– Семейное образование может быть только у инвалидов, которые не могут посещать школу, а здоровые дети пусть учатся в учреждении со всеми другими детьми, – добавляет она. При семейном обучении можно сдавать промежуточные аттестации один или несколько раз в год, но это необязательно, а обязательно ученик должен сдать только две итоговые аттестации — в 9-м и 11-м классах. Плюсы и минусы семейного обучения. Дистанционное (или семейное) обучение у нас в стране существует очень давно. Однако традиционно по данной форме занимались дети с различными заболеваниями, при которых ежедневно посещать учебное заведение проблематично, и ребята с девиантным поведением.
Семейное обучение ребенка — плюсы и минусы
Какие плюсы и минусы Вы видите в домашнем образовании? Плюсы и минусы дистанционного обучения. Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. – Семейное образование может быть только у инвалидов, которые не могут посещать школу, а здоровые дети пусть учатся в учреждении со всеми другими детьми, – добавляет она. «При семейном образовании учащийся юридически не является учеником школы.
Семейное образование: почему школьников на него переводят и какие ресурсы для этого нужны
Семейное обучение — отзывы | Для меня плюсы семейного обучения – это. |
Личный опыт: семейное обучение | Плюсы и минусы домашнего образования в 10-11 классе. Кому подойдет данный формат и почему так важно ходить в школу старшеклассникам, которые перешли на данную форму обучения. |
Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка
Также степень усидчивости зависит от темперамента человека и его психофизиологических данных, — говорит педагог-психолог Алёна Панкратова. По её словам, в настоящее время в Лесновской школе несколько детей учатся дома. Одни по состоянию здоровья не могут посещать учебное заведение, другим пришлось начать работать. Но есть и ребята, которым просто не хочется вставать рано утром и идти в школу. Они также выходят на сдачу ЕГЭ, как и другие ученики. То есть для них послаблений нет никаких. Единственное отличие — это то, что они не ходят в школу. А так всё то же самое, и программа у них такая же. Они учатся дома по учебникам, некоторые нанимают репетиторов или занимаются онлайн. Когда дело доходит до экзаменов, до сдачи ЕГЭ, они сдают очень плохо, потому что школа — это чётко выстроенная система. В школе так или иначе они погружаются в подготовку к ЕГЭ, хотят того или нет, — отмечает Юлия Антощук.
По её словам, ответственность за качественное обучение на дому полностью ложится на плечи родителей.
Семейное образование или Школа? Кто нибудь сталкивался с системой домашнего образования с 1 по 5 класс?
Добавлено спустя 19 часов 53 минуты 26 секунд: У нас такая ситуация, что мы не живём на одном месте, мало того что мы переезжаем из квартиры в квартиру достаточно часто, так ещё и по городам разным мотаемся, поэтому вопрос с детским садом у нас отпал сам собой, а вот посещение школы теперь тоже под большим вопросом, нам проще нанимать гувернёров, чем всю эту волокиту с документами раз за разом проходить. А насчёт садиков, у нас сам ребёнок максимум сколько она ходила в садик, это месяц, потом ей там надоедает и если в начале она ходит туда с большим удовольствием то последнюю неделю, из месяца я имею ввиду, она ходит туда со скандалом.
Все родители могут перевести ребенка на семейное обучение. Для этого нужно будет официальным способом уведомить органы местного самоуправления. Далее выбирается школа, в которой будут проводиться обязательные промежуточные аттестации и начинается учебный процесс.
Реальных преимуществ у семейного образования много. К ним относятся такие, как: Ребенок получает полноценную школьную подготовку и часто превосходит сверстников по успеваемости. Обучение проводится очень гибко, что позволяет подбирать оптимальный график для каждого. Такой формат доступен всем без исключения, в отличие от надомного обучения. Родители сами выбирают педагогов, так что могут быть уверенными в результате.
Темп будет комфортным для ребенка, а учителя проявят максимум внимания к его сильным сторонам. Важный минус семейного обучения — здесь должна быть установлена четкая дисциплина, контролироваться как сам процесс, так и промежуточные результаты, которых удается достигать. Не стоит забывать и про вопрос социализации. Важно, чтобы ребенок общался со сверстниками в рамках посещения различных кружков или других подобных активностей. В таком случае, он может получить важные навыки общения, будет ощущать себя комфортно в коллективе, но избежит всех школьных проблем.
Подведем итоги Так чем же отличается домашнее обучение от семейного? Главная разница в том, что при домашнем ученик остается в контуре общеобразовательной школы, а при семейном окончательно выходит из него. Семейное обучение доступно для всех, в то время как надомное только для узкого круга лиц. Нужно еще постараться доказать, что ребенок может заниматься по надомному или дистанционному принципу. Также большое значение имеет разница в качестве обучения.
Домашнее государственное обычно отличается очень низким качеством, в то время как семейное практикует совсем другой подход и результаты будут выше. Стоит понимать, что по итогам как домашнего, так и семейного обучения, дети получают аттестаты. Они будут иметь полную законную силу на территории России, с ними можно будет поступить в ВУЗ или другое учебное заведение для получения нужной специальности. Понравилась статья? Расскажите друзьям:.
В среднем половина урока в школе уходит на дисциплинарные замечания, выстраивание учебного процесса и записывание домашнего задания. И здесь нет вины учителя, такова система. Дома это время можно потратить на более интересные для ребёнка занятия. Темп крайне низкий и связан с её медлительным темпераментом.
В нашем случае, я вижу, что мы будем учиться дольше, чем в школе.
Семейное обучение — почему трудно учить ребенка самому? Людмила Петрановская
Если ребёнок находится на семейном образовании, он имеет право пользоваться школьной библиотекой и бесплатно получать учебники и учебные пособия в рамках государственного образовательного стандарта. В чём плюсы обучения на дому? Плюсы и минусы. Плюсы семейного обучения. Плюсы и минусы.
Восемь вопросов о семейном обучении школьников
Училась моя девочка всегда хорошо, преподаватели ее любили за ее покладистый характер — чего еще надо для счастья?! Аттестация Плюс ко всему, уже договорившись о том, что сдавать экзамены мы будем один раз в год, меня осенило, что мы выбрали самую сложную форму аттестации. В течение одного месяца наша дочь должна сдать годовую программу по тринадцати предметам. Причем, никаких тренировочных тестов нам не дали и вообще учителя не представляли, какую форму сдачи нам лучше придумать по той или иной дисциплине. Тоска по школе Дочь периодически начала вспоминать школьную жизнь и выражать недовольство семейным образованием. Она жалуется то на нехватку общения, то на сложную систему аттестации.
Это подливает масла в огонь, я понимаю, что, возвратившись в школу, она очень быстро вспомнит все, чем была не удовлетворена раньше и захочет снова обучаться дома, но мне нужно донести ей это. Не раз мы встречали случаи, когда ребенок с семейного образования переходил в школу, а потом очень быстро возвращался обратно. Изменения в жизни мамы Вместе с дочерью я изучаю только те предметы, которые вызывали у нее особые затруднения. Математику мы делаем вместе постоянно, русский — периодически, другие предметы она учит сама, я только контролирую процесс и иногда проверяю качество знаний. Но даже эти несколько часов в день, которые я обязана посвятить школьным предметам, изменили и мой график жизни.
Во-первых, я практически перестала успевать подрабатывать дома фрилансером. Это одна из граф, которой я почти полностью пожертвовала в пользу учебы дочери. Во-вторых, занимаясь младшим ребенком сыну 4 года , я должна была постоянно держать ухо востро: что сейчас делает моя дочь? Учит уроки или общается с подругой по вотсапу? В-третьих, я стала более привязанной к дому, чем была до этого.
Любое мое отлучение, пока дочь не созрела и не почувствовала ответственность за образование, чревато недоученными, недопонятыми, сделанными некачественно уроками. В-четвертых, в мое обычное расписание добавилась задача следить за тем, чтобы консультации со школьными преподавателями у дочери не накладывались на ее занятия в кружках, мне постоянно нужно созваниваться, списываться с учителями по разным вопросам. Я ищу способы, как научить моего ребенка учиться, пытаюсь понять, что будет для нее стимулом не растягивать один урок на полдня. Также я понимаю, что сейчас на нас смотрят многие: и педагоги, и родители нашего класса. Мы первыми из нашей школы проходим этот путь, находясь в среднем звене, и результаты экзаменов моей дочери будут известны многим.
Признаться честно, я еще не доросла до равнодушного отношения к тому, какая репутация сложится у меня, как у учителя моей дочери. Учить ребенка дома — не сахар «Ну как, твоей дочери стало легче учиться? Я не хочу улыбаться и делать вид, что обучение шестиклассника дома — сплошное удовольствие для мамы. Мне не нравится быть учителем и это не мое призвание. Мне хочется больше времени посвятить более интересным делам, и меня совсем не привлекает перспектива вникания в школьные предметы, которые становятся все сложнее и которых становится все больше.
Однако, если верить полководцу, тяжело в учении — легко в бою.
Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий. Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так: Уведомить местный департамент образования о принятом решении перевести ребенка на семейное обучение; Написать заявление в школу, где он учится сейчас, о переходе на семейное образование; Прикрепиться к аккредитованной школе для прохождения аттестаций. Кстати, это может быть и та, в которую он ходит сейчас.
Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования. В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы. Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения. Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня , которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками. Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий.
Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату. Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования.
Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи. Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе. Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора.
Экзамены на семейном обучении Взаимодействие с традиционной образовательной системой во время семейного обучения может строиться по-разному. Наташа до 10-го класса сдавала исключительно независимые диагностики в МЦКО Московский центр качества образования и не была прикреплена к школе. У нас по закону учащийся на семейном образовании имеет право сдавать экзамены в любой школе города.
Но, когда я действительно попыталась найти такое место, мне отказала 51 школа из 52 Наташа сдала ОГЭ, когда была по возрасту в 10-м классе, а еще через год — ЕГЭ, но из-за юридических неточностей ей не смогли выдать аттестат. Так Наташа поступила в вуз на год позже — в 18 лет. Но в конце 10-го класса я узнал об очной частной школе «Новая школа», г. Москва — прим. The Vyshka , которая мне так понравилась, что я решил поступать туда». Поступить сразу в 11-й класс Томас не смог: в «Новой школе» вели прием только в 10-й класс.
Так наш герой добровольно остался на второй год. Отношения Серафима со школой складывались, как и у Наташи, непросто. Но, когда я был в 4-м классе, моя семья эмигрировала за границу, поэтому я ушел из российской школы. За границей мы решили к школе не прикрепляться, и аттестацию я там не проходил». В 9-м классе по возвращении в Россию его семья обратилась в школу по месту прописки для сдачи промежуточных экзаменов и ОГЭ. В итоге меня в школу приняли, и аттестацию я проходил именно в ней».
Однако и после этого отношения оставались натянутыми.
В этом случае школа может быть чуть ли не единственным местом для реализации этих амбиций. Но таких детей — единицы… Как ребенок, находящийся на домашнем обучении, будет учиться взаимодействовать со сверстниками? Как проходит социализация? Если мы посчитаем, что 24 часа в сутки три месяца во время летних каникул, еще месяц осенних, зимних и весенних каникул, плюс субботы и воскресенья, плюс праздничные дни и время вне школы — столько времени в году ребенок находится вне школьного коллектива. Затем нужно учитывать, что эта самая социализация в школе проходит во время школьных перемен, которые длятся по 10 минут.
Сколько времени ребенок может свободно общаться со сверстниками в школе? Можем ли мы быть уверены, что это мизерное время обеспечит социализацию ребенка? Самая лучшая социализация происходит в компаниях, за которыми нет присмотра взрослых, так сказать, в неструктурированном обществе. Идеальный вариант — дворовая компания. Либо в объединениях по интересам: кружках и секциях. Есть различные оздоровительные лагеря и санатории.
Этого более чем достаточно для того, чтобы научиться взаимодействовать с людьми. Когда в помещение школы согнали детей одного возраста без каких-либо общих интересов — это неправильная модель для социализации. В реальной взрослой жизни модели другие. Общие цели и интересы встречаются у людей совершенно разного возраста. Поэтому я считаю, что школьная модель даже ухудшает или уменьшает социализацию. Если взять определение социализации из Википедии, что это способность достичь успеха во взрослом обществе, то вероятность взрослого успеха после школьной модели снижается.
Во многих школах педагоги не следят за воспитанием детей. Мы можем наблюдать травлю со стороны одноклассников, даже преступления детей друг против друга… И приобретение привычки угождать асоциальным личностям в школе совсем не является правильной социализацией ребенка. Социализация — это подружиться с более успешными людьми и делать с ними совместные проекты, способность объединиться в команду для совместной деятельности и достижения целей. Получается, что именно занятия по интересам способствуют социализации. К чему родители должны быть готовы, переводя ребенка на домашнее обучение? Во-первых, будьте готовы к критике, мрачным прогнозам и предсказаниям со стороны знакомых и родственников.
Общественное давление будет обязательно. Наши люди не могут спокойно смотреть на тех, кто не ходит общественным строем, как все остальные улыбается. И родителям нужно научиться всех доброжелателей «посылать» заниматься своими делами.
Семейное обучение ребенка — плюсы и минусы
Плюсы и минусы семейного образования: самостоятельность против дистанционного обучения | Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1-го по 9-й класс) и самообразования (10–11-й классы). |
Плюсы и минусы семейного обучения | Семейное образование вполне можно назвать новым трендом, хотя это парадокс: во все времена дети учились прежде всего в семье, и только в конце 19 века массовая школа начала играть примерно ту роль, которую играет сейчас. |
Домашнее или семейное обучение: плюсы и минусы | При семейном образовании обучение ребенка — прерогатива родителей. Школьники, которые переходят на семейное образование, могут остаться в контингенте своей школы или же зачисляться только на время аттестаций, а могут выбрать другую государственную или. |
Семейное обучение ребенка — плюсы и минусы | Аттестация на семейном обучении. Плюсы семейного обучения. |
Домашнее обучение плюсы и минусы. | Специалисты управления образования рекомендуют родителям, если они выбрали семейную форму, проходить аттестации на базе наших муниципальных учреждений образования, так как в других случаях не всегда удается контролировать процесс обучения и его уровень. |
Чем отличается домашнее обучение от семейного обучения
Кто и почему выбирает дистанционное обучение, можно ли полноценно учиться через компьютер и для каких ребят подходит данная система, а для каких категорически противопоказана — нам рассказали родители и специалисты. За онлайн-обучением будущее? После того как журналист Анастасия Кузина рассказала в соцсетях о том, что с этого учебного года перевела свою дочь-восьмиклассницу на онлайн-обучение, под ее постом появилось несколько тысяч комментариев. Сама Анастасия говорит, что решение об обучении дочки на дому далось ей весьма непросто, однако на данный момент она нисколько не жалеет о своем выборе. Потом добавились седьмые уроки. В этом году семь уроков поставили на пятницу, начались дополнительные уроки якобы по выбору.
В общем, школьный день начал пожирать все. Сначала отвалился спорт, потом сошла на минимум художка. К тому же учеба у Маши начала вызывать постоянный стресс, уроки ей казались неинтересными, а требования учителей — непонятными и бессмысленными. Да и отношения с одноклассниками все больше сходили на нет. По характеру моя дочь очень ответственная и серьезная, она сама стремится к знаниям.
В школе обстановка совсем другая: так называемых «ботанов» презирают, принято ругаться матом, употреблять всякие снюсы и хвастаться, например, тем, что не сделал домашку по географии США, так как терпеть не может «пиндосов». Дети, которым комфортно в школе хотя бы в отношениях со сверстниками, вряд с легкостью решатся перейти на онлайн-обучение. У Маши же в начале этого года реально наступила точка кипения, когда выносить школьную жизнь стало практически невозможно. У ребенка начался страх перед предметами: Маша заявила, что ненавидит историю и еще парочку дисциплин. Каждый вечер в районе десяти вечера я ждала слез: домашка по пяти предметам плюс по художке.
Какой там сон, прогулки, подружки! Я предлагала ей перейти в другую школу, но она категорически не хотела быть новенькой в чужом коллективе. Анастасия окончательно решилась перевести Машу на дистанционное обучение после того, как на эту форму перешла ее одноклассница. Никто не кричит, не мордует «двойками», объяснения лектора интересны и понятны. Подробно изучив всю информацию об онлайн-школе и отзывы учащихся, Кузина забрала документы дочки из школы и заключила договор на онлайн-обучение.
С октября Маша изучает школьную программу по видео, а в конце года ей нужно будет пройти промежуточную аттестацию в аккредитованной школе — партнере онлайн-платформы — в данном учебном заведении сейчас и числится девочка. Преподаватели в школе замечательные, невыгоревшие творческие люди, многие преподают в известных вузах и лицеях. Урок в онлайн-школе проходит в тишине. Понятно, что учитель спокоен как удав, весел и уважителен к ученикам, потому что никого не надо успокаивать. Маша перестала нервничать, бояться криков на уроке и непонятных требований.
На этот вопрос обычные родители и семейники дают разные ответы. Среди тех, кто выбрал семейное образование, таких всего 14 процентов. Еще 58 процентов обычных родителей поставили на первое место "развитие познавательных качеств", а среди семейников таких 75 процентов. Ребенок получает образование, чтобы иметь представление об общественных нормах и ценностях. С этим согласны 33 процента обычных родителей и только 15 процентов семейников. Главное преимущество домашнего обучения - большое количество свободного времени и возможность оградить ребенка от дурного влияния. Еще среди плюсов: индивидуальная программа, а не стандартный подход, реальные знания, а не натаскивание на ЕГЭ и ГИА, неформальный подход к подаче материала. Самый большой недостаток домашнего образования, по мнению самих семейников - критика со стороны знакомых и родственников.
Это беспокоит почти 40 процентов родителей. А вот отсутствие у детей опыта общения со сверстниками беспокоит только 10 процентов мам и пап. Не волнуются родители и по поводу возможных трудностей процесса перевода в обычную школу.
Определиться с программой обучения и порядком: будут ли родители учить ребенка самостоятельно или же наймут кого-либо на стороне. Написать заявление для зачисления ребенка в число «экстернов», для последующей промежуточной и итоговой аттестации по ходу обучения. Явиться по вызову в образовательное учреждение для оформления документации на семейное обучение — акта образовательного учреждения о зачислении в экстернат и, возможно но не обязательно договора между родителями и школой. И все! Никаких дополнительных документов или сведений для этого не требуется. Частые заблуждения и злоупотребления со стороны школ, когда дело доходит до семейного образования: Заявление о переходе на семейную форму обучения пишется 1 раз. Ни ежегодно, ни ежеквартально его дублировать не требуется; Родители вправе не сообщать причины такого перехода ни устно, ни письменно.
Если аттестация при семейном обучении не пройдена Главная проблема, с которой могут столкнуться обучающийся на семейной форме и его родители — невозможность сдать промежуточной или итоговой аттестацию. В этом случае ребенку с семейной формой обучения предстоит продолжить обучение в школе, как то гласит часть 10 статьи 58 Закона «Об образовании». С этим подчас связаны практически все конфликты между школой и родителями — к ученику на семейной форме обучения могут умышленно при прохождении аттестации выдвигаться завышенные требования, что повлечет невозможность либо значительное усложнение ее сдачи. В итоге не сдавший экзамены ученик «добровольно-принудительно» возвращается в учебное заведение. Если родители ученика отказываются отправлять его в школу, возможны меры со стороны органов опеки из-за создания препятствий к получению ребенком образованию. Однако родители не лишены права выбрать любое другое учреждение для сдачи аттестации, а вовсе не то самое, из которого ребенок был переведен на семейную форму обучения. Чем грозит семейное обучение?
Экзамены он сдал уже в середине ноября. После этого Ольга приступила к обучению сына программе шестого класса и заметила в ней много своего рода повторов. Я зову это методом погружения».
Ольга считает, что выступила в качестве так называемого ментора или наставника для сына — помогла ему разработать план обучения, научила, где находить информацию и как с ней работать. Распорядок дня у сына Ольги был простой: он высыпался и приступал к занятиям, ориентируясь на составленный накануне план. В мае первого года семейного обучения он начал чередовать занятия с прогулками и велосипедом. Ольга считает, это помогало ему настроиться на нужный лад. В занятиях на дому, по словам женщины, особенно важна самоорганизация. Несмотря на то что все 45 минут условного урока уходят только на одного ребенка, а не на 25-30 человек, как в общеобразовательной школе, мотивация ребенка играет большую роль. Родитель ни в коем случае не должен заставлять ребенка выбирать формат семейного образования против его воли, убеждена Ольга. Может быть, где-то услышал, прочитал. И здорово, что не было конфликтов с преподавателями, ведь тогда эта система только-только начинала осваиваться. Хотя на меня часто смотрели как на привидение, с недоверием спрашивали, смогу ли я сама обучать сына», — вспоминает Ольга.
Сейчас ее сын учится на третьем курсе колледжа, увлекается математикой и делает успехи. По ее словам, в прошлом году ему даже доверили принимать экзамен. Единственный минус семейного образования — в том, что ребенок так и не научился списывать, шутя признается Ольга. Учиться дома он начал в четвертом классе. Его мать, как и Ольга, связана с образованием — она работает логопедом. Тимофей допускает, что это могло повлиять на его желание учиться дома. Когда он, будучи ребенком, увидел у нее учебник за четвертый класс, то предложил освоить программу дома. Учиться дома Тимофею нравилось. Вместе с мамой он самостоятельно подбирал программу и мог несколько дней подряд посвятить изучению одной и той же темы, если не понял ее до конца. А иногда можно было полностью расписать день под себя, включив в него, например, интерактивные занятия.
Допустим, когда Тимофей изучал окружающий мир, то выбирался вместе с родителями в лес. Учебный день собеседника «Ленты. После легкого завтрака сразу же садился за изучение материала: решал тесты, смотрел видео и писал конспекты. Что касается общения с друзьями, то я не скажу, что оно имело место и в школе. Поэтому семейное образование на меня никак не повлияло в этом плане. Сейчас ребята уже в 11-м классе. Я хочу чуть позже написать, спросить, кто куда поступил. С некоторыми поддерживал на домашнем обучении недолгую переписку, но не более Тимофей Сейчас Тимофей учится в колледже. Первое время он привыкал к людям и к тому, что приходится постоянно выходить из дома и с ними общаться. На втором курсе Тимофей адаптировался непосредственно к самой системе обучения — полуторачасовым парам, ответам у доски, выполнению лабораторных работ.
Сейчас собеседник «Ленты. В остальные дни ты посвящен сам себе, можешь устроиться на работу и уже пробовать себя в профессии», — считает Тимофей.
Домашнее обучение в школе. Обучаем ребенка на дому
Для меня плюсы семейного обучения – это. Плюсы семейного образования – сохранение темпов получения знаний без негативных последствий для психического и умственного развития. Плюсы и минусы семейного образования. Можно ли получить качественное образование, не посещая школу?
Семейное обучение: плюсы и минусы
Плюсы и минусы семейного обучения для ребенка Стоит ли переходить на семейное образование? «АиФ-Воронеж» поговорил с многодетными матерями, которые рассказали о плюсах и минусах семейного образования, о том, как происходит обучение вне школы, и каких ошибок стоит избегать при переходе на СО. 1. Семейное обучение и самообразование. Семейное обучение часто путают с домашним образованием.
Плюсы и минусы семейного обучения
Некоторые привыкают, а некоторым приходится биться за себя до 11 класса. Еще одна причина — отсутствие у детей мотивации к учебному процессу в школе. Этому не уделяется должного внимания, и в результате многие дети учатся, мотивируясь не процессом познания, а ожиданиями окружающих, а порой и просто собственным тщеславием. Если говорить о нашем опыте, за год на семейном обучении дети начали различать: что им легче учить, что сложнее, что из всего этого интересно лично им. Предметы, к которым не было интереса, осваиваем творчески, смотрим тематические фильмы. Кроме того, дети не устают, поскольку у них свободный график. Татьяна Куценко: —Мы ушли на семейную форму обучения два года назад, когда сын пошел в четвертый, а дочка — в первый класс. Причин было несколько. Существующая система образования не имеет индивидуального подхода, и в первую очередь страдают дети, процесс развития которых протекает нестандартно. Кроме того, у нас не оставалось времени на кружки.
После нескольких лет обучения у старшего ребенка при изначальном интересе возникло неприятие некоторых предметов, в том числе иностранного языка. Уже после ухода из школы пришлось сменить не одного репетитора, чтобы вернуть интерес к изучению английского языка — и тогда появился результат. Самое главное наше достижение на данный момент — это то, что ребенок закрыл пробелы в знаниях. А это очень важно, поскольку начальная школа — фундамент. А еще — ребенок стал учиться сам. И теперь у нас есть возможность посещать и музыкальную школу, и спортивные секции, и кружки, которые интересны детям.
А как же социализация? Часто можно услышать такой вопрос родителям детей на семейном обучении Тут если ребенок никуда не ходит, у него нет друзей, братьев и сестер, а у родителей нет времени на него, то проблема с социализацией будет! Но в большинстве своем родители выбравшие для своих детей данную форму обучения понимают, что у их дочери или сына общение есть и в достаточном количестве!
Ребёнок не хочет самостоятельно учиться, не хватает «кнута и пряника» с оценками. Тут нужно искать мотивацию и вырабатывать интерес к учебе! Родителям нужно старательно продумывать обучение, брать на себя ответственность! Ошибки родителей скажутся на знаниях детей! Больше минусов не могу выделить, если знаете ещё пишите в комментариях!!! Теперь Вы имеете полное представление о семейном образовании. Больше всего данная форма подходит детям спортсменам, музыкантам, артистам, всем у кого не хватает времени на их основное занятие. Также подходит детям с особенностями развития, вундеркиндам. Такую форму обучения выбирают семьи, которые часто переезжают, путешествуют или живут заграницей.
Конечно родители переводя своего ребенка на семейное обучение должны продумать все до мелочей! Понять насколько нужна такая форма обучения. Обязательно спросить мнение дочери или сына! И только потом переходить к действиям!!! Компенсация за семейное обучение Так как на любого ребенка, который учится в школе государством выделяются деньги, то логично было бы получать компенсацию за семейное обучение. Ведь ребенок не пользуется учебниками школы, его не учат учителя, он не сидит за партой и т. А на практике все далеко не так! Выплачивать компенсацию или нет решают власти на местном уровне. И только несколько областей, а именно: Омская, Свердловская и Пермский край решили утвердить данную выплату.
Остальные регионы не выплачивают компенсацию. Они имеют право, но обязанности у них такой не имеется. Если Вы проживаете в области где компенсацию все таки выплачивают, но прикрепились к школе в другом регионе, то выплата Вам будет не положена! Чтоб родителям оформить компенсацию необходимо со школой заключить договор о размере выплат и прописать как, и когда данная компенсация будет выплачиваться. Это если Вам повезло жить в одной из областей, где местные власти заботятся о детях, которые учатся на семейном образовании. Домашнее обучение — что это Домашнее обучение или надомное — самостоятельной формой не является.
Есть ли минусы? Что стоит предусмотреть заранее, чтобы вам было комфортно? А кому совершенно не подходит?
Приходим к директору и просто пишем заявление.
Есть разные форматы: можно прикрепиться к школе через дорогу от дома, можно учиться дистанционно, можно в частной школе, организованной специально для детей на семейном образовании. Дети ходят туда раза три в неделю на основные предметы, что облегчает жизнь родителям. Сложность, с которой обычно сталкиваются родители при переходе на семейное образование, — то, что директора казанских школ воспринимают его как дополнительную нагрузку на себя. Они боятся, что к ним потом будут предъявлять претензии за качество обучения. Мол, сначала дома учат ребенка, потом он ничего не знает, а претензии к ним. Пять лет назад наш директор считал семейное образование уделом маргиналов. Но на самом деле семейное образование — это удел интеллигентных и образованных родителей. Так что, кроме негативного отношения директора, все было хорошо. Я выбирала программу обучения без особого анализа — их слишком много, я не специалист. Поэтому я просто доверилась мнению авторитетных людей из своего окружения, имеющих опыт работы с детьми в начальной школе или обучения детей на семейном образовании.
Каждый выбирает программу по себе, исходя из того, кто и что считает важным. Я знала, что по математике наиболее сильный Петерсон. По всем остальным предметам знакомая одобрительно отозвалась о «Начальной школе XXI века» — по ней мы и шли. Сейчас очень хвалят программу «Русская классическая школа» — там и математика, и русский на высоком уровне. Младший ребенок, наверное, будет учиться по ней. Я не особенно загружала ребенка, ежедневно он занимался в среднем не более двух часов. Сын просил меня ставить ему оценки, но я избегала оценивания в первом классе. В России всегда делают акцент на ошибках, формируя таким образом страх у детей. Я же старалась подчеркнуть то, что у него получается хорошо. Когда сын перешел в четвертый класс я отдала его в обычную школу , поняла, что для него важна оценка учителя — она его стимулировала.
В этом плане с меня упала большая нагрузка, потому что учителем должна быть не мама. Фигура учителя — это фигура наставника. Но здесь возникает другой вопрос: насколько вам повезет с учителем? Мы отдаем ребенка в школу и в редком случае знаем, кому. К сожалению, в России родители не могут познакомиться заранее с людьми, которые будут находиться с их детьми. А ведь роль учителя в самоопределении и интересе ребенка к предмету огромна. У нас не было проблем с социализацией ребенка — он сам по себе общительный, плюс есть бассейн, хор. Вдобавок у моих друзей есть дети-ровесники. Не отбить интерес сына к учебе было одним из моих мотивов — в школе это происходит чаще всего. Мы видим радостных первоклассников, которые ко второму классу уже мечтают из школы слинять.
Когда я начинала учить своего ребенка на домашнем, у меня был последний год декретного отпуска, потом я вышла на работу преподавателем с гибким графиком. Если уж учить ребенка, для мамы это должно быть очень важно и для этого должны быть ресурсы — и время, и силы. После опыта с семейным образованием я поняла, что я преподаватель для взрослых людей. Учить детей — совсем другое. В какой-то момент я осознала, что сделала для ребенка все что могла, а дальше — давай сам. Евгения Иванова доцент, преподаватель Поволжского государственного технического университета Программы и методики Старший сын проучился первый класс в обычной школе. Внешне все было хорошо. Нам попалась добрая и адекватная учительница, которая хорошо к нему относилась. В классе было немного учеников, да и нагрузка была небольшая, но к середине года мы с ним очень устали. Учиться в школе ему оказалось не очень интересно.
В школе не было чего-то такого, ради чего стоит рано вставать и проводить в ней довольно много времени. Его утомляли бесконечные организационные моменты. Он мне говорил: «Мам, я не понимаю, почему они не слушаются, ведь столько времени пропадает». На переменах он тоже не мог расслабиться. Учителя говорят: «не бегай» и «не кричи». Одноклассники, наоборот, провоцируют нарушать эти правила. Любимым предметом стала физкультура — потому что это как раз то, чем я не могла с ним заниматься в то время у меня была новорожденная дочка. По всем остальным предметам он был одним из лучших, но ему было просто неинтересно. Я тоже устала, так как привыкла строить расписание семьи сама, исходя из возможностей и потребностей всех ее членов, а здесь пришлось быть зависимой от расписания школы, то есть фактически перестроить жизнь всей семьи под потребности одного ребенка. Поэтому наше решение уйти на семейное обучение поддержал даже мой муж, хотя именно он настаивал, чтобы мы сначала попробовали «как все», но, видя наше состояние к концу года, признал, что в данный момент семейное обучение для нас проще и эффективнее.
Сложностей при переходе не было — задали пару вопросов о причинах, и нас спокойно перевели, мы не первые и не последние в нашем районе, кто принял такое решение. Мы не придерживаемся какой-то программы на 100 процентов, используем разные разработки из «Русской классической школы», системы Жохова, из современной «Перспективы», из других систем. Есть список умений и навыков, которые ребенок должен освоить к концу учебного года, на них и ориентируемся. Чаще всего пользуемся старыми советскими учебниками, они есть в сети и кажутся мне наиболее логичными. Однако и в те учебники, которые предлагает школа, тоже заглядываем — сверяемся. Мне кажется, одна программа, пускай даже самая лучшая, несколько ограничивает многообразие подходов в освоении материала. Дети занимаются три-четыре дня в неделю, по утрам, после разминки и завтрака. Думаю, что в старших классах можно заниматься и меньше — или модульно, — но начальная школа — это навыки, которые теряются, если не заниматься постоянно. Со старшим довольно много занимались «на ходу» — в машине, пока куда-то едем: повторяли английский, устный счет, правила русского языка. Как сейчас будет с двумя, пока не знаю.
Возможно, какие-то вещи буду просить старшего делать со вторым, заодно и ему закрепление знаний — всегда запоминаешь лучше, если сам объяснишь кому-то. В прошлом году сын проходил аттестацию один раз в конце года, в школе, очно. Учительница опрашивала, проводила тесты, диктанты, мы показывали поделки и рисунки, проекты, которые делали для предмета «Окружающий мир», беседовали с учителем по английскому языку. В принципе, все прошло удачно, ребенок не стеснялся, отвечал довольно уверенно, но в этом году я хочу все же сдавать аттестации два раза в год — слишком большой объем приходится проверять единовременно, это тяжело для ребенка.