Первое напечатанное стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Весна» будет выставлено на торги аукционным домом «Кабинетъ». Самое первое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, которая появилась в печати, называлась "Весна". Первое напечатанное стихотворение Михаила Лермонтова "Весна" будет выставлено на аукцион "Старинные и редкие книги, карты, гравюры".
Ниинистё: Путин на встрече более получаса рассказывал о стихотворении Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Первое января» в 1840 году, строки которого начинаются с описания окружения людей в масках. Читать стихотворение Первое января и другие стихи поэта Михаил Лермонтов на Poetree. Президент Финляндии Саули Ниинистё рассказал, что российский лидер Владимир Путин более получаса рассказывал ему о стихотворении Михаила Лермонтова «Смерть поэта» в одну из прошлых встреч. Главная» Новости» Стихотворение первое января лермонтов. Первым опубликованным стихотворением Лермонтова считается "Весна", напечатанная в журнале "Атеней" №19-20 за 1830 год. Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Первое января» в 1840 году, строки которого начинаются с описания окружения людей в масках.
«Погиб поэт! — невольник чести…»
Первое печатное стихотворение Лермонтова пустят с молотка | Послушать стихотворение Лермонтова Первое января Темы соседних сочинений Картинка к сочинению анализ стихотворения Первое января Лермонтов. |
День памяти Михаила Лермонтова | Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри». |
За что Николай I сослал поэта Михаила Лермонтова на Кавказ
Хоть стихотворение и не поделено на строфы, но каждое четверостишье кажется самостоятельным, потому что изображает три картинки, разделенные временем. Первая — здесь и сейчас, то, что наблюдает лирический герой. Поле с пожелтевшею листвой, темный бор. Поле и бор противопоставлены и по цвету желтый — зелень мрачная , и по динамике движение — покой , и по типу пространства открытое — закрытое и др.
В петербургский период поэт начал исторический роман на тему пугачевщины «Вадим» , писал лирику стихотворения «Молитва», «Ангел» , поэму «Боярин Орша», работал над драмой «Маскарад». Еще до его гибели по Петербургу распространились слухи о смерти поэта — они дошли и до Лермонтова.
Уже 28 января первые 56 стихов «Смерти поэта» были кончены, и сочинение стало стремительно распространяться в списках. Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска. Хлопотами бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет. Его приняли в круг литературной элиты, и он стал одним из самых популярных писателей столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского выходил с новыми стихотворениями поэта.
Цензурное разрешение на номер журнала, в котором оно было опубликовано, дано 10 мая того же года. Объяснение может быть только одно: Лермонтов просто переписал старое стихотворение, подходящее к обстоятельствам. Именно такой вывод и был сделан лермонтоведами. Дата этого второго цензурного разрешения — 10 мая 1831 года. Очевидно, в одном из двух случаев допущена опечатка.
Но в каком? Под одной обложкой с "Атенеем" выпускалось приложение — "Записки для сельских хозяев: заводчиков и фабрикантов"; "Записки" проходили цензуру отдельно, но обычно одновременно с журналом.
Последнее время его пребывания в пансионе 1829 год отмечено в произведениях поэта необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в его личной жизни. В 1830 году, не закончив 6-го класса, Лермонтов покинул пансион. Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу.
Отец часто навещал сына в пансионе, а отношения его с тёщей обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича и подробно изображена в его юношеских драмах «Menschen und Leidenschaften» «Люди и страсти», 1830 и «Странный человек» 1831. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость и взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу. Отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын: именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну.
Тарханы сегодня Стихотворения этого времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу — депрессию ; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы». Ему «мир земной тесен», порывы его «удручены ношей обманов», перед ним призрак преждевременной старости… В этих излияниях, конечно, много юношеской игры в страшные чувства и героические настроения, но в их основе лежат безусловно искренние огорчения юноши, несомненный духовный разлад его с окружающей действительностью. К 1829 году относятся первый очерк « Демона » и стихотворение « Монолог » 1829 , предвещающее « Думу ».
Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко «всему на свете». Немного спустя, оплакивая отца, он себя и его называет «жертвами жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но счастья не дано!.. Лето он провёл в Середникове , подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. В настоящее время там воздвигнут монумент с надписью на фасадной стороне: «М. Тыльная сторона содержит слова: «Певцу печали и любви….
Надписи на обелиске в Середникове Недалеко от Середникова жили другие родственники Лермонтова — Верещагины; Александра Верещагина познакомила его со своей подругой Екатериной Сушковой , также соседкой по имению. Сушкова, впоследствии Хвостова, оставила записки об этом знакомстве. Содержание их — настоящий «роман», распадающийся на две части: в первой — торжествующая и насмешливая героиня, Сушкова, во второй — холодный и даже жестоко мстительный герой, Лермонтов. Екатерина Сушкова Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительной улыбкой, менее всего мог казаться интересным кавалером для юных барышень. В ответ на его чувства ему предлагали «волчок или верёвочку», угощали булочками с начинкой из опилок.
Сушкова много лет спустя после события изобразила поэта в недуге безнадёжной страсти и приписала себе даже стихотворение, посвящённое Лермонтовым другой девице — Вареньке Лопухиной , его соседке по московской квартире на Малой Молчановке: к ней он питал до конца жизни самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нём женщиной. В то же лето 1830 года внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона ; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским , посвящает несколько стихотворений польскому восстанию. Ввиду всего этого, увлечение поэта «черноокой» красавицей Сушковой, можно признавать таким всепоглощающим и трагическим, как его рисует сама героиня. Но это не мешало «роману» внести новую горечь в душу поэта; это докажет впоследствии его действительно жестокая месть — один из его ответов на людское бессердечие, легкомысленно отравлявшее его «ребяческие дни», гасившее в его душе «огонь божественный». Ей посвящён так называемый «ивановский цикл» [32] из приблизительно тридцати стихов.
Отношения с Ивановой первоначально развивались иначе, чем с Сушковой, — Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Однако вскоре в их отношениях наступает непонятная перемена — пылкому, молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника. К лету 1831 года в творчестве Лермонтова становится ключевой тема измены, неверности. Из «ивановского» цикла стихов явствует, насколько мучительно переживал поэт это чувство. В стихах, обращённых к Н.
Ивановой, не содержится никаких прямых указаний на причины сердечной драмы двух людей, на первом месте лишь само чувство неразделённой любви, перемежающееся раздумьями о горькой судьбе поэта. Это чувство усложняется по сравнению с чувством, описанным в цикле к Сушковой: поэта угнетает не столько отсутствие взаимности, сколько нежелание оценить насыщенный духовный мир поэта. Варвара Лопухина-Бахметева. Акварель Михаила Лермонтова Вместе с тем отверженный герой благодарен своей возлюбленной за ту возвышающую любовь, которая помогла ему полнее осознать своё призвание поэта. Сердечные муки сопровождаются упрёками к своей неверной избраннице за то, что она крадёт его у Поэзии.
В то же время именно поэтическое творчество способно обессмертить чувство любви: Но для небесного могилы нет. Когда я буду прах, мои мечты, Хоть не поймёт их, удивлённый свет Благословит; и ты, мой ангел, ты Со мною не умрёшь: моя любовь Тебя отдаст бессмертной жизни вновь; С моим названьем станут повторять Твоё: на что им мёртвых разлучать? Любовь поэта становится помехой поэтическому вдохновению и творческой свободе. Лирического героя переполняет противоречивая гамма чувств: нежность и страстность борются в нём с врождённой гордостью и вольнолюбием [33]. Учёба в Московском университете В августе 1830 года Лермонтов принят своекоштным студентом Императорского Московского университета сначала отделения нравственных и политических наук, потом словесного [34].
Серьёзная умственная жизнь развивалась за стенами университета, в студенческих кружках, но Лермонтов не сходится ни с одним из них. У него, несомненно, больше наклонности к светскому обществу, чем к отвлечённым товарищеским беседам: он по природе наблюдатель действительной жизни. Исчезло чувство юной, ничем не омрачённой доверчивости, охладела способность отзываться на чувство дружбы, на малейшие проблески симпатии. Его нравственный мир был другого склада, чем у его товарищей, восторженных гегельянцев и эстетиков. Он не менее их уважал университет: «светлый храм науки» он называет «святым местом», описывая отчаянное пренебрежение студентов к жрецам этого храма.
Он знает и о философских заносчивых «спорах» молодёжи, но сам не принимает в них участия. Он, вероятно, даже не был знаком с самым горячим спорщиком — знаменитым впоследствии критиком, хотя один из героев его студенческой драмы «Странный человек» носит фамилию Белинский , что косвенно свидетельствует о непростом отношении Лермонтова к идеалам, проповедуемым восторженной молодёжью, среди которой ему пришлось учиться. Во время обучения в Московском Университете в 1830—1832 годах Лермонтов проживал в доме своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, по адресу: Москва, Малая Молчановка, 2. Сейчас здесь находится музей поэта Главный герой Владимир воплощает самого автора; его устами поэт откровенно сознаётся в мучительном противоречии своей натуры. Владимир знает эгоизм и ничтожество людей — и всё-таки не может покинуть их общество: «когда я один, то мне кажется, что никто меня не любит, никто не заботится обо мне, — и это так тяжело!
Ещё важнее драма как выражение общественных идей поэта. Мужик рассказывает Владимиру и его другу, Белинскому, — противникам крепостного права , — о жестокостях помещицы и о других крестьянских невзгодах. Рассказ приводит Владимира в гнев, вырывает у него крик: «О, моё отечество! Моё отечество! Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны.
Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко. Лермонтов усердно посещает московские салоны, балы, маскарады. Он знает действительную цену этих развлечений, но умеет быть весёлым, разделять удовольствия других. Поверхностным наблюдателям казалась совершенно неестественной бурная и гордая поэзия Лермонтова при его светских талантах. Они готовы были демонизм и разочарование его счесть «драпировкой», «весёлый, непринуждённый вид» признать истинно лермонтовским свойством, а жгучую «тоску» и «злость» его стихов — притворством и условным поэтическим маскарадом.
Но именно поэзия и была искренним отголоском лермонтовских настроений.
Тогда еще неведомый избранник: первое стихотворение Лермонтова
После первого литературного успеха Лермонтов создает около четырех сотен стихотворений, несколько десятков поэм, знаменитые прозаические сочинения. РИА Новости, 01.03.2020. Главная» Новости» Стихотворение 1 января лермонтов. Главная» Новости» Стихотворение первое января лермонтов.
О первой стихотворной публикации Лермонтова — А. Воскресенский
По воспоминаниям, барышня попросила сочинить поэта для нее такое стихотворение, которое содержало бы правду. Всего Лермонтов написал в её честь 11 произведений.
Так царства дивного всесильный господин - Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне. Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..
Собрание сочинений в четырех томах.
При этом все его творчество пронизано неистовым разочарованием в любви, вызванным разрушенными отношениями с Варварой Лопухиной. Она считается главным адресатом его любовной лирики. Хотя столь же значительную роль в лирике сыграли отношения с Натальей Ивановой, которой посвящен цикл стихотворений, именуемый «ивановским» в литературоведческих кругах. Считается, что чувства между поэтом и Натальей Ивановой были взаимными до некоторого переломного момента, когда ему предпочли другого человека. Начиная с лета 1831 года тему предательства и неверности Лермонтов делает в любовной лирике ведущей.
Литературная слава Михаил Лермонтов — один из самых известных русских поэтов, и признание к нему пришло еще при жизни.
Его творчество, в котором сочетались острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на поэтов и писателей XIX—XX веков. РФ» рассказывает о личности, жизни и творчестве Михаила Лермонтова. Московская юность Михаил Юрьевич Лермонтов родился ночью со 2 на 3 октября 15 октября по новому стилю 1814 года в доме напротив площади Красных Ворот — той самой, где сегодня стоит самый известный в России памятник поэту. Матери Лермонтова на тот момент не было и семнадцати, а отец имел репутацию привлекательного, но легкомысленного человека. Настоящая власть в семье была в руках бабушки поэта — Елизаветы Арсеньевой. Именно она настояла, чтобы мальчика назвали не Петром, как того хотел отец, а Михаилом. Молодой Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни веселым нравом.
Все детство он болел золотухой.
Смотрите также:
- Первое напечатанное стихотворение Лермонтова выставят на торги
- Первый стих лермонтова в детстве
- Ниинистё: Путин на встрече более получаса рассказывал о стихотворении Лермонтова
- Смотрите также
Первое напечатанное стихотворение Лермонтова уйдёт с молотка
Лидер Финляндии отметил, что Путин говорил более получаса. Также Ниинистё в интервью американской газете отметил , что странам Запада крайне важно найти способ для поддержания отношений с Россией в будущем. По его словам, США и европейским странам стоит выстраивать отношения с РФ на принципах терпимости и определенного уровня взаимопонимания.
Лермонтов оскорбился и по совету друга выдержал экзамен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Однако вместо «бури» поэта в школе ждали только муштра и рутина. Здесь «не позволялось читать книг чисто литературного содержания». Лермонтов называл годы учебы «страшными» и «злополучными». В Школе подпрапорщиков поэт получил прозвище Маюшка по созвучию с французским «doigt en maillet» — «кривой палец». Лермонтов действительно был сутул, но точность прозвища заключалась не только в этом. Второе его значение — отсылка к персонажу романов по имени Мае — цинику и остряку.
На курсе поэт действительно держался независимо и дерзко, при этом в учебе был среди лучших студентов. В записях сокурсника Николая Мартынова того самого, который вызвал поэта на последнюю дуэль Лермонтов характеризуется как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».
Экземпляр журнала, содержащего стихотворение, выставлен в издательской бумажной обложке. Устроители аукциона оценивают издание в сумму от 580 тысяч до 700 тысяч рублей.
Среди прочего, на торги будет выставлено прижизненное издание «Евгения Онегина» Александра Пушкина 1833 года. Оно оценено в 1,6-2,5 миллиона рублей.
Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит. Хоть стихотворение и не поделено на строфы, но каждое четверостишье кажется самостоятельным, потому что изображает три картинки, разделенные временем. Первая — здесь и сейчас, то, что наблюдает лирический герой. Поле с пожелтевшею листвой, темный бор.
Ниинистё: Путин на встрече более получаса рассказывал о стихотворении Лермонтова
Для того чтобы окончательно избавиться от сомнений, просмотрим предыдущие номера журнала. Первые два года книжки выпускались регулярно и точно в срок. В 1830 году начались сбои. Например, 13-й номер прошел цензуру только 17 декабря, а 16-й — уже в марте 1831 года. Однако предшествующий "лермонтовскому" 17-18-й номер "Атенея" он также вышел сдвоенным и соответствующий выпуск "Записок" имеют дату цензурного разрешения 11 мая 1830 года. Это, конечно же, ошибка: ведь не может номер журнала быть подготовлен к печати почти на год раньше, чем предыдущий. Кроме того, в "Записках" рецензируется книжка, вышедшая в 1831 году.
И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне. А вы хорошо знаете биографию Лермонтова?
Еще до его гибели по Петербургу распространились слухи о смерти поэта — они дошли и до Лермонтова. Уже 28 января первые 56 стихов «Смерти поэта» были кончены, и сочинение стало стремительно распространяться в списках. Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска. Хлопотами бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет. Его приняли в круг литературной элиты, и он стал одним из самых популярных писателей столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского выходил с новыми стихотворениями поэта. Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — Лермонтов снова оказался на Кавказе.
В этот период времени Лермонтов пишет цикл лирических стихов, посвященный дочери драматурга Федора Иванова — Наталье, в которую он был влюблен, а также поэмы, драмы "Испанцы", "Люди и страсти". Летом 1832 г. В том же году поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую закончил в 1834 г. Был определен в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе. В 1835 г. В эти годы он создает поэму "Боярин Орша" 1835 , драму "Маскарад" 1835-1836 , незаконченный роман "Княгиня Лиговская" 1836 , написанный совместно со своим другом, литератором Святославом Раевским, стихотворение "Бородино" 1837 и др. В феврале 1837 г. Поэт был арестован, затем направлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, находящийся в Тифлисе ныне г. Тбилиси, Грузия. В октябре 1837 г. Через полгода, в апреле 1838 г. В декабре 1839 г.
Первое напечатанное стихотворение Лермонтова выставят на торги
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю, И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить весёлость их, И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью. Первое стихотворение Лермонтова. Первые стихотворения Лермонтова. Глава Финляндии Саули Ниинистё заявил, что российский лидер Владимир Путин на одной из их встреч больше получаса рассказывал ему о стихотворении Михаила Лермонтова «Смерть поэта». Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Поручик лейб-гвардии Гусарского полка. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские.
О первой стихотворной публикации Лермонтова — А. Воскресенский
О грёзах юности томим воспоминаньем, С отрадой тайною и тайным содроганьем, Прекрасное дитя, я на тебя смотрю… О, если б знало ты, как я тебя люблю! Как милы мне твои улыбки молодые, И быстрые глаза, и кудри золотые, И звонкий голосок! Из стихотворения Лермонтова «Ребенку» Но, несмотря на все тяготы жизни, пора детства, золотые денёчки воспринимались Лермонтовым, как прекрасный период человеческой жизни. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
По преданию, после рождения внука бабушка Арсеньева в семи верстах от Тархан основала новое село, которое назвала в его честь — Михайловским на самом деле хутор Михайловский был основан ещё до рождения внука Арсеньевой. Там находится часовня со склепом, где захоронен поэт. Со временем Михайловское слилось с Тарханами. Первый биограф Михаила Лермонтова Павел Висковатый отмечал, что его мать Марья Михайловна была «одарена душою музыкальной». Она часто музицировала на фортепиано, держа маленького сына на коленях, и якобы от неё Михаил Юрьевич унаследовал «необычайную нервность свою».
Арсеньева всеми силами старалась поссорить молодых. Через третьих лиц, со слов Е. Арсеньевой, откровенно ненавидящей своего зятя, распространялись слухи о неверности Ю. Лермонтова, о его рукоприкладстве по отношению к жене, о чём написал П. Фролов в своей работе «Создание и крушение семьи Лермонтовых». Несмотря на все старания тёщи, супруги не разошлись и продолжали любить друг друга. В 1817 году Мария Лермонтова умерла от чахотки [27]. Марья Михайловна была похоронена своей матерью в том же склепе, что и её отец.
Её памятник, установленный в часовне, построенной над склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. На памятнике надпись: «Под камнем сим лежит тело Марьи Михайловны Лермонтовой, урождённой Арсеньевой, скончавшейся 1817 года февраля 24 дня, в субботу; житие её было 21 год и 11 месяцев и 7 дней». Елизавета Алексеевна Арсеньева, пережившая своего мужа, дочь, зятя и внука, также похоронена в этом склепе. Памятника у неё нет. Село Тарханы с деревней Михайловской после смерти Елизаветы Алексеевны Арсеньевой перешло, по духовному завещанию, к её брату Афанасию Алексеевичу Столыпину, а затем к сыну последнего — Алексею Афанасьевичу. Воспитание М. Лермонтов в возрасте 3—4 лет и 6—9 лет Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева страстно любила внука, который в детстве не отличался крепким здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых.
О чувствах и интересах отца ребёнка она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводит события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием « Menschen und Leidenschaften » показан раздор между его отцом и бабушкой, а в поэме «Сашка» — интимные отношения отца с крепостной девушкой. Лермонтов-отец не имел средств воспитывать сына так, как того хотелось аристократической родне, и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла внука к себе с уговором воспитывать до 16 лет, сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с отцом. Но последнее условие не выполнялось — даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой. Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. Мальчика окружали любовью и заботами.
Дом, где жил Лермонтов, и церковь построена в 1839 , где он похоронен. В неоконченной юношеской «Повести» Лермонтов описывает детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает склонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому и бурному. Лермонтов родился болезненным и все детские годы страдал золотухой ; но болезнь эта развила в ребёнке и необычайную нравственную энергию. Болезненное состояние ребёнка требовало так много внимания, что бабушка, ничего не жалевшая для внука, наняла для него доктора Ансельма Левиса Леви — еврея из Франции, главной обязанностью которого было лечение и врачебный надзор за Михаилом. В «Повести» признаётся влияние болезни на ум и характер героя: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению…» Это раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже и не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии «разочарования».
В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Всё чуждое, враждебное ей возбуждало в нём горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив, — всякое одиночество и чужое несчастье, происходящее от людского непонимания, равнодушия или мелкого эгоизма, кажется ему своим. В его сердце живут рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души, — такой же одинокой, близкой поэту своими грёзами и, может быть, страданиями. Здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь; но сначала для него неясное и неразгаданное. Через два года случилось новое увлечение, о котором поэт позже написал в стихотворении « К Гению » 1829. Кавказский пейзаж с озером. Детский рисунок Лермонтова из альбома Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями от Кавказа. Они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка.
С осени 1825 года начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова, но выбор учителей — француз Capet и бежавший из Турции грек — был неудачен. Грек вскоре совсем бросил педагогические занятия и занялся скорняжным промыслом. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе : в ученических тетрадях поэта французские стихотворения очень рано уступают место русским. Тем не менее, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах , но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности. Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — корсаров, преступников, пленников, узников. Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву , где в 1829—1832 годах сняла для проживания небольшой деревянный одноэтажный с мезонином особняк на Малой Молчановке [31]. Она стала готовить внука к поступлению в университетский благородный пансион — сразу в 4-й класс.
Учителями его были Зиновьев преподаватель латинского и русского языка в пансионе и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии. Последнего сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший Лермонтова с английской литературой. После обучения М. Лермонтов овладел четырьмя языками, играл на четырёх музыкальных инструментах семиструнной гитаре , скрипке , виолончели и фортепиано , увлекался живописью и даже владел техникой рукоделия. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже журнал «Улей», где появлялись первые стихотворения Лермонтова. Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером , особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира. В письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из « Гамлета ».
По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Последнее время его пребывания в пансионе 1829 год отмечено в произведениях поэта необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в его личной жизни. В 1830 году, не закончив 6-го класса, Лермонтов покинул пансион.
Так, царства дивного всесильный господин, Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветёт на влажной их пустыне. Когда ж, опомнившись, обман я узнаю, И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить весёлость их, И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!...
Ему было неполных 27 лет. Первые стихи Лермонтов написал в 14 лет. А вся его творческая деятельность продолжалась 13 лет. За это время он написал около трёх десятков поэм и почти четыреста стихотворений, многие из которых стали классикой русской литературы, он смог передать в стихах всё то, что было у него в душе, успел создать огромный литературный мир и сделаться величайшим русским поэтом, его стихи переведены на многие языки мира. Лермонтов — поэт особенный, «с русскою душой». Он любил свой народ, свою культуру, как никто знал родной язык, любил свое отечество, как и должно — «истинно, свято и разумно».