Новости частичный прорыв блокады ленинграда

В Музее обороны и блокады Ленинграда Путин встретился с ветеранами Великой Отечественной войны и жителями блокадного Ленинграда, экскурсию по новой экспозиции для него провел губернатор Петербурга Александр Беглов. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда.

Годовщина прорыва блокады: 79 лет назад было разорвано вражеское кольцо вокруг Ленинграда

Прорыв блокады – это первая большая победа Ленинграда. Реконструкция прорыва блокады Ленинграда, создана так, что все экспонаты можно трогать, что особенно привлекает сюда детей. За проявленные при прорыве блокады героизм, смелость и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч советских воинов, 25 из них стали Героями Советского Союза. В музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» вспоминают события тех лет. Обо всем подробнее рассказал корреспондент ЛенТВ24 Владислав Кириенко.

Прорыв блокады Ленинграда

Прорыв блокады Ленинграда Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было.
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» (Панорама) Исполнилось 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда.
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год Низкий поклон всем ветеранам – защитникам и жителям блокадного Ленинграда, труженикам тыла.
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | История и техника | «Мир танков» Прорыв минной блокады Ленинграда был одним из ключевых событий Великой Отечественной войны.
К 80-летию прорыва блокады Ленинграда опубликованы рассекреченные архивные документы 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда – этот момент стал переломным в битве за город на Неве.

80-летие прорыва блокады Ленинграда: как люди вспоминают то время / РЕН Новости

Мосты и здания вокзалов были замаскированы деревянными конструкциями, которые не мешали транспорту, но создавали иллюзию руин. Одной из важнейших задач зимней кампании 1942—1943 гг. Наши войска должны были во что бы то ни стало разрушить оборону противника, прорвать блокаду и спасти обессиленный Ленинград. Долгие месяцы немцы пытались бомбежками и измором вынудить город сдаться. Как рассказывается в газете « Тамбовская правда » от 19 января 1943 г. Наступление наших войск проходило в двух направлениях: с западного берега Невы, юго-западнее Шлиссельбурга, и с востока, из района, расположенного южнее Ладожского озера. Несмотря на то, что это было наиболее сильное место в обороне противника, расстояние между войсками Ленинградского и Волховского фронтов на этом участке кольца блокады было самым коротким. По указанию И.

Сталина операция по прорыву блокады получила название «Искра». Непосредственный прорыв блокады Ленинграда начался в 9 часов 30 минут 12 января 1943 года артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовкой. Затем на лед Невы спустились штурмовые группы, которые бросились к противоположному берегу. С помощью «кошек», багров и лестниц они поднялись на ледяной скат и ворвались в немецкие траншеи. Прорвав долговременную укрепленную полосу противника и форсировав Неву, наши войска в течение семи дней напряженных боев преодолевали упорное сопротивление противника и двигались вперед. Освободив Марьино, Московскую Дубровку, Липку, рабочие поселки, станции Подгорная и Синявино 18 января войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.

Помнить и быть достойными их памяти.

Низкий поклон всем ветеранам — защитникам и жителям блокадного Ленинграда, труженикам тыла. Желаем всем ленинградцам-петербуржцам счастья, благополучия добра и мирного неба!

Прорыв блокады стал переломным моментом. Это событие придало силы, отваги и смелости защитникам и жителями блокадного Ленинграда. Героическая дата еще один повод вспомнить подвиг ленинградцев и почтить память павших в боях за любимый город.

Музеи и театры нашего города подготовили насыщенную программу, посвященную памятной дате. Вот некоторые из них: Президентская библиотека имени Б. Ельцина подготовила подборку материалов «Первая «Искра» победы». Посетители сайта библиотеки могут ознакомиться с кадрами кинохроники «Оборона Ленинграда.

Основные мероприятия, приуроченные к 80-летию прорыва блокады Ленинграда пройдут непосредственно 18 января.

В Петербурге и Ленобласти ждут президента Владимира Путина. Памятные мероприятия запланированы в музее-заповеднике "Прорыв блокады Ленинграда" в Кировском районе Ленобласти, в государственном мемориальном музее обороны и блокады. Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области - подписывайтесь на канал 47news в Telegram Увидели опечатку? Сообщите через форму обратной связи.

Новости и события Российского исторического общества

За проявленные при прорыве блокады героизм, смелость и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч советских воинов, 25 из них стали Героями Советского Союза. Новости Подробности Фото Видео. Баир Иринчеев: Освободить Ленинград от блокады пытались пять раз. 18 января 2023 года отмечается 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда, ставшей одним из самых трагических этапов Великой Отечественной войны. За проявленные при прорыве блокады героизм, смелость и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч советских воинов, 25 из них стали Героями Советского Союза. Сегодня отмечается День прорыва морской минной блокады Ленинграда.

18 января – День прорыва блокады Ленинграда

Назад к списку новостей 18. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.

Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения.

Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага.

Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было.

Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса.

Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции.

Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.

Сделано это было в ходе операции «Искра». Также по теме Памяти Блокады: Петербург может снова стать Ленинградом Коммунисты выступили с инициативой вернуть Санкт-Петербургу героическое имя Ленинград. Правда не насовсем, а только на девять дней.... По легенде, во время обсуждения названия операции Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе пятой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, сказал: «И пусть из «Искры» разгорится пламя». К моменту начала операции в распоряжении 67-й и 13-й воздушных армий Ленинградского фронта, 2-й ударной армии, а также части сил 8-й армии и 14-й воздушной армии Волховского фронта находилось почти 303 тыс. Командование Ленинградским фронтом было поручено генерал-полковнику Леониду Говорову, Волховским — генералу армии Кириллу Мерецкову. За координацию действий двух фронтов отвечали маршалы Георгий Жуков и Клим Ворошилов. Нашим войскам противостояла 18-я армия под командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. У немцев насчитывалось около 60 тыс. Утром 12 января советские войска перешли в наступление. На страницу галереи «В 9 часов 30 минут утреннюю морозную тишину разорвал первый залп артиллерийской подготовки. На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и миномётов обоих фронтов. Два часа бушевал огненный ураган над позициями противника на направлениях главного и вспомогательных ударов советских войск. Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рёв, и трудно было разобрать, кто и откуда ведёт огонь. Впереди вздымались чёрные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх брёвна блиндажей противника. На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и миномётных снаряда», — писал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Жуков. Хорошо спланированная атака принесла плоды. Преодолевая сопротивление врага, ударные группировки обоих фронтов сумели соединиться. К 18 января солдаты Ленинградского фронта прорвали немецкую оборону на 12-километровом участке Московская Дубровка — Шлиссельбург. Соединившись с войсками Волховского фронта, они сумели восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной по узкой полосе южного берега Ладожского озера. Сверкание «Искры» превратилось в финальный фейерверк — салют 20 залпами из 224 орудий», — вспоминал Кирилл Мерецков. В ходе операции погибли 34 тыс. Немцы потеряли 23 тыс. Поздно вечером 18 января Совинформбюро оповестило страну о прорыве блокады, и в городе прогремели залпы праздничного салюта. В течение следующих двух недель по отвоёванному коридору инженеры проложили железную и автомобильную дороги.

Подпишитесь на рассылку

  • Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта
  • Годовщина прорыва блокады: 79 лет назад было разорвано вражеское кольцо вокруг Ленинграда
  • 18 января - День прорыва блокады Ленинграда!
  • 80-летие прорыва блокады Ленинграда: как люди вспоминают то время / РЕН Новости
  • Сложная местность для обороны и наступления
  • Панорама прорыва блокады Ленинграда: адрес, как добраться, билеты

РАБОТАТЬ, РЕШАТЬ, ПОМОГАТЬ!

От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы 29 мая 2023, 10:53 25 мая 2023 года в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоялась международная научная конференция на тему: «От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы». Интересный и дискуссионный доклад подготовил под руководством кафедры философских и социально-экономических дисциплин адъюнкт майор Игнатьев Андрей Олегович.

Артиллерийская обработка переднего края и глубины обороны противника прошла эффективно, что позволило пехоте на целом ряде направлений ворваться в расположение противника без значительных потерь». В этом стремительном броске советские люди проявили бесстрашие истинных воинов: «Они прижимались к огневому валу так плотно, что понесли незначительные потери от своего огня. Зато почти не было потерь от огня противника». За проявленные при прорыве блокады героизм, смелость и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч воинов Ленинградского и Волховского фронтов, а также Балтийского флота.

С 12 по 18 января 1943 года Красная Армия в ходе наступательной операции «Искра» уничтожила свыше 13 тысяч немецко-фашистских захватчиков, тем самым разгромив несколько дивизий и полков противника.

День прорыва блокады Ленинграда Опубликовано: 19 Jan 2023 18 января Северная столица отметила одну из важнейших дат в своей истории и истории Великой Отечественной войны - прорыв блокады Ленинграда. В этот день 80 лет назад в ходе наступательной операции «Искра» было прорвано кольцо фашистской блокады Ленинграда. Войска Волховского и Ленинградского фронтов мощными ударами навстречу друг другу рассекли оборону вермахта и за несколько дней отбросили противника от берега Ладоги на 12 километров. Эта победа досталась дорогой ценой.

Ночью 12 января 1943 года советская авиация нанесла массированные удары по позициям немецкой артиллерии. Затем вслед за огневым валом пошла в наступление пехота.

Артиллерийская обработка переднего края и глубины обороны противника прошла эффективно, что позволило пехоте на целом ряде направлений ворваться в расположение противника без значительных потерь». В этом стремительном броске советские люди проявили бесстрашие истинных воинов: «Они прижимались к огневому валу так плотно, что понесли незначительные потери от своего огня. Зато почти не было потерь от огня противника».

К 80-летию прорыва блокады Ленинграда опубликованы рассекреченные архивные документы

18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. В среду, 18 января, исполнится ровно 80 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда. Прорыв блокады стал решающим фактором в битве за Ленинград. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году.

Путин раскрыл, для чего России нужна спецоперация на Украине

В среду, 18 января, исполнится ровно 80 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. «Отражение темы прорыва блокады и полного освобождения Ленинграда от блокады на страницах послевоенной ленинградской прессы (на примере «Ленинградской правды» 1945-1946 гг.)». 18 января был взят Шлиссельбург, одновременно с этим советские войска освободили Липки, таким образом, блокада Ленинграда была прорвана. А Волховского фронта, прорвав кольцо вражеской блокады г. Ленинграда, создали коридор шириной 8-9 км между Ладожским озером и линией фронта. Мероприятие приурочено к 80-летию проведения операции "Искра" и прорыва блокады Ленинграда.

Прорыв блокады Ленинграда

Таким образом, в зоне риска оказались обе столицы, и Москва не могла больше помогать Ленинграду. Сталина упрекают, что он больше заботился об армии, чем о мирном населении, но по-другому в той ситуации было не поступить, ведь именно от армии зависели и жизни остальных людей. Видимо, поддавшись ненадолго панике, Сталин даже в единственный раз за всю блокаду допустил мысль о сдаче Ленинграда», — рассказывает историк. Ранним утром 23 октября 1941 года начальник генштаба Александр Василевский по телефону передал находящемуся в Ленинграде Андрею Жданову распоряжение главы СССР: «Прошу принять следующие указания товарища Сталина. Судя по вашим медлительным действиям, можно прийти к выводу, что вы все еще не осознали критическое положение. Если вы в течение ближайших нескольких дней не прорвете фронт и не восстановите прочной связи с 54 армией, все ваши войска будут взяты в плен.

Это нужно не только для обеспечения жизнедеятельности войск Ленфронта, но и особенно для того, чтобы дать выход войскам на восток во избежание плена, если придется сдать Ленинград. Сосредоточьте дивизии 8 или 10 и прорвитесь на восток». В итоге провалена была и эта операция. Удар снаружи оказался слишком слабым, потому что все основные силы были отправлены на защиту столицы, а 54 армия была ослаблена и не справилась в одиночку. Хлеб в городе кончался, грозил страшный голод, поэтому на следующую попытку возлагались все надежды.

Если вы не прорветесь на восток, вы загубите Ленинградский фронт и население Ленинграда. Как только пробьете дорогу, железная дорога будет», — обещал Жданову Сталин в ноябре 1941года. Третью попытку предприняли в январе 1942 года и назвали Любанской операцией. Удар наносился уже не на Синявино, а гораздо южнее, с целью окружения значительной части немецких сил. Но на этот раз начинания сгубила не ослабленность армии, а напротив — самоуверенность руководства.

Дело было сразу после успешного контрнаступления под Москвой, и у командующих сложилось ложное впечатление, что повторяется сценарий Отечественной войны 1812 года: противника заманили вглубь, и он деморализован морозами и поражениями.

С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным.

Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием.

Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин.

Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия.

Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов.

Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса.

Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма.

Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь.

Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью».

За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года.

Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров. Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь.

Эта победа досталась дорогой ценой. И хотя день полного снятия блокады Ленинграда наступит только 27 января 1944 года, операция «Искра» позволила частично деблокировать осажденный город и заметно облегчить его положение. Накануне 80-летия прорыва блокады Ленинграда, в рамках культурно-просветительского проекта "Говорит Ленинград" при поддержке Фонда президентских грантов для учеников 7-х и 9. Ребята узнали о ходе эвакуации и реэвакуации ленинградских детей в период с июня по июль 1941 года, о событиях, произошедших в тот страшный период.

Конечно, даже столь знаменательное событие не означало прекращения наступления Красной Армии. К началу февраля 1944 года основной задачей немецких войск была оборона Луги. Именно туда были брошены все силы Волховского фронта. Боевые действия Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской наступательной операции 14—30 января 1944-го и боевые действия Волховского фронта в Новгородско-Лужской наступательной операции 14 января-15 февраля 1944-го. Чтобы отрезать противника от западных рубежей, 2-я армия Ленинградского фронта присоединилась к наступлению, обходя город с тыла. Немецкое командование требовало удержать линию коммуникаций Луга — Псков любой ценой. В результате почти двух недель ожесточенных боёв, 12 февраля город Луга был освобождён от захватчиков. Признаюсь, что мне очень хотелось этого, и я даже кое-что прикидывал заранее, — вспоминал командующий войсками Волховского фронта маршал Советского Союза К. На следующий день после освобождения Луги фронт расформировали, распределив входившие в его состав армии между Ленинградским и 2-м Прибалтийским фронтами; маршал Мерецков возглавил Карельский фронт, успешными наступлениями которого будет руководить летом и осенью 1944-го. В то же время войска Ленинградского фронта продолжали движение в сторону Нарвы. Немецкое командование считало этот участок фронта особо важным. Войска противника прочно закрепились вдоль реки, стянув туда дополнительные силы из состава группы армий «Центр». Весь февраль вдоль Нарвы шли тяжёлые бои, однако советским войскам все же не удалось взломать оборону противника. Нарва будет освобождена в июле 1944 года, в ходе отдельной наступательной операции на данном направлении. Пока же немцы после потери Луги отступили к оборонительной линии «Пантера», а войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов были чрезвычайно изнурены полутора месяцами боёв в тяжелых условиях. К началу весны 1944 года наступление было остановлено, но год крупнейших наступлений Красной Армии только начинался. Узнать больше о Ленинградско-Новгородской наступательной операции, а также получить боевые задачи можно по этой ссылке. Вас ждёт фронтовой дневник, который в январе 1944-го вполне мог вести боец Красной Армии. Источники и литература Развернуть Архив Lesta Games. Арутюнян Б. Роль артиллерии Красной Армии в битве за Ленинград 1941 — январь 1944 г. Гланц Д. Блокада Ленинграда. Мерецков К. На службе народу. Мощанский И. У стен Ленинграда. Тарасов М.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий