Новости эйзенхауэр высадка в нормандии

Дело в том, что американцы отчаянно пиарят высадку в Нормандии как великую битву за отсутствием реально громких и значимых побед во Второй мировой.

30 фото высадки союзников в Нормандии — (День Д) операция «Оверлорд» в 1944 году

Высадка союзников в Нормандии застала противника врасплох Оценивая успех высадки союзников в Нормандии, Сталин писал Черчиллю, что история войн не знает другого подобного предприятия по широте замысла, грандиозности масштабов и мастерству выполнения.
Операция «Оверлорд» Генерал Д. Эйзенхауэр выступает перед бойцами 101-й ВДД накануне высадки в Нормандии.
Дуайт Эйзенхауэр - биография, новости, личная жизнь - В этот день командование американских экспедиционных сил в Европе решило провести генеральную репетицию предстоящей высадки десанта в Нормандии с привлечением 30 тысяч солдат, нескольких сотен единиц техники и множества транспортных судов.
Операция «Оверлорд». Большая российская энциклопедия Главная» Новости» Высадка союзников в нормандии.
Второй фронт: правда и мифы / Территория истории Гитлер считал, что высадка в Нормандии или на полуострове Котантен явится лишь отвлекающим маневром, за которым последует основная десантная операция в другом пункте, возможно, в районе Па-де-Кале.

Высадка союзников в Нормандии застала противника врасплох

Дело в том, что американцы отчаянно пиарят высадку в Нормандии как великую битву за отсутствием реально громких и значимых побед во Второй мировой. «Высадка союзников в Нормандии означала полноценное открытие второго фронта. В целом в высадке союзников в Нормандии принимало участие 156 тыс. военнослужащих, и все управление операцией крепко держал в своих руках генерал Эйзенхауэр.

70 лет спустя: факты, которых вы могли не знать о дне высадки союзных войск в Нормандии (фото)

На них возлагалась основная задача по форсированию Ла-Манша, высадке в Нормандии и созданию плацдарма на французском берегу.  Война > Западный фронт > Высадка в Нормандии > Подготовка нормандской операции >. Уинстон Черчилль инспектирует подготовку войск союзников к высадке в Нормандии. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. После актов жестокости, совершённых при высадке в Нормандии, движение войск с севера Франции на Берлин по началу не было отмечено стольким насилием и непристойным поведением в отношении женщин. На этой неделе мы будем отмечать 75-ю годовщину высадки в Нормандии, которая стала переломным моментом во Второй мировой войне.

70 лет спустя: факты, которых вы могли не знать о дне высадки союзных войск в Нормандии (фото)

Некоторые западные исследователи утверждают, что атомная бомбардировка была единственным способом принудить Японию к миру и избежать больших потерь среди союзников. Но другие в ядерной атаке усматривают лишь намерение США продемонстрировать свою мощь. От Кассерина до Марселя В ноябре 1942 года американские войска под командованием генерала Дуайта Эйзенхауэра высадились в Марокко и Алжире. За считанные дни американский десант вынудил силы подконтрольные марионеточному правительству Виши сложить оружие. С начала следующего года эпицентр событий переместился в Тунис. Здесь воевал 2-й американский корпус под командованием генерал-майора Ллойда Фредендалля. У перевала Кассерин произошло первое столкновение немецких и американских войск, в результате которого последние были отброшены более чем на 80 километров. Однако к маю 1943 года совместно с британскими войсками американский корпус освободил города Бизерта и Тунис — последний оплот итало-немецких войск в Северной Африке. За всю Североафриканскую кампанию погибло 2 715 американских солдат, 15 506 было ранено.

С июля 1943 года войска Соединенных Штатов участвуют в Итальянской кампании. Только к маю 1944 года удалось переломить ход событий на Апеннинах. Черчилль надеялся, что прорыв откроет перед союзными армиями путь на северо-восток — к Венгрии и Австрии, что вызвало неодобрение в Вашингтоне. Американскому руководству куда важнее была Западная и Южная Европа. Британский премьер уступил. В Южной Франции главной стратегической точкой являлся Марсель. Эйзенхауэр считал, что с захватом этого портового города будет ускорено прибытие американских дивизий из США и это окажет определенную поддержку операциям союзников на севере «в оперативном и стратегическом отношении». Освобождение Марселя было очень своевременным, так как союзники к осени 1944 года начали испытывать трудности со снабжением.

Нормандский барьер 6 июня 1944 года согласно договоренностям принятым союзниками на Тегеранской конференции 1943 год был открыт Второй фронт. Любопытно, что перед операцией под кодовым названием «Оверлорд» американский военачальник оставил конверт, в котором сообщал, что всю ответственность за возможный провал берет на себя. Место высадки американского десанта — 8-километровый участок пляжа близ города Лонгвиль — стал настоящим адом для бравых янки.

Кроме того, к силам союзников присоединились отряды из стран, находившихся под нацистской оккупацией: Франции, Нидерландов, Польши, Бельгии, Чехословакии и Греции. Основную массу нацистского контингента составляли либо солдаты, негодные к службе в мирное время и мобилизованные за неимением лучших, либо коллаборационистский сброд. Боеспособность немецких войск во Франции была на крайне низком уровне. Лучшие силы находились на Восточном фронте», — рассказал Юрий Кнутов. Также по теме Историк: Германия была бы разбита и без вмешательства союзников На роль главной битвы Второй мировой войны претендуют многие события, однако в Европе не сомневаются, что ей стала Нормандская... Наиболее сильную группировку гитлеровское командование держало в районе Па-де-Кале. В Нормандии были сосредоточены, согласно данным различных источников, 10 000—24 000 нацистских военнослужащих.

Союзники же только в первый эшелон включили около 156 тыс. Побережье Нормандии было поделено англо-американским командованием на пять секторов, получивших кодовые наименования «Юта», «Омаха», «Голд», «Джуно» и «Сорд». Ночью 6 июня 1944 года силами двух американских и одной британской дивизии в Нормандии был высажен парашютный десант. Десантники захватили мост через реку Орн и заняли город Сент-Мер-Эглиз, ставший первым освобождённым населённым пунктом на территории Франции. Вскоре после рассвета началась массированная высадка союзных войск со стороны моря. Ввиду бездарной подготовки наступления самой сложной ситуация оказалась на пляже «Омаха»: из-за тумана авиация отбомбилась в другом месте, а корабельная артиллерия промахнулась. В итоге пехота наступала на укреплённое побережье под огнём невредимых гитлеровцев», — рассказал Юрий Кнутов. Высадка союзников в Нормандии AFP 6 июня при создании плацдарма в секторе «Омаха» войска союзников потеряли 1700 человек убитыми и пропавшими без вести и порядка 3000 ранеными. Нацисты в тисках В конце июня союзникам удалось создать на побережье Нормандии плацдарм с протяжённостью по фронту до 100 км и до 40 км в глубину. Они также овладели глубоководным портом Шербур, что существенно облегчило выгрузку техники и войск.

Кроме того, они заставили немцев поверить, что также потенциальными объектами вторжения являются Норвегия и несколько других мест. Для осуществления этой ложной операции использовались макеты орудий, фантомная армия под командованием Джорджа Паттона и предположительно базировавшаяся в Англии, напротив Па-де-Кале, двойные агенты и радиограммы с ложными сведениями. Задержка высадки в Нормандии из-за погоды 5 июня 1944 года был назначен днем вторжения, но природа внесла свои коррективы в планы Эйзенхаура, настпуление отложили на сутки. Ранним утром 5 июня штатный метеоролог союзных войск сообщил об улучшении метеоусловий, эти новости стали определяющими и Эйзенхауэр дал добро на операцию «Оверлорд». Он сказал войскам: «Вы отправляетесь в Великий Крестовый поход, который все мы готовили много месяцев. Взгляды всего мира устремлены на Вас». Позже в тот же день более 5 тысяч кораблей и десантно-высадочных средств, перевозящих войска и орудия, вышли из Англии по проливу во Францию, а для прикрытия и поддержки вторжения с воздуха вылетело более 11 тысяч самолетов. Десантирование в День-Д На рассвете 6 июня десятки тысячи десантников и парашютистов были заброшены во вражеский тыл, перекрыв мосты и выезды.

Десант высадился в 6:30 утра. Армия США и союзников столкнулась с ожесточенным сопротивление немецких солдат на участке «Омаха», где потеряли более 2 тысяч человек. Несмотря на это концу дня 156 тысяч союзных войск успешно штурмовали пляжи Нормандии.

Из-за внесения изменений в план высадки дату вынужденно перенесли с мая на июнь. На июнь приходилось несколько подходящих режимом приливов дней, в первую очередь — 5, 6 и 7 июня. Если бы не получилось начать вторжение в эти дни, то его пришлось бы отложить на 18, 19 или 20 июня [16]. Учения морского десанта с высадкой на берег с малого десантного корабля LCI. Утром 5 июня главнокомандующий провёл заключительное совещание, на котором главный метеоролог армии предоставил прогноз на кратковременное улучшение погоды 6 июня.

Мнения командования разделились, но Эйзенхауэр после некоторых колебаний отдал решительный приказ — вторжение союзных войск в Западную Европу начать утром 6 июня [18] , именно этот день и вошёл в историю, как День «Д». Общий замысел морской десантной операции В разделе не хватает ссылок на источники см. Предварительный план получил название «Скайскрепер» и предусматривал одновременную высадку в районе Кана десанта силами до трёх дивизий, за которыми следовал второй эшелон с шестью дивизиями [19]. В дальнейшем, после захвата и удержания плацдарма, союзники планировали сосредоточить значительное количество войск на берегу и, мощным ударом прорвав оборону Вермахта, развить наступление по территории Франции в двух направлениях: на запад и восток от нормандского побережья. Однако, чем больше штаб руководства сталкивался с реалиями на запланированных зонах высадки, оценивая силы противника и в особенности свойства района вторжения, тем больше поддержку получало предложение Монтгомери усилить общую численность сил вторжения. Монтгомери настаивал на том, чтобы увеличить число дивизий с трёх до пяти, что должны высаживаться морем, также осуществить высадку войск на восточном краю полуострова Котантен и минимум трёх воздушно-десантных дивизий для поддержки морского десанта. Высадка британского воздушного десанта возле Кана и американского возле Сент-Мер-Эглиз имели целью всячески содействовать высадке морского десанта и изоляции района боевых действий на флангах полосы вторжения. Десант, который предлагалось провести ночью накануне операции, имел задачей захватить узлы дорог, переправы, мосты и другие ключевые объекты, и помешать контратакам войск Вермахта и максимально нарушать систему управления войсками противника в операционной зоне.

Окончательный утверждённый стратегический замысел операции определял одновременную высадку крупных сил морского десанта на побережье Нормандии на фронте до 80 км. В ходе операции «Нептун» планировалось захватить плацдарм глубиной 18—20 км и прочно закрепиться на нём. В дальнейшем ставилась задача накопить значительные силы вторжения, и, создав значительное превосходство в силах, мощными ударами занять расположенные на флангах зоны вторжения морские порты Шербур и Гавр. В дальнейшем планом предусматривалось организовать полномасштабное наступление вглубь Франции. По плану вторжения, британцы, действуя совместно с канадскими войсками, должны захватить в первый же день ключевые объекты — города Байё и Кан и продвинуться как можно южнее и юго-восточнее. Таким образом, овладев важнейшими транспортными узлами, британцы перерезали пути подхода немецких резервов на полуостров Котантен и предоставляли возможность американцам, что действовали справа, закрепиться на своих плацдармах. А в дальнейшем американские дивизии имели свою главную цель — захват большого морского порта Шербур. Тренировки транспортных судов в высадке десанта с применением средств имитации.

Американские войска должны были высадиться в западном секторе на двух плацдармах, английские и канадские — в восточном секторе на трёх участках. Планируя высадку войск, союзники учли такой важный фактор, как разграничительные линии между зонами ответственности войск противника. Удар был нанесён в стык разграничительной линии между 7-й и 15-й немецкими армиями , что создало большие проблемы с организацией взаимодействия между командованиями двух немецких армий. Подготовка войск к операции [ править править код ] Британские коммандос перед погрузкой на десантные корабли. Подготовка к самой масштабной десантной операции в истории войн шла не только путём тренировки войск и сил, которые должны были непосредственно участвовать в операции, но и за счёт наращивания темпов производства вооружения и расширения строительства специальных десантных и противолодочных средств. Специально для проведения операции судостроительными компаниями Англии и США в сжатые сроки было построено около 30 тысяч единиц разнородных десантных судов , а также десантно-высадочных средств. Были разработаны и запущены в массовое производство специальные средства для обеспечения пехотных подразделений в бою во время высадки: плавающие и огнемётные танки, специализированные бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, мостоукладчики, специальные баржи с реактивными установками залпового огня и т. Для ускорения темпов загрузки техники на морской транспорт на юге Англии была оборудована разветвлённая сеть специальных подъездных дорог, которые спускались к морю.

Оригинальным решением проблемы с портовой инфраструктурой для высадки войск и выгрузки грузов стала идея создания временных искусственных портов. Планировщики операции исходили из того, что в зоне высадки в течение 90 дней после начала вторжения не будет больших портов, а каждый день надо будет выгружать для снабжения войск и перевозки подкреплений около 12 тысяч тонн различных грузов и около 2,5 тыс. Для решения этой проблемы они предложили создать возле захваченных берегов две искусственные гавани, которые получили название гавань «Малберри» , и которые не уступали по размеру большому торговому порту. Для этих целей на юге Англии втайне были сооружены гигантские кессоны для создания двух искусственных гаваней «Малберри» по одной в английском и американском секторах. Гавань «Малберри» состояла из внешних — плавающих — и внутренних — стационарных — волнорезов и из плавающих пирсов от берега до свайных причалов, к которым могли швартоваться суда [20]. Железобетонные кессоны, из которых делались стационарные волнорезы, устанавливали на глубине не более 10—11 м, что было достаточно для небольших судов типа «Либерти» ; судна большего размера пользовались акваторией, защищённой плавающими волнорезами. Много кессонов было оборудовано кранами, складами, кубриками для экипажей, имели собственные пушки, боезапас и даже средства ПВО, что усиливало противовоздушную оборону района высадки. Для каждого порта «Малберри» нужно было 146 кессонов различных размеров, весом от 1672 до 6044 т, в зависимости от глубины их затопления [21].

Параллельно с кессонами строились плавающие пирсы, или, как их иначе называли, «наплавные мосты» общей протяжённостью около 7 миль, которые держались на понтонах. Автомашины с грузом, после разгрузки с транспортных средств, ехали по «наплавному» мосту, что соединял свайные причалы, на берег.

General Dwight D. Eisenhower's Order of the Day (1944)

6 июня 1944 года союзные войска приступили к реализации операции «Оверлорд», начальной целью которой была высадка десанта в Нормандии. Высадка в Нормандии была не идеальна и в ходе операции были допущены серьёзные просчёты командования. На Западном фронте в 1944 г. решающее значение имела высадка союзников в Нормандии. На этой неделе мы будем отмечать 75-ю годовщину высадки в Нормандии, которая стала переломным моментом во Второй мировой войне. Монтгомери расширил предложение Моргана о высадке на трех участках полуострова Котантен, увеличив их число до пяти. Командующий американскими войсками в Европе генерал Эйзенхауэр отдавал себе отчет, что, в случае неудачи при высадке в Нормандии, второго шанса не будет.

Кровавое лето 44-го. Нормандский вариант

Высадка в Нормандии Колли Руперт. Ранним утром 4 июня Эйзенхауэр должен был решить, предпримет ли он высадку утром следующего дня – первого из трех намеченных для этой цели дней. Высадка в Нормандии — морская десантная операция, проведённая 6 июня 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. Высадка в Нормандии была самая бездарная операция Второй Мировой.

Высадка союзников в Нормандии

Из 20 сериалов, составляющих две миссии, девять упали в облачную гряду и были сильно рассеяны. Из шести сериалов, в которых удалось достичь концентрированного падения, ни один не пролетел сквозь облака. Однако основным фактором, ограничивающим успех парашютно-десантных подразделений, поскольку он увеличивал все ошибки, возникающие из-за вышеперечисленных факторов, было решение совершить массовое падение с парашютом ночью, концепция, которая больше не использовалась в трех последующих крупномасштабных воздушно-десантных операциях.. Это было дополнительно проиллюстрировано, когда те же группы авианосцев позже в тот же день точно и успешно вылетели второй лифт под сильным огнем. Первая волна: Миссия Олбани Схема высадки 101-й воздушно-десантной авиации, день Д, 6 июня 1944 Десантники 101-й воздушно-десантной дивизии «Кричащие орлы» первыми совершили прыжок 6 июня, между 00:48 и 01:40. Британское двойное летнее время. Первые рейсы, направлявшиеся в DZ A, не были удивлены плохой погодой, но из-за навигационных ошибок и отсутствия сигнала Eureka 2-й батальон 502-го PIR приземлился не в той зоне высадки. Большая часть оставшейся части 502-го полка беспорядочно прыгнула вокруг импровизированной зоны высадки, созданной первопроходцами возле пляжа. Два командира батальона взяли на себя управление небольшими группами и выполнили все свои миссии в день «Д». Парашютная артиллерия дивизии испытала один из худших падений в ходе операции, потеряв все, кроме одной гаубицы, и большую часть своих войск. Три серийных самолета с 506-м ПИР были сильно рассеяны облаками, а затем подверглись интенсивному зенитному огню.

Небольшое подразделение достигло выхода Пуппевиль в 06:00 и провело шестичасовую битву, чтобы захватить его, незадолго до прибытия войск 4-й дивизии для соединения. Серийный номер 501-го ПИР также столкнулся с серьезной зенитной артиллерией , но все же совершил точный прыжок в зону высадки D. Часть DZ была прикрыта заранее зарегистрированным немецким огнем, что привело к тяжелым потерям перед многими войсками. Среди убитых были двое из трех командиров батальонов и один из их старших офицеров. К 04:00 группа из 150 военнослужащих захватила главную цель - шлюз Ла-Баркетт. Штабной офицер собрал взвод и достиг другой цели, захватив два пешеходных моста возле Ла-Порте в 04:30. Планерные батальоны 101-го 327-го планерного пехотного полка были доставлены по морю и высадились через Юта-Бич вместе с 4-й пехотной дивизией. В день «Д» его третий батальон, 1-й батальон 401-й ГИР, высадился сразу после полудня и расположился лагерем возле пляжа. К вечеру 7 июня два других батальона были собраны около Сент-Мари-дю-Мон. Вторая волна: миссия Бостон Схема высадки 82-го десантника, день «Д», 6 июня 1944 г.

Высадка 82-го десантного дивизиона, миссия «Бостон» началась в 01:51. Это также было переброской из 10 сериалов, организованных в три этапа, всего на 369 самолетах С-47 было перевезено 6 420 десантников. C-47 с 505-м не испытали тех трудностей, с которыми столкнулся 101-й. Следопыты на DZ O включили свои маяки «Эврика», когда первый 82-й серийный самолет пересек начальную точку и зажег голофановые маркеры на всех трех местах сбора батальона. В результате 505-й обладал самым точным падением в день «Д»: половина полка приземлилась на или в пределах мили от своей зоны действия, а 75 процентов - в пределах 2 миль 3,2 км. Остальные полки были рассредоточены сильнее. Половина полка опустилась к востоку от Мердере, где была бесполезна для выполнения своей первоначальной задачи. Примерно половина приземлилась неподалеку, в травянистом болоте у реки. Оценки потерь от утопления варьируются от «нескольких» до «десятков» против общих потерь в день «Д» в дивизии в 156 убитых в бою , но большая часть оборудования была потеряна, и войска не смогли собрать войска. Своевременная сборка позволила 505-му полку выполнить две миссии в срок.

С помощью француза,который привел их в город, 3-й батальон к 04:30 захватил Сент-Мер-Эглиз, столкнувшись с «незначительным сопротивлением» немецких артиллеристов. Ни одна из задач 82-го полка по расчистке территорий к западу от Мердере и разрушению мостов через Дув не была достигнута в день «Д». Однако один импровизированный батальон 508-го ПИР захватил небольшой холм у Мердере и на три дня сорвал немецкие контратаки на Шеф-дю-Пон, эффективно выполнив свою задачу. Два кармана 507-го полка размером с роту протянулись за немецким центром сопротивление в Амфревилле до тех пор, пока не будет облегчено захватом дамбы 9 июня. Посадка планеров в день Д Предрассветные нападения Два предварительных - посадка планеров на рассвете, миссии «Чикаго» 101-я и «Детройт» 82-я , каждая по 52 планера CG-4 Waco, приземление противотанковых орудий и войск поддержки для каждое подразделение. Миссии стартовали во время десантирования с парашютом и следовали за ними два часа, приземлившись примерно в 04:00, за 2 часа до рассвета. Детройт был разрушен тем же облаком, что и парашютисты, и только 62 процента приземлились в пределах 2 миль 3,2 км.

Однако возникающие при первом взгляде впечатления о единстве западного взгляда на те события обманчивы. Ещё в 1964 году Шарль де Голль отказался участвовать в чествовании 20-летия высадки в Нормандии, не соглашаясь с узурпацией американцами памяти об открытии второго фронта. По мнению Великобритании, до недавнего времени недооценивался и вклад английских солдат в боях с нацизмом. Так, мемориал в честь британских участников освобождения Франции открыли только в 2021 году в нормандском городе Вер-сюр-Мер. Но план операции «Оверлорд» в значительной её части составил генерал Монтгомери, командир сухопутных войск. А королевский флот руководил большей частью операции «Нептун» собственно десантная операция. Французские журналисты и эксперты сходятся во мнении, что подобные тенденции могут подпитывать националистические настроения и что вклад каждого народа и государства сформировал в итоге общую победу, наследниками которой являются современные европейцы. Но по поводу памяти о Второй мировой войне и об отношении к ней правительств стран Восточной Европы позиция французских СМИ, а также ряда политиков и экспертов прямо противоположна. Националистические тенденции, которых Западная Европа пытается избежать у себя, на востоке всячески поощряются и служат аргументами для политических решений. Особенно сильно политизация памяти о победе над нацизмом стала заметна в рамках украинского конфликта. Чисто политический ход, так как ранее его присутствие не предполагалось.

Немецкий шнельбот Немецкий шнельбот Немецкая ночная атака унесла жизни 749 военнослужащих армии и флота США. Более 200 получили ранения. В этом трагическом происшествии принято обвинять американское командование — лично Эйзенхауэра и контр-адмирала Д. Муна, командовавшего учениями. Даже называть их идиотами. Вот только за что? Такая грандиозная операция, как «Оверлорд», разве могла пройти без репетиций? Кстати, радар английского патрульного самолета тогда засек немцев, но с берега успокоили, мол, ничего страшного - американцы резвятся. Вина за разгром Т-4 лежит на англичанах, разве не так? Другое дело, что жертв могло быть значительно меньше, если бы американские солдаты знали, как правильно носить спасательный пояс. Они носили его на талии и бедрах. Оттого в воде их переворачивало вниз головой. Но инструктировать солдат — задача не Эйзенхауэра и Муна, а непосредственных командиров. Из разгрома Т-4 американцы тайны не делали. Говорить об этом не любили. А вот что же произошло днем раньше, 27 апреля? Слухи ходят самые кошмарные, дескать, «дружественным огнем» по ошибке человек 500 положили. Якобы какой-то полковник через много лет после войны вспоминал, как солдаты, высаживаясь на пляж у Слэптона, падали, скошенные пулями. Еще нашлись свидетели, которые сами лежали на песке под «дружественным» пулеметным огнем. А вода у берега окрасилась в красный цвет.

После Третьей Вашингтонской конференции, прошедшей с 12 по 17 мая с участием Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, на штаб генерала Моргана была возложена задача отработки плана высадки, а также разработки операций, чтобы ввести Вермахт в заблуждение по поводу действительного направления действий западных союзников. План вторжения во Францию Специально для проведения операции «Оверлорд» судостроительными компаниями Англии и США в сжатые сроки были построены около 30 000 единиц десантных судов, разработаны и запущены в массовое производство плавающие и огнеметные танки, специализированные бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, специальные баржи с реактивными установками залпового огня. Для ускорения темпов погрузки техники на морской транспорт на юге Англии была оборудована разветвленная сеть специальных подъездных дорог, которые спускались к морю, и по которым военная техника танки, автомашины с ходу загружалась прямо на баржи. Были также созданы временные искусственные порты и искусственные гавани для швартовки судов у побережья Франции. Вкопанная башня танка. Берег «Омаха» Из-за плохих погодных условий «День Д» пришлось перенести на сутки позже, и высадка союзников в Европе началась 6 июня 1944 года.

Операция «Оверлорд»

За четыре года до этого Рамсей снискал себе славу, руководя эвакуацией 330 000 солдат из Дюнкерка. Незадолго до конца войны и Рамсей, и Ли-Мэллори погибли в авиакатастрофах. В следующем месяце Эйзенхауэр сформировал штаб. Сначала тот размещался на лондонской Гроувнер-сквер, затем, в начале марта 1944 г. Верховное командование союзных экспедиционных сил, заменившее штаб Моргана, продолжило разработку планов вторжения в оккупированную немцами Европу. Монтгомери расширил предложение Моргана о высадке на трех участках полуострова Котантен, увеличив их число до пяти. Он также удлинил линию высадки с 48 до 80 км и предложил усилить морской десант ударами воздушно-десантных сил на западном и восточном флангах. Американцы должны были высадиться на двух западных участках береговой линии, получивших название «Омаха» и «Юта», тогда как англичанам предстояло атаковать средние и восточные участки — «Голд» и «Сорд».

Наиболее предпочтительными местами для высадки десанта были Нормандия, Бретань и Па-де-Кале. Всем известно, что выбор был остановлен на Нормандии. На выбор влияли такие факторы, как расстояние до портов Англии, эшелонированность и мощность оборонительных укреплений, радиус действия авиации сил союзников.

Совокупность этих факторов и определила выбор командования союзников. Немецкое же командование до самого последнего момента считало, что высадка будет происходить в районе Па-де-Кале, так как это место ближе всего к Англии, а, значит, требуется меньше всего времени для перевозки грузов, техники, новых солдат. В Па-де-Кале был создан знаменитый «Атлантический Вал» — неприступная линия обороны фашистов, в то время как в районе высадки укрепления едва ли были готовы наполовину.

Высадка проходила на пяти пляжах, которые получили кодовые названии «Юта», «Омаха», «Голд», «Сорд», «Юнона». Время же начала операции определялось соотношением уровня прилива воды и временем восхода солнца. Эти факторы рассматривались для того, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от подводных заграждений, была возможность высадить технику и десант как можно ближе к берегу.

В итоге днем начала операции стало 6 июня, этот день и получил название «День Д». За ночь до высадки основных сил в тыл врага был скинут парашютный десант, который должен был помочь основным силам, а непосредственно перед началом основной атаки немецкие укрепления подверглись массированному авианалету и обстрелу кораблями союзников. Ход операции Такой план был разработан в штабе.

На деле же все пошло не совсем так. Десант, который был сброшен в тыл немцев за ночь до операции, был рассеян на огромной территории — свыше 216 кв. Большая часть 101-ой дивизии, которая высаживалась близ Сент-Мэр-Эглиз, исчезла без следа.

Некоторые судна с танками были потоплены еще до того, как добрались до берега. Уже во время второй части операции — операция «Кобра» — авиация союзников нанесла удар по своему же командному пункту. Наступление шло куда медленнее, чем было запланировано.

Самым кровавым событием всей компании была высадка на пляже «Омаха». По плану рано утром немецкие укрепления на всех пляжах подвергались обстрелу корабельными орудиями и бомбежкам авиацией, в результате чего укрепления значительно пострадали. Но на «Омахе» из-за тумана и дождя корабельные орудия и самолеты промахнулись, и укрепления не получили никакого урона.

К концу первого дня операции, на «Омахе» американцы потеряли более 3 тыс.

Гитлер обвинил Роммеля в том, что тот потерял Атлантический вал, 2400-километровую линию укреплений бункеров, наземных мин и пляжных и водных препятствий. В январе 1944 года генерал Дуайт Эйзенхауэр 1890-1969 был назначен командующим операцией «Оверлорд». В течение нескольких недель до Дня-Д союзники провели большую дезинформирующую операцию, призванную заставить немцев думать, что главной целью вторжения был пролив Па-де-Кале самое узкое место между Великобританией и Францией , а не Нормандия. Кроме того, они заставили немцев поверить, что также потенциальными объектами вторжения являются Норвегия и несколько других мест.

Для осуществления этой ложной операции использовались макеты орудий, фантомная армия под командованием Джорджа Паттона и предположительно базировавшаяся в Англии, напротив Па-де-Кале, двойные агенты и радиограммы с ложными сведениями. Задержка высадки в Нормандии из-за погоды 5 июня 1944 года был назначен днем вторжения, но природа внесла свои коррективы в планы Эйзенхаура, настпуление отложили на сутки. Ранним утром 5 июня штатный метеоролог союзных войск сообщил об улучшении метеоусловий, эти новости стали определяющими и Эйзенхауэр дал добро на операцию «Оверлорд». Он сказал войскам: «Вы отправляетесь в Великий Крестовый поход, который все мы готовили много месяцев. Взгляды всего мира устремлены на Вас».

Позже в тот же день более 5 тысяч кораблей и десантно-высадочных средств, перевозящих войска и орудия, вышли из Англии по проливу во Францию, а для прикрытия и поддержки вторжения с воздуха вылетело более 11 тысяч самолетов. Десантирование в День-Д На рассвете 6 июня десятки тысячи десантников и парашютистов были заброшены во вражеский тыл, перекрыв мосты и выезды.

Монтгомери ; американская 1-я армия, британская 2-я армия, канадская 1-я армия; всего около 1,6 млн человек, 6 тыс.

Ли-Мэллори; американская 9-я воздушная армия, британская 2-я тактическая воздушная армия , союзную стратегическую авиацию британское бомбардировочное командование, американская 8-я воздушная армия стратегической авиации , союзные экспедиционные ВМС английский адмирал Б. Всего в них насчитывалось около 2,9 млн человек, около 10,9 тыс. Экспедиционные силы союзников в штормовую погоду внезапно для германского командования и при полном господстве на море и в воздухе в ночь на 6 июня высадили в Нормандии морские и воздушные десанты и к 12 июня сосредоточили на плацдарме до 12 дивизий.

В результате боёв к 30 июня союзные войска расширили плацдарм до 100 км по фронту и 20—40 км в глубину, а к исходу 24 июля вышли на рубеж Лесе, южнее Сен-Ло, Комона, Кана. Кадры из фильма «Военные действия в Северной Франции». Режиссёр: Н.

Из фонда Российского государственного архива кинофотодокументов.

30 фото высадки союзников в Нормандии — (День Д) операция «Оверлорд» в 1944 году

Мы продирались через прибой и какие-то обломки. Добравшись до песка, я попробовал побежать, но одежда так отяжелела, пропитавшись водой, что я просто рухнул. Я возблагодарил Бога, что дымовая завеса еще как-то держалась. Если бы не она, нам бы не выжить. Переведя дух, я бросился вперед. Парень справа от меня так и остался лежать. Кажется, он был нашей первой потерей. Они качались на волнах, как мусор в гавани. Тут и там плавали какие-то обломки оборудования и тела солдат и моряков. Несколько часов мы смотрели, как прибой выносил на берег мусор и мертвых.

Первый десант на "Омаху" стоил союзникам сотен погибших. К концу 6 июня только на этом участке союзники недосчитались более 2000 человек. И все же силы союзников были достаточно велики, так что, в конце концов, они добрались и до немецких бункеров. Неизвестный солдат из Восточно-Йоркширского полка, Британия: Это было как в каком-то... Ребят валило, как кегли под шаром. Я еще подумал: "Ну и повезет же тебе парень, если ты отсюда выберешься! Альфред Леонард, британский торговый флот корабли были привлечены для переброски войск : В воде плавали куски человеческих тел. Страшно было. Все, что предшествовало высадке, было здорово: орудия, знамена, все куда-то двигаются, но при этом все живы.

А потом видишь мертвых парней в воде и думаешь: "Черт, что же это такое? Он был живым, но не долго. За мною бежали два канадца. Бош вышел с огневой позиции со своим "шмайсером". Я еще подумал: черт, они же его не видят. Но они и не думали останавливаться. Они просто прихлопнули его прикладами винтовок, и это было все. Майор Ф. Гуд, Глостерширский полк: Мы пробились в район главных немецких укреплений, которые непрерывно обстреливали флот и ВВС.

Все было разбито. Я хорошо помню, как немецкий офицер попытался выбраться из амбразуры и его прихлопнуло обломком стены, раздавив верхнюю часть. Торчали только ноги в хорошо отполированных сапогах. Питер Дэвис, танкист: Мы остановились на окраине Колвилля. Там было два пехотинца, один стоял на страже, а второй копал какую-то траншею. К ним подошли две молоденькие француженки и стали с ними болтать. Я улыбнулся впервые за этот день, когда они отдали этим французским мадемуазелям свой рацион шоколада. Мы действительно были во Франции. Письмо Джона Торнтона Нолана к жене, написанное на борту торгового корабля, доставлявшего солдат в Нормандию: Слава богу, мы возвращаемся, после величайшего потрясения в мировой истории.

Мы были на самом переднем крае и видели абсолютно все. Я горжусь тем, что наш корабль доставил солдат к месту первой высадки. Как бы я хотел оказаться сегодня дома и рассказать тебе об этом величайшем деянии. Это было грандиозно, и я бы не променял сегодняшний день на все золото мира. Конечно, я благодарю Бога, что нахожусь в безопасности и в добром здравии, ибо были и страшные минуты. Эйлин, мы должны склонить головы перед моряками, летчиками, солдатами и морскими пехотинцами. Все они были великолепны, и мы должны гордиться ими, гордиться тем, что мы - британцы. И еще неоторые фото тех дней. Вид на пляж «Омаха».

Войска союзников высаживаются на захваченный плацдарм. Корабль был поврежден огнем немецкой артиллерии после того, как войска с него сошли на берег. На переднем плане большой десантный корабль флота его величества LCI L -299, переданный Соединенными Штатами Великобритании по ленд-лизу. Генерал Дуайт Эйзенхауэр Dwight Eisenhower беседует с бойцами роты «E» 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии перед их погрузкой в самолеты накануне воздушного десанта в Нормандии. Дивизия была высажена в Нормандии в июле 1944 и включена в состав 2-го корпуса 1-й канадской армии. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр инспектируют 506-й полк 101-й воздушно-десантной дивизии. Генерал Дуайт Эйзенхауэр Dwight Eisenhower беседует с командиром 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии подполковником Робертом Коулом Robert Cole. Он не смог получить награду, так как был убит во время операции «Маркет Гарден» 18 сентября 1944 года. Фото частично повреждено цензурой замазаны нашивки на плечах подполковника и солдата правее него.

Репетиция высадки на песчаные пляжи батальона истребителей танков M10 и нескольких рот пехоты в Слапстон Сэндс Slapton Sands в Англии. На переднем плане на песке лежат рулоны сетки Зоммерфельда Sommerfeld Tracking , которые применялись для укрепления слабых и вязких грунтов. В центре кадра американский истребитель танков M10 с именем «Бесси» «Bessie» , оборудованный специальными коробами, которые защищают двигатель от попадания воды. За «Бесси» виден бульдозер «Катерпиллер», использовавшийся союзниками при высадке для расчистки пляжей и проделывания проходов для людей и техники. На фотографии видны два десантных судна класса LCT с номерами 27 и 53. Чуть далее производит высадку большой десантный корабль LST-325, который впоследствии участвовал в доставке войск на пляж Омаха. После войны он был продан Греции и служил во флоте этой страны до 1999 года. Медики американской 4-й пехотной дивизии оказывают помощь раненым на пляже Юта. Видны наклонно вкопанные бревна, предназначенные для повреждения днищ десантных транспортов в случае высадки десанта во время прилива.

Американские солдаты у захваченного немецкого бункера на пляже Омаха. На переднем плане боец с пулеметом Браунинг M1919. Американские рейнджеры на десантном корабле в английском порту ждут сигнала к отплытию к побережью Нормандии. Один боец вооружен реактивным гранатометом Bazooka M1, остальные самозарядными винтовками M1 Garand. Слева виден миномет. Lockwood , в центре Джозеф Маркович Joseph J. Markowitz , крайний справа — капрал Джон Лошиаво Cpl. John B. Разгромленные позиции и немецкий ДОТ, уничтоженный союзниками во время высадки в Нормандии.

Взятие в плен немецких солдат американцами в местечке Пойнт ду Ок Pointe du Hoc , примерно в 6,5 км к западу от побережья Омаха. Некоторые пленные переодеты в гражданское. Каждый корабль имеет заградительный аэростат для защиты от атак немецких самолетов. Немецкие военнопленные на пляже Омаха Бич в ожидании отправки в Англию. Сначала Черчилль намеревался высадиться в Нормандии вместе с союзными войсками в день открытия второго фронта 6 июня 1944 года. Он сообщил командующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру, что собирается наблюдать за высадкой с корабля у берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит. Черчилля удалось отговорить от столь опасного шага лишь благодаря вмешательству короля Георга VI: король сказал, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг — принять участие в войне и встать во главе своих войск. Тем не менее, своего британский премьер все-таки добился.

Американцы на захваченном мысе Пуэнт дю Хок в Нормандии. На заднем плане видны конвоируемые немецкие военнопленные.

Но план операции «Оверлорд» в значительной её части составил генерал Монтгомери, командир сухопутных войск. А королевский флот руководил большей частью операции «Нептун» собственно десантная операция. Французские журналисты и эксперты сходятся во мнении, что подобные тенденции могут подпитывать националистические настроения и что вклад каждого народа и государства сформировал в итоге общую победу, наследниками которой являются современные европейцы. Но по поводу памяти о Второй мировой войне и об отношении к ней правительств стран Восточной Европы позиция французских СМИ, а также ряда политиков и экспертов прямо противоположна. Националистические тенденции, которых Западная Европа пытается избежать у себя, на востоке всячески поощряются и служат аргументами для политических решений. Особенно сильно политизация памяти о победе над нацизмом стала заметна в рамках украинского конфликта. Чисто политический ход, так как ранее его присутствие не предполагалось.

Кадр из видео Мероприятия в честь 70-летия высадки десанта в Нормандии Однако администрация президента Франции решила таким образом выразить протест против присоединения Крыма и «российской агрессии» в Донбассе присутствовавшему там же президенту России Владимиру Путину. Аргумент французской стороны о том, что Украина является наследницей бывшей советской республики и потому имеет право там находиться, вряд ли можно было считать состоятельным. Ведь лидеров других стран, бывших прежде в составе советского государства, не пригласили. Процесс глорификации пособников нацистов в Прибалтике и на Украине за последние 30 лет сопутствовал стиранию памяти о Великой Отечественной войне.

Поэтому системы фортификационных сооружений «Атлантического вала» на этом направлении были мощнейшими. Руководство союзников, тщательно проанализировав масштабы вероятных потерь в случае вторжения на этом участке, сразу отказалось от такого простейшего варианта высадки морского десанта. Англо-американские союзники прекрасно понимали грандиозность масштабов запланированного вторжения и настоятельную потребность в мощной морской инфраструктуре для обеспечения успешного продвижения своих армий во Франции. Немецкое командование также признавало тот факт, что противнику в случае их вторжения в континентальную Европу будет необходимо иметь порты, через которые должны снабжаться войска.

Поэтому немцы считали, что лучшего варианта, чем Па-де-Кале , где существовало множество отличных портов, не существует. Исходя из этого, Верховное командование Вермахта и, в частности, командование войск «Запад» [en] концентрировало свои главные силы в этом регионе. Позже выяснилось, что немцы менее всего ожидали высадки союзников именно на нормандском участке « Атлантического вала ». Это объясняется тем, что немецкое командование считало Нормандию непригодной для высадки из-за отсутствия соответствующей морской береговой инфраструктуры для выгрузки войск и военных запасов, и не догадывалось, что союзники на начальном этапе вторжения рассчитывали обойтись без захвата морских портов, вместо этого планировалось задействовать искусственные гавани «Малберри» , которые должны были компенсировать эти недостатки. Соответственно, союзному руководству пришлось направить своё внимание на менее привлекательную, но гораздо более безопасную зону Нормандии и Бретани. Полуостров Бретань имел много преимуществ, в частности, отличные мощные порты, такие как Брест , однако общее расстояние от морского побережья южной Англии и возможности дальнейшего снабжения войск и сил были крайне ограничены. К тому же высадка на побережье Бретани могла привести к тому, что немцы просто заблокировали бы союзников и лишили их возможности прорваться на оперативный простор. Нормандское побережье практически не имело удобных портов, которые бы удовлетворяли потребность союзников в выгрузке войск, техники и имущества, за исключением Шербура , который к тому же находился почти в тупике полуострова Котантен.

Возможности остальных портовых структур, которые имелись на этом направлении, были незначительны и в планах вторжения они не играли существенной роли. Плацдарм, прилегающий к побережью Сенской бухты, можно было изолировать от контратак наземных войск противника, расположенных на территории Франции и Германии , разрушая мосты и переправы и устанавливая контроль над многочисленными путями, которые вели к Сенской бухте. Кроме того, Сенская бухта не имела островов, банок , отмелей или рифов у берега. От постоянных западных ветров её прикрывал полуостров Котантен. Просторные песчаные пляжи давали возможность одновременно высаживать большое количество войск и боевой техники. Также определённую роль играло то, что глубина Сенской бухты исключала действие немецких крупных и средних подводных лодок [13]. Правда, порты Шербур и Гавр были базами для вражеских торпедных катеров и подводных лодок, однако отсутствие в полосе вторжения других крупных городов не давало возможности создать устойчивые очаги обороны войскам Вермахта. Рассматривая вариант с Нормандией , планировщики пришли к выводу, что это направление более привлекательно прежде всего из-за близости побережья к британским портам.

Проблема портов имела два аспекта её решения: первый — создание временных портов, второй — наращивание сил на плацдармах и захват крупных портов, прежде всего Шербура [14]. Исходя из этого, возникла задача обеспечить условия для успешного захвата этого порта. Фельдмаршал Бернард Монтгомери настоял на том, чтобы включить в план вторжения пятый плацдарм, расположенный за водной преградой реки Орн , который впоследствии получил название «Юта». После дальнейшего всестороннего анализа данных разведки и оценки сил противника районом проведения десантной операции в конце концов стало побережье Нормандии — там укрепления были мощнее, чем в Бретани , но не так глубоко эшелонированы, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем в Па-де-Кале , но меньше, чем в Бретани. Значительную роль также сыграли большое количество военно-морских баз и портов на южном побережье Великобритании, относительно малые расстояния от них до побережья Франции и господство авиации союзников в воздухе — благодаря этому можно было спокойно осуществлять посадку войск на транспортные средства и переход армады морем ночью. Боевая подготовка десанта. Наконец, было решено воспользоваться отрезком времени между приливом и отливом и осуществить высадку первого эшелона на берег через 40 минут после рассвета.

Но поскольку разница времени между моментами полной воды на восточном и западном берегах сенской бухты составляла 40 минут, то для каждого плацдарма было установлено своё время начала высадки, максимальный интервал между которыми достигал 85 минут. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений во время прилива [15]. Первоначально союзники планировали начать операцию в мае 1944 года. Однако, по настоянию Б. Монтгомери , было решено дополнительно высадить ещё один десант на полуострове Котантен сектор «Юта».

Незадолго до конца войны и Рамсей, и Ли-Мэллори погибли в авиакатастрофах. В следующем месяце Эйзенхауэр сформировал штаб.

Сначала тот размещался на лондонской Гроувнер-сквер, затем, в начале марта 1944 г. Верховное командование союзных экспедиционных сил, заменившее штаб Моргана, продолжило разработку планов вторжения в оккупированную немцами Европу. Монтгомери расширил предложение Моргана о высадке на трех участках полуострова Котантен, увеличив их число до пяти. Он также удлинил линию высадки с 48 до 80 км и предложил усилить морской десант ударами воздушно-десантных сил на западном и восточном флангах. Американцы должны были высадиться на двух западных участках береговой линии, получивших название «Омаха» и «Юта», тогда как англичанам предстояло атаковать средние и восточные участки — «Голд» и «Сорд».

Нормандия 1944 - настоящие реальные кадры высадки

По мнению Монтгомери, город Кан необходимо было захватить в течение первых же суток, после чего выбить немцев из Шербура. На самом же деле Кан был взят лишь 9 июля. Расширение первоначального плана Моргана предполагало большее количество десантных кораблей и, соответственно, большее число солдат. Таким образом, требовалось больше времени на подготовку.

Дата высадки была сдвинута с середины мая на 1 июня, а затем на 5 июня 1944 г. Чтобы вовремя выполнить задания Верховного командования союзных экспедиционных сил, военная промышленность перешла на усиленный режим работы. В сочельник 1943 г.

Войны без этого не бывает, как не бывает легкой дороги к победе. Но конец войны уже не за горами». Весной 1944 г.

Атлантический вал Гитлер знал, что в какой-то момент угроза вторжения союзников в Европу станет реальностью. Гитлер назначил командующим 66-летнего фельдмаршала Карла Герда фон Рундштедта, приказав ему возвести оборонительный периметр, получивший название «Атлантический вал». Задействовав два миллиона рабочих из стран оккупированной Европы, большая часть которых была превращена, по сути, в рабов, немцы начали возводить укрепленную линию обороны.

По завершении работ ее длина составила 4500 км. Вал протянулся вдоль всего побережья Западной Европы — от северной оконечности Норвегии вдоль Атлантического побережья Дании, Германии, Голландии, Бельгии и Франции до границы с Испанией на юге. Атлантический вал включал 700 смонтированных в бетоне артиллерийских батарей и 12 250 бункеров, расположенных на расстоянии не более 90 м друг от друга.

Эти береговые батареи и долговременные огневые точки круглосуточно охраняли 300 000 немецких солдат. Впрочем, то были отнюдь не отборные войска. Охрану береговых укреплений несли пожилые или, наоборот, молодые неопытные солдаты, а также военнопленные, захваченные на Восточном фронте и насильно угнанные в Германию.

В феврале 1944 г. Гитлер поручил одному из самых опытных своих генералов, Эрвину Роммелю, проверить состояние оборонительных сооружений во Франции. Роммель, четыре года назад снискавший славу храброго воина, командуя немецкими частями в Северной Африке, за что удостоился прозвища «Лис пустыни», пришел к следующему выводу: чтобы помешать возможной высадке противника и дальнейшему его проникновению в глубь континентальной Европы, ему необходимо дать отпор и отбросить назад в море в первые же сутки.

По мнению Роммеля, французский участок Атлантического вала не был в должной мере готов к выполнению этой задачи. Он приказал укрепить оборонительные позиции, а именно заложить минные поля как на берегу, так и в глубине материка — количество мин достигало шести миллионов штук, — и установить подводные препятствия, такие как смертоносные металлические пики. В апреле 1944 г.

Эти бревна, получившие название «спаржа Роммеля», были соединены проводами и часто заминированы. Для уничтожения вражеского десанта Роммель также рекомендовал разместить близ северного побережья Франции девять немецких танковых дивизий. Его начальник, фон Рундштедт, склонялся к тому, чтобы разместить танковые части и севернее Парижа, вне пределов досягаемости вражеской огневой мощи, откуда их можно было бы быстро перебросить к месту вражеской высадки.

Роммель был иного мнения, считая, что при господстве в воздухе англо-американской авиации немецкие танки будут уничтожены при первой же попытке занять новые позиции. Пытаясь смягчить этот конфликт двух сильных личностей, Гитлер пошел на компромисс: выделил три дивизии Роммелю, а остальные отдал Рундштедту. Несколько портов на берегу Ла-Манша и вдоль атлантического побережья Франции были укреплены и получили статус цитаделей.

Эскизы их конструкций Гитлер выполнил лично. В каждой был назначен комендант, который принес присягу, поклявшись стоять до конца. Французским гражданам было приказано сдать радиоприемники.

Тех, кого застанут за слушанием передач британской радиостанции Би-би-си, ожидало суровое наказание. В Англии по мере приближения дня «Д» были ужесточены меры безопасности. Гражданским лицам было запрещено посещение мест в районе Ла-Манша и побережья Северного моря.

Письма в страны Европы подвергались цензуре, что удлиняло сроки их доставки получателям. Бомбардировка Тем временем, согласно решению, принятому в Касабланке пятью месяцами ранее, начиная с июня 1943 г. Уничтожение стратегически важных промышленных центров и подрыв боевого духа немцев предваряли вторжение на континент.

В конце марта 1944 г. Эйзенхауэр столкнулся с разногласиями по поводу приоритетных целей этих бомбардировок. Командующие бомбардировочной авиацией англичанин Артур Харрис и его американский коллега Карл Спаатц настаивали на продолжении операции «Пойнтблэнк».

Харрис свято верил в то, что способен одержать победу силами своих «ланкастеров», а это делало вторжение союзников в оккупированную Францию ненужным. Траффорд Ли-Мэллори, командующий авиационными соединениями операции «Оверлорд», настаивал на стратегических бомбардировках немецких транспортных узлов во Франции. Операция эта, под кодовым названием «Транспортировка», началась несколькими днями ранее.

В месяцы, предшествовавшие вторжению, операция «Транспортировка» доказала свою эффективность. В результате 200 000 боевых вылетов было уничтожено или приведено в негодность большое количество немецких железных дорог и складов, мостов были уничтожены все мосты через Сену и Луару , электростанций, одна радиолокационная станция, сорваны приготовления к укреплению оборонительных сооружений. Увы, цель удалось достичь высокой ценой — 2000 самолетов союзников были сбиты, 12 000 летчиков погибли.

Тем не менее эти усилия в немалой степени способствовали успеху операции в Нормандии и последующих боевых действий в Европе. Впрочем, кроме погибших летчиков союзной авиации имелись и другие жертвы. В ходе этих налетов погибло около 15 000 французских и бельгийских граждан, почти 20 000 человек было ранено.

Черчилль усомнился в правомерности столь огромного числа жертв среди тех, кого англичане и американцы намеревались освободить. Командующие английской авиацией были с ним не согласны. По их мнению, победа стоила того, чтобы заплатить за нее такую цену.

В противном случае потери в операции «Оверлорд» окажутся существенно выше предполагаемых. Черчилль, которого они не смогли убедить, обратился к Рузвельту. Американский президент, хотя и сожалел о «сопутствующих жертвах среди мирного населения», приказал продолжить авианалеты.

Операция имела целью ослабить переброску немцами подкрепления к месту будущей операции «Оверлорд». Успех бомбардировок оказался настолько велик, что немецкое военное командование было вынуждено незамедлительно приступить к ремонту разрушенной сети железных дорог, используя для этого рабский труд насильно угнанных гражданских лиц и военнопленных. Свой вклад в приближение дня «Д» внесло также французское движение Сопротивления.

Его участники развернули диверсионную деятельность против немецких оккупационных властей и коллаборационистского правительства режима Виши. Риск поимки и ареста был велик. Пойманных патриотов ждали допросы и пытки в застенках гестапо.

Учения По мере приближения дня «Д» боевая подготовка усилилась. Солдатам было сказано лишь то, что им полагалось знать: они определенно не имели понятия о том, когда и куда их отправят воевать. Их обучали садиться на десантные боты и высаживаться с них.

Плоскодонные десантные боты имели массу 10 тонн и вместимость 38 человек. Они могли развивать скорость до десяти узлов в час, тогда как другие, большие десантные корабли, могли перевозить до трехсот человек и шестидесяти танков. И те и другие могли подходить к самому берегу.

Во время одного из таких учений с использованием боеприпасов случилась трагедия. Целью учений было приучить солдат к тем условиям, которые будут ждать их в районе будущей высадки на участке «Юта». Части из них было приказано имитировать погибших в бою.

Жители шести окрестных деревень в количестве 3000 человек были эвакуированы. Им пообещали, что в соответствующее время они вернутся обратно. Когда именно, никто не знал.

По периметру разместили часовых.

По среднесуточным потерям эта кампания была более кровопролитной, чем печально известная битва на Сомме во время Первой мировой войны. Среди похороненных на американском кладбище в Нормандии 33 брата, которые были похоронены рядом друг с другом. Войска союзников в день «Д» имели совершенно разный опыт в зависимости от того, где они высадились. В некоторых местах на 50-километровом фронте потерь почти не было. Пляж превратился в минное поле. Наиболее яркими изображениями дня «Д» являются незащищённые войска союзников, которых обстреливают из пулемётов с возвышенных немецких позиций, и пулемёты, безусловно, привели к ужасающим потерям. Однако смерть и опасность исходили не только сверху.

Подсчитано, что немцы установили около 4 миллионов противопехотных мин на пляжах Нормандии, что делало каждый шаг потенциальной катастрофой для каждого солдата. День «Д» был результатом проб и ошибок. Командование США и Великобритании рассмотрело планы операции на конференции в 1943 году. В 1942 году союзники понесли тяжёлые потери во время неудачного налёта на французский порт, и этот момент убедил военных стратегов вместо этого планировать высадку на берег. Немцы знали, что морская атака на севере Франции неизбежна, но не знали, где именно. Они сосредоточили свои силы возле места под названием Кале, потому что оно находилось в самом узком месте Ла-Манша. Это был логичный шаг, но Верховный главнокомандующий союзными войсками генерал Эйзенхауэр был на шаг впереди и выбрал Нормандию, потому что она находилась к западу от этой очевидной точки высадки. Высадка должна была произойти месяцем раньше.

Первоначально высадка была запланирована на май 1944 года. Однако готовых десантных кораблей было недостаточно, поэтому Эйзенхауэру пришлось отложить операцию на месяц. Чтобы подготовиться к высадке, американцы отправили 7 миллионов тонн припасов из США на плацдарм в Англии.

К концу августа 1944 года вся северная Франция была освобождена, и к следующей весне союзники победили немцев. Высадку в Нормандии считают началом конца войны в Европе. Американцы вступили в войну в декабре 1941 года, а к 1942 году вместе с англичанами которые были эвакуированы с пляжей Дюнкерка в мае 1940 года, когда немцы отрезали их во время битвы за Францию рассматривали возможность крупного вторжения союзников на Ла-Манш. В следующем году планы союзников по перекрестному вторжению начали нарастать. В ноябре 1943 года Адольф Гитлер 1889-1945 , который знал об угрозе вторжения на северное побережье Франции, поставил Эрвина Роммеля 1891-1944 возглавить оборонительные операции в регионе, хотя немцы точно не знали, куда ударят союзники. Гитлер обвинил Роммеля в том, что тот потерял Атлантический вал, 2400-километровую линию укреплений бункеров, наземных мин и пляжных и водных препятствий. В январе 1944 года генерал Дуайт Эйзенхауэр 1890-1969 был назначен командующим операцией «Оверлорд». В течение нескольких недель до Дня-Д союзники провели большую дезинформирующую операцию, призванную заставить немцев думать, что главной целью вторжения был пролив Па-де-Кале самое узкое место между Великобританией и Францией , а не Нормандия. Кроме того, они заставили немцев поверить, что также потенциальными объектами вторжения являются Норвегия и несколько других мест. Для осуществления этой ложной операции использовались макеты орудий, фантомная армия под командованием Джорджа Паттона и предположительно базировавшаяся в Англии, напротив Па-де-Кале, двойные агенты и радиограммы с ложными сведениями. Задержка высадки в Нормандии из-за погоды 5 июня 1944 года был назначен днем вторжения, но природа внесла свои коррективы в планы Эйзенхаура, настпуление отложили на сутки.

Эти факторы рассматривались для того, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от подводных заграждений, была возможность высадить технику и десант как можно ближе к берегу. В итоге днем начала операции стало 6 июня, этот день и получил название «День Д». За ночь до высадки основных сил в тыл врага был скинут парашютный десант, который должен был помочь основным силам, а непосредственно перед началом основной атаки немецкие укрепления подверглись массированному авианалету и обстрелу кораблями союзников. Ход операции Такой план был разработан в штабе. На деле же все пошло не совсем так. Десант, который был сброшен в тыл немцев за ночь до операции, был рассеян на огромной территории — свыше 216 кв. Большая часть 101-ой дивизии, которая высаживалась близ Сент-Мэр-Эглиз, исчезла без следа. Некоторые судна с танками были потоплены еще до того, как добрались до берега. Уже во время второй части операции — операция «Кобра» — авиация союзников нанесла удар по своему же командному пункту. Наступление шло куда медленнее, чем было запланировано. Самым кровавым событием всей компании была высадка на пляже «Омаха». По плану рано утром немецкие укрепления на всех пляжах подвергались обстрелу корабельными орудиями и бомбежкам авиацией, в результате чего укрепления значительно пострадали. Но на «Омахе» из-за тумана и дождя корабельные орудия и самолеты промахнулись, и укрепления не получили никакого урона. К концу первого дня операции, на «Омахе» американцы потеряли более 3 тыс. Несмотря на все это, в целом высадка войск союзников прошла вполне успешно. Далее была успешно начата вторая фаза операции «Оверлорд», в рамках которой были взяты такие города как Шербур, Сен-Ло, Кан и другие. Немцы отступали, бросая вооружение, технику американцам. Затем 25 августа войска союзников захватили Париж, продолжая оттеснять немцев к границам Швейцарии. После полной зачистки французской столицы от фашистов, операция «Оверлорд» была объявлена завершенной. Причины победы союзных войск Многие из причин победы союзников и поражения немцев уже были названы выше. Одной из главных причин стало критическое положение Германии на данном этапе войны. Основные силы Рейха были сосредоточены на Восточном фронте, постоянный натиск Красной Армии не давал Гитлеру возможность перебросить во Францию новые войска.

«Нептун» выходит на берег: девять фактов о высадке союзников в Нормандии

Высадка союзников в Нормандии — морская десантная операция, проведенная 6 июня 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. Задержка высадки в Нормандии из-за погоды. Высадка в Нормандии была не идеальна и в ходе операции были допущены серьёзные просчёты командования.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий