История открытия Периодического закона и создания Периодической системы сложна и запутана, поэтому дальше я изложу лишь общий путь Менделеева к главному достижению его жизни. Периодический закон Менделеева – 206 просмотров, продолжительность: 13:03 мин., нравится: 1. Смотреть бесплатно видеоальбом Светланы Владимировной в социальной сети Мой Мир. Опираясь на анализ рукописей и опубликованных работ Менделеева, Дмитриев обнаружил, что Менделеев подошел к универсальной классификации элементов, открытию ее концептуального ядра на несколько недель раньше отмечаемой всеми даты, в конце 1868-го — начале 1869 года.
Периодический закон
- Наука РФ - официальный сайт
- Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
- Дмитрий Менделеев и его удивительное открытие
- Биография Менделеева
День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого
Факты из жизни великого русского ученого Д.И. Менделеева: личная жизнь, друзья, наука, открытия позволяют рассказать на уроках о Д.И. Менделееве как о великом ученом и простом в общении человеке, отличном педагоге, интересном собеседнике, знатоке искусства. Докладывать об этом открытии сам Менделеев не стал и уехал инспектировать сыроварни Тверской губернии. Но отчаянные попытки Менделеева открыть мировой эфир и концептуализировать мировой эфир, возможно, подвели его к идеям, которые могли бы предвосхитить открытия Резерфорда, Дирака, Ферми и огромную часть физики, а не химии XX века.
Открытие химических элементов
Про Дмитрия Ивановича рассказывают две легенды: что он придумал водку, и что Периодическая таблица привиделась ему во сне. Первая - обычная городская легенда с подсознательной попыткой опростить великого человека, сблизить его с выпивающим населением. А ссылка многочисленных авторов на докторскую диссертацию Менделеева "О соединении спирта с водой", в которой он якобы описал рецепт "правильной" водки, говорит лишь о том, что ни один из них не удосужился в эту работу заглянуть. В ней приведено множество данных о различных показателях таких растворов, но для самых разных концентраций спирта. Вторая история - из того же ряда. Если Таблица приснилась, то и это сближает Менделеева с нами, простыми людьми. Может быть, ему что-то подобное и снилось. Может быть, ему что-то и снилось, вот только над решением этой загадки природы, по его собственному признанию, он "лет двадцать думал".
Это некоторое преувеличение, потому что на момент открытия Менделееву только-только исполнилось 35 лет. И его портрет именно в таком возрасте - молодого в сущности человека - и следовало бы помещать в кабинетах химии. Посмотрим на нарисованную им рукописную Таблицу.
Лекок де Буободраном Скандий «экабор» , открыт в 1879 г. Нильсоном Германий «экасилиций» открыт в 1886 г. Винклером Полоний «двителлур» , открыт Пьером и Марией Кюри в 1898 г.
Радий «экабарий» , открыт Пьером и Марией Кюри в 1898 г. Протактиний, открыт О. Ганом и Л. Мейтнер в 1918 г. Гафний, открыт Д. Хевеши и Д.
Костером в 1923 г. Рений «двимарганец» , открыт В. Ноддак, И. Такке и О. Бергом в 1925 г. Технеций «экамарганец» , открыт Э.
Сегре и К.
A wide range of his interests is presented, including both economics and state policy. Текст научной работы на тему «Вклад Д. Менделеева, к анализу его научного творчества и различных сторон его жизни. Хронология основных событий жизни Д.
Менделеева, составленная по результатам многочисленных исследований его творчества, вместе с комментариями дает полное представление о Д. Менделееве - ученом и организаторе науки, педагоге и просветителе, общественном деятеле и мыслителе. Представлен широкий круг его интересов, включавший и экономику, и государственную политику. Ключевые слова: история химии, Д. Менделеев, ученый, педагог, научное наследие.
Keywords: history of chemistry, D. Mendeleev, scientist, teacher, scientific heritage. Генеральная ассамблея ООН провозгласила 2019 год Международным годом Периодической таблицы химических элементов в честь 150-летия открытия Периодического закона химических элементов Менделеевым. Инициативу поддержали более 150 ведущих мировых научных центров. Менделеев Дмитрий Иванович 8 февраля 1834 г.
Широко известен как химик, физик, экономист, метролог, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель [1-6]. В 1850 г. Менделеев стал студентом Главного педагогического института в Петербурге. Для него уже не было нелюбимых предметов, но больше всего он, по-прежнему, увлекался чистой математикой, химией и физикой, интересовался предметами историко-философского факультета, занимался в лаборатории гальванопластики, а на старших курсах уделял большое внимание химии и минералогии. В Главном педагогическом институте преподавали многие профессора университета.
Здесь читали лекции такие выдающиеся ученые, как физик Э. Ленц, математик М. Остроградский, химик А. Воскресенский, биолог Ф. Брандт и др.
Большое влияние на выбор дальнейшего научного пути Д. Менделеева оказали лекции А. В лекциях рассматривались многие вопросы химической технологии. Говоря впоследствии о заслугах А. Воскресенского, Д.
Менделеев отмечал: «Плодом такой усиленной педагогической деятельности и является то множество русских химиков, которое и дало Воскресенскому прозвище "дедушкарусских химиков",... Бекетов, Н. Соколов, Н. Меншуткин, А. Шу-ляченко, П.
Алекеев и множество других лиц, укрепивших как в ученом мире всего света, так и во всех концах России и на многих практических поприщах значение русских химиков». Кандидатская диссертация «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу» стала первой крупной научной работой Д. Прекрасное владение методами математики и физики, применение их к разрешению химических проблем существенно отличает Менделеева от большинства химиков его времени. Уже на первых порах научной работы его главное внимание привлекают соотношения между составом, физическими свойствами и формами химических соединений. В 1865 г.
Менделеев успешно защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой» и вскоре был утвержден в должности профессора Петербургского университета. В 1867 г. Дмитрий Иванович Менделеев возглавил в университете кафедру общей химии. Готовясь к изложению своего предмета, ему было нужно создать не курс химии, а настоящую, цельную науку химию с общей теорией и согласованностью всех частей этой науки. Эту задачу он с блеском выполнил в своем капитальном труде - учебнике «Основы химии».
Обдумывая структуру последующих разделов книги, Менделеев вплотную подошел к проблеме создания рациональной системы химических элементов. Этот труд при сохранении общего стиля и духа предыдущих содержал новую, более совершенную форму изложения периодического закона. Периодический закон и «Основы химии» открыли новую эпоху не только в химии, но и во всем естествознании. Сегодня этот закон имеет значение глубочайшего закона природы. Заведуя кафедрой общей химии физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, Дмитрий Иванович Менделеев активно занимался проблемами совершенствования естественнонаучного образования в России.
По его инициативе к чтению лекций по органической химии из Казани был приглашен А. Бутлеров, который возглавил кафедру органической химии. Менделеев добился выделения аналитической химии в самостоятельный предмет и создания кафедры аналитической и технической химии, которой стал заведовать Н. Важное место в учебном процессе Д. Менделеев отводил химическому эксперименту.
В 1871 г. Бутлеровым и Н. Меншуткиным он подает в Совет университета докладную записку о необходимости увеличения средств на оснащение химической лаборатории. В этой записке указывалось: «пока для изучения практики дела у нас будут отпускаться недостаточные средства на лаборатории,... Главным делом жизни Д.
Менделеева, навеки обессмертившим его имя, было создание периодической системы химических элементов. Открытие периодического закона было величайшим обобщением всего эмпирического материала в химии. Периодический закон показал, что все химические элементы закономерно связаны между собой. Если элементы расположить в последовательности возрастания их атомных весов, как это сделал Д.
И главная причина его отказа от этого варианта состояла в отсутствии ясных и строгих критериев объединения в один столбец элементов, как тогда говорили, разных разрядов, или, если использовать современную терминологию, элементов главных и дополнительных подгрупп. При том что Менделеев понимал: свойства элементов определяются не только величиной и весом атома, но и «внутренними различиями материи, входящей в состав атомов», т. Но это понимание тогда оставалось лишь блестящей догадкой.
Что делать дальше? В ситуации, когда критерии объединения элементов обоих «разрядов» в единую систему были еще не ясны, ему представилось более естественным разъединить элементы разных «разрядов». Именно поэтому, имея в руках вариант системы, по формальным признакам весьма близкий к тому, который впоследствии получил название «естественной системы» и который сейчас можно видеть в школьных и вузовских учебниках, Менделеев отказался размещать элементы «второго разряда» дополнительных подгрупп среди элементов первого, поскольку в этом случае «разорвалась бы естественность связи членов одного … ряда» т. Задача объединения элементов разных «разрядов» лишь на первый взгляд может показаться сравнительно несложной. Надо было перегруппировать шестьдесят с лишним элементов, а не просто выбросить треть их из системы. При этом надо было сохранить их расположение в порядке возрастания атомных весов и, по возможности, периодический характер изменения их свойств. Задача осложнялась тем, что Cu, Ag, Zn и Cd Менделеев поначалу относил к элементам первого разряда т.
Может быть, тогда подойдет другая форма, которую потом станут называть «длинной» или «длиннопериодной» : Нет, такое расположение элементов Менделеева также не устраивало. Его смущало наличие разрыва в первых двух строках, ибо пустое место внутри естественной системы может служить указанием на существование не открытого еще элемента, а подозревать существование неизвестных элементов между, например, Be и B оснований не было. После долгих мучений Менделеев создал вариант системы, который с несвойственной ему скромностью назвал «Опытом системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» далее сокр. На рукописном листке с «Опытом» он проставил дату: 17 февраля 1869 г. Составление «Опыта» и написание статьи «Соотношение свойств с атомным весом элементов» подвели черту под важным этапом работы Менделеева по созданию рациональной систематики элементов. Теперь он был уверен, что: — атомный вес является одним из важнейших параметров, определяющих коренные свойства элементов, и потому «распределение элементов по атомному их весу не противоречит естественному сходству, существующему между элементами, а напротив того, прямо на него указывает» Менделеев, 1869, с. Но полученный результат никак не мог считаться окончательным, поскольку «Опыт» при всех его достоинствах не обладал ни цельностью, ни должной естественностью.
Так, переходные элементы «второго разряда» явно демонстрировали известные аналогии с элементами «первого», в «Опыте» же они оказывались всего лишь «навесом» над остовом системы. Отсюда сложное отношение Менделеева к своему созданию. Включив «Опыт» в первую часть «Основ» и в статью «Соотношение свойств» не считая отдельных листков с таблицей, отпечатанных для рассылки коллегам , Менделеев больше никогда его не публиковал. Только в статье «О месте церия в системе элементов», представленной Физико-математическому отделению СПб Академии наук академиком Н. Зининым и адъюнктом А. Бутлеровым на заседании 24 ноября 1870 г. Именно последняя и стала прообразом известной сегодня короткой формы системы, которую Менделеев уже в другой статье назвал «Естественной системой химических элементов» 1870.
Графическое выражение Периодического закона, представленное в «Естественной системе», является более совершенным и зрелым. Оно было включено Менделеевым во вторую часть первого издания «Основ химии» 1871. К концу 1870 г. Дмитрий Иванович понял, что «предельные» высшие формы кислородных соединений и их свойства определяются не «самими свойствами кислорода» и не наличием «грани О4», т. Определенное влияние на размышления Менделеева о соотношении элементов разных разрядов могли оказать соображения, высказанные в 1869 г. Так, Н. Бекетов, выступая в 1869 г.
Первые зависят от формы частичек, которая допускает присоединение только известного числа частичек другого тела; вторые, зависящие от химических свойств материи, выражаются по преимуществу количеством теплоты, отделяющейся при соединении. Чем более два элемента при своем соединении могут выделять теплоты, тем они способнее к соединению и тем прочнее происшедшее соединение. Потому мы можем себе представить, что непрочность возможного по аналогии соединения не позволит ему образоваться… Итак, по крайней мере два фактора имеют влияние на предел соединения, а следовательно, и на атомность элементов. А потому естественно, что когда одно условие, по-видимому, постоянное форма частиц , допускает возможность неизменной атомности, другое, изменяющееся химическая энергия соединения , своим влиянием изменяет предел, а следовательно, и самое атомность» Бекетов, 1869, с. Другое сообщение, которое могло заинтересовать Менделеева, было сделано на том же съезде А. Его идея состояла в том, что деление элементов на металлические и неметаллические относительно, высшие кислородные соединения таких типичных металлов, как марганец и хром, обладают кислотными свойствами, что сближает их с высшими оксидами йода, селена и т. А потому, если прав Бекетов, сходство, скажем, перхлората и перманганата калия, как и сходство высших оксидов марганца и хлора, обусловлено не влиянием кислорода, но сходством самих элементов, т.
Менделеев прекрасно понимал значимость сделанного им открытия. Но предстояло еще убедить в этом других, для чего следовало прежде всего познакомить отечественных и, что особенно важно, зарубежных химиков с открытым им законом и созданной на его основе системой элементов. Это было важно и с приоритетной точки зрения. Как известно, в день создания «Опыта» Менделеев, который «не скучал изучать все ветви сельского хозяйства», должен был ехать в Тверскую губернию обследовать артельные сыроварни Н. Верещагина Архив Д. Менделеева, т.
В чем заключалось практическое значение открытия менделеева кратко
Периодический закон Менделеева: в чём суть, история открытия, какое имело значение. 8 февраля исполняется 186 лет со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста, автора периодической системы химических элементов – Дмитрия Ивановича Менделеева. Всего за год до одного из своих самых величайших открытий Менделеев выступил инициатором создания Русского химического общества (РХО) — научной организации, объединившей петербургских химиков. 10 основных вкладов Дмитрия Менделеева в науку, включая периодическую таблицу Менделеева, предсказание элементов и другие достижения в химии. И открытия, открытия, открытия Самое эпохальное из них — знаменитая таблица Менделеева (1869 год). Или, говоря по-научному, периодический закон химических элементов. Но не будем повторять прописные истины о всемирно известных открытиях Менделеева. Докладывать об этом открытии сам Менделеев не стал и уехал инспектировать сыроварни Тверской губернии.
Открытие периодического закона
- Элементы: Открытие германия – триумф Периодического закона Менделеева
- Периодический закон Менделеева, суть и история открытия
- В этом году исполнилось 150 лет с даты открытия таблицы Менделеева - Российская газета
- Не только химия: экономист и промышленник
- Дмитрий Менделеев и его удивительное открытие
- Дмитрий Менделеев • биография и творчество
7 основных открытий Менделеева
Хронология основных событий жизни Д. И. Менделеева, составленная по результатам многочисленных исследований его творчества, вместе с комментариями дает полное представление о Д. И. Менделееве ученом и организаторе науки, педагоге и просветителе. Открытия и изобретения Д. И. Менделеева. Общеизвестный труд его жизни — «таблица Менделеева», прославившая ученого во всем мире и оставившая его имя в веках. 1 марта 1869 года русский ученый-энциклопедист Дмитрий Иванович Менделеев открыл периодический закон и составил систему химических элементов. Дмитрий Менделеев • краткая биография. В 1962 году была учреждена Золотая медаль имени Менделеева, которая является одной из престижных наград за открытия в области химии.
110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
Рассмотрение значимости системы для современной науки. Контент доступен только автору оплаченного проекта Ключевые элементы периодической системы Менделеева Анализ основных элементов, их свойств и важности в периодической системе Менделеева. Рассмотрение роли ключевых элементов в химических реакциях. Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнение периодической системы Менделеева с другими классификациями элементов Сопоставление периодической системы Менделеева с альтернативными классификациями элементов. Анализ различий, преимуществ и недостатков различных систем. Контент доступен только автору оплаченного проекта Интересные факты о периодической системе Менделеева Представление необычных и малоизвестных фактов, связанных с периодической системой Менделеева. Рассказ о любопытных особенностях и историях создания системы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Образовательные методики использования периодической системы Менделеева Изучение различных образовательных методик и подходов к преподаванию периодической системы Менделеева.
Анализ эффективности различных подходов в обучении химии.
В ту эпоху в Российской империи технологии производства бездымного пороха были неизвестны, и его приходилось втридорога закупать за рубежом. Одним из важнейших открытий Менделеева стала именно эта технология, причём он раскрыл её секрет очень оригинальным образом. Дмитрий Иванович просто изучил таможенные накладные стран, занимавшихся производством бездымного пороха, и установил список веществ, из которых его изготавливают, а об остальном он попросту догадался благодаря своим знаниям. Конечно, не всё было так просто, ему потребовалось множество экспериментов, чтобы добиться желаемого, но в конце концов результат был достигнут. Пороходелием Дмитрий Менделеев был изобретён на протяжении нескольких лет, и посвятил этой теме 68 научных работ. Читайте также: Метеорологические исследования Воздушный шар, на котором совершил свой исторический полёт Дмитрий Менделеев Дмитрий Иванович всегда говорил, что учёный-естествоиспытатель должен не только заниматься сухой теорией, но и самолично подавать пример, иначе грош ему цена. Подтверждая собственные слова, он поднялся в небо на воздушном шаре экспериментальной конструкции, который тогда ещё был диковинкой, и в ходе этого полёта провёл множество замеров температуры воздуха на различной высоте, придя к выводам о зависимости температуры от высоты над уровнем моря. Это открытие Менделеева в дальнейшем легко в основу множества трудов по метеорологии, а сам отважный учёный преодолел на наполненном водородом воздушном шаре несколько сотен километров, прямо в воздухе устранив неисправность выпускного клапана, и совершил благополучную посадку в Московской области. Критическая температура В ходе многочисленных экспериментов Дмитрий Иванович Менделеев открыл «абсолютную температуру кипения жидкости», то есть такую температурную точку, при которой различия в физических свойствах пара и жидкости исчезают.
На самом деле о критической температуре ещё в 1822 году догадался французский учёный-естествоиспытатель Шарль Каньяр де Ла-Тур, но открытие Менделеева никак с ним не связано — он пришёл к нему самостоятельно. Тем более что работа Ла-Тура в своё время прошла практически незамеченной, и не была известна широкому научному сообществу. Как бы то ни было, существование современной промышленности без этого открытия было бы невозможным. Универсальная газовая постоянная Уравнение Менделеева — Клапейрона, или уравнение идеального газа Изучению газов и их свойств Дмитрий Иванович посвятил много лет и немало научных работ.
А следовательно, Тобольск быстро богател и своей архитектурой уже не уступал многим более древним городам. Но в 19-м веке ситуация изменилась. Трасса Сибирского тракта была перенесена южнее Тобольска. Там же, южнее, строились и железные дороги.
Причина — изменение характера освоения Сибири. Основные массы населения, а вместе с ними и пульс экономической жизни передвинулись на юг, в лесостепь. Тобольск вступил в полосу относительного застоя… Детство в эпоху депрессии И вот как раз в этой обстановке относительной экономической депрессии в 1834 году в Тобольске произошло вполне заурядное событие: в семье директора Тобольской гимназии Ивана Менделеева родился сын. Мальчика назвали Дмитрием. Будущий учёный был последним, семнадцатым ребёнком в семье из семнадцати детей восемь умерли ещё в младенчестве. В 1841 году мальчик поступил в Тобольскую гимназию. Отец его к тому времени в гимназии уже не работал в год рождения последнего сына Иван Менделеев ослеп и вышел на пенсию , так что никаких поблажек новый ученик не получал. Вид на Тобольск.
Фото С. Wikimedia Commons Тобольская гимназия считалась лучшей в Сибири. Русскую литературу там, к примеру, преподавал другой известный тоболяк — Пётр Ершов автор «Конька-Горбунка». В Тобольской губернии жили и некоторые из ссыльных декабристов , а сестра Дмитрия Менделеева, Ольга, даже вышла замуж за одного из них бывшего члена Южного общества, поручика Николая Басаргина. Несмотря на всю интеллектуальную атмосферу, в которой жила семья Менделеевых, Дмитрий оставался таким же мальчишкой, как и большинство его сверстников. Позднее, уже в Петербурге, он не раз вспоминал свои «школьные драки на тобольском мосту». В 1849 году Дмитрий Менделеев окончил гимназию. Отца к тому времени уже не было в живых.
Поэтому бремя ответственности за благополучие детей легло на мать будущего учёного — Марию Дмитриевну. Видя очевидные способности сына к точным наукам, мать приняла непростое решение: она ликвидировала все дела в Сибири, продала имущество чтобы оплатить учёбу сына , включая стекольный завод, и отправила Дмитрия в столицу — Санкт-Петербург. Всего через несколько недель после зачисления сына студентом в Главный педагогический институт Мария Дмитриевна скончалась.
Так, Дмитрий Иванович первым предложил идею опытового бассейна — экспериментальной установки, необходимой для гидромеханических исследований судовых моделей. В реализации этой задумки ученому помог адмирал Степан Макаров. С одной стороны, бассейн нужен был для торговых и военно-технических целей, но в то же время он оказался полезным и для науки. Экспериментальную установку запустили в 1894 году. Помимо всего прочего, Менделеев сконструировал ранний прототип ледокола. Ученый был включен в комиссию, выбравшую проект для государственного ассигнования первого в мире такого корабля.
Им стал ледокол «Ермак», спущенный на воду в 1898 году. Менделеев занимался исследованиями морской воды в том числе ее плотности. Материал для изучения ему предоставлял все тот же адмирал Макаров, побывавший в кругосветном путешествии на «Витязе». Открытия Менделеева в географии, связанные с темой покорения Севера, были изложены ученым в более чем 36 напечатанных работах. Метрология Помимо остальных наук, Менделеева интересовала метрология — наука о средствах и методах измерения. Ученый работал над созданием новых способов взвешивания. Как химик он был сторонником химических методов измерения. Открытия Менделеева, список которых пополнялся год от года, были не только научными, но и буквальными — в 1893 году Дмитрий Иванович открыл Главную палату мер и весов России. Также он изобрел собственную конструкцию арретира и коромысла.
Пироколлодийный порох В 1890 году Дмитрий Менделеев отправился в длительную заграничную командировку, целью которой было знакомство с иностранными лабораториями по разработке взрывчатых веществ. Ученый занялся данной тематикой с подачи государства. В морском министерстве ему предложили внести свой вклад в развитие русского порохового дела. Инициатором командировки Менделеева был вице-адмирал Николай Чихачев. Менделеев считал, что в отечественном пороходелии больше всего необходимо развивать экономическую и промышленную стороны. Также он настаивал на использовании в производстве исключительно российского сырья. Главным же итогом работы Дмитрия Менделеева в этой сфере стала разработка им в 1892 году нового пироколлодийного пороха, отличавшегося своей бездымностью. Военные специалисты высоко оценили качество этого взрывчатого вещества. Особенностью пироколлодийного пороха был его состав, в который входила подверженная растворимости нитроклетчатка.
Готовя к производству новых порох, Менделеев хотел наделить его стабилизированным газообразованием. Для этого при изготовлении взрывчатого вещества были использованы дополнительные реагенты, в том числе всяческие присадки.
190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева
этой теме было посвящено внеурочное занятие цикла «Разговоры о важном». Открытие таблицы Менделеева провозгласило начало новой эпохи в развитии химии. Открытие Менделеева показало, что рост атомной массы химических элементов приводит к изменению их свойств периодически, то есть повторению через определенное количество элементов. На протяжении истории развития химической науки сделано немало открытий, однако немногие из них можно сопоставить с достижениями русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Основным и важнейшим их итогом стало открытие Менделеевым универсальной газовой постоянной, которая является неотъемлемой частью уравнения идеального газа, известного каждому физику и химику.
В чем заключалось практическое значение открытия менделеева кратко
Посмотрим на феномен открытия «Таблицы Менделеева» с точки зрения астрологии и рассмотрим транзиты планет на 28 февраля 1869 года, предполагаемый день открытия. Тобольский государственный педагогический институт в 1969 г. назван именем Д.И. Менделеева в честь 100-летия со дня открытия периодического закона. И открытия, открытия, открытия Самое эпохальное из них — знаменитая таблица Менделеева (1869 год). Или, говоря по-научному, периодический закон химических элементов. Но не будем повторять прописные истины о всемирно известных открытиях Менделеева. Иностранные учёные трижды выдвигали Менделеева на Нобелевскую премию по химии (в 1905, 1906 и 1907 годах) за открытие периодического закона, чего российские коллеги Менделеева не делали никогда. Открытие Менделеева показало, что рост атомной массы химических элементов приводит к изменению их свойств периодически, то есть повторению через определенное количество элементов.