обо всем этом поведала библиотекарь Алина Михеева. За многовековую историю в народе сложились определённые пасхальные традиции, многие из которых дошли до наших дней, несмотря на советское прошлое современной России. На Пасху англичане надевают новую одежду, символизируя тем самым приход весны. Предложенная автором творческая исследовательская работа по истории "История и традиции праздника Пасха" содержит в себе справочную информацию об истории праздника Пасхи, о традиции украшения пасхальных яиц, приготовления пасок и куличей, а также описание.
История Пасхи для детей
Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца 28 лет и круг Луны 19 лет — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина». Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи, любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения. Православная пасхальная служба Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение.
Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника. Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати», после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие». После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь по солнцу, по часовой стрелке с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити».
Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. Крестный ход на Пасху у старообрядцев Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день», составленный св. Иоанном Дамаскиным.
Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскресе». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. Перевод: Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты — пасха безсмертия, спасение мира. Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех.
К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, то есть «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.
Апостол читается из Деяний св. В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай — на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках повторяя каждый стих Евангелия несколько раз. Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России — на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора на Рогожском вспоминают, что владыка Геронтий Лакомкин на Пасху читал Евангелие по-гречески. Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», то есть сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста. Вечером совершается пасхальная вечерня.
Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых Ин. XX, 19-23. Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Св.
Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». Перевод: Осветись, осветись paдостью новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою.
Праздник напоминает о важности жить в соответствии с христианскими ценностями, стремиться к духовному совершенству и делиться своей верой с окружающими. Пасха является кульминацией христианского года и символизирует победу жизни над смертью, света над тьмой и добра над злом. Для православных христиан праздник Пасхи имеет глубокий духовный смысл, напоминающий о спасительной миссии Иисуса Христа и Его воскресении. Традиции и обряды, сопровождающие празднование Пасхи, призваны укреплять веру, возрождать душу и напоминать о духовных идеалах христианства. Роли Пасхи в духовном развитии православных христиан Сохранение и передача традиций праздника Пасхи играют важную роль в духовном развитии православных христиан и в укреплении их веры. Традиции и обряды, сопровождающие празднование Пасхи, служат для передачи христианских ценностей и идеалов из поколения в поколение. Воспитывая детей в духе этих традиций, родители помогают им ощутить глубину и значение веры, а также понять свою принадлежность к православной общине.
Пасхальные традиции, такие как крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, посещение ночной службы и участие в освящении пищи, способствуют углублению духовной связи с Богом и взаимному общению с ближними. Совместное празднование Пасхи объединяет семьи, друзей и соседей, создавая атмосферу радости, любви и духовного возрождения. Роль Пасхи в духовном развитии православных христиан заключается в том, что этот праздник напоминает о главных истинах христианства — любви Бога к человеку, спасительной миссии Иисуса Христа и о возможности обретения вечной жизни. Восприятие этих истин через праздничные обряды и традиции позволяет верующим глубже погружаться в свою духовную жизнь, развивать свою веру и стремиться к совершенству. Таким образом, сохранение и передача традиций праздника Пасхи имеют большое значение для духовного развития православных христиан. Эти традиции служат для укрепления веры, воспитания детей в духе христианских ценностей и для обретения глубокого духовного опыта. Участие в праздновании Пасхи помогает верующим пережить радость Воскресения Христа, укрепить свои духовные связи и насладиться атмосферой любви и взаимопомощи. Кроме того, сохранение и передача традиций праздника Пасхи способствуют укреплению православной культуры и идентичности. В условиях современного мира, когда сталкиваются разные культуры и верования, поддержание традиций и обрядов праздника Пасхи является одним из способов сохранения и выражения своей веры, уникальности и самобытности.
Празднование Пасхи также способствует духовному обновлению и личностному росту православных христиан. Ведь каждый год в преддверии праздника верующие посвящают себя подготовке к Великой неделе, участвуют в посте, исповеди и молитве, что способствует очищению души и тела, развитию духовности и самопознанию. Празднование Пасхи является источником вдохновения и энергии для верующих, помогая им справляться с трудностями и испытаниями повседневной жизни, опираясь на глубокую веру в Бога и утешение, которое приносит Воскресение Христово. Таким образом, сохранение и передача традиций праздника Пасхи играют важную роль в духовном развитии православных христиан и в формировании их идентичности. Традиции и обряды праздника Пасхи помогают верующим укрепить свою веру, обрести духовную поддержку и вдохновение для преодоления трудностей, а также развиваться в духовном плане, стремясь к совершенству и гармонии. Важность сохранения и передачи традиций праздника Пасхи Важно осознавать, что празднование Пасхи — это не просто соблюдение ритуалов и традиций, но и возможность для каждого православного христианина глубже проникнуть в суть своей веры и взаимодействовать с Богом. Пасха напоминает верующим о любви и милосердии Божием, прощении грехов и обретении духовной свободы через Воскресение Христово. Для православных христиан праздник Пасхи имеет особую ценность, поскольку позволяет заново осмыслить свою жизнь и духовные приоритеты. Пасха является временем возрождения и обновления, когда верующие могут отбросить старые грехи и недостатки, научиться прощать и просить прощения, а также развивать свою духовность и еще более тесно связываться с Богом и ближними.
Таким образом, сохранение и передача традиций праздника Пасхи являются неотъемлемой частью православной культуры и духовного наследия, которое помогает поддерживать силу и ценность веры в условиях современного мира. Празднование Пасхи наполняет сердца верующих радостью и благодатью, укрепляет их духовную связь с Богом и позволяет им быть светом и примером для окружающих. Праздник Пасхи ставит перед православными христианами задачу сохранить и развивать духовные ценности и учения, переданные им от предков, и внедрять их в свою жизнь, чтобы стать достойными своего духовного наследия и способствовать духовному преображению общества. В этом контексте православный праздник Пасхи имеет глубокий и всеобъемлющий смысл, который актуален как для прошлых поколений, так и для современных православных христиан. Осознавая важность сохранения и передачи традиций праздника Пасхи, православные христиане прилагают усилия к тому, чтобы обучать молодое поколение основам веры и тонкостям празднования. Богослужения, семейные традиции и обряды, связанные с Пасхой, несут в себе ценные уроки духовности, любви и единения. Воспитание детей в духе православной культуры и уважение к религиозным традициям помогут им стать полноценными членами церковного сообщества и сохранить национальное духовное наследие. Важным аспектом передачи традиций является включение молодежи в общественную и церковную жизнь. Многие православные приходы и организации активно работают с молодежью, предлагая им возможности для общения, обучения и участия в добротных делах.
Таким образом, молодые люди могут узнать больше о своей вере и принять активное участие в праздновании Пасхи, а также в других духовных событиях и мероприятиях. Также стоит отметить, что современные технологии и средства массовой информации могут быть использованы для распространения и обсуждения идей и ценностей, связанных с Пасхой и православной верой в целом.
Слово «кулич» в переводе с греческого означает «круглый хлеб» и является символом незримого присутствия Христа. Печь куличи и красить яйца нужно в Великий или Чистый четверг.
Тогда же надо было убрать свой дом и вымыться самому, чтобы встретить праздник в чистоте. Сейчас, наверное, эти представления о чистоте несколько изменились. Еду принять освящать. Освящают или в субботу вечером, или в воскресенье утром.
Куличи перед освящением украшают искусственными и живыми цветами. В рамках праздничного вечернего богослужения незадолго до полуночи происходит Крестный ход: очень красивое и завораживающее зрелище. Это происходит в единственном месте один единственный раз в году. Зрелище совершенно не объяснимое и причисляемое к разряду чудес.
Считается, что, если огонь не сойдет, начнется апокалипсис. Но пока, как говорится, Бог милует. В первые минуты сошедший огонь — совершенно холодный: его можно безбоязненно трогать и «умываться». Потом он приобретает обычные свойства.
Что едят на Пасху? На Пасху принято готовить особенную еду, которую затем рано утром освящают в церкви. Вот несколько традиционных пасхальных блюд. Кулич — главное пасхальное блюдо.
Пасхальный кулич символизирует хлеб, который Иисус разделил с учениками после воскресения. Настоящий русский кулич — высокий, цилиндрической формы. В тесто для кулича добавляют изюм или цукаты. Пасха — также на праздник готовят пасху паску.
Это блюдо из творога, сливок и сливочного масла. Внутрь пасхи добавляют изюм, орехи и цукаты. Баба — часто на Пасху пекут бабу — сладкую выпечку из дрожжевого теста с добавлением изюма и ванили. Сверху бабу посыпают сахарной пудрой или поливают шоколадом.
Пасхальные яйца На Пасху принято варить яйца и красить их в разные цвета. Традиционный цвет для пасхального яйца — красный. Как вы думаете, почему? Легенда о красном яйце После воскресения Иисуса Христа его ученики и последователи начали посещать разные страны, возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти.
Христос воскрес и воскресит каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же, как любил он.
Пасха Христова: история и традиции праздника
Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Св. Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». Перевод: Осветись, осветись paдостью новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою. К сожалению, сегодня не всякий человек может попасть в старообрядческий храм на Пасхальную службу. Во многих регионах нет старообрядческих храмов, в других они настолько удалены, что добраться до них чрезвычайно сложно.
Поэтому в разделе Библиотека размещено последование Пасхального Богослужения по двум Уставам. Пасхальное Богослужение по сокращенному Уставу включает в себя последовательно Светлую Утреню, Канон Пасхи, Пасхальные часы, Обедницу гражданским шрифтом. Также предлагаем подробное последование службы на Святую Пасху мирским чином на церковнославянском языке в формате pdf , которое широко используется в безпоповских общинах за отсутствием священства. Библиотека Русской веры Читать онлайн Традиции празднования Пасхи у старообрядцев У старообрядцев всех согласий — и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца.
Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда. Пасхальные праздничные блюда, которые готовят раз в году На Пасху принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга. Подробнее о пасхальном целовании можно прочитать в комментарии о. Ивана Курбацкого « Как правильно христосоваться: целовать нужно друг друга один раз или трижды? Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой. Пасхальный кулич и яйца.
Пасхальные яйца красного цвета как символ возрождения Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, — это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется, как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки — после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро. Термонаклейки на пасхальные яйца с изображением Христа, Богородицы. Такие наклейки у православных христиан НЕ приветствуются, потому как после того, как их счистят с пасхальных яиц, они вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро, что недопустимо Внутри безпоповских согласий существует ряд отличий празднования Пасхи. Так, в некоторых безпоповских общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, прихожане остаются в той же христианской одежде, что и пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы.
В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех. Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-поповцев, в некоторых безпоповских согласиях нет обычая обхода наставником домов прихожан с Христославлением, однако каждый прихожанин, по желанию, безусловно, может пригласить наставника для пения пасхальных стихер и праздничной трапезы. Праздник Светлой Пасхи — самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку. Катание яиц — древнерусская пасхальная забава для малышей На Светлой неделе в некоторых безпоповских общинах до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые — катание крашеных неосвященных яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке — желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз.
Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц. Катание яиц на Пасху в Москвинской старообрядческой моленной ДПЦЛ Для всех староверов, независимо от согласия, Пасха — это Праздник праздников и Торжество торжеств, это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь безсмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти. Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная», прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни! Библиотека Русской веры Читать онлайн Воскресение Христово.
Иконы В старообрядческой иконографии нет отдельной иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа. Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ. В православной иконографии на иконе Воскресения Христова, как правило, изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Также иногда изображается воскресший Христос в сиянии, ангел, благовествующий Женам-мироносицам, и другие сюжеты, связанные с Воскресением. Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов. Воскресение Христово — Сошествие во ад.
Россия, XIX в. Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света. Сошествие во ад. Средиземноморье, сер. XVI в.
Андрей Рублев, 1408-1410 Дионисий. Икона «Сошествие во ад» конец XV в.
Воскресение Христа стало отправной точкой для трансформации духовного мира человека и началом новой эры, когда верующие становятся свидетелями Его Воскресения и проповедуют Его учение по всему миру. В своем Воскресении Христос проявил свою всесильную любовь и милосердие к человечеству, показав, что смерть и грех были побеждены, и отныне человек может обрести спасение через веру в Него. Пасхальные обряды и традиции, соблюдаемые православными христианами, отражают идею духовного возрождения и преображения. Великий пост, предшествующий празднику Пасхи, является временем воздержания, смирения и молитвы, в течение которого верующие очищают свои души от грехов и приготовляются к встрече с Воскресшим Христом. В ночь Пасхи происходит торжественное богослужение, символизирующее переход от тьмы к свету, от смерти к жизни. Зажжение свечи в храме и передача света друг другу символизируют распространение благой вести о Воскресении Христовом и преображение души верующего. Также стоит упомянуть об искусстве расписывания пасхальных яиц — крашенок и писанок.
Этот обычай имеет глубокий символический смысл и напоминает о воскрешении Христа из мертвых и новой жизни, подаренной человечеству. Яйцо, будучи источником жизни, является символом возрождения и надежды. Разноцветные узоры на писанках символизируют различные аспекты духовного мира: веру, любовь, милосердие, мудрость и благочестие. Кулич и пасха, традиционные пасхальные блюда, также имеют символическое значение. Кулич представляет собой круглый хлеб, украшенный крестом, символизирующим воскресение Христа и Его победу над смертью. Пасха — это сладкое блюдо из творога, сметаны и изюма, которое символизирует радость и восторг от Воскресения Господня. Празднование Пасхи направлено на то, чтобы помочь верующим воспринять и осознать глубину духовного смысла Воскресения Христа и его значение для каждого человека. В это время люди стремятся быть более милосердными, стараются прощать обиды, помогать ближним и проявлять любовь друг к другу. Праздник напоминает о важности жить в соответствии с христианскими ценностями, стремиться к духовному совершенству и делиться своей верой с окружающими.
Пасха является кульминацией христианского года и символизирует победу жизни над смертью, света над тьмой и добра над злом. Для православных христиан праздник Пасхи имеет глубокий духовный смысл, напоминающий о спасительной миссии Иисуса Христа и Его воскресении. Традиции и обряды, сопровождающие празднование Пасхи, призваны укреплять веру, возрождать душу и напоминать о духовных идеалах христианства. Роли Пасхи в духовном развитии православных христиан Сохранение и передача традиций праздника Пасхи играют важную роль в духовном развитии православных христиан и в укреплении их веры. Традиции и обряды, сопровождающие празднование Пасхи, служат для передачи христианских ценностей и идеалов из поколения в поколение. Воспитывая детей в духе этих традиций, родители помогают им ощутить глубину и значение веры, а также понять свою принадлежность к православной общине. Пасхальные традиции, такие как крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, посещение ночной службы и участие в освящении пищи, способствуют углублению духовной связи с Богом и взаимному общению с ближними. Совместное празднование Пасхи объединяет семьи, друзей и соседей, создавая атмосферу радости, любви и духовного возрождения. Роль Пасхи в духовном развитии православных христиан заключается в том, что этот праздник напоминает о главных истинах христианства — любви Бога к человеку, спасительной миссии Иисуса Христа и о возможности обретения вечной жизни.
Восприятие этих истин через праздничные обряды и традиции позволяет верующим глубже погружаться в свою духовную жизнь, развивать свою веру и стремиться к совершенству. Таким образом, сохранение и передача традиций праздника Пасхи имеют большое значение для духовного развития православных христиан. Эти традиции служат для укрепления веры, воспитания детей в духе христианских ценностей и для обретения глубокого духовного опыта. Участие в праздновании Пасхи помогает верующим пережить радость Воскресения Христа, укрепить свои духовные связи и насладиться атмосферой любви и взаимопомощи. Кроме того, сохранение и передача традиций праздника Пасхи способствуют укреплению православной культуры и идентичности. В условиях современного мира, когда сталкиваются разные культуры и верования, поддержание традиций и обрядов праздника Пасхи является одним из способов сохранения и выражения своей веры, уникальности и самобытности. Празднование Пасхи также способствует духовному обновлению и личностному росту православных христиан. Ведь каждый год в преддверии праздника верующие посвящают себя подготовке к Великой неделе, участвуют в посте, исповеди и молитве, что способствует очищению души и тела, развитию духовности и самопознанию. Празднование Пасхи является источником вдохновения и энергии для верующих, помогая им справляться с трудностями и испытаниями повседневной жизни, опираясь на глубокую веру в Бога и утешение, которое приносит Воскресение Христово.
Таким образом, сохранение и передача традиций праздника Пасхи играют важную роль в духовном развитии православных христиан и в формировании их идентичности. Традиции и обряды праздника Пасхи помогают верующим укрепить свою веру, обрести духовную поддержку и вдохновение для преодоления трудностей, а также развиваться в духовном плане, стремясь к совершенству и гармонии.
Седер является самым важным событием в празднике. Вся семья собирается за столом во главе с хозяином дома. Как христианам относиться к празднику Пасхе Хотя Пасха — это особое время для еврейских семей, чтобы собраться вместе, многие евреи рассматривают это время, именно как время воссоединение семей и употребления Седер. Многие посещают богослужения и пытаются духовно размышлять. Много язычников не евреев стало принимать участие в Пасхе, и, хотя они знакомы с текстами Ветхого и Нового Заветов, по-настоящему они не понимают значение этого праздника.
Некоторые другие пришли к пониманию, что Пасха содержит много символов, которые предвещают приход Мессии. Они считают Пасху одним из самых удивительных праздников, в течение которого необходимо провести глубокий анализ той цены, что была заплачена за наше освобождение. Они понимают, что причащение имеет свои корни в еврейской Пасхе, и понимают, что Иисус использовал Пасху, чтобы рассказать ученикам о Себе и Своей жертве. Иисус и Его ученики: последний «Седер» Христа Четыре Евангелия сохранили для нас записи о том, что Иисус планировал отметить Пасху со своими учениками. Сотни лет спустя это уже будут называть «Тайная вечеря». Именно Седер стали называть со временем «Вечерей Господней». Она начинается незадолго до того, как Его арестуют и будут судить, чтобы потом распять.
Иисус ел пасхальную трапезу со Своими учениками. Он умер на Пасху согласно пророчеству Исайя 53 глава содержит одно из этих пророчеств , взяв на Себя грехи мира. Иисус стал истинным Агнцем, чья жертва помогает нам получать прощение грехов и по сей день. Праздник Пасха: уроки и выводы 1. Горечь рабства и рабство грехов. Сложности, вызванные рабством, символизируют горькие травы. Горечь: эгоизм, гордость, зависть, похоть и другие зависимости держат в плену аналогично египетскому рабству.
Личное Божье прикосновение. Пасха проходит при личном участии Бога со Своим народом. Подобно тому, как Бог спас Моисея во время его рождения, Он спас народ израильский из рабства. Это спасение было всегда в Его планах. Когда пришло время — спасение стало реальностью. Он слышит все наши молитвы и крики о помощи, но Его сроки не обязательно совпадают с нашими. Бог превыше всех других богов.
Шоу с «богами» Египта было милосердной попыткой Бога показать, что Он единственный удивительный Бог. Свобода от рабства. Точно так же, как Бог обеспечил физическую свободу через кровь ягнят для израильтян, Он предоставляет нам духовную свободу через кровь Иисуса Христа. Хотя мы не рабы как израильтяне в Египте, но мы рабы своих грехов. Грех был нашим господином пока Иисус, наш Пасхальный Агнец, не избавил нас от него. Воспоминания о прежней жизни. Никогда не забывайте Египет.
Когда мы забываем, от чего мы были спасены, то становимся слепыми и неблагодарными 2 Петра 1:5-11. Очищение от старой закваски. Это память о том, что евреи покидали Египет в спешке и не было времени даже для того, чтобы подняться хлебу. Это также помогает избавиться от высокомерия и гордости 1-е Коринфянам 5:7 Слово «закваска» означает дрожжи. Это бактерии, которые вызывают брожение в молоке, что приводит к его прокисанию. И именно они заставляют хлеб подниматься. Одно из важнейших действий в традиции евреев во время приготовления к Пасхе — удаление дрожжей из дома незадолго до Пасхи.
В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах — Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» болг. Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы. Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.
В Римско-католической церкви крестный ход также совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами. Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.
Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка. В Болгарии сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье. В Сербии и дореволюционной России пасхальными яйцами «христовались» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христовались трижды в щёки.
Пасха, Светлое Христово Воскресение — суть праздника, история, традиции, приметы
История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Через много веков на этот древний праздник наложился еще один. Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной.
В течение всех семи дней праздника колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи1. Во время своей Пасхи они ставили на стол круто сваренные яйца, знаменуя сим птицу зиз. Естествоиспытатель Плиний говорит, что римляне употребляли окрашенные яйца при различных игрищах, богослужебных обрядах и очищении грехов.
Плутарх изъясняет причину этого обыкновения таким образом: яйцо представляет Творца всей природы, вседействующего и все в себе заключающего. Оно, как солнце, которое все оживляет и рождает, приносилось в честь Бахусу. Учения древних философов об образовании мира объяснялись изображением яйца. Египтяне представляли его под видом вселенной, ив его образе поклонялись благо-детельствующему божеству Кнефу. Храм его находился на острове Элифантин; истукан представлялся в образе человека с гермофродитскими частями -- в знак его совершенства во всех частях. На голове его сидел ястреб -- знак деятельности; во рту держал яйцо -- знак оплодотворения и щедрот.
Из этого яйца родился фтас, огонь, которого греки превратили в Вулкана или Эфтанета. Это слово на коптском языке, коим говорят нынешний египтяне, значит воспромышляющий. Учение египетское о яйце перенес в Грецию Орфей, живший за 1200 л. Греческие и римские философы выражали яйцом действующую силу природы. Древние персы изъясняли изображением, яйца происхождение мира. По их мнению в начале ничего не было, кроме Божества; все существа плавали, во тьме.
Наконец, родилось яйцо: ночь покрыла его своими крыльями; любовь; старший сын Творца имел попечение о созрении яйца. Когда оно достигло плодотворной силы, тогда рас-крылась вселенная: солнце и луна по своей тяжести опус-тились со всеми творениями. Эту мысль о мироздании перенес к персам с востока Зороастр, коего учение сохранено в Зенда-Весте, священной книге. Персы величали яйцо в своих священных песнях и сохранили память его употреблением окрашенных яиц. Они держали еще особо литые яйца в своих храмах, в изображение всего рожда-ющегося.. Происхождение окрашенного яйца и его значение между христианами.
Обыкновение приветствовать, целовать и одаривать друг друга красными яйцами есть поучительное воспоминание о первых учениках и ученицах Христовых, которые в первые дни по воскресении Господа Спасителя приветствовали друг друга вестью: «Христос Воскресе! Говорят, что Мария Магдалина, отправясь в Рим после вознесения Христова для проповедания Евангелия, предстала перед императором Тиберием в 334 г. Первенствующие христиане, подражая поступку Св. Магдалины, ознаменовали память Воскресения Христа между многими священными обрядами, введением обычая одаривать друг друга красным яйцом. Впоследствии обыкновение сделалось всеобщим в церкви христианской, и яйцо послужило изображением Воскресения Христова и нашего. Яйцо, родившись от птицы, не остается тем, чем родилось; оно дает птичке жизнь сперва внутри себя, а потом производит ее на свет.
Так Иисус Христос, восстав из мертвых, дарует жизнь сперва духу, а по конце времен воскресит и наши тела. Для чего же мы дарим друг другу красное яйцо? В воспоминание крови Христа Спасителя, пролитой Им за нас на кресте. Всю Светлую неделю хранится в церкви на налое освященный хлеб, называемый артос. В последний день этой дели торжественно благословляется артос и разделяется между присутствующими. Всю Светлую неделю звонят до вечерни.
В первый день Пасхи читают на разных языках при колокольном звоне из евангелиста Иоанна Богослова: «В начале бе слово». Есть поверье во всей России, что ворон на заре Чистого четверга носит из гнезда своих детей купать в реке. Кто окунется прежде птенцов, тот в продолжение всего года будет здоров. Проспавших заутреню обливают холодной водой. Страстные свечи хранят не в одной Малороссии, но во всей России для предохранения дома от непредвидимого бедствия. В Малороссии льют свечи весьма толстые и длинные: бывают в два аршина длины и около десяти фунтов весу.
При чтении Евангелий делают воском отметки на свечах для означения, сколько прочтено Евангелий и сколько продолжалось стояние в церкви. Страстными свечами благословляют молодых. Также когда есть в, доме безнадежный больной, то ставят перед иконою эти же свечи. На Святой неделе берут огонь из кадильницы и высыпают в печь, думая, что он непременно выгонит всю нечистую силу из покоев, и считают его за некую святость. В Орловской губернии существует обыкновение, что на Святой неделе ставят образ Божией Матери в маленькую кадку, наполненную каким-нибудь хлебом: рожью, овсом или гречихою и кладут на верх зерна три сырых яйца. Дав им полежать несколько времени, рассыпают одну часть зерен пo двору, а другую высыпают в жито.
Простолюдины везде в России верят, что когда воробьи кричат в Чистый четверг, то это значит, что они радуются вместе с жидами о предании Спасителя. Крик их: «Чи, чив»,-- переводят на слова: «Жив, жив! Неко-торые еще верят и других уверяют, что в то время, когда Христа распинали, воробьи приносили к кресту те гвозди, которые ласточки уносили от распинавших". В наказание воробьи носят на ногах оковы, никем не видимые, почему никогда не могут ходить, а все прыгают. Осину почитают проклятым деревом, будто бы по пре-дании Спасителя удавился на нем Иуда, почему листья осины, хотя бы никакого не было ветру, вечно шевелятся и переговариваются между собою. Осина имеет чрезвычай-ную силу против колдунов и встающих ночью из могилы: вбивают кол осиновый между их плечами, и тогда ни один уже не встанет.
Утверждают, что в первый день Св. Воскресенья все черти связаны Комиссаржевский, Ф. История праздников. С- 44. Если после утрени пройти с первым яйцом по углам двора, катая по каждому углу, то наверно найдете черта в шапке-невидимке, которую тотчас должны схватить и надеть на себя. Но при катании яйца надобно иметь большую осторожность, чтобы черт не схватил: тогда ка-тающий лишится яйца и продаст Христа.
Кто достанет шапку-невидимку, тот, куда бы ни пошел в ней, не будет видим и все может делать, что ему захочется. Кроме чудесной шапки каждому хочется иметь неразменный цел-ковый, коим только можно узнать в церкви колдуна. Чтобы достать неразменный целковый, надобно вынести в полночь в первый день Пасхи черную кошку на перекрестки, на коих собираются черти, и бросить ее им, или вместо кошки бросить нитку с узлами, а самому схватить лежащий здесь целковый и бежать не оглядываясь. Если черти успеют развязать узел или разорвать кошку, за которую дерутся, и потом догонят убегающего, то беда ему! Если не догонят, то целковый останется при нем, и что бы он ни покупал на него, всегда будет иметь его в своем кармане неразмененным. Чтобы узнать колдуна, должно одеться в новое платье с ног до головы и в первый день заутрени на Святой Пасхе стать с первым вынутым из-под курицы яйцом на таком месте, откуда можно было бы видеть весь народ и замечать: не стоит ли человек с рогами?
Колдуны не могут стоять в человеческом виде, но в дьявольском, потому что они предались чертям. После утрени ходят старухи на могилы христосоваться с умершими, особенно с родными. Старухи, стоя у могилы называя по имени отца, мать и других родных, восклицают, рыдая: «Христос воскресе! Батюшка мой Степан Аникиевич». На это восклицание отвечает замогильный голос батюшки: «Воистину воскресе». Произношение слов «Христос воскресе» производит отрадное умиление, потому что верующим они подают несомненную надежду на воскресение.
В народе есть суеверное предание о силе этих чудесных слов. Со дня воскресения Господа Он посадил в подземелье под той скалой, где находился гроб Его, главного сатану, Вельзевула, тем чтобы от одного Светлого Воскресенья до другого грыз бы он двенадцать железных цепей, двенадцать железных дверей и двенадцать железных замков, когда все перегрызет, тогда последует преставление света. Сатана стал грызть: сначала замки, потом двери и, наконец, цепи, и всегда остается ему догрызть немножко последней цепи: только стоит ему стиснуть хорошенько зубами, чтобы совершенно в перегрызть; но в то время провозглашают священники: «Христос воскресе!
Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе». Церковное богослужение — Пасхальная Литургия Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа — Святую Литургию.
В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств. Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные — фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.
Пасхальные гулянья Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости.
Она выше земных представлений о справедливости.
И это крайне важно. Что делать нельзя? Но вот их-то точно нарушать не рекомендуется — опасно, чревато.
Пасха — время, отведенное для радости о победе Христа над смертью. Предупреждают, мол, грех, нельзя работать. Но ведь есть врачи, военные, люди, снабжающие нас электричеством, водой, едой… Они не только могут, должны нести трудовую вахту.
Дар рассуждение, Божий дар, всегда почитался добродетелью. Смотрите, запреты самой Церкви неслучайны, всегда обоснованы, их меньше, чем вам сообщат в Сети, их формулировка не может быть угрожающей — вспомним, как звучат Заповеди: Господь уважает свободу воли человека. Ошибка приходить на Пасху на кладбище, это противоречит самой сути праздника.
О смерти и о мертвых в Светлое Христово Воскресение вспоминается чаще, чем в другие праздники. Но на Пасху — это победное воспоминание о том, что Своею смертью Богочеловек Христос победил смерть как таковую, потому что Воскрес! И теперь это путь для всех нас, верующих во Христа.
Потому на Пасху не бывает поминальных молений, не отпевают умерших. И это мудро.
Как празднуют Пасху в России (история и традиции)
Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а слово «пасха» по-древнееврейски означает «исход», «избавление». Доклад на тему истории и традиций праздника позволяет лучше познакомиться с особенностями этого дня. За многовековую историю в народе сложились определённые пасхальные традиции, многие из которых дошли до наших дней, несмотря на советское прошлое современной России. 223), различая «пасху распятия» и «пасху воскресения» [6]. Пасха распятия (крестная) совпадала с иудейским песахом, в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. 16 апреля православные верующие отмечают Пасху, или Светлое Христово Воскресение. Тема этой статьи — история Пасхи для детей.
Доклад на тему «пасха христова» — история появления праздника и традиции
Сообщение о Пасхе кратко (Доклад для детей) - | Кроме кулича (пасхи), на праздник Пасхи готовят еще и греческий пасхальный хлеб «артос», который имеет более древнюю историю, чем кулич (паска). |
Традиции и обычаи Пасхи | Пасхальная трапеза начинается после посещения православными храмов и церквей, однако, если такой возможности нет, можно прочесть молитву дома перед тем, как разговеться. |
История Пасхи для детей - Nils Blog | Кроме кулича (пасхи), на праздник Пасхи готовят еще и греческий пасхальный хлеб «артос», который имеет более древнюю историю, чем кулич (паска). |
Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника
При выпечке пасхальных куличей загадывали на каждую пасху, которую ставили в печь, на каждого члена семьи. Регламентированные рамки реферата (15 листов) не позволяют в полной мере осветить тему Великого Поста и Пасхи. Во время ночной пасхальной службы в церквях торжественно читается знаменитое “Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста” и звучит такая утешительная для всех нас весть: “Любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого.
Православная Пасха 2022: традиции и смысл праздника
Также на Красную горку традиционно праздновалось множество свадеб, поскольку церковь возобновляла венчания. Одной из популярных забав были «каталочки». С небольшой горки или просто дощечки скатывали яйца и старались сбить ими те, которые уже были внизу. Если игроку это удавалось, он забирал себе сбитое яйцо, и игра продолжалась. Иногда для «каталочек» изготавливали специальные деревянные яйца, создавались целые наборы. Кстати, в некоторых регионах России эта пасхальная традиция до сих пор сохранилась. Другой забавой было катание на больших качелях или каруселях. В народе считалось, что чем сильнее и выше раскачаешься, тем лучше и богаче будет урожай. А ещё верили, что такие катания помогут быстрее найти суженого или невесту. К Пасхе принято мастерить всякие украшения, стелить на стол нарядную скатерть, создавать целые пасхальные композиции: кулич украшать лентами, цветные яички выкладывать по кругу на красивой вышитой салфетке, ставить в вазу живые цветы. Пасхальный кролик В западных странах одним из символов Пасхи является кролик.
Его появление связано с древнегерманской богиней весны и плодородия Остарой, изображавшейся в компании ушастых спутников, несущих её светильники. Позже праздник весеннего равноденствия сменился Пасхой, где забавным кроликам отвели почётную миссию прятать в саду яйца, чтобы детвора могла их разыскивать.
Некоторые пасхальные традиции, в свою очередь, не несут какого-то особого христианского смысла. Так, например, обычай разбивать яйца друг об друга при встрече на Пасху — это уже светская традиция. Тем не менее Церковь не запрещает так поздравлять друг друга и радоваться Воскресению Христову. Многие утверждают, что христиане просто приняли языческие обряды, так как некоторые традиции и обычаи Пасхи напоминают языческие обряды. В действительности христианские праздники и христианская идеология не имеет с ними ничего общего. Считается, что язычники встречали весну и красили яйца в честь бога солнца, у язычников было множество других богов, в то время как у христиан Бог Един — Иисус Христос. Тем не менее у современных историков не так много сведений о том, как практиковалось язычество до принятия христианства, и все свидетельства о подобных традициях относятся к уже христианским временам.
Поэтому вполне возможно, что язычники переняли христианскую традицию, а не наоборот. В любом случае современная Церковь отрицает любую принадлежность к язычеству и языческим традициям. Читайте также — Пасха страданий Пасха в других конфессиях Католическая Пасха и Пасха у традиционных протестантов лютеран отмечается в другой день — по григорианскому календарю. Но традиции и обычаи для всех христиан остаются общими, потому что радость Воскресения Христа едина для всех конфессий. Пасха в 2024 году у католиков отмечается 31 марта. Традиции и обычаи Пасхи отличаются только в разных странах. В Германии Пасха — государственный праздник, у детей также каникулы в школе. Друг другу дарят не только традиционные крашеные яйца, но и пасхальных зайцев. Эта традиция пришла еще в XVI веке.
Дети, как правило, находят крашеные яйца на Пасху у себя в саду. Рядом ставят шоколадного или игрушечного зайца, который «принес» их детям. Белая шерстка зайца — символ непорочности и чистоты. Италия — очень религиозная страна. Главные праздники — Рождество и Пасха. Здесь чаще всего дарят друг другу шоколадные яйца. Итальянцы на Пасху готовят не куличи, а коломбы. Коломба в переводе — «голубка». Готовится она из муки, сахара, цукатов на дрожжевом тесте.
До Пасхи верующие итальянцы также соблюдают Великий пост. На Пасху Папа Римский лично произносит традиционную Пасхальную проповедь.
За неделю до Пасхи мы празднуем день Лазаря. Воскресение Лазаря является одним из величайших библейских чудес. Возьмите почившего человека и верните его к жизни - эта работа достижима только для силы Бога. Как ужасно это звучит - Страстная пятница! Сердце всегда наполнено горем, когда это себе представляем: слабый, усталый, распятый, с яркими следами и бегущими потоками крови на благородном лице.
И его глаза! Кажется, они собрали в себе всю боль человечества! И все прощение его великого сердца! Сколько его последователей задумалось, когда они обнаружили, что гробница пуста? Возможно, тогда они поняли, что чудеса возможны только в том случае, если вы верите? Для христиан, Пасха - это священный день и великий праздник. Это день веры; в день, который заставляет смотреть на себя и спрашивать себя: «Я хорошо живу?
И не может быть нужно поступать лучше? В семьях торжественно празднуют. В Великий четверг красят яйца. Всегда есть красный. Это символ крови Иисуса. Как говорится в предании, изначально такое яйцо появилось, когда одна из первых проповедниц Христа дала императору, перед которым проповедовала, яйцо и оно стало красным.
Ныне дата празднования Пасхи у православных христиан отличается от даты празднования у западных христиан из-за применения разных пасхалий. Пасхальные службы С раннехристианских времён Пасхе предшествует Великий пост. Богослужение в день Пасхи в первые века христианства представляло собой ночное бдение с субботы, предваряющей Пасху Великая Суббота , на пасхальное воскресенье. Во время этого бдения читались и пелись библейские отрывки о ветхозаветных установлениях, посвящённых Пасхе, о Страстях Христовых и Воскресении Христа, а также, вероятно, читались сочинение Мелитона Сардийского «О Пасхе» 2 в.
На рассвете бдение оканчивалось торжественной пасхальной Евхаристией. После 5 в. В частности, в современной традиции православной Церкви прямым продолжением раннехристианского пасхального бдения являются вечерня и литургия Великой Субботы, которые, согласно Типикону , следует совершать вечером накануне Пасхи, однако в современной практике Русской православной церкви они совершаются утром в Великую субботу. Основные службы пасхальной ночи: пасхальная, или светлая, заутреня, состоящая из множества ликующих гимнов в честь Воскресения Христова, написанных византийскими гимнографами; Божественная литургия первого дня Пасхи. С раннехристианских времён получили распространение радостное пасхальное приветствие «Христос воскрес!
Пасхальные традиции
Тем радостнее отмечается Пасхальная неделя и окончательная встреча весны. Одним из самых знаковых элементов Пасхи является пасхальный кролик, который символизирует новую жизнь и воскрешение. В Новом Завете «Пасхой», т. е. пасхальной жертвой, назван Иисус Христос (1 Кор. Доклад-сообщение на тему Пасха 4, 5 класс. Пасхальная трапеза начинается после посещения православными храмов и церквей, однако, если такой возможности нет, можно прочесть молитву дома перед тем, как разговеться. Пасха, которую отмечают вовсе не один день, а 40 дней, символизирует переход от смерти к вечной жизни со Христом.
Как рассказать детям о Пасхе
Она сказала: «Христос воскрес! Потом преподнесла в дар императору куриное яйцо. Он рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И тогда яйцо в руках Магдалины покраснело. Увидев это, Тиберий произнес: «Воистину воскрес! Пасхальный стол Стол на праздник принято накрывать богато и разнообразно. Знаковое блюдо — пасхальный кулич — высокий и круглый сладкий хлеб, верхушку которого украшают белковым кремом и цветной посыпкой. На праздничном столе пасхальный кулич символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Еще одно знаковое блюдо называется так же, как и праздник — пасха.
Раньше проспавших пасхальную заутреню обливали водой. Символ Пасхи - крашеное яйцо. Им первым разговлялись. Часть освященных яиц берегли в течение года. Их использовали, когда хотели уберечь дом от пожара, посевы - от града. По старинному правилу, кто умирал на Пасху, того хоронили с яйцом в правой руке. Эти обычаи отражают древние верования народов мира, по которым яйцо символизировало новую жизнь, пробуждение природы, земли, солнца. Все известные игры, связанные с катанием яиц по земле и озимям - суть отражение верований и магических приемов, цель которых вызвать плодородие. Поэтому, по традиции, на Пасху красят яйца в красный цвет - цвет жизни и солнца. Вся Пасхальная неделя посвящалась обходу селений религиозного прихода церковным причтом в сопровождении «богоносцев». Это был особый обход, так как на Пасху, единственный раз в году, выносятся запрестольные образа. Принимая иконы у себя дома, на некоторое время помещали запрестольную икону Богоматери в зерно, приготовленное для посева. Встречая иконы, каждый домохозяин выставлял на улицу застланный скатертью стол с угощением. Празднование пасхальной недели нередко сопровождалось местными своеобразными обычаями, своими корнями связанными с особенностями локальной ритуальной традиции. Например, во владимирском селе Баглачево уезд не указан после окончания пасхальной обедни на колокольню всходили два «крикуна». Они обращались лицом к востоку и трижды пели «Христос воскресе», затем повторяли песнопение, обратившись к югу, западу и северу. Эти «крикуны» сопровождали церковный причт во время обхода с иконами по крестьянским домам, каждый раз громко и протяжно выкрикивая: «Христос воскресе воистину! Красуйся, Матерь Божья, помилуй! Из местных пасхальных отметим обычай крестьян Бутенинской волости Жиздринского уезда, называвшийся лалыньканье от лалыкать: западное - петь волочебные песни; псковское, тверское - болтать, калякать. На Пасхальной неделе, лишь только отслужат молебен и из деревни вынесут иконы, девушки, подростки и девочки, собравшись вместе, ходили из двора во двор с песней-величанием, в которой приглашали хозяина выйти на широкий двор, чтобы собирать «хмелёк по тычиночкам», варить пиво и женить сына. За это хозяева выносили лалыньщицам десяток яиц, сало и кусок пирога. Обойдя селение, девушки шли в поле, где жарили яичницу и сало, пели песни и водили хороводы. Описанный обычай является примером развития локального варианта колядования на традициях общерегиональных колядных форм. Девушки не только исполняли величания, но и собирали еду колядовали. Этим обычаем девушки накануне Красной горки как бы поторапливали холостых парней со сватовством. Обычаи Пасхальной недели настраивали людей на общение: хозяев - на первые весенние хлопоты, связанные с крестным ходом для освящения полей, выборами первого пахаря и первого засевальщика «с легкой рукой»; молодежь повсюду устраивала первые весенние гулянья с качелями, хороводами, играми. Совокупность этих гуляний называлась Красной горкой. Красной горкой именовалась и вся следовавшая за Пасхальной Фомина неделя. Иногда, в зависимости от местных традиций, Красной горкой называли две-три послепасхальных недели. В Усть-Цильме, куда весна приходит позже, хороводы Красной горки разыгрывались на Троицу. Местами Красная горка ограничивалась одним днем - им был понедельник или, реже, вторник Фоминой недели. Название Красная горка отражает состояние природы этого времени года: снег уже растаял, но не везде сухо, а пригорки и возвышенности обогреты солнышком, - сюда собирались для игр дети и молодежь. В ритуальной жизни людей, близких природе, такие места играли особую роль в течение года. В среднерусской полосе Красная горка была одним из последних сроков встречи весны. Калужане закликали весну с соломенным чучелом, которое крепилось на длинный шест и ставилось на горку. Закликальщики, мужчины и женщины, пропев веснянки, садились вокруг горки и угощали друг друга яичницей. Вечером чучело сжигалось. Закликание весны в Тульской губернии совершалось при восходе солнца: девушки под предводительством женшины-хороводницы вдовы, выбранной «миром» обучать девушек хороводам, играм, песням поднимались на холм или пригорок и составляли круг хоровод. Известно, что у хороводницы, которая, по-видимому, руководила кругом, в одной руке был круглый хлебец, а в другой - красное яйцо. С хлебом и яйцом встречали весну и солнце. Встречая весну, взрослые девушки и парни обливались водой на восходе солнца.
После торжественного Пасхального богослужения семья садится за красиво убранный стол и начинается «разговение»: начать его надо с отведывания праздничного освященного кулича. В Пасху принято поздравлять всех с праздником словами «Христос воскресе! В Пасхальную неделю надо сходить на кладбище и отнести туда кусок кулича и крашеные яйца, оставив на могиле — так живые поздравляют с праздником остальных: ведь душа усопших остается живой. На Пасху принято делать творожную «пасху», красить яйца и печь куличи. Окрашенные в красный цвет яйца символизируют кровь распятого Христа. Творожная «пасха» — символ гроба, в котором воскрес Иисус. И поэтому она имеет форму усеченного сверху конуса, а сбоку — две буквы: «ХВ». По вкусу напоминает нашу «Сырковую массу». Слово «кулич» в переводе с греческого означает «круглый хлеб» и является символом незримого присутствия Христа. Печь куличи и красить яйца нужно в Великий или Чистый четверг. Тогда же надо было убрать свой дом и вымыться самому, чтобы встретить праздник в чистоте. Сейчас, наверное, эти представления о чистоте несколько изменились. Еду принять освящать. Освящают или в субботу вечером, или в воскресенье утром.
Люди, готовясь к этому празднику, красят яйца в разные цвета, рисуют на них узоры, всячески украшают. Само яйцо — это жизнь, которая спрятана под скорлупой. Ещё в языческие времена оно ассоциировалось с возрождением природы и обновлением. У христиан скорлупа стала символизировать камень, которым был закрыт вход в пещеру, где совершилось чудо воскресения Христа. Игры на Пасху На Руси праздник Пасхи отмечали от нескольких дней до двух-трёх недель, в зависимости от устоявшейся в местности традиции. Пик гуляний приходился на Красную горку — это народное название Фомина дня, следующего воскресенья после Пасхи, когда Христос предстал перед усомнившимся в чуде апостолом Фомой. Жители дореволюционной России водили хороводы, пели песни, разводили костры и всячески развлекались. Также на Красную горку традиционно праздновалось множество свадеб, поскольку церковь возобновляла венчания. Одной из популярных забав были «каталочки». С небольшой горки или просто дощечки скатывали яйца и старались сбить ими те, которые уже были внизу. Если игроку это удавалось, он забирал себе сбитое яйцо, и игра продолжалась. Иногда для «каталочек» изготавливали специальные деревянные яйца, создавались целые наборы. Кстати, в некоторых регионах России эта пасхальная традиция до сих пор сохранилась.