Astrolab разрабатывала свой ровер с учетом требований NASA для конкурса Lunar Terrain Vehicle (LTV) по разработке лунохода для будущих посадок Artemis. Но лунную программу этот полёт спасти не мог, и второй луноход был запущен только для того, чтобы «добро не пропадало». «Луноход-1» представлял собой гибрид космического аппарата и транспортного средства высокой проходимости. Отметим, что проект «Луна-25» был частью первого этапа российской лунной программы, которую утвердили в 2018 году.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
Советы — конструкторами, а США — кражей технологий. В 1966 году СССР наконец запустил на спутник Земли ещё четыре станции и приступил к подготовке отправки на Луну роботов. Создать то, чего ещё не было "Луноход-1". Работу поручили начальнику отдела новых принципов движения ВНИИ-100 конструктору Александру Кемурджиану, которому предстояло разработать вездеход на новых телеоператорных принципах управления, которые ещё не были созданы ни в СССР, ни в США. По сути, предстояло создать первую в истории Земли автоматическую лабораторию для исследования другой планеты. Луноход состоял из корпуса и ходовой части. Восемь спицованных колёс, снабжённых дисковыми тормозами, были попарно объединены в блоки, вместо шин была металлическая сетка с титановыми грунтозацепами. Каждое колесо имело собственный привод и подвеску.
Внутри корпуса находились система управления с гироскопами, средства связи, батарея, системы подогрева и охлаждения и научная аппаратура. Откидывающаяся верхняя панель имела солнечные батареи мощностью 1 кВт и должна была поддерживать батареи. Снаружи обвеска состояла из телекамер и антенн, телескопа, дозиметра, выносного блока аппаратуры "Рифма", прибора, оценивающего проходимость, и одометра, роль которого играло девятое колесо. Первые испытания вездехода проводили в 1968 году на Камчатке в районе вулканов Толбачик и Шивелуч. Испытания были непростыми не только для вездехода, но и для людей: вертолёт с учёными и военными однажды совершил жёсткую посадку, а в 1970 году на повторных испытаниях ящики с оборудованием "Лунохода"... Сначала потерю скрывали, а когда за поиски принялся КГБ, то оборудование нашли в Магадане, где ящики с космическим оборудованием неделю простояли под открытым небом. Испытания вездехода прошли на ура: он уверенно преодолевал крутые, сыпучие склоны и не опрокидывался при кренах, которые в несколько раз превышали расчётные.
Это было настоящее волшебство. Не то волшебство, когда странные люди с размалёванными лицами машут руками по телевизору, а настоящее, созданное разумом человека, созданное наукой.
Поднявшись на лунном полюсе на высокую гору, мы никогда не потеряем его из вида.
С одной стороны посадить аппарат на горе было бы выгодно для энергоснабжения нашей станции, но с другой — это создало бы большой риск при посадке. Приборы «Луны-25» изучат состав этих веществ, проведут оценку массовой доли замерзшей воды в реголите. Если ее достаточно, людям, которые прилетят на Луну после автоматических аппаратов, не придется брать воду с собой с Земли.
Она понадобится не только для утоления жажды, но и для добычи кислорода, а в более удаленной перспективе — и ракетного водородного горючего для будущих межпланетных полетов. Итак, прибывшим на Восточный ученым предстоит в течение двух недель завершить монтаж научного оборудования, в частности ионного энерго-масс-анализатора АРИЕС-Л. Это прибор, созданный в ИКИ РАН, который будет измерять состав лунной экзосферы более разряженной плазменно-пылевой оболочки, нежели атмосфера.
Кроме того ученые смогут при помощи этого прибора изучить взаимодействие солнечного ветра с лунной поверхностью. На Луне он займется изучением элементного состава и содержания водорода в реголите методом активной нейтронной гамма-спектроскопии. Прибор просветит нейтронами грунт на глубину около 60 сантиметров.
Речь идет о высоте установки камер и необходимости использования бленды. Кроме того, разработчикам приборов для «Лунохода-1» пришлось столкнуться с еще одной проблемой: «Необходимо отметить, что коэффициент отражения лунной поверхности в зоне посадки «Луны-17» оказался значительно ниже определенного астрономическими способами с Земли, что уменьшало световую модуляцию видеосигнала и контраст изображения». Всего система малокадрового телевидения проработала на Луне 120 часов в течение 11 лунных дней. С учетом работы в ходе испытаний она наработала более 200 часов при ресурсе по техническому заданию — 150 часов в течение трех лунных дней. На Землю с Луны было передано свыше 20 тысяч кадров. Фототелевизионная система, которая передавала на Землю знаменитые панорамы Луны, в целом также отработала хорошо. Небольшие проблемы возникли лишь с нарушением синхронизации одной из камер, а также вызванным низким коэффициентом усиления антенны ОНА длительным периодом передачи каждая круговая панорама передавалась как минимум 25 минут.
Несмотря на это с «Лунохода-1» было получено 218 панорам. Панорама, снятая «Луноходом-1» Интересно, что фототелевизионная система использовалась для движения лунохода, когда радиолиния уже не могла передавать данные малокадрового телевидения: «С помощью фототелевизионных панорам производилась оценка труднопроходимых участков маршрута лунохода. Такой анализ проводился во время первого, второго, третьего и шестого лунных дней. Максимальное расстояние, на которое можно было безопасно перемещать самоходный аппарат, составляло 15 метров». Несколько замечаний также получил и наземный комплекс управления.
Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т.
Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года.
По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела.
В 2023 году NASA запустит в космос новый луноход VIPER. Чем он займется?
В продолжении этой темы неплохо бы посмотреть на своеобразный рейтинг мировых космических достижений за 2023 год. То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство. Лидируют в этом рейтинге США, осуществившие на сегодняшний день 63 запуска, из которых 61 был успешным. Вторым в списке идет Китай с 37 запусками — все успешные. И только на третьем месте с 11 запусками идет Россия. Для сравнения, полвека назад, в 1973 году, СССР совершил 89 космических запусков, а 40 лет назад, в 1983 году — 100, в то время как американцы в 1983 году осуществили 22 запуска.
То есть почти в пять раз меньше, чем СССР. А Китай в 1983 году осилил всего 1 один запуск. Конечно, и у СССР были неудачи, вспомним, например, аварийное прилунение станции «Луна-23» в 1974 году, были и более серьезные аварии и катастрофы. Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. А когда в следующий раз Роскосмос организует полет к Луне?
Особенно с учетом оргвыводов после аварии «Луны-25»? Что-то подсказывает, что теперь очень не скоро. А потому что так работает Система. Вспомните катастрофу предсерийного транспортника Ил-112В ровно два года назад, в августе 2021 года. И что спустя два года слышно об этом самолете?
Его разработка поставлена «на паузу», и не исключено что «на паузу» будет поставлена дальнейшая программа по станциям «Луна». Уже сейчас понятно, что, пока суть да дело, пока межведомственная комиссия со всем разберется, пока её выводы будут осмыслены и внесены коррективы, пройдут годы. И это будет большой ошибкой.
Пропагандисты тоже, как бы сказать помягче, обделались.
Ещё до того, как «Луна-25» позорно разбилась, с неё были переданы некие снимки поверхности Селены кратер Зееман. Которые тут же объявили великим достижением. Но буквально через час выяснилось, что таковые уже есть — от 1967 года. Причём в лучшем разрешении.
Одни непрофессионалы приняли решение, другие — попытались что-то осуществить, третьи — всё это прорекламировать. Облажались все. Да, все хотели денег, и до таковых дорвались. Но при этом вскрылось истинное положение дел в космической отрасли, которое долго и тщательно замалчивали.
Летать в космос, бесспорно, надо. Тем более, там у нас проблемы. Метеорологических спутников почти совсем? Кстати, американские спутники-шпионы над РФ летают очень мало, так как оно и не нужно — экономически нецелесообразно.
Любую информацию можно за купить зелёные бумажки у крысючков-чиновничков, а этих долларов ФРС напечатает сколько угодною. Над КНР вот летают, так как там предателей найти сложно — всех поставили к стенке. Или почти всех. Луна с точки зрения экономики просто не нужна, сейчас на неё выкинули средства, на которые можно было построить несколько современных заводов.
По выпуску автомобильных, авиационных или каких-либо иных деталей. Той же электроники, которая в РФ отсутствует как класс. Советские межпланетные автоматы летали на нашей электронике, а что стояло в коленоподъёмной «Луне-25»? Чипы, купленные на Алиэкспрессе?
Даже если бы скрепный аппарат осилил бы посадку на Луну, толку от этого — ноль. Ну сел, дальше что?
Тем временем другой робот выровняет строительную площадку и примется собирать из этих кирпичей каркас будущей Международной обитаемой станции, где будут жить космонавты из Китая и дружественных Китаю стран. У роботов — интеллектуальная система распознавания; если робот увидит, что образец интересен, он отложит его для исследований людьми. Также эта миссия забросит на Луну некий модуль, или бокс, в котором будут сымитированы условия внутри будущей станции. Растения, микробы, воздух. Автоматика проследит, нет ли там неприятностей, радиации или чего-то подобного. Растут ли растения. Цель — понять, выживет ли человек. Как сообщают официальные источники, уже началось строительство прототипа, работа движется хорошо.
Две ракеты по отдельности выведут собственно корабль и посадочный модуль. Это необычное решение объясняется гигантскими размерами того и другого. В космосе произойдет стыковка.
Скорее всего он будет работать в окрестностях 80-километрового кратера Нобиле на южной 85-й параллели.
Он будет определять, в каком фазовом состоянии находится вода, насколько велики её запасы в конкретном месте, залегает ли она в виде ледяной корки на поверхности или наоборот, перемешана с реголитом на глубине, а также — распределены ли её запасы в затенённых местах равномерно или есть «залежи» разной мощности. В отличие от марсианских аппаратов, луноходом можно управлять почти в реальном времени, потому что задержка сигнала от Луны до Земли меньше полутора секунд по сравнению с временем порядка 10 минут для Марса. Температурная карта поверхности возле южного полюса Луны снимок инфракрасного радиометра на борту LRO. Луноход сейчас собирают в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне.
Его необходимо оснастить для использования в особых условиях лунного полюса. Так, лунный грунт в кратере характеризуется различными степенями сжатия в зависимости от условий. Для работы лунохода потребуется независимое управление четырьмя колёсами, а ходовая часть должна быть достаточно мощной для преодоления склонов с углами наклона 25—30 градусов. Очевидно, частичную защиту обеспечит корпус и 50-часовая батарея лунохода, но инструменты на борту нуждаются в точной калибровке с учётом таких колебаний рабочей температуры.
Луноход будет использоваться на холоде — внутри ледяных кратеров, однако он должен периодически выбираться на поверхность для подзарядки солнечных батарей. Обычно солнечные панели на луноходах располагаются на крыше, но VIPER будет работать на низких углах Солнца над горизонтом, поэтому массив антенн необходимо разместить на бортах.
Луноход будет искать воду на южном полюсе Луны
Осуществить задуманное и опередить индию не удалось — 19 августа станция «Луна-25» вышла на нерасчетную орбиту и столкнулась с поверхностью Луны. В Роскосмосе заявили, что на борту произошла нештатная ситуация, которая не позволила выполнить манёвр с заданными параметрами. Узнать подробнее Читайте также:.
Первый в истории человечества аппарат, который достиг поверхности Луны, — советская автоматическая станция "Луна-2".
По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. Последняя советская автоматическая станция на Луну "Луна-24" была запущена в 1976 году. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта.
В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось. Отчасти из-за недостатка финансирования, отчасти из-за отсутствия двигателей достаточной мощности. Современная лунная программа В 2021 году Россия возобновит лунную программу, причем некоторые включенные в нее идеи перекликаются с советскими. В частности, как и во времена СССР, общая концепция подразумевает исследование естественного спутника Земли сначала автоматическими и орбитальными аппаратами.
Только после этого на Луну в экспедицию должен полететь человек, а в дальнейшем планируется возведение обитаемых баз. Так, в 2021 году на поверхность естественного спутника Земли с космодрома Восточный отправится автоматическая станция "Луна-25". Планируется, что аппарат осуществит посадку недалеко от кратера Богуславского и проведет исследования в районе Южного полюса Луны. В 2024 году Роскосмос планирует отправить на орбиту к естественному спутнику Земли аппарат "Луна-26".
Затем будет запущен тяжелый аппарат "Луна-27", который начнет бурение реголита и проведет научную работу на поверхности. Первая высадка космонавтов на поверхность Луны запланирована на 2030 год. Члены экипажа, как это предполагалось в советское время, в первую очередь проведут эксперименты на поверхности — прикладные научные исследования.
Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете.
В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1".
Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела.
На стенде Петербурга на выставке-форуме «Россия» стартовал космический сезон, он продлится до 14 апреля. Как подчеркнул губернатор Александр Беглов, гостям стенда расскажут, как город на Неве развивает отрасль, что особенно актуально в преддверии Дня космонавтики.
Скафандр «Орлан», настоящий костюм космонавта, — это, пожалуй, самый уникальный экспонат стенда Санкт-Петербурга. Своеобразная изюминка. Именно в таких скафандрах российские космонавты выходят на околоземную орбиту.
Космический аппарат - Луноход
Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов. Руководитель проекта по орбитальной программе Николай Ильин на стратегической сессии выступил с докладом о работе гидрометеорологических космических систем «Электро» и «Арктика-М», разработанных в «НПО Лавочкина». ТАСС со ссылкой на представителя Института космических исследований РАН сообщает, что запуск первой в истории РФ лунной программы может произойти в июле 2023 года: тогда планируется вывести на.
Аудио гид:
- Лунная программа: Сенсации приходят не только из Индии - у России есть хорошие новости
- Россия планирует доставить на Луну два космических аппарата
- Что такое «Луна–25»
- Сера, алюминий и железо: индийский луноход сообщил о первых открытиях с Луны
- Индия осуществила успешный запуск лунохода к Луне - телеканал «Красная Линия»
Луноход будет искать воду на южном полюсе Луны
Flex соответствует всем требованиям NASA, поэтому компания не будет разрабатывать специальный луноход для космического агентства. В космосе «Луноход-1» полвека назад совершил настоящий научно-технологический прорыв. В 2032-м планируется доставить на спутник Земли луномобиль (тяжелый луноход с возможностью передвижения космонавтов), а также вторую экспедицию, которая займется "апробированием средств передвижения по поверхности".
Первый луноход NASA будет искать воду на Луне в 2023 году
Как видно из этого стремления, задачи у программы отнюдь не только научные, но и отражают текущие процессы в обществе США. В настоящий момент NASA уже провело летные испытания сверхтяжелой ракеты SLS и межпланетного космического корабля Orion и запланировало первый пилотируемый полет к Луне в следующем году. Но для высадки на поверхность еще необходимо разработать посадочный аппарат, который должен стать значительно больше и грузоподъемнее, чем полвека назад, и произвести новые скафандры. Но Китай значительно отстает в технологиях, и разработка сверхтяжелых ракет и кораблей в КНР находится на раннем этапе — там, где США находились около десяти лет назад. Согласно условиям конкурса, озвученным в 2007 г. Заявку на конкурс отправили более 30 команд из разных стран, включая Россию. Сроки завершения конкурса неоднократно переносились, призовой фонд расширялся, но до финиша не дошел никто. Оказалось, что задача достижения поверхности Луны в несколько раз сложнее и дороже, чем ожидали организаторы. Несмотря на провал конкурса, он породил несколько компаний и проектов, которые смогли привлечь деньги и развить свою деятельность.
На собранные средства SpaceIL заказала производство космического аппарата на государственном аэрокосмическом предприятии Israel Aerospace Industries, а запуск - на ракете SpaceX. Однако их зонд Beresheet разбился при попытке посадки на Луну в апреле 2019 г. Следующим частным проектом стала японская компания ispace, ей удалось привлечь инвестиции от государственных компаний и банков под амбициозный бизнес-план проведения рекламных кампаний на Луне. При этом компании удалось найти и коммерческого заказчика: Космический центр Мохаммеда бин Рашида из Объединенных Арабских Эмиратов оплатил доставку своего лунохода.
Как подчеркнул губернатор Александр Беглов, гостям стенда расскажут, как город на Неве развивает отрасль, что особенно актуально в преддверии Дня космонавтики.
Скафандр «Орлан», настоящий костюм космонавта, — это, пожалуй, самый уникальный экспонат стенда Санкт-Петербурга. Своеобразная изюминка. Именно в таких скафандрах российские космонавты выходят на околоземную орбиту. К нему выстраиваются очереди.
В частности, это связано с экстремально низкими температурами, которые могли привести к поломкам оборудования, в том числе чувствительных к этому аккумуляторов. В настоящее время попытки восстановить связь с лунной миссией «Чандраян-3» продолжаются. Осуществить задуманное и опередить индию не удалось — 19 августа станция «Луна-25» вышла на нерасчетную орбиту и столкнулась с поверхностью Луны. В Роскосмосе заявили, что на борту произошла нештатная ситуация, которая не позволила выполнить манёвр с заданными параметрами.
Вечерний 3DNews Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий. Материалы по теме.
Освоение Луны: современные проекты России, Китая, США и других стран
В ноябре 2017 года между Роскосмосом и Китайским национальным космическим управлением была подписана программа сотрудничества в области космоса на 2018-2022 годы. Советская лунная программа. Осенью 2021 года "Российские космические системы" рассекретили для "Известий" уникальный исторический документ о плане полета советского пилотируемого корабля на Луну. Поскольку луноход питается исключительно от солнечной энергии с батареей мощностью 450 Вт, а не с помощью удобного радиоактивного ядра, то и передвижение затруднено. Главная задача миссии — отработка базовых технологий мягкой посадки в околополярной области и проведение контактных исследований Южного полюса Луны. Запуск «Луны-25» — в августе 2023 года. Фото: НПО Лавочкина / Космический центр «Восточный». При этом индийцы не сообщают, нашёл ли луноход признаки замёрзшей воды на лунной поверхности, которая может помочь будущим космическим миссиям.
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год. Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку. Станция «Луна-10» Луноход представлял собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек. Масса аппарата по исходному проекту — 900 килограммов, позже уменьшена до 756 килограммов.
Диаметр по верхнему основанию корпуса — 2,15 метра, высота — 1,92 метра, длина шасси — 2,215 метра. Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час. К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придётся повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек».
Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме. Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения.
После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта. Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С. Лавочкина Г.
Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу. Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте.
За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн.
С началом полётов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы. Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени.
Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д».
Станция не вышла даже на околоземную орбиту. Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». На этот раз первый этап полёта прошёл нормально, станция вышла сначала на околоземную орбиту, потом успешно стартовала в сторону Луны, а затем была выведена на селеноцентрическую орбиту.
Она получила название «Луна-15». Всё шло хорошо до того момента, пока не пришла пора садиться на Луну. Рельеф предполагаемого места посадки был неизвестен, там оказалась гора, в которую и врезалась станция.
В 1969 году были предприняты ещё две попытки запуска станций типа Е-8-5. Но обе оказались неудачными — подвёл разгонный блок «Д», который не обеспечил перевод станций на траекторию полёта к Луне. И следующий год начался с неудачи — 6 февраля 1970 года во время запуска погиб очередной «космический геолог».
И лишь станции «Луна-16» удалось выполнить то, к чему стремились конструкторы. Она была запущена 12 сентября 1970 года, спустя восемь дней совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия, а ещё через сутки с образцами лунного грунта отправилась в обратный путь. На Землю были доставлены 101 грамм лунного грунта.
С большими предосторожностями грунт извлекли из капсулы и отправили в лабораторию Академии наук СССР, где он подвергся тщательному исследованию. В последующие годы ещё несколько раз предпринимались попытки доставить лунный грунт на Землю. Точнее, таких попыток было пять.
Три из них были неудачными — один раз произошла авария носителя на участке выведения, в другой раз авария случилась при попытке посадки на Луну, а третьем случае, хотя станция и опустилась на лунную поверхность, было повреждено грунтозаборное устройство. А вот два полёта оказались успешными, и советские учёные получили образцы ещё из двух районов лунной поверхности.
В отличие от Apollo прошлого века ожидается, что в экипажи будут входить не только белые мужчины, но и женщины и мужчины с другим цветом кожи. Как видно из этого стремления, задачи у программы отнюдь не только научные, но и отражают текущие процессы в обществе США. В настоящий момент NASA уже провело летные испытания сверхтяжелой ракеты SLS и межпланетного космического корабля Orion и запланировало первый пилотируемый полет к Луне в следующем году. Но для высадки на поверхность еще необходимо разработать посадочный аппарат, который должен стать значительно больше и грузоподъемнее, чем полвека назад, и произвести новые скафандры.
Но Китай значительно отстает в технологиях, и разработка сверхтяжелых ракет и кораблей в КНР находится на раннем этапе — там, где США находились около десяти лет назад. Согласно условиям конкурса, озвученным в 2007 г. Заявку на конкурс отправили более 30 команд из разных стран, включая Россию. Сроки завершения конкурса неоднократно переносились, призовой фонд расширялся, но до финиша не дошел никто. Оказалось, что задача достижения поверхности Луны в несколько раз сложнее и дороже, чем ожидали организаторы. Несмотря на провал конкурса, он породил несколько компаний и проектов, которые смогли привлечь деньги и развить свою деятельность.
На собранные средства SpaceIL заказала производство космического аппарата на государственном аэрокосмическом предприятии Israel Aerospace Industries, а запуск - на ракете SpaceX. Однако их зонд Beresheet разбился при попытке посадки на Луну в апреле 2019 г. Следующим частным проектом стала японская компания ispace, ей удалось привлечь инвестиции от государственных компаний и банков под амбициозный бизнес-план проведения рекламных кампаний на Луне.
Среди участников испытаний был бывший астронавт Крис Хэдфилд. Джарет Мэтьюз, основатель и исполнительный директор Astrolab, бывший сотрудник SpaceX, сказал, что FLEX создан для миссий на другие планеты, которые должны стартовать в ближайшем будущем. По его словам, Хэдфилд внес ценные предложения для изменения в элементах управления марсохода. Возможность может предоставиться скоро. Первые старты предварительно были запланированы уже на этот или следующий год.
Предполагается, что после нескольких пилотируемых полетов к концу десятилетия на Луне будет создана постоянная база.
Первый этап предполагает исследование спутника Земли автоматическими станциями. В рамках проекта запланировано еще три миссии. После крушения «Луны-25» глава «Роскосмоса» отметил, что прерывать лунную программу нельзя также он выразил надежду, что последующие миссии будут успешными.
Напомним, «Луна-25» — первая в современной России экспедиция к спутнику Земли.