Майя Михайловна Плисецкая, выдающаяся танцовщица второй половины ХХ века, родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Кинорежиссер Василий Катанян, друживший с Майей Плисецкой, вспоминал: «Все перипетии бурной жизни детей Рахили касались ее непосредственно: и триумфы на сцене, и неприятности. Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер.
Балерину Майю Плисецкую по сей день не похоронили
Биография балерины Майи Михайловны Плисецкой: личная жизнь, муж Родион Щедрин, рост. Фото – РИА Новости. 20 ноября 1925 года родилась великая Майя Плисецкая. Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями. Как в буйные девяностые нервничала за каждого участника балетного конкурса "Майя", как, будучи уже великой Плисецкой, тряслась перед исполнением специально для нее поставленной сольной программы.
Дочь врага народа без права на выезд: жизнь Майи Плисецкой под присмотром КГБ
Майя Плисецкая была близким другом Валерия Гергиева и Мариинского театра – выступала на петербургской сцене, лично участвовала в важных событиях театра, консультировала молодых балерин. Майя Плисецкая сегодня — Культурная неделя: выбор «Известий». «Фильм о себе доверю только Андрею Кончаловскому». Тайны жизни и причины смерти Майи Плисецкой – в этой статье. Майя Плисецкая еврейка история жизни Майя Плисецкая родилась в большой еврейской семье. Фото – РИА Новости. 20 ноября 1925 года родилась великая Майя Плисецкая. Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями. Когда Майя Плисецкая начала регулярно бывать за рубежом, она стала заказывать наряды у Готье и Сен-Лоран, но после знакомства с Карденом она одевалась только у него.
Выпуск 2. Балерина Майя Плисецкая
Это актриса, театральный деятель, профессор Московского университета, жена композитора Родиона Щедрина. Она выступала перед Сталиным , боявшись даже взглянуть в его сторону. Плисецкая пережила несколько эпох, но всегда оставалась Женщиной и Балериной. Майя Плисецкая родилась в интеллигентной семье, ее родителями были Рахили Мессерер и Михаил Плисецкий. По материнской линии у Майи в роду несколько звезд балета, пользовавшихся покровительством власти. Тетка Елизавета также была актрисой, именно она привила юной Майе любовь к театру. Рахиль, мать Майи, любила играть роли в немом кино. Отец будущей балерины далек от искусства, он занимал высокую должность при правительстве.
Именно на сцене Шпицбергена маленькая Майя впервые почувствовала на себе взгляд публики. Девочка сыграла роль в опере «Русалка». После возращения в столицу Плисецкую определили в Московскую хореографическую школу. Все складывалось очень хорошо, из застенчивой скромницы росла будущая звезда сцены. Но роковые события 1937 года перечеркнули все мечты и надежды. При Хрущеве доброе имя Михаила Плисецкого вновь звонко зазвучало в прессе и на телевидении, его реабилитировали посмертно. Но человека было уже не вернуть.
Расстрелом отца все не ограничилось, подозрения пали на всю семью. Мать Майи, Рахиль, арестовали прямо на сцене. Ее забрали в воронок прямо в процессе выступления на сцене Большого Театра родной сестры Рахиль. Рахиль, вместе с грудничком Азарием, сослали в Казахстан. Вернуться в Москву удалось только в 1941 году. Двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, это спасло девочку от мрачного прозябания в детском доме. Именно благодаря тете Майя сумела с достоинством пережить эту мрачную страницу в своей биографии.
Она нашла в себе силы вновь вернуться в балет, начать учиться новому и просто жить дальше. Педагоги восхищались чувству ритма Майи, ценили ее природный артистизм, тонкое чувство ритма, гибкость тела и элегантность движений. Как раз за день до начала войны случился первый серьезный дебют Майи. Она тогда еще не знала, что может претендовать на роль Примы балета. Первые выступления После начала войны Майя уехала в Свердловск, условия эвакуации совершенно не давали возможности профессионально тренироваться в балете.
Ей доверили небольшую роль в опере А. Даргомыжского «Русалка». Через два года семья во время отпуска отца приехала снова в Москву, и Майя поступила в Московское хореографическое училище. Наконец-то ее мечта исполнилась! Но привычная жизнь семьи резко изменилась в 1937 году. В мае ее отца арестовали, а потом он был расстрелян. В марте следующего года арестовали и маму, ей дали 8 лет тюрьмы как жене врага народа. Вместе с новорожденным Азарием ее отправили в лагерь, где содержали жен изменников Родины. После таких трагических событий в семье Майю удочерила сестра матери Суламифь Мессерер. Встретиться с мамой Майе разрешили только почти через два года. Благодаря стараниям своих близких Рахиль Мессерер сначала сослали в Чимкент Казахстан , где она давала уроки танцев, чтобы заработать на жизнь, а в 1941 году смягчили приговор и позволили вернуться в Москву. И вот именно в Чимкенте Майя, которой тогда исполнилось 14 лет, первый раз исполнила партию умирающего лебедя. На выступлении, как потом напишет балерина в своей книге, настояла ее мама. И Майя вышла на сцену, на аккордеоне играл один из ссыльных. В 1941 году грянула Великая Отечественная война. Труппа Большого театра и преподаватели хореографического училища были эвакуированы в разные города, а Плисецких отправили в Свердловск, где не было ни преподавателей, ни возможности заниматься балетом.
В 80-х очень много времени семья Плисецкая-Щедрин провела работая за границей. Покинув сцену в 65 лет, Майя блестяще вернулась в 70 лет в юбилейном концерте, написанным для нее Морисом Бежаром. В пятьдесят она танцует "Болеро" в окружении 30 мужчин, в шестьдесят - "Даму с собачкой", в 75 — "Аве, Майя! Непредсказуемая, блистательная, загадочная. Женщина, которая оспорила аксиому, что сценический век балерины краток, и доказала, характер - это и есть судьба. Нельзя не отметить сотрудничество Майи с миром моды. Всегда элегантная и безукоризено одетая, она привлекала многих модельеров, которые были готовы работать над ее костюмами. Однако, наиболее ярким сотрудничеством стал ее тандем с Пьером Карденом. Их совместные творения поражают необыкновенной красотой. Им даже удалось соединить моду и танец в одно незабываемое шоу. С 1987 по 1990 Майя Михайловна руководила труппой испанского классического балета, и в 1993-м королевским указом ей было присвоено гражданство Испании. В 1990 году она была награждена испанской медалью изящных искусств, а в 2005 стала лауреатом премии принца Астурийского. В 2005 году Майя Плисецкая вышла на сцену Кремля в юбилейном вечере, исполнила несколько номеров, доказав, что время не властно над истинным талантом и вечной красотой. Отдельным шедевром того вечера, можно с уверенностью назвать незабываемый импровизированное фламенко в дуэте с Хоакином Кортесом. В 2008 Великая балерина танцевала в балетной пьесе "Ave Maya", поставленной специально для нее известным балетмейстером Морисом Бежаром. Она выступила в сопровождении нескольких солистов Большого и Мариинского театров. Речь идет о ее единственном выступлении в Испании. Стоит отметить, что в ноябре этого года Плисецкой исполнилось 83 года. Порой кажется, что она - исполнительница фламенко", - сказала испанская балерина о своей русской коллеге.
А еще именно Плисецкая первой из советской балетной касты стала своей среди отечественных и не только интеллектуалов. Да, Татьяне Вечесловой и Галине Улановой поэты слагали стихи, но только Плисецкая влетела кометой в столичный круг шестидесятников и оказалась там своей. Благодаря витальности, уму да умению не лезть в карман за словом она стала олицетворением всего яркого и живого, что было в балете одной шестой части суши. Она стала Майей. Она прекрасно знала, что публика ее любит. Обожала раскланиваться: по театральной легенде дирижер Юрий Файер поперек оваций стучал по пюпитру, обуздывая Плисецкую-Китри: "Майка, уйди! Майка, задерживаешь спектакль! Расстрелянный в 38-м отец, сосланная в печально знаменитый Акмолинский лагерь мать, чудовищная история вызволения ее и младшего брата тетей Суламифь Мессерер. Это Плисецкая в шестидесятые подписала знаменитое "Письмо 25-ти деятелей культуры и науки" против реабилитации Сталина, единственная во всем музыкальном театре отечества.
Умерла балерина Майя Плисецкая
Майе с любовью: какой нам запомнилась императрица русского балета | 2 мая 2015 года в Германии от сердечного приступа скончалась советская и российская балерина Майя Плисецкая. |
Дочь врага народа без права на выезд: жизнь Майи Плисецкой под присмотром КГБ | В очередной раз Майя Плисецкая дала понять, что Анастасия Волочкова не только не является выдающейся балериной современности, но и постоянно использует ее имя для того, чтоб увеличить собственную популярность. |
Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины
Майя Плисецкая признавалась, что «своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Подробности встречи известной балерины Майи Плисецкой с индийской публикой в беседе с «Мослентой» раскрыла москвичка, куратор выставки «Невероятная Индия. Сегодня о Майе Плисецкой на страницах нашего журнала вспоминает ее двоюродный брат, знаменитый театральный художник Борис Мессерер.
СМИ: скончавшуюся 6 лет назад Майю Плисецкую до сих пор не похоронили
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье советского хозяйственного деятеля и актрисы немого кино. Тетя познакомила племянницу с балетом, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Когда Майе исполнилось 7 лет, тётя отвела её в хореографическое училище. С 1941 по 1942 год девочка с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске, именно там состоялось ее первое выступление с номером «Умирающий лебедь».
Это было то время, когда Плисецкая считалась «невыездной». Позже она писала, что знакомство с Родионом Щедриным и его поддержка помогали ей пережить этот трудный жизненный период. В октябре 1958 года они поженились. Явившийся мне с неба головокружительный роман отвлек от несостоявшейся поездки во Францию и Бельгию. Поездка-то состоялась, труппа «хорошо» поехала.
Я — осталась дома. Мне не привыкать. Но этот удар был не таким болевым. Когда рядом есть человек, делящий твое горе и радость пополам, жизнь становится улыбчивее, светлее, брезжит надежда. Найдем выход из катакомб, вдвоем — обязательно найдем!.. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой «поймал» я в свои музыкантские руки неземную жар-птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена».
Она ушла из театра, однако не прервала карьеру. В книге воспоминаний Плисецкая назвала этот период своей жизни годами странствий. После распада СССР она уехала из страны и в 1994 году получила гражданство Литвы, хотя почти все время жила в Мюнхене. Меня в Германии знают меньше, чем во Франции, Америке, Испании. Меньше, чем в Японии и Аргентине. И уж совсем меньше, чем в России. Впрочем, пока мало кто в курсе, что я в Германии, в Мюнхене. Может, еще спонадоблюсь.
Автографы просят лишь балетоманы. Жить легче. Но — непривычно. В 1994 году она опубликовала книгу «Я, Майя Плисецкая», в которой рассказывала о своей жизни. Балерина не оставляла сцену даже в поздние годы. Она выступала со старыми номерами и играла в новых постановках. В 1995 году, в день своего 70-летия, Плисецкая исполнила номер «Аве Майя», который специально для нее создал французский балетмейстер Морис Бежар. Много раз артистка посещала Японию: «Это тоже моя страна.
Я нравлюсь японскому зрителю». В 2000 году в Токио прошла премьера спектакля «Крылья кимоно», в котором балерина исполнила роль Небесной феи, а в 2003 году она ставила здесь танец для мюзикла «Аида» по опере итальянского композитора Джузеппе Верди. В последние годы жизни Плисецкая не танцевала, она вела мастер-классы, писала мемуары. В ноябре 2015 года в Большом театре планировали провести торжественный концерт в честь 90-летия балерины. До своего юбилея Майя Плисецкая не дожила — она умерла 2 мая 2015 года. В завещании она написала, чтобы после смерти мужа их прах соединили и развеяли над Россией. Интересные факты 1. Во время гастролей Большого театра в Индии «Умирающий лебедь» Майи Плисецкой был самым популярным среди местной публики.
На одном из приемов в Дели балерина сидела рядом с премьер-министром страны Джавахарлалом Неру. Плисецкая поинтересовалась, почему местным зрителям так нравится ее танец. Оказалось, это связано с легендой о преданной птице: Неру подозвал переводчика-индуса и задал мне несколько занятных вопросов.
За это время она объехала полмира с гастролями, сама ставила спектакли и участвовала в постановках зарубежных хореографов, а ее роли навсегда вошли в историю мирового балетного искусства.
Благодаря стараниям матери у девочки с ранних лет сформировалось трепетное отношение к искусству: когда малышке было всего 5, родители впервые привели ее на балет. Возможно, яркие впечатления от увиденного уже тогда оказали влияние на будущую жизнь Плисецкой. В 1932 году отца Майи, Михаила Плисецкого, перевели работать в норвежский город Баренцбург, где будущая балерина впервые станцевала на сцене в любительской оперной постановке «Русалка». Как позднее вспоминала Майя в своей книге «Я, Майя Плисецкая» небольшие цитаты из нее стали заголовками для подглав в материале , эту совсем крошечную роль ей удалось сыграть с размахом, а балет с тех пор навсегда поселился в ее сердце.
В 1934 году Плисецкие вернулись в Москву отцу дали краткосрочный отпуск , где и сбылась первая балетная мечта Майи — она поступила в Московское хореографическое училище — класс тогда набирала солистка Большого театра Евгения Долинская.
Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», в которых выступила как исполнительница главных партий. В 1984 году в Риме она поставила балет «Раймонда» А. Как драматическая актриса Плисецкая снялась в художественных фильмах «Анна Каренина», «Чайковский», в телеэкранизациях балетов «Болеро», «Айседора», «Кармен— сюита», «Дама с собачкой», телевизионных фильмах «Фантазия», «Чайка». Ее творчеству посвящен документальный фильм и фильм-концерт «Майя Плисецкая», кинофильм «Балерина», телефильм «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая». После ухода из Большого театра Майя Плисецкая работала в Европе. В 1983-1984 годах она была художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 годах — художественным руководителем «Театро лирико насьональ» в Мадриде. С 1990 года Майя Плисецкая выступала с концертными программами за рубежом, вела мастер-классы. Щедрина, где Майя Плисецкая исполнила главную партию.
В 1994 году в Санкт-Петербурге состоялся Первый международный балетный конкурс «Майя», посвященный творчеству Плисецкой. В том же году вышла в свет книга ее мемуаров «Я, Майя Плисецкая…», вызвавшая огромный общественный резонанс в мире. А спустя тринадцать лет Майя Михайловна выпустила продолжение книги, которая так и называется — «Тринадцать лет спустя». С 1995 года Майя Плисецкая является почетным президентом труппы «Имперский Русский Балет», созданной по ее инициативе.