Германия реализует различные программы помощи блокадникам — жертвам Холокоста, и их необходимо отличать. Об этом заявил представитель МИД ФРГ Кристофер Бургер. Германия обвинила СССР в геноциде украинцев для отвлечения внимания от геноцида евреев. День памяти в немецком футболе связан с Международным днем памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января. В 2021 году в центре внимания кампании!NieWieder («Никогда больше!») будет однополая любовь.
В Польше выступили с обвинением в адрес немцев по Холокосту
Шольц и Холокост. Европа переписала собственную историю - 27.01.2023 Украина.ру | Вице-председатель фракции Свободная демократическая партия Германии (СвДП) в бундестаге Штефан Томае предостерегает: «Память о Холокосте важна, убийство миллионов нельзя предать забвению». |
Напряжение растет: годовщина «Хрустальной ночи» напомнила о росте антисемитизма в Германии | В Германии приговорили к новому сроку 92-летнюю "бабушку-нацистку", отрицающую холокост. |
Лидер Палестины смутил Шольца словами о «50 холокостах»
В августе 2017 года земельный суд города Ферден приговорил Хавербек к двум годам тюремного заключения, признав ее виновной в восьми эпизодах разжигания межнациональной розни. Комплекс концлагерей в районе небольшого польского городка Освенцим и его окрестностях начал создаваться гитлеровцами в 1940 году. С 1942 года Аушвиц-Биркенау стал самым крупным местом уничтожения европейских евреев. В концлагере нацистами были уничтожены в газовых камерах и сожжены в крематориях свыше 1 млн евреев и советских военнопленных, а также представителей польской интеллигенции.
А если так?
Уже вроде как благородно. Тем более, что такими словесными играми размывается собственная вина за самый настоящий геноцид евреев, цыган, коммунистов во время войны. Мол, не мы одни плохими делами занимались. У России есть, что противопоставить этому — память, архивные документы и закон.
На последней коллегии судей президент подчеркнул важность сохранения исторической справедливости. Сбор доказательств о зверствах и преступлениях нацистов продолжается, и впредь каждому такому факту нужно обязательно давать правовую, судебную оценку», — заявил Владимир Путин. В новых российских регионах судьям работа предстоит колоссальная, по факту предстоит выстроить систему юстиции на территории равной Венгрии или Португалии. И все это параллельно боевым действиям, освобождению.
Сюда направляются все ресурсы.
Осенью 1939-го многим евреям казалось, что теперь они с поляками нееврейского происхождения оказались в одной лодке: и те и другие подвергались унижениям и лишениям со стороны нацистов. Однако чем больше проходило времени, тем понятнее становилось, что в такой ситуации многие поляки всё равно считали себя лучше евреев. Даже те, кому приходилось тяжело при новой власти, быстро оценили новые возможности, которые сулило сотрудничество с оккупантами. Чего же с ними церемониться? Почему многие поляки спокойно отнеслись к преследованиям соседей-евреев и как они помогали нацистам Одним из важных факторов, повлиявших на ожесточение польских антисемитов в начале 1940-х годов, стало распространение теорий заговора о массовом сотрудничестве евреев с советскими оккупационными властями после раздела Польши между Третьим рейхом и СССР в соответствии пактом Молотова — Риббентропа.
Исследовавший массовое убийство в городке Едвабне в июле 1941-го Мачей Яновский приводил такие слова одного из местных жителей: «После того, что здесь творилось во время советской оккупации, трудно удивляться взрыву гнева поляков, направленного против евреев». Самое распространенное объяснение такой позиции заключается в том, что поляки экстраполировали опыт незначительной части еврейского сообщества, сотрудничавшей с советскими властями, на всех евреев и лишь укрепились в неприязни к последним, которая существовала задолго до войны. Допуск представителей «жидокомунны» до административных должностей при СССР потряс многих поляков «совершенно невообразимой сменой социальных ролей». Уже в XXI веке некоторые участники спровоцированной произведениями Гросса дискуссии ссылались на «еврейский коллаборационизм с большевиками» если не как на смягчающее обстоятельство, то как на одну из важнейших причин участия некоторых местных католиков в холокосте. Мощные антисемитские акценты можно было услышать в высказываниях иерархов католической церкви. Втиснутая между гитлеровской Германией и сталинской Россией Польша не сумела установить порядочных отношений с нацменьшинствами, в том числе с еврейской общиной».
Даже польские националисты, которые выступали против нацизма и порой оказывались в концлагерях за борьбу против оккупантов, по-прежнему придерживались антисемитских взглядов. Они считали, что хоть страну и захватил жестокий тоталитарный режим, но «решение еврейского вопроса» всё равно следует воспринимать как благо. Всего исследователи задокументировали 219 антисемитских погромов на территории восточной Польши после ее перехода под контроль нацистов, то есть массовые преступления произошли почти в 10 процентах от 2304 маленьких городов и деревень, где евреи проживали вместе с этническими поляками. Последние выступали основными исполнителями примерно в четверти всех погромов. Некоторые исследователи уверены , что полякам «приходилось» выполнять приказы оккупантов, поэтому нельзя возлагать на них полную ответственность за пытки и убийства евреев. Однако во многих случаях поляки проявляли немотивированную и избыточную жестокость по отношению к соседям до появления нацистов или уже после их ухода.
Яркий пример подобного отношения — погром в Щучине на границе с Литвой, который был захвачен в июне 1941 года, в первые же дни после начала немецкого вторжения. Население в городе — 5400 жителей — распределялось примерно поровну между этническими поляками и евреями. В ту же ночь, когда отряды вермахта прошли по Щучину и двинулись дальше, многие католики вооружились всем, что оказалось под рукой, начали выгонять евреев из домов и избивать. Это продолжалось примерно две недели. Из тюрьмы выпустили всех дебоширов: Домбровского, Якубчика — тех, кого арестовали большевики. Их переполняла злоба к большевикам и к евреям.
Резня началась в пятницу вечером, когда весь город спал. Поляки организовали всё очень хорошо: одна банда действовала в новом квартале, другая на рынке, третья на главной улице. Затем головорезы разделили имущество убитых. Тела наваливали на подготовленные заранее фургоны и выбрасывали за пределами города. Кровь с улиц сразу смыли». Считается , что в ту ночь погибло около 300 человек.
Остановить погром удалось благодаря вмешательству небольшой группы задержавшихся в городе немцев. С защитившими их солдатами вермахта евреи расплатились супом и кофе. Примечательно, что погромы продолжились и после войны: в июле 1946 года жители города Кельце обвинили евреев в похищении и ритуальном убийстве восьмилетнего ребенка. Исчезновение мальчика послужило поводом для беспорядков. Поляки закидывали камнями синагогу, громили и сжигали дома, где жили евреи, причем некоторые нападавшие кричали, что «закончат работу Гитлера». Когда советским и польским военным удалось восстановить порядок, якобы похищенный мальчик вернулся в город.
Оказалось, что накануне отец отослал его в деревню, чтобы использовать исчезновение как предлог для уничтожения евреев. За один день в Кельце погибло не менее 40 человек, среди которых оказалось несколько ветеранов польской армии, а также женщины и дети. Польский антисемитизм проявлялся не только на территориях, которые до лета 1941-го находились под контролем Советского Союза, и далеко не всегда принимал форму прямого насилия, как в случае с массовыми убийствами в Едвабне и Щучине. Одной из самых распространенных форм антисемитизма и коллаборационизма в том числе в той части Польши, которую Германия оккупировала еще осенью 1939-го стал шантаж со стороны соседей и знакомых нееврейского происхождения. Поляки требовали от евреев солидных сумм и крупных вознаграждений в обмен на молчание, а иначе угрожали рассказать нацистам о происхождении своих жертв. В таком случае евреям грозило переселение в гетто, а затем и депортация в концлагерь.
Шантажисты не проявляли сочувствия и не переживали из-за того, на какие страдания обрекали других людей. Чужая трагедия для них превратилась в способ заработка. В ноябре 1940 года мужчина, подписавшийся именем Эвальд Райман, обратился к семье, которую считал еврейской: «Дамы и господа, проведя подробное расследование, мы установили правду о вашем семитском происхождении. В свете обозначенного выше мы требуем, чтобы вы вручили тому, кто передал это послание, две тысячи злотых в запечатанном конверте. В противном случае мы немедленно предоставим доказательства немецким властям». В 1944 году собиравший архив Варшавского гетто еврейский историк Эммануэль Рингельблюм констатировал : «Чума вымогательства превратилась в национальное бедствие и угрожает каждому еврею на арийской территории.
Вымогатели лишают своих жертв всего до последней нитки и заставляют цепляться за свою жизнь». Спустя несколько недель после этой записи сам Рингельблюм стал жертвой доноса — его и других евреев, прятавшихся в варшавском бункере, сначала заключили в тюрьму, а затем расстреляли. Жители гетто расставались с ценным имуществом — мебелью, одеждой из натурального меха и драгоценностями — в обмен на несоразмерно меньшую помощь от поляков.
Как и деньги, газ не пахнет» [16].
В Германии начались расследования деятельности предпринимателей, которые снабжали Ирак всем необходимым для ядерной, химической и другой войны. Оказалось, что фирма Havert долгое время поставляла в Ирак оборудование для производства боевых химикатов, взрывчатых веществ, а также оборудование для монтажа и запуска баллистических ракет. Поставки декларировались как «пестициды» и «школьные ластики», а органы ФРГ даже не обратили никакого внимания на то, что сопроводительные документы были подложными. Как полагают эксперты, именно детальное знание состава иракского оружия массового уничтожения позволило правительству ФРГ правильно выбрать характеристики противогазов и других средств химической защиты, которые в разгар кризиса оно направило в Израиль.
В январе 1996 г. Вайцмана в Берлин. В речи перед депутатами бундестага и бундесрата он подчеркнул, что двусторонние отношения между двумя странами основываются на совместном историческом прошлом [24]. Недавним примером того, что политики обеих стран постоянно используют тему Холо-коста, стали прошедшие 16 февраля 2016 г.
Их основной темой было углубление сотрудничества в таких сферах, как безопасность, ки-бериндустрия, технологии, научные исследования и разработки, энергетика, здравоохранение. Меркель и Б. Нетаньяху уделили особое внимание внешнеполитическим вопросам, в том числе, мирному урегулированию палестино-израильского и сирийского конфликтов и отношениям с Ираном. По окончании переговоров премьер-министр Израиля на пресс-конференции заявил: «В Германии мы всегда знаем, что находимся среди хороших друзей.
Спустя 51 год после установления дипломатических отношений между нашими странами можно с уверенностью сказать, что из партнёров Берлин и Тель-Авив превратились в неразлучных друзей. Партнёрство Германии и Израиля служит примером того, как, несмот- ря на ужасы прошлого, два народа установили между собой узы дружбы, и, тем самым, служит символом надежды для всего мира» [17]. Из заявления очевидно, что израильская сторона даже спустя 71 год после окончания Второй мировой войны и зверств нацисткой Германии в отношении евреев не упускает возможности, чтобы напомнить современной Германии об особой ответственности перед Израилем и евреями. Таким образом, не только немецкие, но и израильские политики и общественные деятели в XXI в.
Особая ответственность Германии перед Израилем отражается практически во всех коалиционных договорах германских правительств. Исключение составляет период 1990по 1998гг. В коалиционных договорах западногерманских правительств в период с 1949 по 1990 гг. После окончания Второй мировой войны Германия, с одной стороны, была занята внутренними проблемами, а именно борьбой с безработицей, проведением пенсионной, аграрной, налоговой реформ, созданием благоприятного инвестиционного климата в стране.
С другой стороны, страна находилась в поиске собственного места в биполярном мире, проводила политику, направленную на достижение равноправия и интеграции в западную систему государств. Германия и в будущем будет делать всё возможное для обеспечения безопасности Израиля» [18]. В коалиционном договоре 2005 г. Мы поддерживаем право Израиля на существование и право граждан этого государства жить в безопасных границах без страха, угрозы терроризма, насилия» [19].
Текст коалиционного договора 2009 г. Поскольку впервые такая формулировка была включена в 2007 г. Меркель, есть основания связывать этот процесс с именем канцлера. Меркель выросла в ГДР, власти которой вплоть до воссоединения с ФРГ отрицали вину за геноцид евреев во время национал-социализма, а также не признавали ответственность перед этим народом.
Именно поэтому канцлер постоянно стремится подчеркнуть историческую ответственность немецкого народа перед евреями, необходимость противодействия всем формам антисемитизма, а также отстаивания права Израиля на существование и безопасность. Она требует признать Израиль в качестве еврейского государства, на этом же постоянно настаивает сам Израиль в переговорах по урегулированию палестино-израильского конфликта. Очередным отголоском исторического прошлого в отношениях между Берлином и Тель-Авивом можно считать выражение солидарности со стороны Германии по отношению к Израилю по ряду международных вопросов: ядерная программа Ирана, палестино-израильский конфликт. В частности, позиция Берлина по палестино-израильскому конфликту вытекает именно из необходимости обеспечить безопасность Израиля.
Более того, ФРГ никогда открыто не занимала проарабскую или объективную позицию в конфликте. В большинстве случаев насилия правительство Германии обвиняет палестинскую сторону. Так, во время израильской военной операции в секторе Газа в 2008 г. Безоговорочная поддержка Израиля со стороны А.
Меркель привела к росту обвинений канцлера в излишне эмоциональной привязанности к Израилю, мешающей Германии проводить сбалансированную политику в регионе. Оглядка на Израиль в значительной мере сужает возможность для манёвра немецкого дипломатии. Признавая гарантию существования Израиля своим национальным интересом, о чём не раз говорила канцлер А. Меркель, Берлин увязывает достижение мира с необходимостью создания признанных друг другом двух государств — Израиля и Палестины.
С учётом особого отношения к Израилю Германия занимает бескомпромиссную позицию по отношению к ядерной программе Ирана. Выступая 3 ноября 2009 г. Ведь безопасность Израиля - вопрос, который даже не обсуждается. Каждый, кто угрожает Израилю, также угрожает нам» [22].
Вместе с тем, А. Меркель не раз говорила о том, что Федеративная Республика рассматривает Тегеран как потенциальную угрозу не только Израилю, но и всей Европе. В определённой степени именно благодаря памяти о Холокосте отношения между Берлином и Тель-Авивом развиваются в положительном для Израиля русле. Это сказывается, в первую очередь, на сотрудничестве в оборонной сфере.
Из стремления загладить вину перед еврейским народом ФРГ оказывает помощь в обеспечении безопасности еврейского государства. Важнейшей составляющей этой помощи выступают поставки вооружения на льготных условиях, начавшиеся еще в 1960-х гг. В 1962 г. Бонн и Тель-Авив подписали секретное соглашение о поставках вооружения Израилю на 240 млн марок.
В 1991 г. В 1999 и 2000 гг. Рост объёма поставок оружия в начале 2000-х гг. В мае 2006 г.
Правительство каждый раз брало на себя от трети до половины расходов по контрактам. Израиль получает по льготным ценам и другие виды вооружений. Ещё в начале 2000-х гг. Сотрудничество в военной сфере не ограничивается поставками немецкого вооружения.
В частности, с 1984 г. Германия и Израиль проводят регулярные встречи представителей оборонных ведомств для обсуждения вопросов разработки военных доктрин и планов боевых действий. Отмеченное выше стремление Германии к искуплению исторической вины перед Израилем проявляется и в области двусторонних экономических отношений. Израиль не раз получал от ФРГ финансовую помощь и кредиты на льготных условиях.
Так, еще в марте 1960 г. Бонн и Тель-Авив подписали соглашение, по которому немецкое правительство выразило готовность предоставить государству Израиль финансовую помощь в размере 150 млн долларов ежегодно на протяжении 10 лет [32, с. Итогом разразившейся в 1967 г. Шестидневной войны стало предоставление Израилю кредита в размере 160 млн марок.
Германия лоббирует интересы Израиля в ЕС. В качестве примера можно напомнить об активном участии министра иностранных дел Германии Г. Геншера в процессе подготовки соглашения об ассоциативном сотрудничестве ЕЭС и Израиля, подписанного в мае 1975 г. Соглашение об ассоциации предусматривало сокращение таможенных пошлин на ввоз товаров и продуктов во взаимной торговле.
Тогдашний министр иностранных дел Израиля заявил, что это соглашение будет иметь важные последствия для политической и эко- номической судьбы его страны. В самом деле динамика товарооборота заметно оживилась после подписания соглашения. В период с 1950-х до 1980-х гг. Тель-Авив и Брюссель подписали Евросредиземноморское соглашение, заменившее предыдущее соглашение о сотрудничестве, а также учредившее ассоциацию между государством Израиль, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны.
Новое соглашение предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, центральным компонентом ассоциации является достижение свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. Приоритет в сотрудничестве между Израилем и Европейским союзом на долгосрочную перспективу отдаётся построению тесных экономических отношений вплоть до создания Евросредиземноморской зоны свободной торговли. Израиль - первая неевропейская страна, допущенная к участию в Рамочной программе научно-технического развития. На сегодняшний день израильские университеты, исследовательские институты и компании приняли участие в 600 научных проектах вместе со своими европейскими коллегами.
Между Израилем и ЕС также подписаны соглашения «О поставках для предприятий телекоммуникаций», «О правительственных поставках» и «Об обмене лабораторным опытом». Инструментом оказания поддержки еврейскому народу является миграционная политика немецкого правительства. В 1990-х гг. Катализатором этого процесса стали: распад СССР, прекращение существования Восточного блока, падение Берлинской стены, а также объединение Германии.
За последние два десятилетия в Германию переехало около 220 тыс.
День памяти жертв Холокоста. История трагедии от погромов до спасения
Однако после того как Генрих Гиммлер открыл лагерь, его также стали использовать для принудительных работ. По оценкам, в Дахау за время существования лагеря были убиты 41 500 человек, включая евреев, немецких и австрийских заключенных и граждан оккупированных стран. Принятие законов, запрещающих евреям занимать должности на государственной службе, в университетах и в государственном аппарате Закон о восстановлении профессиональной государственной службы стал одним из первых антисемитских и расистских законов, принятых в период Третьего рейха. После проведения в марте 1933 года очередных парламентских выборов, в которых Гитлеру вновь не удалось получить большинства, Национал-социалистическая партия сформировала коалиционное правительство с Немецкой национальной народной партией НННП.
Вскоре после этого Гитлер принял закон, который давал ему диктаторские полномочия и позволял начать целенаправленное преследование еврейского населения страны. Принятие Нюрнбергских законов, согласно которым евреи лишались немецкого гражданства Были приняты новые антисемитские и расистские законы, среди которых Закон о защите немецкой крови и немецкой чести, который запрещал браки и внебрачные отношения между евреями и немцами. Закон о гражданстве Рейха предусматривал, что только люди «немецкой или родственной крови» могли иметь гражданство страны.
Остальное население лишалось гражданских прав. Аншлюс: вступление немецкой армии в Австрию Немецкая армия вступила на территорию Австрии. Большинство населения страны тепло приветствовало это событие.
Одним из результатов беспрепятственной аннексии стало введение в Австрии антисемитских законов. Появление красной отметки «J» в паспортах немецких евреев Министр внутренних дел признал недействительными все немецкие паспорта евреев. Они должны были сдать свои старые паспорта, которые вновь становились действительными только после того, как в них была поставлена отметка «J».
Хрустальная ночь, или Ночь разбитых витрин В результате все более враждебного отношения к еврейскому населению в Германии 9 ноября 1938 года были уничтожены и ограблены 7 000 магазинов, владельцами которых были евреи. Сотни синагог и домов, принадлежащих евреям, были сожжены. Погром получил свое название в связи с разбитыми витринами еврейских магазинов.
В последующие недели, с принятием новых законов, были закрыты все еврейские компании, из государственных школ были исключены все дети еврейского происхождения и была ограничена свобода передвижения евреев. Речь в рейхстаге Это выступление в рейхстаге запомнилось главным образом заявлением Гитлера о том, что в случае еще одной мировой войны евреи Европы будут уничтожены. Эту речь, приуроченную к шестой годовщине захвата Гитлером власти в 1933 году, помог подготовить Министр нацистской пропаганды Йозеф Геббель.
Она длилась два с половиной часа, в ней затрагивались вопросы как внешней, так и внутренней политики. Этот пакт о ненападении позволил его участникам разделить между собой территорию Польши и аннексировать другие страны Центральной Европы. Последовавшая за этим война унесла жизни примерно 73 миллионов людей.
Создание Германией гетто на территории Польши После аннексии территорий Польши, оккупированных Германией, в сотнях районов страны нацисты создали еврейские гетто в целях ограничения жизнедеятельности и сегрегации 3,5 миллионов еврейского населения Польши, с тем чтобы облегчить преследования, террор и эксплуатацию. Польским евреям приказали носить нашивки с изображением желтой звезды Польским евреям приказали носить отличительную нашивку. Неисполнение этого приказа каралось смертью.
Такие желтые звезды зачастую называли «знаком позора». Приказ о создании концентрационного лагеря в Освенциме Аушвице Начиная с мая 1940 года в концентрационный лагерь в Освенциме стали прибывать первые узники. Из 1,3 миллиона сосланных в Освенцим людей погибли 1,1 миллион.
Число жертв включает 960 000 евреев, 74 000 поляков нееврейского происхождения, 21 000 рома-цыган, 15000 советских военнопленных и около 15 000 других европейцев. Многие погибли от голода, истощения, болезней, побоев или были казнены в индивидуальном порядке, остальные были убиты во время проведения медицинских опытов. Открылись двери, вошли нацисты и начали отбирать людей.
Ты выходил, и тебя, главу семьи, спрашивали о профессии, количестве детей. Настала наша очередь, мой дядя вышел вперед, его спросили: "Профессия? Он ответил, что был мастером по изготовлению сёдел и упряжи.
Теперь настала очередь моего отца. Снова мастер по седлам и упряжи, двое детей. Ведь мой отец вышел вперед, у него было двое детей, и он тоже был мастером по седлам, у него была та же профессия.
Нам повезло, он ушел, чтобы остаться в живых, но им пришлось погибнуть. Итак, мой дядя Мойше, Шошка, Берл и Лейзер вышли во двор. Нацисты вывезли на грузовиках 4,5 тысячи, 4 тысячи человек.
Их вывезли за пределы города, в могилы, в заранее вырытые могилы. Их убили, их расстреляли. Это сделали солдаты айнзацгрупп, это были айнзацгруппы.
Моя мама стояла практически напротив окна, и вдруг, из ниоткуда, появилась полиция СС.
Значительная часть жертв Холокоста, особенно на территории бывшего Советского Союза, живет в бедности, и пандемия коронавируса только усугубила их экономические проблемы. Дополнительные средства, о которых идет речь, помогут им справиться с повышением стоимости продуктов питания и других предметов первой необходимости», — отметили в организации. Claims Conference основали в 1951 году представители 23 крупнейших международных еврейских организаций.
Он не верит в исправление подсудимой и уверен, что она продолжит повторять свои ложные утверждения. Защита Хавербек продолжает настаивать на её невиновности. Адвокат Вольфрам Нахрат в заключительной речи подчеркнул, что убеждения 92-летней старушки являются следствием глубоких заблуждений, и призвал оставить её в покое, настаивая на оправдательном приговоре. Урсула неоднократно заявляла, что претензии властей к ней являются нарушением свободы слова, однако в Германии отрицание холокоста запрещено законом. Напомним, в 2017 году суд Берлина уже один раз приговорил Урсулу Хавербек к шести месяцам лишения свободы за отрицание холокоста.
Хавербек также регулярно публиковала свои статьи в правом журнала Stimme des Reiches "Голос империи". Она использовала журнал для выражения своих взглядов, распространяя мнение что Холокоста не было. Согласно немецкому законодательству отрицание Холокоста квалифицируется как подстрекательство к ненависти и подлежит наказанию до пяти лет тюремного заключения.
Жертвы холокоста получат от Германии беспрецедентную компенсацию - около миллиарда долларов
Капитуляция Германии является датой официального окончания Холокоста в Европе. В Германии растет напряженность по мере приближения годовщины "Хрустальной ночи" – устроенных нацистами еврейских погромов. В конце XIX века в Германии стала набирать популярность идея расового антисемитизма. Согласно данным немецкой газеты «Голос рейха», Хафербек неоднократно высказывалась против признания Холокоста. Канцлер Германии Олаф Шольц готовится к поездке в Китай, в Мюнхене ожидаются перебои в работе скоростной железной дороги, пережившие Холокост в Израиле получают немецкие выплаты и другие новости из Германии в пятницу.
Холокост и «банальность зла»
В Германии пенсионерка, отрицавшая Холокост, приговорена к тюремному заключению | Канцлер Германии Олаф Шольц готовится к поездке в Китай, в Мюнхене ожидаются перебои в работе скоростной железной дороги, пережившие Холокост в Израиле получают немецкие выплаты и другие новости из Германии в пятницу. |
Что такое холокост на самом деле и почему он начался еще до войны? Рассказывает историк | На пресс-конференции с канцлером Германии Олафом Шольцем в Берлине в понедельник президент Палестины Махмуд Аббас обвинил Израиль в многочисленных преступлениях против палестинцев: «Израиль совершил 50 массовых убийств в 50 палестинских, 50 холокостов». |
Новости по теме Холокост
Холокост — это политика нацистской Германии, её союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев c 1933 по 1945 год. Германия продлит программу ежегодных выплат жертвам холокоста до 2027 года. Германия предоставит единовременную выплату в размере 220 евро лицам, пережившим Холокост, чтобы помочь им справиться с последствиями нападений, совершенных 7 октября на юге Израиля под руководством ХАМАС, сообщает CNN. Они испортили шесть изображений, показанных на выставке в Лейпциге. Ущерб оценивается в 1,5 тысячи евро. Главные новости» В мире» Бабушку, отрицающую Холокост в Германии, не могут посадить в тюрьму. На пресс-конференции с канцлером Германии Олафом Шольцем в Берлине в понедельник президент Палестины Махмуд Аббас обвинил Израиль в многочисленных преступлениях против палестинцев: «Израиль совершил 50 массовых убийств в 50 палестинских, 50 холокостов».
Холокост в Транснистрии
Этот город был освобождён 30 декабря 1941 года в результате контрнаступления Красной Армии под Москвой. Через четыре недели наступление советских войск спасло 200 узников гетто села Ильино нынешней Тверской области , которых нацисты уже успели вывести на расстрел. Три тысячи горских евреев спасены Красной Армией в Нальчике в январе 1943 года. В марте 1944 года в ходе освобождения Украины десятки тысяч евреев были освобождены в румынской зоне оккупации — Транснистрии. Военные врачи выхаживают оставшихся в живых узников, а польские и советские фронтовые кинооператоры впервые фиксируют беспрецедентные преступления нацизма: Майданек представлял собой не только концлагерь, но и лагерь смерти, где уничтожение людей было организовано как эффективное «поточное производство» — с использованием газовых камер и крематориев. Более 94 тысяч узников Будапештского гетто уцелели не только благодаря помощи шведского дипломата Рауля Валленберга, но и — прежде всего — в результате освобождения гетто 18 января 1945 года в ходе боев за Будапешт. Следующий тематический акцент выставки — освобождение Красной Армией концентрационного лагеря и лагеря смерти Аушвиц 27 января 1945 года.
Одно из центральных событий в истории Холокоста произошло ровно через один год после полного освобождения Ленинграда от блокады. Связь между окончанием блокады и освобождением Аушвица прослеживается в боевом пути солдат, офицеров и частей Красной Армии, дошедших до этой «фабрики смерти» от стен северной столицы. А главное — спасение 7 тысяч полуживых узников которых сами нацисты считали «безнадёжными» стало возможным благодаря блокадному опыту советских медиков. Возвращённые к жизни — в их числе Отто Франк отец Анны Франк и его приёмная дочь Ева Шлосс, писатель Примо Леви — расскажут всему миру об увиденном и пережитом. Стоит отметить, что общность трагедий Холокоста и блокады проявляется и в казни 800 евреев города Пушкин, который официально был частью Ленинграда и считается самой северной «точкой Холокоста». В отличие от прошлых выставок — рассказ о спасении евреев Европы завершается не 27 января ныне — Международный день памяти жертв Холокоста , а в мае 1945 года.
С особым энтузиазмом к реализации проекта ариизации Польши подходил рейхсштатгальтер Вартеланда Артур Грейзер. В сентябре 1940 года он издал распоряжение, в котором регламентировал допустимые взаимодействия между немцами и поляками. Слишком частое и дружелюбное общение с поляками будет расцениваться как нарушение предписанных правил поведения». В первые месяцы после поражения и раздела Польши нацисты еще не выработали единую стратегию относительно еврейского населения. Большинство немецких функционеров, включая кровожадного Грейзера, больше беспокоил «польский вопрос» — то есть как транспортировать и организовать местных жителей таким образом, чтобы географическое расселение отражало их новое положение на низшей ступени социальной иерархии. В качестве промежуточной меры оккупанты организовали гетто, в которые сгоняли евреев. Среди поляков он цвел махровым цветом.
На кой ляд вы существуете? Да сгинет ваш род! Осенью 1939-го многим евреям казалось, что теперь они с поляками нееврейского происхождения оказались в одной лодке: и те и другие подвергались унижениям и лишениям со стороны нацистов. Однако чем больше проходило времени, тем понятнее становилось, что в такой ситуации многие поляки всё равно считали себя лучше евреев. Даже те, кому приходилось тяжело при новой власти, быстро оценили новые возможности, которые сулило сотрудничество с оккупантами. Чего же с ними церемониться? Почему многие поляки спокойно отнеслись к преследованиям соседей-евреев и как они помогали нацистам Одним из важных факторов, повлиявших на ожесточение польских антисемитов в начале 1940-х годов, стало распространение теорий заговора о массовом сотрудничестве евреев с советскими оккупационными властями после раздела Польши между Третьим рейхом и СССР в соответствии пактом Молотова — Риббентропа.
Исследовавший массовое убийство в городке Едвабне в июле 1941-го Мачей Яновский приводил такие слова одного из местных жителей: «После того, что здесь творилось во время советской оккупации, трудно удивляться взрыву гнева поляков, направленного против евреев». Самое распространенное объяснение такой позиции заключается в том, что поляки экстраполировали опыт незначительной части еврейского сообщества, сотрудничавшей с советскими властями, на всех евреев и лишь укрепились в неприязни к последним, которая существовала задолго до войны. Допуск представителей «жидокомунны» до административных должностей при СССР потряс многих поляков «совершенно невообразимой сменой социальных ролей». Уже в XXI веке некоторые участники спровоцированной произведениями Гросса дискуссии ссылались на «еврейский коллаборационизм с большевиками» если не как на смягчающее обстоятельство, то как на одну из важнейших причин участия некоторых местных католиков в холокосте. Мощные антисемитские акценты можно было услышать в высказываниях иерархов католической церкви. Втиснутая между гитлеровской Германией и сталинской Россией Польша не сумела установить порядочных отношений с нацменьшинствами, в том числе с еврейской общиной». Даже польские националисты, которые выступали против нацизма и порой оказывались в концлагерях за борьбу против оккупантов, по-прежнему придерживались антисемитских взглядов.
Они считали, что хоть страну и захватил жестокий тоталитарный режим, но «решение еврейского вопроса» всё равно следует воспринимать как благо. Всего исследователи задокументировали 219 антисемитских погромов на территории восточной Польши после ее перехода под контроль нацистов, то есть массовые преступления произошли почти в 10 процентах от 2304 маленьких городов и деревень, где евреи проживали вместе с этническими поляками. Последние выступали основными исполнителями примерно в четверти всех погромов. Некоторые исследователи уверены , что полякам «приходилось» выполнять приказы оккупантов, поэтому нельзя возлагать на них полную ответственность за пытки и убийства евреев. Однако во многих случаях поляки проявляли немотивированную и избыточную жестокость по отношению к соседям до появления нацистов или уже после их ухода. Яркий пример подобного отношения — погром в Щучине на границе с Литвой, который был захвачен в июне 1941 года, в первые же дни после начала немецкого вторжения. Население в городе — 5400 жителей — распределялось примерно поровну между этническими поляками и евреями.
В ту же ночь, когда отряды вермахта прошли по Щучину и двинулись дальше, многие католики вооружились всем, что оказалось под рукой, начали выгонять евреев из домов и избивать. Это продолжалось примерно две недели. Из тюрьмы выпустили всех дебоширов: Домбровского, Якубчика — тех, кого арестовали большевики. Их переполняла злоба к большевикам и к евреям. Резня началась в пятницу вечером, когда весь город спал. Поляки организовали всё очень хорошо: одна банда действовала в новом квартале, другая на рынке, третья на главной улице. Затем головорезы разделили имущество убитых.
Тела наваливали на подготовленные заранее фургоны и выбрасывали за пределами города. Кровь с улиц сразу смыли». Считается , что в ту ночь погибло около 300 человек. Остановить погром удалось благодаря вмешательству небольшой группы задержавшихся в городе немцев. С защитившими их солдатами вермахта евреи расплатились супом и кофе. Примечательно, что погромы продолжились и после войны: в июле 1946 года жители города Кельце обвинили евреев в похищении и ритуальном убийстве восьмилетнего ребенка. Исчезновение мальчика послужило поводом для беспорядков.
Поляки закидывали камнями синагогу, громили и сжигали дома, где жили евреи, причем некоторые нападавшие кричали, что «закончат работу Гитлера». Когда советским и польским военным удалось восстановить порядок, якобы похищенный мальчик вернулся в город. Оказалось, что накануне отец отослал его в деревню, чтобы использовать исчезновение как предлог для уничтожения евреев. За один день в Кельце погибло не менее 40 человек, среди которых оказалось несколько ветеранов польской армии, а также женщины и дети. Польский антисемитизм проявлялся не только на территориях, которые до лета 1941-го находились под контролем Советского Союза, и далеко не всегда принимал форму прямого насилия, как в случае с массовыми убийствами в Едвабне и Щучине. Одной из самых распространенных форм антисемитизма и коллаборационизма в том числе в той части Польши, которую Германия оккупировала еще осенью 1939-го стал шантаж со стороны соседей и знакомых нееврейского происхождения. Поляки требовали от евреев солидных сумм и крупных вознаграждений в обмен на молчание, а иначе угрожали рассказать нацистам о происхождении своих жертв.
В таком случае евреям грозило переселение в гетто, а затем и депортация в концлагерь.
Несмотря на консервативный поворот в политике, симпатии немцев неожиданно оказываются на стороне леволиберальных историков, а проект «конституционного патриотизма» Хабермаса — единственным выходом из кризиса отношений с прошлым. Распад Советского Союза и падение Берлинской стены только укрепляют в общественно-политическом дискурсе ФРГ представление о коллективной ответственности за преступления нацизма. Эрнст Нольте из-за серии последующих статей, в которых описывал буквально все происходящее в Третьем рейхе как реакцию на происходящее за пределами страны, был обвинен в ревизионизме Холокоста.
Ученый становится изгоем в науке и публичной сфере: университеты перестают приглашать его читать лекции, основные издательства отказываются публиковать его новые работы, а газеты — предоставлять пространство для высказываний. Хилльгрубер умирает в 1989 году. Идеолог нового патриотизма Штюрмер уходит из политики и становится популярным журналистом, использующим для расследований свои связи в политической и военной элите ФРГ. Любопытный постскриптум спору историков делает и популярная культура: в 1990 году в немецких кинотеатрах показывают вдохновленный спором историков фильм «Дрянная девчонка», в котором главная героиня, несмотря на институциональные преграды, исследует нацистское прошлое своего родного города.
Добровольные подручные Гитлера Окончательный консенсус в политическом дискурсе вокруг ответственности немцев за Холокост закрепляется в конце 90-х, когда после публикации книги американского историка Даниэля Гольдхагена «Добровольные подручные Гитлера» в уже объединенной Германии вновь начинаются дискуссии о преодолении нацистского прошлого. На этот раз в публичные дискуссии с учеными и политиками активно вступают простые жители Германии, причем последние — наиболее радикальны и последовательны в своих интерпретациях наследия национал-социализма. Основной тезис книги молодого ученого из Гарварда звучит приблизительно так: задолго до прихода НСДАП к власти в немецкой культуре оформилась особая форма антисемитизма, допускающего физическое уничтожение евреев. Холокост не был делом рук нацистского руководства, как привыкли считать исследователи в течение послевоенных десятилетий.
Напротив, он опирался на широкую сеть исполнителей и пособников, готовых терпимо относиться к гонениям евреев, поддерживать и участвовать в них. Лишение евреев гражданских прав, депортации в лагеря и их последующие убийства поддерживались большинством населения Третьего рейха. Гольдхаген подчеркивал, что военнослужащие батальонов, осуществлявших уничтожение евреев, не подвергались идеологической обработке и даже чаще всего не являлись членами НСДАП — они были рядовыми немцами, проявившими нечеловеческую жестокость. Еще до публикации книги на немецком языке «Добровольных подручных Гитлера» большинство немецких интеллектуалов возмущенно выступает против аргументов Гольдхагена: критикуется методология и тенденциозность в выборе фактов, игнорирование всех предыдущих наработок в исследованиях Холокоста и отсутствие научной новизны на фоне большого числа спекуляций.
Критика была беспощадной, причем возглавляют ее леволиберальные историки. Однако после выхода перевода книга Гольдхагена становится бестселлером — за следующие три года распродается более 300 тысяч экземпляров научной монографии, а молодой гарвардский доцент становится национальным героем и символом преодоления нацистского прошлого. Каждый, кто покупал книгу Гольдхагена, показывал, что он «правильный немец», который готов нести ответственность за преступления нацизма. Под неумолкающую критику профессиональных историков, автор «Добровольных подручных Гитлера» проезжает с турне по Германии с серией публичных лекций.
Активный участник спора историков и член социал-демократической партии Ганс Моммзен писал, что основной тезис Гольхагена нежизнеспособен — у немцев отсутствовала сильная ненависть к евреям, а нацистский режим последовательно старался избегать публичных скандалов, связанных с окончательным решением. По его мнению, американский ученый зря сбрасывал со счетов бюрократическое мышление как одну из основных причин масштабов Холокоста. Юрген Хабермас с недавним союзником не соглашался и был уверен: резонанс вокруг книги Гольдхагена ожидаем — объединенное немецкое общество ждало внятного объяснения темного периода своей истории. С этой задачей историки и интеллектуалы вновь не справились.
При всех недостатках работы она помогла окончательно оформить и закрепить в Германии верный подход к нацистскому прошлому, считал философ. Консенсус и табу Уже через несколько лет после спора историков и дискуссии вокруг книги Даниэля Гольдхагена стало ясно: преодоление наследия темного времени немецкой истории привело не только к позитивному эффекту — признанию большинством населения Германии своей коллективной ответственности за геноцид евреев. Спор историков о статусе Холокоста неожиданно обернулся жестким нормированием публичного дискурса о Второй мировой войне. Активный участник спора историков консервативный историк Герман Люббе в своей недавней работе «От товарищей по партии к гражданам государства» 2007 признается: хорошо бы, чтобы спора историков не было вообще.
Сегодня историки, интеллектуалы, политики и рядовые немцы сторонятся любых высказываний, которые выходят за пределы консенсуса о коллективной ответственности за Холокост. Любое нарушение установленных границ табуируется и считается недопустимым. Вместе с консенсусом о геноциде в общественно-политический дискурс Германии пришла «мораль», используемая как средство политической дисквалификации. По мнению Люббе, благодаря спору историков, Холокост закрепился как учредительное событие немецкой политики и приобрел характер гражданской религии, которая ограничивает свободу мысли и поступков.
В этом смысле действительно показателен пример писателя Мартина Вальзера, который в 1998-м читает публичную речь с критикой репрезентации разговоров о нацистском прошлом в медиа. Вальзер попытался объяснить немецкому обществу, что упреки в недостаточном раскаянии за преступления Холокоста стали политическим оружием и способом повысить рейтинги СМИ. Дежурные политкорректные высказывания о Третьем рейхе — это еще не полное принятие ответственности. Надо ли говорить, что после этого выступления Вальзеру так и не удалось очистить свою репутацию от обвинений в антисемитизме.
Вслед за Вальзером другой немецкий писатель Винфрид Георг Зебальд предположил: именно позиция обличителей объясняет последовательные неудачи немецких интеллектуалов в их попытках выстроить «правильные» отношения между прошлым Германии и ее населением. Более того, не историки или социальные ученые несут ответственность за сохранение коллективной памяти о катастрофе Холокоста, а писатели. Зебальд уверен, что только художественная литература была способна дать голос мертвым, поместить их в общий культурный фон Германии и сформировать верное отношение к прошлому. В сборнике эссе «Естественная история разрушения» Зебальд убедительно доказывает, что вплоть до сегодняшнего дня вся послевоенная немецкая культура скорби и воспоминаний основывается на национальном нежелании помнить и признавать вину за поддержку режима Гитлера.
И итоги спора историков только сильнее закрепили молчание.
Такие объединения существуют в Германии в полуподпольном режиме, но не имеют никакой политической силы и влияния на общественность. Это не политические партии, это какие-то закрытые кружки. У них даже нет своих официальны журналов, потому что это всё запрещено. Они собираются где-то в подвалах, вешают портреты Гитлера и занимаются всем этим бредом. Это просто какие-то маргиналы», - рассказал Рар НСН.
Как менялось отношение к Холокосту в Германии и СССР
По всей Германии также открывали еврейские центры и музеи, в которых проводят конференции и семинары о Холокосте, об исторической памяти в Германии, межрелигиозном диалоге, еврейской истории и культуре. Германия приняла решение о выплате дополнительных $1,4 млрд жертвам холокоста по всему миру. Об этом сообщает издание Forbes со ссылкой на «Конференцию по материальным претензиям евреев к Германии». Холокост в Германии — систематическое преследование и истребление евреев немецкими нацистами в Германии в период с 1933 по 1945 годы, часть общей политики нацистов и их союзников по уничтожению евреев. Судя по действиям нацистов, холокост после захвата для Германии «жизненного пространства» был самой важной частью программы Гитлера. «Неделя памяти» жертв Холокоста в Москве, организованная Российским еврейским конгрессом и Центром «Холокост», продолжилась мероприятиями в Германии – при поддержке Россотрудничества и Фонда «Генезис».
Холокост – величайшая трагедия еврейского народа
Германия продлит программу ежегодных выплат жертвам холокоста до 2027 года. Вот только в данном случае Германия явно оказывает Тель-Авиву «медвежью услугу». Берлин сослался на преступления нацистской Германии и устроенный ею Холокост, тем самым заявляя себя в качестве «эксперта» в вопросах массового уничтожения людей. РИА Новости. В Международный день памяти жертв Холокоста канцлер Германии Олаф Шольц напомнил об исторической ответственности немцев перед евреями. "Страдания шести миллионов невинно убитых евреев и евреек не будут забыты. Холокост в Германии — систематическое преследование и истребление евреев немецкими нацистами в Германии в период с 1933 по 1945 годы, часть общей политики нацистов и их союзников по уничтожению евреев. По итогам переговоров между правительством Германии, Клеймс Конференс и Управлением по правам переживших Холокост, специальный Фонд солидарности с Израилем произведет дополнительные выплаты. Немецкие налогоплательщики не в курсе, кого они содержат вот уже пятый месяц.