Официальное открытие академии и первое её заседание проходили при императрице Екатерине I. Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости. Теги: Наука, РАН, Ученые, Открытие, Экспонаты, Мультимедийный, Юбилей, Выставка, Экспозиция. Открытие мультимедийной выставки об истории Российской академии наук (РАН), организованной к 300-летию РАН. Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования».
Основана Академия наук
Российская академия наук (РАН), высшее научное учреждение России. 12 декабря 2023г. в Российской академии наук состоялось открытие Научной сессии общего собрания членов РАН «Российская академия наук в решении проблем научно-технологического развития Российской Федерации». ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. — Золотую звезду Героя Труда РФ бывшему президенту Российской академии наук Юрию Осипову. По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий.
В составе Российской академии наук будет создано новое отделение
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ | 3.1. СПИСОК ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК XVIII–XIX ВЕКОВ В итоге предпринятой нами реконструкции всемирной и русской истории все более отчетливо проступал в общем-то известный факт. |
Российской академии наук 300 лет | Российская академия наук отмечает 300-летие. |
300 лет служения человечеству | Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. |
Telegram: Contact @rasofficial | В Санкт-Петербурге торжественно открыли новое здание архива Российской академии наук (РАН). |
300 лет Российской академии наук
Например, 17 тысяч книг отдали на хранение Институту археологии. Алексей Владимирович Кузнецов , директор ИНИОН РАН: «Старое трехэтажное здание стало четырехэтажным за счет того, что первые два этажа сделали менее высотными, и в результате у нас появилось много помещений для научных отделов». Часть книг из библиотеки Института привезли в холодильники Росрезерва — 3 миллиона экземпляров. Здесь литература, которая не сгорела, но промокла при заливке здания. В каждом ящике — десятки книг, журналов и газет, в том числе редких, которые сохранились в одном экземпляре. Заморозка была единственным способом спасения залитого фонда. Мы сфотографировали весь фонд, и по фотографиям видно, что некоторые книги во время пожара пострадали очень сильно.
То есть они обгорели, можно будет решать вопрос об их оцифровке, но на книжную полку как таковую читателю они не встанут».
Участникам СВО спишут проценты по кредитам 11:31 3 апреля 2024 Начисленные во время кредитных каникул проценты по кредитам и займам участников СВО будут списываться. В том случае, если часть процентов уже уплачена, то эти средства пойдут в зачет погашения основного долга либо иных обязательств такого заемщика.
Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой.
Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб.
Академия наук располагалась на Васильевском острове, в здании кунсткамеры. В отличие от западных академий российская находилась на полном обеспечении государства, что позволило привлечь в страну видных европейских ученых.
В каком веке произошло открытие академии наук
Официальным днем открытия Императорской Академии наук считается 27 декабря 1725 г., когда Императрица Екатерина I устроила торжественный приём академикам. до почти шести миллиардов рублей. Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном царем Александром I Уставе Академии 1803 г. Открытие мультимедийной выставки об истории Российской академии наук к 300-летию РАН состоялось 7 апреля. Как появился День российской науки и какие важные открытия сделали российские ученые в последние годы, рассказываем в материале РЕН ТВ.
День в истории 7 января: создание Российской академии наук
На интернет-портале представлена информация о 50 научных открытиях и изобретениях, сделанных российскими учёными — членами Академии, которые существенно изменили научные представления о мире и повседневную жизнь людей. Деятельность Академии представлена по следующим направлениям: гуманитарные и общественные науки, науки о Земле, биология, химия, физика, техника и технические науки. Также размещены краткие биографические справки об учёных. Информация представлена в научно-популярном стиле, доступном для широкого круга пользователей.
Но Петр принадлежит истории науки потому, что он положил прочное начало научной творческой работе нашего общества. Вернадский В. Петр понимал значение научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны. И он начал действовать «сверху». По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию.
Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием. Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни. Академическая Конференция стала органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований.
И уже 8 февраля того же года Сенат издал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук», как тогда называлась будущая РАН. Читайте также:.
При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография. Существовала собственная библиотека. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» начинала издаваться также под патронажем Академии наук. Отсюда отправлялись первые географические экспедиции, организовывались астрономические наблюдения.
Так начиналась Российская академия наук. Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург.
Основана Академия наук
«День науки — 2024» — 300-летие со дня основания Российской академии наук | Российская академия наук отмечает 300-летие. |
Российская академия наук — Рувики | 20 декабря в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание Академии. |
Российской академии наук 300 лет | Председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев и Президент Российской академии наук Геннадий Красников. |
Интернет-портал: «300 лет служения человечеству. Открытия Российской академии наук, изменившие мир»
Научные открытия членов РАН прославляли и продолжают прославлять Россию, уверена зампред профильного комитета Совета Федерации: «Очень приятно, что юбилей Академии наук дает возможность в очередной раз вспомнить ученых, ставших гордостью отечественной науки». Напомним, в 1724 году лейб-медик императора Лаврентий Блюментрост вместе со своим помощником Иоганном Даниэлем Шумахером представили Петру I «Проект положения об учреждении Академии наук». И уже 8 февраля того же года Сенат издал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук», как тогда называлась будущая РАН.
А во второй половине XX века именно достижения Академии позволили создать ракетно-ядерный щит, обеспечить первенство страны в изучении и освоении космического пространства. Своим подвижническим, героическим трудом советские учёные сделали наше Отечество одной из величайших научных держав мира. Этот задел служит нам и сегодня, помогает сохранять преемственность, а значит идти к новым рубежам, ставить самые амбициозные задачи.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Сегодня мы реализуем повестку развития, наращиваем свой потенциал в очень непростых условиях. И очевидно, что в непростых условиях действует и Академия наук. Её ответственность за получаемые результаты возрастает в сегодняшних условиях в разы.
Именно ваши открытия, научные достижения позволят на качественно ином уровне решать задачи во всех сферах: в области безопасности, в здравоохранении, в промышленности, в инфраструктуре, в экологии и энергетике. При этом подчеркну, смысл не в том, чтобы кого-то догонять или просто копировать чужое. В науке, как и во всех других сферах, мы обязаны действовать на опережение, быть в числе лидеров. И с учетом того, что нам досталось от наших, от ваших предшественников, мы, конечно, можем это сделать. Кстати, уверен, вы знаете, что в тех научных, технологических сферах, где у нас весомые, уникальные компетенции, наши зарубежные «партнёры», как мы всегда говорили, даже и не пытаются вводить против нас какие бы то ни было санкции и ограничения, понимают, что здесь это бесполезно и бессмысленно.
Поэтому повторю, нам нужно быть сильными, самодостаточными и конкурентоспособными по всем ключевым векторам прогресса: самодостаточными — с точки зрения обеспечения собственных ключевых потребностей, конкурентоспособными — для того, чтобы формировать глобальную повестку развития, занимать прочные позиции на мировых рынках как на сегодняшних, так и на перспективных. Нужно стремиться, в буквальном смысле, перешагнуть на следующий технологический рубеж, наращивать свои уникальные компетенции, чтобы создавать равноправные международные научно-технологические альянсы. А по критически важным для нас направлениям мы должны обладать всем спектром технологий и средств производства. Именно такие принципы будут закреплены и в обновлённой Стратегии научно-технологического развития, которую сегодня обсуждали на заседании Совета по науке и образованию. Роль Академии в её реализации — одна из центральных.
На недавней встрече с президентом РАН, академиком Геннадием Яковлевичем Красниковым мы подробно обсуждали направления дальнейшей работы Академии, расширение её полномочий с учётом требований времени. При этом ещё раз подтвердили необходимость безусловного сохранения всех глубоких исторических традиций. Имею в виду прежде всего статус высшего научного учреждения страны, самоуправление, независимость Академии наук и выборность её руководства, академиков и членов-корреспондентов. Кроме того, обсуждался и целый ряд важнейших решений, о некоторых из которых можно сказать уже сегодня. Прежде всего, важно в полном объёме интегрировать Академию наук в процесс принятия ключевых государственных, стратегических решений.
В этой логике уже подписан Указ о включении президента Российской академии наук в состав Совета Безопасности Российской Федерации. И я исхожу из того, что это будет не формальным актом. Очевидно также, что глубокую, объективную научную экспертизу Академии должны проходить все значимые инициативы, включая наши национальные проекты и планы развития инфраструктуры, отраслей и регионов, а научные, технологические программы, прежде всего по таким ключевым направлениям, как космос, микроэлектроника, квантовые и биотехнологии, генетика, — осуществляться при ведущей роли Российской академии наук. Добавлю также, что обязательную академическую экспертизу должны проходить учебники для вузов и школ. Также РАН должна взять на себя руководство деятельностью диссертационных советов, экспертизу их решений и анализ выдвигаемых на защиту диссертаций.
Согласен с тем, что Академии нужно напрямую участвовать в формировании новых подходов к присуждению учёных степеней и званий, в аттестации научных и научно-педагогических кадров. В этой связи логично и целесообразно, чтобы дальнейшее развитие Высшей аттестационной комиссии, организация её деятельности осуществлялись под эгидой Академии наук, а возглавлять ВАК по статусу должен один из вице-президентов РАН.
Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий.
Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают.
Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург.
Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями.
Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной.
Свой замысел создания Российской академии наук самодержец тщательно продумывал. Первоначально он хотел создать в России только университет, но к тому времени эти учреждения в Европе утратили свое господствующее положение в научной жизни. Все большую роль стали играть научные общества и академии.
Об их деятельности Пётр I узнал во время европейских путешествий, когда в 1697 году инкогнито впервые отправился за границу в составе Великого посольства. Тогда же молодой царь познакомился и с голландским анатомом Фредериком Рюйшем, собравшим потрясающую коллекцию анатомических препаратов. В 1717 году государь выкупил это собрание. Впоследствии оно стало частью первого российского государственного публичного музея, основанного в 1714 году.
В настоящее время это Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера Российской академии наук. Подробнее об истории этого интересного учреждения можно узнать из материалов отдельной цифровой коллекции Президентской библиотеки. В том же 1714 году начала свою работу первая в России общедоступная библиотека, ныне — Библиотека Академии наук.
В ходе путешествия с Великим посольством будущий император свел знакомство не только с Рюйшем, но и с выдающимся мыслителем и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Покровительство наукам всегда было моей главной целью, только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом, - утверждал Лейбниц. Историки считают, что именно в беседах с этим мыслителем у Петра I сформировалась идея создания Академии наук в Петербурге. Важную роль в разработке организационных принципов РАН сыграло посещение царем в 1717 году Франции.
Там он побывал во многих научных и образовательных учреждениях. В том числе, в парижской Академии наук, где самодержцу продемонстрировали новейшие достижения французской науки и техники: модели подъемных машин, химические опыты и рисунки для книг по истории искусств. На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов. Первым президентом учреждения стал Лаврентий Блюментрост.
Его отец был уроженцем Саксонии, известным врачом, поступившим на русскую службу.
Российские ученые отметили трехсотлетие Академии наук
Ученые находятся на государственном финансировании и развивают гуманитарные, технические и общественные науки, совершают мировые открытия о законах развития человека, общества и природы. После реорганизации, прошедшей в 2013 году, из состава академии были выделены в отдельные институты Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук. Организация имеет региональные представительства и научные центры на всей большой территории Российской Федерации, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. В современном мире ученым живется непросто. Небольшие зарплаты заставляют их покидать Россию и искать удачи за границей.
Поэтому правительством РФ принят ряд мер, направленных на улучшение жизни и условий труда ученых, созданы зоны развития современной науки.
В новейшей истории страны ВЭО России продолжает традицию тесного сотрудничества с Российской академией наук в сфере содействия решению масштабных задач обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности страны. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. Ученых и специалистов поздравляем с Днем науки! Новых достижений и свершений на благо Российской Федерации! Читать также.
Историческая наука сегодня на подъёме, и страна нуждается в точном, качественном научном историческом знании», — подчеркнул сопредседатель Общества. Кроме того, важнейшей частью научного наследия академии являются коллекции Кунсткамеры». Академия неоднократно меняла названия, неоднократно реформировалась, но никогда не ликвидировалась, не упразднялась», — отметил он.
Вообще-то учреждена она была указом Петра I еще в январе 1724 года. Однако датой открытия академии считается все же 1 августа 1725-го, когда состоялось первое заседание академиков. Именно с этого дня ведут отсчет многие российские науки.
300 лет Российской Академии наук
Сегодня Российская академия наук (РАН) — государственная академия наук Российской Федерации, колоссальная по масштабам научная организация, объединяющая множество институтов и научных центров фундаментальных исследований по важнейшим направлениям. 18 января в МАОУ «СОШ №6» для учащихся 8-б класса проведена беседа «Открытия российской академии наук и их влияние на современность», посвященная 300-летию со дня основания РАН. Бывалые члены академии утверждают, что впервые вопрос о реформировании Российской академии наук был поставлен еще в 1993 году, причем кураторами из-за рубежа. История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года.
1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
Поздравляю вас с этим праздником. Это праздник, который объединяет всё исследовательское сообщество нашей страны. Хотел бы поздравить с юбилеем РАН всех граждан нашей страны и, конечно, академиков, членов-корреспондентов, сотрудников Академии, всех учёных страны и, добавлю, наших иностранных коллег, которые [продолжают сотрудничество], несмотря на все ограничения, запреты и барьеры, которые вводят люди явно не академического склада ума, не понимающие, что невозможно создать барьер, абсолютный железный занавес, как это было когда-то. Но даже во времена железного занавеса не было возможности запретить общение между учеными. Давайте вспомним, как создавался ядерный проект, вспомним выдающихся физиков, Ферми, Бора и так далее, но и тогда было невозможно запретить общение, а сегодня это просто нелепо.
Тем не менее эти попытки продолжаются. В то же время продолжается и плодотворное научное сотрудничество ваших коллег между собой и контакты с российскими учёными. Подчеркну, мы всегда будем открыты для партнёрства в интересах всего человечества. Желаю Академии на новом историческом этапе, как и прежде, верно служить России, нашему народу, сохраняя свою историю, традиции, всегда идти вперёд, быть на переднем крае прогресса, обеспечивать наш государственный, научно-технологический, ценностный суверенитет.
Вы хорошо знаете, что Академия была создана на переломном рубеже, когда наша страна стала великой державой. Пётр Первый, основатель, вдохновитель Академии, видел громадную роль науки для просвещения и образования, для укрепления военной мощи и экономического потенциала государства. Известно, что на протяжении всей своей истории Академия занималась фундаментальной наукой, и её роль в жизни страны, подчеркну это особо, также абсолютно фундаментальна. Вклад членов Академии, исследователей, первооткрывателей, первопроходцев в становление России как государства-цивилизации поистине бесценен.
Именно с изучения родного Отечества, освоения наших бескрайних земель началась, по словам великого учёного, академика Владимира Ивановича Вернадского, самостоятельная научная работа русского общества. Собранные многими поколениями учёных природные, этнографические, археологические коллекции, результаты исследований являются подлинным достоянием России, служат сохранению нашей идентичности и исторической правды, сбережению нашего великого многонационального народа, нашей культуры, литературы, самобытных традиций народов России, которые веками жили на этой территории, веками жили бок о бок в нашей стране. Повторю, нам нужно бережно, внимательно относиться к академическому наследию. Оно должно быть открыто для общества, служить делу просвещения, воспитания подрастающих поколений.
Мы обязательно должны и будем обращаться к нему и при формировании наших долгосрочных планов в экономике, в социальном развитии, в демографии. Напомню в этой связи, что именно академическая Комиссия по изучению естественных производительных сил впервые системно занялась стратегическим планированием развития страны. И в этом смысле глубоко символично растущее участие Академии наук в разработке наших крупных инфраструктурных проектов, включая развитие глобальных логистических коридоров и новых транспортных магистралей. Сила научного предвидения, как и многогранность, безграничная широта научного поиска всегда отличала работу Академии наук, её представители достигали выдающихся успехов не только в гуманитарных сферах, но и в естественных дисциплинах, сформировали сильнейшие школы в области математики, физики, химии, биологии, физиологии, медицины.
Разработки, открытия, научная дерзость наших учёных внесли огромный вклад в Победу над нацизмом. А во второй половине XX века именно достижения Академии позволили создать ракетно-ядерный щит, обеспечить первенство страны в изучении и освоении космического пространства. Своим подвижническим, героическим трудом советские учёные сделали наше Отечество одной из величайших научных держав мира. Этот задел служит нам и сегодня, помогает сохранять преемственность, а значит идти к новым рубежам, ставить самые амбициозные задачи.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Сегодня мы реализуем повестку развития, наращиваем свой потенциал в очень непростых условиях. И очевидно, что в непростых условиях действует и Академия наук.
Её ответственность за получаемые результаты возрастает в сегодняшних условиях в разы.
Общая численность сотрудников достигала 220 человек, из них 45 академиков. Уже после Февральской революции 1917 г. Академия наук впервые начала сама избирать своего президента, до этого президенты Академии назначались указами императора. Первым выборным президентом Российской академии наук стал А.
Карпинский, занимавший этот пост с мая 1917 по июль 1936 г. Александр Петрович Карпинский, русский учёный, горный инженер и геолог, академик и первый выборный президент Российской академии наук. Постановлением правительства 1925 г. Академия была признана «высшим всесоюзным ученым учреждением». В 1938 г.
В это время были созданы Институт генетики во главе с Н. Вавиловым, Институт физических проблем во главе с П. Велика роль академии в укреплении обороноспособности страны. Особенно ярко проявилась она в годы Великой Отечественной войны. В трудных условиях военного времени ученые Академии работали над проблемами, связанными с созданием нового вооружения, развитием оборонного производства, изысканием новых ресурсов, разработкой методов лечения раненых и т.
Получили известность работы М. Келдыша и С. Христиановича по совершенствованию авиационной техники, А. Александрова по защите военных кораблей от магнитных мин, А. Берга в области радиолокации, А.
Благонравова по созданию научных основ проектирования стрелкового вооружения. Ученые внесли большой вклад в совершенствование артиллерийских систем и в создание реактивного вооружения. Ильюшина, А. Яковлева, А. Туполева были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации.
В результате развития фундаментальных исследований были достигнуты значительные успехи в теоретической физике, астрофизике, химии, геологии. Были открыты и освоены месторождения нефти в Поволжье и Предуралье, месторождения золота, платины и алмазов в Сибири. С первых послевоенных лет начался новый этап в развитии Академии наук, на которую были возложены ответственные задачи по содействию восстановлению и развитию народного хозяйства, ускорению научно-технического прогресса. В этот период особое внимание уделялось развитию науки на периферии организации новых институтов и научных центров. К концу 1950-х годов в Академию наук входило 12 филиалов.
В 40-х годах ученые Академии наук решили такие сложнейшие научные и технические проблемы, как овладение энергией атомного ядра, проникновение в космос, создание электронных средств переработки информации. Под руководством И. Курчатова были сделаны первые шаги в мирном использовании ядерной энергии: уже в 1954 г. Игорь Васильевич Курчатов, советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Нашей страной был проложен путь в космос.
Эйлер, А. Бутлеров, Н. Мордвинов, К. Тимирязев и др. Результаты их исследований, переложенные на почву общественного знания и обсуждения, служили на благо отечественной экономики.
Он мечтал о том, чтобы Россия стала не менее образованной, чем Европа, причем собирался обучать грамоте детей всех сословий. Именно Петром I были сделаны первые шаги для того, чтобы сделать образование доступным максимально широким массам. Он распорядился открыть в Москве первую школу математических и навигационных наук. Следом за ней были открыты инженерная школа и морская академия в Петербурге, артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. И это не считая сети духовных учебных заведений для подготовки священников.
Мало того, в провинциальных городах появились начальные «цифирные школы», в которых предполагалось бесплатно учить детей всех сословий «грамоте, цифири и геометрии». Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы. А в 1705 году открылась первая в России гимназия. Также Петр I начал отправлять молодых образованных дворян на учебу в Европу. Задолго до открытия Академии наук император стал активно создавать ее будущую инфраструктуру. Так, он пожертвовал на нужды образования свою личную библиотеку, приставив к ней библиотекаря. Тот должен был следить за состоянием книг, выдавать их для прочтения в читальном зале и пополнять библиотечные фонды. Для тех же целей он распорядился создать исторический архив, переписав для этого исторические грамоты, старинные рукописи и книги, изъяв их на время из церковных хранилищ. В 1714 году Петр организовал первый публичный музей — знаменитую Кунсткамеру, фонды которой содержали различные редкости.