Судьба была благосклонна к юной выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской. В центре внимания общественности оказался роман, который якобы существовал между последним российским императором и знаменитой балериной Матильдой Кшесинской. Светская львица дореволюционного Петербурга Матильда Кшесинская родилась ровно 145 лет назад — 31 августа 1872 года. На Западе она была известна как Матильда Кшесинская или Матильда Кшесинская. Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии.
ПОСЛЕДНЯЯ ДОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА?
Никогда я не испытывала к нему чувства, которые можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила». Там Матильда показывала свое мастерство с момента окончания училища с 1890 года и до 1917 года. Еще будучи ученицей училища, она сомневалась в правильности выбранного пути и даже подумывала бросить занятия, но, увидев танец итальянской балерины Вирджинии Цукки, поняла, к чему следует стремиться. У нее был низкий рост 153 см , крепкое телосложение, мускулистые ноги и маленькая головка. Но она преображалась, когда просто улыбалась. Низкий рост позволил ей осуществлять самые сложные танцевальные па. Кстати, она стала первой русской балериной, которой было под силу исполнить 32 фуэте подряд.
Матильда известна и тем, что постоянно укорачивала свои танцевальные костюмы. Ее выводило из себя, что длинные подолы просто-напросто мешают ей делать технически сложные па. Она проявляла спортивный характер не только в работе, но и в жизни. В 1896 году ей присвоили статус примы-балерины императорских театров. Девушка сразу же выдвинула условие, что будет танцевать лишь 3 месяца в году, а такого себе еще никто не мог позволить. Она же стала инициатором повышения зарплаты ведущим артистам.
Спустя 10 лет служения в Мариинке Матильда Феликсовна устроила бенефис. Хотя по правилам его можно было проводить лишь после 20 лет службы. По окончании представления гостей ожидал торжественный ужин, на котором балерина завязала судьбоносное знакомство с двоюродным братом Николая Александровича Андреем Владимировичем, который был младше ее на 6 лет. В 1901 году они двинулись в путешествие по Европе, а уже на обратном пути балерина поняла, что беременна. Она выходила на сцену до тех пор, пока удавалось скрывать свое интересное положение. Позднее взяла под покровительство только что закончившую училище Тамару Карсавину, передала ей все свои партии и обучала молодую артистку вплоть до рождения сына Владимира в 1902 году.
Спустя 2 месяца после родов Кшесинская вновь вышла на сцену, а в 1904 году по собственному желанию уволилась из Мариинского театра. Но все же у нее сохранилось право показывать разовые представления, гонорары за которые были весьма высоки. Сначала она получала по 500 рублей за выступление, позже — 750. У нее было множество драгоценностей. Настолько много, что магазин «Фаберже», когда она была с гастролями в Лондоне, вызвался переправить ее ценности в особый сейф. Каждой вещи присваивался номер.
Перед спектаклями балерина называла агенту необходимый номер, и он доставлял ей нужное украшение.
Накануне спектакля она отказывалась от визитов и приемов, соблюдала жесткий режим и диету. В день постановки все время проводила в постели, практически без еды и воды. Кшесинская репетировала без отдыха и занималась дополнительно с итальянским хореографом Энрико Чекетти. Она первой среди русских балерин исполнила на сцене особый балетный трюк — 32 фуэте подряд. Репертуар Кшесинской быстро расширялся. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим». Владимир Теляковский, театральный деятель Матильда Кшесинская поддерживала своих талантливых коллег.
Перед премьерой Тамары Карсавиной Кшесинская подарила ей свой сценический костюм. С будущей «незакатной звездой» Вацлавом Нижинским балерина оттачивала поддержки. Прослужив в театре 10 лет, Матильда Кшесинская устроила свой бенефис хотя по правилам первый бенефис полагался через 20 лет работы. На торжественном ужине балерина познакомилась с двоюродным братом Николая II князем Андреем Владимировичем. Между ними вспыхнул роман. Осенью 1901 года влюбленные отправились в путешествие по Европе, а на обратном пути Матильда Кшесинская поняла, что ждет ребенка. Балерина танцевала на сцене, пока удавалось скрывать беременность. В июне 1902 года у Кшесинской родился сын Владимир, а через два месяца она уже вернулась на сцену.
В эти годы в Мариинском театре началась эпоха Михаила Фокина. Он экспериментировал с классической балетной хореографией, делая ее более эмоциональной и раскрепощенной: «Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… танец обязан отражать душу».
При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Некоторым образом именно она послужила причиной ухода из театра князя Волконского: отказавшись восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника», он был вынужден подать в отставку с поста директора Императорских театров. Согласно воспоминаниям самой балерины, видимым поводом к конфликту послужили фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».
Во время германской войны, когда войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами. Летом 1917 навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу. Андрей с матерью великой княгиней Марией Павловной и братом Борисом занимал отдельный дом. В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма» — «до этого времени мы все жили сравнительно мирно и тихо, хотя и раньше бывали обыски и грабежи под всякими предлогами», пишет она. В Кисловодске Владимир поступил в местную гимназию и с успехом закончил её. После революции с матерью и братом Борисом жил в Кисловодске туда же приехала Кшесинская с сыном Вовой.
Кшесинская в итоге оказалась с сыном, семьей сестры и балериной Зинаидой Рашевской будущей женой Бориса Владимировича и другими беженцами, которых было около сотни, в Баталпашинской с 2 до 19 октября , откуда караван под охраной двинулся в Анапу, где решила обосноваться ехавшая под конвоем великая княгиня Мария Павловна. В Туапсе все сели на пароход «Тайфун», который доставил всех в Анапу. Там Вова заболел испанкой, но его выходили. В мае 1919 года все вернулись в Кисловодск, который посчитали освобожденным, где оставались до конца 1919 года, отбыв оттуда после тревожных новостей в Новороссийск. Беженцы ехали на поезде из 2-х вагонов, причем великая княгиня Мария Павловна ехала в вагоне 1-го класса со своими знакомыми и окружениями, а Кшесинская с сыном — в вагоне 3-го класса. В Новороссийске прожили 6 недель прямо в вагонах, причем кругом свирепствовал сыпной тиф.
В Константинополе они получили французские визы. В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже. Среди учениц Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская. Во время уроков Кшесинская была тактична, она никогда не повышала голоса на своих учеников. Старший брат Матильды Феликсовны Иосиф Кшесинский остался в России танцевал в Кировском театре и умер во время блокады Ленинграда в 1942 году.
После экзамена молодая пара посетила ужин, на котором завязалось общение и появилась взаимная симпатия. Пара распалась в 1894 году, когда цесаревич объявил о помолвке с Алисой Гессенской. Эта новость разбила сердце Кшесинской, о чем она потом сама и поведала… После этих отношений у Матильды были романы с великими князями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. Сергей даже предлагал руку и сердце нашей героине, но она отвергла его, в пользу Андрея.
Фото Матильды Кшесинской в старости Что еще вам интересно о личной жизни и биографии Матильды Кшесинской? Поделиться ссылкой: Нажмите, чтобы поделиться на Twitter Открывается в новом окне Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. Открывается в новом окне Понравилось это: Нравится Великокняжеский любовный треугольник Ее сердце недолго было свободным. Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной. Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Он был на десять лет младше своего родственника и на семь лет младше Матильды. Мужчины рода Романовых летели к Матильде, словно бабочки на огонь.
Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала — завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем. Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала. Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим. Сын родился 18 июня 1902 года. Матильда хотела назвать его Николаем, но не рискнула — такой шаг был бы нарушением правил, которые они когда-то установили с теперь уже императором Николаем II. В итоге мальчика назвали Владимиром, в честь отца великого князя Андрея Владимировича. У сына Матильды Кшесинской получится интересная биография — до революции он будет «Сергеевичем», потому что его признает «старший любовник», а в эмиграции станет «Андреевичем», потому что «младший любовник» женится на матери и признает его своим сыном.
Кшесинская, в конце концов, будет считать, что зачат сын был все-таки от Андрея. Пусть будет так. Около 1906 г. Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой. Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь. Директор Императорских театров, князь Сергей Михайлович Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней Волконский подал в отставку, так ему его неправоту разъяснил сам император Николай II.
Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил от слова «совсем». Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской, — писал Теляковский в воспоминаниях. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать балет этот был «Тщетная предосторожность» , Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет». Начались — телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе.
Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить». Матильда Кшесинская с сыном Владимиром, 1916 г. После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». Матильда Кшесинская на сцене Мариинского театра Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии. Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской.
Прима-балерина Матильда Кшесинская Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд. В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей. Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915. Отстреленный нос В 1906 году Кшесинская стала владелицей роскошного особняка в Петербурге, где все, от начала до конца, было сделано по ее собственным идеям. В особняке был винный погреб для навещающих балерину мужчин, во дворе хозяйку ждали конные экипажи и автомобили.
53 лучших фото балерины Матильды Кшесинской в молодости и старости
Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка | Таинственная Матильда Одной из тайн Петербургского двора начала ХХ века является бурная личная жизнь и творческая деятельность примы русского балета Матильды Кшесинской. |
Матильда Кшесинская | Биография Матильды Кшесинской настолько яркая и богатая событиями, что ее не раз вспоминали в книгах и снимали кино. |
Биография Матильды Кшесинской: жемчужина русского балета. ~ | Депутат Наталья Поклонская пригрозила затаскать по судам кинорежиссёра Алексея Учителя за его фильм о балерине Матильде Кшесинской. |
«Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта»
- Любимая балерина императора. Жизнь и судьба Матильды Кшесинской | АиФ Санкт-Петербург
- Биография Матильды Кшесинской
- 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской |
- Любимая балерина императора. Жизнь и судьба Матильды Кшесинской
- 151 год со дня рождения Матильды Кшесинской: биография скандальной балерины и фаворитки царя
ПОСЛЕДНЯЯ ДОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА?
Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. Матильда Кшесинская: как балерина стала самой богатой женщиной России. Матильда Кшесинская в своей балетной школе 1928. Матильда всю жизнь, до глубокой старости, обожала игру в рулетку, бриллианты, икру, ананасы, устриц и мужчин. Кшесинская была из балетной семьи и поэтому «правила игры» понимала прекрасно – она может быть лишь романтическим эпизодом в жизни будущего императора. Жизнь сына Матильды Кшесинской пришлась на неспокойное время и потому была наполнена событиями, как счастливыми, так и трагичными. Гений русского балета Матильда Кшесинская прожила довольно насыщенную личную и творческую жизнь.
«Своей семье он был верен»: историк — о романе между Николаем II и Матильдой
Двадцатый юбилей В 1911 году Кшесинская праздновала свой 20-ый юбилей служения в Императорском театре. В тот вечер Матильда Феликсовна исполняла: первое действие балета «Дон Кихот»; 3-е действие балета «Пахита»; 2-е действие балета «Фиаметта». Конечно же, на балете присутствовал Государь Николай 2 с супругой. В качестве подарка на юбилей они преподнесли Матильде бриллиантового орла продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе для ношения на шее.
Конечно же, она надела и танцевала в ней. Андрей Владимирович в честь юбилея подарил любимой бриллиантовый обруч на голову с шестью крупными сапфирами. А Сергей Михайлович коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которую были уложены желтые бриллианты.
Тогда она имела оглушительный успех и купалась в овациях благодарной публики. И именно в этот вечер после спектакля из окна своей уборной она увидела, как Государь собирался ехать домой после спектакля. Тогда он несколько секунд смотрел в окна ее уборной.
Именно в те окна, где она стояла 20 лет тому назад еще совсем юной девушкой и смотрела ему в ответ. Сказке конец Сказка закончилась в 1917 году. С падением империи рухнула и прежняя жизнь Кшесинской.
Она еще пыталась отсудить у большевиков особняк, с балкона которого выступал Ленин. Понимание, насколько все серьезно, пришло позже. Вместе с сыном Кшесинская скиталась по югу России, где власть менялась, словно в калейдоскопе.
Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков в Пятигорске, но те, так и не определившись, в чем он виноват, отпустили его на все четыре стороны. Сын Владимир переболел испанкой, выкосившей в Европе миллионы людей. Чудом избежав сыпного тифа, в феврале 1920 года Матильда Кшесинская на пароходе «Семирамида» навсегда покинула Россию.
К этому времени двоих ее возлюбленных из рода Романовых уже не было в живых. Жизнь Николая прервалась в доме Ипатьева, Сергея застрелили в Алапаевске. Когда его тело подняли из шахты, куда оно было сброшено, в руке великого князя нашли маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью «Маля».
Фото: РИА Новости В эмиграции В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном вынуждена скитаться по чужим квартирам, лишившись роскошной недвижимости — особняка, превратившегося в «главный штаб ленинцев», и дачи. Она решает ехать в Кисловодск к князю Андрею Владимировичу в надежде в скором времени вернуться домой. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял», — говорится в воспоминаниях Кшесинской.
Матильда Кшесинская с сыном 13 июля 1917 года она покидает Петроград навсегда. В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма», и Кшесинская с Вовой в качестве беженцев едут в Анапу по решению матери Андрея, великой княгини Марии Павловны. Интересно, что Мария Павловна с окружением ехали первым классом, тогда как Матильда с Вовой удостоены третьего.
Читайте также: Ани Лорак: параметры и биография Матильда Кшесинская в Париже преподавала в балетной студии Условия жизни продолжали ухудшаться — 6 недель высшее общество жило прямо в вагонах, пока кругом сыпной тиф забирал людей. Затем они отплывают из Новороссийска и получают французские визы. В 1929 году Матильда Кшесинская открыла собственную балетную студию в Париже.
Педагог Кшесинская отличалась спокойным нравом — она никогда не повышала голос на своих подопечных. Светлейшая княгиня на приеме у Мюллера В 1921 году в Каннах 49-летняя Матильда Кшесинская впервые в жизни стала законной женой. Великий князь Андрей Владимирович, несмотря на косые взгляды родственников, оформил брак и усыновил ребенка, которого всегда считал своим.
Статья по теме Танцы в изгнании. Этот шаг был скорее вынужденным — прежняя безбедная жизнь осталась позади, нужно было зарабатывать на хлеб. Великий князь Кирилл Владимирович, объявивший себя в 1924 году главой дома Романовых в эмиграции, в 1926 году присвоил Кшесинской и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а в 1935 году титул стал звучать как «светлейшие князья Романовские-Красинские».
В годы Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Францию, сын Матильды был арестован гестапо. По легенде, балерина, чтобы добиться освобождения, добилась личной аудиенции у шефа гестапо Мюллера. Сама Кшесинская этого никогда не подтверждала.
Владимир провел в концлагере 144 дня, в отличие от многих других эмигрантов сотрудничать с немцами отказался, и все-таки был выпущен на свободу. В роду Кшесинских было много долгожителей. Дед Матильды прожил 106 лет, сестра Юлия умерла в возрасте 103 лет, а сама «Кшесинская 2-я» ушла из жизни всего за несколько месяцев до 100-летия.
Здание музея Октябрьской революции — также известен как особняк Матильды Кшесинской. Архитектор А. Гоген, Р.
Манушин Личная жизнь Любовные интриги не были чужды этой симпатичной девушке. После расставания с цесаревичем, у Матильды было два любовника, светлейшие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Сергей сделал предложение балерине, но она по неизвестной причине отказалась.
Наверно тогда девушка имела еще слишком ветреный характер и была не готова для серьезной семейной жизни. Однажды, в 1908 году в туре в Париже, Матильда завела роман с молодым Петром Владимировичем. Вследствие этого романа, у Петра и Андрея возникли далеко не дружественные отношения, дело дошло даже до дуэли, где Петру прострелили нос.
Матильда со своим мужем и сыном Долго продолжаться незамужняя жизнь балерины в то время не могла, да и мечта о большой и дружной семье не давала Кшесинской наслаждаться свободной жизнью. В 1902 году у Матильды родился сын Владимир. Между прочим, до сих пор неизвестно, кто на самом деле отец мальчика.
Несмотря на то, что Кшесинская не была замужем за великим князем Сергеем Михайловичем, ее сыну дали дворянство и отчество Сергеевич.
Мое знакомство с Володей Лазаревым, как мы все его называли, было презабавным. Произошло оно на одном маскараде в Малом театре, куда я была приглашена продавать шампанское. У меня в этот вечер был очень красивый туалет: черная атласная обтянутая юбка, лиф — белого шифона, косынкою прикрывавший плечи и талию, большое декольте, а сзади ярко-зеленый громадный бант бабочкой. Это платье было из Парижа, от Берр. На голове — венецианская сетка из искусственных жемчугов, опускавшихся на лоб с прикрепленным сзади пучком белых перьев «паради».
Я надела свое изумрудное колье, а на корсаж — огромную бриллиантовую брошь со свисавшими, как дождь, бриллиантовыми нитями и прикрепленным в середине крупным изумрудом и бриллиантом яйцевидной формы; я имела шанс понравиться публике. На вечере я сперва появилась в черном домино, под маской с густым кружевом, чтобы меня не узнали. Единственно, что было видно сквозь вуаль, — это мои зубы и то, как я улыбалась, а улыбаться я умела. Я выбрала предметом своей интриги именно Володю Лазарева, который меня поразил своим почти детским видом и веселостью. Зная более или менее, кто он такой, я стала возбуждать его любопытство, и, когда увидела, что он действительно заинтригован, я скрылась в толпе и, незаметно выйдя из зала, пошла переодеваться в вечернее платье. Затем я вернулась на бал и прошла прямо к своему столу продавать шампанское, делая вид, что я только что приехала.
К моему столу подошел Володя Лазарев, не будучи со мной знаком. Он, конечно, меня не узнал. Но беда была в том, что, когда я была под маскою, он обратил внимание на мои зубы, которые были видны сквозь вуаль, и все повторял: «Какие зубы... С тех пор мы стали большими друзьями, вместе веселились, вместе пережили революцию, вместе бежали из России и встретились снова в эмиграции старыми друзьями. В первом антракте Директор Императорских театров Теляковский передал мне Царский подарок по случаю моего юбилея. Это был бриллиантовый орел продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе и на такой же цепочке для ношения на шее.
На обратной стороне не было видно гнезда от камней, как это обыкновенно делается, а все было сплошь заделано платиновой пластинкой по форме орла, и на ней выгравировано очертание орла и его перьев замечательно тонкой и оригинальной работы. Под орлом висел розовый сапфир, оправленный в бриллианты. Великий Князь Сергей Михайлович пришел также в первом антракте и сказал мне, что Государь говорил ему, что его интересует, надену ли я или нет его подарок на сцену. Я, конечно, после этого его немедленно надела и в нем танцевала па-де-де в «Пахите». Во втором антракте, то есть после «Пахиты», при открытом занавесе происходило чествование меня депутацией от артистов всех Императорских театров, то есть балета, оперы, драмы и Французского театра. Во всю ширину сцены был установлен длинный стол, на котором были выставлены подарки в совершенно невероятном количестве, а цветочные подношения были расставлены позади стола, образуя целый цветочный сад.
Всех подарков я теперь вспомнить, а тем более перечесть не могу, кроме двух-трех наиболее памятных. Кроме Цapского подарка я получила: От Андрея — дивный бриллиантовый обруч на голову с шестью крупными сапфирами по рисунку головного убора, сделанного князем Шервашидзе для моего костюма в балете «Дочь фараона». Великий Князь Сергей Михайлович подарил мне очень ценную вещь, а именно — коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которой были уложены завернутые в бумажки — целая коллекция желтых бриллиантов, начиная от самых маленьких до очень крупных. Это было сделано с целью, чтобы я могла заказать себе вещь по моему вкусу — я заказала у Фаберже «плакку», чтобы носить на голове, что вышло замечательно красиво. От публики по подписке я получила дивный чайный стол, тоже работы Фаберже, в стиле Людовика XVI с полным чайным прибором. Верхняя доска стола была из зеленого нефрита с серебряной балюстрадою.
Ножки стола были сделаны из красного дерева с серебряными украшениями, а под столом, на перекладинах, была серебряная ваза для печений, которую можно было ставить на стол. Кроме того, также от публики, бриллиантовые часы в виде шарика, на цепочке из платины и бриллиантов. Так как денег было собрано по подписке больше, нежели эти предметы стоили, то на излишек были докуплены в самую последнюю минуту по мере поступления денег еще золотые чарки, и их накопилось довольно много. От москвичей я получила «сюрту-де-табль», зеркало в серебряной оправе в стиле Людовика XV с серебряной вазой на ней для цветов. Под вазой были выгравированы фамилии всех лиц, принимавших участие в подарке, и можно было, не подымая вазы, в зеркале прочесть все имена. Мне кажется, что в этот день я также получила от Ю.
Седовой хрустальную сахарницу в серебряной оправе работы Фаберже. Эта сахарница после переворота оставалась в моем доме, в Петербурге, и я ее случайно нашла в Кисловодске в одном магазине серебряных вещей. Она была, по-видимому, выкрадена у меня и продана и так, переходя из рук в руки, докатилась до Кисловодска. Когда я доказала милиции, что это моя вещь, мне ее вернули, и она до сих пор у меня здесь, в Париже. Столыпин, Министр Финансов граф В. Коковцов и значительная часть Свиты Государя.
В первые дни происходили маневры в окрестностях города и осмотр исторических мест Киева. На 3 сентября был назначен парадный спектакль в городском театре. С утра были получены тревожные сведения от полиции, что в Киев приехали террористы и есть опасность покушения, если их не удастся вовремя арестовать. Все полицейские поиски были напрасны, и среди охраны Государя усилилось беспокойство. Самым опасным моментом полиция считала проезд Государя из дворца в театр, так как путь был всем известен, но доехали все благополучно. Во втором антракте Государю был подан чай в аванложе.
Императрица в театр не приехала, были только старшие Великие Княжны. В этот момент из зрительного зала раздался страшный треск, а потом неистовые крики. Не зная, в чем дело, Государь сказал: «Неужели это провалилась ложа? Но когда все бросились обратно, то увидели, что очень близко от Царской ложи, в первом ряду партера, стоял во весь свой рост, в белом летнем сюртуке, П. Столыпин, придерживая рукой грудь, из которой сквозь его пальцы струилась кровь. Увидя Государя, Столыпин поднял руку, делая жест, чтоб Государь удалился из ложи, и стал его крестить.
Столыпина окружили близстоящие люди, чтобы поддержать его, так как он начал быстро слабеть, лицо сделалось мертвенно-бледным, и он упал без чувств на кресло. Дальше, по словам Андрея, трудно было разобрать, что происходило. Все кричали, некоторые куда-то бежали, офицеры с шашками наголо преследовали кого-то и в проходе, почти у выхода из залы, поймали и хотели заколоть. Выяснилось потом, что в проходе был пойман и сильно избит убийца Столыпина Богров. Это он дал знать полиции о прибытии в Киев террористов, так как ранее служил в полиции осведомителем, был удален и снова принят перед самыми киевскими торжествами. Полиция тщетно искала весь день террориста, не зная, что это он был перед нею.
Он просил, чтобы его допустили в театр под тем предлогом, что он знает террористов в лицо и если кто из них проникнет в театр, то он укажет его агентам охраны. Полиция его пропустила как своего агента в театральный зал, где никто на него не обратил внимания, и он совершенно беспрепятственно и спокойно подошел к Столыпину и в упор выстрелил в него и так же спокойно стал удаляться, когда его схватили. Столыпина тотчас отвезли в частную клинику, где после осмотра раны доктора выразили опасение, что он не выживет, так как была задета печень.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Жизнь этой женщины овеяна слухами и легендами. Судьба отмерила приме-балерине российского Императорского театра Матильде Кшесинской без малого век.
За эти годы она успела прослыть гениальной танцовщицей, светской львицей и опытной сердцеедкой. У девочки была большая семья: родные брат Иосиф и сестра Юлия, а также пятеро сводных братьев и сестёр от первого брака матери. Путь Матильды в балет был предопределён заранее, под влиянием отца. Поляк Феликс Кшесинский прославился не только как солист Мариинского театра и блистательный исполнитель мазурки, но и как талантливый педагог. Окончив Императорское театральное училище, в Мариинку попали также Иосиф и Юлия, которую называли Кшесинской первой. Малю, отданную в балетный класс в трёхлетнем возрасте, стали именовать Кшесинской второй. Педагоги с детства выделяли Матильду, отмечая её незаурядные данные и трудолюбие, и пророчили большое будущее.
Разделяя это мнение, Феликс Кшесинский много времени посвящал развитию дарования младшей дочери. Экзамен, определивший судьбу, или как юная балерина оказалась в объятиях наследника престола Николая Александровича Балерина Матильда Кшесинская. В России, как, впрочем, и везде, сделать блестящую сценическую карьеру можно было только заполучив влиятельного покровителя. Матильде такой случай представился в 1890-м, на выпускном спектакле Петербургского балетного училища.
При расставании она лишь трогательно попросила разрешения обращаться к нему в письмах на «ты», как и прежде, и в нужде просить о помощи. На деле все было несколько сложнее: после помолвки Алиса Гессенская в Англии получила неприятные анонимные письма с оскорбительными сведениями о Ники. Вчитываться она не стала, показала письма жениху, и тот исповедался ей в своем завершенном романе.
Николай дал прочесть невесте дневник и впредь открыл ей доступ к его записям. Примирение было полным: в том же дневнике 8 июля 1894 г. Аликс растроганно записала: «Мой родной, дорогой мальчик, никогда не меняющийся, всегда верный… Словами не выразить мою любовь, восхищение и уважение — что прошло, то прошло и никогда не возвратится, и мы можем спокойно вспоминать об этом — нас всех искушают в этом мире, и… когда мы раскаиваемся и возвращаемся к добру и на верный путь, Бог нас прощает… Прости, что я пишу так много, но я хочу, чтобы ты был совершенно уверен в моей любви к тебе и в том, что я люблю тебя еще больше с тех пор, как ты рассказал мне об этой маленькой истории. Твое доверие ко мне тронуло меня так глубоко, и я молю Господа оказаться всегда достойной его. Благослови тебя Бог, любимый Ники! До «охлаждения» Кшесинская не только не скрывала, а напротив, старалась афишировать свои отношения с будущим царем, а после — напоминать о них. Отсвет власти и всемогущества державного друга падал и на нее.
Среди множества слухов и сплетен о ней — чаще всего скандальных и диких — были и вполне обоснованные. Еще во время романа она вела себя довольно надменно с коллегами по цеху и требовала к себе особого отношения. Когда Ксешинская не получила роли в парадном балете Большого театра в честь коронации, она сочла это оскорблением и обратилась с жалобой к его дяде, великому князю Владимиру Александровичу. Дирекции Императорских театров было приказано «пропустить» балерину. Дальше — больше: отец балерины во время ее бенефиса и угощения шампанским, устроенным великим князем Сергеем Михайловичем, требовал от официантов, чтобы «они откладывали бутылки и отнесли к нему», угрожая жалобой самому «государю-императору». Позже на одном из спектаклей Кшесинская отказалась надеть предписанный сценарием костюм, за что в соответствии с правилами ей был выписан штраф относительно небольшой. Матильда вновь сочла, что тем самым директор Императорских театров князь С.
Волконский нанес ей оскорбление, и обратилась к царю с просьбой этот штраф отменить впрочем, конфликт балерины с директором эпизодом не исчерпывался этим. Царь отдал приказ, а директор подал в отставку. Скандалы и капризы прим случались во все времена, но здесь — из-за тщеславия танцовщицы и капризов государя, действовавшего вне закона, — престиж и без того уже не очень прочного трона неуклонно понижался в глазах общественного мнения. Тем временем карьера Кшесинской продолжала идти в гору: Матильда совершенствовала технику сочетая итальянскую и русскую балетные традиции и с 1896 г. Впрочем, в 1904 г. После расставания с Николаем близкие отношения Кшесинской с представителями царской фамилии не закончились. Современник вспоминает: «Сергей Михайлович никогда не женился, хотя его верная подруга, известная балерина, сумела окружить его атмосферой семейной жизни».
В 1902 г. Слухи о способности Кшесинской влиять на решения высшей администрации не ослабевали вплоть до самой революции.
Кшесинская, Матильда Феликсовна
Примы балерины: как на самом деле расстались Матильда Кшесинская и Николай II | Статьи | Известия | Сценическая жизнь оставляла мало свободного времени, но судьба маленькой Целины, официально считавшейся дочерью брата, находилась под пристальным вниманием Матильды Кшесинской. |
Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России | 1893 гг, после помолвки императора они расстались. |
Матильда Кшесинская - биография, фото, личная жизнь, Николай II и последние новости | Таинственная Матильда Одной из тайн Петербургского двора начала ХХ века является бурная личная жизнь и творческая деятельность примы русского балета Матильды Кшесинской. |
Личная жизнь Матильды Кшесинской (муж, дети). О личном в подробностях! / Прочее | В центре внимания общественности оказался роман, который якобы существовал между последним российским императором и знаменитой балериной Матильдой Кшесинской. |
Личная жизнь Матильды Кшесинской (муж, дети). О личном в подробностях! / Прочее | Когда Кшесинская уже подумывала о смене карьеры, в ее жизни появилась знаменитая балерина Вирджиния Цукки. |
Пани Малечка. История жизни Матильды Кшесинской.
Таинственная Матильда Одной из тайн Петербургского двора начала ХХ века является бурная личная жизнь и творческая деятельность примы русского балета Матильды Кшесинской. Надпись на памятнике Матильды гласит: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». Что же связывало Матильду Кшесинскую и главного из Романовых — Николая II? Матильда Кшесинская: как балерина стала самой богатой женщиной России. У Матильды Кшесинской родился сын от Николая II.
Биография Кшесинской Матильды
Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка / | Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени. |
Чем очаровывала польская балерина Кшесинская мужчин дома Романовых | Матильда Кшесинская росла в просторных квартирах благоустроенного Петербурга, летом с семьей отдыхала в загородном имении. |
Женские судьбы. Матильда Ксешинская (Алина Алексеева-Маркезин) / Проза.ру | Полная биография танцора Матильды Кшесинской. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, спектакли театра на портале «». |
Матильда Кшесинская — биография, фото, личная жизнь, Николай II и последние новости
Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины. Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой. Поговаривали, что не без его протекции Кшесинская получила место примы Мариинского в 1896 году. В 1890 году он преподнес Матильде в честь ее бенефиса изящную бриллиантовую брошь с сапфиром, которую долго выбирал вместе с женой. Как гласит легенда, он засмотрелся на красавицу и случайно опрокинул на ее дорогое, присланное из Франции платье бокал вина. Но балерина увидела в этом счастливый знак.
Так начался их роман, впоследствии завершившийся женитьбой. Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света. Жизнь в начале XX века В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра. Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление. Балерина в зимнем саду своего особняка, 1916 год В 1908 году, Матильда отправилась в тур в Париж, где познакомилась с молодым аристократом Петром Владимировичем, который был младше ее на 21 год.
У них завязался страстный роман, из-за чего князь Андрей вызвал соперника на дуэль и прострелил ему нос. Почти все имущество осталось в России, семья была вынуждена продать все драгоценности, но этого оказалось недостаточно, и Матильда открыла балетную школу, пользовавшуюся успехом благодаря ее громкому имени.
Впервые имя М. Кшесинской встречается в дневниковой записи цесаревича от 17 июля 1890 г.
Перед отъездом цесаревич поделился со своей сестрой великой княжной Ксенией Александровной тайной своего сердца, сообщив, что у него имеется «друг». Не обладавшая умением хранить чужие тайны, Ксения многим рассказывала о ней «по секрету», дополняя рассказы своими домыслами. После возвращения цесаревича из путешествия его встречи с М. Кшесинской возобновились.
Однако их характер виден из дневника цесаревича: «27 июля 1892 г. После спектакля пересел в другую тройку без бубенчиков, вернулся к театру и, забрав с собой М. Ужинали впятером великолепно! Часть представителей русского общества того времени, особенно таких как «профессиональная сплетница» генеральша А.
Богданович или известный издатель А. Суворин, строили самые фантастические догадки об отношениях Николая Александровича и М. Кшесинской, среди которых была уверенность в их интимном характере. Эта версия до сих пор является общепринятой у непрофессионального и малознающего историко-публицистичного сообщества.
Там отдельные дневниковые записи наследника, в которых он описывает общение с «Малечкой», трактуют как доказательства их интимной связи. Этот последний глагол «повозились» и предъявляют доказательством «интимной» связи. Между тем слова «повозиться», «возиться» встречаются у Николая II в дневниках довольно часто. Так, например, 31 декабря 1890 г.
На катке были Ира и Ольга. Очень возились после чая» [выделено нами. Очевидно, что глагол «возиться» в устах Николая II не имел никакого отношения к совокуплению. Доктор исторических наук, крупнейший специалист по биографии императора Николая II А.
Боханов пишет: «Никаких «документальных свидетельств» интимной близости между Последним Царем и танцовщицей не обнаружено. В личных бумагах Николая II нет никаких указаний на достоверность этой версии. Из скупых упоминаний в его дневнике, что они «хорошо посидели» и «повозились», абсолютно не следует, что они слились в сексуально-любовном экстазе. Не сохранилось ни одного любовного послания или даже записки, которые бы Цесаревич посылал балерине».
Из дневниковых записей цесаревича Николая Александровича можно сделать ясный вывод по поводу характера его отношений с М. А с апреля по сие время я страстно полюбил платонически маленькую К. Удивительная вещь наше сердце! Вместе с этим я не перестаю думать об Аликс!
Право можно бы заключить после этого, что я очень влюбчив? До известной степени: да; но я должен прибавить, что внутри я строгий судия и до крайности разборчив». Итак, цесаревич сам называет свои отношения с Кшесинской «платоническими», то есть чисто дружескими, не связанными с чувственностью. Конечно, это не отрицает возникшую между молодыми людьми юношескую влюбленность.
Однако она была присуща М. Кшесинской в гораздо большей степени, чем наследнику, и никогда не переходила, как это видно из исторических источников, дальше поцелуев. Боханов пишет по этому поводу: «Николай Александрович являлся человеком своего времени и своего круга. У молодого неженатого офицера тогда обязательно должна была быть «дама сердца», его «Дульцинея», которой следовало поклоняться.
У Престолонаследника таковой стала Матильда. Николай Александрович действительно увлекся молодой балериной, но никогда не забывал о том, кто Он и кто она, и знал, что дистанция между ними непреодолима». Дневники и воспоминания М. Кшесинской являются еще большим доказательством отсутствия интимной связи между ней и цесаревичем Николаем.
Так, Кшесинская записывает в своем дневнике 11 марта год не указан, но из контекста записей можно точно установить, что это — 1892-й : «Цесаревич пил у нас чай, был у нас почти до 1 час. Я все время сидела в углу в тени, мне было неловко: я была не совсем одета, т. Мы без умолку болтали, многое вспоминали, но я от счастья почти все перезабыла. Цесаревич сказал, чтобы я ему писала письма, он будет писать тоже, и обещал написать первый.
Я, признаюсь, не знала, что это можно, и была чрезвычайно обрадована.
Он дал свое согласие». В 1921 году был официально усыновлен последним. Великий князь Владимир Александрович был у меня на ужине вместе с великими князьями Борисом и Андреем Владимировичами. Мне казалось, что он стал бывать у меня, чтобы предотвратить возможное недоразумение между Андреем и Сергеем Михайловичем. Но не это было причиной его приездов ко мне, как я сперва думала, а то, что он очень ко мне привязался и любил бывать у меня... Тот тут же усыновил 19-летнего Владимира Красинского, который из Сергеевича превратился в Андреевича.
Неудивительно, что, возвращая в репертуар свои популярные балеты, Мариус Петипа при их возобновлении зачастую видоизменял хореографический текст главных партий в расчёте на физические способности балерины и её сильную технику. Хотя имя Кшесинской часто занимало первые строчки афиш, её имя не связано с постановками великих балетов из списка классического балетного наследия.
Специально для неё было поставлено лишь несколько спектаклей, и все они не оставили особого следа в истории русского балета. В «Пробуждении Флоры», показанном в 1894 году в Петергофе специально по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, и затем оставшемся в репертуаре театра, ей была отведена главная партия богини Флоры. Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены «Арлекинада» и «Времена года». В том же году балетмейстер возобновил специально для неё «Баядерку», исчезнувшую со сцены после ухода Вазем. Участвовала в летних спектаклях Красносельского театра, где, например, в 1900 году танцевала полонез с Ольгой Преображенской, Александром Ширяевым и другими артистами и классическое pas de deux Льва Иванова с Николаем Легатом. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей Аспиччия, Эсмеральда. Будучи академической балериной, она тем не менее участвовала в постановках хореографа-новатора Михаила Фокина «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915. В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления — сначала с оплатой по 500 руб. Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни, которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года.
При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Некоторым образом именно она послужила причиной ухода из театра князя Волконского: отказавшись восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника», он был вынужден подать в отставку с поста директора Императорских театров. Согласно воспоминаниям самой балерины, видимым поводом к конфликту послужили фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго». Во время германской войны, когда войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами. Летом 1917 навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу. Андрей с матерью великой княгиней Марией Павловной и братом Борисом занимал отдельный дом. В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма» — «до этого времени мы все жили сравнительно мирно и тихо, хотя и раньше бывали обыски и грабежи под всякими предлогами», пишет она. В Кисловодске Владимир поступил в местную гимназию и с успехом закончил её.
После революции с матерью и братом Борисом жил в Кисловодске туда же приехала Кшесинская с сыном Вовой.
Читайте также
- Протеже цесаревича
- Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь
- «…Кончилась сказка, какой была моя жизнь»
- «Кшесинская 2-я»
- Кто такая Матильда Кшесинская. 30 снимков возлюбленной Николая II
Женские судьбы. Матильда Ксешинская
Накануне 150-летия со дня рождения Матильды Кшесинской, которое отмечается 31 августа, «Известия» вспоминают ее личные и артистические свершения. Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем в 1890 году, а их романтическая связь продлилась четыре года. Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. В центре внимания общественности оказался роман, который якобы существовал между последним российским императором и знаменитой балериной Матильдой Кшесинской. Матильда Кшесинская прожила яркую жизнь, однако ее последние годы за границей были относительно спокойными.
Матильда Кшесинская - биография, фото, Николай II, личная жизнь великой балерины
Кшесинская тоже опасалась за свою жизнь – слишком тесной была ее связь с императорским домом. Таинственная Матильда Одной из тайн Петербургского двора начала ХХ века является бурная личная жизнь и творческая деятельность примы русского балета Матильды Кшесинской. Матильда Кшесинская родилась в 1872 г. под Петербургом в семье артистов балета. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская) родилась 31 августа 1872 года в семье артистов балета.
Матильда Кшесинская, балерина от артиллерии
Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Светская львица дореволюционного Петербурга Матильда Кшесинская родилась ровно 145 лет назад — 31 августа 1872 года. Накануне 150-летия со дня рождения Матильды Кшесинской, которое отмечается 31 августа, «Известия» вспоминают ее личные и артистические свершения. Да, Матильда Кшесинская стала для Николая Александровича первою женщиной и первым чувственным опытом!