Оказалось, что продавщица автолавки, приезжавшей в деревню, где снимали фильм, ставила в бидон, с которым актер приходил за молоком, бутылку, а затем наливала само молоко. Зимние эпизоды киносказки «Морозко» снимали в Мурманской области, так что Настеньке в исполнении Седых действительно было холодно: она сидела под елкой в ожидании Морозко в одном сарафане за полярным кругом. По его словам, «Морозко», благодаря великому советскому режиссеру, постепенно становится визитной карточкой Оленегорска.
Более полувека назад на территории Мончегорского района снимали киносказку «Морозко»
«Ну, кто так строит, кто так строит!»: 5 зданий из советских новогодних фильмов | под Мурманском, за полярным кругом. |
В Оленегорске ко 115-летию режиссера «Морозко» появится памятный знак | Знаменитая сказка «Морозко», которую все так любят и помнят из детства, была снята в чудесной атмосфере старинного Киева. |
Морозко - интересные факты | Сегодня мы расскажем о том, как создавался «Морозко»: на съемочной площадке не обошлось без курьезов. |
Где сказки зимуют? Или заморозки периода «оттепели» | Я не знаю, где тот пруд, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. |
Где сказки зимуют? Или заморозки периода «оттепели»
«Морозко» снимался в деревне Гигирево в Одинцовском районе Подмосковья, однако самые снежные сцены были сняты на Кольском полуострове под Мурманском. Фильм «Морозко» получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра[2]. На роль Морозко режиссёр сразу определил своего любимого колоритного актёра Александра Хвылю, который после этого фильма стал главным Дедом Морозом страны. Шедевр советского кино «Морозко» был снят в городе Киев, которому удалось стать настоящим магическим местом, где оживали народные сказки. Где снимали «Морозко» — место съемок известной сказки о русском Зимнем царе.
История фильма - сказки Морозко
В заполярной столице состоялся первый съемочный день новогоднего фильма под рабочим названием «Морозко 2.0». Именно здесь были сняты сцены сказочного замка, где Морозко устраивал свои снегурочки. По его словам, «Морозко», благодаря великому советскому режиссеру, постепенно становится визитной карточкой Оленегорска. 28 апреля 2018 femt ответил: Фильм снимали под Звенигородом, в деревне Гигирево.
«Ну, кто так строит, кто так строит!»: 5 зданий из советских новогодних фильмов
О том, что произошло, члены съемочной группы узнали не сразу. Как только им об этом сообщили, они поспешили к гостинице и увидели, как Милляр, мокрый по пояс, в одних семейниках в двадцатиградусный мороз бегает из подвала во двор, перетаскивая пленку на улицу. Так фильм был спасен, а Георгий Францевич, к счастью, не заболел. Съемочную группу привлекли сказочные локации — обилие снега, сверкающие на солнце сугробы, красивая лесистая местность с огромными елями. С собой привезли целый зоопарк: медведицу Маню, кошек, собак, птиц. Сказочную тройку сыграли кони Калининского ипподрома. Животные обитали во дворе городской гостиницы, где жили актеры.
Правда, медведицу поселили отдельно — в пристройке у городской бани. Она могла поворачиваться, но танцевать не умела. Для танцев изготовили такую же избушку из поролона. Пни изображали актеры в поролоновых костюмах. А в сценах, где они летали, использовалась обратная перемотка — излюбленный прием Александра Роу. Таким же способом были созданы и сцены с деревьями, покрывающимися инеем.
Специально для сказочной тройки с Калининского ипподрома были выписаны прекрасные кони. Актёры возвращались после съёмок в городскую гостиницу, там же, «на подворье», обитало киношное зверьё, а медведица квартировала в пристройке у городской бани. Народная память Мончегорска.
Актёр Эдуард Изотов бегал в поисках Настеньки в одной рубахе по пояс в сугробах. На съёмочной площадке царил всегда идеальный порядок. Даже в кадре видно, как актриса влюблена в Ивана. Чудесная сказка с замечательными актёрами!
На съёмках актёр ворчал, но был очень добрым ко всей съёмочной группе. Для Бабы-Яги в лесу построили специальную избу, которая вращалась с помощью специальных рычагов. Актёр Георгий Милляр бегал в лёгких лохмотьях на 30-градусном морозе. В каждом фильме Милляр по-разному играл роль Бабы-Яги. В фильме снимали медведицу Маню, кошек, собак и птиц.
Были выписаны для тройки кони с Калининского ипподрома.
Кадры фильма показывают нам прекрасную природу и архитектуру разных регионов страны. Особенно впечатляющими выглядят снежные пейзажи, окутанные белыми сугробами и инеем.
Нет ничего более волшебного, чем снежные ландшафты в объективе камеры, которые делают сказку «Морозко» настоящим произведением искусства. Города, где снимали сказку, предстают перед нами во всей своей красоте и величии. Здания сказочных замков, мощеные улицы и уютные деревенские дома создают неповторимую атмосферу и делают кажущиеся необычайными и стоящими в одном ряду с сказочными героями.
Волшебные кадры соединяют действительность и сказочную фантазию, воплощаясь на экране и оставляя незабываемое впечатление. Сказочные леса Большая часть сцен сказочных лесов была снята в Латвии, в особенности в Национальном парке Гауя и его окрестностях. Этот парк известен своими густыми лесами, в которых сохраняется древняя природа.
Здесь можно увидеть вековые деревья, покрытые лишайниками и мхом, а также разнообразную флору и фауну.
Здесь был Морозко
Сказка Морозко была снята в различных локациях, в основном в Москве и Ленинграде. Шедевр советского кино «Морозко» был снят в городе Киев, которому удалось стать настоящим магическим местом, где оживали народные сказки. Мало кто знает, что главный киносказочник страны режиссер Александр Роу снимал большинство своих картин в Подмосковье. По его словам, «Морозко», благодаря великому советскому режиссеру, постепенно становится визитной карточкой Оленегорска. Сначала на Кольский полуостров, где снимали зимнюю натуру, а потом в подмосковный Звенигород. Сегодня мы расскажем о том, как создавался «Морозко»: на съемочной площадке не обошлось без курьезов.
В Оленегорске ко 115-летию режиссера «Морозко» появится памятный знак
28 апреля 2018 femt ответил: Фильм снимали под Звенигородом, в деревне Гигирево. Советский режиссер Александр Роу снял киносказку «Морозко» в 1964 году. Мало кто знает, что главный киносказочник страны режиссер Александр Роу снимал большинство своих картин в Подмосковье. В начале июля на даче Леоновых проходят съемки сериала (рабочее название "Морозко").
Город сказки Морозко: места съемок знаменитого фильма
О памяти и бутафории Костюмы к каждой картине Роу шили новые и выдавали актерам массовых сцен на весь период съемок. Для каждой сказки изготавливали эксклюзивные декорации и реквизит. А после съемок дарили его местным жителям в знак благодарности. По слова Елены, ее родственникам достались целые царские хоромы. До недавнего времени они хранились в доме, стоящем рядом с тем самым «Обрывом любви», где Роу снимал основные сцены своих сказок. У кого-то из местных появился в хозяйстве царский трон из «Финиста», а кто-то «сушил» в сарае пенопластовые грибы, искусственные цветы и другую «нечистую» бутафорию. Сегодня от декораций ничего не осталось. За ненадобностью их попросту выкинули. Какие-то детали разрушило время.
Сохранилось главное — воспоминания о сказочнике Роу. И сейчас местные жители с легкостью покажут вам то место в лесу, где стоял волшебный колодец. До сих пор еще виднеется среди пятиэтажек овраг, в котором собирались Баба-яга с разбойниками. И сегодня еще можно полюбоваться «Обрывом любви», вдоль которого плыли старинные ладьи и плясали дрессированные медведи. И где развлекал гигиревскую детвору главный киносказочник страны — Александр Роу.
Страсть Роу все менять и редактировать позже, в работе над фильмом «Варвара-краса», привела к тому, что Эрдман и Вольпин сняли свои фамилии из титров. Такого человека не было, это их коллективный псевдоним», — продолжает Эмма Малая. Но в пору «Морозко» все еще было хорошо. Эрдман и Вольпин от своих слов не отказывались.
С расцвеченным правкой сценарием съемочная группа отправилась на Кольский полуостров. А здесь светит и светит — снимай не хочу», — говорит ассистент кинорежиссера Александра Роу Людмила Пшеничная. Снимали изобретательно. Обратная съемка, комбинированная. Оператор — Леонид Акимов, художник — Юрий Миловский. Анимация, оптические перекладки — дело рук неизвестных миру волшебников Киностудии имени Горького братьев Никитченко. Фильмов о фильме тогда еще не снимали, и съемочный процесс Роу документировал сам. После каждой картины он делал альбомы по фильмам. Все фотографии пересчитаны и заверены его подписью. В другом альбоме — трофеи: положительные рецензии, репортаж о награждении фильма «Золотым львом» на Фестивале детских фильмов в Венеции.
Беспрецедентный для советского кино мировой успех. Александр Артурович Роу завоевал своё особое место в советском кинематографе. Вся его жизнь была полностью посвящена киносказке. Он создал такие фильмы, как «По щучьему велению», «Марья-искусница», «Кащей Бессмертный», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», «Огонь, вода и медные трубы», «Конёк-Горбунок» и «Василиса Прекрасная». Многолетние поиски режиссёра нашли своё наилучшее выражение в «Морозко». Тринадцатый фильм Роу приняли единодушно и у нас, и за рубежом. О нём много писали как о произведении гармоничном, ярком, высокохудожественном. В фильме был вполне самостоятельный сюжет и в то же время связанный с фольклором, и прежде всего с мотивами многочисленных вариантов сказки «Морозко» и сказки «Об Иване с медвежьей головой». Николай Эрдман и Михаил Вольпин — знатоки русского фольклора, талантливые, опытные сценаристы-комедиографы — создали великолепную литературную основу фильма. На роль Морозко был сразу определён Александр Хвыля, любимец режиссёра.
Когда Наташа поступила в балетную школу Большого театра, со спортом пришлось расстаться. Однако «коронный» номер Седых, потрясающе красивый «Умирающий лебедь», помнили долго. Однажды её уговорили выступить с этим номером на большом новогоднем празднике. Номер пятнадцатилетней Наташи увидел по телевизору Александр Роу. Перед фотопробами Наташа смотрела на фотографии своих потенциальных соперниц по «Морозко» и думала: «Какие же они все красивые, что мне тут делать? В финале осталось двое: Наташа и Надежда Румянцева, которая к тому времени была уже известной актрисой. Наташа была уверена, что выберут именно Надежду, поэтому особенно не беспокоилась. Но через два месяца ей позвонили и сказали, что она может приступать к съемкам. На моей кандидатуре настоял сам Роу, хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да ещё и пищит как мышь уж очень высокий у меня был голос. Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталия Седых!
Кинематографический опыт у Наташи к тому времени был. Правда, очень небольшой. Лет в шесть ее сняли для рекламного ролика «Берегись пожара», потом она снималась в учебном фильме на французском языке. Но со съемками в «Морозко» это, конечно, не сравнить. В хореографическом училище за воспитанницу не обрадовались. Был жуткий скандал. Ее ведь забирали не на день-два, а на несколько месяцев. Сначала на Кольский полуостров, где снимали зимнюю натуру, а потом в подмосковный Звенигород.
Однако, несмотря на все это, на съемочной площадке он умел проявить характер. И там есть сцена, где Варвара убегает на осле с горки.
А актриса Татьяна Клюева все время с него падала. На очередном дубле Роу не выдержал и вскричал: «Ну что вы такая неумеха, с горки съехать не можете?! Территория, где еще недавно можно было увидеть остатки колодца, из которого Водяной грозил пальцем царю Еремею, сейчас огорожена высоким забором. Она оказалась выкуплена одним частным столичным банком. Знал поименно всю детвору. Когда шел по деревне без грима, мог такую рожицу скривить, что девчонки разбегались в разные стороны с криками — чудо-юдо идет! Они останавливались у тети Мани Шпашовой. У нее был культ чистоты в доме. Жена за Георгием Францевичем как за ребенком ухаживала. Нам было это настолько в диковинку, сами понимаете, в деревне приняты другие семейные отношения, поэтому это особенно запомнилось, — вспоминает Марина Скиляжнова.
Во время съемок фильма «Финист — Ясный сокол» в их доме гримировали актеров. К дому подъезжала на «датсуне» Людмила Хитяева. Это не нынешние времена, когда женщины за рулем иномарки сплошь и рядом. Тогда каждый приезд актрисы вызывал невероятный интерес со стороны жителей деревни. На автобусе из местной здравницы привозили Георгия Вицина, а главная героиня картины — актриса Светлана Орлова — жила через дорогу. Пользовались махровыми салфетками, и мама подрядилась их стирать. Это была каждодневная работа. Мы их замачивали в корыте, прокручивали на машинке и шли на речку полоскать. После съемочного дня погулять хочется, но мама приходила с работы, и надо было ей помогать. Не всегда была подработка, а денежки нужны были, — вспоминает Марина Скиляжнова.
Удивительно, но даже спустя полвека эти места узнаваемы. Возможно, именно на этом пне после заботливого полива Настеньки выросли цветы. Рассвет снимали здесь же, только... В фильме был применен эффект обратной съемки.
Её отец, вдовец, решает её выдать замуж за богатого гостя, который приезжает к ним в дом. Но Настенька отказывается, так как её сердце принадлежит бедному молодому человеку Ивану. Отец Настеньки неодобрительно относится к её решению, и отправляет её в лес, чтобы она справила ряд невозможных задач. Однако Настеньке помогает волшебник Морозко, который превращает злую мачеху и сводную сестру девушки в животных, а добрую родную сестру, Катерину, превращает в птицу. Настенька справляется со всеми задачами, благодаря помощи Морозко, и в конечном итоге она встречается с Иваном. Вместе они преодолевают все испытания и преграды, и их любовь торжествует. Они живут счастливо и богато в доме, который им подарил Морозко. Волшебные кадры Сказка «Морозко» снята в разных городах России, которые превратились в настоящие волшебные локации на время съемок. Кадры фильма показывают нам прекрасную природу и архитектуру разных регионов страны.
Как снимали "Морозко"
Сцена была снята в одной из карьеров, окруженных каменными стенами и ледяными разрезами. Здесь запечатлено их первое знакомство и нежное притяжение друг к другу. Во время съемок сказки «Морозко» актеры и съемочная группа были полностью погружены в сказочную атмосферу Плясовских карьеров. Они едва успевали за природными изменениями и волшебной атмосферой, которую создавала природа этого удивительного места. Таким образом, карстовый заповедник Плясовские карьеры стал идеальной локацией для съемок сказки «Морозко». Он добавил дополнительную магию и загадочность в уже захватывающую историю. Если вы хотите побывать в месте, где происходили эти удивительные съемки, то Плясовские карьеры станут отличным выбором для поездки. Великолепные пейзажи Полярного круга Саариселькой Снежные леса, заснеженные холмы и озера, покрытые льдом — все это создает непередаваемый вид, который словно переносит зрителей в мир сказки и чудес.
Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной.
Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней. Кстати, поролон научное название — эластичный пенополиуретан в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М. Горького закупила дорогой материал.
Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина. Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса». Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены. К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась.
Вместо заледеневшей героини снимали её отражение в прозрачном зеркале, за которым стояли Морозко Александр Хвыля и Иван Эдуард Изотов. Для Бабы-яги в заполярном лесу построили деревянную избушку, которая приводилась в движение с помощью специальных рычагов. Вторую — танцующую — сделали из поролона. Из того же материала изготовили и костюмы трухлявых пней, напавших на Иванушку. Оленегорские статисты в костюмах из декорированного поролона весили немало, и Эдуарду Изотову пришлось потрудиться, прежде чем он сумел, как требовалось, выбросить их из избушки на курьих ножках. Помогли северяне и самой Бабе-Яге.
Константин Браславский, являвшийся тогда директором городского спорткомплекса Оленегорска, выполнял за Георгия Францевича некоторые трюки. Сам Милляр готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой. Помимо Бабы-Яги, он сыграл небольшую роль разбойника-дьяка, а также озвучил петуха, которого в начале фильма Настенька просит не кукарекать, пока она не довяжет чулок. Роу снимал только натуральные пейзажи, не признавал декорации. Все березки, ели взяты из разных мест России. По выходу фильма на экраны это было подмечено кинокритиками и зрителями.
Картина получилась красивой. Актерам по окончании съёмок в лесу запомнилась необычная сцена — на полянке появился горностай, потом привел свою подругу. И так стояли они, словно провожали артистов. Чтобы фильм стал настоящей волшебной сказкой для детей, немало усилий пришлось приложить и режиссёру, и актёрам. В 1965 году «Морозко» получил на фестивале в Венеции главный приз — «Золотой лев» в разделе детских и юношеских фильмов. Александр Роу очень гордился почётным призом, как и другими наградами, завоёванными фильмом.
Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок. В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок.
Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой. Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком.
Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944—1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа». Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу.
По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней. Кстати, поролон научное название — эластичный пенополиуретан в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.
Горького закупила дорогой материал. Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина. Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса». Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок.
Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены. К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров. Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа.
В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы». Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим. Сценаристы переложили две сказки, добавили новых персонажей и прописали любовную линию, а главное — привнесли в сюжет много юмора и комичных моментов. На роль Марфушеньки-душеньки Александр Роу планировал взять Тамару Носову, снимавшуюся у него во всех фильмах.
Но однажды ассистентка режиссера увидела юную Инну Чурикову, студентку Театрального училища имени Щепкина, и посоветовала попробовать на эту роль ее. Роу сразу покорил талант Чуриковой. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино — до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» 1960 и «Я шагаю по Москве» 1963. В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом. Юная балерина с огромными глазами в образе умирающего лебедя покорила режиссера. По поводу Бабы-яги никаких сомнений не было с самого начала: конечно, ее будет играть Георгий Францевич де Милье, более известный как Милляр.
Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле. Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей «Нет, не принцесса!
Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом! Источник Тринадцатый полнометражный фильм режиссёра Александра Роу вышел на экраны в марте 1965 года и сразу стал классикой — не только на родине, но и за рубежом. Он завоевал Гран-при «Лев святого Марка» конкурса детских фильмов XVII Венецианского кинофестиваля, приз за лучший детский фильм всесоюзного кинофестиваля в Киеве, серебряную медаль детского кинофестиваля в Тегеране. В Чехии без «Морозко» до сих пор не обходится ни один новогодний праздник.
Традиция была нарушена лишь однажды.
В Оленегорске в начале каждого года проводится кинофестиваль, в котором за гран-при переходящий от победителя к победителю посох Деда Мороза борются сценаристы всей России. Любопытно, но в этом году жюри так и не решило, кому отдать посох, и его еще на год оставили в городе. Однако в марте, к моменту начала съемок, в деревне растаял весь снег и от идеи снимать кино на Украине пришлось отказаться.
Решили попытать счастья на Севере России, где режиссер уже снимал сказку «Морозко». В Мурманской области, недалеко от Кировска, в считаные дни была построена украинская деревушка с настоящими хатами с плетнями и сараями и даже с церквушкой. Там и снималась вся зимняя натура. В массовке активно принимали участие местные жители, они и стали первыми зрителями картины.
Создатели «Вечеров на хуторе близ Диканьки» собрали жителей Кировска в местном Доме кино, где и устроили премьерный показ с элементами театрализованного представления: перед сеансом актеры в костюмах чертей кидались в кировчан книжками. И хотя действие по сюжету ленты происходит в Финляндии, режиссер с первого взгляда влюбился в Кандалакшский залив Белого моря. Здесь, в тундре Кольского полуострова, мы нашли свою Лапландию. Страну мертвых, где смешались кельты, норманны, саами», — отмечает сам режиссер.
Съемки непростой истории, в которую попали капитан советской армии и финский снайпер, длились полтора месяца на Кандалакшских сопках, близ села Аллакуртти и на берегу Кандалакшского залива.
Как снимали "Морозко", или Почему советские зрители могли не увидеть зимней сказки
Тринадцатый фильм Роу приняли единодушно и у нас, и за рубежом. О нём много писали как о произведении гармоничном, ярком, высокохудожественном. В фильме был вполне самостоятельный сюжет и в то же время связанный с фольклором, и прежде всего с мотивами многочисленных вариантов сказки «Морозко» и сказки «Об Иване с медвежьей головой». Наталья Седых Николай Эрдман и Михаил Вольпин — знатоки русского фольклора, талантливые, опытные сценаристы-комедиографы — создали великолепную литературную основу фильма.
На роль Морозко был сразу определён Александр Хвыля, любимец режиссёра. Эдуард Изотов С четырех лет она занималась фигурным катанием. Когда Наташа поступила в балетную школу Большого театра, со спортом пришлось расстаться.
Однако «коронный» номер Седых, потрясающе красивый «Умирающий лебедь», помнили долго. Однажды её уговорили выступить с этим номером на большом новогоднем празднике. Номер пятнадцатилетней Наташи увидел по телевизору Александр Роу.
Перед фотопробами Наташа смотрела на фотографии своих потенциальных соперниц по «Морозко» и думала: «Какие же они все красивые, что мне тут делать? В финале осталось двое: Наташа и Надежда Румянцева, которая к тому времени была уже известной актрисой. Наташа была уверена, что выберут именно Надежду, поэтому особенно не беспокоилась.
Но через два месяца ей позвонили и сказали, что она может приступать к съемкам. На моей кандидатуре настоял сам Роу, хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да ещё и пищит как мышь уж очень высокий у меня был голос. Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталия Седых!
Кинематографический опыт у Наташи к тому времени был. Правда, очень небольшой. Лет в шесть ее сняли для рекламного ролика «Берегись пожара», потом она снималась в учебном фильме на французском языке.
Но со съемками в «Морозко» это, конечно, не сравнить. В хореографическом училище за воспитанницу не обрадовались. Был жуткий скандал.
Ее ведь забирали не на день-два, а на несколько месяцев. Сначала на Кольский полуостров, где снимали зимнюю натуру, а потом в подмосковный Звенигород. Если бы не педагог Наташи, которая поручилась за то, что девушка сдаст экзамены на одни пятерки, ее ни за что бы не отпустили из училища… Больше всего на съемках «Морозко» Наташу поразила удивительная природа Кольского полуострова: северные низкорослые деревья, огромные ели и чистейший воздух… Мешал наслаждаться этой красотой холод.
Она не дала мне замерзнуть — отпаивала горячим чаем, подкармливала», — вспоминала актриса Баба-яга в «Морозко» — восьмой вариант этого образа в исполнении Георгия Милляра. Как и в других картинах, живёт Баба-яга в избушке на курьих ножках, в ступе летает, положительного героя собирается в печке изжарить — вроде бы классическая, так сказать, ведьма, а в то же время и несколько иная: постарела, подряхлела, силы поубавились, радикулит старую замучил. Да и в своих колдовских волшебствах разуверилась.
Георгий Милляр Получая роль, Милляр в своих «почеркушках» рисовал героя, не ожидая эскизов художника. Собственно, часто он становился изобретателем костюма и грима своих персонажей. В работе над ролью он шёл от внешней характеристики: «Сначала я вижу фигуру, грим, костюм, походку, позже приходит речь.
С текстом обращаюсь жестоко, фильтрую его, избавляясь от многословия. Именно Милляр практически спас «Морозко». Было это так.
Фильм снимали под Звенигородом, в деревне Гигирево, которую киношники в шутку называли ГигиРоу. Пленка с отснятым материалом хранилась в подвале двухэтажного кирпичного дома, где жила съемочная группа. Снимали всю зиму, пленки упаковывали в целлофановые пакеты и укладывали в коробки.
В конце февраля работа была почти закончена. Однажды съемочная группа уехали доснимать какие-то незначительные кадры. Вдруг видят, к ним бежит женщина из деревни, крича: «Ребята!
Там трубу прорвало!
Подвал с вашими пленками затопило! Киношники бросились к машине, безнадежно думая при этом: "Всё! Конец фильму! Но, подъехав к дому, увидели потрясающую картину: на снегу свалены коробки с пленками, а Милляр, мокрый, в семейных трусах, босиком по снегу выносит из подвала последнюю коробку. Когда трубу прорвало, его разбудила хозяйка, и он в чем был с постели побежал спасать пленки. Ключ от подвала найти не могли, но щупленький Милляр выбил дверь с петель. Из дверного проема хлынула вода.
На улице 20 градусов мороза... Когда Милляр влез в подвал, вода доходила ему до пояса. Он жутко окоченел, но пленки спас. Коллеги растерли его водкой и сразу дали стакан внутрь. Обошлось без болезней... Синие глаза-озера на маленьком треугольном личике, тихий голос, хрупкая фигурка… Настенька — воплощение воздушности, нежности и невинности. Такой она предстала в сказке "Морозко" перед миллионами кинозрителей всего мира. Снялась в главной роли 15-летняя Наталья Седых...
В кино она попала случайно. Как-то ей позвонили со стадиона, где она раньше занималась, и попросили выступить с номером. Ее номер "Умирающий лебедь" на коньках увидел кинорежиссер Александр Роу, который попросил ассистентов найти хрупкую фигуристку. Перед фотопробами Наташа смотрела на фотографии своих потенциальных соперниц по "Морозко" и думала: "Какие же они все красивые, что мне тут делать? В финале осталось двое: Наташа и Надежда Румянцева, которая к тому времени была уже известной актрисой. Наташа была уверена, что выберут именно Надежду, поэтому особенно не беспокоилась. Но через два месяца ей позвонили и сказали, что она может приступать к съемкам. В хореографическом училище за воспитанницу не обрадовались.
Был жуткий скандал. Ее ведь забирали не на день-два, а на несколько месяцев. Сначала на Кольский полуостров, где снимали зимнюю натуру, а потом в подмосковный Звенигород. Если бы не педагог Наташи, которая поручилась за то, что девушка сдаст экзамены на одни пятерки, ее ни за что бы не отпустили из училища... Больше всего на съемках "Морозко" Наташу поразила удивительная природа Кольского полуострова: северные низкорослые деревья, огромные ели и чистейший воздух... Мешал наслаждаться этой красотой холод.
Быстро нашли и Ивана — 33-летнего красавца-богатыря Эдуарда Изотова, а вот воздушную Настеньку, воплощение доброты и невинности, выбирали из сотен претенденток. Требовалась хрупкая девочка с искренним лицом.
Искали совсем юную, во всех учебных заведениях. Однажды Роу попал на спектакль на льду одного из ленинградских хореографических училищ. Тонкая и нежная, с мягкими чертами и огромными наивными глазами, она сразу понравилась режиссеру и тот пригласил девушку на пробы. После всех просмотров в качестве кандидаток в «Настеньки» остались только Наташа и Надежда Румянцева. У последней уже был опыт работы в кино, поэтому Наталья мысленно уступила роль актрисе и даже не ждала звонка с кинокомпании. Однако она ошиблась — утвердили именно ее. Настенька На съемки сначала на Кольском полуострове, потом в Звенигороде, ее отпустили только после личного поручительства педагога. Та пообещала, что Наташа сдаст все предметы на пятерки.
Сниматься в сказке с ней поехала мама и не зря. В двадцатиградусный мороз девушке пришлось бродить по лесу в сарафане, проваливаясь в сугробы порой по пояс, очищать с ресниц клей ПВА, который использовали в качестве грима, чтобы создать «замерзшие реснички», и даже прыгать в пруд, спасая Марфушеньку. Рисковала девушка и когда каталась на самоходных санях. Тяжелая конструкция на самом деле была привязана к мощному грузовику, который и тянул сказочный транспорт. Мама охала, держала наготове горячий термос и кутала дочь между дублями. А та только после съемок призналась: «Иван» стал ее первой любовью. Девичье сердечко так и замирало, когда с красавцем случалось обниматься и целоваться на камеру. Так что влюбленные глаза Настеньки — подлинник.
А вот Эдуард относился к 15-летней партнерше, как к ребенку. К тому моменту у актера уже была жена и дети, и смотреть на подростка, как на женщину он просто не мог. Слезы Марфушеньки Инне Чуриковой пришлось порыдать. Сначала на роль Марфушеньки утвердили Тамару Носову. Студентку Чурикову в коридоре Мосфильма случайно встретила ассистентка режиссера и потащила показывать находку Роу. Тот весьма «приукрасил» действительность: нарисовал Марфушеньке рыжие конопушки, зачесал плотные золотистые волосы Чуриковой так, что они казались сущей соломой… Увидев себя в гриме, молодая актриса рыдала, всерьез полагая, что теперь вся страна будет думать, что она страшная, и замуж ее никто не возьмет. Во второй раз Чурикова расплакалась на озвучке. Увидев себя, изуродованную гримерами, сидящую на фанерке под елкой в двадцатиградусный мороз, она просто не смогла сдержать слез жалости.
Вспомнила, что почти полтора часа, кропотливо и профессионально оператор выстраивал свет, требуя, чтобы актриса все это время находилась в кадре. Вдобавок, в корзине не оказалось яблок — их забыли в гостинице. Вместо них Чурикова сочно, с аппетитом, грызет лук! Однако игра стоила свеч: за Марфушеньку молодая актриса получила первую в своей жизни престижную кинонаграду. Что можно съесть чтобы не тошнило, что попить от тошноты? Но каждый раз для своей героини он придумывал новый образ. К середине 60-х, когда снимался «Морозко», Георгий Франциевич пристрастился к алкоголю и уже не мог себе в нем отказывать. Чтобы Баба Яга была в форме, Роу запретил продавцам местного магазина в городке под Мурманском, где снимали кино, продавать артисту спиртное и лично проверял, чтобы бутылок не было!
Но сердобольные тетеньки, поклонницы Милляра, придумали прятать чекушечку для любимого артиста в ведра с молоком. Потому Баба Яга в кадре — под хмельком. Роль Бабы Яги не только самая страшная и смешная, но и самая опасная: большинство трюков выполняет именно она. Заменял Милляра в этих съемках профессиональный каскадер, которому пришлось и в ступе полетать, и в драках поучаствовать. Но и Георгий Франциевич отличился.
Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Город сказки Морозко: места съемок знаменитого фильма
И так стояли они, словно провожали. Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция 11 фото Все началось, как всегда, с распределения ролей. Было изначально понятно, что Бабу Ягу сыграет Милляр.
Быстро нашли и Ивана — 33-летнего красавца-богатыря Эдуарда Изотова, а вот воздушную Настеньку, воплощение доброты и невинности, выбирали из сотен претенденток. Требовалась хрупкая девочка с искренним лицом. Искали совсем юную, во всех учебных заведениях.
Однажды Роу попал на спектакль на льду одного из ленинградских хореографических училищ. Тонкая и нежная, с мягкими чертами и огромными наивными глазами, она сразу понравилась режиссеру и тот пригласил девушку на пробы. После всех просмотров в качестве кандидаток в «Настеньки» остались только Наташа и Надежда Румянцева.
У последней уже был опыт работы в кино, поэтому Наталья мысленно уступила роль актрисе и даже не ждала звонка с кинокомпании. Однако она ошиблась — утвердили именно ее. Настенька На съемки сначала на Кольском полуострове, потом в Звенигороде, ее отпустили только после личного поручительства педагога.
Та пообещала, что Наташа сдаст все предметы на пятерки. Сниматься в сказке с ней поехала мама и не зря. В двадцатиградусный мороз девушке пришлось бродить по лесу в сарафане, проваливаясь в сугробы порой по пояс, очищать с ресниц клей ПВА, который использовали в качестве грима, чтобы создать «замерзшие реснички», и даже прыгать в пруд, спасая Марфушеньку.
Рисковала девушка и когда каталась на самоходных санях. Тяжелая конструкция на самом деле была привязана к мощному грузовику, который и тянул сказочный транспорт. Мама охала, держала наготове горячий термос и кутала дочь между дублями.
А та только после съемок призналась: «Иван» стал ее первой любовью. Девичье сердечко так и замирало, когда с красавцем случалось обниматься и целоваться на камеру. Так что влюбленные глаза Настеньки — подлинник.
А вот Эдуард относился к 15-летней партнерше, как к ребенку. К тому моменту у актера уже была жена и дети, и смотреть на подростка, как на женщину он просто не мог. Слезы Марфушеньки Инне Чуриковой пришлось порыдать.
Сначала на роль Марфушеньки утвердили Тамару Носову. Студентку Чурикову в коридоре Мосфильма случайно встретила ассистентка режиссера и потащила показывать находку Роу. Тот весьма «приукрасил» действительность: нарисовал Марфушеньке рыжие конопушки, зачесал плотные золотистые волосы Чуриковой так, что они казались сущей соломой… Увидев себя в гриме, молодая актриса рыдала, всерьез полагая, что теперь вся страна будет думать, что она страшная, и замуж ее никто не возьмет.
Во второй раз Чурикова расплакалась на озвучке. Увидев себя, изуродованную гримерами, сидящую на фанерке под елкой в двадцатиградусный мороз, она просто не смогла сдержать слез жалости. Вспомнила, что почти полтора часа, кропотливо и профессионально оператор выстраивал свет, требуя, чтобы актриса все это время находилась в кадре.
Вдобавок, в корзине не оказалось яблок — их забыли в гостинице. Вместо них Чурикова сочно, с аппетитом, грызет лук! Однако игра стоила свеч: за Марфушеньку молодая актриса получила первую в своей жизни престижную кинонаграду.
Что можно съесть чтобы не тошнило, что попить от тошноты? Но каждый раз для своей героини он придумывал новый образ. К середине 60-х, когда снимался «Морозко», Георгий Франциевич пристрастился к алкоголю и уже не мог себе в нем отказывать.
Чтобы Баба Яга была в форме, Роу запретил продавцам местного магазина в городке под Мурманском, где снимали кино, продавать артисту спиртное и лично проверял, чтобы бутылок не было! Но сердобольные тетеньки, поклонницы Милляра, придумали прятать чекушечку для любимого артиста в ведра с молоком.
Интересно, что дома Лукашина и Нади — это на самом деле экспериментальный тип хрущёвок. Таких зданий всего три и находятся они все в одном месте. В каждом из них 16 этажей и 5 подъездов. Главный туристический комплекс «Суздаль» — «Чародеи», 1982 Источник фото: suzdalrest. Именно на его крышу в конце второй части волшебная палочка закинула Аполлона Сатанеева. Правда, в реальности на крыше гостиничного комплекса нет коня. Кроме того, здесь же снимали последнюю сцену, где все сотрудники института собираются в большом зале праздновать наступление Нового года — это холл гостиницы. В Суздале же снимались все сцены из выдуманного города Китежграда мы ранее уже писали про этот мистический город.
Сейчас «Суздаль» продолжает работать как гостиница. Источник фото: lyudmila-klyopova.
На киностудии «Мосфильм» были созданы не только сказочные ледяные пейзажи и леса, но и множество других ярких уголков, где происходит развитие сюжета фильма. Именно здесь, перед миллионами зрителей, оживают персонажи сказки «Морозко»: добрый Морозко, злобная мачеха и многочисленные герои русских народных сказок. Каждый кадр фильма «Морозко» восхищает своей неповторимой атмосферой и благодаря киностудии «Мосфильм» он стал ярким и запоминающимся событием в истории отечественного кинематографа.
Настоящие декорации сказочной страны Съемки знаменитого фильма «Морозко» проходили в разных уголках Советского Союза, чтобы передать атмосферу настоящей сказки. Основные места съемок это Карпаты и Крым. В Карпатах были сняты зимние сцены, пейзажи снежных гор и лесных просторов, которые перенесли зрителей в мир магии. В Крыму снимались летние сцены, особенно яркими были пейзажи горы Ай-Петри и Ласточкино гнездо. Для создания иллюзии волшебного места и была использована техника кинематографии.
Поверх обычных ландшафтов были построены различные декорации и деревни, которые сделали кадры более волшебными и красочными. Съемочная группа постаралась максимально передать ощущение сказки и создать единственный в своем роде мир, который впечатлил и захватил воображение многих поколений зрителей. Каждая сцена была продумана до мелочей, чтобы воплотить в жизнь историю главного героя — Морозко. Уникальные локации фильма «Морозко» Главная локация, где проходят основные события сказки, — это волшебный лес. В фильме использовались реальные лесные уголки, которые отличаются особой красотой и загадочностью.
Еще одной уникальной локацией фильма является замок, в котором живет злой король. Замок был построен специально для съемок фильма и, благодаря своей архитектуре и декорациям, создает впечатление настоящего сказочного места. Помимо леса и замка, в фильме «Морозко» можно увидеть множество других уникальных локаций, которые помогают передать атмосферу и настроение сказки.
На съёмочной площадке царил всегда идеальный порядок. Даже в кадре видно, как актриса влюблена в Ивана.
Чудесная сказка с замечательными актёрами! На съёмках актёр ворчал, но был очень добрым ко всей съёмочной группе. Для Бабы-Яги в лесу построили специальную избу, которая вращалась с помощью специальных рычагов. Актёр Георгий Милляр бегал в лёгких лохмотьях на 30-градусном морозе. В каждом фильме Милляр по-разному играл роль Бабы-Яги.
В фильме снимали медведицу Маню, кошек, собак и птиц. Были выписаны для тройки кони с Калининского ипподрома. Медвежата умели собирать грибы, так как были дрессированные.
17 фактов о «Морозко» — сказке, которая стала такой же частью Нового года, как оливье и мандарины
Морозко фильм 1964 съемки. Морозко место где снимали. Александр Роу на съемках Морозко. Фильм «Морозко» получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра[2]. Шедевр советского кино «Морозко» был снят в городе Киев, которому удалось стать настоящим магическим местом, где оживали народные сказки. Советский режиссер Александр Роу снял киносказку «Морозко» в 1964 году. После того, как «Морозко» с аншлагом прокатился по всем союзным республикам, его отсмотрели Голливудские мэтры и дали добро. Сначала на Кольский полуостров, где снимали зимнюю натуру, а потом в подмосковный Звенигород.