Сегодня не стало Леонида Борткевича – легендарного «Песняра» и заслуженного артиста Беларуси. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича. 13 апреля не стало знаменитого «песняра» с ангельским голосом — Леонида Борткевича, который исполнял главные хиты ансамбля: «Белоруссию», «Алесю», «Березовый сок», «Александрину», «Беловежскую пущу». Бывший солист ансамбля «Песняры» Леонид Борткевич умер чуть больше месяца назад (он скончался 13 апреля от почечной недостаточности), а его родные уже обсуждают, кому достанется наследство артиста.
Бывший солист группы «Песняры» Леонид Борткевич ушел из жизни, причину назвал коллега
Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича. — В 1970-е годы Леонид Борткевич был без всякого преувеличения одним из главных действующих лиц в «Песнярах». Леонид Борткевич умер в апреле. Леонид Борткевич умер в апреле. Любовница исполнителя хита «Березовый сок» позвонила Саврасовой-Абрамовой через несколько дней после кончины избранника. На сцене вместе с Владимиром Мулявиным снова солирует Леонид Борткевич. Леонид Леонидович Борткевич (1949 – 2021 годы жизни) – известный белорусский певец, «золотой тенор» популярного вокально-инструментального ансамбля «Песняры», Заслуженный артист Беларуси.
Вербное воскресенье: истоки и традиции праздника
- Борткевич, Леонид Леонидович - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- Леонид Борткевич: Роман с Пугачевой я придумал
- Памяти Леонида Борткевича...
- Сообщить об опечатке
- Леонид Борткевич – золотой голос ВИА "Песняры"
Леонид Борткевич: Внебрачного сына мне родила юная фанатка
Официально солист вокально-инструментального ансамбля «Песняры» был женат трижды, были у него и безумные романы, и внебрачные дети. На протяжении многих лет он радовал поклонников своим творчеством и был счастлив, когда его узнавали. Но на закате жизни у него нашёлся повод для сожаления. Несостоявшийся архитектор Леонид Борткевич. Многие называли Леонида Борткевича баловнем судьбы, но на самом деле его жизнь ничем не отличалась от жизней миллионов детей, родившихся в тяжёлые послевоенные годы.
Отца своего Леонид Борткевич даже не знал, его не стало ещё до появления сына на свет, а мама выбивалась из сил, чтобы обеспечить его всем необходимым. Женщине, одной воспитывающей ребёнка, всегда приходится непросто, но мама Леонида старалась не только одеть и накормить сына, но и уделить ему достаточно внимания и любви. Именно мама первой обратила внимание на его вокальные данные, она же за руку привела его в хор во Дворец пионеров в Минске, с которого и началась любовь будущего известного исполнителя к музыке. Позже он окончил музыкальную школу, а ещё пел в ансамбле при консерватории.
Но при этом связывать свою жизнь с музыкой талантливый юноша поначалу вовсе не собирался. Леонид Борткевич. Он поступил в архитектурный техникум, после окончания которого начал работать по специальности в НИИ. И всё же музыка его не отпускала, наверное, поэтому и пришёл он на прослушивание к Владимиру Мулявину в ансамбль «Песняры» и сразу же был принят в основной состав ВИА.
И началась для него новая жизнь, с гастролями, обожанием поклонниц и славой. Ранний брак «Песняры». С 18-летней красавицей Ольгой Шумаковой, завоевавшей его сердце едва ли не с первого взгляда, Борткевич познакомился на гастролях в Краснодаре. Он тут же предложил ей руку и сердце, и его совершенно не смутил тот факт, что девушка была замужем, правда, её муж в то время проходил срочную службу в армии.
Но белорусский соловей был так обаятелен и нежен, что Ольга не стала противиться своим чувствам.
И дальше по тексту. Сразу замечу, что и здесь ссылка на музыковеда вызывает, мягко говоря, сомнение, ибо у Вейценфельда первая фраза все же звучит иначе даже по смыслу: «Пытаясь определить тип творческого дарования Владимира Мулявина, я все больше склоняюсь к мысли…». Надеюсь, господин Борткевич учтет на будущее, что нельзя произвольно «редактировать» закавыченные цитаты, даже если в них не меняется суть содержания авторской идеи. А уж выдавать чужие мысли, слово в слово, или почти слово в слово, за свои — нонсенс! Второй раз Вейценфельд упоминается, так сказать, в качестве рассказчика стр. Сначала почитаем Вейценфельда: «Да, основу репертуара Песняров составляли белорусские народные песни, но подход к их обработке был совершенно иным. Именно в силу широты музыкального кругозора, внутренней творческой свободы, «незашоренности» взгляда Мулявин создавал песни, не вписывающиеся ни в рамки фолк-рока, ни любого другого стиля или направления. Мулявин широко использовал элементы музыкального языка, присущие таким стилям, как арт-рок, барокко-рок, прогрессив-рок, джаз-рок, — иначе говоря, что он считал нужным использовать для раскрытия образа той или иной песни, то и использовал.
Тем не менее западные исследователи, привыкшие непременно все расставлять по жанрово-стилевым полочкам, определили творчество «Песняров» — видимо, по небольшому числу работ — как прогрессив-рок…». Дальше Борткевич пишет: «Известный музыковед Анатолий Вейценфельд рассказывал, что видел «Песняров» в списке музыкантов, работавших в этом стиле». Идет небольшая цитата из статьи составителя этого списка Ф. Трэфтона о «Гусляре». А дальше — большой кусок текста, позаимствованный, разумеется, без ссылки на автора статьи «Песняры»: попытка постижения феномена». В другом месте у Вейценфельда: «По-моему, главным было следующее: Мулявин, может быть, невольно, противопоставил свои собственные эстетические принципы тем, что были повсеместно распространены тогда. И главным его принципом было — служение красоте». Борткевич убирает вводное слово «по-моему» и следующие за ним три слова и пишет в главе «Прокрустово ложе» жанра» стр. Главный его принцип — служение красоте».
Это ж надо, и тут — полное совпадение мыслей, кроме одной запятой, не поставленной после слова «невольно». А вот еще интересный «пассаж». Вейценфельд пишет: «Недавно мне довелось прочитать в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Будучи абсолютно не согласен с этой оценкой, я позволю себе подробнее остановиться на теме крупной формы в творчестве «Песняров»…». А теперь почитаем у Борткевича: «…Недавно я прочитал в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Как участник этих экспериментов заявляю — это неправда…». Последнее предложение можно смело считать авторской находкой, ибо точно — не заимствовано. Следующий пример использования нашего редакционного материала и так называемого авторского «редактирования». У Вейценфельда: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти «отсылы» к музыке других жанров, народов и эпох казались бы неестественными и неуместными — нет, никогда ничего не «выпирало»!
У Борткевича: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти отсылы без кавычек — прим. Короче говоря, почти вся глава Борткевича «Прокрустово ложе» жанра» название, вероятнее всего тоже выужено из строки Вейценфельда «другое стилевое «прокрустово ложе» , за исключением одной, видно, все же самостоятельной страницы 247 про Добрынина и фонограммы, и последних двух 244-245 , являющимися, как указывает Борткевич — редкий случай! Без сомнения, статья А. Вейценфельда как принадлежащее «Культуре» эксклюзивное эссе, будетнапечатана в книге «Владимир Мулявин. Естественно, возникает вопрос: как эта неопубликованная статья попала в руки Борткевича? Когда редакция «Культуры» только начинала подготовку книги о Мулявине, одним из первых в списке авторов, разумеется, был Борткевич, много лет проработавший рядом с Владимиром Георгиевичем. Он должен был написать свои воспоминания для этой книги и участвовать в качестве консультанта. Замечу, что авторами этой книги дали согласие свыше 50 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые встречались с Мулявиным на жизненных и творческих путях-дорогах. Так случилось, что в моей библиотеке сохранился московский журнал «Звукорежиссер», подаренный мне Мулявиным еще в 1999 году.
В этом журнале была опубликована блестящая статья А. Вейценфельда «Мне не забыть той песни…» — к 30-летию «Песняров». Сразу же после кончины Володи редакция «Культуры» выпустила специальный номер, посвященный памяти Первого Песняра, ставший уникальным. В этом номере были напечатаны и мои интервью разных лет с Мулявиным, ранее публиковавшиеся в СМИ, и сделана перепечатка статьи А. Вейценфельда — разумеется, с соответствующей ссылкой на журнал «Звукорежиссер». Потом связались с ее автором статьи, объяснили, что готовим книгу памяти Песняра, и попросили его сделать эксклюзивный материал для книги. Составитель книги Людмила Крушинская встретилась с Борткевичем по делам подготовки этой книги и, в контексте разговора, сообщила, что получила блестяще написанный материал профессионала. Ну, а дальше — появилась его книга, в которой статья московского музыковеда предстала «в разобранном виде». Сам же Борткевич так и не дал свой «эксклюзив» для нашей книги, а ограничился тем, что передал Крушинской две страницы компьютерного текста из своей будущей книги.
По этому тексту я высказал Людмиле Алексеевне свое возмущение, так как увидел в нем фрагменты из моих уже опубликованных интервью с Мулявиным, пересказанных Борткевичем без каких-либо ссылок. Единственное, что сделал Борткевич для книги «Владимир Мулявин, Нота судьбы» — это подсказал редакции московский телефон композитора Давида Тухманова. За это ему — спасибо. Теперь — о Валерии Яшкине, «песняре» первого призыва. В 1995 году в издательстве Госконцерт вышла его книжка под названием «На полпути от эстрады к театру», в основу которой легла его диссертация на степень кандидата искусствоведения. В ней автор исследовал эволюцию жанров и стилей песенной эстрады 70-80-х годов, связав ее с социально-культурным движением того переломного для музыки времени. Определенное место здесь заняли и «Песняры» с их песнями и композициями на национальные белорусские темы. В частности, большое внимание Яшкин уделил опере-притче «Песня о доле». Эту книжку Валерий подарил Мулявину с дарственной надписью: «Володя!
Друг мой, брат мой как хочешь…. Самые вдохновенные строки в этой книжке — о нашей с тобой совместной работе. И вот — целые фрагменты из этих «вдохновенных строк», без ссылок на автора, перекочевали в книгу Борткевича. Приведу пару примеров. У Яшкина: «Поэтому музыкальный сюжетный спектакль речь идет о «Песне о доле», автором либретто которой являлся Яшкин. Что касается психологических актерских планов, то их роль сознательно сведена к минимуму. Ведь перед нами не просто оперный спектакль, а его эстрадная версия…И эта условность постоянно дает о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменту «у» — типографская опечатка. У Борткевича: «Музыкальный сюжетный спектакль выглядел одновременно концертным, он был нами не столько сыгран, сколько спет, не столько прожит на сцене, сколько представлен. Что касается психологических актерских планов, то их роль, по замыслу Мулявина, была сознательно сведена к минимуму.
Ведь это не оперный спектакль, а его эстрадная версия, и условность эстрады постоянно давала о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменты, микрофонные стойки, микрофоны в руках героев…». А вот такая интересная «трансформация» Борткевичем одного фрагмента яшкинского текста. У Яшкина: «В каждой сцене…незримо присутствует Янка Купала, словно слышится его голос: то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный…».
Не осталась в стороне и близкая подруга певца Антонина Саврасова-Абрамова, которая одной из последних видела его живым.
Приятельница Борткевича поведала, что у звезды эстрады есть внебрачная дочь десяти лет, и она тоже будет претендовать на имущество, оставшееся от музыканта. Леонид Борткевич с первой женой Ольгой Фото: личный архив Если верить Саврасовой-Абрамовой, девочка появилась на свет после непродолжительного романа артиста с ее матерью. Имя этой женщины, как и ребенка, Антонина не называет, оговариваясь лишь, что к миру шоу-бизнеса она никакого отношения не имеет. Более того, якобы бывшая возлюбленная певца опасается заявлять о себе, потому что ее запугали близкие Борткевича.
Вторая жена Леонида Борткевича — знаменитая гимнастка Ольга Корбут Фото: личный архив Известно, что Леонид Леонидович трижды состоял в браке и у него подрастают трое сыновей, рожденных от каждой из жен, а также внебрачный отпрыск, появившийся на свет от фанатки Ирины Померанцевой. С последней супругой — Татьяной Родянко, старше которой он был на 36 лет, Борткевич развелся незадолго до смерти, но они продолжали видеться вплоть до его кончины. Навещала певца и его первая супруга Ольга Шумакова, но довольно редко. Куда пропали миллионы Борткевича?
Их брак продлился 22 года. Оба уверяли, что даже после развода остались лучшими друзьями. После трагической смерти Владимира Мулявина, возможно, Леонид Леонидович рассчитывал по старшинству возглавить ансамбль. Но Минкультуры Беларуси решило иначе, назначило руководителем «Песняров» солиста ансамбля Валерия Скорожонка. Фото: личный архив Тогда из госансамбля уволилась большая часть состава. Борткевич с коллегами основал в России собственный коллектив с таким же названием и зарегистрировал права на название, хотя в Беларуси был государственный коллектив «Песняры». Это позже стало предметом многолетних судебных разбирательств. Вдобавок, отношения с другими участниками легендарного ансамбля, образовавшими «Белорусские песняры», были не очень.
Они и выступили-то вместе всего раз — на 75-летии Мулявина в Москве. Сын Ричард был в тюрьме В 2002 году 22-летнего на тот момент сына Ричарда уличили в изготовлении фальшивых долларов. Мотивы так и остались непонятны. Он закончил частную школу и Стэнфорд, работал в Силиконовой долине и остро в деньгах не нуждался. Ольга Корбут и сын Ричард. Фото: личный архив Леонид Борткевич рассказывал, что случилось недоразумение, сын просто дурачился. Но тюремный срок он получил вполне реальный, после отбытия 3,5 лет за решеткой Ричарда депортировали в Беларусь. Какое-то время он проживал вместе с новой семьей отца, а затем вернулся в Америку и наладил компьютерный бизнес в Атланте.
Ричард крайне неохотно рассказывал о личной жизни, а то, что говорил, выглядело не очень правдоподобно. Например, что встречался Иванкой Трамп, дочерью Дональда Трампа. Якобы, было это еще до того, как тот стал президентом, а его дочь не была замужем. Стал жертвой грабителей Родина не всегда была приветлива к Борткевичу. В 2001 году в Минске в подъезде одного из домов по проспекту Машерова его остановили трое подвыпивших парней и, не говоря ни слова, стали бить известного певца. Когда Борткевич пришел в себя, вокруг суетились соседи. Артист первым делом осмотрел карманы и чуть было не потерял сознание вновь. У него пропали 3,5 тысячи долларов, 30 тысяч рублей и сотовый телефон.
Кроме этого, преступники сняли золотую цепь, два кольца и перстень с бриллиантами.
Памяти Леонида Борткевича: «Что-либо доказать можно только своей работой, собственным творчеством»
Леонид Леонидович Борткевич (1949 – 2021 годы жизни) – известный белорусский певец, «золотой тенор» популярного вокально-инструментального ансамбля «Песняры», Заслуженный артист Беларуси. Один из лучших вокалистов ансамбля Леонид Борткевич рассказал «СВ» о дружбе с «битлами», о современной музыке и о том, почему он, режиссер по профессии, не снимает кино. Леонид Леонидович Борткевич родился 25 мая 1949 года в Минске. Сегодня не стало Леонида Борткевича – легендарного «Песняра» и заслуженного артиста Беларуси. Леонид Борткевич родился 25 мая 1949 года, в 2021-м ему могло исполниться 72 года. Несмотря на развод Леонид Леонидович никогда не терял связи с наследником, обожал своих внуков Кристину и Данила.
«Хотела отдать ему почку»: тайная любовница Борткевича пыталась спасти «песняра»
Сам не раз признавался, что женщин было столько, что большинство имен и лиц просто стиралось в памяти. Но одну из тех, кто попал под его обаяние, музыкант вряд ли мог забыть. Любить так Примадонну В середине семидесятых восходящая звезда советской эстрады Алла Пугачева отправилась на музыкальный фестиваль во французские Канны. Для разогрева публики ей дали в сопровождение группу «Песняры». Там-то и родилась легенда о коротком романе Примадонны с одним из гланых «песняров» Но было ли все так, или Борткевич, как это иногда присуще мужчинам, все слегка приукрасил, едва ли важно.
Но словам главного «песняра», певица не смогла устоять перед известным ловеласом и сама напросилась в гости среди ночи. Борткевич позднее вспоминал, что ночь с будущей Примадонной была одной из самых запоминающихся в его обширном любовном списке. Да, была лишь одна ночь, зато какая! Разные источники впоследствии как опровергали связь этих двух знаменитостей, так и подтверждали.
Так что, оставив все на суд воображения наших читателей. Раз женитьба, два женитьба... Вскоре после той интрижки он первый раз официально женился, удивив абсолютно всех и самой женитьбой и выбором невесты. Правда, превратившись из Золушки в «принцессу, девушка своим шансом на счастье не воспользовалась.
Да, сделала Борткевича отцом, родив ему сына Алексея. Но, как вспоминал сам исполнитель: «Она была на пять лет моложе меня, в бытовом п лане - абсолютно никакая. Стирать и готовить не умела. Покупала тортики, ими и питалась.
А я с гастролей привозил ей бриллианты». Их семейной жизни заранее пророчили крах, и спустя пять лет так и случилось. По некоторым данным, уставшая ждать мужа с постоянных гастролей молодая жена изменила ему. А он заливал обиду алкоголем, погружаясь все сильнее в эту пьяную трясину.
Так происходило до тех пор, пока однажды ему не позвонила гимнастка Ольга Корбут. Да-да, та самая «чемпионка с косичками», победительница Олимпиады, прославленная гимнастка, которую обожали во всем мире. Они познакомились примерно за год до этого, и с тех пор иногда перезванивались. Вроде как приятели были.
В тот раз Ольге, узнавшей о семейной драме Борткевича, банально стало его жалко.
Сына воспитывает ее муж. Знаменитый певец имел страницу в Facebook. Новости о легенде «Песняров» поклонники читали на официальном сайте. Интересные факты Биография Леонида Борткевича, его личная жизнь насыщены многими интересными событиями: Вокалист ВИА вместе с ансамблем был несколько раз участником съемок фильмов, где исполнял песни. В одной из картин даже исполнил роль студента-стройотрядовца. В Америке его жена Ольга Корбут имела большую известность, была знакома с мировыми звездами. По словам певца, он с женой был в гостях у будущего президента США Дональда Трампа, который подарил Ольге бриллиантовое кольцо. Итоги Родился и вырос знаменитый певец в Минске. Музыкальное творчество связано с ВИА «Песняры».
На 10 лет с семьей уезжал в Америку. Был трижды женат. У артиста 4 сына.
Тем более что моя первая Оля без ума от своего любовника. Этот «дядя Володя» оказался летчиком-штурманом, сыном директора конного завода.
Позже Ольга вышла за него замуж, родила. Но потом Владимир, к тому времени занявшийся бизнесом, ее бросил. Ушел с одним чемоданчиком. Правда, официально мы развелись не так быстро, как хотелось бы. Ольга согласилась и, едва мы улетели, подала соответствующие документы.
Когда-то я подарил ей роскошное кольцо с бриллиантом в семь карат, которое стоило больше, чем автомобиль «Волга». И вот по возвращении из Америки узнаю, что Ольга обвиняет меня в том, что я это кольцо украл и продал за границей. Пришел в квартиру, чтобы забрать свои бумаги-книги, и тихо обалдел. Ни ковров, ни люстр нет. Оказывается, Ольга их спрятала у соседки, хотя я не раз предупреждал, что ничего не возьму.
Лезу в ящик за нотами и натыкаюсь на то самое колечко. Мол, цацка таких огромных денег стоит. В общем, плюнул и оставил. Но мы по большому счету были друзьями, а не супругами. У нас у обоих случались романы на стороне, и мы относились к этому нормально.
Когда жили в Америке, у Ольги поклонников было больше, чем у меня. Там ее почти боготворили. Корбут всегда была душой компании, зажигала по полной, выплясывая на столах. Я поначалу тоже в Штатах отрывался. Но спустя время понял, что это все не мое.
Я - лишь дополнение к «лучшей спортсменке мира», типа «муж Тэтчер». Все эти гулянки, тусовки со Шварценеггером, посиделки с Элтоном Джоном по субботам... Знаете, я нормально отношусь к геям. Если они не манерные, конечно. Среди них масса поистине талантливых и милых людей.
На закате я опускал ножки в наш огромный бассейн и грезил, когда же это все закончится. И вот однажды к нам приехал Муля с семьей. И позвал меня выступить в концерте. Согласился, приехал на родину. Думал, что зрители меня забыли.
Когда затянул «Березовый сок», зал встал, все зааплодировали. У меня - слезы градом. Еле допел до конца. Тут-то я окончательно для себя решил: больше никакой Америки! А ведь в Минске меня еще и Светка ждала...
Ей тогда едва 15 исполнилось, а мне уже 34. Мы долго переписывались, перезванивались. Отношения были чистыми и невинными. Когда вернулся, стали жить вместе. Она забеременела.
Ждали двойню, но пришлось сделать аборт - врачи настояли. Медики запугали мою ненаглядную, что дети могут родиться больными, коли она во время беременности, не зная о ней, пила сильнодействующие таблетки, лечась от какой-то своей болячки. Кстати, с Корбут мы тоже малыша потеряли. Когда у нас уже был сын Ричард, ждали еще одного мальчика, даже имя ему придумали - Ваня. Но из-за врачебной ошибки он появился на свет мертвым.
Я всегда выступал за рождение детей. У моей бабушки было 16 ребятишек! У меня четыре сына, но мы с женой Таней мечтаем о дочке. Сейчас в жизни певца два главных человека - сын Кристиан и жена Татьяна - Постойте. В вашей официальной биографии значится трое детей.
Каждая из ваших жен родила по мальчугану. Но есть еще и внебрачный. В свое время за «Песнярами» ездила целая «зондер-команда» поклонниц.
Он стал голосом популярного ансамбля и был знаменит благодаря песням «Александрина», «Березовый сок», «Вероника» и многим другим.
Друзья вспоминают о Борткевиче как о талантливом музыканте и чутком человеке. Это большая утрата для мира музыки, говорит она. Это тот артист, которого Мулявин нашел сам. Борткевич и Кашепаров — это «песняровские» голоса, потом уже в коллективе появлялись немножко другие голоса.
Но как пели Мулявин и Борткевич — это одна школа. Несмотря на то, что Лене было уже за 70 лет, он все равно был в прекрасной форме.
Курсы валюты:
- Леонид Борткевич: любовь и трагедия легендарного «Песняра»
- "Он был первым среди первых": ушел из жизни солист ансамбля "Песняры" музыкант Леонид Борткевич
- Кто такой Леонид Борткевич?
- Памяти "Песняра" Леонида Борткевича: фото разных лет
- Леонид Борткевич – золотой голос ВИА "Песняры"
Третья жена "песняра" Борткевича решилась рассказать о его последних днях
Кое-что получалось. Но не более того. По-моему то есть, по убеждению Борткевича. Ну, а что полагал на этот счет еще четыре года назад А. А вот что: «…Гений можно определить как по количеству, так и по качеству того нового, что он принес в искусство: сколь много этого нового, и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты». И далее: гениальность Мулявина «не в том, что он придумал соединить фольклор с элементами рок-музыки. И до, и после «Песняров» кто только не соединял фольклор самых разных народов с роком. Но дарование выражается не столько в том, что делается, а в том — как». Комментарии, как говорится, излишни… Объективности ради замечу, что Борткевич дважды ссылается на Вейценфельда, хотя делает это не совсем точно.
Он пишет: «А вот еще одна оценка жизни и творчества Мулявина — оценка профессионала, главного редактора журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда: «Невозможно выяснить тип творческого дарования Владимира Мулявина. Я все больше склоняюсь к мысли, что единственным аналогом для него в музыке ХХ столетия является Дюк Эллингтон…». И дальше по тексту. Сразу замечу, что и здесь ссылка на музыковеда вызывает, мягко говоря, сомнение, ибо у Вейценфельда первая фраза все же звучит иначе даже по смыслу: «Пытаясь определить тип творческого дарования Владимира Мулявина, я все больше склоняюсь к мысли…». Надеюсь, господин Борткевич учтет на будущее, что нельзя произвольно «редактировать» закавыченные цитаты, даже если в них не меняется суть содержания авторской идеи. А уж выдавать чужие мысли, слово в слово, или почти слово в слово, за свои — нонсенс! Второй раз Вейценфельд упоминается, так сказать, в качестве рассказчика стр. Сначала почитаем Вейценфельда: «Да, основу репертуара Песняров составляли белорусские народные песни, но подход к их обработке был совершенно иным.
Именно в силу широты музыкального кругозора, внутренней творческой свободы, «незашоренности» взгляда Мулявин создавал песни, не вписывающиеся ни в рамки фолк-рока, ни любого другого стиля или направления. Мулявин широко использовал элементы музыкального языка, присущие таким стилям, как арт-рок, барокко-рок, прогрессив-рок, джаз-рок, — иначе говоря, что он считал нужным использовать для раскрытия образа той или иной песни, то и использовал. Тем не менее западные исследователи, привыкшие непременно все расставлять по жанрово-стилевым полочкам, определили творчество «Песняров» — видимо, по небольшому числу работ — как прогрессив-рок…». Дальше Борткевич пишет: «Известный музыковед Анатолий Вейценфельд рассказывал, что видел «Песняров» в списке музыкантов, работавших в этом стиле». Идет небольшая цитата из статьи составителя этого списка Ф. Трэфтона о «Гусляре». А дальше — большой кусок текста, позаимствованный, разумеется, без ссылки на автора статьи «Песняры»: попытка постижения феномена». В другом месте у Вейценфельда: «По-моему, главным было следующее: Мулявин, может быть, невольно, противопоставил свои собственные эстетические принципы тем, что были повсеместно распространены тогда.
И главным его принципом было — служение красоте». Борткевич убирает вводное слово «по-моему» и следующие за ним три слова и пишет в главе «Прокрустово ложе» жанра» стр. Главный его принцип — служение красоте». Это ж надо, и тут — полное совпадение мыслей, кроме одной запятой, не поставленной после слова «невольно». А вот еще интересный «пассаж». Вейценфельд пишет: «Недавно мне довелось прочитать в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Будучи абсолютно не согласен с этой оценкой, я позволю себе подробнее остановиться на теме крупной формы в творчестве «Песняров»…». А теперь почитаем у Борткевича: «…Недавно я прочитал в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными.
Как участник этих экспериментов заявляю — это неправда…». Последнее предложение можно смело считать авторской находкой, ибо точно — не заимствовано. Следующий пример использования нашего редакционного материала и так называемого авторского «редактирования». У Вейценфельда: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти «отсылы» к музыке других жанров, народов и эпох казались бы неестественными и неуместными — нет, никогда ничего не «выпирало»! У Борткевича: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти отсылы без кавычек — прим. Короче говоря, почти вся глава Борткевича «Прокрустово ложе» жанра» название, вероятнее всего тоже выужено из строки Вейценфельда «другое стилевое «прокрустово ложе» , за исключением одной, видно, все же самостоятельной страницы 247 про Добрынина и фонограммы, и последних двух 244-245 , являющимися, как указывает Борткевич — редкий случай! Без сомнения, статья А. Вейценфельда как принадлежащее «Культуре» эксклюзивное эссе, будетнапечатана в книге «Владимир Мулявин.
Естественно, возникает вопрос: как эта неопубликованная статья попала в руки Борткевича? Когда редакция «Культуры» только начинала подготовку книги о Мулявине, одним из первых в списке авторов, разумеется, был Борткевич, много лет проработавший рядом с Владимиром Георгиевичем. Он должен был написать свои воспоминания для этой книги и участвовать в качестве консультанта. Замечу, что авторами этой книги дали согласие свыше 50 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые встречались с Мулявиным на жизненных и творческих путях-дорогах. Так случилось, что в моей библиотеке сохранился московский журнал «Звукорежиссер», подаренный мне Мулявиным еще в 1999 году. В этом журнале была опубликована блестящая статья А. Вейценфельда «Мне не забыть той песни…» — к 30-летию «Песняров». Сразу же после кончины Володи редакция «Культуры» выпустила специальный номер, посвященный памяти Первого Песняра, ставший уникальным.
В этом номере были напечатаны и мои интервью разных лет с Мулявиным, ранее публиковавшиеся в СМИ, и сделана перепечатка статьи А. Вейценфельда — разумеется, с соответствующей ссылкой на журнал «Звукорежиссер». Потом связались с ее автором статьи, объяснили, что готовим книгу памяти Песняра, и попросили его сделать эксклюзивный материал для книги. Составитель книги Людмила Крушинская встретилась с Борткевичем по делам подготовки этой книги и, в контексте разговора, сообщила, что получила блестяще написанный материал профессионала. Ну, а дальше — появилась его книга, в которой статья московского музыковеда предстала «в разобранном виде». Сам же Борткевич так и не дал свой «эксклюзив» для нашей книги, а ограничился тем, что передал Крушинской две страницы компьютерного текста из своей будущей книги. По этому тексту я высказал Людмиле Алексеевне свое возмущение, так как увидел в нем фрагменты из моих уже опубликованных интервью с Мулявиным, пересказанных Борткевичем без каких-либо ссылок. Единственное, что сделал Борткевич для книги «Владимир Мулявин, Нота судьбы» — это подсказал редакции московский телефон композитора Давида Тухманова.
За это ему — спасибо. Теперь — о Валерии Яшкине, «песняре» первого призыва. В 1995 году в издательстве Госконцерт вышла его книжка под названием «На полпути от эстрады к театру», в основу которой легла его диссертация на степень кандидата искусствоведения. В ней автор исследовал эволюцию жанров и стилей песенной эстрады 70-80-х годов, связав ее с социально-культурным движением того переломного для музыки времени. Определенное место здесь заняли и «Песняры» с их песнями и композициями на национальные белорусские темы. В частности, большое внимание Яшкин уделил опере-притче «Песня о доле». Эту книжку Валерий подарил Мулявину с дарственной надписью: «Володя! Друг мой, брат мой как хочешь….
Дом был куплен в кредит. Платежи были внушительными. Содержать дом в 439 кв. Работа у Лени была всегда.
Исключением стал только 2020 год. Из-за пандемии концертная деятельность была свернута. Я ходила в банк, в управление ипотечного офиса, просила предоставить отсрочку платежа на какой-то период, но даже этого не дали. В начале этого года уже пошли послабления карантинных ограничений.
Началась концертная деятельность. Для Лени мы больше месяца подбирали подходящий вариант жилья. Наконец нашли квартиру, которая ему понравилась. Но она требовала некоторых доработок.
Мы переехали, каждый день я приглашала строителей и других специалистов. Нужно было обставить квартиру мебелью, установить недостающую бытовую технику, доделать ее под себя. Оставаться на ночь у нас с сыном пока не было возможности. Мы жили по соседству, проводили у Лени полдня и уходили к себе ночевать.
Крис, кстати, решал, с кем ему жить — с папой или с мамой. Как он попал в больницу? Лет 15 у него, например, был сахарный диабет. Последние два дня до госпитализации Лене нездоровилось.
Но он не хотел ехать в больницу. Когда мы ему с сыном вызвали первую «скорую», у него было высокое давление. А потом, когда его уже увезли в больницу, выяснилось, что у Лени проблема с почками. Я почему-то не слышала звонка, потом глянула — на телефоне стоит 13-е число, пропущенный вызов был 13 минут назад.
Я уже предчувствовала что-то страшное. В ту же минуту раздался повторный звонок, и мне сообщили о смерти Лени. Раньше число 13 не вызывало у меня каких-либо предубеждений… — Леонида хоронила вся страна? Леня был добрым и позитивным человеком.
Никогда ни о ком не говорил плохо. Прощание организовало министерство культуры. Оно проходило в филармонии. Из сыновей были Ричард и Кристиан.
Ольга Корбут попросила заказать от ее имени венок. Надо понимать, что до сих пор действуют карантинные ограничения из-за коронавируса. Смерть Лени сблизила нас с Ричардом, у нас прекрасные отношения. Мне непросто, потому что я потеряла родного и близкого мне человека.
Сыновья потеряли отца. Нам вместе надо как-то пережить этот период. Ричард сейчас поедет к себе в Питер, у него там жена и сын, которому 10 лет. На похороны приехали родственники Лени.
Об этом рассказала бывший пиар-директор артиста Антонина Саврасова-Абрамова. Также его смущала слишком большая разница в возрасте — почти 40 лет. Ему было за 70, а Екатерине — чуть за 30. Говорил, жениться не планирует. Хотя ему очень были нужны любовь и забота, особенно в последние месяцы — он был невероятно одиноким», — отметила женщина. А ты бы пожертвовала орган любимому человеку? Да Нет Поклонницы лауреата международных фестивалей и конкурсов узнали о дочери Екатерины. Экс-возлюбленная Борткевича не стала отрицать романтической связи с ним. Мы поздно встретились с ним, и ничего уже не исправить.
Способности к пению проявились в раннем детстве — был солистом в хоре мальчиков Дворца пионеров. Потом был солистом хорового ансамбля «Юность» при консерватории. До этого окончил музыкальную школу по классу трубы. Окончил архитектурный техникум.
Кинотеатр «Октябрь» в Минске был спроектирован на основе дипломного проекта Леонида Борткевича. Во время учёбы в техникуме был солистом местного оркестра, в дальнейшем стал вокалистом созданного вокально-инструментального ансамбля «Золотые яблоки». Работал архитектором в «БелНИИгипросельстрой». В 1970 г.
Леонид Борткевич — биография певца
Несмотря на развод Леонид Леонидович никогда не терял связи с наследником, обожал своих внуков Кристину и Данила. Бывший солист ансамбля «Песняры» Леонид Борткевич умер чуть больше месяца назад (он скончался 13 апреля от почечной недостаточности), а его родные уже обсуждают, кому достанется наследство артиста. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича.
Леонид Борткевич: Роман с Пугачевой я придумал
БОРТКЕВИЧ (на переднем плане) был одним из ведущих солистов «Песняров» на протяжении десяти лет. Кинотеатр «Октябрь» в Минске был спроектирован на основе дипломного проекта Леонида Борткевича. Борткевич Леонид Леонидович. Леонид Борткевич участвовал в авторских концернах Олега Молчана, созданные композитором песни вошли в репертуар Борткевича.
Третья жена "песняра" Борткевича решилась рассказать о его последних днях
У гроба рыдали поклонники. Исполнитель легендарных шлягеров «Беловежская Пуща», «Вологда», «За полчаса до весны» был всенародным любимцем. Причиной смерти солиста «Песняров» , как пишут СМИ, стал сахарный диабет. Борткевич четыре дня пролежал в реанимации, но сердце не выдержало. Борткевич рассказывал, что они с Аллой Пугачёвой были тайными любовниками и едва не стали мужем и женой. Музыкант со слезами на глазах вспоминал, как познакомился с певицей на музыкальном конкурсе в Каннах. Примадонна тогда была начинающей певицей и попросила «Песняров» ей аккомпанировать.
Борткевич уверял, что 25-летняя артистка сама пришла к нему в номер в прозрачном пеньюаре.
За время работы в таком известном коллективе Борткевич получи большое количество наград и премий. Также он стали Заслуженным артистом Белоруссии. За это время Леонид Леонидович несколько раз покидал группу, но все равно возвращался. Личная жизнь Леонида Борткевича Популярность артиста отразилась и на его личной жизни. Ведь Леонид Леонидович был женат 3 раза. Первую свою избранницу он встретил еще в молодости.
Ею оказалась 18 летняя, которую звали Оля Шумакова. В то время она уже была замужем. Ее супруг отдавал долг родине. Однако статус никак не помешал барышне потерять голову перед солистом. В браке у влюбленных появился сын, которого назвали Алексей. Их союз был не долгим. Артист много ездил на гастроли, супруга оставалась дома.
Леонид Леонидович рассказал, что узнала об измене Ольги. Та же в свою очередь говорит о неверности солиста. Леонид Леонидович долго не горевал. Еще во время брака он закрутил роман с Ольгой Корбут. После развода пара женилась. Через некоторое время супруга подарила ему второго наследника, сына Ричарда.
Ему нужно было, чтобы все было идеально. Даже если в гости приходили друзья или хорошие знакомые и появлялась гитара, Леня не любил петь за столом.
Под настроение, когда приходили к нам другие музыканты, он мог что-то спеть. В последнее время к нам часто приезжал солист коллектива Андрей Еронин, они сидели, что-то разучивали. У них было много планов. Они и клип записали, и фотосессию сделали для предстоящих гастролей. Да, мы официально с Леней развелись четыре года назад по обоюдному согласию. Как-то зашел разговор, один предложил: «Давай, разведемся», другой подхватил: «Давай! Но наши отношения никак не изменились. Мы продолжали оставаться семьей, заботиться друг о друге.
Супруги с сыном Кристианом на отдыхе. Фото: Из личного архива — Разница в возрасте сказывалась? Она стала ощущаться в последние годы. Разница ведь не маленькая, 36 лет. Интересы были разные. Леня, например, очень любил старые фильмы, постоянно их смотрел, говорил мне: «Садись, посмотри». Мне это было не близко, я на этом не росла. Дом был куплен в кредит.
Платежи были внушительными. Содержать дом в 439 кв. Работа у Лени была всегда. Исключением стал только 2020 год. Из-за пандемии концертная деятельность была свернута. Я ходила в банк, в управление ипотечного офиса, просила предоставить отсрочку платежа на какой-то период, но даже этого не дали. В начале этого года уже пошли послабления карантинных ограничений. Началась концертная деятельность.
Для Лени мы больше месяца подбирали подходящий вариант жилья. Наконец нашли квартиру, которая ему понравилась. Но она требовала некоторых доработок. Мы переехали, каждый день я приглашала строителей и других специалистов. Нужно было обставить квартиру мебелью, установить недостающую бытовую технику, доделать ее под себя. Оставаться на ночь у нас с сыном пока не было возможности. Мы жили по соседству, проводили у Лени полдня и уходили к себе ночевать. Крис, кстати, решал, с кем ему жить — с папой или с мамой.
Как он попал в больницу? Лет 15 у него, например, был сахарный диабет. Последние два дня до госпитализации Лене нездоровилось. Но он не хотел ехать в больницу. Когда мы ему с сыном вызвали первую «скорую», у него было высокое давление. А потом, когда его уже увезли в больницу, выяснилось, что у Лени проблема с почками.
Такие великие шлягеры, как "Березовый сок", "Александрина" и "Белоруссия", в исполнении Борткевича стали абсолютной классикой и получили культовый статус на всей территории Советского Союза. Что касается личной жизни артиста, то Леонид Борткевич был три раза женат. Первой супругой певца стала Ольга Шумакова из Краснодара. В 1973 году у супружеской пары родился сын Алексей, но прожив вместе всего пять лет, Леонид решил развестись с Ольгой.
Со слов Леонида Борткевича, у него был короткий роман с Аллой Пугачёвой. Их знакомство произошло в самолете, когда "Песняры" в первый раз в жизни летели на гастроли в Америку. До этого у них было несколько встреч. В 1978 году у них родился сын Ричард и в январе 1979 года Борткевич и Корбут поженились. На закате я опускал ножки в наш огромный бассейн и грезил, когда же это всё закончится. И вот однажды к нам приехал Мулявин с семьей. И позвал меня выступить в концерте.