Так Россия получила своего первого царя. Первым русским правителем, венчанным на царство, был Иван Четвертый (Грозный), хотя его дед Иван Третий тоже периодически называл себя царем. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы).
Содержание
- Первый русский Царь. Кто стал первым Царем?
- 16. Первый русский царь (Полина Ребенина) / Проза.ру
- Династия Романовых: где и когда она началась?
- Как Михаил Романов оказался во главе Русского царства
- На Руси состоялось первое венчание на царство
- Потенциальные конкуренты
Иван IV Грозный: история правления русского царя
История с женитьбой растянулась на семь лет. В 1623 году Михаил сорвался и потребовал обвенчать их с Марией. Но инокиня Марфа не отступала, пригрозив — если сын женится на Хлоповой, то она вовсе уедет из страны. Вновь был устроен смотр невест. И тут царь опять всех удивил: вместо знатных красавиц он предпочёл дочь мелкопоместного дворянина Лукьяна Стрешнева Евдокию. Девушке было 18 лет, и она не была кандидаткой, а оказалась на смотре в качестве прислужницы одной из претенденток. Родители не были в восторге, но время поджимало — пусть уже царь женится на ком захочет. Свадьба состоялась в феврале 1626 года. Единственный выживший сын Михаила Романова и Евдокии Стрешневой, Алексей , родился 29 марта 1629 года. Два его брата умерли, не дожив до совершеннолетия.
Помимо троих сыновей, было ещё семь дочек. Дожила до взрослого возраста смогла только Анна. Царица Евдокия пережила мужа всего на пять недель.
Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя.
Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий. В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий». При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до.
В конце чина уже венчанный царь причащался Святых Христовых Тайн у Царских врат, сразу после ведшего службу митрополита Макария, что символически сближало его служение с архиерейским. В каноническом византийском праве царь даже именовался "внешним епископом Церкви", её ктитором, защитником Православной веры. Внешнеполитический рост самосознания русского царя Новый титул позволял Иоанну IV возродить в Московском государстве и шире на Православном Востоке власть, равную Императорской, и требовать себе братских отношений с западноевропейской Священной Римской Империей германской нации, претендовавшей на наследование Ромеев. Характерен, для понимания самоощущения русского царя, гордый ответ царя Иоанна Грозного польскому королю Стефану Баторию, в сложной обстановке осады Пскова: Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению. Ответ намекал на избрание Стефана польскими вельможами, на ненаследственность его власти, небожественную природу власти этого государя. После того как бежал Генрих Валуа, Иоанн Грозный в 1574 году выдвигался православными подданными в Речи Посполитой на польский престол, но католическая шляхта выбрала трансильванского князя Стефана Батория, вассала турецкого султана Селима II. И тот, казнив молдавского православного господаря, начал воевать с Московским государством. Иоанн Грозный вообще считал большинство европейских монархов сродни старостам в своих волостях, избираемым крестьянами, власть которых руководится не божественными повелениями, а чисто человеческими прагматическими соображениями. И отказывался их считать себе ровней.
Интересно, что после этого таинства царь не мог, согласно церковным правилам, мыться и снимать нательную одежду в течение восьми дней. Главным отличием миропомазания в России было то, что оно производилось уже после возложения на царя царского венца, а не до этого, как в Византии и европейских странах. Как проходила церемония коронации русских царей Венчание и принятие царского титула Иоанном IV Клавдий Лебедев Чин, или порядок венчания на царство, Федора Ивановича был скопирован с византийского обряда. В него входили таинство миропомазания и множество других священнодействий. Очевидцем церемонии тогда стал английский дипломат Джером Горсей. По его описаниям, царь, окруженный свитой из высших чиновников и высшим духовенством в самых богатых одеждах, вышел из своих кремлевских покоев и медленно переходил из собора в собор. Поскольку Ивановская площадь в Кремле была полностью занята народом, для царя были сделаны «подмостки» 150 морских саженей около 270 метров. Во время церемонии паперти храмов были покрыты красным бархатом и стаметом сукном. Интерьер Успенского собора Московского Кремля Legion Media После входа царя в Успенский собор на него был надет специальный «наряд Большой Казны» — украшенный золотом и драгоценными камнями кафтан, весивший, по словам Горсея, около 100 кг. Когда царь шел, полы его одежды несли шесть человек — ближайшие к царю сановники.
Как на Руси появился царь?
В 1561 году царский титул Ивана Васильевича был признан Константинопольским патриархом. Портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного. Примечательно, что это было первое венчание на царство в отечественной практике, так что Иван IV стал первым царем в русской истории. Первому русскому царю на момент коронации было 16 лет. Князь Дмитрий Пожарский не мог стать новым царём — слишком чистая репутация.
Содержание
- Кто стал 1 царем в россии
- На царском престоле
- Первый русский царь: что спрашивает ЕГЭ
- Первый царь | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Топ-10 самых долго правящих глав России за последние 400 лет (да, он уже в топе!)
Первый Император России Петр I. В результате Иван был провозглашен первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым. «Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. Иван Васильевич первым из русских государей стал царем всея Руси, а Русское государство во всеуслышание заявило о себе как о наследнике великой Византийской империи. Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт.
Как на Руси появился царь?
все новости чемпионатов. Михаил Федорович — первый российский самодержец из рода Романовых. Четыреста девять лет назад произошло самое знаменательное событие в его жизни: Земский собор посадил Михаила на трон России, сделав основателем новой династии. Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Личной трагедией царя стал разрыв с наследником. Кто первый царь. Культура уже давно стала главным полем боя не только за развитие экономики, но и за выживание России в мировой геополитической конкуренции.
Как короновали русских царей?
Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В историю первый русский царь, прозванный Грозным, вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления.
При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы.
С этого момента в России появляется устойчивый тип государственной печати. Впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник: герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла помещалось на оборотной. Новая печать скрепила договор с Датским королевством от 7 апреля 1562 года. Иван Грозный возглавлял три казанских похода. Первый состоялся зимой с 1547 на 1548 год. Но тогда оттепель пришла слишком рано и целая осадная артиллерия оказалась подо льдом на Волге у Нижнего Новгорода. Войско, которое дошло до Казани, продержалось под ней всего лишь неделю. Второй поход продлился с осени 1549 до весны 1550 года, за этот период русскими войсками выстроена крепость Свияжск, которую во время следующего похода использовали в качестве опорного пункта.
Третий раз Иван Грозный повел войско на Казань в 1552 году, 150 тысяч человек и 150 пушек участвовало в этом походе. Русские воеводы захватили хана Едигер-Магмета и штурмом взяли Казань. Это была блестящая победа Ивана Грозного, укрепившая его власть на родине и означала крупнейший успех русского государства на мировой арене. В 1554 и в 1556 годах совершено два похода на Астрахань, в результате которых ханство Астраханское присоединилось к России и влияние русское стало простираться до самого Кавказа. Через воды Северного Ледовитого океана и Белого моря Русь начала налаживать торговлю с Англией, что очень не понравилось Швеции, так как в результате существенно страдала ее экономика. Шведский король Густав I Васа пытался создать союз против России, но не получив ни от кого поддержки, принялся действовать самостоятельно. Началось все с того, что в шведском Стокгольме захватили русских купцов. В начале осени 1555 года шведское войско осадило город Орешек и предприняло попытку взять Новгород. Но шведы оказались разбиты русским войском, и тогда Густав выступил с предложением о перемирии, Иван Грозный это предложение принял. В 1558 году Иваном Грозным начата Ливонская война, чтобы овладеть Балтийским побережьем.
К 1560 году Ливонский орден перестал существовать ввиду полного разгрома его армии. Но в этот момент начались разногласия внутри России, многие в Избранной Раде были недовольны действиями царя и требовали прекратить Ливонскую войну. Однако царь и слушать не хотел. Окрыленный успехом, в 1563 году русские войска взяли Полоцк: крупнейшую литовскую крепость. Однако 1564 год принес поражения русской армии и разочарование Ивана Грозного. Государь тщетно пытался найти в этом виновных и именно с этого времени начался период казней и опалы. Иван Грозный 3 декабря 1564 года покинул Москву. С собой царь забрал казну, почитаемые иконы и церковную утварь, вместе с ним столицу покинула семья и некоторые бояре. Отъезду предшествовали раздоры правителя с политической элитой. Поездив в течение нескольких недель по окрестным монастырям, царь остановился в Александровской слободе, в 120 км от Москвы.
Опричнина в России началась 3 февраля 1565 года, по указу Ивана Грозного и продлилась до его смерти 28 марта 1584 года. Чрезвычайные меры в государстве сопровождались сильными репрессиями народа. Слово «опричнина» происходит от древнего «опричь», что означает «особый». Войску опричников и впрямь были даны особые полномочия. В опричнину царь отделил часть бояр, дворян, 1000 князей, служилых и приказных людей. Им были розданы поместья в волостях. Страна разделилась на две территории, ту, которая в опричнину не вошла, стали именовать земщиной.
Легенды о Петре I По разным причинам в частности, из-за того, что остальные дети царя и он сам были, в отличие от Петра, физически слабыми существовали легенды, что настоящим отцом императора являлся вовсе не Алексей Михайлович. По одной из версий отцовство приписывали русскому адмиралу, уроженцу Женевы, Францу Яковлевичу Лефорту, по другой — грузинскому великому князю, правившему в Кахетии, Ираклию I. Имели место также слухи, что у Нарышкиной родилась очень слабенькая дочь, которую заменили крепким мальчиком из немецкой слободы, и даже утверждения, что вместо истинного помазанника божьего на престол взошел антихрист. Есть гипотеза, что из Великого посольства вернулся Лжепетр Более распространена теория подмены Петра во время пребывания в Великом посольстве. Ее сторонники приводят следующие аргументы: по возвращении в 1698 году царь начал вводить иноземные порядки бритье бород, танцы и развлечения и др. Личная жизнь Петра Первого: жены, дети, фаворитки В 1689 году царевич женился на Евдокии Лопухиной — привлекательной и скромной дочери бывшего стряпчего, дослужившегося до должности государева стольника. Невесту выбрала Наталья Нарышкина — она рассудила, что хоть и бедный, но многочисленный род невестки упрочнит положение сына и поможет избавиться от регентши Софии. Кроме того, Прасковья, жена его единокровного брата Ивана, огорошила Наталью новостью о беременности, так что медлить было нельзя. Во-первых, мнением царевича при выборе невесты никто не поинтересовался. Во-вторых, девушка была старше Петра на 3 года, воспитана в ключе Домостроя и не разделяла интересов мужа. Вопреки ожиданиям Нарышкиной, верившей, что мудрая жена обуздает легкомысленный нрав ее сына, Петр продолжал проводить время с «корабликами». Так что расположение Нарышкиной по отношению к невестке быстро сменилось на презрение и ненависть ко всему роду Лопухиных. В браке с Лопухиной у Петра Первого родились трое по другой версии — двое сыновей. Младшие дети умерли вскоре после появления на свет, но выжившего царевича Алексея растили в духе почтения к отцу. В 1690 году Франц Лефорт познакомил Петра I с 18-летней Анной Монс, дочерью овдовевшей и обедневшей владелицы гостиницы из Немецкой слободки, бывшей любовницей Лефорта. Мать девушки не гнушалась «подкладывать» дочь под зажиточных мужчин, да и сама Анна не тяготилась подобной ролью. Их отношения продлились более десяти лет, по указу царевича Анне и ее матери возвели роскошный особняк в Немецкой слободке, фаворитке государя выделялось месячное довольствие в размере 708 рублей. Вернувшись из Великого Посольства в 1698 году, государь первым делом навестил не законную супругу, а Анну. Через две недели после возвращения он сослал Евдокию в суздальский монастырь — к тому времени Наталья Нарышкина умерла, и больше никто не мог удержать своенравного царя в ненавистном ему браке. Государь стал жить с Анной Монс, после чего подданные нарекли девушку «погибелью земли русской», «монсихой». В 1703 году выяснилось, что пока Петр I был в Великом Посольстве, у Монс начался адюльтер с высокопоставленным саксонцем. Убитый таким предательством, царь распорядился посадить Анну под домашний арест. Второй женой Петра I стала урожденная простолюдинка из Лифляндии Марта Скавронская, совершившая потрясающее по тем временам социальное восхождение. В 17 лет она стала женой шведского драгуна, а когда его войско потерпело поражение от солдат под командованием фельдмаршала Шереметева, она оказалась в услужении Александра Меньшикова. Там ее и заметил Петр Великий, сделал одной из своих любовниц, а потом приблизил к себе. В 1707 году Марта крестилась в православие и стала Екатериной. В 1711 году она стала женой государя. Императрица Екатерина I Союз принес на свет 8 детей по другим данным, 10 , но большинство умерли в младенчестве или раннем детстве. Внебрачные дочери: Екатерина, Анна, Елизавета будущая императрица , первый законнорожденный ребенок Наталья, Маргарита, первый сын Петр, Павел, Наталья-младшая. В некоторых неофициальных источниках встречаются сведения о двух мальчиках, самых первых детях Петра I и Екатерины, погибших в младенчестве, однако документального подтверждения их рождения нет. В 1724-м государь короновал жену как императрицу. Через год он заподозрил ее в супружеской измене, казнил любовника камергера Виллима Монса и лично преподнес ей на блюде его голову. У самого монарха тоже были романтические связи — с фрейлиной жены Марией Гамильтон, с 15-летней Авдотьей Ржевской, с Марией Матвеевой, а также с дочерью валашского государя Дмитрия Кантемира Марией. Относительно последней даже ходили слухи о замене ею царицы.
Практика XVI века состояла в том, чтобы заново посвящать в епископы при переходе на Московскую Митрополию, что свидетельствует о некоей выделенности в русском церковном сознании первосвятителя московского из числа прочих епископов. По схожей модели был возведен на престол в 1606 году и следующий Патриарх — Гермоген. Митрополит Филарет по существу стал называться Патриархом еще до своего избрания. Этот титул ему присвоил Лжедмитрий II. Хотя, в строгом смысле, звание «Нареченного Патриарха», присвоенное «Тушинским вором» означало нечто вроде местоблюстителя патриаршего престола. Безусловный авторитет этого владыки и тот факт, что он был отцом нового царя Михаила Федоровича, стали предпосылками к тому, что при выборе первосвятителя на Соборе архиереев 1619 года в нем участвовал также Иерусалимский Патриарх Феофан и при утверждении данного выбора царем, кандидатура Филарета была единственной. Патриарха Иоасафа, который заступил на кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником при согласии царя сам патриарх Филарет, но установленная форма патриаршего избрания была соблюдена и над ним. Следующий Патриарх Иосиф был избран довольно необычным способом. После того, как в Москву прибыли приглашенные царём Михаилом Фёдоровичем митрополиты и архиепископы, царь, попросив их молитв, приготовил шесть жребиев с именами наиболее достойных архиереев и начальников монастырей. Испытать жребий должны были собравшиеся в соборной церкви архиереи. В 1652 году для избрания нового Патриарха царь Алексей Михайлович собрал в Москве четырех митрополитов, которым поручил составить список из «12 духовных мужей». Из этого списка митрополиты должны были выбрать самого достойного, а затем оповестить об этом царя. Патриархом был избран Митрополит Новгородский Никон. Жребий на этот раз не бросали. Процедура избрания Патриарха в 1667 году сильно напоминала ту, после которой были избраны Иов и Гермоген. На Соборе, призванном избрать Патриарха присутствовали два Патриарха — Александрийский и Антиохийский, архиереи, архимандриты, игумены и множество прочего клира. Собор при активном участии царя выбрал из 12 кандидатов трех достойнейших. Список с их именами был передан царю, который, посоветовавшись с Патриархом Антиохийским Макарием, указал на архимандрита Владимирского монастыря Иоасафа. Следующие патриархи Питирим и Иоаким, можно сказать, были прямо «назначены» царем Алексеем Михайловичем при формальной поддержке Архиерейского Собора. При избрании в патриархи последнего перед упразднением патриаршества первосвятителя Адриана произошел конфликт между ним и Петром I.
Смотрите также
- Читайте также
- 16. Первый русский царь
- На Руси состоялось первое венчание на царство
- Царские выборы
- Как короновали русских царей? - Узнай Россию
- Ожесточенная борьба за господство, которую вели боярские группировки
Начало правления царской династии Романовых в России
Начало правления: борьба за сохранение престола В условиях угрозы со стороны других претендентов сумел сохранить за собой русский престол: в 1613—1614 гг. Заруцкий и «царевич» Иван — сын М. Мнишек от Лжедмитрия II , а в 1617—1618 гг. В 1614—1618 гг. Михаил Фёдорович предпринял меры, направленные на стабилизацию социально-политической ситуации в стране: в 1615 г. Лыковым подавлен бунт т. Баловневым часть из них поступила на царскую службу ; тогда же князь Д. Пожарский одержал победу над А. Михаил Фёдорович заключил важные мирные соглашения, ознаменовавшие завершение Смутного времени , — Столбовский мир 1617 г.
Деулинское перемирие 1618 г. Внутриполитические мероприятия Михаил Фёдорович фактически правил совместно с отцом, именовавшимся с 1620 г. В 1622 г. Бармы царя Михаила Фёдоровича. Италия — атлас, 17 в. Москва — шитьё, 1629—1645. Подписание внешнеполитических актов позволило правительству Михаила Фёдоровича в 1618 г. В сфере прямого налогообложения размеры фискальных сборов по сошному письму приводились в соответствие с количеством реально обрабатываемой земли.
В структуре косвенного налогообложения стали преобладать налоги с таможен и кабаков. В 1632 г.
Несмотря на это, его величественный взгляд и обаяние выражали его ум, смышлённость и величие. Герцог Сен-Симон, встретивший Петра в Париже в 1717 году, описал его как очень высокого, хорошо сложенного мужчину с круглым лицом, высоким лбом и красивыми бровями. Его лицо было красноватым и загорелым, с красивыми большими черными глазами, которые были оживленными и проницательными. Взгляд Петра был величественным и доброжелательным, пока он сдерживал себя, но в противном случае становился суровым и диким, с вызывающими страх судорогами на лице. Судороги случались редко и были мгновенными, и после них его взгляд становился странным, почти растерянным, но вскоре возвращался к нормальному [10]. Его практическая хитрость и сообразительность позволили ему провести множество реформ, которые изменили политическую, экономическую и культурную жизнь страны.
Однако, помимо своих достоинств, Петр I также имел свои недостатки. Его радостный нрав порой проявлялся в жестокости и прямолинейности, что могло приводить к непредсказуемым последствиям. В юности он участвовал в безумных пьяных оргиях и проявлял агрессию по отношению к близким и знакомым, что свидетельствует о его несовершенстве как личности. Во время боевых действий на территории Речи Посполитой, Петр I принял решение арестовать монахов, которые назвали Иосафата Кунцевича святым мучеником, и повесить монаха, который проповедовал против русских. Это решение вызвало многочисленные споры и критику со стороны религиозных деятелей и общественности. Семья Евдокия Первая жена — Евдокия Фёдоровна Лопухина при рождении Прасковья Илларионовна; 30 июля [ 9 августа ] 1669 — 27 августа [ 7 сентября ] 1731 , венчание с Петром I состоялось 27 января 6 февраля по новому стилю 1689 года в церкви Преображенского дворца под Москвой. В 1698 году Евдокия Лопухина была замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и сослана в Суздальский монастырь, где была пострижена под именем Елены. В 1718 году она была переведена из Суздаля сначала в Александровский Успенский монастырь, а затем — в Ладожский Успенский монастырь.
Спустя несколько месяцев после воцарением её внука Петра II , Евдокия Фёдоровна с почётом была перевезена в Москву и жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Новодевичьем монастыре — в Лопухинских палатах, где и умерла. Дети: Алексей Петрович 18 28 февраля 1690 — 26 июня 7 июля 1718 и Александр Петрович 3 13 октября 1691 — 14 25 мая 1692. Екатерина Вторая жена — Екатерина I Марта Самуиловна Скавронская, в первом браке Крузе; после принятия православия Екатерина Алексееевна Михайлова; 5 [15] апреля 1684 — 6 [17] мая 1727 , была захвачена русскими войсками как военная добыча при взятии шведской крепости Мариенбург. Стала служанкой Александра Меншикова , Пётр забрал её у своего сподвижника, и она стала любовницей российского императора. Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1 марта 1712 года, вскоре после возвращения из Прутского похода. В 1724 году Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. После смерти Петра I, она стала первой правящей российской императрицей — Екатериной I, но правила страной только два года. Похоронена в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе.
Екатерина Алексеевна родила 11 детей часть из них были незаконнорожденными , большинство из которых умерло в детстве, кроме Анны 27 января [ 7 февраля ] 1708 — 4 [15] мая 1728 и Елизаветы 18 [29] декабря 1709 — 25 декабря 1761 [ 5 января 1762 ]. Награды Несмотря на то, что достижения русского царя были велики, он имел небольшое количество наград основные российские государственные награды были учреждены после смерти Петра I : 1698 год — орден Подвязки Англия, удостоен в ходе Великого посольства из дипломатических соображений, но Пётр от этой награды отказался ; 1703 год — орден Андрея Первозванного Россия, за взятие двух шведских кораблей в устье Невы ; 1712 год — орден Белого орла Речь Посполитая, в ответ на награждение короля Речи Посполитой Августа II орденом святого Андрея Первозванного ; 1713 год — орден Слона Дания, за успехи в Северной войне. Петр Великий в художественных произведениях Петр I оказал большое влияние не только на историю России, но и на искусство. Его яркая личность, реформы и модернизация, а также основание новой столицы Санкт-Петербурга стали источником вдохновения для многих художников. Наиболее известные работы, посвященные Петру Великому, включают портреты, созданные такими известными художниками, как Иван Никитин, Иван Григорьев и Алексей Антропов. Кроме того, известны скульптуры и гравюры, которые изображали Петра I во время строительства Санкт-Петербурга. Эти произведения искусства отражают архитектурные памятники новой столицы, например, Петропавловскую крепость или Зимний дворец. Петр I также появляется на монетах и медалях, выпущенных во время его правления.
При помощи монетного дела Петр I стремился укрепить свою власть и создать собственную денежную систему. Монеты с изображением Петра I были не только платежным инструментом, но и символом мощи и авторитета государства. В литературе также стал героем многих литературных произведений. Поэма М. Ломоносова "Петр Великий", написанная в 1760 году, рассказывает о жизни и правлении Петра I. В своей книге "История Петра Великого" 1833 год В. Бергман подробно освещает исторические события и деятельность Петра Великого. Пушкин также внес свой вклад, создав неоконченный исторический труд "История Петра I" 1835 год и исторический роман "Арап Петра Великого" 1837 год.
В этих произведениях освещены различные аспекты правления Петра Великого и подчеркнута его значимость в истории России. В поэтической трилогии "Христос и Антихрист" Д. Мережковский написал исторический роман "Антихрист. Пётр и Алексей" 1903-1904 годы , исследующий сложные отношения между Петром Великим и его сыном Алексеем. Исторический роман А. Толстого "Пётр Первый" 1929-1945 годы и повесть Ю. Тынянова "Восковая персона" 1931 год также рассказывают о жизни и правлении Петра I. Стоит отметить, что Петр I и его эпоха являются источником вдохновения для современных художников и культурных деятелей.
В настоящее время существует множество художественных работ, посвященных его правлению и его неотъемлемой роли в формировании России как великой державы. Кроме того, были созданы фильмы, включая "Петербургские тайны" 1990 год , рассказывающие историю жизни Петра I, его путешествий, реформ и трудностей, с которыми он сталкивался во время своего правления. Престолонаследие Во время правления Петра Великого возник вопрос о наследовании престола после его смерти. Петр Алексеевич, сын Алексея Петровича и принцессы Шарлотты, был прямым наследником, но его назначение вызывало беспокойство у сторонников Петра, которые опасались возврата к старому порядку. В 1722 году Петр издал Указ о престолонаследии, который отменил старую традицию передачи престола прямым потомкам по мужской линии и предоставил монарху возможность назначать наследника из достойных кандидатов по своему желанию. Этот Указ был настолько необычен для русского общества, что его пришлось разъяснять и требовать согласия от подданных. После отказа Анны от притязаний на престол, оставался только один кандидат - жена Петра, императрица Екатерина Алексеевна. В 1724 году Пётр короновал Екатерину императрицей и соправительницей, но вскоре стал подозревать ее в измене.
Указ [11] 1722 года нарушил установленный порядок наследования престола, и Петр не успел назначить наследника перед своей смертью. Оценки и критика Существуют различные оценки деятельности Петра I. Одним из восторженных отзывов о нем была характеристика Михаила Ломоносова. Ломоносов [11] отмечал, что Петр повернул Россию в сторону прогресса и модернизации.
У византийских императоров мешочек большой, заметный, у Владимира его не видно, так что, может, его и вовсе нет. Но положение руки сохранилось. В-третьих, специально показаны сапоги, придающие изображению князя несколько комический вид кстати, на византийских монетах этой детали нет. Это, очевидно, намёк на византийские кампагии — пурпурные сапоги туфли, сандалии, кеды, валенки , процесс одевания которых приравнивался ко вступлению на императорский пост.
Их могли носить только императоры и даже наследник имел право носить только одну пурпурную туфлю. Из всего этого можно сделать вывод, что Владимир Святославич, женившийся на порфирородной признак членов императорской семьи — рождение в особой, «багряной» комнате царского дворца византийской принцессе Анне, решил, что стал императором, равным византийским. И, в общем-то, имел для этого некоторые основания — императоры Василий II и Константин VIII сохранили трон только благодаря крещению Владимира, который предоставил им воинский отряд, позволивший подавить восстание Варды Фоки. Наследники Владимира Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый по каким-то причинам представления о себе как о царях не сохранили. Почему — вопрос открытый. Вполне вероятно, что статус Владимира был определён именно родством с василевсами через жену и особыми заслугами перед Константинополем и не передавался по наследству. Возможно также и то, что статус этот был утрачен в результате не вполне легитимного транзита власти после смерти Владимира — по информации немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, и Святополк, и Ярослав были участниками заговоров против киевского князя, но заговоры были раскрыты, в результате чего Святополк был заключён в «поруб», а Ярослав поднял восстание в смысле — отказался идти в оный же «поруб». Смерть застала князя в приготовлениях к походу на Новгород, где правил его сын, вошедший в историю как Ярослав Мудрый.
Великий князь завел печать с коронованным двуглавым орлом и всадником, поражающим змея. На рубеже XV и XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» — похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских. В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи — на берега Вислы. Позднее потомок Пруса, Рюрик, был приглашен новгородцами на княжение, а от него уже пошел правящий род князей земли Русской. Следовательно, московские Рюриковичи, те же Иван III и его сын Василий III, являются отдаленными потомками римских императоров, и власть их освящена древней традицией престолонаследия. Простота сущая?
Но ровно та же простота, ровно то же неправдоподобие, каким поклонились и многие династии Европы. Скандинавы свои рода королевские выводили от языческих богов! По сравнению с ними наш российский Прус — образец скромности и здравомыслия. По тем временам родство от Августа — идеологически сильная конструкция. Пусть и нагло, вызывающе сказочная. Далее, как утверждает «Сказание», византийский император Константин IX прислал великому князю киевскому Владимиру Мономаху царские регалии: диадему, венец, золотую цепь, сердоликовую шкатулку чашу?
Отсюда делался вывод: «Таковому дарованию не от человек, а Божиим неизреченным судьбам претворяюще и переводяще славу Греческого царства на Российскаго царя. Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем во святей великой соборной и апостольской церкви от святейшаго Неофита, митрополита Эфесскаго… И оттоле боговенчанный царь нарицашеся в Российском царствии». Да и не носили князья наши царского титула в домонгольское время. Поэтому вся легенда о византийском даре ныне ставится под сомнение. Сейчас, конечно, невозможно с точностью определить, какие именно регалии получил Владимир Мономах, да случилось ли это на самом деле. И не настолько это важно.
Тогда правитель Руси уже имел царское звание? Следовательно, нынешним государям России уместно возобновить царский титул. Идея царства, царской власти, медленно, но верно пускала корни в русской почве. Москва начала примерять венец царственного города задолго до того, как сделалась «Порфироносной» в действительности. На фото — Иван III. Гравюра А.
Теве из книги «Космография». Печать Ивана III. Зеркала Москвы Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило. Но Церковь мыслила на два-три шага дальше.
Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе. Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим». Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк.
Святой Владимир – первый русский царь?
Чуть позже — Испания, Дания и Флорентийская республика. В 1576 году Римский император Максимилиан II уступил Ивану Грозному в его желании назвать себя «царем всея Руси», чтобы получить его поддержку в союзе против Турции. А вот польские короли долго не признавали русских правителей царями, опираясь на поддержку папского престола, и это стало значимым камнем претконовения в будущих русско-польских конфликтах. Каким остался в истории первый русский царь В историю первый русский царь, прозванный «Грозным», вошел как противоречивая личность. С одной стороны он способствовал развитию государства: провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. При Иване Грозном были покорены Казанское, Астраханское и Сибирское княжества, присоединены другие земли.
В то же время Иван IV ввел опричнину, которая привела к разорению земель и террору, да и властитель не отличался покладистым нравом.
В 1605 году он вступил на престол и в том же году был убит сторонниками Лжедмитрия, который выдавал себя за младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего в Угличе еще в раннем детстве. С 1606 года он и стал очередным русским царем и правил до 1610 года, когда его вместе с женой постригли в монахи и заточили в Иосифо-Во-локоламский монастырь. После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия. Это был первый русский царь из династии Романовых, представители которой правили в России вплоть до 1917 года, когда последний царь из этой же династии Николай II отрекся от престола и был расстрелян. После смерти Михаила Федоровича в 1645 году царем стал его сын Алексей Михайлович. У него было много детей, среди которых в дальнейшем и разгорелась борьба за царский престол. Сначала, после смерти отца Алексея Михайловича, царем был его сын Федор Алексеевич, а когда тот умер в 1682 году на престоле оказалось сразу два царя 16-летний Иоанн V Алексеевич и его брат, десятилетний Петр.
Затем был брошен жребий, который пал на Митрополита Московского Тихона Белавина. Надо сказать, что это избрание Патриарха было первым в истории России, в котором никакого участия не принимала светская власть. Более того, патриаршество именно и возрождалось с целью противопоставить аморфной власти Временного правительства о большевиках вначале всерьез никто не думал оформленный и замыкающийся на конкретной личности организм. После смерти Патриарха Тихона в 1925 году большевики долго не позволяли избрать нового первосвятителя. Ситуация изменилась в 1943 году. Сталин разрешает созвать Собор епископов, который собирается 8 сентября 1943 года. В Соборе приняли участие 19 иерархов. Кандидатура при голосовании была единственной — Митрополит Сергий Страгородский , который и был избран открытым голосование. В Соборе 1945 года приняли участие 41 русский и 5 зарубежных епископов. Голосование вновь было открытым и безальтернативным. Избрание Патриарха Пимена в 1971 году прошло открытым голосованием. Вот как пишет об этом архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий Кривошеин участник того Собора : «Я поспешил в Успенский храм, там все уже были в сборе, меня ждали и беспокоились моим запозданием. Быстро надели на меня мантию, не успев даже застегнуть крючков, и мы процессией и в порядке старшинства вошли в помещение Собора, Трапезную церковь Преподобного Сергия, и заняли свои обычные места. Иностранные гости в полном составе также разместились, а я успел заметить, что Куроедова или кого ни будь из представителей гражданской власти тоже не было. Заседание началось около двух часов дня. Митрополит Пимен предложил обсудить процедуру избрания Патриарха. Встал митрополит Никодим и сказал: — Процедура избрания была предметом глубокого и всестороннего обсуждения на Архиерейском совещании. Было решено, что избрание будет происходить открытым голосованием, а, следовательно, прошу и предлагаю Собору утвердить эту процедуру». Последние в новейшей истории выборы Патриарха прошли во время Поместного Собора 1990 года впервые за долгие годы без всякого давления светских властей. На этот раз кандидатами в патриархи были 75 епархиальных архиереев в возрасте после 40 лет, имеющие советское гражданство с рождения.
Иван Третий Великий. Художественная реконструкция Дальше еще интереснее! Она привозит в Московию регалии имперской власти: скипетр, державу. В дополнение к шапке Мономаха получился отличный такой «набор» для складывания российского ритуала венчания на царство. Как не был им и его сын — Василий III. Оба они были Великими князьями Всея Руси. Но все предпосылки уже сложились. Эта теория, хоть и была чистым вымыслом, вела род княжеской династии московских царей аж от римских императоров. Стало быть род этот — самый древний и имеет больше прав на престол, чем все остальные роды пока еще не слишком окрепшего после объединения Московского государства. Иван Грозный. Художественная реконструкция Кто принял решение венчаться на царство как царь? Сам Иван IV и принял такое решение.
На Руси состоялось первое венчание на царство
Иван Васильевич стал первым в истории Руси «боговенчанным царем». Первый русский царь, им стал Иван Васильевич Грозный, который венчался на царство в 1547 году. Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем. Правда, из-за репрессий царя Бориса Годунова, заподозрившего Романовых в покушении на свою жизнь, Фёдор был пострижен в монахи и стал потом Ростовским митрополитом Филаретом. Правда, из-за репрессий царя Бориса Годунова, заподозрившего Романовых в покушении на свою жизнь, Фёдор был пострижен в монахи и стал потом Ростовским митрополитом Филаретом.