Новости что такое синдром отличника

Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. Разбираемся, что такое синдром отличника, откуда он берётся и как с ним попрощаться. Людям с синдромом отличника бывает сложно делегировать задачи или давать себе поблажки в работе и учебе. Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть.

Как бороться с синдромом отличника: 5 советов

Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. Синдром отличника — это такая психологическая особенность личности, при которой человек стремится во всем добиться успеха и заслужить похвалу окружающих. Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала. Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ. В статье рассказывается о причинах возникновения и симптомах синдрома отличника, методах диагностики и том, как помочь в подобной ситуации ребенку. Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному.

О синдроме отличника: как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться

Что такое синдром отличника и как его распознать, причины появления, возможные последствия, как справиться с синдромом отличника, советы для родителей, как не допустить развития синдрома отличника у ребенка. Перфекционисты стараются ради идеального результата, а люди с синдромом отличника – высокой оценке самих действий. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника. Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно. Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно.

Синдром отличника. Что делать? Советы родителям

Тем самым они очень сильно ограничивают свою жизнь в рамках тех компетенций, которые успели наработать. А тем временем их сверстники, у которых нет синдрома отличника, спокойно делают дело на троечку, а потом уже с троечки доводят результат до четверочки, а потом и до пятерочки, повышая таким образом собственную квалификацию в новых для себя направлениях, раздвигая границы своих способностей, и двигаются вперед, достигая гораздо больших результатов. Ранее 5-tv.

Упорство и трудолюбие лежат в основе синдрома отличника.

Однако последствия этого негативно влияют на всю жизнь. Как проявляются синдрома отличника симптомы в будущем? Необоснованно завышенные требования к себе и другим. Первое место, где вы увидите эту философию в действии, — это ваши отношения с друзьями и семьей.

Недостаточная уверенность и боязнь ошибиться. Это не дает человеку жить спокойно и иметь свободу выбора. За даже небольшую неосмотрительность следует резкое осуждение и шквал упреков. Это может быть направлено как на себя, так и на других людей.

Неадекватная самооценка, зачастую заниженная. Вы тратите время на вещи, которые на самом деле не важны. Пытаетесь все процессы довести до идеала. Неспособность определить и удовлетворить собственные уникальные потребности, что приводит к эмоциональному подавлению и неудовлетворенности.

Что говорит про синдром отличника психология? Для «хорошего ученика» стремлением всей жизни становится восхищение других его успехами и достижениями. Его регулярно терзают сомнения и страхи допустить ошибку. Он находится в постоянном состоянии самобичевания, которое впоследствии может перерасти в глубокую депрессию.

Скорее всего, он не будет браться за новое занятие, в котором есть хотя бы малейший риск неудачи, ведь это, по сути, подрывает репутацию ребенка как отличника. А в итоге страдает самооценка. Как проявляется «синдром отличника»? Если ваш ребенок хорошо учится и успешен во всем, за что берется, это еще не значит, что он типичный «отличник», которому в жизни будет непросто. Насторожиться стоит, если вы замечаете следующие сигналы: 1.

Ребенок делится с вами своими успехами, ожидая похвалы, и часто скрывает неудачи. Он очень сильно переживает из-за отметок в школе, даже когда они не плохие, а средние например, 7 или 8 , может прятать дневник. Ребенок, как правило, убежден в том, что одобрение и похвала — это выражение вашей любви, а если он сделал что-то недостаточно хорошо или вовсе плохо, то вы перестанете его любить. Ребенок испытывает стресс, когда ему нужно сделать что-то новое. Если «отличник» все-таки берется за задачу, то стремится выполнить ее идеально в ущерб себе например, ограничивает сон, не прерывается на прием пищи.

Ребенок боится не самого факта неудачи, а оценки окружающих. Ребенок болезненно воспринимает критику. Если он слышит замечание в свой адрес, делает вывод, что недостоин любви и внимания в первую очередь, родителей. Даже корректные и мягкие советы «отличник» расценивает как сигнал о том, что он «неудачник». Иногда он может даже недослушивать вас, прерывать фразой «я понял -а » — таким образом ребенок защищается от критики.

Ребенок завидует успехам других друзей, одноклассников, знакомых. Считается, что для успеха нужно окружить себя успешными людьми. К сожалению, «отличникам» это не помогает и способствует нездоровой мотивации либо вовсе демотивации. В противном случае «отличник» начинает критиковать и ненавидеть себя за то, что не может добиться таких же результатов, как остальные. Ребенок не умеет здраво оценивать свои способности и стремится любой ценой побить рекорды окружающих.

Так, ребенок с гуманитарным складом ума будет стараться стать гением естественных наук и переплюнуть одноклассника со способностями к математике, а про свои таланты может забыть. Почему возникает «синдром отличника»? На формирование синдрома могут повлиять особенности темперамента, а также условия, в которых растет ребенок. Психологическую предрасположенность можно скорректировать воспитанием, но, увы, не наоборот. С точки зрения психических особенностей ребенка можно отметить, что склонны к проявлению «синдрома отличника» робкие, стеснительные дети, которые не бывают в центре внимания в коллективе.

Чтобы завоевать популярность, они могут пытаться соревноваться с детьми-лидерами, и это зачастую заходит слишком далеко. Модели поведения ребенка, а позже взрослого — закладываются в раннем детстве.

Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику. Считается, что быть отличником — это хорошо.

Вот только дети-отличники зачастую не выглядят счастливыми, а комплекс отличника, сформированный в детстве, сопровождает человека всю жизнь. Комплекс отличника Люди с комплексом отличника встречаются очень часто. Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей: Перфекционизм: все, что они делают, должно быть сделано идеально. Гиперответственность: человек берет на себя ответственность во всех сферах жизни, считая, что кроме него это некому сделать.

Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию. Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий. Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние. Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля».

Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание. Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще. Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства.

Отличник в школе В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства. Отличники бывают трех типов: 1. Природный отличник — ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением.

Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно.

Упорный отличник — ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и — все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой.

Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых?

Отличницей была и в школе, и в университете, все старалась довести до совершенства. У меня появилось ощущение, будто за мной постоянно кто-то наблюдает — вроде внутреннего надзирателя. Впрочем, даже это не помогало сбросить постоянное напряжение». Как победить «синдром отличника» Лучше не побеждать, а предупредить его. Это задача родителей. Нужно соблюдать всего два простых правила. Любить своего ребенка и давать ему это чувствовать. Лучшее лекарство от синдрома отличника — это безусловная любовь и ласка родителей. Для детей крайне важно знать, что мама и папа дорожат ими такими, какие они есть. И даже если фотографию сына или дочери не поместят на доску почета, это не умаляет их ценности в глазах близких.

Транслируйте ребенку позитивное отношение к учебе, экзаменам и успехам в спорте. Ежедневные пятерки вовсе не показатель полноценного успеха. По-настоящему успешный человек сохраняет гармонию внутри, не требует повышенного внимания окружающих и не ждет чрезмерной похвалы за свои действия. При необходимости комплексной проработки причин тревожности и низкой самооценки следует обратиться к специалисту. Опытный психолог поможет определить источник трудностей, а вы — сделать все возможное для его устранения. Поделиться в социальных сетях.

Не быть отличником по всем предметам. Успехи в учебе, достигнутые в результате давления, идут на пользу. Уроки всегда на первом месте. Нужно учиться еще лучше! Медаль должна быть. И обязательно — золотая. Необходимо на две головы опережать одноклассников. Позволительно иногда быть вторым и третьим Бесспорно, каждый родитель действует во благо. И трудно смириться с мыслью, что ребенка ждет лишь скамейка запасных. Но куда страшнее значительное превышение груза ответственности над допустимой величиной, бесконечные испытания характера на излом. Необходимость всюду быть на голову выше — сеанс одновременной игры на нескольких досках. И ребенок может не защитить титул гроссмейстера. Проанализируйте, не слишком ли «заорганизована» жизнь вашего ребенка. У него обязательно должно быть время, не занятое ничем. Это время для аккумуляции сил, восполнения умственных и физических резервов, и просто для радостей жизни. Лучше сосредоточить внимание на ребенке, а не на его регалиях. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь возникновения отвращения к учебе. Не позволяйте вызовам жизни встать между вами. Экзамены, аттестации, олимпиады останутся вскоре лишь воспоминанием. Пусть в этот список никогда не войдут близость, доверие, дружба между вами и ребенком. Примите тот факт, что не всё в мире совершенно и в этом вся прелесть. Жизнь с синдромом отличника Дети вырастают, синдром отличника превращается в перфекционизм. Для перфекциониста приемлемы только идеальные результаты. Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ: впечатляющая работоспособность и высокая мотивация , раскрытие в полной мере талантов и дарований, трудолюбие и стремление к совершенству, без которого невозможны инновации и достижения в науке.

Нет, я не могу сегодня. Послезавтра буду выступать перед преподавателями и экспертами. Свежий воздух полезен, отвлечешься немного… — Не могу. Родители не отпустят. Хотят, чтобы я непременно призовое место заняла, чтобы были дополнительные баллы при поступлении… — Ну хорошо. Как твой настрой? Знаю свое выступление наизусть, но все равно боюсь что-то во время выступления забыть. В этом диалоге между двумя подругами можно разглядеть довлеющую силу родителей Алены. Посмотрим чуть подробнее: Самое главное — это власть родителей, вместо которых девушка заранее отвечает, что не сможет выйти прогуляться. А ведь час прогулки на свежем воздухе действительно пойдет ей только на пользу. Однако Алена даже не сомневается в другом ответе родителей — здесь видно их прямое влияние на нее. Страх ошибки , провала, а более масштабно — страх услышать критику родителей, наставников, педагогов. Девушка, несмотря на желание провести время с подругой, не может себе этого позволить из-за боязни «опозориться» перед аудиторией. Несмотря на то, что она «знает наизусть», ей все равно необходимо учить и учить, чтобы показать лучший результат хотя это далеко не правильная стратегия при публичном выступлении. Итак, девушка находится под давящим авторитетом родителей, которым важнее всего успешное выступление ребенка, заработок дополнительных баллов при поступлении в вуз. Почему нам вообще приходится говорить о том, что синдром отличника — это негативное и нежелательное явление? Ведь в данном случае, толкая человека на действия, мы приводим его к отличному результату, фактически, он добивается успеха. Тем не менее возникает резонный вопрос: «Чьего успеха? Сама ли Алена хочет лучше всех выступить на конференции? Ответ очевиден — это желание их родителей. Привыкая к такому образу действий, то есть выполняя запросы и реализуя амбиции чужих людей, мы становимся от них сильно зависимы, а любая зависимость приводит к страху. Поэтому синдром отличника носит отрицательный характер и несет в себе деструктивные настроения. Выше мы отмечали схожесть перфекционизма и синдрома отличника. Можно ли действительно об этом утверждать? Что ж, во многом это правда, так как достаточно просто взглянуть на симптоматику синдрома и перфекционизма, и становится понятно, что это практически одно и то же. Но есть одно существенное отличие: перфекционисты заостряют свое внимание на качестве работы, им важно скрупулезно соблюсти все условности, формальности, детали, в то время как «отличники» гораздо сильнее переживают за мнение окружающих о результатах, одобрение и избегание критики. Если вы страдаете перфекционизмом, надеемся, что вам удается успешно бороться с этой проблемой. А как понять, страдаете ли вы синдромом отличника? В рамках психологической науки существует несколько тестов, способных отразить имеющиеся проблемы, но не напрямую, а в составе комплексной оценки качеств личности. Среди таких тестов и опросников приведем: патохарактерологический диагностический опросник им. Личко составление полноценного портрета подростка, указание его акцентуаций ; стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Собчик показывает тип личности, а также степень социально-психологической адаптированности личности, стиль общения и т. Пройти указанные тесты вы можете на данной платформе с модифицированными слегка упрощенными версиями опросников. Надеемся, что у вас нет проблем с синдромом отличника. Если все же вы чувствуете за собой какие-то симптомы и по результатам теста это подтверждается, то рекомендуем переходить к следующему разделу. Как избавиться от синдрома отличника? Синдром отличника у взрослых — довольно частая проблема. Конечно, корни кроются в детстве, когда родители с завышенными требованиями и нереализованными мечтами возлагали надежды на своих «лентяев» и «бездельников», которые «недостаточно хороши», но вместе со всем этим пакетом разочарования они не осознавали, как сильно это может на них повлиять.

О синдроме отличника: как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться

Во взрослом возрасте синдром отличника часто трансформируется в заниженную самооценку, болезненный перфекционизм и провоцирует депрессию. острая потребность доказывать всем: "Я лучше". О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов. Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.

Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ

Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций. Синдром отличника сказывается при возникновении цикла невыполнимых планов и негативных последствий от кажущегося провала. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. Синдром отличника превращает человека в тревожного трудоголика и приводит к выгоранию. Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. В статье мы расскажем про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий