Новости четвертование что такое

но тем не менее я не считаю четвертование подходящим наказанием. Уверяю вас, что четвертование, колесование и прочие обычные для «культурной Европы» казни ничуть не более человечны, чем принятое на Востоке сажание на кол. Четвертование человека — это практика, которая используется в некоторых религиозных или трансцендентальных учениях и направлена на достижение более высокого духовного состояния.

Значение слова Четвертование

Что такое четвертование? ЧЕТВЕРТОВАНИЕ ЧЕТВЕРТОВАНИЕ, вид смертной казни в средние века в. Что значит «четвертовать» человека? История четвертования. Что такое Четвертование? Четвертова́ние — вид смертной казни, при котором тело осуждённого делится на четыре или более частей. Иногда после казни части тела отдельно выставлялись на публичное обозрение. Что такое четвертование. В народных приметах четвертование – это один из способов предсказывать будущее или узнавать информацию о событиях, которые произойдут в течение ближайшего времени.

Самые жёсткие русские казни

Четвертование Четвертова ние вид смертной казни при котором тело осуждённого делится на четыре или более частей Иногда п. В Англии четвертование применялось вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году. Четвертование. При четвертовании приговоренным отрубали ноги, затем руки и только потом голову. в средние века в России (до конца XVIII в.) ив европейских государствах - вид смертной казни: рассечение тела осужденного на 4 части или последовательное отсечение конечностей и головы.

Что такое четвертовать человека. Четвертование

В Китае в 1048 году был четвертован руководитель крупного крестьянского восстания Ван Цзе. В России таким способом были казнены самозванец Анкудинов, выдававший себя за покойного царя Василия Шуйского, и предводитель большого антиправительственного восстания Степан Разин - оба в XVII веке 4. Кистяковского, способ колесования состоял в следующем: "К эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух бревен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращен к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту.

Затем палач, вооруженный железным четырехугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах.

Четвертование особенно часто применялось ко всякого рода мятежникам и бунтовщикам. В Китае в 1048 году был четвертован руководитель крупного крестьянского восстания Ван Цзе. В России таким способом были казнены самозванец Анкудинов, выдававший себя за покойного царя Василия Шуйского, и предводитель большого антиправительственного восстания Степан Разин - оба в XVII веке 4. Кистяковского, способ колесования состоял в следующем: "К эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух бревен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращен к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооруженный железным четырехугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой.

Все искусство и сложность четвертования состояло в том, что лошади должны были тянуть с одинаковой силой. Для этого каждое животное за удила держал помощник палача. Четыре помощника внимательно следили за тем, чтобы лошади работали синхронно, без рывков и нагрузка на каждую из отрываемых конечностей была бы равномерной.

Для палача главная проблема заключалась в том, что из-за неслаженных действий помощников одна из конечностей казнимого могла оторваться раньше других, если какая-то из лошадей рванет слишком рано или невпопад. Палач лично покупал животных для казни, выбирая их в зависимости от физических данных осужденного. Безусловно, казнь восьмидесятилетней Брунгильды не представляла трудностей в отличие от разрывания того же Равальяка или Дамьена: с первым лошади выбились из сил через час, со вторым — через полтора.

Обычно ноги приговоренного привязывали к более сильным лошадям, чтобы отрывание конечностей происходило одновременно. Казнь состоялась в четыре часа пополудни на Гревской площади. С утра собралась огромная толпа, настоящее море людей.

Кто-то залез на крышу. Дворяне платили за окна на вторых и третьих этажах по сорок луидоров. Посреди площади под охраной солдат стояли два широких низких эшафота.

Первый предназначался для сжигания греховной руки и отрывания плоти. Второй — для четвертования. Казнь приводили в исполнение двое: Жильбер Сансон, палач Реймса и почетный палач Парижа, и его племянник, Шарль-Анри Сансон, назначенный на должность палача Парижа.

Последнему, ставшему впоследствии самым знаменитым в этой известной династии мастером заплечных дел, в то время было всего девятнадцать лет. Позже именно он казнит Людовика XVI. Оба палача облачились в традиционную форму: короткие синие штаны, красная куртка, с вышитой черной виселицей и лестницей, на голове треуголка, на боку шпага.

Им помогали пятнадцать подручных, все в кожаных сыромятных фартуках. На Гревскую площадь прибыла процессия во главе с четырьмя тяжеловозами, купленными накануне Шарлем-Анри Сансоном за четыреста тридцать два ливра. Дамьена вытащили из мешка и подняли на первую платформу, пока кюре де Сен-Поль читал молитву.

Приговоренного распластали, стянув грудь и бедра двумя железными обручами, которые закрепили под эшафотом. Жильбер Сансон вложил в руку Дамьена нож, с которым тот покушался на короля, и привязал его шнурком. Потом палач поднес жаровню к огню, и воздух наполнился едкими парами серы.

Осужденный испустил ужасный крик и заметался. Пятью минутами позже кисти не стало. Он поднял голову, взглянул на обрубок руки и заскрипел зубами.

Кровь не шла, запекшись от серного ожога. Помощники палача сняли Дамьена, положили на землю и раздели, оставив на нем только короткие штаны. Один из них, Легри, взял длинные, раскаленные на углях щипцы и принялся за грудь, руки и бедра жертвы.

Раз за разом щипцы вырывали из тела куски, оставляя ужасные раны, которые другие помощники заливали расплавленным свинцом, кипящей смолой и серой. По всей Гревской площади разносился омерзительный запах горелой плоти. После очередного нанесенного ему увечья он кричал: «Еще!

В конце концов он потерял сознание». Дамьен очнулся, когда его перетащили на второй эшафот, меньшего размера, не более метра в высоту. Он обессилел от страданий и находился в состоянии шока.

Его положили на пару балок, соединенных посередине на манер андреевского креста, разведя ноги и руки в стороны. Торс сжали двумя досками, закрепив на кресте, чтобы ни одна из лошадей, к которым привязали конечности, не смогла утащить сразу все тело. Каждое животное подгонял помощник с кнутом.

По сигналу Шарля-Анри Сансона ужасная квадрига рванула в четыре стороны. Привязь держала крепко, конечности неимоверно растянулись, осужденный страшно закричал. Через полчаса Шарль-Анри Сансон приказал развернуть двух лошадей, к которым были привязаны ноги, чтобы вывернуть осужденному суставы, подвергнув его «разрыванию Скарамуша», то есть поднять ноги жертвы вверх, чтобы четыре лошади тянули конечности в одном направлении.

Наконец бедренные кости вылетели из суставов, но конечности по-прежнему не отрывались. Через час, когда взмыленные лошади, которых хлестали кнутом, выбились из сил, Жильбер и Шарль-Анри Сансон стали выражать беспокойство. Одно из животных рухнуло на землю, и его с трудом заставили подняться.

Подгоняемые криками и кнутом лошади еще долго растягивали Дамьена. Кюре де Сен-Поль упал в обморок, многие зрители также лишились чувств. Но не все были столь впечатлительны.

Робер де Вильнев в «Музее казней» пишет, что «в то время, как Дамьен кричал, женщины отдавались присутствовавшим на казни богачам». Казанова в «Мемуарах» подробно описывает, как граф Тиррета де Тревиз четырежды взял сзади даму, которая, склонившись у окна, смотрела на казнь. В конце концов Шарль-Анри Сансон попросил хирурга Бойера пойти в ратушу и сказать судьям, что «четвертование невозможно осуществить, если не удалить крупные сухожилия».

Бойер возвратился с разрешением, но у палачей не нашлось достаточно острого ножа, чтобы разделать тело, и тогда слуга Легри разрубил суставы топором. Его забрызгало кровью. Щелкнули кнуты, и лошади рванули вперед, унося за собой руки и ногу, которые подпрыгивали по мостовой.

Туловище Дамьена лежало неподвижно, кровь заливала булыжник мостовой.

По мере того как восстание продолжалось, шотландское дворянство решило в большем количестве, чтобы искать компромисс с Эдвардом. Неполучение союз с Францией против англичан во главе Роберт Брюс помириться с английским королем, в 1302.

Эдвард заявил Уоллес, чтобы быть вне закона и предатель. С юридической точки зрения он теперь мог быть убит без вины, и укрывает его был также актом измены. Он был захвачен в Robroyston, недалеко от Глазго, и переданы англичанами одним и тем же сэр Джон Ментейта который позже подписать Декларацию Arbroath.

Уоллес был доставлен в Лондон и казнен. Как предатель его тащили к месту казни, подвешивали, четвертовать. Стремительный приход к власти Роберта Брюса после этого, и его коронация как независимый король Шотландии, помог запечатать репутацию Уоллеса как мученика.

Его отказ соглашаться на меньшее, чем полная независимость своей страны, будь то политической наивности, чистого принципа или предполагаемого отсутствия вариантов, в настоящее время рассматривается в качестве объединяющим вдохновения. Уоллес был недолгим фигура, и есть лишь скудные доказательства того, за его действия в исторической записи. Его импорта и рост происходит в основном от его стоимости, шотландского народа, как икону и патриотического героя.

ЗЧетвертование Четвертование Четвертование Из Википедии, свободной энциклопедии Автор: утверждал необходимость постулировать врожденные идеи, чтобы объяснить возможность языка. Ссылки на соответствующие статьи Категории : Четвертование Квартал дней Основные праздники.. Четвертование «Четвертование» Читайте на много дополнительной информации о мушкетерах.

Печать Цитирование и Дата Обратная связь.?! Какова Продолжить » бог работы Четвертование? Что заставило вас хотите посмотреть Четвертование?

Что такое четвертовать? Что значит четвертовать? В России практиковался иной способ четвертования: осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову.

Так был казнен Степан Разин 1671 Источник: Четвертование — вид смертной казни. Как видно из названия, тело осужденного делится на четыре части или более Сначала руки отрубывают, потом ноги и контрольный - голову агаага К твоим конечностям привязывают 4 лошади, а затем они разбегаются в разные части с такой скорость, что человека разрывает на 4 а может и больше части. К твоим конечностям привязывают 4 лошади, а затем они разбегаются в разные части что такое четвертовать Кого последним в России приговорили к четвертованию?

Что значит "Четвертовать"? Европа преуспела в данных делах. Предполагалось, что пытки и наказания практиковались на преступниках.

Нередко еще до приведения смертного вердикта в действие заключенного практически потрошили: отрубали руки-ноги, вырывали внутренние органы. Изощренные умы людей выдумали такое огромное численность пыток и казней, что сложилась целая система. Одним из " разделов " беспощадной энциклопедии разрешено полагать деление человечного тела.

Отделить руки-ноги разрешено было несколькими методами. Одной из распространенных смертных казней в Европе было четвертование. Как ясно из наименования, предоставленная смерть подразумевала деление человечного тела на доли.

Для выполнения четвертования нередко употребляли лошадок и именовали такую смерть - Разрывание лошадьми. К конечностям преступника привязывали веревку, накручивая ее до самого локтя и колена. Другие концы веревок прикрепляли к брусьям, в какие впрягались лошади.

Если надзиратели закона считали, что их жертва мало мучилась и не искупила всех грехов, лошадок подстегивали медлительно, принуждая вытягивать в различные стороны руки-ноги преступника. Это причиняло ему неимоверную болезнь. Когда же приходило время фактически экзекуции, всех 4 лошадок начинали стрелять почем зря и те вырывали руки и лапти жертвы из тела.

Но и это еще не граница. Разрывание лошадьми Иногда руки-ноги не отрывались от суставов, и тогда палачи принимались заканчивать родное дело с поддержкой топоров. К слову, отрубить конечность от тела топором втомжедухе за один удар не выходило.

После экзекуции часто отдельные доли тела сжигались, а некие, кпримеру, башка, выставлялись в многолюдных местах, на площадях. Вот, кпримеру, деяния экзекуции Франсуа Демиена, проходившая во Франции в середине восемнадцатого века, считается самой беспощадной. За попытку покушения на жизнь собственного отца осужденный подвергся различным пыткам, таковым как прижигание, раздробление костей, разрывание тела щипцами.

В кровоточащие царапины истерзанного Демиена наливали расплавленный свинец и кипящую смолу. После что был привязан к лошадям, какие вырывали его руки и лапти некотороеколичество часов. Однако тело не разорвало, и тогда кат еще некотороеколичество часов четвертовал его при поддержке ножа.

История гласит, что следя за этим действием, мужчины время от времени отворачивались, а вот некие дамы и оком не моргнули. А актив казненного власти поторопились обрисовать в выгоду короля. Казалось бы, разрывание лошадьми могло использоваться к самым злостным и рискованным преступникам.

Но нет! Кровожадная Европа невообразимо расправлялась даже с маленькими правонарушителями. Но особенной жестокости удостаивались предатели Родины.

К огорчению, судебную систему средневековья невозможно именовать безупречной и правдивой. Поэтому остается лишь догадываться, скольких безвинных людей застигла беспощадная экзекуция. Древние методы экзекуции, когда руки-ноги в дословном значении отрывали от тела одной лишь силой или кат отрубал их по долям, существовали в критериях европейской циви- лизации на протяжении долгого времени.

Четвертование, аналогично, стало развитием потрошения, по- скольку в движение продолжительного времени сохранялась практика вспарывать брюшную полость и устранять внутренности до то- го, как разделить тело на доли. Аналогичный способ экзекуции предписывался для наказания предателей, которым вместо внутренностей или совместно с ними до четвертования вырывали сердечко. Согласно Лакруа и иным создателям, этот метод экзекуции, представляющий собой одну из форм пыток самого отталкива- ющего характеристики, сам по себе традиционно оказывался недостающим для удовлетворения жажды верности.

Перед каз- нью таковым способом было принято подчинять обреченного преступника пыткам другого нрава. Так, ему могли отрубить стиль или руку, рассечь ноги или грудь и залить в царапины рас- плавленный свинец или кипящую смолу. Покончив с схожей прелюдией, саму смерть, строчит тот же создатель, исполняли последующим образом.

К всякой конечно- сти привязывали сильную верёвку, приэтом руку обматывали ею от кисти до локтя, а ногу — от щиколотки да колена. Сво- бодный конец всякой веревки солидно прикрепляли к проч- ному деревянному или металлическому брусу и впрягали в не- го лошадка. Лошадей понукали к маленьким резким рывкам, что причиняло вопиющей о пощаде жертве убийственную болезнь.

Когда палачи прибывали к понятию, что таковой пытки с нее до- статочно, они сразу принимались нахлестывать всех 4 лошадок, какие тащили в различные стороны и выры- вали руки-ноги из суставов. Иногда это им не удавалось, те- ло жертвы оставалось в целости, и палачи в таковых вариантах, какбудто разделывающие тушу мясники, рубили топорами суставы до тех пор, покуда руки-ноги не отделялись от все еще живого тела.

4.14.Четвертование

Затем изымали кишку, прибивали один ее конец к дереву и заставляли казненного ходить вокруг дерева по кругу. Колесование Широкое распространение колесование получило в эпоху Петра. Приговоренного привязывали к закрепленному на эшафоте бревенчатому Андреевскому кресту. На лучах креста делали выемки.

Преступника растягивали на кресте лицом вверх таким образом, что каждая его конечность лежала на лучах, а места сгибов конечностей — на выемках. Палач железным ломом четырехугольной формы наносил один удар за другим, постепенно переламывая кости на сгибах рук и ног. Работа плача завершалась двумя-тремя точными ударами в живот, при помощи которых переламывался хребет.

Тело разломанного преступника соединяли так, что пятки сходились с затылком, укладывали на горизонтальное колесо и в таком положении оставляли умирать. Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта. Посажение на кол Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам.

Так был казнен в 1614 году Заруцкий, сообщник Марины Мнишек. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз.

Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти.

Меньшие колы использовали для наказания насильников — им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц. В старину смертная казнь служила не только наказанием для преступников, но и средством устрашения для потенциальных нарушителей закона. Поэтому ни о какой гуманности и речи не шло.

Использовались самые изощренные способы умерщвления, целью которых было заставить человека как следует помучиться перед смертью. На Руси одним из самых мучительных видов казней являлось так называемое «хождение по кругу». Виды казней на Руси Судя по всему, древнейшей формой казни на Руси было повешение.

В уставной Двинской грамоте великого князя Василия Дмитриевича за 1397 год предписывалось подвергать этой казни татей воров и разбойников , если они будут уличены в преступлении трижды. По Уложению царя Алексея Михайловича повешение назначалось перебежчикам во вражеское войско и шпионам. Но, похоже, более распространенной казнью являлось отсечение головы.

Его назначали по любому поводу, если преступление считалось достаточно серьезным. Еще с XIII века применялась казнь через сожжение. Чаще всего ей подвергали людей, обвиняемых в колдовстве, преступлениях против веры или поджогах.

Дипломат и писатель Г. Котошихин в книге «О России в царствование Алексея Михайловича» сообщает: «Жгут живаго за богохульство, за церковную татьбу, за волховство, за чернокнижество, за книжное преложение». Иногда применялась казнь через утопление.

Как правило, этот способ использовался при массовых казнях. Так, в 1607 году по повелению царя Василия Шуйского в Москве было утоплено около четырех тысяч мятежников. Их били дубиной по голове, а затем бесчувственные тела спускали под лед в Яузу.

Закапывание заживо в землю применялось только по отношению к женщинам, обвинявшимся в мужеубийстве. Фальшивомонетчикам заливали в горло расплавленный свинец или олово. Особенно часто практиковалось это при Иване Грозном, который вообще любил экзотические виды казней.

В XV веке на Руси стал применяться такой способ казни, как четвертование. Известно, что в 1497 году великий князь Иван III приказал казнить таким образом сторонников своего младшего сына, будущего князя Василия III: «казниша их на Москве реке… Руки, да ноги и голову отсекли». В конце XVII столетия получила распространение казнь через колесование: осужденному ломали кости и привязывали к деревянному колесу, где он умирал медленной смертью.

В 1696 году таким образом был казнен «немчин Якушка», перебежавший к туркам во время осады Азова. Сажание на кол также применялось на Руси довольно часто, например, к бунтовщикам и изменникам. Если верить византийским источникам, этот вид казни был распространен еще у восточных славян.

Расстрел не относился к видам «позорной» казни. Введен он был лишь в 1716 году Воинским уставом Петра I. Но он же узаконил и казнь через «повешение на ребро», которой подвергали воров и разбойников: преступнику вонзали в бок железный крюк, связывали руки и так подвешивали.

Через несколько дней он умирал от жажды и кровопотери. Кошмар на Лобном месте Казни совершались, как правило, при большом скоплении народу, о них объявлялось заранее. В Москве местами для публичных казней являлись Лобное место, расположенное на Красной площади напротив Спасских ворот, и Козье болото там сейчас Чистые пруды.

Самые жестокие наказания полагались за государственную измену. Помимо отрубания головы, сажания на кол и четвертования, с обвиняемого могли заживо крюками содрать кожу или сварить в кипятке. Но еще хуже считался довольно редко применяемый на Руси способ казни, известный как «хождение по кругу».

Осужденному вспарывали живот, но так, чтобы он не умер сразу от потери крови. После этого извлекали одну из кишок, прибивали к дереву обычно к дубу или тополю и заставляли ходить вокруг этого дерева. Как вариант — наматывали внутренности на палку или валик.

При этом за жертвой следом шел солдат, периодически подталкивавший несчастного в спину копьем, чтобы тот не останавливался. Чаще всего казнимые погибали от заражения крови. Откуда взялся этот вид казни?

Скорее всего, «хождение по кругу» не было чисто русским изобретением. Возможно, оно было позаимствовано у пришедших на Русь варягов. У викингов приговоренные ходили вокруг столба.

Аналогичный способ казни существовал в Исландии, где, правда, вместо дерева или столба использовали особый камень, на который наматывалась кишка. Так казнили по приговору правительственного собрания — тинга. В начале нашей эры сходный вид казни применялся римлянами.

Осужденного привязывали к вертикальному столу, после чего палач делал небольшой, но достаточно глубокий надрез в боку, извлекал кишки и наматывал их на стоявшую рядом лебедку. Казнь могла продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Кстати, по легенде, именно таким образом пытались умертвить Святого Петра по приказу императора Нерона, но он смог выжить в результате адской процедуры, и в конце концов его пришлось распять вниз головой.

Есть версия, что изначально «хождение по кругу» являлось способом самоубийства у скандинавских языческих жрецов. Они считали почетным не умереть своей смертью, а принести себя в жертву верховному богу Одину. Поэтому, когда жрец становился стар и немощен, он осуществлял над собой вышеописанный ритуал.

Правда, историки предполагают, что предварительно служитель богов употреблял какое-нибудь анестезирующее зелье, чтобы не испытывать боли и мучений. А впоследствии кому-то пришло в голову, что можно таким образом казнить преступников. И, разумеется, уже без всякого обезболивания… В древности, когда о правах человека еще никто слышал, практически у всех народов были широко распространены жестокие пытки и казни.

Обвиненные в преступлениях люди подвергались страшным мучениям на вполне законных основаниях. Одним из самых знаменитых способов казни издревле считалось четвертование. Так что означает «четвертовать»?

И каковы особенности данной казни в разных странах? Что значит «четвертовать» человека? Четвертование - один из самых распространенных в мире способов казни, который заключался в рассечении тела на четыре или более частей.

Подобной казни подвергались особо опасные преступники, а также предатели, государственные изменники, бунтари и заговорщики. Часто до четвертования преступник был подвержен другим пыткам. Четвертовать могли как живого человека, так и уже мертвого.

Хотя суть пытки понятна без объяснений, в разных странах этот вид казни имел свои отличия. Четвертование в Англии В Англии четвертование являлось частью одной из самых мучительных пыток, которой подлежали государственные преступники.

К тюрьме приставили сотню солдат — власти и король верили в серьезный заговор. Дамьен пытался покончить жизнь самоубийством, перекрутив себе гениталии, и его привязали к постели крепкими кожаными ремнями, закрепленными на вбитых в пол кольцах. Он провел в таком состоянии два месяца.

Четвертование Равальяка. Через час пришлось заменить выбившихся из сил лошадей. Его подвергли обычной и десятичасовой, чрезвычайной, пытке, чтобы он выдал сообщников. Таковых у него не было, и он лишь твердил: «Я не собирался убивать короля, если бы я хотел, то сделал бы это. Мой удар направлял Господь, он хотел, чтобы все стало как прежде и мир воцарился на земле».

Его желудок был растянут водой, руки изодраны, лодыжки разбиты сапогами, грудь и конечности обожжены раскаленным железом, но он оставался непреклонен. К концу чрезвычайной пытки Дамьен не мог больше ни двигаться, ни стоять. Его сунули в кожаный мешок, оставив снаружи только голову, на шею надели веревку и в таком виде принесли на оглашение приговора судей парламента. Вердикт был тот же, что и вынесенный сто пятьдесят лет назад Равальяку: «Привести на Гревскую площадь и поднять на возведенный там эшафот. Вырвать соски, содрать плоть с рук, бедер и икр, правую руку, в которой он держал нож, покушаясь на жизнь короля, жечь серой, а на места вырванной плоти лить смесь из расплавленного свинца, горячего масла, вара, горящей смолы, воска и серы.

После чего тело его растянуть и разорвать четырьмя лошадьми, сжечь на костре, а прах развеять по ветру». Все искусство и сложность четвертования состояло в том, что лошади должны были тянуть с одинаковой силой. Для этого каждое животное за удила держал помощник палача. Четыре помощника внимательно следили за тем, чтобы лошади работали синхронно, без рывков и нагрузка на каждую из отрываемых конечностей была бы равномерной. Для палача главная проблема заключалась в том, что из-за неслаженных действий помощников одна из конечностей казнимого могла оторваться раньше других, если какая-то из лошадей рванет слишком рано или невпопад.

Палач лично покупал животных для казни, выбирая их в зависимости от физических данных осужденного. Безусловно, казнь восьмидесятилетней Брунгильды не представляла трудностей в отличие от разрывания того же Равальяка или Дамьена: с первым лошади выбились из сил через час, со вторым — через полтора. Обычно ноги приговоренного привязывали к более сильным лошадям, чтобы отрывание конечностей происходило одновременно. Казнь состоялась в четыре часа пополудни на Гревской площади. С утра собралась огромная толпа, настоящее море людей.

Кто-то залез на крышу. Дворяне платили за окна на вторых и третьих этажах по сорок луидоров. Посреди площади под охраной солдат стояли два широких низких эшафота. Первый предназначался для сжигания греховной руки и отрывания плоти. Второй — для четвертования.

Казнь приводили в исполнение двое: Жильбер Сансон, палач Реймса и почетный палач Парижа, и его племянник, Шарль-Анри Сансон, назначенный на должность палача Парижа. Последнему, ставшему впоследствии самым знаменитым в этой известной династии мастером заплечных дел, в то время было всего девятнадцать лет. Позже именно он казнит Людовика XVI. Оба палача облачились в традиционную форму: короткие синие штаны, красная куртка, с вышитой черной виселицей и лестницей, на голове треуголка, на боку шпага. Им помогали пятнадцать подручных, все в кожаных сыромятных фартуках.

На Гревскую площадь прибыла процессия во главе с четырьмя тяжеловозами, купленными накануне Шарлем-Анри Сансоном за четыреста тридцать два ливра. Дамьена вытащили из мешка и подняли на первую платформу, пока кюре де Сен-Поль читал молитву. Приговоренного распластали, стянув грудь и бедра двумя железными обручами, которые закрепили под эшафотом. Жильбер Сансон вложил в руку Дамьена нож, с которым тот покушался на короля, и привязал его шнурком. Потом палач поднес жаровню к огню, и воздух наполнился едкими парами серы.

Осужденный испустил ужасный крик и заметался. Пятью минутами позже кисти не стало. Он поднял голову, взглянул на обрубок руки и заскрипел зубами. Кровь не шла, запекшись от серного ожога. Помощники палача сняли Дамьена, положили на землю и раздели, оставив на нем только короткие штаны.

Один из них, Легри, взял длинные, раскаленные на углях щипцы и принялся за грудь, руки и бедра жертвы. Раз за разом щипцы вырывали из тела куски, оставляя ужасные раны, которые другие помощники заливали расплавленным свинцом, кипящей смолой и серой. По всей Гревской площади разносился омерзительный запах горелой плоти. После очередного нанесенного ему увечья он кричал: «Еще! В конце концов он потерял сознание».

Дамьен очнулся, когда его перетащили на второй эшафот, меньшего размера, не более метра в высоту. Он обессилел от страданий и находился в состоянии шока. Его положили на пару балок, соединенных посередине на манер андреевского креста, разведя ноги и руки в стороны. Торс сжали двумя досками, закрепив на кресте, чтобы ни одна из лошадей, к которым привязали конечности, не смогла утащить сразу все тело. Каждое животное подгонял помощник с кнутом.

По сигналу Шарля-Анри Сансона ужасная квадрига рванула в четыре стороны. Привязь держала крепко, конечности неимоверно растянулись, осужденный страшно закричал.

Палачи часто бывали неопытны, и процедура казни не всегда проходила гладко. В 1584 году палач Ричарда Уайта попытался извлечь внутренности казнимого, проделав отверстие в его животе — но после того, как «сей приём не возымел успеха, разворотил ему грудь мясницким топором до хребта, самым жалким образом»[К 6]. Гаю Фоксу, приговорённому к казни в январе 1606 года за участие в Пороховом заговоре, удалось перехитрить палача, спрыгнув с виселицы и сломав себе шею. Письменных свидетельств о том, как именно производилось четвертование, не сохранилось, но на гравюре, изображающей казнь Томаса Армстронга 1684 , видно, как палач, разделив тело надвое вдоль позвоночника, отрубает ноги на уровне бедра. Судьба останков Давида ап Грифида описана шотландским писателем и политическим деятелем Гербертом Максвеллом: «правую руку с кольцом на пальце [отправили] в Йорк; левую руку — в Бристоль; правую ногу и бедро — в Нортгемптон; левую [ногу] — в Херефорд. Но голову злодея сковали железом, дабы не распалась на куски от гниения, насадили на длинное древко и выставили на видном месте — на посмешище Лондону». После казни в 1660 году цареубийц, причастных к смерти Карла I 1649 , мемуарист Джон Ивлин написал: «Я не видел самой расправы, но встретил их останки, — изуродованные, изрубленные, зловонные — когда их везли прочь от виселицы в корзинах на салазках». По традиции останки обдавались кипятком и выставлялись на всеобщее обозрение как устрашающее напоминание о наказании за государственную измену — обычно в тех местах, где изменник устраивал заговор или находил поддержку.

Головы казнённых нередко выставлялись на Лондонском мосту, в течение нескольких столетий служившем южным въездом в город. Сохранились описания подобных демонстраций, оставленные рядом известных мемуаристов. По свидетельству Жозефа Жюста Скалигера 1566 , «в Лондоне на мосту было множество голов… Я сам видел их — будто мачты судов, с насаженными на верхушки частями человеческих трупов». В 1602 году герцог Штеттинский, подчёркивая зловещее впечатление, производимое выставленными на мосту головами, написал: «У въезда на мост, с пригородной стороны, торчали головы тридцати джентльменов высокого положения, казнённых за измену и тайные деяния против Королевы»[К 7]. Практика выставления голов казнённых на Лондонском мосту завершилась в 1678 году с повешением, потрошением и четвертованием Уильяма Стэли англ. William Staley — жертвы сфабрикованного дела о «Папистском заговоре». Останки Стэли были отданы его родственникам, поспешившим устроить торжественные похороны — столь разгневав этим коронера, что тот приказал вырыть тело и повесить его на городских воротах. Новое время Другая жертва «Папистского заговора» — архиепископ Армы Оливер Планкетт — стал последним английским католическим священником, подвергшимся повешению, потрошению и четвертованию в Тайберне в июле 1681 года. Палач Планкета был подкуплен, благодаря чему останки казнённого избежали сожжения; ныне его голова экспонируется в церкви Святого Петра в Дроэде. Тем же способом были казнены несколько захваченных в плен офицеров — участников Второго якобитского восстания 1745.

К тому времени палач был наделён известной свободой выбора относительно момента, когда следовало прекращать страдания казнимых, и все приговорённые были умерщвлены до того, как подверглись потрошению. В 1781 году французский шпион Франсуа Анри де ля Мотт провисел в петле почти час, прежде чем его сердце было вырезано из груди и сожжено. В следующем году в Портсмуте был повешен, обезглавлен и четвертован Дэвид Тайри англ. David Tyrie. В двадцатитысячной толпе, наблюдавшей за его казнью, возникла драка за части трупа; наиболее удачливым достались трофеи в виде конечностей и пальцев казнённого. В 1803 году к повешению, потрошению и четвертованию были приговорены Эдуард Деспард и шестеро участников его заговора. Прежде чем преступники были повешены и обезглавлены на крыше тюрьмы Хорсмонгер-Лейн, их усадили на деревянные салазки, запряжённые лошадьми, и по обычаю проволокли несколько раз вокруг тюремного двора. За расправой, как и в случае с казнью Тайри, наблюдала аудитория, насчитывавшая около двадцати тысяч зрителей. Сохранился рассказ очевидца, описывающий ход казни после того, как Деспард произнёс своё последнее слово: Сие энергичное, но подстрекательское выступление было встречено столь бурными возгласами одобрения, что Шериф, знаком велев Священнику уйти, приказал Полковнику Деспарду замолчать. Осуждённым натянули на глаза колпаки — притом было видно, что Полковник снова поправляет узел под левым ухом; в без семи минут девять был дан сигнал, помост упал, и все они отправились в вечность.

Благодаря мере предосторожности, предпринятой Полковником, он, кажется, почти избежал страданий; остальные также не особенно сопротивлялись — за исключением Броутона, самого дерзкого и нечестивого из всех. Вуд, солдат, долго не умирал. Палачи сошли с эшафота и принялись тянуть повешенных за ноги. Пока Макнамара и Вуд висели, с их пальцев упало несколько капель крови. Через тридцать семь минут, в половине десятого, тело Полковника срезали с верёвки, стащили с него сюртук и жилет и уложили труп на опилки, головою на плаху. Хирург, пытаясь отрезать голову от тела простым скальпелем, пропустил необходимое сочленение и кромсал шею до тех пор, пока палач не схватил голову руками и не провернул её несколько раз; лишь тогда её с трудом удалось отделить от туловища. Ту же церемонию поочерёдно исполнили над остальными, и к десяти часам всё было кончено. Отсечённая голова Иеремии Брандрета — одного из последних английских преступников, приговорённых к повешению, потрошению и четвертованию Шерифы, наблюдавшие за сожжением Изабеллы Кондон англ. Isabella Condon в 1779 и Фиби Харрис англ. Phoebe Harris в 1786 году, намеренно завысили необходимые для казни суммы расходов — по мнению французского историка доктора Симона Девро фр.

Dr Simon Devereaux , исключительно из-за отвращения к жестоким спектаклям, на которых вынуждены были присутствовать по долгу службы. Судьба Харрис побудила британского политика и филантропа Уильяма Уилберфорса поддержать законопроект, отменявший практику казней через сожжение; один из пунктов билля, однако, предусматривал анатомическое вскрытие преступников кроме убийц , из-за чего весь законопроект был отклонён Палатой лордов. Тем не менее, после сожжения в 1789 году фальшивомонетчицы Кэтрин Мёрфи[К 8] её приговор был опротестован в парламенте Бенджамином Хэмметтом англ. Benjamin Hammett , назвавшим подобную казнь одним из «диких пережитков нормандской политики». Год спустя, на волне растущего общественного недовольства казнями через сожжение, парламент принял Акт об измене 1790 , устанавливавший для женщин-изменниц казнь через обычное повешение. За ним последовал Акт об измене 1814 , принятый по инициативе законодателя-реформатора Сэмюэла Ромилли — под влиянием своего друга, выдающегося философа-утилитариста Иеремии Бентама, неоднократно заявлявшего, что карательные законы должны служить исправлению преступного поведения, тогда как суровость британских законов, призванная устрашать потенциальных преступников, напротив, лишь способствует росту преступности. В 1806 году, избранный членом парламента от Куинсборо, Ромилли принялся за исправление законодательства, охарактеризованного им как «наш жестокий и варварский уголовный кодекс, написанный кровью». Добившись отмены смертной казни за отдельные виды воровства и бродяжничество, в 1814 году реформатор предложил приговаривать преступников, виновных в государственной измене, к обычному повешению до смерти с последующей передачей тела в распоряжение короля. Когда Ромилли возразили, что подобное наказание за измену будет менее сурово, чем казнь за рядовое убийство, он признал, что голову трупа всё же следует отсекать — обеспечивая тем самым «соразмерное наказание и надлежащее клеймо». Такая казнь была применена к Иеремии Брандрету — предводителю Пентричского бунта и одному из троих преступников, казнённых в 1817 году в тюрьме Дерби.

Подобно Эдуарду Деспарду и его сообщникам, все трое были ритуально проволочены к эшафоту и повешены. Через час после повешения головы казнённых, по настоянию принца-регента, должны были отсечь топором, но нанятый в качестве палача местный углекоп не имел необходимого опыта и, потерпев неудачу после первых двух ударов, закончил дело ножом. Когда он поднял первую отрезанную голову и по обычаю выкрикнул имя казнённого, толпа, охваченная ужасом, разбежалась. Иная реакция наблюдалась в 1820 году, когда в разгар общественных волнений во дворе Ньюгейтской тюрьмы были повешены и обезглавлены пятеро соучастников заговора Кейто-стрит. Несмотря на то, что декапитация была выполнена профессиональным хирургом, после ритуального выкрикивания имени казнённого толпа рассвирепела настолько, что палачи были вынуждены укрыться за тюремными стенами. Заговор стал последним преступлением, виновные в котором были казнены через повешение, потрошение и четвертование. Казнь через повешение, потрошение и четвертование была официально признана «устаревшей в Англии» Актом о конфискации 1870 , принятым британским парламентом по повторной после 1864 инициативе члена Палаты общин либерала Чарльза Форстера[К 9]. Закон положил конец практике конфискации земель и имущества уголовных преступников, обрекавшей членов их семей на нищету, одновременно ограничив наказание за измену обычным повешением — хотя и не упразднив оговорённое в законе 1814 года право монарха заменять повешение отсечением головы. Смертная казнь за измену была окончательно отменена Актом о преступлении и беспорядках 1998 , позволившим Великобритании ратифицировать шестой протокол Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1999 году. Известные лица, приговорённые к повешению, потрошению и четвертованию Основная статья: Список известных лиц, приговорённых к повешению, потрошению и четвертованию Давид III ап Грифид 1238—1283 — принц Уэльский, младший брат последнего независимого правителя Уэльса Лливелина III.

Уильям Уоллес ок. Эндрю Харклей, 1-й граф Карлайл ок. Хью ле Диспенсер Младший ок. Джон Хоутон ок. Джон Пэйн 1532—1582 — священник, мученик, святой Римско-Католической Церкви. Томас Форд? Ричард Уайт ок. Джон Финч ок. Эдуард Джеймс ок. Уильям Дин?

Ральф Крокетт? Эдмунд Дженнингс 1567—1591 — священник, мученик, святой Римско-Католической Церкви. Уильям Хэкет? Оливер Кромвель 1599—1658 — вождь Английской революции, лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии казнён посмертно. Томас Харрисон 1606—1660 — военачальник, сторонник парламента во время Английской революции, подписавший смертный приговор королю Англии Карлу I. Фрэнсис Хэкер?

Иорданес, готский историк VI века, рассказывает, как король Амаларих повелел разорвать дикими лошадьми жену дезертира.

Веком позже, в 613 году, восьмидесятилетняя Брунгильда, королева Австразии, была четвертована по приказу Хлотаря II, которому проиграла войну. Некоторые историки придерживаются иной версии ее казни, согласно которой королеву привязали к хвосту необъезженной лошади. В средневековой Европе четвертовали клятвопреступников знатного происхождения, предателей, дезертиров, главарей банд, промышлявших грабежом. Утвержденный Карлом V кодекс «Каролина» предусматривал четвертование за предательство и дезертирство. Четвертование применялось и в царской России. Руководители восстания декабристов были приговорены к нему при Николае I, но император посчитал казнь варварской и заменил ее повешением. Во Франции к четвертованию как к самой страшной каре приговаривали отцеубийц и покушавшихся на жизнь короля.

Людовик XI, по свидетельству историка Анкетиля, приказал четвертовать человека, который собирался его отравить по наущению Карла Смелого.

Что такое четвертование. Что значит «четвертовать» человека? История четвертования

Четвертование — четвертование ср. Средневековый способ казни, при котором последовательно отсекались руки, ноги и голова. Но самый распространенный способ четвертования, который существовал до 1757 года, состоял в том, что осужденного привязывали за руки и за ноги к четырем сильным лошадям, тянувшим в противоположные стороны до тех пор, пока его конечности не отделялись от. После казни части тела выставляются на публичное обозрение отдельно (иногда разносятся по четырём заставам, воротам города и т. п.). Четвертование перестали практиковать в конце XVIII — начале XIX века. В Англии четвертование применялось вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году.

Казнь и ее символический смысл в русском средневековом обществе в связи с правлением Ивана Грозного

Толстой так описывает казнь через четвертование [4] : Первого Цыклера втащили за волосы по крутой лесенке на помост. Сорвали одежду, голого опрокинули на плаху. Палач с резким выдохом топором отрубил ему правую руку и левую, — слышно было, как они упали на доски. Цыклер забил ногами, — навалились, вытянули их, отсекли обе ноги по пах.

Он закричал. Палачи подняли над помостом обрубок его тела с всклокоченной бородой, бросили на плаху, отрубили голову. В 1826 году пятеро декабристов были приговорены к четвертованию.

Верховный уголовный суд заменил его повешением. Это был последний приговор о четвертовании в России.

В этот период особенную роль в жизни царя сыграл священник Сильвестр, ставший впоследствии одним из членов Избранной Рады. Он выгодно отличался от других церковных деятелей своей набожностью, бескорыстием и честностью. Я считаю, что именно приближение Сильвестра довольно сильно повлияло на складывание личности Ивана IV. Священник стал духовным наставником царя, объяснил ему необходимость набожности, критиковал его предыдущие поступки, рассматривая пожар и недовольства как расплату за них.

С этого времени наступает период прогрессивных реформ. Скрынников, например, связывает его с выделением некой «Избранной Рады» подле царя, упоминая, что данный термин был введен Андреем Михайловичем Курбским, бывшим членом Рады [17]. А вот А. Филюшкин, наоборот считает, что это всего лишь мистификация и «Избранная Рада» не существовала как определенный политический орган или как какая-либо группировка. Действительно, ее члены обладали существенной властью, однако действовать лишь своими силами при создании и претворении реформ в жизнь, они, как мне кажется, не могли. Доподлинно можно утверждать лишь одно: Алексей Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский — это существовавшие на самом деле исторические личности, обладавшие, видимо, не малой властью.

И, судя по всему, они действительно каким-то образом повлияли на принятие реформ, в большей или меньшей степени. Однако власть их была недолгой. Царя, что можно понять довольно легко, окружали люди, желающие подобраться к власти путем устранения конкурентов: Алексей Адашев был обвинен в смерти жены Ивана Грозного — Анастасии Захарьиной — и арестован [18] ; позже от власти был отстранен Сильвестр [19] ; за ним последовал побег Андрея Курбского в Литву [20]. А вскоре после этих событий, в 1565 году, была принята опричнина, которая и стала «официальным» началом многочисленных казней [21]. Итак, я постаралась наиболее полно и логично рассмотреть предпосылки и внутриполитические причины смертных казней во времена Ивана Грозного. Это были придворные интриги, незаметно подтачивающие царя изнутри, предательство, которое, как считал Иван Васильевич, окружает его; многие «ростки» тирании происходили из детства и обиды на опекунов, боярскую аристократию.

Кроме того, некоторые измышления государя подтверждались на практике: предательство Андрея Курбского — яркий тому пример. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что предпосылки казней носили комплексный характер, но в большинстве своем были субъективным выражением власти государя. Это доказывает, что особенность личности Ивана Грозного — одна из причин череды многочисленных казней «кровавого века». Параллели между эволюцией казней Западной Европы и России. Смертная казнь — один из древнейших видов наказания, однако свое законодательное закрепление в России она получила лишь в Двинской уставной грамоте в 1397-1398 г. В последующий период такая же мера наказания была закреплена в Судебнике Ивана III 1497 [23] за «коромолу» крамолу , «подым», что трактуется как шпионаж или разглашение секретных сведений, либо как призыв к бунту и неповиновению, либо как поджог или клевета при хищении чьей-либо собственности; «зажигательство» умышленный поджог двора или дома, либо крепости с целью сдачи врагу ; «государское убойство», то есть, видимо, убийство господина своим холопом; церковную, «головную» или повторную татьбу, а так же любое преступление, субъектом которого был «лихой человек», то есть человек, имевший дурную репутацию [24].

Следующий крупный юридический документ — Судебник 1550 года Ивана IV [25] — представлял собой несколько смягченный процесс регулирования. Например, карательная политика по отношению к татьбе стала таковой: преступник подлежал смертной казни только в случае подтверждения своей вины под пытками при повторной татьбе. А в остальном, наказанию подвергались все те же виды преступления закона [26]. В данном случае, даже при отрицании вины под пытками, разбойник все равно подвергался смертной казни. Это объяснялось тем, что «лихие люди», перетерпев пытки, выходят на свободу, и, сбиваясь в группы, подвергают окружающих разбою снова и снова. Во время правления Федора Ивановича политика по отношению к разбойникам была частично смягчена.

Однако к перечню видов преступлений Судебника 1550 года, за которые полагалась казнь, добавились следующие: срыв церковной службы, «измена судебного поверенного своему клиенту, обусловленную его подкупом противной стороной» [28] , должностные преступления губных и земских чиновников, фальшивомонетничество, разбой, отягощенный убийством или поджогом, либо повторный третий разбой, изнасилование и внутрисемейное убийство помимо убийства отцом или матерью своего ребенка. Таким образом, анализ эволюции казней указанного периода на Руси, показывает, что на данном временном отрезке она была подробно урегулирована на законодательном уровне и подтверждена соответствующими нормативными документами. В законах нашел отражение весь комплекс аспектов смертной казни, как формы наказания. Учитывался вид преступлений, способы казни, порядок ее исполнения, лица, избегающие наказания по определенным установленным причинам. Данная мера наказания в Московской Руси служила одним из методов упреждения преступности, однако нельзя утверждать, что она являлась основным видом уголовных наказаний. Для того, чтобы определить ее долю в системе права следует воспользоваться сравнительным методом.

Прежде всего, стоит рассмотреть «Каролину» 1532 года — уголовное и уголовно-процессуальное Уложение Императора Карла V [29]. Особенность данного юридического документа в том, что он практиковался в качестве общегосударственного закона на всех территориях Священной Римской Империи, в состав которой входили Германия, Австрия, Венгрия, Сардиния, Фландрия, Бургундия и некоторые другие земли. Именно на основе Каролины было создано общее германское право. Итак, согласно данному своду законов, смертной казнью карались следующие преступления: богохульство, нарушение присяги, колдовство с причинением ущерба, клевета распространение «пасквильных писем» , фальшивомонетничество, подделка печатей или документов, подделка мер и весов в особо крупных размерах , нетрадиционная ориентация, инцест, похищение замужней женщины или девушки без согласия, изнасилование, прелюбодеяние, двоебрачие, измена государству или господину, умышленный поджог, злостный разбой, бунт против власти, «злостное бродяжничество», умышленное убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, «квалифицированные виды кражи», умышленное причинение вреда имуществу [30]. Конечно же, данный перечень не полон, так как не затрагивает все аспекты жизни, следовательно, он был еще обширнее. Сопоставляя Каролину с синхронными ей законами, например с Судебником 1550 года, становится ясно, что германское законодательство значительное суровее русского обозначенного периода.

Представленная система наказаний представляет собой что-то похожее на древневосточные законы вавилонского царя Хаммурапи [31]. К тому же, Каролина имела ярко выраженный репрессивный характер, что выражалось в размере перечня преступлений, карающихся смертной казнью и более изощренными способами наказания. Это можно определить на примере наказания за татьбу. В Каролине смертной казнью карается любая кража, совершенная впервые, тогда как в Судебниках так же сурово карается лишь церковная и головная татьба. Многие иностранцы, жившие в Москве в указанный период, отмечают, что первая кража не каралась смертной казнью несмотря на размер и ценность украденного [32]. В этом плане в Каролине все иначе: наказание соответствует размеру похищенного.

При анализе представленных данных, возникает закономерный вопрос: была ли Каролина одинока в своей жестокости и характере репрессивных мер. На этот вопрос можно дать твердый ответ: нет, не была. Это доказывает тот факт, что такие «оплоты цивилизации» как Англия и Франция имели гораздо большее количество преступлений, карающихся смертной казнью [33]. Например, законодательство Франции указанного периода имеет более 40 пунктов преступлений, наказание которых — смерть [34]. Что касается Англии, то в ней смертной казнью каралось порядка 50 различных преступлений. Таким образом, проведенный анализ показывает, что российское уголовное право XV-XVI веков и по количеству противозаконных действий, которые наказывались смертной казнью, и по самому характеру этих казней было заметно гуманнее, чем европейское, хотя активно пропагандировалось как наиболее «варварское».

Виды наиболее распространенных форм казней на Руси обозначенного периода и обоснование этого явления. Сравнивая системы наказаний, реализующихся благодаря смертной казни в Западной Европе и России, следует учитывать также их реальный потенциал, так как сами по себе они не отражают реальное уголовное право. Другими словами, следует рассматривать именно практику применения смертных казней и именно это считать решающим критерием в суждениях. Стоит признать, что по масштабам казней и количеству проведения русская судебная система не идет ни в какое сравнение с европейской. Уголовному праву Руси были присущи здравомыслие, отсутствие бессмысленной жестокости и христианское милосердие, чем, конечно же, не могла похвастаться «просвещенная» Европа. Действительно, система права Франции, Англии и других крупных западноевропейских держав отличалась изощренностью наказания и беспощадностью.

Европейские казни были представлены в следующих формах: сожжение с использованием сырых дров, при помощи качелей; повешение за шею на широком ремне, на крюке за ребро, вверх ногами, за волосы; подвешивание заживо в клетке или обмотанного цепями ; окунание головой в кипящее масло; кипячение в воде, вине, смоле и масле; вырывание сердца; потрошение внутренностей; сажание на кол; побитие камнями; погребение заживо; колесование; разрывание лошадьми и многое другое. А вот на Руси смертная казнь применялась очень умеренно. Она была неким сдерживающим фактором и практиковалась в наиболее тяжких случаях. Это доказывает, например, отсутствие стационарных атрибутов казней виселиц, эшафотов. Итак, в указанный период в Московской Руси по Судебнику 1497 года существовали следующие формы казней: повешение на дереве, обезглавливание и утопление. Казнь посредством отсечения головы, скорее всего, считалась наименее позорной, так как она не имела каких-либо специфических последствий для перехода души в потусторонний мир с точки зрения религиозных воззрений.

Помимо перечисленных, которые были наиболее распространены, существовали и квалифицированные виды казней, сопряженные с особыми мучениями для осужденного. Это сожжение в срубе, в клетке или на костре; четвертование и казнь, предварявшаяся определенным количеством ударов кнутом. Отдельные преступления были сопряжены с конкретными видами казней. Здесь действовал принцип талиона, то есть материального соответствия наказания преступлению [35]. Судебник 1550 года в плане законодательства мало чем отличается формами казней. Однако я считаю, что рассматривать именно этот период — основную часть XVI века — следует с позиции субъективного влияния власти монарха на эволюцию казней.

Именно поэтому, данных отрезок я буду анализировать отдельно. Что касается законодательства царя Федора Ивановича, то оно приобрело несколько особенностей в плане реализации смертных казней. Это, во-первых, более конкретное наказание за определенные виды преступлений. Например, отсечение головы мечом за срыв богослужения, заливание фальшивомонетчикам в горло их расплавленных денег, повешение человека, продававшего соль за рубеж и так далее. Кроме того, во-вторых, смертная казнь не проводилась в дни больших церковных праздников. И, в-третьих, было принято решение не применять смертную казнь в отношении беременной женщины и ждать срок в шесть месяцев после рождения ребенка [36].

Таким образом, на Руси обозначенного периода было довольно мало видов казней, в отличие от Западной Европы. Это явление, как мне кажется, объясняется различными факторами, но в большинстве своем зависит от российского менталитета, религиозных воззрений народа, обособленностью от европейской культуры и самобытностью нравов. ГЛАВА 2. Казнь через сожжение. Казнь через сожжение, известная нам благодаря всемирной истории, а в особенности истории инквизиции, является традиционной мерой наказания по религиозным причинам. Такой казни подвергались колдуны, ведьмы, еретики и отступники церкви.

Данный способ наказания существовал с древнейших времен и обозначал некое очищение от грехов, всего нечистого, земного. Указание на представленный вид казни мы находим в Ветхом Завете: сожжение Содома и Гоморры — городов развратников и грешников и сожжение за другие преступления, преимущественно в характере прелюбодеяния [37]. Разумеется, методы и способы изобличения и наказания «богохульцев» в Западной Европе существенно отличались от русских. Об этом свидетельствуют труды ярых русофобов Дж. Флетчера и П.

В 1660 году около десяти чинов военных и гражданских, участвовавших в составлении смертного приговора Карлу I , были, по возвращении его сына, осуждены за цареубийство и казнены так же. Здесь примечательна одна подробность, показывающая новый вид королевской милости: король Карл II разрешил, в виде исключения, некоторых осуждённых не четвертовать, а оставить на виселице до смерти; а тела их целыми отдать родственникам и друзьям для погребения. Фактически практика оставления казнимого на виселице до получаса что практически гарантировало, что последующие фазы казни будут совершаться уже над покойником существовала и ранее, с начала XVII века. В 1803 году Эдуард Марк Деспард, ирландский офицер и бывший белизский губернатор, также только замышлявший покушение на Георга III , а также шестеро его сообщников, были приговорены к потрошению и четвертованию, но затем королевским указом приговор был заменён на повешение и посмертное обезглавливание. В 1814 году повешение до смерти перед четвертованием стало законом. С 1820-х годов подобные приговоры не выносились [2]. В 1870 году казнь была отменена полностью [3].

Утвержденный Карлом V кодекс «Каролина» предусматривал четвертование за предательство и дезертирство. Четвертование применялось и в царской России. Руководители восстания декабристов были приговорены к нему при Николае I, но император посчитал казнь варварской и заменил ее повешением. Во Франции к четвертованию как к самой страшной каре приговаривали отцеубийц и покушавшихся на жизнь короля. Людовик XI, по свидетельству историка Анкетиля, приказал четвертовать человека, который собирался его отравить по наущению Карла Смелого. Все искусство и сложность четвертования состояло в том, что лошади должны были тянуть с одинаковой силой. Для этого каждое животное за удила держал помощник палача. Четыре помощника внимательно следили за тем, чтобы лошади работали синхронно, без рывков и нагрузка на каждую из отрываемых конечностей была бы равномерной. Для палача главная проблема заключалась в том, что из-за неслаженных действий помощников одна из конечностей казнимого могла оторваться раньше других, если какая-то из лошадей рванет слишком рано или невпопад.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий