Новый договор СНВ об ограничении стратегических наступательных вооружений был подписан в 2010 году Соединенными Штатами и Россией сроком на 10 лет, который был продлен в 2021. Политика - 21 февраля 2023 - Новости. Смотрите видео онлайн «Эксперт объяснил, что означает приостановка договора СНВ-III | новости» на канале «СНЧ» в хорошем качестве и бесплатно.
Стратегический разворот: Что будет после приостановки Россией СНВ-3
В ходе 540 пленарного заседания СФ сенаторы проголосовали за приостановление участия России в договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Он заменил Договор о СНВ 1991 года (ДСНВ), а также Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 года (ДСНП). 1 августа 2022 года американский президент Джо Байден предложил начать разработку нового договора, который в будущем заменит СНВ-3.
СНВ-3: за и против
Договор СНВ-III ограничивает все развернутые Россией ядерные средства межконтинентальной дальности, включая каждую российскую ядерную боеголовку. Премьер-министр Эстонии Кая Каллас заявила, что Россия была и останется участником договора о ядерном вооружении СНВ-3 и "это не обсуждается". Во время послания Федеральному собранию 21 февраля президент Владимир Путин заявил, что Россия приостанавливает участие в ДСНВ.
Госдума приняла закон о приостановке участия РФ в ДСНВ
Поэтому и необходимо приостановить договор, до тех пор, пока отношения стран не восстановятся. Страны Запада заинтересованы в исполнении договора. Пока он приостановлен, мы можем использовать инновационные разработки и не уведомлять об этом Соединенные Штаты. Это может принести нам даже больше пользы.
В этих условиях Россия может осуществлять перемещение стратегических вооружений, обновить их, модернизировать стратегические силы и не уведомлять никого. Перенджиев заявил, что для возобновления договора Америке как минимум придется остановить поставки вооружения на Украину и прекратить агрессивную риторику и санкции против России.
Не детализировали впоследствии эти и иные возможные ключевые элементы будущей договорённости и другие американские высокопоставленные лица, имеющие отношение к контролю над ракетно-ядерными вооружениями.
При всей важности решения задачи поэтапного и контролируемого процесса сокращения стратегических и тактических ядерных вооружений с участием всех без исключения ядерных государств к какому-то крайнему сроку возникает вполне законный вопрос: имеются ли благоприятные условия для начала работы над главными положениями российско-американского Договора СНВ-4 в настоящее время или нет? Нет, не имеются. Это не просто спонтанно возникшее мнение, а твёрдое и уже давно созревшее убеждение.
Оно основано на многих причинах, которые представляются объективными и которые невозможно игнорировать. Угрозы у рубежей России и разорванные договоры В настоящее время и даже в отделённой перспективе нет никаких условий для того, чтобы пойти с США и НАТО в целом на сокращение вполне определённых существующих эффективных вооружений и новейших перспективных вооружений, которыми владеет или очень скоро будет располагать Россия. Данное утверждение основывается на учёте таких факторов, как: усиление многоплановой и чрезвычайно враждебной антироссийской политики, наращивание наступательных комбинированных видов вооружений передового базирования у российских рубежей, включение прямых угроз в адрес России, её союзников и друзей, а также ясно выраженная готовность применить против России ядерные и другие виды вооружений.
Надо также учитывать, что в период деятельности предыдущих американских президентов, то есть до президентства Джозефа Байдена, Вашингтон: в одностороннем порядке вышел из трёх многосторонних договорных актов Договора по открытому небу , Договору о торговле оружием и «иранской ядерной сделки» , нарушил две международные Конвенции о запрещении химического и биологического бактериологического оружия , а также Договор о нераспространении ядерного оружия, не ратифицировал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Надо особо отметить, что нынешняя «демократическая» американская администрация не собирается возобновить участие США в разорванных договорах. Она также не намерена прекратить нарушения положений действующих договоров в области контролирования вооружений.
Нам не помогут выборочные сокращения Россия вряд ли добьётся укрепления стратегической стабильности, если в соответствии с планами США будет сокращать одни виды вооружений и одновременно давать «зелёный свет» их другим видам только в интересах Вашингтона. Соединённые Штаты усиливают развёртывание стратегических наступательных ядерных вооружений, тактического ядерного оружия в Европе и Азии, а также средств их доставки. Американцам активно содействуют в этом остальные государства, являющиеся участниками Североатлантического союза, которые уже давно превратили свою территорию в плацдарм для совершения агрессии не только против Донбасса, но и России в целом.
Вряд ли помогут привлечь американскую сторону к конструктивным переговорам демонстрации или показы новейших российских перспективных вооружений на нашей территории американским делегациям, например, гиперзвукового планирующего боевого блока «Авангард» уже демонстрировался или новейшей МБР «Сармат» запланирована к показу. Не помогут. Это наивное представление.
Кроме того, в условиях, когда Вашингтон вставляет палки в колёса российским инспекционным группам, желающим посетить Соединённые Штаты и проконтролировать развёртывание американских стратегических ядерных вооружений в соответствии с действующим Договором СНВ-3, такие показы с нашей стороны представляются несбалансированными, а стало быть — нецелесообразными.
Договор подписали 185 стран, из которых 169 его уже ратифицировали. В том числе три обладателя ядерного оружия: Франция, Россия и Великобритания. Франция даже стала единственно страной, которая ликвидировала свой ядерный полигон. Но для вступления договора в силу его должны ратифицировать 44 конкретных страны-обладателя ядерных технологий. А Индия, Северная Корея и Пакистан его даже не подписали. Тем не менее, по факту этот договор добровольно выполняется его участниками.
Еще до его согласования, в 1990-м, Россия предложила ввести моратория на испытания ядерного оружия и его поддержали США и Великобритания. Россия последний раз провела ядерные испытания в 1990 г. Индия и Пакистан договор не подписали, и в 1998 году по два раза провели подземные испытания на фоне обострения отношений между собой. С 2006 по 2017 годы они провели 6 подземных ядерных взрывов. Еще одно важное последствие этого договора ДВЗЯИ - создание подготовительной организации по выполнению договора Comprehensive Nuclear-Test-Ban Treaty Organization - CTBTO и сети мониторинга ядерных испытаний из более 300 сейсмических, гидроакустических и радиационных станций и лабораторий по всему миру. Собственно, они и фиксировали те 10 испытаний, которые были проведены в трех странах после 1996 года. Помимо контроля за испытаниями сеть мониторинга используется и в научных и прикладных целях, например, предупреждая о землетрясениях и цунами.
CTBTO и ее сеть мониторинга фиксировали и проводили анализ выброса после аварии и радиационного инцидента в Неноксе в 2019 году. Вступил в силу в 1970-м. Суть договора выражена в названии - он призван способствовать тому, чтобы число стран, обладающих ядерным оружием, не увеличивалось. Те, у кого оно есть, обязуются не передавать его третьим странам и не помогать им его создать, а те, у кого нет - не пытаться его создать. К обладателям ядерного оружия договор причисляет тех, кто создал его до 1 января 1967 года. Причем, Франция и Китай договор подписали лишь спустя 22 года, в 1992. На текущий момент ДНЯО подписали более 170 стран.
Но ядерное оружие вопреки усилиям этого договора с тех пор заполучили еще 4 страны - Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея, которые не подписали договор. На первый взгляд может показаться, что это несколько лицемерный договор, пытающийся закрепить статус-кво и обеспечить ядерным державам превосходство, не дав другим неядерным странам подняться на их уровень и создать свою атомную бомбу. Судя по результатам, некоторые страны так его и восприняли. Однако если посмотреть глубже, то определенная логика в этом договоре есть. Все участники договора признают, как это отмечается и в других упоминаемых ранее договорах, что ядерное оружие - это угроза человечеству, и необходимо всячески способствовать ядерному разоружению и сокращению ядерных арсеналов мира. И имеющие ядерное оружие реально сокращают арсеналы, как мы еще увидим ниже, так что это не просто красивые слова. Те же у кого оружия нет разделяют этот взгляд на него и не пытаются его создать, тем более что для многих это и так неподъемная и дорогая задача.
К тому же для добровольно отказывающихся от ядерного оружия стран предусмотрены определенные плюшки. Во-первых, дополнение к договору от 19 июня 1968 года гарантирует его участникам безопасность и защиту со стороны подписавших договор ядерных держав США, СССР и Великобритания в случае, если они подвергнутся ядерному нападению со стороны третьих стран. Этот пункт призван снизить риск ядерного конфликта и мотивацию желающих получить ядерное оружие, и тем более его применять. Кроме этого договора, США и СССР прикрывали "ядерным зонтиком" своих союзников, что для многих снимало необходимость делать свою бомбу. Во-вторых, договор закрепляет за всеми участниками право на мирное использование атомной энергии и получение всех благ ядерных технологий, и гарантирует, что отказавшиеся от идеи создания ядерного оружия страны получат в этом помощь со стороны ядерных держав. В некотором смысле это развитие идеи, высказанной Эйзенхауэром в 1953 году в своей речи "Атом для мира". В рамках Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ страны-участники могут получить доступ к результатам исследований, научной и технической информации, опыту применения мирного атома, получать техническую помощь, материалы и оборудование.
Участники имеют право пользоваться международной системой ядерной информации ИНИС , содержащей более 500 тыс. Ядерные державы, в т. Например, нормы радиационной безопасности и многие другие нормативные документы базируются на обобщенных докладах и рекомендациях МАГАТЭ. МАГАТЭ же обеспечивает контроль за тем, чтобы эти знания и материалы не использовались участниками для создания оружия. Такой подход дал свои результаты. Действительно, атомная энергетика сегодня есть в 31 стране, из которых ядерное оружие есть лишь у 7. Использование ядерных технологий в науке, медицине, сельском хозяйстве, охране окружающей среды, промышленных технологиях, технологиях безопасности и других направлениях теперь доступно более чем 170 странам, для которых МАГАТЭ в рамках технического сотрудничества сейчас ведет более 850 проектов.
Впрочем, нельзя сказать что этот договор полностью выполняет свое предназначение. Как я уже писал, 4 страны, несмотря на ДНЯО, получили ядерное оружие. Но не без проблем для себя. Некоторые исключения - Израиль, Северная Корея, Индия, Пакистан и Иран Израиль официально не подтверждает и не опровергает наличие у себя ядерного оружия, а мирной атомной энергетики не имеет. При этом активно борется с попытками получить атомное оружие у недружелюбно настроенных к нему соседей. А в Иране в ходе спецопераций и покушений периодически погибают видные участники ядерной программы , в чем тоже обвиняют Израиль. Ее ядерная программа 1970-х годов включала строительство исследовательских реакторов и планы по строительству нескольких АЭС с помощью СССР.
Однако при этом корейцы тайно сотрудничали с Китаем по военным программам. Несмотря на некоторые успехи в переговорах по улаживанию ситуации с администрацией Клинтона в 1990-е и шестисторонние переговоры в 2000-е, Северная Корея вышла из МАГАТЭ в 1994, из ДНЯО в 2003, создала ядерное оружие и провела 6 испытаний с 2006 г. При этом термин "страна-изгой" - это практически определение нынешней Северной Кореи. Судя по всему, поиск решения корейского вопроса быстрым не будет. Индия и Пакистан, два антагониста в своем регионе, между которыми было минимум три войны, обзавелись ядерным оружием в обход всех международных договоров, в которых они не участвовали. Индия в 1974-м, Пакистан в 1998-м. При этом в отличие от КНДР странами-изгоями они не стали - большая включенность в мировую экономику, относительно демократические режимы, понятные проблемы не направленные вовне - все это делает их куда более предсказуемыми партнерами.
Но санкций они не избежали. Но после испытания индийской атомной бомбы в 1974 году сотрудничество прекратилось. После индийского прецедента ядерные державы создали объединение - группу ядерных поставщиков ГЯП. Эти основные поставщики технологий, материалов и оборудования в атомной сфере договорились не поставлять их в те страны, которые не поставили свои ядерные объекты под контроль МАГАТЭ. Поэтому создание атомной бомбы Индией закрыло для нее возможности в иностранной помощи с развитием своего мирного атома. Индия пошла своим путем в атомной энергетике, что сделало его весьма непохожим на другие. Из-за ограниченности собственных запасов урана, Индия сделала ставку на реакторы на тяжелой воде как и CANDU собственного производства, которые не требуют обогащения топлива и могут работать на природном уране, на строительство быстрых реакторов-размножителей сейчас долго и мучительно строится первый из них и исследования возможностей ториевого топливного цикла.
Это открыло возможности для поставок ГЯП и дало Индии доступ к мировому ядерному рынку. В 2013 и 2016 Россия построила и сдала в эксплуатацию два энергоблока индийской АЭС Куданкулам, сейчас строит 3-й и 4-й блоки, и есть договоренность о строительстве 5-го и 6-го блоков и еще одной АЭС на другой площадке. Индия планирует у троить мощности АЭС за 10 лет и без иностранной помощи тут не справиться. Первая очередь АЭС Куданкулам в Индии, построенная Росатомом Пакистан после очередного поражения в войне с Индией в 1971-м году тоже занялся своей ядерной программой. Свою бомбу они испытали в 1998 году. В том году они с Индией устроили по два показательных подземных ядерных взрыва. При этом Пакистан готов подписать договор о нераспространении и договор о запрете испытаний, если их подпишет Индия.
Но Индия не особо на это идет, видя главную атомную угрозу даже не в Пакистане, а в Китае, который за ним стоит. Собственно, в ответ на появления ядерного оружия у Китая Индия и начала создавать свое. Отдельно стоит сказать пару слов о ситуации с Ираном, который вполне может стать 10-м обладателем ядерного оружия. Эта страна имеет мощности для обогащения урана, исследовательские реакторы и научные кадры, то есть Иран вполне обладает всем необходимым для создания ядерного оружия. Вопрос лишь во времени и политической воле. Но Иран заявляет что намерен развивать лишь мирное использование атомной энергии. Однако отношения в регионе мягко говоря непростые.
Иран давно под санкциями США и ЕС, и там и без ядерных вопросов полно поводов для недоверия и конфликтов. В 2003-2004 Иран начинают подозревать в работе по созданию ядерного оружия, возникают сложности с инспекциями МАГАТЭ и обвинения Ирана в том что он нарушает соглашения договора о нераспространении. С тех пор идут почти безуспешные переговоры о том как обеспечить хоть какой-то вариант взаимодействия и контроля. И все бы хорошо, но в 2018 году Трамп в одностороннем порядке вывел США из сделки. Так что остается надеяться на то, что новая администрация Байдена найдет подход и способ восстановить сделку. В итоге, по данным ежегодного обзора мировых вооружений СИПРИ доступен по ссылке на русском за 2020-й год , ядерные силы стран мира выглядят примерно так: Но есть и успехи Глядя на то как круг стран, обладающих ядерным оружием, медленно расширяется, может показаться, что усилия международных договоров не приносят нужных результатов. На самом деле это не так.
Во-первых, видно, что решение получить ядерное оружие обходится режимам и странам довольно дорого. Если вы не сторонник идеи Чучхе, или не завязли в многолетнем конфликте в своем регионе, где ваш оппонент имеет ядерное оружие - то особых стимулов к его созданию у вас нет. Во-вторых, этот тезис вполне подтверждается тем фактом, что число стран, отказавшихся от идеи создания ядерного оружия, или даже от самого оружия, которое у них оказалось - гораздо больше. С 1945 года ядерное оружие получили 9 стран, но пытались его создать и в итоге отказались от этой идеи минимум 15. На текущий момент на грани создания ядерного оружия лишь Иран. Кроме того, несколько стран получили ядерное оружие, но затем от него отказались. Первой такой страной стала ЮАР, имевшая ядерную программу и создавшая несколько атомных бомб.
Но в 1989 они программу свернули, бомбы утилизировали, допустили инспекции МАГАТЭ, которые подтвердили их отказ от ядерного оружия в 1994-м. ЮАР присоединилась ко всем международным договорам и даже стала гарантирующим ядерным поставщиком. Вместе с Манделой в 1993 году он получил Нобелевскую премию мира. Фредерик де Клерк слева. Фото: Википедия. Но ближе к нам есть более масштабные примеры.
По соответствующим каналам ведется диалог относительно того, как стороны могли бы вернуться к полноценному осуществлению договора в этой части», — сообщила дипломат на брифинге. РИА «Новости» По ее словам, сейчас изучается вопрос проведения очной сессии. Страны выясняют, какие организационные и технические моменты необходимо решить. С некоторыми проблемами уже удалось справиться. В начале августа 2022 года Россия вывела свои объекты из-под инспекционной деятельности по СНВ-3. Решение объяснили невозможностью проводить проверки в США из-за санкций и стремления американцев перезапустить работу, создав для себя односторонние преимущества. Что подразумевает СНВ-3? Свои подписи на документе поставили российский лидер Дмитрий Медведев и его американский коллега Барак Обама. Встреча сторон проходила в Праге.
США хотят вернуть Россию в ДСНВ. Чего испугались американские власти и пойдет ли на это Москва
Путин несколько раз давал понять, что ядерный фактор не является изолированным, то есть он связан с тем, что происходит на фронтах кампании. Но говорил [об этом] просто декларативно. Я решительно поддерживаю это решение. Пора бы им уже понять, что играть с великой державой в кошки-мышки не получится. Не Россия развязала войну, но она ее остановит! Мы сегодня на священной войне против приспешников сатаны, и нет никаких сомнений в нашей победе! Надо будет увеличить количество боезарядов — увеличим, надо будет увеличить количество носителей — увеличим, это наше право». Ядерные державы не проигрывают войны.
Не сомневаюсь, что он получит единогласную поддержку».
Пусковые установки ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения должны были быть либо ликвидированы, либо переоборудованы в пусковые установки моноблочных ракет. Все пусковые установки тяжелых ракет, а также сами ракеты подлежали уничтожению.
Исключение сделано для 90 пусковых установок, которые могут быть переоборудованы для размещения моноблочных ракет при условии соблюдения специальной процедуры.
По мнению правительства США, ответные меры Вашингтона соответствуют международному праву, соразмерны, обратимы и соответствуют всем другим юридическим обязательствам и направлены на то, чтобы «вернуть государство к выполнению своих международных обязательств». Объявленные меры США включают прекращение с 1 июня информирования российской стороны о стратегическом оружии, подпадающем под действие соглашения. Они больше не будут поощрять инспекции вооружений в рамках нового договора СНВ в Соединенных Штатах и аннулируют визы для российских инспекторов по вооружениям, работающих в рамках договора. Кроме того, Соединенные Штаты больше не будут предоставлять российской стороне телеметрические данные о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводного базирования.
В Елисейском дворце уверены, что это будет «четкий сигнал Кремлю». Впрочем, подобную деятельность можно спокойно назвать ядерным запугиванием, шантажом и терроризмом. Кроме того, нельзя исключить, что человеческий фактор и отказы техники могут привести к трагическим последствиям для большого количества людей.
Россия приостанавливает свое участие в договоре СНВ
При этом договор не запрещал проводить исследования, которые не ведут к производству и испытанию запрещенных систем. Совет Федерации на заседании в среду единогласно одобрил закон о приостановке участия России в Договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3). Договор СНВ-2 между США и Россией был заключен в январе 1993 года, но он так и не вступил в силу, потому что Госдума отказалась его ратифицировать. Договор о дальнейших мерах по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ) был подписан Россией и США в 2010 году и действует до 2021 года. В России договор называют СНВ-3 как продолжение серии договоров о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Приостановка участия России в договоре формально означает, что страна может наращивать ядерное вооружение, проводить испытания и готовить его к запуску.
Ядерный пасьянс. Как изменится мир после приостановки РФ членства в ДСНВ
США считают решение Владимира Путина приостановить участие России в Договоре об ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) безответственным и. Договор о дальнейших мерах по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ) был подписан Россией и США в 2010 году и действует до 2021 года. «Сегодняшнее решение относительно договора СНВ-III разрушает всю архитектуру контроля над вооружениями.