Низкий уровень развития эмоционального интеллекта пред-ставлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении.
Самый лучший способ для развития EQ у детей
Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Еще одно упражнение для развития эмоционального интеллекта — выявление положительных эмоций, которые вы хотите испытать, и обдумывание того, что вы можете сделать, чтобы вызвать их. Огромный вклад в развитие эмоционального интеллекта у ребенка вносят родители. Для развития эмоционального интеллекта отлично работают тренинговые программы и посттренинговое сопровождение.
6 упражнений для развития эмоционального интеллекта
Викиум мне очень помог! Теперь я не просто выполняю заказы без ошибок, но делаю это гораздо быстрее. Ирина, 37 лет В течение рабочего дня бывают такие моменты, когда работа не клеится. В эти минуты я захожу на Викиум и спустя 10 минут занятий я снова могу продуктивно работать. Роман, 39 лет Последние годы начал замечать за собой, что не всегда могу подобрать слова в диалоге или споре, хотя уверен, что знаю как надо сказать.
Хороший эффект раскрепощения и отвлечения от привычных мыслей и манер дает копирование поведения разных животных. Очень важно уметь переключаться в исходное состояние и не застревать в других ипостасях. Работа с эмоциями Принято считать: радость и веселье — хорошо, грусть и злоба — плохо. Однако существуют ситуации, когда лучше испытывать негатив, дабы правильно решить определенную задачу. Например, при подготовке к важному мероприятию нужно включить легкую печаль, помогающую проработать все детали.
При написании бизнес-плана хорошо работает страх заставляющий помнить о рисках и учитывать возможные непредвиденные факторы , а при мозговом штурме — радость мышление становится более творческим и масштабным. Игры для развития и-кью у детей Лучший способ научить ребенка чему-то — использовать игру. Главными помощниками родителей станут любые визуальные инструменты: книги, мультики, картинки, фигурки. При чтении сказок полезно останавливаться и спрашивать у малыша, что чувствуют герои в сложившейся ситуации. Можно периодически возвращаться к определенным эпизодам и просить вспомнить и показать героя, когда он испугался, обрадовался, разгневался, удивился. Управление настроением Взять тотальный контроль над подсознанием посильно только тибетским йогинам и далай ламам. В повседневной жизни все наоборот: людьми управляют эмоции, предсказать которые невозможно.
Деревянко отмечает важность теоретического обоснования программ по развитию эмоционального интеллекта, выделяя наиболее целесообразные направления: поведенческое, когнитивное, гуманистическое.
Деревянко также выделяет наиболее эффективные методы развития эмоционального интеллекта: арт-терапия, поведенческая и когнитивная терапии, игра, дискуссия [3]. В основном программы развития эмоционального интеллекта представлены в разрезе тренингов, которые направлены на развитие эмоциональной компетенции, и направлены в основном на когнитивную и поведенческую составляющие, то есть - на изменение поведения, формирование новых навыков, связанных с настоящим периодом жизни. Также работа направлена на осознание собственных эмоций, причин их появления, знакомство с эмоциями, способами управления ими, и, как следствие, - изменение поведения. Однако, высокий уровень эмоционального интеллекта не всегда помогает справиться с аффектом, сильными эмоциями, как отмечают участники тренингов, руководители. На наш взгляд, это связано с тем, что в данных программах не уделяется внимание прошлому эмоциональному опыту, который активизируются в различных жизненных ситуациях, в которых поведение человека стереотипно. В связи с этим, возникает необходимость в создании таких программ, которые будут иметь комплексный подход к развитию эмоционального интеллекта. В данном случае имеется в виду учет прошлого опыта разбор различных ситуаций прошлого и переживание «застывших» эмоций , а так же расширение знаний умений и навыков в использовании информации, которая содержится в эмоциях, для решения задач в настоящем. Иными словами, в работе, направленной на развитие эмоционального интеллекта, нельзя обойтись без "ретроспективной составляющей" в виде анализа опыта и стереотипных реакций прошлого что предполагает, в том числе, привлечение психотерапевтической практики.
Так, Е. Гордеева отмечает положительное влияние клинической трансперсональной психотерапии на развитие как внутриличностного, так и межличностного эмоционального интеллекта участников, после прохождения групповой психотерапии [2] При этом, Е. Гордеева пишет, что в результате интенсивного отреагирования психологических травм, у некоторых участников происходил спад эмоциональной чувствительности. Однако, после завершения групповой психотерапии и индивидуальной психокоррекции произошло восстановление и развитие эмоционального интеллекта. Таким образом, можно сделать предположение о том, что создание программ, объединяющих психотерапию и тренинговый подход в области развития эмоционального интеллекта, возможно. Интерес вызывают исследования, посвященные развитию эмоционального интеллекта у людей, страдающих психическими расстройствами, с помощью арт-терапевтических методов. Так, Н. Назарова, отмечает, что у пациентов с шизофренией и психическими расстройствами в результате органического заболевания головного мозга, произошло увеличение общего уровня эмоционального интеллекта за счет улучшения таких показателей как эмоциональная осведомленность и управление собственными эмоциями [7].
Говоря об арт-терапевтических методах, нельзя не упомянуть о проведенном нами исследовании по развитию эмоционального интеллекта с помощью метода Нейрографика. Данный метод арт-терапевтический, коучинговый метод появился сравнительно недавно и нуждается в научном обосновании, однако, несмотря на это, нейрографика получила широкое распространение и популярность в среде специалистов помогающих практик психологов, психотерапевтов, коучей, врачей. Подробные результаты исследования были освещены автором в статье "Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности" [4]. Здесь же мы можем отметить, что полученные данные и анализ результатов исследования показали положительную динамику роста всех компонентов эмоционального интеллекта испытуемых, что привело к росту общего уровня эмоционального интеллекта почти каждого участника исследования. В связи с вышеуказанным, можем сделать вывод, что нейрографика способствует развитию эмоционального интеллекта, а также подтвердить идею о том, что эмоциональный интеллект действительно развивается в результате целенаправленного воздействия. Также необходимо отметить, что в результате исследования проявился психотерапевтический эффект нейрографики, о котором изначально не заявлял автор метода. Объяснить это можно тем, что в процессе исследования испытуемым предлагались нейрографические техники, в результате применения которых они сталкивались со своим прошлым опытом, который вызывал в них сильные негативные переживания. При этом, несмотря на то, что работа происходила с актуальными жизненными задачами, темами, эмоции и переживания, связанные с ними, имели свои корни в детском, подростковом или более позднем опыте испытуемого.
В процессе рисования, рефлексии, беседы испытуемые смогли отреагировать эмоции прошлого опыта. Конечно, этот феномен еще требует дальнейшего изучения, исследования и научной верификации его эффективности по ряду направлений психотерапия, психиатрия, коучинг, педагогика. Подводя итог написанному выше, можем сделать следующие выводы: 1. Вопрос о принципиальной возможности развития эмоционального интеллекта все еще актуален как в отечественной, так и в зарубежной научной среде. При этом, большинство исследователей теоретиков и практиков полагают, что эмоциональный интеллект развить можно, он не является раз и навсегда данным. Существует дискуссия о методах развития эмоционального интеллекта. В настоящее время существует множество методов развития эмоционального интеллекта; изучение путей развития эмоционального интеллекта привело к формированию особого направления помогающей практики - "специалист эмоционального интеллекта", "тьютор эмоционального интеллекта", "эксперт эмоционального интеллекта". Иными словами, появилась новая профессия практика, помогающего клиенту развивать эмоциональный интеллект.
Если раньше существовал, преимущественно, только тренинговый формат развития эмоционального интеллекта, то сегодня существуют различные пути: от группового тренингового формата - до индивидуального, вплоть до психотерапии. В процессе развития эмоционального интеллекта применяются как методы когнитивно-поведенческой терапии, направленной на формирование способностей, знаний, навыков, умений, привычек, так и методы арт-терапии, направленной на проработку собственной эмоциональной сферы. Также в процессе развития эмоционального интеллекта действенна работа с прошлым клиента, позволяющая ему снизить эмоциональное напряжение в отношениии прошлого опыта, и, в результате - изменить эмоциональные реакции на подобные события настоящего и будущего. Можно создавать программы развития эмоционального интеллекта, интегрирующие тренинговый формирование знаний, умений, навыков и психотерапевтический групповой и индивидуальный подходы. Нейрографика как метод, родственный арт-терапии, а также проективная методика, показала хорошие результаты в развитии эмоционального интеллекта испытуемых в рамках экспериментального исследования, проведенного автором статьи. Литература: 1. Андреева И. Санкт-Петербург: редкол.
Дежкин [и др. Гордеева Е. Изменение коэффициента эмоционального интеллекта как следствие трансформационного воздействия клинической трансперсональной психотерапии. Деревянко С. Зорина Н. Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности. Конференция "Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании". Международный Центр КТК.
Назарова Н. Изучение возможностей арт-терапии в развитии эмоционального интеллекта при психических расстройствах. Робертс Р. Журнал Высшей школы экономики.
Это можно сделать с группой из 10 человек, продолжительностью от 15 до 20 минут, и никаких материалов не требуется. Следует учитывать следующее: если группа очень большая, потребуется большое пространство, так как мы собираемся сформировать круг.
Шаги, которым нужно следовать На этот раз ведущему не обязательно входить в динамику. Но может понадобиться, если нас мало. Мы заставляем участников сойтись в круг и присваиваем каждому номер таким образом: один, два, один, два... Участники держатся за руки, пока круг не станет туго натянутым. Затем, не отпуская, люди, прикоснувшиеся к одному, делают шаг вперед, а люди с двумя делают шаг назад. Делать это нужно медленно, чтобы можно было найти равновесие и без происшествий.
Как только баланс будет найден, участникам потребуется лишь время, чтобы понять, как работает этот баланс сил. Участники снова предпринимают шаги, но на этот раз в обратном порядке.. То есть те, у кого 1, делают шаги назад, те, кто у 2 - вперед, и так далее. По окончании игры мы переходим к размышлениям. Участники должны были получить некоторое представление о необходимости работать в команде и быть чуткими и сотрудничать с другими, чтобы поддерживать баланс. Однажды, этот баланс представляет нашу эмоциональную стабильность, на который могут повлиять действия других людей, но в то же время его можно поддерживать с помощью других людей.
Арт-терапия Цель этой динамики - пластическое представление эмоций. То есть, визуально выразить то, что каждый человек чувствует или понимает с определенной эмоцией. Требуемое время составляет около 40 минут или час. Размер группы безразличен, потому что она проводится индивидуально, хотя совместное использование является коллективным. Понадобятся художественные материалы: бумага, краски, карандаши, темпера... Шаги, которым нужно следовать Фасилитатор начинает упражнение с объяснения, что у всех нас есть одно и то же слово для обозначения радости, печали и гнева, среди других эмоций..
Однако то, что чувствует наш разум, как мы представляем его в нашем психическом мире, варьируется от человека к человеку. Цель занятия состоит в том, чтобы каждый из них представлял в визуальной, художественной и свободной форме гнев, печаль, одиночество, страх, радость и любые другие эмоции, которые у них возникают. Очень важно подчеркнуть, что они должны использовать цвета, с которыми они связывают эти эмоции, в дополнение к изображению эмоций с помощью фигур, которые они предлагают. Это занятие на первый взгляд может показаться немного детским, но правда в том, что оно широко используется в терапевтических целях. Освобождение внутреннего мира через искусство может быть одним из лучших способов расслабиться. В конце динамики будет показано то, что нарисовал каждый из них, с указанием того, почему они использовали один или несколько цветов, почему они использовали определенные формы и, если они использовали фигуру животного, человека или объекта, что делает это значит для него.
Чемпион или болван Цель этой игры - подчеркивать влияние лидера или начальника на проявление определенных эмоций, как положительных, так и отрицательных, у их подчиненных, повышая как самопознание рабочих, так и социальные отношения между ними. Вы можете работать со средними группами от 15 до 20 человек. Пространством может быть тот же офис или рабочее место, а в качестве материалов понадобятся бумага и ручки.. Шаги, которым нужно следовать Сотрудники фиксируют на бумаге те поступки своего начальника, которые заставляли их чувствовать себя важными, например, давать положительные отзывы о работнике другим менеджерам, информировать их о деловом решении, похлопывать по спине и говорить им, что они хорошо поработали.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Низкий уровень развития эмоционального интеллекта пред-ставлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Хорошая новость в том, что развитие эмоционального интеллекта у опытных взрослых настолько же реально, насколько у детей. Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. Программы по развитию эмоционального интеллекта на западе внедряются для всех школьников и успешно там работают. Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. В его книге — техники, которые помогают его расшевелить, полезные практики и упражнения для развития эмоционального интеллекта и работы с эмоциями.
Как развить эмоциональный интеллект EQ
Однако существует модель эмоционального интеллекта, которая включает в себя 5 важных компонентов: самосознание и самоконтроль, эмпатия, цели и видение, социальность, личное влияние. Цель: знакомство с концепцией эмоционального интеллекта и развитие эмоциональной компетентности лидеров. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки».
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Тем, у кого результаты работы зависят от успешных коммуникаций Сможете при большом числе коммуникаций правильно понимать человека, улавливать его настроение и эмоции. Это приведёт к улучшению показателей работы. Эмоции — ключ к сердцу человека, они цепляют больше, чем сухие факты и данные На курсе вы научитесь формировать правильный эмоциональный климат в своей команде, лучше понимать сотрудников и клиентов и сможете строить с ними более доверительное и эффективное взаимодействие Программа направлена на разностороннее развитие эмоционального интеллекта. Занятия проходят 2-3 раза в неделю с 19-00 до 21-00. Темы, которые вы изучите: Что такое эмоциональный интеллект с точки зрения науки Техники управления собственными эмоциями Определение эмоций других людей. Принципы работы с эмоциями окружающих Взаимодействие с эмоционально-неуравновешенными людьми Этапы развития эмоционального интеллекта. Распознавание собственных эмоций и триггеров Развитие эмпатии Управление эмоциями в переговорах и конфликтных ситуациях Эмоциональный интеллект и лидерство.
Книга большая и написана, на мой взгляд, достаточно размыто, конкретные инструменты там найти сложно, но смысл этой книги был важен бизнесу, и поэтому сама идея эмоционального интеллекта получила широкое распространение. Эмоциональный интеллект — это способность руководителя понимать свои поступки и поступки других людей. В этом и заключается ценность влияния в управлении: когда сотрудник осознает, что руководитель понимает его истинные потребности, он с большей готовностью выполняет задания бизнеса, так как вовлекается в них, чувствуя свою сопричастность.
Именно поэтому самая сильная мотивация — это нематериальная мотивация , так как она основана на настоящих потребностях человека, и именно эмоциональный интеллект способен научить руководителя выявлять свои настоящие потребности и настоящие потребности сотрудников. Еще раз это проговорим: настоящие потребности любого человека — нематериальные, поэтому логика обычного интеллекта тут не работает, работают эмоции, чувства, основа эмоционального интеллекта. И еще один важный момент: эмоциональный интеллект — это ни в коем случае не манипуляция. Манипуляция вообще запрещена в управлении, и уж точно к интеллекту отношения не имеет, ни к эмоциональному, ни к обычному, по одной простой причине: манипуляция — всегда разовое тактическое решение, которое ведет в конечном итоге к полному подрыву доверия между участниками коммуникации, а значит стратегическому проигрышу. Итак, эмоциональный интеллект состоит из двух неравных частей: первая часть, условно ее можно назвать «IN», включает действия. Основная ошибка, которая бывает при изучении эмоционального интеллекта, это то, что эта пропорция двух частей «IN» и «OUT» нарушается, и часто руководители делают больший акцент на развитии части «OUT», потому что разбираться с собой бывает сложно и иногда даже болезненно, но без этого эмоциональный интеллект точно не развить. Мы не будем при рассмотрении этапа «IN» глубоко уходить в психоанализ, это не область интереса эмоционального интеллекта, мы рассмотрим, что и как можно сделать на каждом этапе, чтобы управлению не мешали ментальные «тараканы», которые живут у каждого из нас. Часть «IN» 1. Осознанность Главный смысл и цель этого этапа — сформировать у руководителя понимание того, что является его сильной стороной, и максимально научиться использовать это, развивая себя именно в этих направлениях.
При этом надо понимать, что может помешать руководителю быть объективным при принятии бизнес-решений, то есть понять и учитывать свои личностные особенности. Одна и самых больших проблем руководителя — отрицание ошибок. Это бывает тогда, когда руководитель не понимает и не принимает себя как цельную личность , в которой есть все: и эффективные качества, и неэффективные. Слова оценочного плана хороший-плохой не применимы к человеку, а к человеку бизнеса и руководителю — особенно. Необходимо рассматривать любое его качество именно с точки зрения как то или иное свойство личности руководителя может влиять на его управленческую деятельность. Практика этапа Осознанность Для реализации целей этого этапа я бы предложил два простых и эффективных инструмента, которые позволят выявить свои эффективные и неэффективные качества, и помогут научиться работать с ошибками, неизбежными в деятельности любого руководителя. Первый инструмент — составить список из 10 ваших управленческих качеств: 5 качеств, делающих вас эффективными руководителями от 1 до 5 , и 5 качеств, снижающих вашу эффективность как руководителя от 6 до 10. Список следует сделать именно так: от 1 до 10, потому что все эти 10 качеств, что эффективные, что неэффективные — это и есть вы, и это важно принять. Если возникнут трудности с эффективными что говорит о низкой самооценке , либо неэффективными что говорит об отрицании своих проблем — просто ищете противоположные качества.
Например, если вы «быстро принимаете решения», что, в общем-то, можно отнести к эффективным качествам, то это качество имеет вполне себе конкретное неэффективное свойство «непродуманность решений». Или вы «слишком долго принимаете решение», что относят к категории неэффективных качеств, но у этого качества есть своя эффективная сторона — «умение глубоко анализировать». После того как вы составите список, выделите эффективные качества — это и есть ваша зона развития, это очень важный момент, именно эффективные качества должны быть у вас в приоритете развития, так как, развивая их, вы развиваете свой управленческий потенциал, поэтому максимум внимания именно к этим качествам. Теперь важный момент по поводу неэффективных качеств с 6 по 10 — вы их ни в коем случаем не пытаетесь исправить ну, конечно, если они реально мешают, тогда да , главное вы о них знаете, помните и всегда учитываете при принятии своих управленческих решений и действий. Главное, что это не зона вашего развития. Важно не пытаться исправлять, а тем более искоренять свои неэффективные качества по одной простой причине: они являются продолжением ваших эффективных качеств, поэтому убрав их, вы можете снизить и ваши эффективные качества.
Пусть ваш внутренний наставник рассмотрит ситуацию как можно детальнее, но только как третье незаинтересованное лицо: без оценок и негативных эмоций, только факты. Чтобы лучше интерпретировать свои и чужие реакции, используйте эту таблицу, которая наиболее полно охватывает различные оттенки чувств. Интерпретируйте Итак, вы собрали достаточно информации о своем и чужом поведении. Теперь вам нужно обработать все факты, выделив в ситуации триггеры и шаблоны проявления эмоций. Но так как паттерны поведения сидят в нас очень глубоко и оттого совершенно не осознаются, сделать это очень сложно, но возможно, если вдумчиво проанализировать ситуацию. Вот несколько примеров того, как люди обычно проявляют те или иные эмоции. Радость Яркие эмоции. Активная, взволнованная речь. Постоянная жестикуляция. Невозможность усидеть на одном месте. Нет особых внешних проявлений. Ощущается исключительно внутри. Внешнее спокойствие, умиротворение. Мышцы лица расслаблены. Короткая фраза: «Я счастлив». Потрясение негативное Яркое возмущение, желание привлечь к себе внимание. Стремление пожалеть себя, показать, кто тут самый несчастный. Желание поделиться своей тревогой через такие фразы, как «Это уже слишком! Моментальное желание все бросить, ощущение опущенных рук. Обида на вселенскую несправедливость. Злость Эмоциональная, агрессивная речь. Активная жестикуляция. Активное взаимодействие с внешним миром: хлопанье дверьми, летающие предметы, невозможность находиться в одной позе. Сарказм, тонкие оскорбления, раздражительность, резкость в высказываниях. Полный уход в себя, молчание, глубокая обида и чувство отстраненности. Мы привели лишь несколько примеров того, как люди себя ведут, ощущая разные эмоции. По аналогии вы можете проанализировать, что обычно чувствуете вы, когда, например, находитесь в состоянии гнева, испытываете сомнения в своих силах или паникуете оттого, что не успеваете закончить дела вовремя. Остановитесь Многих конфликтов и опрометчивых решений можно было бы избежать, если бы мы умели вовремя сделать паузу, посчитать до 10 и только потом принимать решение. Но это не так-то просто, ведь реакция «бей или беги» срабатывает практически моментально, а вот рациональное решение приходит сильно позже.
В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. Когда вы находитесь в общественном транспорте, вам нужно только время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная? Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями «Дыхание» Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки.
7 привычек для повышения эмоционального интеллекта
2 упражнения для развития эмоционального интеллекта | | Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. |
6 навыков для развития эмоционального интеллекта | Блог 4brain | это приложение для развития эмоционального интеллекта с помощью практики. |
Как я прокачала эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств | Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. |
Как развить эмоциональный интеллект: 6 навыков для улучшения карьеры и жизни.
А потом назовите только первые буквы. Можно записать на листок, и у вас получится слово. Выполняйте упражнение в своем темпе. Перед вами буквы, цифры и кривые линии.
Мысленно пробегитесь по линиям и определите буквы, соответствующие цифрам. Запишите их на бумагу и составьте из них слова.
Люди с высоким интеллектом не добивались своих целей, а с уровнем IQ ниже, наоборот, каким-то магическим образом достигали невероятных высот. Возник вопрос — от чего на самом деле зависит качество жизни, достижения и успех? Исследователи пришли к выводу — люди достигают успехов не только благодаря уму. Большую роль играет навык правильно истолковывать обстановку и влиять на нее. Интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, быстро восстанавливаться после стресса. Психолог и научный журналист Дэниел Голуман в книге «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» выделил 4 составляющих EQ: Самосознание. Умение анализировать свои эмоции. Навык контроля за эмоциями, даже в стрессовых и конфликтных ситуациях.
Понимание чувств окружающих. Навыки отношений. Умение общаться с окружающими и выстраивать доверительные отношения. Сегодня психологи едины во мнении — развитие эмоционального интеллекта нужно начинать с детства. Особенности эмоционального интеллекта Эмоциональные проявления можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Например, в 6 месяцев ребенок может улыбаться при виде значимого для него взрослого. До трех лет ребенок не способен на сопереживание и плохо понимает свои эмоции, но может копировать мимические проявления чувств других людей. С 3 до 6 лет ребенок с помощью родителя может научиться распознавать и проговаривать свои базовые чувства, например: злость, страх, радость. Но еще не понимает сложные чувства и плохо распознает переживания других людей, так как эмпатия начинает развиваться только с 6 лет. В 6—7 лет ребенок уже способен распознать и назвать свои эмоции, а также представить себя на месте другого человека и понять его чувства.
В младшем школьном возрасте идет активное развитие всех сторон личности ребенка, в том числе эмоционально-волевой сферы. Поэтому можно сказать, что это лучший период для развития эмоционального интеллекта. Важно беседовать с ребенком, обсуждать книги, мотивировать его к участию в играх, в том числе командных со сверстниками. На развитие интеллекта у младшего школьника влияют отношения с семьей и сверстниками. В среднем школьном возрасте ребенок хорошо понимает свои эмоции, но может испытывать проблемы с их проживанием. Это обусловлено особенностями развития мозга — отделы, отвечающие за саморегуляцию еще не до конца сформированы. К тому же свойственная подростковому возрасту гормональная буря может вызывать эмоциональные перепады и вспышки. В норме в к 16—18 годам у человека развивается способность к эмоциональной саморегуляции.
Что для этого делать: Проговаривайте каждый день три фразы, которые начинаются словами «Я чувствую себя…», — благодаря этой технике вы постепено сможете научиться точно определять свои эмоции и повысить самосознание. Каждый день уделяйте время испытанной эмоции — формулируйте, что вы чувствуете и почему. Напоминайте себе, что эмоции переменчивы и недолговечны, поэтому не могут быть основой для общения и принятия решений. Размышляйте о том, как негативные эмоции — разочарование, отторжение, гнев или ревность — влияют на ваших коллег и клиентов. Определите ваши страхи и желания. Это поможет лучше понять, что вас беспокоит и движет вами. Проверьте, как вы реагируете на стресс. Расстраиваетесь ли вы каждый раз, когда что-то идет не так, как вы запланировали? Эмоциональный самоконтроль Важно развить способность контролировать импульсивные реакции и эмоции, которые негативно влияют на ваш потенциал и лидерство. Это следующий шаг после развития самосознания. Кратко говоря, самоконтроль — это способность стать «выше» жалких объяснений, ревности, срывов и не позволять эмоциям контролировать вас. Благодаря самоконтролю вы будете думать, прежде чем действовать, и создадите репутацию надежного члена в любой команде. Техники самоконтроля: Не позволяйте себе присоединяться к той или иной стороне во время офисных драм и конфликтов. Если ситуация эмоционально трудная и заряженная, отступите на время, не принимайте решение сразу. Проанализируйте ваши эмоции. Примите факт, что жизнь изменчива, и фрустрация и разочарования являются частью любой работы. И профессиональная реакция на них — это «мозговые штурмы» и разработка стратегий, а не жалобы и отстранение от работы. Не присоединяйтесь к игре «найди виноватого», не показывайте пальцем на всех и все, что вас окружает. Кроме себя: изучите и примите свои ошибки. Оставайтесь сконцентрированной на себе и тех вещах, которые вы можете контролировать, а не на том, что вне вашей власти. Найдите способы, как реагировать на эмоции, которые бы не включали спонтанные реакции или некорректные выражения. Развивайте способность выказывать сочувствие Сочувствие — естественный путь в развитии эмоционального самосознания. Оно позволяет отойти от вашего личного опыта и увидеть и понять проблему с точки зрения другого человека. Развивая эмпатию, вы показываете ваше умение относиться к людям с уважением, добротой, достоинством и профессионализмом. Сочувствующие люди хороши в распознавании чувств других, даже если они неочевидны. Как развить эмпатию: Живите по золотому правилу — относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам. Свою точку зрения поддерживать легко, руководствуясь этим чувством, поставьте себя на место другого человека и посмотрите на ситуацию с его позиции. Развивайте умение слушать и размышлять над тем, что сказал ваш собеседник. Хотя бы раз в день спрашивайте, как человек себя чувствует, например, по шкале от 0 до 10. Так вы побудите окружающих выражать свои эмоции и лучше их понимать. Признавайте тревоги и чувства других людей — дайте им понять, что вы видите их источник и осознаете ценность их точки зрения. Работайте над вашей мотивацией Мотивация — это страсть и энтузиазм в вашей работе и карьере, которые нельзя объяснить деньгами или статусом, это то, что помогает реализовывать свои внутренние цели и делать это с завидной настойчивостью. Как улучшить мотивацию: В любой сложной ситуации и даже при провале пытайтесь найти хотя бы одну хорошую вещь. Фиксируйте момент, когда вы думаете и говорите в негативном ключе. Прекратите это делать, сделайте паузу и еще раз «прокрутите» в уме все ваши мысли и слова. Измените их на позитивные, даже если поначалу вам придется притвориться. Легко забыть, что вы действительно любите в своей работе. Найдите время, чтобы вспомнить и сформулировать это, а также главную причину, почему вы хотите реализоваться именно в том, что делаете. Помните, что люди притягиваются к позитивным, энергичным и вдохновляющим людям. Если вы повысите мотивацию, то получите больше внимания от коллег, топ-менеджеров и клиентов. Поставьте себе вдохновляющие и в то же время достижимые цели. Сделайте список, что нужно сделать, чтобы их достичь. Награждайте себя, когда вы достигаете ключевых целей. Улучшите навыки общения Важный аспект эмоционального интеллекта — умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, но это не значит, что интроверты или стеснительные люди обладают низким ЭИ. Навыки общения могут принимать разные формы, ведь это не только умение быть дружелюбным, но и умение слушать, убеждать, вербальные и невербальные навыки коммуникации. Руководители с высоким эмоциональным интеллектом часто очень хороши в общении, разрешении конфликтов и разделении своего видения с командой — они показывают пример поведения и ценностей, которым могут следовать другие. Как улучшить навыки общения: Изучайте конфликты и их решения, это поможет в трудных ситуациях с коллегами, клиентами или поставщиками. Учитесь хвалить других, так вы вдохновите команду и сделаете ее лояльной. Старайтесь понять человека, с которым разговариваете.
Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями «Дыхание» Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час. Вспомните максимальное количество проблем обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем. Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь. Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали. Упражнение лучше выполнять стоя. Вспомните какую-либо ситуацию, жизненный момент, когда вы находились в ресурсном состоянии.
Как развить эмоциональный интеллект EQ
К сожалению, такой кнопки нет, но есть приемы для развития эмоционального интеллекта, которые помогут справиться с многими жизненными ситуациями, но для начала мне бы хотелось сказать пару слов, которые вам возможно не понравятся. Однако существует модель эмоционального интеллекта, которая включает в себя 5 важных компонентов: самосознание и самоконтроль, эмпатия, цели и видение, социальность, личное влияние. Однако существует модель эмоционального интеллекта, которая включает в себя 5 важных компонентов: самосознание и самоконтроль, эмпатия, цели и видение, социальность, личное влияние. Отличная книга Тревиса Бредберри с конкретными советами по развитию эмоционального интеллекта. Для развития всех сторон эмоционального интеллекта необходимы многие навыки, например, практика осознанности, увеличивающая разрыв между мыслью и эмоцией и дающая нам лучшее осознание первой и контроль над второй.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
В статье о техниках и целях развития эмоционального интеллекта у взрослых и детей, Можно ли его повысить у себя? Для развития эмоционального интеллекта отлично работают тренинговые программы и посттренинговое сопровождение. Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это развитие таких навыков, как понимание и собственных чувств, так и эмоций окружающих людей. эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, emotional intelligence Предпосылки развития эмоционального интеллекта 1.3k просмотр | опубликовано 09/02/2017. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки».
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
После успешного выполнения итогового проекта выпускникам выдадут удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Какие результаты обещают организаторы свои ученикам: понимание эмоций людей, их мимики, речи, поведения, пантомимики; навык практического использования полученных знаний для решения деловых и повседневных задач; техники управления гневом, страхом, волнением и другими негативными проявлениями. Стоимость — 32 000 рублей. Эксперт Эмоций — ECoach Сайт: ecoach. На прохождение вам потребуется всего 20 дней.
Он подойдет коучам, психологам, а также всем, кто устал бороться с собственными эмоциями и хочет, чтобы они стали союзниками по жизни. В программе 6 занятий, каждое длительностью по 2 часа. В личном кабинете будут доступны домашние задания. Есть возможность получить обратную связь от преподавателей.
Есть несколько тарифов. Стоимость базового — 12 000 рублей. Бесплатные видеоуроки Предлагаю вам подборку обучающих видеороликов. Надеюсь, вы сможете найти в них что-то новое для себя.
Хороший эффект раскрепощения и отвлечения от привычных мыслей и манер дает копирование поведения разных животных. Очень важно уметь переключаться в исходное состояние и не застревать в других ипостасях. Работа с эмоциями Принято считать: радость и веселье — хорошо, грусть и злоба — плохо. Однако существуют ситуации, когда лучше испытывать негатив, дабы правильно решить определенную задачу. Например, при подготовке к важному мероприятию нужно включить легкую печаль, помогающую проработать все детали. При написании бизнес-плана хорошо работает страх заставляющий помнить о рисках и учитывать возможные непредвиденные факторы , а при мозговом штурме — радость мышление становится более творческим и масштабным. Игры для развития и-кью у детей Лучший способ научить ребенка чему-то — использовать игру. Главными помощниками родителей станут любые визуальные инструменты: книги, мультики, картинки, фигурки.
При чтении сказок полезно останавливаться и спрашивать у малыша, что чувствуют герои в сложившейся ситуации. Можно периодически возвращаться к определенным эпизодам и просить вспомнить и показать героя, когда он испугался, обрадовался, разгневался, удивился. Управление настроением Взять тотальный контроль над подсознанием посильно только тибетским йогинам и далай ламам. В повседневной жизни все наоборот: людьми управляют эмоции, предсказать которые невозможно.
Это должно проводиться только после оценки испытываемых эмоций. Человек должен осознавать изменчивость жизни, что позволит ему воспринимать конфликты в виде временных явлений. Личность должна разрабатывать стратегии для решения ситуаций, а не отчаиваться и впадать в депрессию. Не стоит искать виновного в определенной ситуации.
В данном случае необходимо оценить свое поведение и найти ошибки в нем. Индивиду рекомендуется концентрироваться на себе и тех вещах, которые он может контролировать. Человек должен найти способы реагирования на переживания. У личности должна быть способность к высказыванию сочувствия. С помощью этого будет развиваться эмоциональное самосознание. Индивид будет оценивать и понимать проблемы с точки зрения окружающих, что значительно упростит процесс их решения. Рекомендуется постоянно придерживаться золотого правила: человек должен относиться к людям точно так же, как он хочет, чтобы относились к нему. В общении человек должен не только уметь высказывать свое мнение, но и учиться слушать окружающих.
Каждая личность должна постоянно проводить работу над своей мотивацией, которая является страстью и энтузиазмом. Независимо от сложности ситуации рекомендовано постоянно искать положительные стороны. Если человек говорит или думает о негативных вещах, то он должен фиксировать на этом свое внимание. После размышления над такой вещью рекомендовано попытаться найти в ней позитивную сторону. Большинство людей часто забывает, что любит в своей работе. Но, на этом нужно регулярно фокусировать свое внимание, что даст возможность достижения определенных высот в карьере. Эмоциональный интеллект является движущей силой в жизни каждого человека. Именно поэтому он должен постоянно работать над его совершенствованием.
Статьи по теме:.
Выделите в течение дня время для решения проблем. Единственный способ обеспечить себе возможность принимать хорошие решения — посвятить часть рабочего времени исключительно принятию решений. Не стоит чрезмерно усложнять этот процесс. В течение каждого дня вы можете найти 15 минут, выключить телефон, отойти от компьютера и заняться размышлениями. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы очистить принимаемые вами решения от накипи, формирующейся за счет эмоций.
Контролируйте задачи по работе над собой. Невозможно отследить каждую отдельно взятую мысль и оценить, является ли ее влияние на ваше эмоциональное состояние позитивным или негативным. Наибольшее влияние на вас оказывают мысли, формирующие ваш сознательный диалог с самим собой. Благодаря мыслям любое ваше эмоциональное переживание может ослабляться или усиливаться, завершаться или продолжаться. Ниже приведены несколько наиболее распространенных типов негативного диалога с самим собой, а также подсказки, позволяющие вам получить над ним контроль и изменить его направление: — Не используйте выражения «я всегда…» или «я никогда. Говорите вместо этого «в этот раз» или «иногда».
Представьте себе картину собственного успеха. Исследования в области магнитно-резонансного сканирования мозга показали: сканы мозга людей, наблюдавших закат солнца вживую, ничем не отличаются от сканов мозга людей, представлявших визуализировавших закат солнца. В обоих сценариях активируются одни и те же зоны мозга. Визуализация самого себя, эффективно управляющего эмоциями и поведением, является отличным навыком для тренировки нового навыка и превращения его в привычку. Улучшите гигиену сна. Подарите себе двадцать минут утреннего солнечного света.
Вашим глазам нужно увидеть утренний свет хотя бы на протяжении двадцати минут для этого вполне подойдут даже пасмурные дни. Выключите компьютер как минимум за два часа до времени отхода ко сну. Яркий свет компьютерного экрана, горящего поздним вечером, ошибочно воспринимается вашим мозгом как свет солнца. Кровать предназначена для сна. Будет хорошо, если вы, ложась в постель, перестанете работать или смотреть телевизор. Избегайте кофеина, в особенности после полудня.
Сконцентрируйте внимание на свободе, а не на ограничениях. Вы должны взять на себя ответственность за то, что поддается вашему контролю, и сконцентрировать энергию на том, чтобы остаться гибким и открытым, невзирая на ситуацию. Сохраняйте синхронность. Когда вы хорошо управляете своими эмоциями, язык вашего тела соответствует эмоциональной тональности ситуации. Когда вы не можете контролировать язык своего тела, это четкий индикатор того, что эмоции берут над вами верх. Поговорите с человеком, не вовлеченным в вашу проблему эмоционально.