Новости ленин и крупская

Многие задаются вопросом, не была ли сибирская свадьба Ленина и Крупской просто политическим ходом?

53 необычных факта о Ленине: Все не знает даже историк

Как все меняет время! Сейчас чаще вспоминается популярный позднесоветский анекдот. Брежнев в разговоре с Крупской вспоминает ее покойного супруга: Кто же не помнит старика Крупского!..

И это не считая четырехтомника воспоминаний о Ленине. Кто сегодня готов переработать такой объем информации?

К сожалению, в массовом сознании Надежда Константиновна осталась исключительно супругой Ленина. Но ведь она после смерти Владимира Ильича прожила целых 15 лет! И за эти годы она, учитывая ее работоспособность, совершила очень много для страны. Кстати, это тоже пример, который было бы неплохо перенять молодежи.

Крупская выстроила систему современного образования. Она стояла у истоков пионерского движения, вела большую работу в комсомольском движении. Мы же сейчас задумываемся о том, что весь этот опыт необходимо перенимать — сегодня возникают такие движения, как Российское движение школьников РДШ и Юнармия. Очень важно, на каких принципах будут построены эти организации.

Юнармия, если верить публикациям в СМИ, будет учить, как людей на улицах разгонять. Или же она все-таки будет учить, как Родину защищать? Что должно лечь в основу этих организаций? Скаутское движение, где важен значок и выслуга перед начальством?

Или же идея великой нации, которая должна развивать свою страну? Скаутское движение выстраивает индивидуалистический подход — люди как волки. Оно воспитывает человека, который будет всех распихивать локтями и лезть наверх. Пионерия же создавала людей, которые умеют сообща решать большие проблемы, людей, в которых развит коллективизм, общность идей и подходов.

На наших просторах индивидуалисты не выживут — испокон веков в нашей крови были коллективистские подходы. И Крупская это понимала. Или я не прав? Люди в 90-е годы выжили именно благодаря тому, что внутри нас продолжал жить коллективизм.

Вы себе можете представить сегодня обстоятельства, при которых люди продолжали бы ходить на работу, когда им месяцами и годами не платили заработную плату? В 80-е годы у нас начались первые проблемы, когда воспитательная функция стала формой без содержания. Это и была одна из причин краха Советского Союза. Форма стала превалировать над содержанием, с чем и боролась в свои годы Крупская.

Второй важный момент — мы все, вместе с президентом, осуждаем 90-е годы за их бесчеловечность. Сотни тысяч людей выкидывали на улицу потому, что их было невыгодно содержать. Массово закрывались профтехучилища, так как всех убеждали, что нужно быть юристами, а производительный труд стране не нужен. Труд отрицался сам по себе.

Спустя 30 лет после отказа от них мы понимаем, что остальной мир пользуется ее идеями. На них работает воспитательная система Китая, который сегодня является уже чуть ли не первой экономикой в мире. Многие социальные проблемы, которые есть у нас, связаны именно с тем, что мы отказались от Крупской. У нас опять появилась беспризорность, безнадзорность.

Они даже не знают, как платить за квартиру! Они не знают, как выстроить свое будущее. Сколько людей осталось без родителей после Первой мировой и Гражданской войн? Но все же все они себя нашли в жизни.

Эсерка Фанни Каплан почти в упор выстрелила в Ленина. Пули попали в руку и ключицу, была повреждена плевра легкого. После тяжелого ранения товарищи по партии начали подыскивать постоянное место за городом для восстановления его сил и отдыха. Свердлов, Ф. Дзержинский и комендант Кремля П. Мальков лично осмотрели поместье «Горки».

Они единодушно пришли к мнению, с учетом центрального отопления в особняке, железной и шоссейной дороги, канализации и водопровода, лучшего места для загородного отдыха не найти. В то же время благодаря телефону и телеграфу в доме можно непрерывно поддерживать связь с Лениным. Крупской, сестры М. Ульяновой и личного доктора В. Вейсброда на автомобиле приехали в Горки. Во избежание ажиотажа среди местного населения была сотворена легенда: новый жилец Горок —знаменитый профессор со своими студентами.

Но в первый же день местные крестьяне поняли и сразу пошли за советом к Ильичу. Отдыхая в Горках, Ленин пошел на поправку. Во время прогулок он беседовал с местными жителями. Коренная жительница деревни Горки А. Чулюканова, тогда подросток Нюра, вспоминает: «Видела я, как Ленин, пока сильно не заболел, зимой чистил снег вокруг дома, летом косил траву и сгребал в сено, участвовал в субботниках в парке, играл в городки с отдыхающими в Доме отдыха, ходил на рыбалку с братом Дмитрием». Любил он беседовать с крестьянами деревни Горки, убеждая их в преимуществах коллективного труда.

Благодаря помощи Владимира Ильича и дружной работе крестьян летом 1921 года в деревне Горки появился электрический свет. Антонова отмечает: «Местные жители старожилы, с которыми мне приходилось общаться, отзывались о Надежде Константиновне с уважением и теплотой, вспоминая ее простоту в общении и скромность в одежде. Благодаря ее заботам один из барских оссбняков был отдан под детский дом со школой первой ступени 4 класса. Многие по окончании ее вышли на широкую дорогу жизни, став впоследствии руководителями хозяйств, высококвалифицированными рабочими». Из книги А. Антоновой «Наши Горки… история, события, люди» В Горках Лениным были написаны такие важные в политико-экономическом отношении работы «Пролетарская революция и ренегат Каутский», Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Странички из Дневника», «Политическое завещание».

Первое время Ленин, пока позволяло ему здоровье, предпочитал отдыхать и жить не в главном доме усадьбы, а в северном флигеле. Крупская объясняла: «Обстановка была непривычная. Мы привыкли жить в скромных квартирках, в дешёвеньких комнатах и дешёвых заграничных пансионатах и не знали, куда сунуться в этих покоях…». Антоновой «Наши Горки… история, события, люди» Там же останавливались видные деятели партии: Дзержинский, Сталин, Бухарин, Каменев, Калинин и другие партийные деятели. К июлю у Ленина восстановилась способность писать и двигаться, хотя официально снова приступил к работе только в октябре. После первого инсульта по настоянию врачей Ленин переселился в главный особняк, поскольку там условия для поддержания здоровья были более благоприятные.

Пребывая в Горках, Ленин распорядился, чтобы никаких перестановок в доме не делали и оставили всё так, как было при прежних владельцах. Известно, что Ленин не раз подчёркивал: «Горки — не моя собственность! Оставьте всё так, как было при прежних хозяевах! Так, дочь Инессы Арманд попыталась затеять перестановку в бывшем будуаре З. Морозовой, который выделили под спальню Ленина. Для начала велела убрать гигантские зеркала.

Иначе не будешь работоспособна к зиме! Не забывай этого! О делах в Народном комиссариате просвещения телеграфировал тебе уже.

На фронтах восточных — блестяще. Сегодня узнал о взятии Екатеринбурга. На юге — перелом, но еще нет серьезной перемены к лучшему.

Надеемся, будет. Горького не уговорил поехать, хотя уговаривал усердно. Вчера и 3-го дня были в Горках с Митей он здесь дня 4 и Аней.

Липы цветут.

«Она похожа на селедку». История любви Ленина и Крупской

Причина отсутствия детей у Ленина и Крупской связана с их здоровьем. По этому поводу Крупская писала, что Ленин никогда не затрагивал вопросы чистки фондов. Основной причиной смерти Ленина явился жесточайший атеросклероз, практически разрушивший сосуды головного мозга. Вскоре к плакату Петра Вертоградова с изображением Ленина присоединился и портрет Надежды Крупской. История умалчивает о том, как Ленину удалось уговорить Крупскую на зримое присутствие в их браке Арманд. Вот Ленин и Крупская сидят на скамейке в «Горках» — Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч — цвета хаки.

Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин

Полтора века назад, 26 февраля 1869 года, родилась супруга Владимира Ленина — Надежда Крупская. Согласно официальной информации, Ленин и его жена Надежда Крупская потомства не имели. Тем не менее вождю пролетариата приписывают сразу нескольких внебрачных детей. В письмах к Надежде Крупской Владимир Ленин проявлял заботу о ее здоровье, делился последними новостями и рассказывал о знакомых.

Откройте свой Мир!

Но позднее Крупская писала в мемуарах: «Мы ведь молодожёны были, - и скрашивало это ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти... Она обрабатывала корреспонденцию, преподавала в партийной школе, была редактором, переписчицей статей. Ленин нашёл в Надежде Константиновне не только соратника по революции. Он страстно любил бродить по лесам — за грибами или просто так, и жена составляла ему компанию. Впоследствии Крупская рассказывала, что они находили нетронутые уголки природы даже в Мюнхене и в Лондоне. Вместе с супругами вплоть до своей смерти в 1915 году ездила тёща Елизавета Васильевна. Именно она брала на себя «обеспечение тыла» - все дела по кухне и по хозяйству. По данным профессора истории и известного знатока кулинарии В. Похлёбкина, коронным блюдом спутницы жизни вождя мирового пролетариата была яичница из 4-х яиц — Похлёбкин предполагает, что именно злоупотребление этим блюдом вызвало у Ленина впоследствии атеросклероз сосудов головного мозга.

Когда умерла Елизавета Васильевна, супруги предпочитали питаться в дешёвых столовых. Надежда Константиновна признавалась: после смерти её матери «ещё более студенческой стала наша семейная жизнь». Брак Ульянова - Крупской оказался бездетным, и причина была в болезни Надежды. Владимир Ильич в одном из писем к матери сообщал: «Надя, должно быть, лежит: доктор нашёл что её болезнь требует упорного лечения, что она должна на 2—6 недель лечь». Владимир Ильич не жалел денег на её лечение, разыскивал лучших врачей. Позже, уже за границей, Крупская заболела базедовой болезнью, пришлось делать операцию. В письме матери Ульянов сообщал, что Надя «была очень плоха — сильнейший жар и бред, так что я перетрусил изрядно…». Любовно-партийный треугольник Отношения Владимира Ильича и Надежды были надёжными, логичными и спокойными, а Ленина по его натуре тянуло на приключения. После 11 лет брака, находясь в Париже, Владимир Ильич познакомился с Инессой Арманд — вдовой фабриканта, пылкой революционеркой и матерью пятерых детей.

Это была очень красивая женщина авантюрного склада.

В детстве он был бойким и шумным ребенком, играть любил, но игрушки часто ломал. В мемуарах сестры Ильича вспоминали, что маленький Володя иногда жульничал, чтобы победить в какой-нибудь игре. Писатель Александр Куприн считал, что глаза Ленина похожи на «золото-красные глаза обезьяны-лемура».

Ленин закончил с золотой медалью Симбирскую гимназию. В его аттестате всего одна четверка — по логике. Известно, что Ленин картавил. Точно такой же дефект речи был у его отца — Ильи Ульянова.

Ленина долго не хотели принимать в Казанский университет из-за того, что его брат был «политическим преступником». Владимира Ульянова исключили из Казанского университета из-за участия в «студенческих волнениях». Тогда же его в возрасте 17 лет впервые арестовали. В дипломе у Ленина — высшие оценки.

Существовал миф, что в тот год только он один получил такой диплом, но это не так. Из 33 защищающихся, восемь человек набрали высшие оценки. Ленин с соратниками на Красной площади. Ленин был небольшого роста — всего 1,65 м.

Диплом Ленину выдали на имя «Владимиръ Ивановъ Ульяновъ». Якобы затем Ленин сам исправил отчество на «Ильинъ». Однако это дало повод для обсуждения, кто же был настоящим отцом Владимира Ульянова. Сестра Ленина Мария вспоминала, что ее брат был чересчур аккуратным и точным.

И однажды даже заставил ее заменить черные нитки на белые в уже сшитой тетради. Кумир юности Ленина — марксист Георгий Плеханов. Ленин начинал курить, но бросил, так как его пристыдила мать, сказав, что в семье и так мало денег. Есть стереотип, что Ленин был бездарным адвокатом и не выиграл ни одного дела.

Реквизировать имущество у культовых учреждений стали только через пять лет после революции, в беспрецедентной ситуации, когда голод был страшный, до каннибализма. Был эпизод: Ленин должен был выступать на каком-то предприятии и углядел самодельный плакат: «Царству рабочих и крестьян не будет конца». Он его дико разозлил! Будет, еще как будет! Коммунизм — это бесклассовое общество, а не вечная диктатура какого-то одного класса, даже пролетариата. Ленин с сомнением относился к обожествлению пролетариата - класс-мессия, который освободит мир от капитализма. Освободит, да, но затем должен будет исчезнуть. Ленин практически не писал о том, как именно будет устроена жизнь при коммунизме, - потому что ненаучно прогнозировать.

Смерть титана Кто в него все-таки стрелял? Каплан, не Каплан? Почему ее так спешно казнили прямо в Кремле? И сожгли - б-рр! Лев Данилкин: Есть много свидетелей, был следственный эксперимент - им, интересно, руководил Юровский, тот самый, который за полтора месяца до того занимался расстрелом семьи Романовых, а потом долго был директором Политехнического музея. Стреляла Каплан. Казнили ее потому, что тогда был критический момент, видных большевиков подкарауливали и расстреливали на улицах - и им пришлось ответить тем же, а одновременно шли бои с белочехами за Казань и Свияжск, немцы могли взять Петроград и на Москву пойти. Большевики на ниточке висели, уже фабриковали документы поддельные на случай свержения, разрабатывали пароли, явки.

Даже в Кремле опасно было. Хотели Ленина отправить в Тушино болеть, под видом отца какого-то рабочего, потом остановились на Горках, но тоже отвезли его туда конспиративно. Некогда было с Каплан разбираться, чего ждать, ради чего судить? Вывозить тело, наверно, сложно, а где ее хоронить - в Кремле? Нравы были простые, на рыбалку с динамитом ходили. Александровский сад был полузаброшен, там была свалка, его восстановили как культурный объект только к 7 ноября 1918 года, 1-й годовщине революции, памятники новые поставили революционные. Ленину повезло, что выжил. Каплан - что вошла в историю, в массовое сознание.

Другим повезло меньше - например, биографу Ленина Герману Ушакову, который участвовал в покушении на своего будущего героя 1 января 1918 года. Вот история - но кто про нее помнит? Никаких бочек с бензином. Ленин отпустил Ушакова, просто простил; и тот запомнил это и «заболел» потом Лениным, на похороны пришел, Бонч-Бруевич его пропустил к гробу. Затем в Шушенское поехал. Вот это судьба! От чего он все-таки умер? Это связано было с покушением?

Или это результат титанической работы, когда приходилось самому вникать во все вопросы и не спать круглыми сутками? Лев Данилкин: Не связано с покушением, не связано с сифилисом. У него был наследственный атеросклероз, его самого изумлявшая болезнь, вызывавшая частичное поражение коры головного мозга. После третьего инсульта Ленин находился в странном состоянии, которое заинтересовало бы какого-нибудь Оливера Сакса, нейропсихолога, который коллекционировал странные случаи - все эти «человек, который принял жену за шляпу», жертвы эпидемии летаргического сна, в этом духе. Для нас существенно, что между мартом 1923 года и январем 1924-го Ленин не мог контролировать то, что происходило с документами, которые циркулировали как его, ленинские. Это важно; у него странный очень «Реквием», это его «политическое завещание», «Письмо к съезду». Оно напоминает пародийно «городничий глуп, как сивый мерин». Статья против СССР, по сути...

Иногда говорят, что Ленин погиб от столкновения с созданной им «бюрократией», что он сам стал жертвой своего монстра, как Франкенштейн. По-моему, нет. И про убийство, буквальное, с отравлением, тоже сомнительно. Но ситуация детективная, смерть не толстовская, а скорее софокловская. Каким, по-твоему, может быть идеальный памятник Ленину? Лев Данилкин: Хороший вопрос... В Питере его украденный бюст, у Сергея Носова я про это прочитал, заменили каменным шаром. В Ленине, да, есть нечто шарообразное, он такой колобок из Симбирска.

Не устроил, но закруглил революцию, придал ей идеальную форму. Голова-нимб, опять же. Поэтому силуэт круглый - это правильно для памятника. Но просто круг или шар - неточно. Ленин не сводится к бездушной геометрии. И вообще ставить ему памятники, буквальные, больше не нужно. Как монументальная пропаганда это больше не работает. У меня к гагаринской книге был эпиграф - я, разумеется, понятия не имел, что мне потом доведется писать про Ленина.

Пожалуй, вот такой ответ: было бы здорово, если бы на русском флаге появился профиль Гагарина в шлеме, как солнце на японском. Вот это будет хороший памятник Ленину. Главный продукт революции - успешная модернизация пространства, которое к началу ХХ века оказалось в кризисе, проигрывало конкуренцию с Европой, Америкой, Японией.

После Октябрьской революции[ править править код ] Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию , была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации [12]. С 1917 года Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда [ нет в источнике ] и Государственной комиссии по просвещению [13] , и, благодаря пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования , стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки , что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов [14].

В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения [15] ; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Квартира в Кремле Н. Крупская с мужем В. Лениным, деверем Ульяновым и золовками Ульновой, Ульяновой-Елизаровой и её воспитанником.

Сидят — В. Ленин , Н. Крупская , А. Ульянова-Елизарова ; стоят — М. Ульянова , Д. Ульянов и воспитанник А.

Елизаровых Гора Лозгачев. Осень 1920 г. Москва , Кремль.

Жена и соратник. Кого любил и боялся потерять Владимир Ленин

Перед отъездом Крупская обещала матери Ленина Марии Александровне, которую очень любила и уважала, как можно подробнее писать об их жизни в ссылке. Основной причиной смерти Ленина явился жесточайший атеросклероз, практически разрушивший сосуды головного мозга. Ленин и Крупская прожили вместе 26 лет, а вот детей у них так и не было. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Крупская, верная спутница жизни вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Дюкре назвала Ленина, Надежду Крупскую и Инессу Арманд «трио», связующим звеном в котором был не столько наш герой, сколько дружеские отношения между двумя женщинами. Она стала секретарем, переводчиком и домоправительницей у Ленина и Крупской, и осенью 1910 года переехала в Париж, чтобы быть ближе к своим друзьям.

Почему у Ленина не было детей? Малоизвестные факты

Политбюро отказало ему в этой «милости». Видимо, понимал, что против его болезни медицина пока еще бессильна. На чем ездил вождь мирового пролетариата Но через несколько месяцев страданий в нем проснулась воля к жизни. Он снова мыслил, читал, пытался писать. Читала ему вслух и жена, Надежда Константиновна, которая оказалась наилучшей сиделкой и логопедом.

Постепенно Ленин возвращался к работе, постоянно пытался вникнуть в нюансы политической жизни — и сделал немалые успехи в восстановлении речи. Тренировался он рьяно. Врачам даже приходилось ограничивать его упражнения, от которых пациент переутомлялся. Близкие снова всё чаще слышали его смех — иногда добродушный, чаще сардонический.

Осенью 1923 года многим казалось, что высокопоставленный пациент встал на путь выздоровления. В первые дни нового, 1924 года состояние здоровья председателя Совнаркома вызывало то тревоги, то надежды. Всё это время неотлучно при нем находилась жена… Опубликованы ее подробные записи, достаточно откровенные. За два дня до смерти Ленина она читала ему вслух рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни».

Слабеют у него силы, он не идет уж, а ползет, а рядом с ним ползет тоже умирающий от голода волк, и вот между ними борьба, человек побеждает — полумертвый, полубезумный добирается до цели. Ильичу рассказ этот понравился чрезвычайно». Этот сюжет стал классическим для советской ленинианы. Ему по-прежнему доставляли удовольствие прогулки по лесу, ружейные выстрелы спутников — как на настоящей охоте.

Такие развлечения Ильичу устраивали до последних дней. Даже если он не мог гулять, непременно проводил какое-то время в кресле на балконе. Крупская свидетельствует: «Улучшение шло непрерывно. Восстанавливалась отраженная речь — говорил Ильич своим обычным голосом, с обычными интонациями, всё лучше шло чтение вслух, были большие успехи в письме, создавался солидный фундамент для самостоятельной речи.

Профессор Фельдберг считал, что к лету Владимир Ильич будет говорить. Если Владимир Ильич чем-нибудь расстраивался, он начинал заниматься, и это успокаивало его». Каждый день он требовал газет, думал о новой конституции, хотел с кем-то поспорить. Но на исходе третьей недели января заметно погрустнел.

Все эти месяцы Ленин и так выглядел изможденным, но тут внимательная Надежда Константиновна отметила, что он сильно побледнел и сник. Снова обратимся к записям Крупской: «В понедельник пришел конец. Владимир Ильич утром еще вставал два раза, но тотчас ложился опять. Часов в 11 попил черного кофе и опять заснул.

Время у меня спуталось как-то. Когда он проснулся вновь, он уже не мог совсем говорить, дали ему бульон и опять кофе, он пил с жадностью, потом успокоился немного, но вскоре заклокотало у него в груди. Всё больше и больше клокотало у него в груди. Профессор Ферстер и доктор Елистратов вспрыскивали камфору, старались поддержать искусственное дыхание, ничего не вышло, спасти нельзя было».

Владимир Ильич Ленин на смертном одре. Официальное заключение указывало на причину смерти — «распространённый атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания». С тех пор появилось множество запоздалых диагнозов и версий, но и в наше время эксперты подтверждают правоту первого официального заключения. В Москву, на Павелецкий вокзал, ленинский гроб доставили специальным траурным поездом.

В 1923 году Ленину — уже больному — присвоили почетное звание машиниста этого локомотива У-127.

Все эти «селигеры», «территории смыслов» и так далее — это форма, которая выше содержания. Так же, как и форум «Наставники». Вопрос должен состоять в том, чтобы это наставничество подкреплялось реальными действиями — и экономическими, и политическими, и социальными. Создание нового — патриотичного, сильного, знающего и умеющего человека, которого воспитала советская власть благодаря идеям Крупской, Ушинского, Макаренко, Луначарского и других, позволило СССР стать победителем в войне. Если же говорить о конкретике, то Надежда Константиновна основала восемь вузов, 12 музеев… — Что это за вузы? Московский библиотечный институт, который сегодня называется Московским государственным институтом культуры МГИК.

Она также основатель крупнейших библиотек, в том числе педагогической, московской исторической библиотеки. Создание большого количества районных и региональных библиотек по всей стране — ее непосредственная заслуга. Крупская отдельно занималась вопросами библиотечного дела, его структурированием, которое, по сути дела, существует до сих пор. Сюда же относятся и музеи — начиная от лермонтовского и заканчивая музеями Белинского и Чернышевского. Все это ее работа. Вы только вдумайтесь: она отредактировала 800 учебников лично, с ручкой в руках, по самым разным вопросам — от истории, педагогики до биологии и физики. Это человек, который отредактировал 700 школьных программ.

Все свои статьи она писала сама. В этот период вышло огромное их количество. Полный сборник ее трудов, посвященных библиотечному делу, — это шесть полноценных томов. Полный сборник ее педагогических произведений — 11 томов. И это не считая четырехтомника воспоминаний о Ленине. Кто сегодня готов переработать такой объем информации? К сожалению, в массовом сознании Надежда Константиновна осталась исключительно супругой Ленина.

Но ведь она после смерти Владимира Ильича прожила целых 15 лет! И за эти годы она, учитывая ее работоспособность, совершила очень много для страны. Кстати, это тоже пример, который было бы неплохо перенять молодежи. Крупская выстроила систему современного образования. Она стояла у истоков пионерского движения, вела большую работу в комсомольском движении. Мы же сейчас задумываемся о том, что весь этот опыт необходимо перенимать — сегодня возникают такие движения, как Российское движение школьников РДШ и Юнармия. Очень важно, на каких принципах будут построены эти организации.

Юнармия, если верить публикациям в СМИ, будет учить, как людей на улицах разгонять. Или же она все-таки будет учить, как Родину защищать? Что должно лечь в основу этих организаций? Скаутское движение, где важен значок и выслуга перед начальством? Или же идея великой нации, которая должна развивать свою страну? Скаутское движение выстраивает индивидуалистический подход — люди как волки. Оно воспитывает человека, который будет всех распихивать локтями и лезть наверх.

Пионерия же создавала людей, которые умеют сообща решать большие проблемы, людей, в которых развит коллективизм, общность идей и подходов. На наших просторах индивидуалисты не выживут — испокон веков в нашей крови были коллективистские подходы. И Крупская это понимала. Или я не прав?

Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания.

Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки?

Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом.

Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание.

Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней.

Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции.

Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей.

Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания.

Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания».

Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского».

Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской.

Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова.

Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата.

На этот раз он задержится в городе на три недели. В музее есть модель корабля «Ост» «Если придут жандармы, революционеры могли вылезти через окно» Во времена, когда в доме жили Ленин и Крупская, на первом этаже оставалась его хозяйка — Прасковья Чоглокова. По воспоминаниям Крупской, Чоглокова не была замешана в политической деятельности, но так или иначе поддерживала молодых людей. Она была образованной и очень мудрой, и в лицах Крупской и Ленина она нашла интересных собеседников. Особенно в лице Крупской — она же позже придумала пионерию, и у нас скоро будет экспозиция об этом, — рассказывают в музее. Ленин и Крупская жили в мезонине на втором этаже. Это три соединенные друг с другом небольшие комнаты — спальня, столовая и комната матери Крупской — Елизаветы Васильевны. В столовой на втором этаже социал-демократы проводили собрания, в небольшую комнату могло поместиться около десяти человек. Слышимость была хорошей, поэтому собравшихся было легко предупредить об опасности. Так выглядит мезонин — печку топили только для приготовления пищи В небольшую столовую могло набиться около десяти человек — Внизу был колокольчик, да и просто можно было громко разговаривать. Отсюда было хорошо слышно, если пришли жандармы, и в случае чего собравшиеся могли, к примеру, вылезти через окно. Документальных подтверждений, что такое происходило именно в этом доме, у нас нет, но в других местах проживания Ленина и Крупской такое не было редкостью, — говорит сотрудница музея. К Елизавете Васильевне Ленин относился с уважением и любовью. Именно она стала надежным тылом в бытовом смысле — готовка, стирка, уборка и прочие домашние дела. И она, и Ленин были полностью погружены в социально-демократические идеи, жили мыслями и разговорами о революции, — рассказал экскурсовод.

«Слушайся доктора: ешь и спи больше»

Ленин и Крупская: дожитие Когда болезнь свалила Ленина, уход за беспомощным мужем превратился для Надежды Константиновны в смысл жизни. Владимир Ильич Ленин и его супруга Надежда Константиновна Крупская были без преувеличений знаковыми личностями 20 столетия. Крупская доказывала, что Ленин не великий гений, а обычный, хотя и очень талантливый человек со всеми присущими людям достоинствами и недостатками. Осенью 1917 года в Разливе А.Н. Емельянов (сын рабочего Н.А. Емельянова, укрывавшего Ленина и Крупскую от полиции во время их пребывания в г. Сестрорецке) стал невольным свидетелем разговора его матери Надежды Кондратьевны с Н.К. Крупской.

Ленин и крестьяне в Сибири — как всё было на самом деле — фоторепортаж

Крупская в своих воспоминаниях, насколько я знаю, нигде не описывала, как они с товарищами собирались, чтобы торжественно, за столом отметить день рождения Владимира Ильича. Знавший Ленина и Крупскую социал-демократ Соломон вспоминал, что они "очень, но тщетно хотели иметь ребенка" и искренне завидовали тем, у кого были дети. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Вот Ленин и Крупская сидят на скамейке в «Горках» — Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч — цвета хаки. Во времена, когда в доме жили Ленин и Крупская, на первом этаже оставалась его хозяйка — Прасковья Чоглокова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий