Новости масленица блюда традиционные

Также традиционным масленичным угощением служат блины с рыбой. Традиционные масленичные угощения: что можно есть в масленичную неделю. Готовить традиционные масленичные блюда, такие как блины, пироги и вареники. Ряд отечественных исследователей считают, что Масленица уходит своими корнями в языческие времена.

Кулинарный урок № 4. Кушанья широкой Масленицы

Блюда из блинов на Масленицу: рецепты от шеф-повара. Готовить традиционные масленичные блюда, такие как блины, пироги и вареники. Что можно готовить на Масленицу Ватрушки Драчёна Каймак Варенец — традиционный напиток Простокваша и домашний творог Что еще готовят на масленицу? Естественно, что масленичные пиры не ограничивались одними блинами, на их основе домовитые хозяйки готовили очень много разнообразных блюд. Также Масленичные застолья отличались большим обилием рыбных блюд: жареными и тушеными карасями и карпами, соленой и копченой сельдью и заливной рыбой. Еще до того, как Масленица стала Масленицей, блины традиционно пекли в память об умерших, поминая их таким образом.

Не только блины: топ-3 традиционных русских блюда для Масленицы

Готовить традиционные масленичные блюда, такие как блины, пироги и вареники. Готовить традиционные масленичные блюда, такие как блины, пироги и вареники. у меня это традиционное блюдо на масленицу, в обычные дни я специально их не готовлю, чтобы вкус Масленицы запоминался по-особому. О некоторых традиционных и современных рецептах масленичных блюд наш сайт и расскажет вам. рассказывает о днях масленичной недели, повествуя о том, что принято делать в каждый из них. Начало масленичной недели зависит от Пасхи – большого весеннего праздника.

Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния

Капкейки Название капкейка буквально означает «чашечный торт»: обычно каждое пирожное запекается в тонкой бумажной или алюминиевой форме и предназначено для употребления в пищу одним едоком. Американский кекс — редкий гость на масленичном застолье, но и игнорировать этот замечательный десерт тоже не стоит. Чтобы приготовить капкейк самостоятельно, нужно запастись рецептом любого бисквита для торта, в состав которого обычно входят масло, сахар, яйца и мука. Изюм, глазурь, орехи, ягоды и шоколадная стружка и кондитерский крем внесут пикантность в конечный продукт. Бельгийские вафли Бельгийцы дали миру не только вкусный шоколад и крепкое пиво, но и изобретённые в Брюсселе вафли — толстые, мягкие, с хрустящей корочкой. Они отлично подходят для масленичных торжеств, ведь в состав бельгийских вафель входят привычные яйца, мука, масло, сахар, молоко. Вы можете отыскать этот деликатес в ресторанном меню или приготовить его самостоятельно. Чтобы напечь аутентичных вафель с брюссельской пропиской, необязательно быть опытным кулинаром. Рецепт простой, и приготовление вафель легко освоит даже новичок. Помимо основных ингредиентов, вам понадобятся вафельница, а также корица и сахарная пудра для присыпки. Крепы В последнее время всё более популярной в нашей стране является французская вариация блинчиков — крепы.

Эти тонкие блины изготавливаются из бездрожжевого теста, в него добавляется больше яиц, чем для обычных блинчиков, поэтому оно не рвётся, а изделие получается более эластичным. Самой популярной версией крепов стали «Сюзетт» под карамельным апельсиновым соусом. А в Бретани и Нормандии вместо пшеничной делают крепы из гречневой муки с неожиданным начинками: зельцем или кровяной колбасой.

Палитра вкусов Ошибкой было бы думать, что блинное разнообразие — это современное изобретение.

Наши предки знали в этом толк: использовалась не только пшеничная мука, но и ржаная, гречневая, ячменная, овсяная или даже гороховая. Блины могли быть на кефире, простокваше, молочной сыворотке или просто на кипятке. Для сладких блинов основа была медовой. Часто делали и блины с припеком, как сладким, так и сытным.

Это разновидность начинки, которую добавляли не в приготовленный блин, а соединяли с тестом прямо в процессе выпекания. Самыми популярными вариантами припека были рубленые вареные или печеные яйца, яблоки, грибы, иногда даже шкварки и рыба. К уже готовым блинам подавали самые разные ингредиенты, от привычных икры и сметаны до оригинальной на наш взгляд сладкой смоквы. С течением времени в разнообразие блинов добавилась новая нотка: с помощью различных ингредиентов блинное тесто делается цветным!

Не будем раскрывать всех секретов, просто предлагаем вам попробовать что-нибудь из богатой палитры нашего блинного меню. Например, «Азбука Вкуса Кейтеринг» предлагает сет разноцветных блинчиков В сете шесть видов блинчиков разных цветов, вкусы тоже крайне разнообразны: от лосося с имбирно-лаймовым кремом до капонаты из баклажанов. Впрочем, зачем вдаваться в подробности и лишать вас удовольствия попробовать все эти вкуснейшие вариации?

Однако у хозяек всегда возникает вопрос: что еще принято готовить на Масленицу, кроме блинов? В этой статье мы рассказали о традиционных праздничных блюдах и подобрали простые современные рецепты для тех, кто не хочет долго стоять у плиты. Фото: pexels.

Яйца, молоко, творог, сметана, мука — для большинства блюд нужны те же основные ингредиенты, что и для блинов. Выбраны они неслучайно: после Прощеного воскресенья начинается Великий пост, когда такие продукты будут под запретом, а значит, самое время пустить в ход все запасы. Также традиционно неделя перед постом называется «мясопустной». То есть блюда из мяса и птицы уже не готовят, по возможности заменяя их рыбными. Предлагаем вам список блюд, которые можно приготовить на Масленицу, чтобы разнообразить меню на всю неделю. Фото: plantie.

Оладьи из тертого картофеля любят по всему миру — не только в России и Белоруссии, где они считаются фирменным национальным блюдом, но и в странах Европы и Америки. Хашбраун, латкес, рёшти — все они родственники нашим драникам. Поджаристые картофельные лепешки обычно подают горячими, с пылу с жару, со сметаной и сливочным маслом.

Блины на масленицу считаются главным лакомством Интересный факт: в Великобритании, где тоже отмечают аналог Масленицы, в 1994 году испекли рекордный по своим размерам блин. Но белорусы пошли еще дальше, и в 2016 году миру был явлен двухметровый в диаметре драник, на изготовление которого пошло 30 кг картофеля. Блины бывают разных видов — толстые и тонкие, на кефире, молоке, сладкие, мясные и рыбные. Но в честь названия этого торжества хозяйки обычно пекут круглые мучные кушанья и приправляют их маслом. История праздника — как появилась Масленица? Историки до сих пор спорят, какой бог был «главным» в Масленицу: Ярило, повелевавший энергией Солнца и приносящий весну, или Велес, способствующий плодородию скота.

Но если принять главенствующий вариант исторического толкования, то все-таки праздник этот приходился на неделю до и после весеннего равноденствия 21-22 марта. Верования говорили, что чем лучше отметить его, больше веселиться, эффектнее сжечь чучело, тем лучше будет урожай. С приходом христианства, сначала настороженно относящегося к языческому обряду, праздник все равно продолжали отмечать. И к началу 17-го века он уже стал православным, начинался за 56 дней до Великого поста и длился уже неделю. Также праздник стал еще более веселым и радостным. Интересный факт: Петр Первый ездил по улицам нового столичного града на запряженном лошадьми корабле. Елизавета Петровна, его дочь, съедала на Масленицу по две дюжины блинов. А Екатерина Вторая устраивала массовые костюмированные шествия, в которых принимало участие по 200-400 человек. Так что размах празднования был велик.

Гулять на славу на Руси в этот праздник продолжали, и сегодня традиция продолжает жить. А еще с XIX века появилась традиция кулачных боев. Она пошла от языческих верований о связи Масленицы и будущего урожая. По легенде, сила участников противостояний переходила к пшенице. В хороводах участвовали только статные парни, и это способствовало по поверью росту льна. А бражничанье в данный период времени увеличивало приплод скотины.

Что приготовить на Масленицу: 15 рецептов лучших блюд

Он представлялся древним русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умирающего и вновь воскресающего. Воскреснув, он дарил людям весеннее тепло и надежду на новый обильный урожай. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. В России на Масленицу всегда гуляли с размахом. ПетрIне отказывал себе в удовольствии прокатиться по Санкт-Петербургу на запряженном лошадьми корабле, а его дочь Елизавета, по словам очевидцев, с большим энтузиазмом участвовала в застольях, съедая по две дюжины блинов. В годы правления ЕкатериныIIв большом почете были трехдневные маскарадные шествия, состоявшие из 200 — 400 человек. Праздник блинов и безудержного веселья начинался за 56 дней до Пасхи и длился ровно неделю с понедельника по воскресенье. Раньше он совпадал с днем весеннего равноденствия, а значит отмечался в одно и то же время 20 или 21 марта. Наши предки знали, что в это время пробуждается природа от зимнего сна. От яркого света Ярила - солнца тают сугробы. Оказывается, знаменитая поговорка «первый блин комом» дошла до нас в искаженном виде и приобрела совершенно другой смысл, позволяющий начинающим хозяйкам списывать свои неудачи в приготовлении первого блина на русские традиции.

На самом деле, поговорка должна звучать - «первый блин комАм».

Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана.

Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти.

Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти.

Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи.

Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год.

Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших.

Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе.

Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола.

Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба.

Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель.

В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур.

В Исландии эти дни отмечались обильными пирами, затем, по новой традиции, стали потреблять пирожные с взбитыми сливками и политые глазурью. Стала обычаем такая забава - дети с раннего утра будили родителей разукрашенным хлыстом, выкрикивая название пирожных. Сколько раз выкрикнешь - столько пирожных и получишь.

Затем шли по улицам, пели и выпрашивали пирожные в булочных. У народов, исповедующих буддизм китайцев, корейцев, японцев, монголов и тибетцев время веселья, официальных выходных, подарков и пожеланий проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В домах ведется уборка, готовят наряды и платки из дорогого шелка и парчи, подарки, чистят трубки старшим, готовят праздничные угощения, мужчины готовили скакунов чесали им гриву, обновляли сбрую и седло. Затем все обтираются кусочком теста из муки и воды , лепят из него символическую фигурку, мысленно передавая ей все свои болезни, беды и неудачу, затем несли их в храм, складывали в ритуальный костер, где после молебна поджигали его и просили, чтобы с огнем ушло все плохое. Считалось, что этот ритуал устранял все неприятности, очищал от всего плохого, и человек обретал благополучие, счастье, мир и спокойствие. Масленица в Британии отмечается менее пышно, чем в других странах Европы.

Масленица была распространена повсеместно и отмечалась шумным весельем, различного рода состязаниями и традиционным масленичным блюдом - блинами. В этот день популярны различного рода состязания, борьба, кулачные бои.

Этнографы считают, что обычай рядиться размывал понятия "свой — чужой" и как бы позволял покойникам проникать из того мира в этот, смешиваясь с толпой. Именно поэтому хозяева были обязаны угощать ряженых блинами, да пожирнее, — вдруг под маской скрывается кто-то из близких им покойников. Ещё один обычай, который присущ Масленице на Руси, — это обильный стол всю неделю. Таким образом крестьяне как бы заклинали весь новый год быть сытным и урожайным.

В последний день Масленицы — в Прощёное воскресенье , когда Церковь вспоминала изгнание Адама из рая, — было принято просить прощения у тех людей, кого вольно или невольно обидели в течение года. К такой родне или к друзьям приходили в гости с угощением и с повинной головой. А в первый понедельник Великого поста даже самые пропащие люди старались очиститься: мылись в бане, голодали, пили много воды. Хозяйки в этот день делали уборку и пропаривали всю посуду, чтобы "выпарить" из неё жир и остатки скоромной пищи. Чего делать нельзя Строгих ограничений нет. Масленица — это время, когда люди могут позволить себе вкусно и вдоволь поесть и активно провести время перед началом поста.

За это время можно насладиться разнообразной едой, а также принять участие в гуляньях и развлекательных мероприятиях. Однако следует помнить, что Масленица — это семейный праздник, поэтому рекомендуется ограничить потребление алкоголя. Также важно отметить, что во время масленичной недели царит атмосфера радости и сопереживания. Неприязнь или насмешка по отношению к другим людям неуместны. Важно соблюдать правила гостеприимства, уважать чужую собственность и пространство. Распространения слухов и разговоров за спиной лучше избегать.

Череда запретов на Масленицу была связана с традицией поминовения мёртвых. Например, в эти дни нельзя было делать грязную работу: якобы грязной водой можно "залить очи покойникам". В некоторых сёлах с такой же мотивировкой запрещалось мыть полы по субботам: ведь в этот день в храмах поминали усопших. Запрещалось прясть — по этой же причине — чтобы не засорить глаза умершим. Приметы Масленицы Русские люди считали, что погода в определенные праздники предвещала какие-то события, и считали важным уметь распознавать эти знаки. Такие знания передавались из поколения в поколение.

На Масленицу существовали следующие погодные приметы: Пасмурное и дождливое воскресенье перед Масленицей предвещало хороший урожай грибов весной; Мороз в канун Масленицы обещал не жаркое, но теплое лето; Плохая погода в конце Сырной седмицы предвещала ясную и теплую весну; Много сосулек на крышах во время Масленицы сулило урожай и успех в новых начинаниях в предстоящем году. Масленичные гуляния. Старики считали, что если перед Масленой неделей в воскресенье ненастно, то летом будет много грибов. Если ненастным оказывалось Прощёное воскресенье — ждали тёплой и солнечной весны.

Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки

Традиционно ярославская Масленица начинается с яркого и шумного карнавального шествия через историческую часть города. Ольга поделилась с нами рецептами любимых блюд, которые традиционно готовит на Масленицу. О приметах этого языческого праздника и что, согласно обычаям, нельзя делать в период Масленицы — в материале Традиционно ярославская Масленица начинается с яркого и шумного карнавального шествия через историческую часть города. Наступила долгожданная масленичная неделя: в этом году она продлится с 11 по 17 марта.

Главные фуд-тренды Масленицы: от блинов до панкейков

Укрыть сверху блинами, смазать яйцом, посыпать тертым хлебом, сбрызнуть маслом. Поставить в печь. Когда кулебяка зарумянится, вынуть из печи, опять сбрызнуть маслом и поставить до готовности. Смоленские крупы — так называли особо обработанную манную и гречневую крупу.

Чаще говорили о гречке, которую дробили и обдирали весь верхний слой. Изготавливали ее на ручных жерновах с особыми насечками. Ее ценили за особую нежность, она даже была представлена на Парижской выставке.

Фото: Depositphotos Пирожки Розенгарда Приготовить жидкое тесто на опаре. Одновременно подготовить начинку из творога, яиц, сливочного масла и соли. Яиц берут по 2 штуки на каждый фунт творога.

Промаслить мелкие листы бумаги. Когда поднимется тесто, уложить его столовой ложкой в середину листа, сделать углубление и положить половину ложки начинки. С помощью бумаги закрепить края теста, слепив пирожок.

В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы.

Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника.

Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности.

Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста.

Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю.

Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам.

Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи.

Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время.

Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий».

Масленичные пряники Масленичные пряники, поскольку они содержат пшеничную муку и мёд, обладают бактерицидным действием, повышают иммунную сопротивляемость организма, участвуют в обменных процессах, улучшают пищеварительные функции. Тем не менее, речь идёт об очень калорийном лакомстве, поэтому люди, страдающие избыточным весом, должны ограничить себя в их употреблении. Для диабетиков употребление пряников тоже запрещено, так как мёд и сахар оказывают влияние на показатели инсулина в крови. Что касается здоровых людей, для них будет достаточно съедать 2 пряника в день. Блины Наконец, блины, которые являются очень калорийными, следует отнести к блюдам, употребляемым в меру и с большой осторожностью. Если у человека диагностированы болезни желудочно-кишечного тракта в виде холецистита, панкреатита или патологий печени , от блинов ему рекомендуется отказаться, так как речь идёт о довольно тяжёлой пище.

Углеводы в блинах содержатся в большом количестве, поэтому диабетикам и тем, кто страдает лишним весом, тоже следует исключить их из своего рациона. Здоровым людям рекомендуется употреблять блины в меру, по две или три штуки.

Или сделайте их самостоятельно, взяв за основу блины, а в качестве начинки — сливочный сыр, слабосоленого лосося и свежий огурец.

Например, ватрушки и закрытые пироги. Чтобы соблюсти традицию и не стоять у плиты, закажите в любимой пекарне сочник и устройте себе вкусный перекус. А если есть желание, приготовьте по нашему рецепту пирожные с кремом из творожного сыра.

Начинки могут быть самыми разными: с картошкой, грибами, квашеной капустой, с творогом, яблоками или вишней. За разговорами и песнями их можно налепить на всю семью и ближайших родственников. Чем не повод встретиться с подружками или сестрами и устроить соревнования по лепке, плавно переходящие в дегустацию?

Если нет времени, выбирайте готовые полуфабрикаты. В зависимости от начинки и ваших предпочтений вареники могут стать отличным блюдом для завтрака или ужина. Праздновали шумно, ели «от пуза» — помнили, что впереди Великий пост и доесть яства назавтра не получится.

Стол буквально ломился от угощений: главным блюдом были, конечно, блины и оладьи символы солнца и приближающейся весны , на горячее подавали запеченную рыбу, вареники, курники, в качестве закусок — соленья и драники. А на десерт готовили печеные яблоки, медово-ореховую пастилу, всевозможную выпечку, сладкие молочные блюда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий