Демоны на картинах Михаила Врубеля: общие черты.
Демоны Михаила Врубеля
“Демон сидящий” Врубеля – внутренний мир гения | В 1902 года у Врубеля появились первые признаки душевного расстройства – он с видом одержимого каждое утро приходил на выставку «Мир искусства» и детально перерисовал детали собственной картины «Демон поверженный». |
Чего боялся Врубель: экскурсия по выставке в Новой Третьяковке - Ведомости.Город | «Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. |
Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
Эскиз картины Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Многие детали отсутствуют или прорисованы плохо, отчего замысел автора ясен не до конца. Картина выполнена в мрачных коричневых тонах, в абстрактном стиле. На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек.
Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом. Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем. Ничего в персонаже не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства.
Только странная холодность и печаль.
А образ, в котором отец художника увидел «злую, чувственную, отталкивающую, пожилую женщину» — тем более. Но для самого Михаила Врубеля всё обстояло совсем не так. Демон — «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... В греческом языке, откуда пришло к нам это слово, оно обозначало скорее гения-хранителя, божество, ведущее человека по пути, душу, а точнее, дух человека — вспомним хотя бы даймона Сократа. В этом смысле его понимал и Врубель.
Страдающая и скорбная душа, великая и величавая, но будто скованная и сжатая неведомой силой... Демон Врубеля не вмещается на полотне. Говорят, что по мере работы фигура демона росла, художнику даже пришлось надшивать холст, но всё равно очертания его выходят за рамки картины. Он будто не помещается в привычное и понятное, не вмещается в рамки наших представлений, в рамки нашего понимания. В одном из первых вариантов он имел крылья об этом пишет и сам Врубель своей сестре , о них сейчас напоминают лишь полукружья цветов за его спиной. Этот демон не имеет крыльев, он более земной, более человечный, более близкий к нам.
Его тело — сжатая пружина, готовая развернуться. Его тело — бугры мышц, узел неведомых, скрытых энергий, готовых к действию. Оно полно великой силы, в нем спит зерно великих свершений… Но вглядимся в вывернутые, изогнутые страшным напряжением пальцы, вглядимся в его лицо, в его глаза — и, возможно, слова Врубеля, сказанные им о картине полушутливо: «Позади цветы, а впереди пустота» совсем не покажутся нам шуткой. Пустота, тоска, неопределенность. Тоска человека, стоящего на распутье и еще даже не знающего, между чем ему предстоит выбирать, еще не осознающего даже самой необходимости выбора, а лишь предчувствующего этот выбор.
Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем. Ничего в персонаже не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства.
Только странная холодность и печаль. Фрагмент картины «Демон летящий», 1899 год «Демон поверженный» 1901—1902 В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон — но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Демон поверженный. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином. В 1902 году картина принимает участие в выставке художественного объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Врубель был буквально одержим полотном и каждое утро, пока было мало посетителей, он приходил переписывать его, стирая одни краски и накладывая другие, подправляя задний план и позу своего героя.
Художник заложил в «Демона» множество символов. Так, по его задумке, персонаж олицетворяет дух изгнанника, его ощущения и чувства. Демон словно зажат в картине — так художник мыслил передать идею заточения, обозначить героя как пленника Творца. Здесь тоже стоит вспомнить поэму Лермонтова, благодаря которой и появился «Демон». Еще один символ — заходящее солнце на горизонте.
Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
Для них то есть многих из нас более камерный вариант Русского музея — шанс увидеть вместе главные работы Михаила Врубеля. Зрителей не удивляют кураторскими решениями, разве что экспонаты размещены тематически: есть тревел-уголок «Испания», «Венеция», «Гадалка» , есть зал про демонов и их растительную предтечу «Сирень», есть сказочный период с «Царевной-лебедь» и многочисленными портретами музы-жены Врубеля Надежды Забелы. В четырех залах Корпуса Бенуа, ставших ради выставки ядовитых сиреневых и лазоревых цветов, даже в будний день множество зрителей, но билеты еще можно купить — и на ближайшие даты. Правда, туры с экскурсиями расписаны до июля, но аудиогид и наш краткий экскурс по хайлайтам вполне может стать ликбезом ради главного: встречи с работами Врубеля. Государственный Русский музей «Шестикрылый серафим», 1904. Холст, масло.
Государственный Русский музей «Шестикрылый серафим», 1904 Последняя законченная работа Врубеля выполненная маслом была выбрана Русским музеем как «лицо» всей выставки. С ней и созданы цифровые баннеры, и печатаются афиши-растяжки и открытки на память. Это и предмет гордости — она находится как раз в собственной коллекции Русского музея. Фирменные крупные мазки, будто имитирующие мозаику, выдают еще и сложное эмоциональное состояние Врубеля. С 1902 года и вплоть до смерти в 1910-м ментальные проблемы с редкими улучшениями стали вечным его спутником.
Хотя состояние гомона, как при Вавилонском столпотворении, ангельских и не только голосов и спутанности сознания еще больше заметны в его оставшейся незавершенной картине «Видение пророка Иезекииля» 1906-го она тоже есть на выставке — и советуем всмотреться в нее внимательнее. Любители мистических трактовок в искусствоведении говорят, что живописец проделал путь восхождения от демонического вновь к божественному и свету. Правда, скорее метафорически и метафизически — потому что в конце жизни Врубель ослеп.
В то время заказов у него толком не было, приходилось добывать деньги учительством и мелкими подработками. В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей. Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни.
По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, Врубель распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило.
И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг». Михаил Врубель. Wikimedia Commons На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену.
Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума.
На фоне — горы в алом закате. Мифические сущности, по мысли художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире. Wikimedia Commons После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного.
И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья. Во время создания триптиха Врубель был особенно раздражителен. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Надежда Забела своей сестре. Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным , то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского.
Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому? Михаил Врубель рос вполне обычным ребёнком.
В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития.
She disgusted him: "This demon seemed to me evil, sensual... Vrubel Sr. Serov recalled how he worked on the background of the picture: he obtained several photographs with mountain landscapes and laid them out in different sequences to imagine the perfect backdrop for a gloomy figure. The whole picture is like one huge gem, shimmering in thousands of faces.
This effect arises thanks to a special technique that the artist used: he applied paint with a palette knife with flat, wide and short strokes. The demons did not leave Vrubel alone, and after years he will again and again return to this topic.
“Демон сидящий” Врубеля – внутренний мир гения
Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. В 1890 году свет увидела его картина – "Демон сидящий". После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного. Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Среди ценителей искусства ходит множество историй о том, как знакомые их знакомых сошли с ума, потому что увидели Демона Врубеля. Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов.
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
И если в наследии его можно выделить группы произведений, то они не укладываются в хронологической последовательности, они характеризуют грани его богатой, сложной и противоречивой личности»[7]. В экспозиции нынешней выставки нет привычного деления на виды искусства, хронологические периоды. Структура ее подчинена логике жизнетворчества Врубеля, чья художественная система — удивительный саморазвивающийся организм, пронизанный разветвленной системой лейтмотивов. Ни один пластический мотив, ни один образ не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда, не существует вне взаимодействия с другими. Пластический импульс, как правило, не исчерпывает себя в рамках одного произведения. Форма Врубеля открыта и подвижна - она длится, находит себе новые воплощения. Кажется, что в этом мире художника нет ничего случайного, все предопределено, все связано какими-то разнообразными соответствиями. Эти таинственные связи и творящие импульсы столь же важны, как и сами произведения, они нерукотворная часть врубелевского наследия. В основе драматургии выставки - идея тотальной метафоры. Блестяще сформулировав этот важнейший принцип врубелевского мышления, М. Алленов дал ключ новому поколению исследователей и зрителей: «Поэтика метаморфоз или принцип вариативности образуют фундаментальную предпосылку врубелевской изобразительности, равно - как в малом этюде, так и в масштабе всего творчества.
Едва ли не любому исполненному однажды мотиву на коротком или отдаленном расстоянии у Врубеля непременно имеется вариант»[8]. Нынешний исследователь развивает алленовскую формулу через более понятную цифровому поколению категорию проектности мышления, которая позволяет Врубелю «... Поиск перевоплощений пластических формул прокладывает путь к постижению врубелевского художественного метода, живой и «мыслящей» материи его холстов. Архитектура выставки призвана организовать восприятие самой формы врубелевских произведений, обозначить сквозные лейтмотивы, визуализировать творящие импульсы. Выстраивая маршрут движения по экспозиции, уподобляя его своеобразному квесту, она визуализирует тончайшие смысловые нити и импульсы, связывающие произведения, жизнь и перерождение форм. Зрителю предлагаются парадоксальные на первый взгляд, но абсолютно органичные во врубелевской системе координат уподобления: так, в лепке лица С. Мамонтова на его портрете 1897 года ГТГ угадывается звериная пластика скульптурных горельефов «Голова льва», украшавших ворота московской усадьбы мецената и его керамического завода «на Бутырках», в ликах пушкинских Пророка и Серафима узнаются черты Врубеля и его жены, а врубелевские серафимы и демоны - «одной крови». Пространственное решение экспозиции позволяет ощутить магию жизни мотивов: как, сворачиваясь в кольцо, композиция «Прощания Царя Морского с царевной Волховой» 1898, ГТГ превращается в керамическое блюдо «Садко» по эскизу 1899 года, ГРМ , которое в свою очередь через несколько лет переродится в «Жемчужину» 1904, ГТГ ; как станут трехмерными майоликовыми скульптурами притаившиеся в орнаментальных извивах рельефа этого блюда сказочные морские существа; ощутить, что в стремительном движении всадника из иллюстрации к лермонтовскому «Демону» 1890-1891, ГТГ предчувствуется «Полет Фауста и Мефистофеля» 1896, ГТГ , а другая иллюстрация 1890-1891 воплощается в гипсовой скульптуре «Голова Демона» 1894, ГРМ ; и, наконец, как «Летящий демон» 1899, ГРМ переворачивается, чтобы стать «Демоном поверженным» 1902, ГТГ. Врубель хотел быть понятым. Он оставил будущим поколениям лейтмотивы - ключи, которые, как рассыпанные Гензелем и Гретель хлебные крошки из судьбоносной для Врубеля оперы Э.
Хумпердинка, помогают найти путь в созданном им постоянно изменяющемся, балансирующем на грани реальности и фантастики мире. Круг первый. Встреча этих трех полотен в едином экспозиционном пространстве, случающаяся, возможно, лишь раз в столетие, действительно «заставляет трепетать» от понимания и ощущения, сколь тонкие и неоднозначные связи существуют между ними. Уже современники воспринимали трех демонов Врубеля как некую сюиту, единое произведение длиною и ценою в жизнь. Основу такой трактовки заложили первые интерпретаторы творчества Врубеля, А. Бенуа и А. Блок, и его биографы - С. Яремич, А. На протяжении ХХ века в исследованиях С. Дурылина, Н.
Тарабукина, П. Суздалева оформился и более сложный ее извод[10], который включает в себя весь комплекс произведений на тему «Демона». Так, дополнением к этим основным трем частям можно считать в качестве вступления киевскую «демониану», сохранившуюся лишь в воспоминаниях, но тем не менее активно влияющую на текстовом уровне на восприятие более поздних произведений сюиты; своего рода интермедии - произведения, созданные между приступами демонических возбуждений: цикл иллюстраций к «Демону» М. Лермонтова 1890-1891 , скульптурный бюст 1894, ГРМ , а также графические эскизы - промежуточные варианты композиций между «Летящим» и «Поверженным»; наконец, код всей формы, последний живописный шедевр возродившегося после болезни художника - восставший Демон - «Шестикрылый серафим» 1904, ГРМ. Феномен врубелевской демонианы в том, что, представляя разные состояния, разные грани образа, три главные картины одновременно и неразрывно связаны, и конфликтуют друг с другом. Между ними почти одинаково значимы и отчетливо ощутимы как притягивающие, так и отталкивающие их друг от друга силы. Стройная, привычная и абсолютно логичная на страницах биографических трудов и научных исследований теория поэтапной эволюции образа Демона подвергается серьезному испытанию ощущением - визуально картины не складываются в единый цикл, а скорее спорят друг с другом. Пластическое решение каждой из них настолько индивидуально, что их прямое сопоставление создает почти физическое ощущение очень напряженного и драматичного диалога. Каждый из «Демонов» является итогом формальных поисков, вбирает и трансформирует пластические импульсы от целого ряда сопутствующих произведений, не обязательно близких ему хронологически. При этом в каждом из «Демонов» достигается новое качество в понимании живописной материи, дающее почву для дальнейших поисков.
Часто в своих работах Врубель обращался к использованию дробной, мозаичной технике, напоминающей витражи, которые он восстанавливал в Венеции. Демон Летящий Спустя 9 лет после создания первого образа Врубель возвращается к образу демона и пишет картину «Демон Летящий». По сравнению с первой работой эта не обладает детальной прорисовкой, не заслужила всемирного признания и так и осталась незавершённой. Однако картина была детально продумана — это можно судить по многочисленным эскизам, которые были сделаны для этого образа. Возможно, именно такое состояние было у художника — всё серо, непонятно и размыто. В это время к нему пришла слава, а картины активно продавались за рубежом. Демон поверженный Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. В начале 1902 года «Демона поверженного» привезли из Москвы на выставку, организованную объединением «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Полотно произвело огромное впечатление на публику. Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало посетителей, переписывал своего Демона.
Демон менялся на глазах, принимал различные позы и с каждым разом его глаза становились безумнее, а поза менее пропорциональной.
Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться. Только вам одному известно, подлы ли вы и жестокосердны, или честны и благочестивы; другие вас вовсе не видят; они составляют себе о вас представление на основании внутренних догадок, они видят не столько вашу природу, сколько ваше умение вести себя среди людей; поэтому не считайтесь с их приговором, считайтесь лишь со своим. Нет слов, чтобы высказать, насколько я отдыхаю и успокаиваюсь при мысли о том, что книги всегда рядом со мной, чтобы доставить мне удовольствие, когда наступит мой час, и ясно сознавая, насколько они помогают мне жить.
Они — наилучшее снаряжение, каким только я мог бы обзавестись для моего земного похода, но я крайне жалею людей, наделенных способностью мыслить и не запасшихся им. Неукоснительно следовать своим склонностям и быть настолько в их власти, чтобы не мочь отступаться от них или подчинять их своей воле, означает не быть самому себе другом, а тем более господином; это значит быть рабом самого себя. Для всякого, кто умеет как следует оценить свои возможности и в полной мере использовать их, размышление — могущественный и полноценный способ самопознания; я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром. Я считаю, что даже весьма несовершенный и посредственный человек способен на любой возвышенный поступок; но ему всегда будет недоставать выдержки, умеренности и постоянства.
Вот почему мудрецы утверждают, что судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование. Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно. Душа, не имеющая заранее установленной цели, обрекает себя на гибель, ибо, как говорится, кто везде — тот нигде. Я свободно высказываю свое мнение обо всем, даже о вещах, превосходящих иногда мое понимание и совершенно не относящихся к моему ведению.
Мое мнение о них не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи. Внешний облик сам по себе мало что доказывает, хотя некоторое значение ему придавать все же можно. И если бы мне пришлось кого-то бичевать, я бы гораздо сильнее хлестал тех злодеев, которые своим поведением нарушают обещания, начертанные, казалось бы, природой на их лицах: я бы жестче карал зло, скрывающееся за привлекательной внешностью. Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, — ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин.
Это событие ознаменовало конец эпохи грандиозной театрализации рок-представлений. В конце 60-х на сцене появляется молодая, непохожая на других группа, которая впоследствии перевернет жанр смелыми экспериментами и продолжит развивать психоделическое направление рока, созданное легендарными The Beatles. Pink Floyd были из нового поколения, считавшего, что рок не имеет границ ни как музыка, ни как шоу. Концептуальный альбом под названием «The Wall» был выпущен группой Pink Floyd 30 ноября 1979 года.
Отношения между участниками группы на тот момент были накалены до предела, поэтому «The Wall» стал последней работой, записанной в классическом составе: Дэвид Гилмор, Ричард Райт, Ник Мейсон и Роджер Уотерс. С точки зрения структуры это — рок-опера, заглавными темами которой стали отчуждение и изоляция. Душевный упадок главного персонажа по имени Пинк начинается с потери отца во время второй мировой войны, далее усугубляется травлей со стороны школьных учителей и чрезмерной опекой деспотичной матери и, в конце концов, рушится его брак. Все это приводит к добровольному отчуждению от общества, символом которого становится стена.
Аудитория росла в геометрической прогрессии и выходила из-под контроля, а мы становились коммерческим предприятием. Меня все больше огорчало, что зрители кричали все два часа вместо того, чтобы слушать нас», — Роджер Уотерс. В попытке продемонстрировать свое отстранение от раздражающей публики он придумал шоу «The Wall», но никто не предполагал, что этот перформанс станет одним из самых амбициозных и крупных за всю историю рок-музыки. Однако не все участники были согласны с Уотерсом, в частности Ричарду Райту идея с возведением стены была не близка, он не хотел отстраняться от зрителей на концерте.
Эта ситуация повлияла на его последующее увольнение из группы на этапе микширования пластинки. Он все же поехал в тур с группой, но уже в статусе сессионного музыканта. Мне нравились наши зрители, выстраивать между нами стену нелогично, зачем их отталкивать? Зачем так поступать?
Сооружение стены занимало всю первую часть концерта, и постепенно музыканты становились не видны. После исполнения песни «Goodbye Cruel World» последний кирпич помещался на свое место, на этом заканчивалась первая часть. На протяжении всей второй части стена играла роль гигантского экрана, на который проецировалась сатирическая анимация Джеральда Скарфа. С помощью абстракций создавалось зримое воплощение музыки.
Кульминацией представления было исполнение одной из любимых композиций музыкантов Pink Floyd — «Comfortably Numb». Уотерс начинал петь песню, находясь перед стеной, а Гилмор исполнял свою часть и заключительное гитарное соло с головокружительной высоты на самом верху стены под яркими лучами прожекторов. Несколько сюжетных персонажей альбома были воплощены гигантскими надувными куклами, которые время от времени появлялись на сцене, шокируя публику своими размерами и сюрреалистичностью. Когда шоу подходило к концу, стена рушилась, чтобы на следующий день ее построили вновь.
Все это стоило огромных денег, и далеко не каждая концертная площадка обладала условиями, необходимыми для проведения такого грандиозного представления. По этим причинам концерт удалось дать только лишь в четырех городах и на самых крупных площадках. Шоу «The Wall» стало высшей точкой театральности, а падение последней стены ознаменовало конец эпохи. На основе сюжета альбома был снят одноименный художественный фильм, сценарий к которому написал сам Роджер Уотерс.
В фильме использовалась мультипликация Скарфа, но помимо этого были задействованы и профессиональные актеры. Таким образом, альбом «The Wall» вошел в историю музыки как грандиозная по размаху рок-опера, которой до сих пор нет равных. Стрит-арт или же уличное искусство является спорным направлением в современном изобразительном творчестве, которое носит ярко выраженный урбанистический городской стиль. Свое начало стрит-арт берет во времена Второй мировой войны, когда некий обычный американский рабочий на фабрике по имени Килрой начал писать на ящиках с бомбами «Здесь был Килрой».
Однако версий насчет места и времени появления этой надписи и рисунка головы человечка множество. Несомненно, такую надпись нельзя считать полноценным стрит-артом. Это, скорее, прародитель граффити. Но начало было положено.
Прошло много лет, прежде чем уличное искусство стало таким, каким мы его привыкли видеть. Специалисты и искусствоведы обычно разделяют стрит-арт на два основных сегмента: англо-американский и европейский. Работы людей первого сегмента отличаются общим культурным фоном. Однако у каждого второго уличного художника нет специализированного образования.
Они против коммерции и рекламных коллабораций. Англо-американский стрит-арт более агрессивный и выражает проблемы социума. Европейский сегмент, напротив, в большей степени представлен людьми с художественным или дизайнерским образованием. Эти авторы часто сотрудничают с галереями, используют философские и социологические обоснования для своих работ.
Они стараются не портить городскую урбанистику, гармонично вписывают искусство в общий ландшафт. Европейские стрит-арт художники редко противоречат закону, согласовывают с властями, где и какую стену, здание можно расписать. Всё, что непривычно видеть человеческому глазу, всё, что смущает или вызывает много вопросов, подвергается критике. Можно вспомнить тот же кубизм или сюрреализм.
И ведь до сих пор есть противники этих двух направлений. Но у большинства людей не возникает сомнений, что это искусство. В Америке и Европе, когда стрит-арт только начал активно популяризироваться, почти всё население было против. Но нашлись молодые люди, увидевшие в этом нечто особенное, противоречивое, однако достойное внимания.
И в других странах, кроме России, в наше время к этому стали относиться как к искусству. В России граффити и стрит-арт — вандализм кроме тех случаев, когда властями проводятся городские выставки уличного искусства, где выделяются специальные стенды для работ. Нарисовал на стене — готовься к штрафу. И не важно, кто изображен: Гагарин или Толстой.
Иначе говоря, стрит-арт — это акт выражения мыслей. Взять хотя бы известного художника Шепарда Фейри и его работы, которые до сих пор остаются популярными во всем мире: Obey и Hope. Это два больших личных политических протеста автора, выраженных в виде плакатов. Они нашли отклики и поддержку среди населения США и Европы.
Получается, что искусство вышло за свои рамки и выполняет функции не только познавательные и эстетические, но и воспитательные. Оно изменчиво, многообразно, не привязано к одной технике, но всегда актуально и обращено как к ценителям, так и к массовому зрителю. Отечественный стрит-арт — это смесь англо-американского и европейского, но он очень сильно отстаёт от них в развитии и реализации. Большинство людей продолжают заниматься граффити, хотя за рубежом оно срослось с уличным искусством, преобразовалось и трансформировалось.
Российские парадные, заборы, арки, дворы, многоэтажки пестрят графическими надписями и именными посылами на три известные буквы. Изображения остро-социальной направленности, которые создаются художниками, коммунальные службы закрашивают. Нет не только среди населения, но и среди других художников — какие-то молодые ребята могут прийти и сразу все закрасить, и будет еще больнее от этого. В Европе человек не будет рисовать поверх твоей работы: он отыщет на стене маленький незакрашенный кусочек и только там нарисует, не будет портить чужое.
Для того чтобы что-то в этом поменять, надо воспитывать уважение и культуру... К сожалению, пока сознание людей не освободится от навязанных стереотипов, уличное искусство так и не станет настоящим искусством. На бульвар привезли бочку кваса. Продавец отцепляет ее, готовится торговать.
Подходит мужик: — Сколько стоит вся бочка? Сто двадцать рублей. Вечером придешь за пустой бочкой. Продавец уходит.
Мужик разворачивает плакат «Квас бесплатно». Народ сначала удивился. Потом стали подходить. Потом очередь образовалась.
Потом длинная очередь. Потом толпа. Мат, крики. Кто без очереди лезет, кто берёт слишком много, кому уже не достаётся.
Драка началась.
Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа. Примечательно, что у Демона нет крыльев, но их силуэт очерчен цветами-камнями. Таким образом художник подчеркнул малозаметную несогласовку в поэме Лермонтова: Демон бесплотен, но в тоже время имеет крылья которыми «рассекает воздух».
Сам Врубель, в письме своей сестре Екатерине, описывал свою работу следующим образом: «Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Серов вспоминал, как Врубель прорабатывал задний план картины: раздобыл несколько фотоснимков с горными пейзажами и раскладывал их в разной последовательности, чтобы представить себе идеальный фон для сумрачной фигуры. Всеволод Саввич, сын мецената, вспоминал, как упорно Врубель работал над этим произведением, меняя композицию, в результате чего голова Демона стала выходить за пределы картины. Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части.
Именно такая композиция, в которой фигура словно скована пространством, ясно раскрывала замысел Врубеля. Вся картина похожа на один огромный драгоценный камень, переливающийся тысячами граней. Такой эффект возникает благодаря особой технике, которую применял художник: он наносил краску мастихином плоскими, широкими и короткими мазками.
Михаил Врубель – художник девятнадцатого-двадцатого веков
- Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
- История создания
- Описание картины
- Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
- История создания
- «Демон сидящий». Страдающий дух Михаила Врубеля - Независимая Окружная Газета
Мистическая сторона живописи М.Врубеля
Описание картины «Демон сидящий». Начиная с 1890 года в творчестве Врубеля начинают появляться демоны. «Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. произведение русского художника Михаила Врубеля в стиле символизма 1890 года.[1]. В этом флигеле Михаил Врубель работал над картиной “Демон сидящий”. Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль.
Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа
demon_vrubel. Демон сидящий. Картину “Демон сидящий” написал русский художник Михаил Врубель в 1890 году. Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, картина «Демон сидящий» начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими.
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
ДЕМОНЫ ВРУБЕЛЯ | потустороннее существо он изображал в разных позах. |
Михаил Врубель: биография, картины и слава художника, портрет, личная жизнь | В 1889 году Врубель снова возвращается к этому образу уже в Москве и через год заканчивает свое полотно «Демон сидящий» — создает ту самую «уныло-задумчивую фигуру» с мрачным лицом, упирающимся в верхний край картины. |
Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты | Выставка под названием “Возвращение украденного Врубеля” будет действовать до 20 ноября, после чего картина “Демон и Ангел с душой Тамары” займет свое место в постоянной экспозиции. |
«Демоны» Михаила Врубеля
Забеле - Врубель в конце 1902 года. Мысль о создании образа Демона овладела художником много раньше. Еще в середине 1890-х году близкие друзья семьи и частые гости их дома в своих воспоминаниях указывали на то, что всюду были эскизы и наброски Демона - то он стоял, в тоске заломив за голову руки, то парил высоко в небе, распустив волшебные крылья, то покоился на скалах Кавказа. Словно плененный своим "героем" Михаил Александрович изображал его на обрывках писем, на полях газет, на кло чках бумаги, часто декламируя лермонтовские строки "печальный демон, дух изгнанья". По обыкновению присутствуя на спектаклях своей жены, и по воспоминаниям современников, всегда волнуясь и жадно следив за ее игрой и пением, как только заканчивалось очередное действие, "Михаил Александрович спешил за кулисы и, как самая тщательная костюмерша, был точен во всех деталях предстоящего костюма к следующему акту, и так - до конца оперы…Он ее обожал! Когда же на сцене Русской Частной оперы в 1897 году состоялась премьерная постановка оперы А.
Рубинштейна "Демон", Врубель смотрел ее "как израненный человек", не обращая внимания на Надежду Ивановну, исполняющую роль Тамары, он ждал главного героя спектакля! Как только на сцене появился исполнитель партии Демона, Врубель "закрыл руками глаза и, как ужаленный, сквозь зубы сказал: "Не то, не то! В 1902 году на выставке журнала "Мир искусства" был представлен эскиз к будущему полотну "Демон поверженный" 1901, Третьяковская галерея , который хоть и был приобретен Советом Третьяковской галереи, но получил неоднозначную оценку публики и художественной критики. Так, живописец Н. Рерих писал: "Появление его маленького демона в Третьяковской галерее волнует и сердит нас".
Сопутствующее на протяжение всей творческой биографии Врубеля неодобрение его картин и непризнание таланта не остановили мастера в дальнейшей работе над произведением. Как вспоминал В.
Чуть позже, Врубель прислал неожиданную записку фон Мекку с просьбой прислать фотографии кавказских гор: "Я не засну, пока не получу их! После незамедлительного получения фотографий Эльбруса и Казбека, в ту ночь за фигурой Демона выросли жемчужные вершины, "овеянные вечным холодом смерти". Остроухов, В. Серов и А. Боткина дочь П. Третьякова увидев картину художника, по-товарищески указали ему на неправильное с анатомической точки зрения изображения правой руки Демона. И пошел сыпать ругательствами.
Дамы: Боткина, и жена Врубеля, сильно смутились. Совершенно спокойно обратился я к Врубелю: - Что же это ты, Михаил Александрович, оставляешь гостей без красного вина? Зовешь к себе, а вина не ставишь. Врубель моментально успокоился и заговорил своим обычным тоном: - Сейчас, сейчас, голубчик, шампанского! Появилось какое-то вино, но мы уже старались не разговаривать больше о "Демоне" и вскоре с тяжелым чувством на душе ушли". Будучи членами Совета Третьяковской галереи, Серов, Остроухов и Боткина, долго обсуждали вопрос приобретения картины в музейное собрание, но важным недостатком произведения они посчитали введение художником в красочный слой бронзовых порошков, что со временем изменили бы до неузнаваемости цвет всего полотна.
Но в периоды плохого настроения художник уходил в глубочайшие раздумья, откладывал холст и краски в долгий ящик и не хотел ни с кем общаться. Такое поведение привело к тому, что ряд картин Врубель просто не закончил, например «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом» 1881 года.
На последнем курсе университета Адриан Прахов приглашает Врубеля поработать над росписью церквей в Киеве, на что тот с удовольствием соглашается. Там художник влюбляется в жену своего преподавателя Эмилию. Безответная любовь кружит голову молодому человеку, и по возвращению из Италии Михаил прямо в доме Праховых добавляет Богородице черты желанной женщины. А придя домой, он ножом оставляет шрамы на своей груди, чтобы заглушить боль сердца. В этом же году художника навещает отец и ужасается двум вещам. Во-первых, сердце отца, военного человека, разрывается от нищеты, что он увидел в квартире сына. Во-вторых, «Демон» кажется отцу не менее страшным, чем обстановка в жилище своего чада. Под влиянием такого негативного отзыва Михаил уничтожает набросок.
Врубель возвращается к картине в 1889 году, когда приезжает в Москву, а в 1890 году заканчивает ее. Художник, сам того еще не понимая, в некоторой мере отобразил в «Демоне» себя. Вечно больной, страдающий от неразделенной любви и тяжелых мыслей о смысле жизни, но при этом стойкий к критике публики, считающий себя достойным того, чтобы его работы увидели свет. Однако публика не приняла новые работы, выполненные в черных тонах. Врубеля критиковали за излишнюю уродливость картин. Иллюстрация к «Демону» Лермонтова Новые испытания и «Сказочный цикл» В 1892 году, прямо перед свадьбой с оперной певицей Надеждой Забелой, Врубель заражается сифилисом, но, погруженный в работу, не придает значения первым его симптомам. Видимые окружающим изменения обнаруживаются лишь в 1898 году. Коллеги и родственники стали замечать несвойственную Михаилу Александровичу ранее раздражительность и жалобы на головную боль, которую он глушил огромными дозами обезболивающего.
К симптомам прибавилась и бессонница. Все признаки говорили о нейросифилисе — бактериальном заболевании, поражающем головной и спинной мозг.
Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.
Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г.
Реклама «Демон сидящий » — самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г.
А в 1903 г.
«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора
Демон в этом листе лишен женственности и хрупкости, он угловат, резок, плечо и спина его кажутся деформированно-узловатыми, рука — нечеловечески длинной, лицо острое, древнебиблейского типа, глаз словно выступил из орбиты, отчего взгляд кажется чем-то материальным, ощутимо проникающим в широко раскрытые прекрасные глаза Тамары именно подобно кинжалу. Тамара и в этом рисунке прекрасна, ее косы распущены, лицо излучает восторг, удивление, любовь, в то время как в движениях фигуры выражаются робость, невинность, страх перед неизведанным. Она еще сопротивляется страсти, но уже готова к ней. Удивительно тонко найдено движение ее рук: одна — еще будто воздвигает преграду Демону, а другая — тянется к объятиям. Но ведь это жалкое представление разных отшельников: он "первый после Бога", "восставший против Бога", то есть ангелоподобный и даже богоподобный. Но не Бог. Его доброта чрезвычайно сравнительна с человеческой, его красота - удивительна". Розанов В.
Изначально в 1891 году Врубель взялся за эту тему, чтобы проиллюстрировать юбилейное издание сочинений М. Большая часть иллюстраций относилась к поэме «Демон». Но в дальнейшем фантазии на тему Демона настолько захватили Врубеля, что он посвятил им остаток своей творческой жизни — 12 лет. По странной случайности, не только картина, но сама жизнь художника с тех пор развивалась с все нарастающим магико-трагическим уклоном. Демон в творчестве Врубеля не являлся олицетворением чистого зла, он всегда был сложнее глубже. В первой картине «Демон сидящий» 1891 скорее видна внутренняя борьба, грусть печаль и неоднозначность Демона. Врубель не вел дневников, мало писал, поэтому его творчество навсегда осталось частично покрыто вуалью тайны. Многие связывают образ Демона с внутренним состоянием самого Врубеля, который чувствовал себя безучастным, бессильным в жизни современной ему эпохи. Такого рода настроения были свойственны многим представителям творческой элиты того времени, названного эпохой декаданса. Так и Демон Врубеля изначально наполнен внутренними противоречиями, сомнениями. С каждой последующей картиной ощущение трагизма становится все более осязаемым. Иллюстрации Врубеля к юбилейному изданию сочинений М.
Сопутствующее на протяжение всей творческой биографии Врубеля неодобрение его картин и непризнание таланта не остановили мастера в дальнейшей работе над произведением. Как вспоминал В. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбужденно веселое. Через несколько дней я опять был у него. Работал Михаил Александрович запоем, иногда всю ночь напролет. На холсте уже был почти законченный, гениальный рисунок Демона. Впоследствии Врубель значительно изменил рисунок Демона, изменив даже позу, закинув обе руки за голову. Все эти изменения Врубель объяснял желанием дальше отойти от природы, боясь реализма, слишком земного представления о духе. Вскоре холст оказался короток по композиции, и Врубель сам, засучив рукава, принялся старательно пришивать надставку у ног Демона". А однажды, когда работа уже считалась законченной, Михаил Александрович радостно вбежал в столовую с клочком сахарной бумаги в руках. Какая красота!
Только странная холодность и печаль. О чем же повествует поэма Лермонтова? Однажды Демон видит княжну Тамару, которая должна выйти замуж за властителя Синодала. Но ей не суждено стать женой богатого человека, потому что он становится жертвой абреков. Тамара неутешна в своем горе. Но однажды слышит голос, который доносится откуда-то сверху. Девушка понимает, что это не кто иной, как "дух лукавый". Тамара просит отца отправить ее в монастырь, но и там, в келье, слышит назойливый голос Демона. Тот признается красавице в любви, обещает превратить ее в "царицу мира". В конечном счете героиня лермонтовской поэмы погибает в его объятиях. Таков сюжет произведения, которое легло в основу сюжета картины Врубеля "Демон сидящий". Как изобразил этот художественный образ на своем полотне художник, можно видеть на фото в статье. Картина "Демон сидящий" Врубеля В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее. Над картиной "Демон сидящий" Врубель работал в доме Саввы Мамонтова. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа. Описание "Демона сидящего" Врубеля: юноша, олицетворяющий силы зла, сидит, трагически сцепив руки, его печальный взгляд направлен вдаль. На полотне изображены необыкновенные цветы. Фоном служит горная местность, алый закат. Делая анализ «Демона сидящего» Врубеля, искусствоведы подчеркивают, что полотно написано в индивидуальном стиле, свойственном этому художнику. Работа живописца напоминает панно или витраж. Анализ картины Фигура Демона как будто стеснена, зажата между нижней и верхней перекладинами рамы. Необычного эффекта живописец достиг, используя мастихин - инструмент, который обычно применяется для удаления или смешивания остатков красок. Делая анализ картины Врубеля "Демон сидящий", невозможно не вспомнить и другие картины русского художника, на которых изображен лермонтовский персонаж. Всего таких полотен три. В 1890 году работал над двумя картинам Врубель: "Демоном сидящим", описание которого представлено выше, и "Тамарой и Демоном". Вторая представляет собой иллюстрацию для журнала "Золотое руно". И по сюжету, и по технике она мало общего имеет с картиной "Демон сидящий". Михаила Врубеля, видимо, покорил образ "духа лукавого". В 1902 году он написал картину "Демон поверженный". Это была одна из его последних работ. Есть версия, что причина недуга русского художника-символиста кроется в его страсти к демонической теме. Охваченный демоном Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца. Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину "Демон сидящий" Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам. Одинокая душа На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством. После того как на одной из выставок была представлена картина "Демон сидящий" 1890 г. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Слово "демон" в переводе с греческого означает "душа".
Demon sitting
одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова. Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи. Картина Русская Классика репродукция Демон сидящий Врубель на холсте, на стену 110х60 см. Но тем не менее, конечно, «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» 1902 уже года — это такая трилогия, которая составляет ось произведений Врубеля на демоническую тему. Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. Демон (сидящий) Михаил Врубель (1856-1910).
Михаил Врубель
- Жизнь великого художника
- «Маска льва»
- «Это гений!»
- Тайна картины Врубеля: украденная из ереванского музея картина нашлась в Москве
- Между ангелами и демонами - новости культура Медиапроект
Мистическая сторона живописи М.Врубеля
Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. Так Врубель создал картину "Сидящий Демон". Когда у Врубеля родился сын, художник пережил шок. Лицо его ребенка было обезображено: верхняя губа была разделена надвое. У Врубеля напротив центра картины стояла лампа. И это давало особое мерцание множества золотых оттенков, созданных с использованием бронзового порошка.
Должен был стать не художником, а юристом
- Демон (сидящий)
- Картины демонов Михаила Врубеля
- Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
- 13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
- Игры с Демоном