27 апреля 1986 года город Припять в Киевской области Украинской ССР был эвакуирован из-за аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Чернобыль: от аварии до аттракциона
Припяти исполнилось 50 лет - Российская газета | 45 лет назад был основан город Припять. |
История города-призрака. Припять | Пятьдесят лет назад — 4 февраля 1970 года — была официально основана Припять — посёлок, а затем полноценный город, сооруженный для работников Чернобыльской атомной станции. |
Припять-город презентация | Припять была основана 4 февраля 1970 года, а статус городошара получила уже через девять лет. В связи с расположенной рядом ЧАЭС — одной из крупнейших в Европе атомных электростанций — Припятью также был получен статус атомограда. |
50 лет городу атомщиков: Припять до и после катастрофы на ЧАЭС - 04.02.2020, Sputnik Беларусь | Бассейн в Припяти — одна из главных достопримечательностей экскурсий по Зоне отчуждения. Когда основную часть последствий аварий удалось устранить, Зона отчуждения постепенно превратилась в место для экскурсий, в том числе нелегальных. |
Припять : История от развития до забытия | Припять вики | Fandom | 27 апреля 1986 года город Припять в Киевской области Украинской ССР был эвакуирован из-за аварии на Чернобыльской атомной электростанции. |
Учебный проект Припять
Успехи в возведении станции неразрывно связаны с успехами в строительстве нового жилья, городских объектов социально-культурного и бытового назначения. В городе сооружены Дворец культуры, Дом книги, кинотеатр, гостиница, четыре библиотеки, школа искусств с концертным залом, комплекс медицинских учреждений, благоустроенные средние общеобразовательные школы, профтехучилище. Создана широкая сеть бытовых учреждений, столовых, кафе, магазинов. Построено свыше десятка детских садов. Строительству различных дошкольных и спортивных учреждений уделяется особое внимание, ведь средний возраст жителей юного города составляет двадцать шесть лет.
Ежегодно здесь рождается более тысячи детей. Только в Припяти можно увидеть парад колясок, когда вечерами мамы и папы гуляют со своими малышами... Припять уверенно шагает в будущее. Ее промышленные предприятия продолжают наращивать производственные мощности.
В ближайшие годы будут построены энергетический техникум, еще одна средняя школа, Дворец пионеров, молодежный клуб, торговый центр, крытый рынок, гостиница, новые здания авто- и железнодорожного вокзала, стоматологическая поликлиника, кинотеатр с двумя кинозалами, магазин "Детский мир", универсам и другие объекты. Въезд в город украсит парк с аттракционами. По генеральному плану в Припяти будет до восьмидесяти тысяч жителей. Полесский атомоград станет одним из красивейших городов Украины".
Красочный этот альбом мне подарил в пустом административном корпусе Припяти, в ее "Белом доме", Александр Юрьевич Эсаулов - заместитель председателя припятского горисполкома, один из героев нашей повести. Мы ходили с ним по безжизненным коридорам, заглядывали в опустевшие кабинеты: сдвинутая мебель, брошенные на пол бумаги, открытые сейфы, кучи пустых бутылок из-под пепси-колы в помещениях, где заседала Правительственная комиссия на память я снял с дверей бумажки с торопливыми надписями - кто где размещается , подшивки газет, оборвавшиеся на дате "25 апреля", засохшие цветы в вазонах... И над всем этим - одуряющий запах дезинфекции, чтобы крысы не размножились. Чернобыль пережил татаро-монгольское нашествие.
ХIII век ознаменован победой Литовского княжества над татарами, а после того, как Литовский князь Гедеминас в 1320 году подчиняет себе Киев , наступает литовский период истории Украины. В 1569 году, после подписания Люблинской унии между Литвой и Польшей, Чернобыль отходит от владения Польши. Власть над городом переходит в руки династии шляхтичей Сапегов. Освободительная война украинского народа 1648-1654 гг.
Захаров, 6 февраля 1981 года В городских магазинах возникали стихийные сборища из-за плохого качества и перебоев в снабжении хлебом, пока работу хлебозавода не удалось наладить. Работники ЧАЭС писали коллективные письма с жалобами на жилищные условия и нехватку мест в детских садах. Припять до аварии Фото: из архива городского краеведческого музея Славутича В задачи органов КГБ в Чернобыле входили поиск агентов-нелегалов, государственных преступников, борьба с украинскими националистами и пресечение деятельности «ревизионистски настроенных лиц из среды молодежи и интеллигенции». Как отмечалось в одном из документов, большая миграция, недостаточно четкая работа паспортного стола и упрощенный прием на работу в строительные организации на ЧАЭС создавали условия для легализации агентов-нелегалов. Чекисты выявляли среди работающих на строительстве ЧАЭС людей, которые, очевидно, считались подозрительными. Например, тех, кто выезжал за рубеж или переписывался с жителями капиталистических стран, имел судимость за государственные или уголовные преступления. Ненормальное положение с охраной АЭС усугубляется еще и тем, что на станции имеется целый ряд производственных помещений, цехов и участков, уязвимых в диверсионном отношении докладная записка в Комитет государственной безопасности при Совете министров Украинской СССР, 29 июня 1977 года По данным на весну 1986 года, у органов КГБ было 56 агентов и 67 доверенных лиц, которые передавали им информацию и после случившейся аварии. До сих пор существуют различные версии причин чернобыльской катастрофы.
Как правило, указывается на неправильные действия персонала. При этом в первое время после аварии, как следует из документов, проверялась версия о диверсионном умысле. К примеру, к 8 мая было зафиксировано пять попыток хищения имущества в населенных пунктах, из которых эвакуировали жителей, один случай хищения продовольствия и спиртных напитков. Некоторые из них были недовольны увеличением срока службы с двух до шести месяцев. Военные из Прибалтики были готовы объявить голодовку, не подчиняться приказам и бунтовать. Некоторые ликвидаторы в письмах просили близких добыть для них справки о болезни или тяжелом материальном положении семьи, чтобы их демобилизовали раньше. Обстановка в частях была «нормализована» после «разъяснительной работы». Число жертв аварии достигло четырех тысяч человек, включая умерших от последствий облучения.
После аварии вокруг ЧАЭС возникла 30-километровая зона отчуждения, куда попали не только территория станции и город Припять, но и десятки сел. Пожары в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС Фото: РИА Новости Украинское правительство не раз заявляло, что собирается что-то предпринять в отношении этих территорий, но дальше туманных идей дело не заходило. Впрочем, в прошлом году в этом направлении активизировался Владимир Зеленский , который даже посетил Припять и пообещал превратить зону ЧАЭС в туристический и научный кластер. Однако, как показали события весны 2020 года, обещания вряд ли зафиксировали даже на бумаге. В апреле прошлого года в зоне отчуждения разгорелись масштабные пожары. Очагов было несколько — кто-то явно пытался скрыть следы преступной деятельности по вырубке древесины, а кто-то занимался банальным хулиганством. И это на территории закрытого объекта! Как призналась и.
Да и не на что, собственно говоря. Власти Украины только на 11-й день пожара осознали проблему и нашли средства: почти 45 миллионов гривен пришлось выделить из резервного фонда, потому что у профильных ведомств средств просто не оказалось. Огонь дошел и до закрытого военного городка Чернобыль-2, вплотную подошел к городу Припяти, хранилищу ядерных отходов, складу боеприпасов. Пламя полыхало и совсем неподалеку от саркофага четвертого энергоблока, где неизвестно в каком состоянии находятся 180 тонн отработавшего ядерного топлива, которое попросту не смогли извлечь после взрыва. Не пощадил огонь и печально известный Рыжий лес, принявший на себя максимальную дозу радиации после аварии 1986 года.
В связи с этим первые улицы города имели названия Энтузиастов и Дружбы народов. В городе были построены - Дом культуры, Дом книги, кинотеатр, гостиница, четыре библиотеки, школа искусств с концертным залом, комплекс медицинских учреждений, а также были общеобразовательные школы, профтехучилище. Центральная часть города Проспект Ленина. Кафе "Припять". Речной вокзал. Архитектурный знак" Факел" размещается недалеко от города В городе действовал филиал Куйбышевского Всесоюзного заочного энергостроительного техникума. Было создано большую сеть бытовых учреждений, столовых, кафе, магазинов. Построено более 10 детских садиков. Большое внимание строители уделяли созданию разнообразных дошкольных и спортивных заведений, поскольку средний возраст жителей молодого города составляло всего 26 лет. Трудно представить, но ежегодно в городе Припять рождалось более тысячи младенцев.
Единым в авторитетных версиях является только общее представление о сценарии протекания аварии. Ее основу составило неконтролируемое возрастание мощности реактора. Разрушающая фаза аварии началась с того, что от перегрева ядерного топлива разрушились тепловыделяющие элементы твэлы в определенной области в нижней части активной зоны реактора. ЧАЭС Это привело к разрушению оболочек нескольких каналов, в которых находятся эти твэлы, и пар под давлением около 7 МПа получил выход в реакторное пространство, в котором нормально поддерживается атмосферное давление 0,1 МПа. Давление в реакторном пространстве резко возросло, что вызвало дальнейшие разрушения уже реактора в целом, в частности отрыв верхней защитной плиты так называемой «схемы Е» со всеми закрепленными в ней каналами. Герметичность корпуса обечайки реактора и вместе с ним контура циркуляции теплоносителя КМПЦ была нарушена, и произошло обезвоживание активной зоны реактора. Версии принципиально расходятся по вопросу о том, какие именно физические процессы запустили этот сценарий и что явилось исходным событием аварии: произошел ли первоначальный перегрев и разрушение твэлов из-за резкого возрастания мощности реактора вследствие появления в нем большой положительной реактивности или наоборот, появление положительной реактивности — это следствие разрушения твэлов, которое произошло по какой-либо другой причине? И что тогда следует считать исходным событием: начало испытаний выбега или незаглушение реактора при провале по мощности за 50 минут до взрыва? Помимо этих принципиальных различий версии могут расходиться в некоторых деталях сценария протекания аварии, ее заключительной фазы взрыв реактора. Из основных признаваемых экспертным сообществом версий аварии более или менее серьезно рассмотрены только те, в которых аварийный процесс начинается с быстрого неконтролируемого роста мощности с последующим разрушением твэлов. Наиболее вероятной считается версия , согласно которой «исходным событием аварии явилось нажатие кнопки АЗ-5 в условиях, которые сложились в реакторе РБМК-1000 при низкой его мощности и извлечении из реактора стержней РР сверх допустимого количества». Расчеты, выполненные в разное время разными группами исследователей, показывают возможность такого развития событий. Это также косвенно подтверждается тем, что в случае «разгона» реактора на мгновенных нейтронах из-за «запоздалого» нажатия СИУРом кнопки АЗ-5, сигнал на его аварийную остановку был бы сформирован автоматически: по превышению периода удвоения мощности, превышению максимального уровня мощности и т. Такие события обязательно должны были предшествовать взрыву реактора, и реакция автоматики защиты была бы обязательной и непременно опередила бы реакцию оператора. Однако общепризнано, что первый сигнал аварийной защиты был дан кнопкой на пульте оператора АЗ-5, которая используется для глушения реактора в любых аварийных и нормальных условиях. В частности, именно с помощью нее был остановлен 3-й энергоблок ЧАЭС в 2000 году. Записи системы контроля и показания свидетелей подтверждают эту версию. Главным конструктором высказываются другие версии начального неконтролируемого роста мощности, в которых причиной этого является не работа СУЗ реактора, а условия во внешнем контуре циркуляции КМПЦ, созданные действиями эксплуатационного персонала. Исходными событиями аварии в этом случае могли бы быть: кавитация главного циркуляционного насоса ГЦН , вызвавшая отключение ГЦН и интенсификацию процесса парообразования с введением положительной реактивности; кавитация на запорно-регулирующих клапанах ЗРК каналов реактора, вызвавшая поступление дополнительного пара в активную зону с введением положительной реактивности; отключение ГЦН собственными защитами, вызвавшее интенсификацию процесса парообразования с введением положительной реактивности. Версии о кавитации основываются на расчетных исследованиях, выполненных в НИКИЭТ, но, по собственному признанию авторов этих расчетов, «детальные исследования кавитационных явлений не выполнялись». Версия отключения ГЦН как исходного события аварии не подтверждается зарегистрированными данными системы контроля. Кроме того, все три версии подвергаются критике с точки зрения того, что речь идет по существу не об исходном событии аварии, а о факторах, способствующих ее возникновению. Нет количественного подтверждения версий расчетами, моделирующими произошедшую аварию. Существуют также различные версии, касающиеся заключительной фазы аварии — собственно взрыва реактора: Химический взрыв. Высказывались предположения, что взрыв, разрушивший реактор, имел химическую природу, то есть это был взрыв водорода, который образовался в реакторе при высокой температуре в результате пароциркониевой реакции и ряда других процессов. Паровой взрыв. Существует версия, что взрыв был исключительно паровым. Согласно ей, все разрушения вызвал поток пара, выбросив из шахты значительную часть графита и топлива. Пиротехнические эффекты в виде «фейерверка вылетающих раскаленных и горящих фрагментов», которые наблюдали очевидцы, — результат «возникновения пароциркониевой и других химических экзотермических реакций». Версия ядерного взрыва. По версии, предложенной ядерным физиком, ликвидатором последствий аварии Константином Чечеровым, взрыв, имевший ядерную природу, произошел не в шахте реактора, а в пространстве реакторного зала, куда активная зона вместе с крышкой реактора была выброшена паром, вырывающимся из разорванных каналов. Эта версия хорошо согласуется с характером разрушения строительных конструкций реакторного здания и отсутствием заметных разрушений в шахте реактора, она включена главным конструктором в его версию аварии. Шведские ученые предположили, что во время аварии на Чернобыльской АЭС в действительности произошел ядерный взрыв мощностью около 75 т в тротиловом эквиваленте. Для этого они проанализировали концентрации изотопов 133Xe и 133mXe в образцах череповецкой фабрики по сжижению воздуха, а также смоделировали погодные условия после катастрофы, используя недавно опубликованные подробные данные за 1986 год. Статья опубликована в Nuclear Technology. Они пробили 350-килограммовые крышки каналов, прошили крышу реактора и поднялись на высоту в 3 км, где их подхватил ветер и донес до Череповца. Взрыв пара, разорвавший корпус реактора, случился через 2,7 секунды», — заявил Ларс-Эрик де Гир из Агентства оборонных исследований Швеции. Альтернативные версии Причины чернобыльской аварии невозможно понять, не постигая тонкостей физики ядерных реакторов и технологии работы энергоблоков АЭС с РБМК-1000. В то же время первичные данные об аварии не были известны широкому кругу специалистов. В этих условиях помимо версий, признанных экспертным сообществом, появилось много других. В первую очередь, это версии, предложенные специалистами из других областей науки и техники. Во всех этих гипотезах авария предстает результатом действия совершенно других физических процессов, чем те, которые лежат в основе работы АЭС, но хорошо знакомых авторам по их профессиональной деятельности. Локальное землетрясение. Она объясняет аварию локальным землетрясением. Основанием для такого предположения является сейсмический толчок, зафиксированный примерно в момент аварии в районе расположения Чернобыльской АЭС. Сторонники этой версии утверждают, что толчок был зарегистрирован до, а не в момент взрыва это утверждение оспаривается , а сильная вибрация, предшествовавшая катастрофе, могла быть вызвана не процессами внутри реактора, а землетрясением.
Припять до катастрофы: как выглядел самый передовой город на западе СССР
Средний возраст жителей составлял 26 лет. Ежегодно здесь рождалось более тысячи детей. Этот город непосредственно относился к Чернобыльской АЭС им. Ленина, которая была градообразующим предприятием. Чернобыль — город расположенный на расстоянии около 12 км от АЭС с населением до аварии около 14 тысяч человек. Этот город никогда не имел сколь-либо серьезного отношения к АЭС. Оба города находились на территории Чернобыльского района Киевской области, и именно по названию района станция получила свое название. Ныне район упразднен и включен в состав Иванковского. Я всегда хотел побывать в городе Чернобыль, но прочитав это, понял, что давно ошибался. Тогда я загорелся идеей проникнуть в город Припять. Я рассказал о своей идее друзьям, но они лишь посмеялись надо мной.
И я решил получше узнать об этом городе. Припять…Сколько трагичного, ужасного и грустного вспоминается, когда называют этот городок. Сейчас уже никто за исключением местных жителей не может себе представить Припять никак иначе, как находящуюся в зоне отчуждения, пустующую, заброшенную местность. Когда-то давным-давно, буквально тридцать лет назад здесь маленький городок Припять был вполне цветущим, где десятки тысяч человек обслуживали Чернобыльскую АЭС. Но после трагической катастрофы людей из этой местности эвакуировали, и город запустел… История и развитие города Основан 4 февраля 1970 года. Генеральным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе атомных электростанций, Чернобыльской — градообразующего предприятия, которое и дало Припяти звание города атомщиков. Припять стал девятым в Советском Союзе атомоградом. По последней проведённой до эвакуации переписи в ноябре 1985 года , численность населения составляла 47 тысяч 500 человек, более чем 25 национальностей. Ежегодный прирост населения составлял на тот момент свыше 1500 человек, среди которых около 800 были новорождённые, и приблизительно 500—600 человек — прибывшие на постоянное место жительства из разных регионов Советского Союза. Сталкеры, туристы и просто любопытные люди не оставляют этот город ни на минуту, ведь спустя 26 лет в Припяти все осталось нетронутым.
Расположенная рядом железнодорожная станция Янов на участке Чернигов — Овруч, пристань речного судоходства на реке Припять, автомобильные дороги превратили город Припять в удобный узел транспортных магистралей. Если вам нравится такой фармат и вам интересна эта тема подписывайтесь на канал ставте лайки и не забывайте прожимать колокольчик чтоб получать уведомления и не пропускать новых видиоо на канале!!! Если ест возможность дорогой зритель подержать мой конал!
Будет очет что я приобрел оборудование для канала!!!
Если же случается авария, и реактор начинает перегреваться, по плану вода из каналов испаряется. Водяной пар хуже воды замедляет нейтроны, то есть при перегреве реактор должен сам себя «тормозить», защищаясь от последующего взрыва. Государственная комиссия, сформированная в СССР для расследования причин катастрофы, возложила основную ответственность за нее на оперативный персонал и руководство ЧАЭС. МАГАТЭ создало свою консультативную группу, известную как Консультативный комитет по вопросам ядерной безопасности, который действовал на основании материалов, предоставленных советской стороной, и устных высказываний специалистов.
Среди них были и консультировали группу физики Александр Калугин и Владимир Демин, а делегацию советских специалистов возглавил Валерий Легасов, первый заместитель директора ИАЭ имени И. Курчатова, который в своем отчете 1986 года также в целом поддержал эту точку зрения. Утверждалось, что авария явилась следствием маловероятного совпадения ряда нарушений правил и регламентов эксплуатационным персоналом, а катастрофические последствия приобрела из-за того, что реактор был приведен в нерегламентное состояние. Академик Валерий Легасов Грубые нарушения правил эксплуатации АЭС, совершенные ее персоналом, согласно этой точке зрения, заключаются в следующем: проведение эксперимента «любой ценой», несмотря на изменение состояния реактора; вывод из работы исправных технологических защит, которые просто остановили бы реактор еще до того, как он попал в опасный режим; замалчивание масштаба аварии в первые дни руководством ЧАЭС. Однако в 1990 году комиссия Госатомнадзора СССР заново рассмотрела этот вопрос и пришла к заключению , что «начавшаяся из-за действий оперативного персонала Чернобыльская авария приобрела неадекватные им катастрофические масштабы вследствие неудовлетворительной конструкции реактора».
Кроме того, комиссия проанализировала действовавшие на момент аварии нормативные документы и не подтвердила некоторые из ранее выдвигавшихся в адрес персонала станции обвинений. Несмотря на широко распространенное ошибочное мнение о том, что авария произошла из-за испытаний выбега турбогенератора, на самом деле испытания лишь облегчили проведение расследования, так как вместе со штатными системами контроля работала еще и внешняя, с высоким временным разрешением. В 1993 году INSAG Международная консультативная группа по ядерной безопасности опубликовал дополнительный отчет , обновивший «ту часть доклада INSAG-1, в которой основное внимание уделено причинам аварии», и уделивший большее внимание серьезным проблемам в конструкции реактора. Он основан, главным образом, на данных Госатомнадзора СССР и на докладе «рабочей группы экспертов СССР» эти два доклада включены в качестве приложений , а также на новых данных, полученных в результате моделирования аварии. В этом отчете многие выводы, сделанные в 1986 году, признаны неверными и пересматриваются «некоторые детали сценария, представленного в INSAG-1», а также изменены некоторые «важные выводы».
Согласно документу, наиболее вероятной причиной аварии являлись ошибки проекта и конструкции реактора, эти конструктивные особенности оказали основное влияние на ход аварии и ее последствия. Основными факторами, приведшие к возникновению аварии, INSAG-7 считает следующее: реактор не соответствовал нормам безопасности и имел опасные конструктивные особенности; низкое качество регламента эксплуатации в части обеспечения безопасности; неэффективность режима регулирования и надзора за безопасностью в ядерной энергетике, общая недостаточность культуры безопасности в ядерных вопросах как на национальном, так и на местном уровне; отсутствовал эффективный обмен информацией по безопасности как между операторами, так и между операторами и проектировщиками, персонал не обладал достаточным пониманием особенностей станции, влияющих на безопасность; персонал допустил ряд ошибок и нарушил существующие инструкции и программу испытаний. Так, например, при оценке различных сценариев INSAG отмечает, что «в большинстве аналитических исследований тяжесть аварии связывается с недостатками конструкции стержней системы управления и защиты СУЗ в сочетании с физическими проектными характеристиками», и, не высказывая при этом своего мнения, говорит про «другие ловушки для эксплуатационного персонала. Любая из них могла бы в равной мере вызвать событие, инициирующее такую или почти идентичную аварию», например, такое событие, как «срыв или кавитация насосов» или «разрушение топливных каналов». Затем задается риторический вопрос: «Имеет ли в действительности значение то, какой именно недостаток явился реальной причиной, если любой из них мог потенциально явиться определяющим фактором?
Инженер оценивает повреждения машинного отделения второго реактора советской Чернобыльской АЭС, воскресенье, 13 октября 1986 года. При изложении взглядов на конструкцию реактора INSAG признает «наиболее вероятным окончательным вызвавшим аварию событием» «ввод стержней СУЗ в критический момент испытаний» и замечает, что «в этом случае авария явилась бы результатом применения сомнительных регламентов и процедур, которые привели к проявлению и сочетанию двух серьезных проектных дефектов конструкции стержней и положительной обратной связи по реактивности». Далее говорится: «Вряд ли фактически имеет значение то, явился ли положительный выбег реактивности при аварийном останове последним событием, вызвавшим разрушение реактора. Важно лишь то, что такой недостаток существовал и он мог явиться причиной аварии». INSAG вообще предпочитает говорить не о причинах, а о факторах, способствовавших развитию аварии.
Определенная положительная реактивность, по-видимому, была внесена в результате роста паросодержания при падении расхода теплоносителя. Внесение дополнительной положительной реактивности в результате погружения полностью выведенных стержней СУЗ в ходе испытаний явилось, вероятно, решающим приведшим к аварии фактором», — формулируется в выводых причина аварии. Ниже рассматриваются технические аспекты аварии, обусловленные в основном имевшими место недостатками реакторов РБМК, а также нарушениями и ошибками, допущенными персоналом станции при проведении последнего для четвертого блока ЧАЭС испытания. Технические аспекты аварии Недостатки реактора. Реактор РБМК-1000 обладал рядом конструктивных недостатков и по состоянию на апрель 1986 года имел десятки нарушений и отступлений от действующих правил ядерной безопасности, на любом из реакторов типа РБМК на апрель 1986 года в эксплуатации было 15 реакторов на 5 станциях , о чем конструкторам было известно за годы до катастрофы.
Несмотря на известные проблемы до аварии не предпринимались меры по повышению безопасности РБМК. К тому же действовавший на момент аварии регламент допускал режимы работы, при которых могла произойти подобная авария без вмешательства персонала при вполне вероятной ситуации. Два из этих недостатков имели непосредственное отношение к причинам аварии. Это положительная обратная связь между мощностью и реактивностью, возникавшая при некоторых режимах эксплуатации реактора, и наличие так называемого концевого эффекта, проявлявшегося при определенных условиях эксплуатации. Эти недостатки не были должным образом отражены в проектной и эксплуатационной документации, что во многом способствовало ошибочным действиям эксплуатационного персонала и созданию условий для аварии.
После аварии в срочном порядке первичные — уже в мае 1986 года были осуществлены мероприятия по устранению этих недостатков. Ошибки операторов. Первоначально утверждалось, что в процессе подготовки и проведения эксперимента эксплуатационным персоналом был допущен ряд нарушений и ошибок, и что именно эти действия и стали главной причиной аварии. Однако затем эта точка зрения была пересмотрена и выяснилось, что большинство из указанных действий нарушениями не являлись, либо не повлияли на развитие аварии. Таким образом, длительная работа реактора на мощности ниже 700 МВт не была запрещена действовавшим на тот момент регламентом, как это утверждалось ранее, хотя и являлась ошибкой эксплуатации и фактором, способствовавшим аварии.
Кроме того, это было отклонением от утвержденной программы испытаний. Точно так же включение в работу всех восьми главных циркуляционных насосов ГЦН не было запрещено эксплуатационной документацией. Нарушением регламента было лишь превышение расхода через ГЦН выше предельного значения, но кавитации которая рассматривалась как одна из причин аварии это не вызвало. Отключение системы аварийного охлаждения реактора САОР допускалось, при условии проведения необходимых согласований. Система была заблокирована в соответствии с утвержденной программой испытаний, и необходимое разрешение от главного инженера станции было получено.
Это не повлияло на развитие аварии: к тому моменту, когда САОР могла бы сработать, активная зона уже была разрушена. Блокировка защиты реактора по сигналу остановки двух турбогенераторов не только допускалась, но, наоборот, предписывалась при разгрузке энергоблока перед его остановкой.
Однако, параллельно с застройкой Припяти, эта же схема использовалась и при строительстве десятка других городов Советского Союза. В частности, отдельные микрорайоны Припяти имеют стопроцентное сходство с жилыми кварталами других атомоградов — Курчатова и Семипалатинска-21, Волгодонска — и автограда Тольятти. Для принципа «треугольной» застройки характерна смесь жилых домов стандартной этажности и домов повышенной этажности. Отличительной особенностью такого строительства является визуальный простор и свободные пространства между зданиями. В отличие от старых городов с тесными улочками и плотной застройкой, Припять, как и другие однотипные города, проектировалась с одной единственной целью — удобство проживания.
Кроме сознательного увеличения свободного городского пространства, эта цель достигалась также и особым, равноугольным расположением улиц и проспектов. С помощью такого расположения городских магистралей город Припять должен был стать городом, в котором появление автомобильных пробок было бы невозможно. Средний возраст жителей города составлял 26 лет. Образование Детские дошкольные учреждения — 15 единиц на 4980 мест. Средних общеобразовательных школ — 5 единиц на 6786 ученических мест, СПТУ 1 единица на 600 учащихся. Здравоохранение Медсанчасть-126 на 410 коек, три поликлиники. Общепит — 27 столовых, кафе, ресторанов на 5535 посадочных мест.
Культура 3 единицы культурных заведений: дворец культуры, кинотеатр на 1220 мест, школа искусств на восемь комнат для кружковой работы, общей вместимостью 312 учащихся. Спорт 10 спортивных залов, 3 бассейна для плавания, 10 стрелковых тиров, 2 стадиона. Благоустройство 1 парк, 35 детских игровых площадок и городков, 18 136 деревьев, 249 247 кустарников, 33 582 куста розы. Промышленность 4 предприятия с общим объёмом производства 477 млн рублей, в том числе завод «Юпитер» не путать с производством магнитофонов «ЮПИТЕР» киевским заводом «Радар», ранее «Коммунист». Строительство 6 первичных строительно-монтажных организаций, выполняющих объём строительно-монтажных работ на 132,3 млн рублей. А также в новый недостроенный 6-й микрорайон планировалось протянуть троллейбусную линию, но в связи с аварией на ЧАЭС проект не был реализован.
Когда был основан город припять
Припять (укр. Прип’ять) — покинутый город в Киевской области расположен на берегу реки Припять в 3 км от Чернобыльской АЭС, неподалёку от гран. 27 апреля был эвакуирован город Припять (47 500 тысяч человек), а в последующие дни – население 10-километровой зоны вокруг ЧАЭС. Поселение, которое получило название «Припять», было основано в разгар 1970 года. Припять Припять Bkv7601, Wikimedia. Город Припять опустел через сутки после того, как 26 апреля 1986 г. взорвался 4-й блок Чернобыльской АЭС. Населённый пункт Припять был основан в 1970 году для проживания людей, занятых строительством и дальнейшим обслуживанием ЧАЭС. Электростанции присвоили имя «Чернобыльская» по названию районного центра.
Начало жизни горада Припять 4 февраля 1970 года!
В 1977 году, после запуска первого реактора, население Чернобыля составило 14 тыс. Имеющиеся транспортные связи превратили город в перспективный областной центр. Предполагалось возвести 12 реакторов, мощностью по 1000 МВт каждый. Авария Взрыв на Чернобыльской атомной электростанции прогремел в 4-м энергоблоке 26 апреля 1986 года. Ночью специалисты проводили эксперимент по измерению инерционного вращения турбогенератора. Перегрев топлива спровоцировал разрушения активной зоны реактора.
Реактор при этом не был оснащен должным образом. О сбоях в ходе эксперимента никто не догадывался. Реактор не должен был работать в ту ночь. Однако его отключение перенесли на 9 часов позже, в связи с предстоящим празднованием 1 Мая.
Мы приступили к действиям незамедлительно. Масштаб аварии не был оценен, команды поступали самые различные, ведь алгоритм действий для таких случаев нигде не был прописан, не подразумевалось, что такое может случиться с этими реакторами.
Мы подготавливали воду, которой тушили реактор. Сверху, уже сильно загрязненная, она стекала вниз ниже «нулевого уровня» там были сплошные производственные помещения с оборудованием, которые тянулись под всеми четырьмя энергоблоками и были полностью затоплены. Мы ходили по колено в воде и организовывали откачку. Казалось, воду лили бесконечно, систему запустили на полную мощность, а воды требовалось все больше и больше». Основная задача химического цеха ЧАЭС, где работал Яшин, заключалась в том, чтобы подготовить воду системы АЭС работают на обессоленной воде , принять радиоактивные жидкие отходы, хранить их и перерабатывать. У нас был большой цех, работало около 300 человек.
Тогда выехала и часть персонала станции, поэтому те, кто остался, работали и за себя, и за того парня. В это время в городе к домам подходили автобусы, загружали людей и увозили. Мы потом разыскивали свои семьи. Ведь связи такой, как сейчас, тогда не было. Родные не могли позвонить нам и предупредить, обсудить маршрут эвакуации. Я свою семью потом нашел в Житомирской области.
Потом медики отслеживали у сотрудников показатели крови, кого-то выводили из зоны на время передохнуть, чтоб человек совсем не сгорел. Последствия на своем здоровье я ощущаю и сейчас — онкология и прочее. В живых осталось уже очень мало моих коллег. Удивляюсь, что до сих пор сам жив, мне ведь 76 лет».
Около 2600 жителей Славутича продолжают работать на станции, занимаясь выведением её из эксплуатации. Славутич сегодня — обычный город: кафе, большой стадион, площадки для воркаутов и скейтеров, велодорожка.
Однокомнатная квартира здесь стоит около 12 000 долларов. На работу на ЧАЭС ездят на электричках: три идут утром, три — вечером. Сказал: есть обрушение, но пока непонятно, что произошло. Там разбирается Дятлов... Через три часа пришел Дятлов, поговорил с Брюхановым, потом я его посадил за стол и начал спрашивать. Я боюсь, что директору так никто и не доложил о том, что реактор взорван.
Формулировку "реактор взорван" не дал ни один заместитель главного инженера. И не дал ее главный инженер Фомин. Брюханов сам ездил в район четвертого блока — и тоже не понял этого. Вот парадокс. Люди не верили в возможность взрыва реактора, они вырабатывали свои собственные версии и подчинялись им... Мне сейчас её трудно объяснить.
Начальник гражданской обороны Воробьев, с которым мы приехали, через пару часов подошел ко мне и доложил: он объехал станцию и обнаружил возле четвертого блока очень большие поля радиации, порядка 200 рентген Почему я ему не поверил? Воробьев по натуре своей очень эмоциональный человек, и, когда он это говорил, на него было страшно смотреть... И я не поверил. Я сказал ему: "Иди, доказывай директору". А потом я спросил Брюханова: "Как? К сожалению, я не довёл разговор с директором до конца, не потребовал от него детального ответа".
Многоэтажка в Припяти Фото: chernobyl-heart. Территорию станции дезактивировали, и работать на большей части её территории стало возможно в нормальной одежде, без тяжёлой защиты. В 1991 году был остановлен 2-й энергоблок, в 1996-м — 1-й энергоблок, в 2000-м — последний, 3-й энергоблок. Рабочие, принимавшие участие в строительстве цементного саркофага, закрывающего чернобыльский реактор, на памятном фото 1986 года "А я мимо АБК-1 на ту сторону переехал, машину поставили возле машзала, а сами вместе с Володей Прищепой на крышу [машзала] поднялись по наружной лестнице. Увидели очаги пожара. Как раз разгорелось.
Ну, мы давай тушить. На крыше противопожарное водоснабжение, и там рукава лежали в ящиках, вот этими рукавами мы и сбивали... В крыше были дырки, если бы мы воду начали лить, могло бы и "коротнуть" и... Рукавами сбивали пламя и ногами затаптывали. Очаги не сильные были, но было много загораний. Водой так и не пользовались.
Ходить было трудно, битум на крыше расплавился. Жарища такая... Чуть малейшее что, битум сразу же загорался от температуры. Это еще повезло, что быстро сработали, что нас туда направили... Представить невозможно. Вся станция полетела бы.
Наступишь — ногу нельзя переставить, сапоги вырывает. Ну, словом, расплавленная масса. Дыры были на крыше — она была пробита полностью, плиты падали, летели с семьдесят второй отметки. И вся крыша усеяна какими-то кусками, светящимися, серебристыми. Ну, их отшвыривали в сторону. Вроде лежит, и вдруг раз — воспламенился".
Леонид Шаврей, старший пожарного караула ВПЧ-2 в ту ночь. Колесо обозрения и карусель в пустынном парке развлечений города-призрака Припяти по соседству с Чернобыльской АЭС 26 мая 2003 года Сразу после катастрофы на месте 4-го энергоблока начали строить защитный саркофаг "Укрытие". Но спустя два десятилетия оказалось, что надёжность первого "Укрытия" недостаточна. Многие конструкции проржавели и начали разваливаться. В момент аварии в реакторе находилось 180-190 тонн ядерного топлива. Часть содержимого реактора расплавилась и ушла вниз через разломы в конструкции.
Более 100 тонн топлива и тысячи тонн облучённых конструкций нуждаются в надёжной изоляции от окружающей среды. В 2007 году французы начали строить объект "Укрытие-2". В конце ноября 2016 года гигантская арка шириной 257 метров, длиной 165 метров, высотой 110 метров и массой 36 200 тонн была надвинута на первый саркофаг. После этого радиационный фон возле четвёртого энергоблока снизился более чем в два раза. Наклонившись над приборной доской, Володин посмотрел вверх. Кажется, всё в норме".
Вдруг борттехник выпалил: "Командир, ДП-3 зашкалил на последнем диапазоне!! Более 500 рентген!! Немедленно приняли решение выходить из этой зоны. Со снижением и набором скорости начал отворачивать влево…» В кабину вбежал майор: "Командир, ты убийца! Ты что ж наделал? Мы же все покойники.
У меня на приборе всё зашкалило. Мы же все сильно облучились и, скорее всего, нам хана! Полет из Полесского в район работы занимал 20—30 мин, и около получаса экипажи проводили рассеивание. За каждый вылет летчики получали дозу облучения около 40 миллирентген. Нормативные документы предписывали налетывать в день 8 ч, но личный состав проводил в воздухе, как правило, 10 ч. Полеты выполняли без радиолокационного контроля.
Припять стала крупной транспортной развязкой Киевской области. Во времена строительства города был удлинен фарватер реки Припять, и судоходный путь кораблей по реке составлял 600 км. Припять еще 2 дня жил спокойной жизнью по причине недостатка информации и нежеланию обнародовать последствия аварии.
Похожие презентации
- Припять. Фото до аварии и после, город сегодня в наши дни, история Чернобыля
- Припять - Pripyat
- Как я посетила Чернобыльскую зону отчуждения
- Мёртвый город Припять. Репортаж из чернобыльской зоны отчуждения
Припять⁚ город возле Чернобыльской АЭС
Год основания города Припять. Припять была основана в феврале 1970 года и являлась городом-спутником Чернобыльской АЭС. Датой основания Припяти считается 1970 год, его название взято от одноименной реки на которой он стоит. Припять — город с ярко выраженным центром. Основан 4 февраля 1970 года. Статус города Припять получил в 1979 году на основании постановления Верховного Совета Украинской ССР № 1264/686.
Чернобыль: от аварии до аттракциона
Отношения УССР — меня основали на его территории, и он часто помогал мне. ЧАЭС, которая по сути дала мне начало, строилась по большей части его усилиями. К сожалению, мы оба пострадали от катастрофы, произошедшей на ней в 1986 году… СССР — его силами и силами других советских республик было сделано многое для моего развития. БССР — помогала мне. Последствия катастрофы на ЧАЭС затронули и её глину. Чернобыль — соседний город, с которым мы хорошо дружили.
О досрочной сдаче говорить не приходится. Интересно, что до 31 декабря говорить вслух о невозможности пуска в этом году нельзя. Потом приезжает эмиссар и начинается составление новых нереальных планов и графиков.
Составили, подписали, уехал эмиссар. И тут в первое время начинается нервотрепка из-за жесткого контроля выполнения графика, невыполнимого с момента составления. Жесткие оперативные совещания, ночные вызовы на работу. Неизбежное отставание увеличивается, контроль спадает, начинается нормальная работа. До следующего приезда руководителя… А графики. Их, оказывается, можно составлять по всяким разным поводам, и все это без обоснования обеспечения рабочими, материалами и оборудованием. Только исходя из срока, названного приехавшим начальником. Нечего и говорить, что они не соблюдались.
Кроме второго блока, на остальные штук по десять было графиков сдачи помещений. Приезжает начальник «Главатомэнерго» Невский и появляется график сдачи систем трубопроводов. График составляется в июне, а в августе, исходя из назначенного срока пуска, уже идет промывка КМПЦ первого контура. Трубы контура диаметром 800 мм, сварка ответственная, аттестовано всего несколько сварщиков. На каждое сварное соединение по технологии уходит семь дней. И что интересно: Невский, в недавнем прошлом монтажник, не мог не видеть нереальности сроков. Приезжает работник ЦК Марьин, кажется, в прошлом электромонтажник, и график уже составляется другой — наладки электрифицированных задвижек. И так далее.
Между тем 14 декабря 1977 года был подписан акт приёмки первого энергоблока, хотя реально на полную мощность он вышел только 24 мая 1978 года. Третий блок полную мощность в 1000 МВт освоил 9 июня 1982 года, а его брат-близнец четвёртый — 28 марта следующего года. Параллельно велось строительство пятого начало строительства — 1 января 1981 года, ожидаемый пуск в 1986 году и шестого блока начало строительства — 1 января 1983 года. Не достигший совершеннолетия Словом, строительство шло быстрыми темпами. Вместе со станцией развивался и атомоград. Первый колышек был вбит и первый ковш для фундамента первого здания был извлечён 4 февраля 1970 года. Строительство было провозглашено Всесоюзной ударной стройкой. Первыми жителями стали те самые комсомольцы-строители, а также работники станции.
Находясь на перекрестье целого ряда транспортных путей, а также являясь городом-спутником самой большой АЭС в Европе, город был обречён на стремительный рост и превращение в витрину социализма. Припять, Проспект Строителей. До аварии закончить не успели. Припять застраивалась по так называемому «треугольному типу застройки». Согласно этому принципу, внутри микрорайонов, имевших треугольную форму, здания должны были иметь чередующуюся этажность.
Броские панно, цветастая мозаика и декоративная керамика придавали городу яркий характер и подчеркивали его юный возраст.
Словом, Припять была образцово-показательным городом, сочетающим уникальную планировку и последние достижения советской архитектуры. Все это было призвано было создать ощущение простора и легкости, сделать город функциональным и комфортным для проживания. Советскую идиллию нарушила авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая в ночь на 26 апреля 1986 года. Взрыв полностью разрушил атомный реактор четвертого энергоблока, мощный выброс радиоактивных веществ поставил под угрозу жизни свыше 115 тысяч человек в тридцатикилометровом радиусе. Впрочем, в первые часы после взрыва обычные жители не заметили ничего из ряда вон выходящего.
После аварии проводились работы по дезактивации территории города, что привело к значительному снижению радиационного фона. Сейчас в Припять регулярно организовывают экскурсии, также в ней можно встретить сталкеров, которые нелегально проникают в город. Параллельно своему прямому назначению города атомщиков, Припять также проектировалась как крупный перевалочный пункт, стоящий на перекрёстке транспортных артерий. Строительство было провозглашено Всесоюзной ударной стройкой. На призыв партии на строительство города прибыли посланники комсомола из всех уголков СССР.
Город расширялся, приобретали опыт его первые жители — строители. Своеобразное лицо имела Припять благодаря композициям микрорайонов, которые размещались радиусами вокруг общегородского центра. Здесь были удачно использованы световая реклама, яркие панно и декоративная керамика на фасадах сооружений. Улицам и проспектам города присваивались, в основном, традиционные для советской эпохи названия. В названии улицы Леси Украинки отразилась и национально-культурная сторона республики Украина. Не остался без внимания и главный повод основания Припяти — мирный атом. Благодаря этому в городе появилась улица Курчатова. Припять — город с ярко выраженным центром. По традиции в центре города располагались административные здания городской совет , объекты досуга, культуры и отдыха кинотеатр «Прометей», парк, дворец культуры «Энергетик», гостиница «Полесье» , универсальные продовольственные и промтоварные магазины, гостиничный комплекс. К концу 1988 года в городе должны были быть полностью сданы в эксплуатацию два крупных торговых центра один из них «Припятские зори» , дворец пионеров и новый двухзальный кинотеатр, дворец искусств «Юбилейный» и гостиница «Октябрь», два спортивных комплекса — «Чернигов» и «Припятчанин».
Также, на пересечении проспекта Строителей и улицы Леси Украинки должен был появиться ретранслятор телевизионных сигналов высотой 52 метра. Основной градостроительной идеей Припяти стал так называемый принцип «треугольной» застройки, разработанный группой московских архитекторов под руководством Николая Остоженко. Впоследствии, после предварительного утверждения, киевские архитекторы внесли в проект застройки собственные изменения, и этот компилированный вариант был окончательно согласован.
Мертвый город Припять (63 фото + текст)
Припять. Фото до аварии и после, город сегодня в наши дни, история Чернобыля, Украина | 58 Радиация — главная причина, почему Припять до сих пор в относительно хорошей сохранности, даже среди мародёров дураков немного. |
Припять - Pripyat | Киевская область, город Припять — на онлайн карте c фотографиями, панорамами и планированием маршрутов. |
38 лет аварии на Чернобыльской АЭС. Как выглядит Зона отчуждения сейчас
Расстояние до Киева - 94 км. Своё название город получил от одноимённой реки, на берегах которой он стоит. Слайд 7 Развитие и инфраструктура: Настоящим Днем рождения города можно считать 14 апреля 1972 года. В этот день Президиум Верховного совета УССР присвоил тогда еще поселку строителей имя — Припять, в честь реки, близ которой он находился. Статус города населенному пункту дадут лишь в 1979 году Припять 1986 года — это благоустроенный город с развитой инфраструктурой и почти 50 тысячами жителей.
Жили там, как мы понимаем, в основном атомщики. Для того чтобы обеспечить всех работой семей энергетиков, был открыт завод Юпитер, выпускающий электронную технику. Слайд 8 Трагедия: В ночь с 25-26 апреля 1986 года в 1:23:04 — Произошла самая страшная техногенная катастрофа. Во время остановки планировалось испытать новую систему аварийного снабжения электричеством, которую предложил институт Гидропроект.
Для испытания мощность реактора заранее снизили наполовину. Систему аварийного охлаждения отключили, этого требовали условия эксперимента. В результате который произошёл взрыв 4-го энергоблока и верхнюю 500- тонную защиту реактора уничтожило взрывом и во внутрь хлынул воздух,реактор превратился в гигантскую паяльную лампу. А первые дни правительство не хотело оглашать и признавать аварию, жители города даже не знали, что произошёл взрыв.
Вертолёт распыляет дезактивирующее вещество над территорией вокруг Чернобыльской Атомной Электростанции. Что произошло в Припяти, долгое время не знал никто, кроме некоторых работников станции.
Слайд 9 Памятник героям Возле саркофага стоит памятник Героям-профессионалам, тем, кто защитил мир от ядерной беды. Слайд 10 Город Припять Город Припять. Природа постепенно поглощает город, уже из асфальта растут деревья и кустарники. Слайд 11.
И дело не только в радиации, но и в том, что некоторые здания начинают сыпаться. Если турист не соблюдает четко установленные правила, то его быстро выдворяют с территории. Правда, в Интернете можно найти множество роликов и фотографий из «вольных» поездок в «зону», когда люди умело прятались от охраны и других туристических групп.
Правда, даже такие туристы понимают, что без дозиметра здесь делать нечего. Радиация — страшная вещь. Хуже всего, что ее не видно. Прогулка по заросшим улочкам города может стоить лет жизни при несоблюдении правил техники безопасности. Кстати, существует мнение, что в «зоне отчуждения» нет жителей. Это не совсем так. В Чернобыле, например, есть и магазин, и кафе, и даже прачечная. Их постепенно закрывали. Был закрыт и последний блок по требованию Европы. Но станция до сих пор функционирует, поэтому в городе и живут ее работники.
Но в целом, конечно, весь город выглядит запущенно. Город навечно остался в Советском Союзе.
Американец Крис Трейз говорит: «Я думаю, каждому обязательно стоит оказаться здесь — одно из таких мест, похожих на которое в мире больше нет». Отсканируй с помощью смартфона, чтобы продолжить чтение постов на сайте.
Припяти исполнилось 50 лет
Ад в Припяти: 37 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС — | Названный в честь близлежащей реки Припять, город был основан 4 февраля 1970 года как девятый "атомград", тип закрытого города в Советском Союзе, для обслуживания близлежащей Чернобыльской атомной электростанции.[4] Он был официально провозглашен городом в 1979. |
ИСТОРИЯ ПРИПЯТИ. Как Припять стала городом-призраком. – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Inna F. | Название города Припять, как известно, происходит от названия реки, на берегу которого и было построено первый в Украине атомоград. |
Припять. Мёртвый город | О: Припять была заброшена после аварии на Чернобыльской АЭС, которая стала самой страшной аварией на ядерном реакторе в истории. В: Когда была основана Припять? |
Город, которого нет. 50 лет атомограду Припять
• Город Припять был построен в 1970 году вокруг Чернобыльской АЭС. • В городе жили строители и персонал АЭС, и он получил статус города атомщиков. •. Припять — город на Украине, расположенный в Киевской области. 4 февраля 1970 года был основан один из самых известных в мире городов – Припять. Статус города Припять получила в 1979 году на основании постановления Верховного Совета Украинской ССР. Датой основания Припяти считается 1970 год, его название взято от одноименной реки на которой он стоит. Припять — город с ярко выраженным центром. Город расположен на берегу реки Припять в 2 км от Чернобыльской АЭС, неподалёку от границы с Республикой Беларусь.
Cookie is Disabled in your browser. Please Enable the Cookie to continue.
- Припять - Pripyat
- Припять. Фото до аварии и после, город сегодня в наши дни, история Чернобыля
- Юная мошенница забрала крупную сумму у пенсионерки в Карелии, но все вернула
- #В_этот_день, 4 февраля 1970 года, был основан город Припять.
Как я посетила Чернобыльскую зону отчуждения
Эвакуация была проведена 27 апреля 1986 года, в эвакуации города Припять были задействованы 1200 автобусов и более ста единиц военизированной техники высокой проходимости. Припять стала крупной транспортной развязкой Киевской области. Во времена строительства города был удлинен фарватер реки Припять, и судоходный путь кораблей по реке составлял 600 км. Название города Припять, как известно, происходит от названия реки, на берегу которого и было построено первый в Украине атомоград. 27 апреля 1986 года, на следующий день после Чернобыльской аварии, жителей Припяти эвакуировали. Поселение, которое получило название «Припять», было основано в разгар 1970 года.
Правила въезда на Украину
- История города Припять . Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Чернобыль: от аварии до аттракциона
- ИСТОРИЯ ПРИПЯТИ. Как Припять стала городом-призраком.
- Припять / История / Весь мир в твоем окне
- в каком году появился город припять | Дзен
- Мёртвый город Припять. Репортаж из чернобыльской зоны отчуждения | Аргументы и Факты