надо осваивать новые роли, нормы и ценности, реализовывать свои интересы в изменившемся контексте. Нередко он не может справиться с возникшими трудностями. Повышается уровень стресса, что приводит к конфликтам с окружающими, в том числе и со второй половиной.
Таким образом, ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты, которые возникают из-за неудовлетворённых потребностей супругов, враждебности, отчужденности, негативизма в отношениях, вызванных несовместимостью их взглядов или интересов. Распад семьи — это не только проблема социализации детей, психологической травмы, но и рост числа одиноких людей, сокращения уровня рождаемости. Довольно часто конфликты между супружескими парами являются источником демографического кризиса в обществе. Поэтому специалисты вырабатывают рекомендации по регулированию супружеских противоречий.
Одним из способов является психологическое консультирование, сущность которого заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических установок, затрудняющих жизнь супругов и вызывающих конфликты. Психологическое консультирование происходит в две стадии: диагностика конфликта и восстановление отношений. Однако психологическое консультирование сталкивается с рядом проблем: нехватка времени, различная степень конфликтности у супругов, наличие неосознаваемых компонентов деструктивного поведения. В этих условиях каждое следующее поколение только полнее реализует объективную тенденцию к разобщению на всех уровнях общественной системы, что обещает в ближайшей перспективе сменить само её качество.
Перечисленные выше проблемы свойственны не только молодым семьям, но именно в них по статистике они проявляются чаще всего. В результате браки распадаются, и институт семьи находится под угрозой. Помимо тех проблем, которые были описаны выше, семьи на современном этапе развития общества сталкиваются со следующими трудностями: Отсутствие благоприятных жилищных и бытовых условий, что влечет за собой недовольство уровнем жизни и распад семьи. Нарушение распределения ролевых позиций между супругами. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Однако современная женщина вынуждена не только заниматься домашним хозяйством, но и активно выполнять свои профессиональные функции, что приводит к истощению и росту недовольства со стороны женщины своим положением.
Семья и дети
Современная сверхнизкая рождаемость в России обусловлена доминированием в семейной структуре населения малодетных семей. Проблемы в семье обострились в связи с экономическим кризисом, социальной и политической напряженностью, растущей материальной и социальной поляризацией общества. Год семьи, объявленный в России в 2024 г., открывает новые возможности для популяризации через систему образования, СМИ и интернет традиционных семейных ценностей, прежде всего идеалов многодетной и межпоколенной семьи. Невыполнение современной семьей своих основных социальных функций можно признать проблемой национальной значимости, влекущей за собой катастрофические последствия. Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «Актуальные проблемы семейного законодательства и практика его применения: вопросы определенности терминологии семейного законодательства». Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.
«Главным бракоборцем стало правительство». Почему в России увеличилось число разводов
И это очень плохо. Государство сегодня фактически защищает не семью как социальную группу, а интересы и права отдельных ее членов — физических лиц. Так построена наша система социальной помощи. Семейно-правовой статус супругов-родителей и семейных детей не обладает общеобязательным публичным характером. Официальные данные о количестве семей имеют сегодня расчетный, а не учетный характер. Данные о количестве граждан просто отсутствуют в статистике как класс.
Государство не имеет формально-правового основания для проведения семейной политики в строгом смысле слова по причине отсутствия в законодательстве такого субъекта, как семья. В силу этого социальная помощь направлена не на сами семьи, а на детей и родителей безразлично к их семейному положению", — рассказал эксперт. Он считает, что в настоящее время выражение "семья — это основа общества" является не более чем метафорой, в законодательстве это никак не представлено. А демографические тенденции и отсутствие легитимации семьи означают, что мы гарантировано движемся в сторону бессемейного общества. И государство ускоряет этот процесс выделением на это бюджетных средств.
Например, термина "неполная семья" нет в научном обороте, но он попал в государственные документы. А понимается под ним вовсе не семья, а, к примеру, мать-одиночка. Хотя под неполной всегда понималась семья, но с точки зрения недостатка полноты своих функций. Если же нет полноты структуры — родителей и детей, — это вообще не семья.
Однако неэмансипированными остаются мужчины. Патриархат сегрегирующий В чем проблемы такой ситуации для мужчин? Они заключаются в том, что угнетаемым является не только женщина, но и сам мужчина. Угнетается жестко сконструированной моделью, в которой мужчина должен быть вписан в матрицу доминирования, предписанную обществом, — «Будь охотником! Будь насильником! Будь кормильцем! Это доминирующая роль предписывается мужчине для демонстрации во всех общественных сферах: в сфере занятости, в сфере политики, в культурной репрезентации, везде. Таким образом, патриархат давит и разделяет, предписывает и сегрегирует.
В то же время семья в этом плане зависит от уровня развития общества, несёт на себе печать всех его проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыплата заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок - таковы социальные проблемы современной семьи. Семья как малая социальная группа - это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Её отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки и защиты. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависит благополучие и долголетие семьи. Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному, возможно существование разных вариантов семей. Наиболее распространённой считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребёнка вне брака. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников родителе супругов, их братьев или сестёр, внуков , то её называют расширенной. Семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищённости любого человека. В современных условиях семья переживает серьёзные проблемы: дезорганизация факторов семейных связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьёзные экономические затруднения, смена эмоционально-психологических проявлений, потеря родительских функций и др. Можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как могут существовать самостоятельно друг без друга. Брак - как считают юристы и социологи, особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами. Это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, к своему потомству. Другими словами, это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля над ней, один из способов самосохранения и развития общества. В современных условиях в России брак характеризуется следующими особенностями: единобрачие; свобода развода, находящаяся под контролем государства; обязанность содержания и воспитания детей; материальная поддержка нетрудоспособных членов семьи; охрана государством материнства и детства. Семьёй в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, то есть семью составляют люди и их взаимоотношения. Основные признаки семьи: брачные и кровнородственные отношения и связи между её членами; совместное проживание; общий семейный бюджет. Семья обусловливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы. Каждой экономической формации объективно соответствует и определённая семья. Семья - специфическое общественное явление, поэтому она занимает особое место в социальной структуре общества. Специфика семьи состоит в следующем: 1. Устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество. Семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества. Семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами. Вместе с тем семья - относительно самостоятельный социальный институт, который наделён собственными внутренними противоречиями, а, следовательно, внутренними источниками развития. Семья как социальный институт занимает подчинённое положение среди крупных социальных общностей. Семья - историческое, динамическое общественное явление. Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как внутри семьи, так вне её, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического самочувствия всех членов общества, раскрытию их индивидуальности. Задачи: 1. Дать общую характеристику социальным проблемам семьи. Изучить задачи семейной политики. Особенно тяжелым становится положение детей. Беспокойство вызывают высокая степень заболеваемости и смертности детского населения, распространение насилия в отношении детей, рост числа детей, содержащихся в интернатах, увеличение социального сиротства, нарушение прав детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии, рост числа беспризорных и безнадзорных детей, развитие детской преступности, а также целый комплекс ВИЧ-инфецированных детей. Ежегодно детское население снижается на один миллион человек, численность детей, содержащихся в сиротских учреждениях, напротив, ежегодно растёт на четыре-шесть тысяч и достигла уже 200 тысяч человек. При этом выпускники интернатов не подготовлены к самостоятельной жизни и дезадаптированы. Продолжает сокращаться количество дошкольных учреждений, здания которых передаются под другие цели. К основным причинам детского неблагополучия относятся: кризис семьи, проблема бедности семей, отсутствие системы ювенальной юстиции, профилактики социального сиротства и семейного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. Состояние системы образования не обеспечивает право детей получать образование по месту жительства. Минимальная заработная плата обеспечивает только пятую часть минимального потребительского бюджета.
Сам по себе этот факт многое объяснял в восприятии брака в западном христианстве, в оптике католического священника, находящегося не в далёкой «пустыне», а среди людей, живущих повседневной жизнью. Психологическое давление среды и необходимость сопротивляться ей неизбежно формировало весьма специфический — максималистский взгляд на семью со стороны католического духовенства. Не как на естественную данность, а как на нечто сакральное, в буквально смысле соответствующее концепциям апостола Павла о браке как союзе двух людей, подобному союзу Христа и церкви. В конечном итоге это видение брака передалось и обществу, которое, по крайней мере, на словах, его разделяло. Но у этой истории была и теневая сторона. Перенос отношений мужчины и женщины из «пространства естественного» в «пространство идеального» влёк за собой определённые изменения в восприятии женского начала в западном патриархальном обществе. С одной стороны, речь шла об идеализации, придании естественным отношениям возвышенного, духовного характера. Субкультура менестрелей и её апофеоз — культ Прекрасной Дамы стали итогом опыта «спиритуализации любви». С другой стороны, в западном религиозном искусстве началась эротизация женских образов, предвосхитившая наступление эпохи Возрождения. Третьим вектором стала демонизация женщины, интерпретация женского начала как источника искушений, скверны и, в конечном счёте, — служения дьяволу. Знаменитая «охота на ведьм» во времена инквизиции стала на этом направлении кульминационной точкой. Не сумев удержаться на высокой планке семейных ценностей, Запад сегодня скатывается в их тотальное отрицание, объявляя «репрессивной моралью» естественные представления о нравственности, добре и зле. Подобно тому, как в Средние века шла охота на матриархальных ведьм, на современном Западе идёт столь же иррациональный репрессивный поиск «демонов патриархата». Городская атомизация и общинная соборность На различия в изначальной концепции семьи в восточном и западном христианстве на следующем этапе наложились и различия в социальной структуре русского и западного общества. Эталонная западная семья формировалась в условиях европейского города с его цеховыми и ресурсными ограничениями. Поговорка «Мой дом — моя крепость» имела в этих условиях не только символический, но и буквальный смысл. Город отвергал идею коллективного «мы», европейский горожанин был по своему воззрению скорее индивидуалистом, чем коллективистом. Отношения между мужем и женой в рамках такой конструкции были надёжны и прочны, однако это достигалось ценой ослабления других связей — между родителями и детьми, братьями и сёстрами, ближайшими соседями. Протестантское мировоззрение, в основе которого лежала трактовка Завета с Богом через формальный, а не через содержательный аспект, то есть как договора, а не как союза между человеком и Создателем, также наложило свой отпечаток на семейные отношения. В дополнение к идее сакрализации семьи, восходящей к средневековому католицизму, под влиянием протестантизма получила широкое распространение концепция семьи как договора, которая оказала влияние на семейное право западных стран широкое распространение брачного контракта, в котором регулируется не только статус личного имущества супругов, но их права и обязанности, вплоть до регламента приготовления пищи и уборки жилища. Надо сказать, что и по сей день концепция семьи как договора остаётся базовой для консервативных европейцев и американцев. Русская семья формировалась в условиях сельской общины, в которой земля делилась поровну между всеми наследниками. В этих условиях семья по определению не могла быть инструментом эгоистической конкуренции.