В этом ролике поговорим о нововведение в экзамене по истории, а именно про штрафные баллы. Изменения ЕГЭ по обществознанию 2024 Скорректирована формулировка и внесены изменения в систему оценивания выполнения задания 24 критерий 24. Общество, Образование, история. 42 Время- 210 минут.
ЕГЭ по истории. Основные изменения 2024
Минимальный балл — 40, что выше балла Минобрнауки. Источник: sechenov. Экзамен сдавали 90 тысяч человек. Одним из самых сложных заданий в ЕГЭ остается проверка знаний по истории культуры.
Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог дал нам тогда наследника — сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым решили, что мы уже в небытии и, забыв наши благодеяния, а того более, души свои и присягу нашему отцу и нам — не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего отдалённого родственника князя Владимира, а младенца нашего хотели погубить, подобно Ироду… Когда же мы, по Божью милосердию, всё узнали и полностью уразумели и замысел этот рассыпался в прах, поп Сильвестр и Алексей Адашев и после этого не перестали жесточайше притеснять нас и давать злые советы, под разными предлогами изгоняли наших доброжелателей, во всём потакали князю Владимиру, преследовали лютой ненавистью нашу царицу Анастасию и уподобляли её всем нечестивым царицам, а про детей наших и вспомнить не желали. А после этого собака и давний изменник, князь Семён Ростовский, который был принят нами в Думу не за свои достоинства, а по нашей милости, изменнически выдал наши замыслы литовским послам, пану Станиславу Довойне с товарищами, и поносил перед ними нас, нашу царицу и наших детей…».
Значительное место в экзаменационной работе отведено событиям Великой Отечественной войны. Много ошибок делается в 17 задании, где нужно указать название этапа Великой Отечественной войны, в ходе которого произошли события, описанные в приведенном тексте», — отметил Игорь Артасов. Он добавил, что выпускники, как правило, хуже знают события ХХ века, чем более ранних периодов российской истории. Игорь Артасов ответил на вопросы зрителей эфира о нюансах выполнения и оценивания различных заданий экзаменационной работы. Видеозапись эфира доступна в сообществе Рособрнадзора «ВКонтакте» и на Rutube.
Причинно-следственные связи.
По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2. Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий явлений, процессов , происходивших в указанный период.
Демоверсия ЕГЭ 2024 по истории
Как сообщает пресс-служба Минобрнауки РД, из Единого государственного экзамена по истории исключили сочинение. Именно поэтому оно и оценивалось максимальным количеством баллов. Учащимся стоило обратить особое внимание на правила его написания и критерии оценивания», — объясняет Насир Агабеков, начальник отдела надзора и контроля качества образования Минобрнауки РД.
Поэтому важно уделить этому блоку особое внимание, сделать разбор самых сложных тем и научиться анализировать и связывать события. Нужно хорошо понимать этапы Великой Отечественной войны и разбираться в новейшей истории страны. Выпускникам нужно иметь представление о культурных особенностях стран в разные временные промежутки, а также разбираться в картографических материалах. План подготовки к ЕГЭ по истории Готовиться к экзамену по истории нужно заранее. Если у тебя нулевые знания, то начинать подготовку в 11-м классе может быть поздно. Можно не успеть изучить все нужные темы. Но, в любом случае, тебе нужен четкий план. Изучи требования и правила экзамена.
Ознакомиться с темами экзамена, типами заданий и критериями оценки можно с помощью официальных документов. Скачать из можно на сайте ФИПИ. Создай расписание подготовки, учитывая текущий уровень знаний. Разбей весь период на отрезки времени и запланируй, сколько времени уделить изучению каждой темы и выполнению заданий. Изучай исторические материалы, используя учебники, пособия и другие ресурсы. Рекомендуется изучать материалы во временной последовательности, начиная с древних цивилизаций и заканчивая современными событиями. Пробуй решать задания: пробники и демоверсии.
Еще больше информации про ЕГЭ по обществознанию — по ссылке. Как успеть все рассказать за 3 минуты? Достаточно 3—5 фраз на каждый пункт плана. Обязательно ли называть друга по имени? Можно ли ограничиться обычным приветствием «hello», «hi»? Можно, но только в устной части. Эти приветствия лучше не использовать в письме. Насколько подробно нужно описывать картинку? Задание 4 проверяет когнитивные способности и языковой уровень учащихся. Помимо общего описания, делайте акцент именно на те детали, которые указаны в формулировке задания. Неуместно называть детали, которые не имеют отношения к теме проекта. Сколько отличий надо назвать? Можно ограничиться одним — главное, чтобы оно относилось к теме задания. Допускается ли формулировка «We can see» в этом задании? Допускается, но лучше использовать другие обороты. Может ли преимущество одного явления или объекта быть недостатком другого? Да, может. Нужно ли включить в ответ 4 задания отсылку, что фотографию не удается отправить по техническим причинам? Можно, но необязательно. В разделе «Аудирование» есть задания, где нужно определить, является ли утверждение верным, неверным или в тексте про него не сказано. Как отличить «неверно» от «не сказано»? Если в тексте нет информации — это «не сказано». В анализе могут ли снять баллы за частые повторы? В тех заданиях, где вы должны продемонстрировать уровень выше В1, могут снять за это баллы. Напомню, что лексика также должна соответствовать заданному уровню сложности задания. Экзамен проверяет уровень В2, почему в нем могут попасться слова уровня С? Очень важный навык, который также проверяется на экзамене, — умение понимать слова по контексту, по их морфологической структуре, догадываться о значении слов. Что такое повторяющиеся ошибки, которые считаются за одну ошибку? Это ошибки, которые относятся к одному правилу. Можно ли в 3 задании устной части интервью делать слишком большие паузы? Не рекомендуется. Потренируйтесь, чтобы успеть все сказать, нужно точно и четко ответить на вопрос. В разделах «Грамматика» и «Лексика» есть только один правильный вариант? В разделе «Грамматика» может быть несколько правильных ответов, в разделе «Лексика» — только один. Можно ли ставить знак апострофа в бланк, если используете стяженную форму? Не рекомендуется, лучше писать полную форму. Немецкий язык. Нужно ли ставить умлаут в бланках с кратким ответом? Нет, необязательно. То же самое касается надстрочных знаков во французском и испанском языках. Но в заданиях 37 и 38 это нужно делать обязательно. Китайский язык. Засчитываются ли слова, написанные фонетической транскрипцией «пиньинь»? Нет, не засчитываются. Что будет, если выполнить оба варианта в задании 38? Лучше этого не делать, потому что успеть за отведенное время хорошо сделать оба варианта невозможно, а оценивать эксперты будут только второй вариант. Если он будет хуже первого, то и оценка, соответственно, будет ниже. То же самое касается устной части: если вы ошиблись и поправили себя сами, то эксперты оценивают второй вариант ответа. Если же вы сначала сказали правильно, а потом исправили на некорректный ответ, это будет засчитано как ошибка. Если в 3 абзаце приведено два сравнения, нужно ли давать два комментария? Можно дать один комментарий, но он должен быть весомым, распространенным. Там должно быть либо объяснение причин, либо объяснение последствий. Сколько чисел нужно использовать в задании 38? Таких нормативов нет. Нужно ли использовать кавычки при сопоставлении данных в графике параметров? Главное — правильное описание фактов. Какие пунктуационные правила в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях учитываются на ЕГЭ по английскому? Правильно ли, что запятые в предложениях с «and», «but», «or», даже если они необходимы, в заданиях ЕГЭ лучше не ставить? Знаки препинания в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях не учитываются, поскольку они не изучаются в рамках школьной программы. Еще больше информации про ЕГЭ по иностранным языкам — по ссылке. В этом году изменили формулировки в кодификаторе ЕГЭ по биологии. Как это повлияет на сам КИМ? Кодификатор — нормативный документ, отражающий содержание ФГОС. Мы опираемся на него при составлении КИМ. ФГОС расширен и это отражается в кодификаторе — все новые темы там выделены курсивом. Это означает, что вопросы, посвященные этим темам, в 2024-м году не выносятся на экзамен. Как эффективно подготовиться к заданию 25? Это задание эвристическое. Н надо искать готовый шаблон ответа и целенаправленно готовиться к какой-то линии заданий экзамена. Нужно представлять объемную картину того, как функционируют организмы, основные вещи, которые касаются регуляции различных организмов и процессов. Не надо забывать, что это связь биологии и химии. Могут ли встретиться в КИМ задачи на неаллельное взаимодействие генов? В 2022 году впервые было введено задание на проверку методологии биологического эксперимента. Планируется ли сохранить такие задания? Да, это будет представлено в 22 и 23 заданиях. Стоит ли в этом году ждать новых типов генетических задач или понятие положительного контроля? На ЕГЭ по биологии сюрпризов нет — все показано в демоверсии, все термины разъяснены заранее. Новых задач по генетике не будет. Положительного контроля не будет. Как правильно оформлять ответ на задания на закон Харди-Вайнберга? Нужно использовать любые способы правильно получить ответ. Все возможные варианты будут учитываться. Какие темы задания блока «Человек и его здоровье» плохо решаются? Задачи на анализаторы и связь между параметрами — например, давлением. Обратите на них внимание. Еще больше информации про ЕГЭ по биологии — по ссылке. С чем связано исключение заданий на построение профиля и определения азимута? Все изменения связаны с требованиями ФГОС и новой федеральной программы. Требования, которые предъявлялись к заданиям 21 и 22 построение профиля и определение азимута , остались в основной школе и проверяются на уровне ОГЭ. В ЕГЭ такие задания теперь не предусмотрены.
И здесь важно отметить, что проверять экспертам будет однозначно легче, поскольку выпускнику будет необходимо попросту попасть в ключи и круг исторической аргументации значительно сужен. Сложнее или легче стало для учеников? Здесь всё будет зависеть уровня от подготовки к экзамену. Если мы откроем спецификатор, то увидим, что задание 18 является заданием высокого уровня сложности. Его главная цель — дифференцировать обучающихся. Ученики, думающие и отлично подготовленные трудностей, не испытают, поскольку при подготовке будут обращать внимание на причины и следствия исторических событий. Как мне кажется, задание стало даже чуть проще, уже задано направление мысли и точно понятно, что писать, в каком ключе и какой аспект указывать. Другой вопрос, будет ли это известно ученику или нет.
Критерии оценивания развернутых ответов ЕГЭ по истории 2022
Баллы и критерии оценивания ЕГЭ по истории. Единый экзамен по истории не относится к числу обязательных, но сдают его старшеклассники охотно. Основные изменения. Согласно критериям оценивания ЕГЭ по истории на 2024 год, эксперты будут уделять особое внимание не только фактологической точности ответов, но и наличию четкой структуры рассуждения. Изменения в ЕГЭ в 2024 году Каждый год ФИПИ вносит корректировки в структуру КИМ и критерии оценивания экзаменационных заданий на ЕГЭ.
Изменения в ЕГЭ на 2024 год
егэ 2024, шкала баллов егэ, огэ 2024, сочинение по русскому, итоговое сочинение. Оценивание ЕГЭ по истории в 2024 году будет проводиться на основе этих критериев, которые позволят оценить уровень знаний истории выпускников и их способность анализировать и интерпретировать историческую информацию. согласно кодификатору ЕГЭ по истории 2024.
120 вопросов про ЕГЭ-2024: самые сложные задания, критерии оценивания, спорные вопросы
Задания с кратким ответом В ЕГЭ-2024 по литературе сократили количество заданий с кратким ответом: вместо 7 стало 6. Это значит, что «легкие» баллы получить стало сложнее. Сочинение Также поменяли формулировку задания 11. Если раньше можно было привлекать любые произведения из русской и зарубежной литературы главное, чтобы они соответствовали вопросу , то теперь КИМ сам предлагает 3 автора на выбор. Критерии оценивания Составители уточнили критерии оценивания сочинений: в мини-сочинениях на анализ отрывка 4. Количество максимальных баллов за эти задания также сократилось с 6 до 4. Во все сочинения добавился критерий по грамматике. Раньше он был только в большом сочинении, теперь же — во всех 5 заданиях с развернутым ответом. За одну речевую, грамматическую или логическую ошибку вы автоматически потеряете балл, а за 2 ошибки одного вида получите 0 по этому критерию. В большом сочинении 11. Кодификатор Одно из главных в изменениях ЕГЭ-2024 по литературе — сократилось количество произведений в кодификаторе.
Из него убрали первую половину XIX века с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем и выделили 12 основных произведений, по которым могут быть вопросы: А. Драма «Гроза», И. Роман «Обломов», И. Роман «Отцы и дети», Н. Поэма «Кому на Руси жить хорошо», Ф.
Задания 4. При оценке выполнения заданий 4.
Уточнены критерии 6, 7 и 8 при оценивании заданий 11. Из кодификатора убрали все произведения начиная с древнерусской литературы до литературы середины XIX в. Максимальное количество баллов за ЕГЭ по литературе теперь составляет не 53, а 48. Максимальное количество первичных баллов за работу увеличено с 31 до 32. Похожие задания были в ЕГЭ до 2021 года. Из первой части исключены интегрированное задание на распознавание графических зависимостей и два задания на определение соответствия формул и физических величин по механике и электродинамике. Из второй части исключили одну из расчётных задач высокого уровня сложности.
Одно из заданий с кратким ответом в первой части работы перенесено из раздела «МКТ и термодинамика» в раздел «Механика». Сокращены общий объём и спектр проверяемых элементов содержания в заданиях базового уровня с кратким ответом. Максимальное количество баллов за ЕГЭ снижено с 54 до 45. Теперь за выполнение работы можно получить только 57 первичных баллов, а не 59, как годом ранее.
В работе сохранено задание на анализ двух письменных исторических источников, посвященных Великой Отечественной войне. Это задание в работе 2023 г. Прочитайте отрывок из воспоминаний современников.
А «На личной карте Паулюса этот дом на площади 9 Января был отмечен как крепость. Пленные немецкие разведчики считали, что его обороняет батальон. Об этом доме узнала сначала наша армия, потом вся страна и, наконец, весь мир. На его защитников равнялась, как в строю, вся дивизия, о нём слагались песни и легенды. Как это ни странно, но это четырёхэтажное жилое здание, выстроенное не из какого-либо несокрушимого материала, а из обыкновенной глины, дерева и кирпича, оказавшееся вообще малоустойчивым, вполне заслуживало того, что о нём писали или рассказывали. Да, это был «дом-крепость», его обороняли бойцы, каждый из которых стоил целого отделения, а то и взвода противника, и слава о них не померкнет в веках».
Однако, согласно Министерству науки, для того, чтобы поступить в ВУЗ высшее учебное заведение , необходимо набрать не менее 35 баллов. Всего за экзамен по истории можно заработать 42 первичных балла, а если переводить в тестовые, то все 100. Экзамен по истории нацелен на аналитические способности ученика, здесь необходимо ориентироваться в контексте событий, понимать причинно-следственные связи, уметь анализировать материал. Однако теоретический материал, а в основном даты - знать тоже необходимо. Подготовка к ЕГЭ по истории требует определенной системы и осознанного подхода. Вот некоторые шаги, которые могут помочь вам эффективно подготовиться к экзамену: Ознакомьтесь с программой экзамена: Изучите официальную программу ЕГЭ по истории, чтобы понимать, какие темы и периоды истории входят в экзаменационные материалы. Это поможет вам сосредоточиться на важных аспектах и убедиться, что вы покрываете все необходимые темы. Составьте план подготовки: Разработайте план подготовки, учитывая доступное время до экзамена и объем материала. Разбейте материал на подкатегории, установите ежедневные цели и контролируйте свой прогресс. Изучайте учебники и учебные материалы: Используйте учебники по истории, учебные пособия, справочники и другие материалы для углубленного изучения тем. Уделите внимание ключевым событиям, периодам и личностям истории. Помните о методах запоминания: Используйте различные методы запоминания информации, такие как создание конспектов, мнемонические приемы, ассоциации и другие техники, чтобы улучшить запоминание и понимание материала. Групповые занятия и обсуждения: Проводите занятия с одноклассниками или преподавателями, чтобы обсудить трудные темы, задания и консультироваться по вопросам, которые вызывают затруднения.
120 вопросов про ЕГЭ-2024: самые сложные задания, критерии оценивания, спорные вопросы
Задание 24 ЕГЭ по истории: критерии оценивания, разбор задания, примеры. Оценивание ЕГЭ по истории в 2024 году будет проводиться на основе этих критериев, которые позволят оценить уровень знаний истории выпускников и их способность анализировать и интерпретировать историческую информацию. Во-вторых, критерии оценивания заданий базового уровня с кратким ответом облегчили: проверяющие уменьшили объем проверяемых знаний и навыков, а значит, набрать необходимое количество баллов будет проще. Изменения в экзамене в 2024 году и критерии оценивания. В статье подробно разобраны критерии оценивания ЕГЭ 2024 года, рассмотрены основные моменты и нюансы, на которые стоит обратить внимание при подготовке.
Критерии оценивания ЕГЭ по истории 2024
Как поступить в вуз, если истекли сроки результаты ЕГЭ, рассказали в нашей статье. Собрали полезные учебники в статье «Лучшие ресурсы и пособия для подготовки к ЕГЭ по профильной математике». Также в документе прописан, что делать, если произошёл технический сбой. Работы теперь будут проверять не четыре, а два календарных дня. Подробно о каждом пункте рассказали в статье «Изменения в ЕГЭ в 2024 году: новые правила проведения итоговых экзаменов». А также нельзя пользоваться калькулятором на ЕГЭ по математике, но можно — на физике и географии.
Может быть использован жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого. Главное — в обосновании должен быть выдвинут тезис, затем приведен аргумент с пояснением и сделан вывод, связанный с тезисом. Может ли эксперт посчитать повтор местоимений или союзов тавтологией? Есть ли четкие показатели, которые это определяют? Критерий К6 характеризует богатство речи выпускника. Если в пределах одного абзаца немотивированно повторяется одно и то же слово в разных формах — это признак бедной речи. Но есть слова, которые трудно заменить — например, местоимение «я» эта форма не считается повтором. Будет ли расширен языковой материал в задании 13? Задание 14: на какие правила слитного, раздельного, дефисного написания слов надо обратить особое внимание?
Производных предлогов, союзов и особенно наречий, так как в их написании много слов-исключений, которые надо запомнить. Сколько правильных вариантов ответа может быть в заданиях 22 и 23? От двух до четырех. Снизят ли баллы, если нет заключения в сочинении? В сочинении нет требований к композиции, но помните, что текст выглядит более значимым и весомым, когда вступление и заключение выделены в отдельные абзацы. Обязательно ли в ответе на задание 5 писать пароним в том же падеже, что и в задании? Да, нужно работать с той формой, в которой слово задано в контексте. То же самое касается 6 и 7 заданий. Еще больше информации про ЕГЭ по русскому — по ссылке. Будут ли на ЕГЭ задания на неравенство Чебышева?
Иррациональные неравенства? Коэффициент корреляции и дисперсию? Нет, таких заданий не будет. Изменится ли шкала пересчета баллов? В базовом ЕГЭ по математике — нет, в профильном в связи с изменением количества заданий будут небольшие изменения. Увеличится ли количество заданий по теории вероятности? В 2024 году ничего не изменится. Можно ли будет пользоваться калькулятором на ЕГЭ по математике? Можно ли использовать векторные произведения при решении заданий по стереометрии? Можно использовать любые факты, понятия, методы, которые есть в учебниках и пособиях, включенных в перечень Минпросвещения России.
Соответственно, ответ «да». Как правильно записывать ответы в пункте «А» второй части? Важно не только дать ответ, но и привести аргумент или дать решение. Шаблонов нет, любой математически правильный способ будет оцениваться по максимуму. Что лучше при подготовке: решать задания из открытого банка или тренировочные варианты? Ни то, ни другое. Самое правильное — повторять по темам. Тренировочные варианты можно решать в начале подготовки, потом — в середине, для проверки своих знаний, и уже ближе к экзамену — чтобы привыкнуть к формату. Демонстрационный вариант — один из примеров заданий, которые могут вам встретиться на экзамене. Типичные ошибки на ЕГЭ по математике.
Неправильно прочитанное условие задачи — выпускники не обращают внимания на детали и уточнения. Есть арифметические ошибки, чаще всего связанные с отрицательными числами. Поэтому лучше всего писать каждую выкладку на черновике, а не считать в уме. Если участник решил задание правильно, но ответ записать забыл, как оценивается такое задание? В ЕГЭ профильного уровня самое главное во второй части — это решение. Если внутри присутствует ответ, вам все зачтут. В первой части, если ответы не перенесены в бланк, засчитаны они не будут. Еще больше информации про ЕГЭ по математике — по ссылке. Будут ли обновленные модели заданий? Сейчас экзаменационный вариант работает хорошо, нет необходимости в усложнении или упрощении экзамена.
Любые новые модели заданий сначала апробируются, затем появляются в демонстрационных вариантах. Будут ли разнонаправленные цепочки в 2024 году? Да, такое задание может быть. Реакция амфотерных гидроксидов с кислотой будет являться нейтрализацией? В рамках классических подходов мы не считаем это реакцией нейтрализации. Стоит ли рассматривать реакцию дегидратации в разных условиях многоатомных спиртов наравне с одноатомными? Вероятность минимальна. Эти взаимодействия в основном рассматриваются на одноатомных спиртах. Мы рассматриваем взаимодействия, которые характеризуют наиболее типичные, общие свойства, характерные для определенных классов соединений. Может ли в 21-м задании попасться ситуация, в которой надо будет сравнивать рН слабой растворимой кислоты и растворимость соли, образованной сильным анионом и слабым катионом?
Нет, такое поведение этих веществ приводит к тому, что рН может иметь близкое значение. В задание 21 включены вещества, которые строго разводятся по шкале рН. Задание 29: слова «окислитель» и «восстановитель» надо прописывать под уравнением или можно прописывать внизу? Оформление может быть сделано различными способами. Главное — четко указывать, к какой частице относятся слова «окислитель» и «восстановитель». Могут ли в перечне веществ в задании 21 на гидролиз встретиться две соли, гидролизирующиеся по катиону или аниону, или две кислоты? Нет, не могут. Это не школьный уровень анализа веществ. Могут ли в задании 33 расчетная задача по органической химии встретиться бинарные вещества? Да, могут.
Но как правило, это функциональные группы классов веществ, которые изучаются в рамках школьной программы — азотсодержащих или кислородсодержащих веществ. Считаются ли ошибкой в сокращенном ионном уравнении задания 30 несокращенные коэффициенты? Да, считаются. Сверяйте то, что указано в задании, с тем, как записываете ответ. Могут ли в задании 22 на электролиз встретиться не только соли, но и кислоты, и щелочи? Не могут. Только соли. Если в задании 6, 29 и 30 сказано, что выделяется газ, означает ли это, что не могут выделяться два газа? Могут ли быть другие признаки реакции? Например, образоваться осадок, измениться цвет раствора и т.
Если сказано, что выделяется газ, это не противоречит тому, что может выделяться два газа. Все, что не противоречит условию задания, может быть принято в качестве правильного ответа. Может ли в задании 23 равновесие с расчетами исходная концентрация продукта быть не равна нулю? В экзамене 2024 года такого встретиться не должно, исходная концентрация будет равна нулю. Как готовиться к заданию 25? В нем же весь курс химии. В этом задании много материалов из разных тем. Рекомендую систематизировать все, что было изучено: составляйте обобщающие таблицы, заполняйте их по мере прохождения материала. В ряде случаев порядок протекания реакции зависит от порядка смешивания реагентов. Если ученик пишет подобные реакции без учета последовательности и находит верный ответ, подкрепленный расчетами, может ли это понизить оценку за решение задачи?
Нет, не может.
Хуже всего выпускникам дается развернутое задание, где нужно найти аргументы к разным точкам зрения, опираясь на факты. В демоверсии экзамена предлагают написать исторически подкрепленные аргументы в защиту того, что изменения в налоговой политике России и колониях Англии повлекли народные волнения. Источник: fipi. На количество баллов и шкалу перевода это не повлияло.
Важно помнить, что шкала перевода баллов ЕГЭ меняется каждый год по всем предметам , поэтому важно смотреть новую шкалу каждый год. Шкала обновляется после первой волны сдачи ЕГЭ — досрочного этапа в марте-апреле. Удобнее всего смотреть на шкалу в виде таблице, в которой расписано соответствие каждого первичного балла соответствующему количеству тестовых баллов по истории.