– Верховный суд Татарстана вынес приговор участникам группировки «Грязь». Группировка «Грязь» появилась на рубеже 1970-1980-х годов в Кировском районе Казани, который в народе назывался Грязнушкой — отсюда и пошло название банды.
В Казань привезли предполагаемого лидера ОПГ «Грязевские»
ОПГ золотая «Жилка» | Группировка возникла в 1982 года и получила своё название в честь одной из улиц Казани, носящей имя прародителя татарской поэзии Хади Такташа. |
Казанское ханство [102] | Главная» Новости» Перваки опг казань последние новости. |
Кровавый след (Самара - Татарстан)
А в 2004 году на фоне раздела сфер криминального влияния один из лидеров группировки «Грязь» обратился к лидеру тех же «Зининских» за помощью в устранении одного из соучастников группировки. Тогда один из «Зининских» подкараулил жертву на Воробьевской набережной в Москве и несколько раз выстрелил в него из пистолета. От полученных ранений потерпевший скончался на месте. Эпизоды о хранении оружия и взрывчатки самые свежие в этом деле. Схрон оружия, приписываемый Зубареву и Берендееву, сотрудники правоохранительных органов обнаружили в апреле прошлого года в одном из разрушенных зданий в Зеленодольске. Он отбывал пожизненный срок в колонии «Полярная сова». Эту информацию «Татар-информу» подтвердили в пресс-службе Советского районного суда Казани.
Основная их преступная деятельность пришлась на лето и осенью 2016 года. Участники группы неоднократно вымогатели у двух подростков из Кировского района столицы Татарстана под угрозой физической расправы деньги и чай.
Все это они передавали осуждённым, отбывающим наказание. За отказ - избивали потерпевших и отбирали вещи.
Морогов избил Русакова и Абдрахманова, а они решили отомстить. Останки преступники вывезли в лесополосу и оставили в районе железнодорожной станции «Лагерная» в Кировском районе города. Предполагалось, что в убийстве участвовали и другие члены группировки. Вину одного из них доказать не удалось, еще один подозреваемый не установлен, однако дело в отношении этого фигуранта выделили в отдельное производство.
Основная их преступная деятельность пришлась на лето и осенью 2016 года. Участники группы неоднократно вымогатели у двух подростков из Кировского района столицы Татарстана под угрозой физической расправы деньги и чай. Все это они передавали осуждённым, отбывающим наказание. За отказ - избивали потерпевших и отбирали вещи.
Асфальт, за который они лили кровь: ОПГ Казани 80-х на картах
Карта ОПГ Казани: на чьей территории живете вы? | Из Москвы в Казань привезли 55-летнего Рифката Вахитова, у которого прозвище Фонтан. |
ОПГ золотая «Жилка» | Подростковая группировка «Тяп-Ляп» стала известна в Казани с 1970-х годов. |
В Казани вынесли приговор членам группировки «Грязь»
Главная» Новости» Опг тукаевские казань последние новости на сегодня. Грязь, В Казани полицейские ночью задержали 11 человек на улице Братьев Касимовых, Судят ОПГ 'ГРЯЗЬ'. В понедельник в Кировском районе Казани был обнаружен арсенал организованного преступного сообщества “Грязь”. Причин, по которым Казань стала своего рода колыбелью группировок, было несколько, рассказывал автор книги «Слово пацана. Главная» Новости» Грязь группировка казань. Предполагаемого участника группировки «Грязь» Рифката Вахитова подозревают в заказе убийства в 2004 году одного из лидеров ОПГ «Грязь» Александра Репина.
Спрут мафии
- Курсы валюты:
- Правила комментирования
- Жирная точка в деле "грязевских" - Республика Татарстан | РТ Онлайн
- А был ли «Универсам»? Что известно о главной сериальной бандитской группировке Казани
- Кто вырос из “Слова пацана”: правда и вымысел о казанских молодежных преступных группировках - МК
- А был ли «Универсам»? Что известно о главной сериальной бандитской группировке Казани
В казанском предпринимателе, обличившем чиновников, признали лидера ОПГ «Грязь» и убийцу
Центр Казани славился своими группировками в 90-е. Еще одной жертвой криминальных войн стал участник группировки «Грязь» — по версии обвинения, за помощью в его устранении в 2004-м один из «грязевских» лидеров обратился к лидеру ОПГ «Зининские». История казанских группировок действительно восходит к 70-м, но предшественники грозных ОПГ в виде дворовых подростковых команд начали появляться даже раньше.
Жестокие войны уличных банд Казани: Чем запомнились главные городские группировки 1980-х?
Но есть и исключения: так называемые шестерки. Это молодые люди, которым по тем или иным причинам не разрешили полноценно присоединиться к группировке. Им поручают задания и личные просьбы, а взамен обещают решать вопросы, если вдруг у «шестерки» возникнут проблемы. Вступив в группировку, пацан обязан делать две вещи: ходить на «сходные» и скидываться в общак. Несовершеннолетние сдают еженедельно две сотни рублей, далее, с переходом в первый и последующий возрасты, плата увеличивается. Точную «финальную» сумму знают только сами члены ОПГ. Общак для каждого возраста свой, и за ним смотрит один человек — он обязан проконтролировать, чтобы каждый его подопечный внес определенную сумму денег. Один из наших источников из числа членов ОПГ сообщил, что месячный общак группировки составляет от 200 тыс.
Но вообще это секрет, «коммерческая тайна». Из «лихих 90-х» остались смотрящие за возрастом. Это человек, который следит за своими подопечными и отвечает за их провинности. Смотрящим быть престижно, но и ответственность высока. Список косяков обывателю представить сложно, т. Что точно нельзя члену ОПГ? Например, молодым нельзя курить.
Это правило осталось с самого начала появления в Казани ОПГ. Многие правила касаются внешнего вида. Пацану нельзя носить определенные прически: не приветствуются дреды, длинные волосы, челки. Те же принципы в одежде — неформалам на улице не место. Раньше собирались в уличных хоккейных коробках, на футбольных полях и просто во дворах, но сейчас стараются выбрать места подальше от глаз полиции — пустыри, «заброшки». Наши источники отмечают разницу с 80-ми и 90-ми: тогда существовала грань между «пацанскими» понятиями и «воровскими». Сейчас понятия смешиваются, «уличный кодекс» может включать в себя оба уклада.
Цена «асфальта» Финансовые обороты казанских ОПГ представить достаточно сложно. Впрочем, это как минимум десятки миллионов рублей в месяц. В Казани немало группировок, которые сформировались еще на заре того самого «феномена». Самый распространенный — крышевание стоянок. Жители спальных и не только районов наверняка видели в своем дворе самодельную будку, человек внутри которой взимает плату за охрану машин вокруг нее. Можете быть уверены, что часть дохода идет «куда следует». При этом неважно, в каком районе парковка, ее может крышевать группировка с другого конца города.
Так было на Квартале, когда дворовую стоянку держали пацаны из Азино. Нередки случаи вымогательства у мелких предпринимателей. К примеру, некто решил открыть на территории ОПГ ларек с фруктами. В скором времени к нему подойдут люди и скажут: «Хочешь дальше работать? Поборы разные, в зависимости от того, какая улица крышует точку. Крупные группировки могут окучивать целые рынки и торговые центры. Еще один вид заработка — пресловутый обнал, когда участники ОПГ через подставные фирмы обналичивают доходы бизнеса в том числе вполне легального для ухода от налогов.
Молодых к бизнесу не подпускают, т. Теперь обратимся непосредственно к криминальной карте Казани. ОПГ мы сгруппировали по районам города, которые они контролируют. Ново-Савиновский район За последние 20 лет он преобразился до неузнаваемости. Речь идет о массовой застройке берега Казанки, где некогда располагались частные дома. Но старые спальные кварталы остались, и группировки отсюда никуда не исчезли. ОПГ поделили Ново-Савиновском район по квартальному принципу.
Каждая ОПГ присваивала себе имя квартала, где живут ее члены. Так появились группировки «25-й квартал», «27-й квартал», «37-й, 38-й, 39-й» и другие. В начале 1980-х молодежные банды объединились в большую ОПГ «Квартала». Одного лидера у них не было, а все вопросы решали главари банд на сходняках. Основным заработком «кварталовских» был рэкет. Позже ряд «Кварталов» занялся наркотрафиком.
Posted 11 марта 2023,, 12:34 Published 11 марта 2023,, 12:34 Modified 11 марта 2023,, 12:54 Updated 11 марта 2023,, 12:54 В Казань привезли предполагаемого лидера ОПГ «Грязевские» 11 марта 2023, 12:34 Фото: inkazan. Он считается лидером влиятельной казанской ОПГ — «Грязевские». Об этом пишет «Бизнес Онлайн».
Показания против него дал пожизненно осужденный Виктор Курицын, лидер одноименной зеленодольской ОПГ, и другие свидетели.
В результате двое подсудимых приговорены к 13 и 17 годам лишения свободы соответственно, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Третий подсудимый по делу на основании вердикта присяжных оправдан, как непричастный к преступлению", - сказал Р. Судом установлено, что в 2003 году внутри группировки произошел конфликт, в ходе которого один из соучастников избил двух других, что послужило поводом для его последующего убийства. В дальнейшем тело погибшего перевезли на автомобиле и бросили в лесопосадке возле железнодорожной станции "Лагерная" на территории Кировского района Казани.
Показания против него дал пожизненно осужденный Виктор Курицын, лидер одноименной зеленодольской ОПГ, и другие свидетели. Они выдали, что в 90-х в ОПГ «Грязь» случился разлад: они разделилась на две «ячейки». Первые два пытались отобрать бизнес, который контролировал в Москве Вахитов — ресторан «Соленый пес», ночной клуб «ЦКЖ», автосалон Volvo и три банка. Против Вахитова готовилось уголовное дело, но ему удалось отбиться.
Казань + ОПГ
Сегодня в Приволжском суде Казани в закрытом режиме началось предварительное слушание по делу о жестоких убийствах, совершенных пятью участниками различных ОПГ: приговоренным к пожизненному лидером ОПГ «Курицынские» Виктора Курицына, руководитем ОПГ «Грязь». В 2003 году у 21-летнего Геннадия Морогова произошел конфликт с участниками ОПГ «Грязь» на одной из автостоянок. Предполагаемого участника группировки «Грязь» Рифката Вахитова подозревают в заказе убийства в 2004 году одного из лидеров ОПГ «Грязь» Александра Репина.
От «Жилки» и «Грязи» до ОПГ «Кремль». Как группировки делили Казань в восьмидесятых?
Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53].
Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86].
Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит.
Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89].
Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53].
У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы. Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15].
Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие». На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76].
Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71].
Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92]. В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры. Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53].
В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95].
В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96]. Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15].
По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка. Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99]. В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100].
Некоторых за отказ приходить на дискотеку подвергали наказанию группировка могла и «опустить» провинившегося, помочившись на него [85]. Лица с активно выраженным чувством достоинства или с увлечениями, отличными от интересов «конторы», не приживались в ней [73]. В то же время в некоторых бандах обязанностей участвовать в драках или «мотаться» иным образом не было, а сами они говорили, что спокойно могли заниматься спортом, ходить в кино или клуб [90]. Существовали банды, члены которых могли позволить себе купить мотоцикл «Ява» , чтобы спокойно на нём выезжать из района и возвращаться обратно [43].
Некоторым «конторам» запрещалось нападать на любого парня с девушкой, на детей в возрасте до 10—12 лет и на взрослых, хотя в 1990-е годы во время бандитских войн «мотальщики» чаще нападали на родителей или близких родственников жертвы. По воспоминаниям Романа Лебедева, состоявшего в группировке «Рабочий квартал», в 1980-е годы угрозы родителям или близким родственникам воспринимались городскими авторитетами крайне серьёзно, и в случае совершения подобной выходки всю группировку могли серьёзно наказать [68]. Члены банд, по словам Гараева, всегда следовали принципу «слова чести», сдерживая любые данные обещания этот принцип стал характерным для многих дворовых молодёжных группировок в России и в последующие годы [3] ; верность идее группировки, взаимная поддержка и обязательство отомстить за любого из друзей также составляли кредо многих банд [93]. Недопустимость предательства была главным правилом для каждой из группировки: также многим запрещалось просить у кого-то что-либо, «крысятничать», воровать у своих и иногда смотреть на жён своих друзей [43].
Защищая идею лидерства в бандах, некоторые члены «контор» говорили, что дворовый лидер всегда стоит выше других по уму и жизненному опыту и способен научить не только плохому: для выживания в банде якобы было достаточно соблюдать «законы социальной справедливости, принятые в мальчишеском мире», хотя такие законы были далеки от норм обычного общения [101]. По словам члена группировки «Юдино» Олега Николаева, члены банд наподобие «Грязи» запоминали все случаи нападения на своих людей и обязательно мстили нападавшим, прививая чувство страха своим противникам [1]. На танцплощадках и дискотеках группировщики появлялись в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства: по сложившейся традиции, они в такой одежде собирались в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу, исполняя символический ритуальный танец и не подпуская в этот круг. Позже они стали строиться в колонну по четыре и танцевать «квадрат», делая шаг назад, шаг вперёд и ленивый выброс ноги вверх.
Их походку называли «пингвиньей», а вскоре её переняли студенты и члены комсомольских дружин. Члены группировок стали чаще появляться в кафе и ресторанах Казани [15] [13]. Выход из банды Выход из банды на жаргоне называли «отшиванием» [102]. Покинуть банду добровольно было психологически сложно: к покинувшим группировку домой приходили бывшие «соратники» и вымогали деньги, нередко избивая при посторонних и обвиняя в предательстве хотя сами «авторы» считали бессмысленным пребывание в уличной банде [103].
Те, кто стремился выйти из «конторы», старались получить в драках как можно более серьёзную травму — повреждение головы автоматически означало, что группировка больше не будет беспокоить [104]. Другие же откупались суммой в размере 250 рублей [105]. Из банды могли изгнать за ряд провинностей, включая кражу у своих «крысятничество» , беспричинные оскорбления, нападения без причины [106] , прогул сборов без уважительной причины [107] , нарушение данных ранее слов использовался термин «пропацанить» [68] , проявление трусости [52] , неумение держать удар о таких говорили, что он «сломился» [106] , а также употребление наркотических веществ за употребление алкоголя или курение не исключали, но сильно избивали [107]. Многих, кто пытался по собственной воле выйти из банды, постоянно избивали [108] или публично унижали — «гасили», оплёвывая и уничтожая его репутацию [16] [92] , или «опускали», совершая публичный акт мочеиспускания на пострадавшего и превращая его в изгоя.
Имел место случай, когда группировка района Дербышки забила до смерти человека, которого было решено изгнать из банды [71]. Если человек выдерживал избиение всей бандой «пацанский» способ выхода из банды , то обретал свободу и возможность при необходимости перейти в другую группировку; оплёванный же «чушпанский» способ навсегда становился изгоем и не мог больше стать членом дворовой банды [92]. В 1980-е годы отслужившего в армии признавали автоматически «стариком» и давали ему право выйти из банды без последствий и остаться её почётным членом [60]. Страх перед главарём банды и нежелание прослыть трусом оказывались порой сильнее страха перед уголовным наказанием за драку или убийством: главным образом поэтому члены дворовых банд почти никогда не выдавали кого-нибудь из своих даже в суде [109].
В то же время имели место случаи, когда родители заступались за своих детей перед «мотальщиками», путём угроз заставляя последних оставить некоторых ребят в покое [110]. Мотивация По данным опроса И. Юсупова и Э. В 1990 году Ю.
Фисин и С. Опрос показал, что каждый пятый член «конторы» совершал противоправные деяния под влиянием «группового эмоционального заражения». Некоторые из хулиганов говорили, что только в группе обретали уверенность в своих силах [91] ; многие также констатировали, что только в группировках они могут быть самими собой, поскольку у них отпадает необходимость врать и изворачиваться [95]. Представители «контор» нередко осуждали открытое письмо школьника Валерия в газету « Вечерняя Казань », в котором тот описывал «кухню» типичной группировки, называли предателем и обвиняли в искажении подлинной картины уличных группировок Казани [112].
Авторы ряда писем считали свои практики нормальными для советской молодёжи и говорили о поддержке ценностей товарищества и патриотизма; другие же романтизировали банды, представляя их боевой элитой [113]. Так, некоторые авторы утверждали, что все члены группировок активно занимались спортом [91] и считали для себя честью как службу в армии, так и работу на заводе у станка [18]. На фоне этого группировки пользовались поддержкой от многих школьников, для которых грань между «правильным» и «неправильным» была размыта [114]. Мальчишек в группировках также привлекала некая психологическая общность, которая обеспечивала им защиту в условиях города, поделённого на враждебные территории: в связи с этим они доверяли меньше закону и больше «конторе».
Наконец, юноши рассчитывали благодаря своему статусу и силе добиться расположения со стороны девушек [115]. Представители отдельных группировок утверждали, что именно из членов уличных банд вырастают настоящие «защитники Родины»: в одном из писем говорилось, что восемь членов одной «конторы» служили в Афганистане, а один был посмертно награждён орденом за спасение девушки [116]. Отслужившие в армии становились почётными членами «конторы» и могли участвовать в её делах в том объёме, в каком посчитают нужным [16]. В то же время авторы некоторых других писем утверждали, что упоминаемая «мотальщиками» мотивация является ложью от начала до конца [117].
Согласно письмам в редакцию «Вечерней Казани», драки между «мотальщиками» происходили исключительно по их желанию, и вмешательство взрослых в том числе представителей органов правопорядка в дела банд вызывало у них крайнее недовольство, порой выражавшееся в угрозах ответных действий. В то же время образование банд носило исключительно оборонительный характер, чтобы позволить подросткам защитить себя в драке; некоторые из них готовы были применять арматурины и шары только в случае прямой угрозы жизни [118]. Быкова, после разгрома державшей в страхе Казань банды «Тяп-ляп» стали поднимать голову другие группировки, каждая из которых захотела занять своё место на вершине преступного мира Казани. В то же время руководство Быкова осталось крайне недовольным результатом исследования Соцгорода , по итогам которого Быков сделал вывод о наличии там идеальных условий для образования преступных группировок [119].
Танеева сообщила в Приволжский отдел милиции, что в училище многие ребята надевают значок одного образца — красный треугольник Речфлота РСФСР, а в течение недели было раскуплено 2500 таких значков. Много позже милиция выяснила, что банды придумывают таким образом собственные знаки различия. В дни майской и ноябрьской демонстраций 1982 года активизировались несколько группировок, которые попытались испытать силы милиции: так, когда за злостное хулиганство и групповое изнасилование были осуждены несовершеннолетний Хабибуллин с сообщниками, после судебного процесса банда их сообщников напала на конвой [87]. В подростковые банды входили дети из неблагополучных семей: у таких ребят формировалась склонность к преступлениям, начиная от драк и взлома трамвайных касс [120] и заканчивая кражами радиостанций и угоном мотороллеров и мотоциклов: дефицитные запчасти украденной аппаратуры перепродавались, а ненужные выбрасывались [121].
У некоторых подростков обнаруживали оружие пистолеты или обрезы [122]. Особо тяжёлая ситуация отмечалась у тех детей, чьи родители выпивали [123]. По мнению начальника республиканской инспекции по делам несовершеннолетних А. Патуляна , пики активности дворовых группировок приходились на годы «спячки» правоохранительных органов — после разгрома банды «Тяп-ляп» обществу внушили, что больше угрозы безопасности нет, вследствие чего милиция «проспала» становление дворовых банд, ограничиваясь частными изменениями и не занимаясь профилактикой в достаточной мере [124].
Тесис констатировал, что Казань шла к этому кризису в течение 15 лет и подошла к нему раньше других городов [125]. Бывший заместитель министра МВД по Республике Татарстан Ренат Тимерзянов констатировал, что появившиеся во время Перестройки проблемы социально-экономического характера сыграли свою роль в усугублении ситуации: с правоохранительных структур перестали «жёстко спрашивать за раскрытие преступлений» [126]. Драка на Глубоком озере Озеро Глубокое Одним из наиболее известных событий периода «казанского феномена» стала драка на Глубоком озере , известная как «ледовое побоище». Она состоялась между двумя крупнейшими бандами — «Грязь» и «Жилка», отчаянно враждовавшими друг с другом и ранее устраивавшими стычки.
По версии Любови Агеевой, драка произошла в январе 1984 года [35] , по версии Анвара Маликова — в январе 1987 года [15] [13]. Считается, что в драке приняло участие около 60 группировок с обеих сторон, но точное число разнится: по словам одного из членов молодёжной банды «Киноплёнка», в драке участвовали около 30 человек из банды «караваевских» и около 200 человек из сторонников «Жилки»; по словам представителя «Жилки», она привела на встречу от силы 50 человек [1]. Участники встречи говорили, что в день драки на озере несколько групп школьников играли в футбол, когда появились первые агрессивно настроенные молодчики. Банды построились в две шеренги ровным строем, выгнав с озера находившихся ребят: хулиганы были вооружены арматуринами и цепями, а в качестве щитов использовали детские ледянки.
В начале встречи один из представителей «Жилки» подошёл к лидеру противников, обговорив с ним что-то и обменявшись рукопожатиями: когда «жилковские» стали уходить, с горы поднялся дикий крик и свист, что стало поводом для «жилковских» обратно побежать к противникам. Драки, по словам очевидцев, толком не состоялось [1]. По свидетельствам Маликова, кавалерийский наряд на Лебяжьем узнал от женщины, что на противоположных сторонах озера собрались агрессивные группы молодёжи. Когда кавалеристы сообщили в дежурную часть и отправились к озеру, уже около 300 человек стали сбегать на лёд, и милиция предприняла все попытки, чтобы не дать обеим сторонам начать драку.
Хулиганы били милиционеров и лошадей металлическими прутами, однако при звуках сирен патрульных машин разбежались. Милиция задержала несколько десятков хулиганов, ещё несколько человек были арестованы после того, как в травматологических пунктах объявились пострадавшие одних поймали на выходе из леса, других задержали у «Нарата». Лидер «Жилки» Хайдар Закиров получил 4 года тюрьмы за хулиганство, но вскоре вышел на свободу [1]. Иные драки Групповые драки имели место в местах массового отдыха: в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького , на Лебяжьем , в Зелёном Бору, Матюшино и на Светлой поляне.
Он начал давать многочисленные показания, в том числе и по убийству Репина. Недавно он освободился из колонии, отсидев 10 лет как раз таки по делу Курицина о расправе с ОПГ «Азатовские». В 2010 году он заключил досудебное соглашение, рассказав о похождениях зеленодольской бригады. Гроза Зеленодольска в одной камере с лидером «Жилки»: главаря «птичьей бригады» этапировали в Казань И в этот раз он не пошел в отказ. Огурец, по версии следствия, дал показания на якобы организатора убийства Репина в Москве в 2004-м. СКР и оперативники управления по борьбе с оргпреступностью, разматывая завязавшийся в клубке начала нулевых узел, вышли на ещё одного лидера ОПГ «Грязь». Им силовики называют Рифката Вахитова по прозвищу Фонтан. Он, как и Эдюня с Петровичем, проживал в Москве с 2002 года. Там его и задержали, спецбортом доставили в Казань, где и арестовали. Произошло это в начале весны.
Как видит мотив и обстоятельства убийства следком по РТ? Группировка «Грязь» к нулевым годам, по версии следствия, контролировалась тремя авторитетами: Эдюней, Петровичем и Фонтаном. Но раздел сфер влияния и контроля бизнеса к добру никак не привел: лидер должен быть один. В итоге в ОПГ, как считают правоохранители, зрел раскол. Подогрело конкуренцию ещё и задержание Эдюни и Фонтана в 2003 году за убийство, к которому никто из них в итоге оказался непричастен. Этот случай лишь добавил масла в огонь — лидеры поругались окончательно, обвиняя друг друга в создании обоюдных проблем. Далее, считают оперативники, группировка раскололась на две части.
А остальные улицы там оказались по-случаю и уже ориентировались по обстановке. Всегда смущает рассказ о конной милиции и то, что пацаны стали с ними биться. Видимо дыма без огня не бывает и реально массовая драка была. Тем более ты сам это видел.
Гроза Зеленодольска в одной камере с лидером «Жилки»: главаря «птичьей бригады» этапировали в Казань И в этот раз он не пошел в отказ. Огурец, по версии следствия, дал показания на якобы организатора убийства Репина в Москве в 2004-м. СКР и оперативники управления по борьбе с оргпреступностью, разматывая завязавшийся в клубке начала нулевых узел, вышли на ещё одного лидера ОПГ «Грязь». Им силовики называют Рифката Вахитова по прозвищу Фонтан. Он, как и Эдюня с Петровичем, проживал в Москве с 2002 года. Там его и задержали, спецбортом доставили в Казань, где и арестовали. Произошло это в начале весны. Как видит мотив и обстоятельства убийства следком по РТ? Группировка «Грязь» к нулевым годам, по версии следствия, контролировалась тремя авторитетами: Эдюней, Петровичем и Фонтаном. Но раздел сфер влияния и контроля бизнеса к добру никак не привел: лидер должен быть один. В итоге в ОПГ, как считают правоохранители, зрел раскол. Подогрело конкуренцию ещё и задержание Эдюни и Фонтана в 2003 году за убийство, к которому никто из них в итоге оказался непричастен. Этот случай лишь добавил масла в огонь — лидеры поругались окончательно, обвиняя друг друга в создании обоюдных проблем. Далее, считают оперативники, группировка раскололась на две части. Первой руководил Фонтан, второй — Эдюня с Петровичем. Как и полагалось в те годы, казанские ОПГ также выбрали сторону конфликта. Он, как и Огурец, выходец из «Курицинских».