Детерминизм в своей крайней форме считает такое знание принципиально возможным, хотя и ограниченным уровнем развития науки. Детерминированность может подразумевать определяемость на общегносеологическом уровне или для конкретного алгоритма. Под детерминированностью процессов в мире понимается однозначная предопределённость.
Классификация детерминизма
- Детерминизм vs. квантовая механика, или можно ли предсказывать будущее / Хабр
- Детерминизм – что это такое, в чем суть принципа детерминизма, категории и виды
- Детерминированный — что это означает, а так же что такое детерминизм и детерминант(а)
- Детерминированность это
- Кого называют детерминистами?
- Практическое применение принципа детерминизма
Детерминизм — что это такое, что означает детерминированный и детерминант
Детерминизм напрямую следует из классической физики, в соответствии с которой, зная состояние системы в начальный момент времени, можно однозначно предсказать ее состояние в следующий момент — для этого нужно знать только начальные условия и законы физики. Простой пример: возьмем математический маятник. Если мы знаем, в каком положении он находился в какой-то момент и знаем его скорость, а также знаем все силы, которые на него действуют сила тяжести, натяжения нити, сопротивления воздуха , то можно записать второй закон Ньютона и получить дифференциальное уравнение с известными начальными условиями. Решив его, мы найдем положение маятника в любой момент времени. То же самое верно не только для маятника, но и для любой физической системы не обязательно чисто механической. Казалось бы, это все очевидно. Но давайте рассмотрим примеры посложнее, чем математический маятник. Можно ли предсказать положение всех атомов воздуха в комнате, если каким-то образом узнать их точное положение в некоторый момент? А предсказать, как будет расти дерево из семечки — построить точные траектории роста его веток и листиков?
А определить наше собственное состояние, например, через год, зная наше состояние сейчас и состояние мира в данный момент? Естественно, сейчас не существует компьютера, способного выполнить такие вычисления, и я рассматриваю лишь теоретическую возможность. Было бы это возможно, если бы у нас был сколь угодно мощный физически реализуемый компьютер? Детерминизм утверждает, что такие вычисления возможны, и мы могли бы предсказать наше настроение, желания и действия в любой последующий момент времени, зная текущее состояние. Но что же тогда со свободой воли? Мы субъективно ощущаем, что в одинаковых условиях способны принять разные решения. Например, мы чувствуем, что мы выбираем, согласиться ли на предложение о работе, и ощущаем, что возможно как принять его, так и отказаться. Если мы верим, что сознание — результат работы мозга, и что поведение нейронов описывается законами классической физики, то по-другому это просто не может работать.
Все действительно было бы так легко, если бы не квантовая механика, которая вносит некоторые сомнения в описанную выше картину мира. Причем тут квантовая механика Дело в том, что в квантовой физике есть фундаментальный рандом, делающий невозможным детерминистическое описание мира, и связан он прежде всего с процессом измерения. Чтобы разобраться в этом, сначала нужно хотя бы в общих чертах понять, как работает квантовая механика. Основным постулатом квантовой механики является то, что у частицы есть какое-то состояние и оно описывается волновой функцией. Из волновой функции можно получить информацию лишь о вероятностях получить некоторый результат измерения. Например, рассмотрим электрон. Электроны обладают спином — это что-то вроде направления оси, вокруг которой он вращается все, конечно, сложнее, но для данного примера можно представлять это так. Выберем ось, проекцию спина на которую мы хотим измерить — например, ось Z.
Состояние суперпозиции отличается от простого незнания чего-то о системе, но я не буду останавливаться на этом подробно если вам интересно подробнее, гуглить про это можно по ключевым словам "отличие смешанного состояния от состояния суперпозиции". Допустим, что мы измерили проекцию спина на ось Z, и хотим узнать его проекцию на другие оси — Х и Y. Но оказывается, что сделать это принципиально невозможно, не изменив состояние системы. Если же теперь измерить его проекцию, например, на Х, то мы перестаем знать проекцию на Z, ведь мы изменим состояние системы путем измерения. Таким образом, квантовая механика позволяет оперировать только вероятностями. Мы никогда не можем получить полную информацию о направлении спина электрона и предсказать результат измерения.
Но затем, начиная с XIX века, стали разрабатываться статистические теории, которые основывались на идеях и методах теории вероятности. Первыми материальными системами, исследуемыми в рамках статистических теорий, были газы см.
Движения элементов молекул газа в таких системах относительно независимы и равноправны. Хаотические состояния таких систем — это идеальное воплощение случайности. Появившаяся в первой половине XX века квантовая механика считается принципиально недетерминистической теорией. Например, согласно квантовой механике, наиболее полного из всех возможных описаний атома радия недостаточно, чтобы определить, когда именно данный атом распадётся. Известна лишь вероятность того, что распад или некоторое количество распадов случится в течение заданного периода времени [4] [5] [6]. Принцип неопределенности в версии Эйнштейна сыграл очень полезную роль, поскольку он показывал, что в мире фундаментальных частиц закон сохранения энергии мог нарушаться… …с его помощью также удалось объяснить некоторые необычные явления в мире субатомных частиц , исходя из того, что в условиях нарушения закона сохранения возможно появление из ничего частиц, которые исчезают ещё до того, как их удаётся зафиксировать, и которые поэтому называют виртуальные частицы … …принцип неопределенности сильно повлиял на развитие современной физики и философии.
Но и ее подвергают критике. В целом, существует три различных объяснения статистичности квантовой теории: 1 школы Де Бройля, сводящую статистические законы к динамическим; 2 концепция квантовых ансамблей, которая восходит к идеям Эйнштейна, Борна, Мандельштама и развита далее в концепциях К. Никольского и Д. Блохинцева; 3 Копенгагенская - Бора, уточненная Фоком, принимающая статистичность как объективное свойство объектов микромира. Последняя из них и является наиболее распространенной среди физиков. Из Хаос Джеймс П. Кратчфид, ДЖ. Дойн Фармер И погода, и течение горной реки, и движение брошенной игральной кости имеют в своем поведении непредсказуемые аспекты. Так как в этих явлениях не видно четкой связи между причиной и следствием, говорят, что в них присутствует элемент случайности. Однако до недавнего времени было мало оснований сомневаться в том, что в принципе можно достичь точной предсказуемости. Считалось, что для этого необходимо только собрать и обработать достаточное количество информации. Такую точку зрения круто изменило поразительное открытие: простые детерминированные системы с малым числом компонент могут порождать случайное поведение, причем эта случайность имеет принципиальный характер — от нее нельзя избавиться, собирая больше информации. Порождаемую таким способом случайность стали называть хаосом. Далее популярно, с иллюстрациями, излагается развитие теории аттракторов. Из Концепция неопределённости квантовой механики Понятия и принципы классической физики оказались неприменимыми не только к изучению свойств пространства и времени, но еще в большей мере к исследованию физических свойств мельчайших частиц материи или микрообъектов, таких, как электроны, протоны, нейтроны, атомы и подобные им объекты, которые часто называют атомными частицами. Они образуют невидимый нами микромир, и поэтому свойства объектов этого мира совершенно не похожи на свойства объектов привычного нам макромира. Планеты, звезды, кометы, квазары и другие небесные тела образуют мегамир. Новый радикальный шаг в развитии физики был связан с распространением корпускулярно-волнового дуализма на мельчайшие частицы вещества — электроны, протоны, нейтроны и другие микрообъекты. В классической физике вещество всегда считалось состоящим из частиц и потому волновые свойства казались явно чуждыми ему. Тем удивительным оказалось открытие о наличии у микрочастиц волновых свойств, первую гипотезу о существовании которых высказал в 1924 г. Экспериментально эта гипотеза была подтверждена в 1927 г. Дэвиссоном и Л. Джермером, впервые обнаружившими явление дифракции электронов на кристалле никеля, т. Каждой материальной частице независимо от ее природы следует поставить в соответствие волну, длина которой обратно пропорциональна импульсу частицы. Принципиальное отличие квантовой механики от классической состоит также в том, что ее предсказания всегда имеют вероятностный характер. Это означает, что мы не можем точно предсказать, в какое именно место попадает, например, электрон в рассмотренном выше эксперименте, какие бы совершенные средства наблюдения и измерения ни использовали. Можно оценить лишь его шансы попасть в определенное место, а следовательно, применить для этого понятия и методы теории вероятностей, которая служит для анализа неопределенных ситуаций. Подчеркивая это "очень важное различие между классической и квантовой механикой", Р. Фейнман указывает, что "мы не умеем предсказывать, что должно было бы случиться в данных обстоятельствах". Мало того, добавляет он, мы уверены, что это немыслимо: единственное, что поддается предвычислению, — это вероятность различных событий. В квантовой механике любое состояние системы описывается с помощью так называемой "волновой функции", но в отличие от классической механики эта функция определяет параметры ее будущего состояния не достоверно, а лишь с той или иной степенью вероятности. Это означает, что для того или иного параметра системы волновая функция дает лишь вероятностные предсказания. Например, будущее положение какой-либо частицы системы будет определено лишь в некотором интервале значений, точнее говоря, для нее будет известно лишь вероятностное распределение значений. Таким образом, квантовая теория фундаментально отличается от классической тем, что ее предсказания имеют лишь вероятностный характер и потому она не обеспечивает точных предсказаний, к каким мы привыкли в классической механике. Именно эта неопределенность и неточность ее предсказаний больше всего вызывает споры среди ученых, некоторые из которых стали в связи с этим говорить об индетерминизме квантовой механики. Подробнее об этом см. Отметим, что представители прежней, классической физики были убеждены, что по мере развития науки и совершенствования измерительной техники законы науки станут все более точными и достоверными. Поэтому они верили, что никакого предела для точности предсказаний не существует. Принцип неопределенности, лежащий в основе квантовой механики, в корне подорвал эту веру... Важнейший философский вывод из квантовой механики заключается в принципиальной неопределенности результатов измерения и, следовательно, невозможности точного предвидения будущего. В архиве 480кб Приведенные фрагменты лишь показывают, о чем говорится в книге. Все сказанное тщательно и подробно обосновывается. Несмотря на популярную форму, изложение может оказаться недоступным неспециалисту, хотя при условии определенной заинтересованности и дополнительного изучения рассматриваемых проблем, все вполне становится понимаемым. История поисков рационального объяснения мира драматична. Временами казалось, что столь амбициозная программа близка к завершению: перед взором ученых открывался фундаментальный уровень, исходя из которого можно было вывести все остальные свойства материи. Приведем лишь два примера такого прозрения истины. Один из них - формулировка знаменитой модели атома Бора, позволившей свести все многообразие атомов к простым планетарным системам из электронов и протонов. Другой период напряженного ожидания наступил, когда у Эйнштейна появилась надежда на включение всех физических законов в рамки так называемой единой теории поля. В унификации некоторых из действующих в природе фундаментальных сил действительно был достигнут значительный прогресс. Но столь желанный фундаментальный уровень по-прежнему ускользает от исследователей. Всюду, куда ни посмотри, обнаруживается эволюция, разнообразие форм и неустойчивости. Интересно отметить, что такая картина наблюдается на всех уровнях - в области элементарных частиц, в биологии и в астрофизике с ее расширяющейся Вселенной и образованием черных дыр. Весьма примечательно, что неожиданная сложность, обнаруженная в природе, привела не к замедлению прогресса науки, а, наоборот, способствовала появлению новых концептуальных структур, которые ныне представляются существенными для нашего понимания физического мира -мира, частью которого мы являемся. Именно эту новую, беспрецедентную в истории науки ситуацию мы и хотим проанализировать в нашей книге. Структуры могут исчезать, но могут н возникать. Одни процессы при существующем уровне знаний допускают описание с помощью детерминированных уравнений, другие требуют привлечения вероятностных соображений. Как можно преодолеть явное противоречие между детерминированным и случайным? Ведь мы живем в едином мире. Как будет показано в дальнейшем, мы лишь теперь начинаем по достоинству оценивать значение всего круга проблем, связанных с необходимостью и случайностью. Кроме того, мы придаем совершенно иное, а иногда и прямо противоположное, чем классическая физика, значение различным наблюдаемым и описываемым нами явлениям. Мы уже упоминали о том, что по существовавшей ранее традиции фундаментальные процессы было принято считать детерминированными и обратимыми, а процессы, так или иначе связанные со случайностью или необратимостью, трактовать как исключения из общего правила. Ныне мы повсюду видим, сколь важную роль играют необратнмые процессы, флуктуации.
Наряду с этим, в современной философии традиционные презумпции детерминизма подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма см. В целом, современная ситуация может расцениваться как транзитивная с точки зрения осуществляющегося в ней перехода от линейных представлений о детерминационных отношениях — к нелинейным; данный переход обнаруживает себя как в естественнонаучной, так и в гуманитарной проекциях, — синергетика см. Синергетика и постмодернизм являются наиболее последовательными выразителями этого перехода, соответственно, в сферах науки и философии. Методологическая природа см. Методология принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определённым образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм детерминизма при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками. В общественных науках детерминизм рассматривает вопросы о движущих силах и закономерностях общественного развития см. Общество , о воздействии общества и отдельных его подсистем на формирование человеческих индивидов и их деятельность см. Центральным вопросом детерминизма здесь является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки в её «классическом» понимании , научно ориентированной адаптации человека к различным процессам или управления ими. Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории. В таком смысле концепция детерминизма противостоит различным фаталистическим и провиденциалистским концепциям, связывающим процессы обусловливания, детерминирования явлений общества и существования человека с деятельностью разного рода эзотерических субстанций судьбы, фатума, рока и тому подобных. Сложность вопроса о социальных законах объясняется и тем, что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных. Такой подход порождал упрощённые, «механические» образы и схемы закономерных связей общественной жизни. Эта тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени, хотя теперь упрощения общественных законов стимулируются не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность всегда представляла трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных человеческих индивидов. Понимание общественных условий в качестве продуктов деятельности людей создаёт возможности для преодоления этой трудности. В специальных науках детерминизм и детерминацию нередко понимают как синоним постоянной и строго однозначной связи.
Детерминизм и как это трактуется в философии
Детерминизм – что это такое, в чем суть принципа детерминизма, категории и виды | Что такое детерминированная функция? Детерминированность функции Недетерминированность функции — возможность возвращения функцией разных значений несмотря на то, что ей передаются на вход одинаковые значения входных аргументов. |
Детерминированный - что это значит? | Наиболее часто идею детерминизма связывают с принципом причинности, однако сама идея детерминизма шире и включает в себя функциональную связь, связь состояний, целевую детерминацию и т.д. |
Детерминизм — что это такое, что означает детерминированный и детерминант | Таким образом, механический детерминизм потерял свою исключительную способность быть единственным способом, который объясняет связь явлений и событий. |
Что такое детерминированность | Детерминизм может перейти, при неполном истолковании, в фатализм, а противоположностью детерминизма является индетерминизм. |
В чем сущность принципа детерминизма
Как философская доктрина детерминизм играл (и продолжает играть) важную роль в науке. Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа — этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности. Детерминизм в философии понимается, как идея о всеобъемлющей закономерной связи и подверженности влиянию ситуаций действительности. Что такое детерминизм. Детерминизм — научная доктрина, обуславливающая корреляцию и обоюдную однозначность абсолютно всех феноменов в жизни и процессов.
Проблемы и критика
- Что такое детерминированность?
- В чём состоит несостоятельность детерминизма?
- Детерминизм и индетерминизм в философии
- Значение слова детерминировать
- Детерминизм – что это такое, в чем суть принципа детерминизма, категории и виды
- Значение слова "детерминированность"
О детерминизме
В физике детерминированность встречается в теории классической механики, где движение каждого тела определяется его начальными условиями и законами Ньютона. Под жёсткой детерминированностью процессов в мире понимается однозначная предопределённость, то есть у каждого следствия есть строго определённая причина. Под жёсткой детерминированностью процессов в мире понимается однозначная предопределённость, то есть у каждого следствия есть строго определённая причина. Детерминированность может подразумевать определяемость на общегносеологическом уровне или для конкретного алгоритма. Под детерминированностью процессов в мире понимается однозначная предопределённость. определяемость на каком-либо уровне в каком-либо алгоритме.
Детерминизм и индетерминизм в философии
Детерминизм - православная энциклопедия «Азбука веры» | Определение понятия Детерминизм — что это. Детерминизм — это учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. |
Что такое реципрокный детерминизм? | Географический детерминизм – это географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. |
Детерминированность
В этом видео рассматривается концепция детерминизма, ее доказательства, а также этические аспекты свободы воли и личной ответственности. Детерминизм и индетерминизм в философии кратко определяются, как два противоположных понятия относительно обусловленности свободы человека, его выбора и вопроса ответственности человека за свои действия. Что такое детерминизм, и как он связан с предсказыванием будущего и свободой воли.
детермини́ровать
В своей основе, слово «детерминированный» отражает идею предопределенности или предсказуемости. В контексте математики и информатики, термин «детерминированный» относится к процессу или алгоритму, который всегда дает один и тот же результат при одинаковых входных данных. Это означает, что каждый шаг алгоритма определен и не зависит от случайных факторов. Такой подход позволяет обеспечить точность и надежность вычислений. В физике и теории систем, понятие «детерминированности» относится к идеи, что будущее состояние системы полностью определяется ее начальным состоянием и правилами, которым она подчиняется. Это означает, что, в принципе, можно предсказать будущие события и поведение системы, если известны все необходимые параметры. Однако, в контексте философии и науки о познании, понятие «детерминированный» может вызывать дискуссии и споры. Некоторые философы и ученые считают, что мир полностью детерминирован, то есть все события и действия определены.
Ньютоном классической механики представление о мире как о гигантской машине, где все процессы совершаются с непреложной закономерностью, исключающей какую-либо случайность, получило законченное выражение в знаменитой формуле П. Лапласа : «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором» Лаплас. Принципы этого радикального детерминизма были распространены во французском материализме 18 в. Возникшая в связи с такой концепцией проблема свободы и ответственности человека в его действиях решалась в немецком идеализме с помощью понятия «внутренней детерминации». Так, монады Г. Лейбница , не подверженные каким-либо внешним влияниям у них нет «окон» Лейбниц. Согласно И. Канту , свобода целиком совпадает с самодетерминацией человека посредством морального закона как конечной цели Кант. Вопрос о соотношении детерминизма и индетерминизма стал предметом дискуссий в квантовой механике , обусловленных невозможностью исчерпывающего описания исходных параметров в микрофизических системах. Во 2-й половине 20 в. Модели жёсткой детерминации и вероятностные модели рассматривались как два предельных вида базовых моделей, анализирующих соответственно внешние или внутренние детерминанты «внекаузальные» и «сверхкаузальные» детерминанты Н. Модели самодетерминации выступали как своеобразный синтез этих двух классов базовых моделей. Детерминизм в социальных науках означает прежде всего признание наличия причинно-следственных связей в социальной жизни и, соответственно, в её научном анализе. Такой подход присутствует во многих теориях, которые с большей или меньшей «жёсткостью» опираются на принцип каузальности в объяснении социальных процессов и явлений. Именно признание детерминизма в социальных процессах позволяет заниматься научным прогнозированием их развития. Важно подчеркнуть, что признание детерминизма не лишает значимости социальную деятельность людей, поскольку через неё и проявляются социальные закономерности. Многие авторы считают, что наиболее популярной в 19 в. В рамках экономического детерминизма законы экономики признаются универсальными: этим законам якобы подчинены все сферы жизни общества. Данная закономерность определяет взаимоотношения между экономическим базисом и надстройкой. Все версии детерминизма можно разделить на две группы, выбирающие в качестве достаточных для объяснения социального развития либо внешние по отношению к обществу процессы и явления, либо внутренние — т. В этом смысле, если принимать доминирующую сферу в данной объяснительной схеме за один фактор, обе группы детерминизма можно считать однофакторными.
Детерминизм, как термин и обобщающее понятие, служит для обозначения класса философских концепций, утверждающих или признающих обусловленность, определяемость детерминированность всех существующих явлений наблюдаемого мира, включая и человека с его внутренним, субъективным, духовным миром, и некоторой первичной, субстанциальной реальностью например, Богом — теологический детерминизм, природой — натуралистический детерминизм, или космосом — космологический детерминизм и другие. Однако чаще с понятием детерминизма связывают философское учение о естественной причинной обусловленности всех явлений объективного [материального] мира их универсальной, закономерной взаимосвязи и взаимозависимости. Философский детерминизм, сформулированный ещё древнегреческими материалистами-атомистами, оформился в классической философии как вид логического определения понятия см. Понятие , противостоящий генерализации обобщению. В XVI—XVII веках понятие детерминизма начинает приобретать новый смысл — смысл обусловленности — и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей «свободе воли». В XVII веке в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки см. Наука , содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и детерминизма происходит в концепции Пьер-Симона Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих её состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского детерминизма. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского детерминизма наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках доминирующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования. Философский детерминизм сыграл значительную роль в развитии науки Нового времени, и сам, в свою очередь, проделал сложную эволюцию в своём развитии под влиянием научных достижений и общественной практики. Длительное время детерминизм был частью общих материалистически-механистических представлений о мире и процессе его познания, сложившихся в естествознании XVII—XVIII веков и господствовавших в нём, по существу, до конца XIX века. В рамках этих представлений мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого строго однозначно детерминированы в своём появлении и изменении чисто материальными причинными взаимодействиями и в конечном счёте законами механики Ньютона. Ум, которому было бы доступно знание всех координат и скоростей существующих в мире тел и который был бы способен произвести соответствующие математические вычисления, мог бы точно предсказать будущую судьбу мира и любого явления в нём , как, впрочем, определить и его прошлое состояние. В таком мире нет места не только какому-либо произволу или провидению, но и случаю, возможности, вероятности концепция абсолютного или лапласовского детерминизма.
Механический детерминизм В этом направлении учения детерминизма утверждается, что причинам присуще влиять на то, каким станет эффект от их воздействия. Принято считать, что данная трактовка не учитывает влияние внешних факторов и условий, в которых существует личность, рассматривая ее по сути изолированной от внешнего мира. Описание Так, в качестве примера можно привести такое действие, как движение. По теории механического детерминизма оно должно быть бесконечным, поскольку вызвано определенной причиной усилием. Но в действительности во взаимосвязь вступают внешние факторы — то же ускорение, трение, инерция. Именно подобный комплекс воздействий и определяет траекторию, расстояние, время движения и даже корректирует его направление. Географический детерминизм Подобная концепция рассматривает определяющее влияние сил природы на процесс развития общества. Таким образом, на первый план выходят понятия флоры и фауны, климата, рельефа и т. Именно они, как считают представители географического детерминизма, «диктуют» условия для формирования общества, экономики, вплоть до физических особенностей и психики. Географический Учение берет начало еще со времен античности как противостоящее мифологии и религии. Особое развитие оно получило в 18-м веке, в трудах Монтескье. Наиболее радикальные последователи теории даже человека относили к «продукту» земной поверхности. Среди российских ученых, в той или иной мере соглашавшихся с подобной трактовкой, — Мечников и Гумилев. Социальный детерминизм Определяющая роль в этом направлении детерминизма отводится силам, движущим общественным развитием. В разных трактовках теоретиков можно встретить различные силы: от тех же географических и материальных до сверхъестественных и даже идей. Практически каждый из ученых и философов, изучающих и развивающих детерминизм, так или иначе соотносится с социальным фактором — Монтескье, и Гегель, и Маркс. Разнятся лишь движущие силы, которые они определяли как главенствующие. На сегодня принят подход, говорящий о том, что различные сферы общественной жизни в тот или иной период могут стать доминирующими. Кроме того, между ними происходит постоянное взаимодействие. Эволюция принципа Применительно к психологии в развитии детерминизма, выделяются несколько эпох. Первым периодом возникновения детерминизма стал предмеханический этап. Первоначально детерминизм проявлялся как признание природных и космических законов как основообразующими, подчиняющими себе как природные стихийные явления, так и жизнь человека. Представителем данного этапа стал греческий философ Демокрит, который считал, что человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов. С точки зрения Демокрита, душа становится источником энергии тела. Древнегреческий философ был представителем всеобщего детерминизма. Он считал, что моральные принципы человека не могут быть унаследованы или даны природой; они являются порождением общественных воздействий. Аристотель иначе трактовал причину существования и деятельности человека и природы. Он пришел к неотделимости души от живого тела как системы, имеющей целостную организацию и целесообразности человеческой души.