Реформа, принятая 19 февраля 1861 (отмена крепостного права), несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны. 19 февраля 1861 – Отмена крепостного права и другие реформы Центральным событием эпохи Великих реформ стала отмена крепостного права.
Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.
Крестьянская реформа 1861 | 5 марта 1861 года манифест был прочитан в церквях после обедни. |
КРЕПОСТНОЕ ПРАВО - Православный журнал «Фома» | Крестьянская реформа 1861 года отменила крепостное право. |
Вы точно человек? | 19 февраля (3 марта) 1855 года на престол вступил император Александр II. |
Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права - Справка | 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. |
Улица 19 февраля / | В манифесте 19 февраля 1861 г. кратко излагаются основные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости (детально они изложены в утвержденных в тот же день восьми Положениях и девяти Дополнительных правилах). |
События 1861 года
Урок по теме Крестьянская реформа 1861 г. Теоретические материалы и задания История, 9 класс. 19 февраля (3 марта) 1861 г. в Петербурге император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. Третьего марта 1861 года (по новому стилю; по старому — 19 февраля) был провозглашен Манифест об отмене крепостного права в Российской империи.
Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА
Главная» Новости» Что было 19 февраля 1861 года. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». 19 февраля 1861 года является официальной датой отмены крепостного права в России: именно в этот памятный день Александр II подписал судьбоносный манифест.
Этот день в истории: 1861 год — в России отменено крепостное право
Манифест Александра II от 19 февраля 1861 г. | Архивы Беларуси | В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. |
19 февраля 1861 года - манифест Александра II об отмене крепостного права : vvm1955 — LiveJournal | 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. |
Манифест 19 февраля 1861 года: как страна и общество распорядились долгожданной свободой? - YouTube | Главная» Новости» 19 февраля отмена крепостного права 1861. |
Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г. | Аргументы и Факты | 19 февраля 1861 года в государстве произошло знаковое событие – император Александр 2 подписал Манифест об отмене крепостного права. |
Крестьянская реформа 1861 года
19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. 1861 г., 19 февраля – отмена крепостного права. Объективными предпосылками реформы 1861 г. были по большей части экономические процессы. 19 февраля 1861 года император подписал «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян.
160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости
В общем, 19 февраля 1861года мужики получили не только личную свободу, но и землю. 19 февраля (3 марта) 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». 19 апреля 1861 года — Точка в Бездненском восстании. 1861 г., 19 февраля – отмена крепостного права. Объективными предпосылками реформы 1861 г. были по большей части экономические процессы. 1861, 19 февраля — отмена крепостного права в помещичьей деревне великорусских губерний, начало крестьянских реформ. 1861 г., 19 февраля – отмена крепостного права. Объективными предпосылками реформы 1861 г. были по большей части экономические процессы.
Вы точно человек?
Да другую, вишь, поставить некуда. Везде Вашей милости землица. Боюсь, еще за потраву судить будете». Автор: Admin.
Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им, таким образом, кредит. После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником.
Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей. Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна Казанская губерния и Кандеевка Пензенская губерния , были использованы войска. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений.
Однако к лету 1861 года волнения пошли на убыль.
Он обещал Бахрушину просить у Святейшего Синода передать собранную из пожертвований сумму на построение храма в Новой Деревне. Однако разрешения не последовало — сочли неудобным, во-первых, строить всенародный благодарственный храм в глухой окраине Москвы, а не на видном месте в центре города, а во-вторых, присоединять к таким пожертвованиям крупный частный вклад.
Бахрушин построил храм во имя Василия Исповедника — он и сейчас стоит, вновь открытый, на Международной улице. А место для благодарственного храма-памятника во имя Александра Невского городские власти отвели, как и хотели, в центре Москвы, на Миуссах, недалеко от Тверской улицы. Историческое название Миусс произошло, по легенде, от имени казака Миуски из ватаги Стеньки Разина, которого привезли вместе с плененным атаманом в Москву и в 1673 году казнили на местной площади.
На самом же деле, как считают ученые, название Миуссы восходит ко временам Азовских походов Петра I: здесь царь разместил огромные флотские склады леса для гавани в Азовском море, строившейся в устье реки Миус. Эта площадь была достаточно пустынна и просторна для храма. Многие архитекторы трудились над конкурсными проектами.
В Москве он возвел известную шатровую часовню-прощу у Рогожской заставы, недавно восстановленную. Латков предложил построить гигантский, круглый в плане храм с галереей, но его проект, одобренный Московской духовной консисторией и городскими инстанциями, был отвергнут Святейшим Синодом по причине архитектурных и технических несовершенств. Возможно, столь важный государственный проект вновь не хотели отдавать малоизвестному московскому архитектору.
Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников. Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше? Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству» следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, — иронизирует Ключевский, — 19 февраля, но только через 99 лет.
Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали. Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому.
Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе. Или же говорят о том, что крепостное право — это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной. Что Вы об этом скажете? Прежде всего потому, что не дело Церкви — бороться за или против какого-то политического или экономического строя.
Всё это для нее внешнее, а главное свое дело, духовное окормление верующих, она может осуществлять при любом строе. Вопрос лучше поставить по-другому — как могли православные люди, помещики, творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? В этом действительно чувствуется изъян христианского воспитания, но этот изъян присущ всему тогдашнему образованному обществу, весьма далекому от Церкви. Напомню, что зверство и беспредел затрагивали не только крестьян, но и низовое духовенство, и монашествующих.
Таким образом, проблема крепостников — это нравственная проблема всего российского общества той эпохи. Мне кажется, тема эта еще недостаточно осмыслена современным церковным сознанием — возможно, потому, что как-то затерялась на фоне более актуальных и трагичных проблем XX века, которые сейчас активно дискутируются. Думаю, пройдет какое-то время — и такому же осмыслению будет подвергнут и императорский период нашей истории. Пока что не дошли руки — вернее, головы.
Беглова «Непокоренное монашество» в октябрьском номере «Фомы» за 2009 год. Протоиерей Максим Хижий, инспектор Свято-Троицкого духовного училища г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, кандидат философских наук Заступник крепостных Малоизвестные страницы жизни святителя Игнатия Брянчанинова В 1852 году Святейший Синод направил архимандрита Игнатия Брянчанинова депутатом от духовного сословия в Высочайшую комиссию, которая расследовала насилия над крепостными Устюжского уезда в Новгородской губернии. Поводом для возбуждения следственного дела явилась челобитная крепостных помещика Страхова, написанная с их слов приходским священником Ивановским.
Практически все девушки, включая малолетних, подверглись насилию со стороны барина. Жертвы, доведенные до отчаяния, накладывали на себя руки. Челобитную крепостных местная власть расценила как попытку к бунту, а священника обвинили в подстрекательстве. Иерей Ивановский был избит полицейскими и смещен с прихода, посажен в острог.
Его семью лишили церковного дома, средств к существованию и обрекли на нищету. Еще хуже были судьбы крестьян: пятеро ходоков арестованы и умерли в заточении. В поместье направлена карательная команда для того, чтобы насильно обвенчать изнасилованных девиц и скрыть следы преступления. Последовательная позиция архимандрита Игнатия по защите невинных крестьян и лиц духовного звания вызывала крайнее раздражение у покровителей Страхова, писавших на архимандрита доносы в жандармерию.
Следствие длилось около двух лет. Архимандрит Игнатий провел тщательнейшее расследование и своей стойкой принципиальной позицией добился повторного расследования дела. В результате расследования имение помещика Страхова было отдано под правление и надзор полномочных представителей дворянского собрания губернии. Священники, проходящие по делу как свидетели, были укрыты от насилий местной власти в монастыре с сохранением им жалования.
История рабства в Российской Империи – 19 февраля 1861
Законодательное ограничение крепостного права Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права сделал Павел I в 1797 году. Он подписал « Манифест о трехдневной барщине » — об ограничении подневольного труда. В 1803 г. Александр I подписал «Указ о вольных хлебопашцах». Указ прописывал правовое положение отпускаемых на волю крестьян. Александр I одобрил проект А. Аракчеева о постепенной ликвидации крепостного права путём выкупа помещичьих крестьян с их наделов казной. Но этот проект реализован не был. Тем не менее в 1816—1819 гг. Однако земельные наделы крестьянам не предоставили. Проекты отмены крепостного права К приходу на трон Александра II 1855-1881 необходимость кардинальных преобразований в жизни страны стала очевидна.
Отмена крепостного права открывала дорогу другим реформам, могла бы способствовать оживлению экономической жизни страны и повышению доходов государства. Население России к концу 1850-х годов достигло 74 миллионов человек. Крепостное право было распространено на территории 45 губерний из 65. Всего же крепостных насчитывалось до 23 миллионов лиц обоего пола. Это была треть населения страны. Милютин Николай Алексеевич В марте 1856 года, выступая перед собранием Московского дворянства, Александр II заявил, что намерен заняться крестьянским вопросом. Будучи нерешительным человеком, он ждал инициативы со стороны, чтобы отвести от себя критику. Во всех 45 губерниях, где существовало крепостное право, были образованы губернские комитеты по крестьянскому вопросу. Первыми такие комитеты создали прибалтийские дворяне. Московское дворянство сопротивлялось до последнего.
С 1859 году при Главном комитете работала Редакционная комиссия. Она состояла из 31 человека — чиновников различных ведомств и членов-экспертов — представителей поместного дворянства. Итоговые документы были рассмотрены Государственным советом, и Александру предложили два варианта: прокрестьянский и продворянский. Император выбрал первый. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» Самарин Юрий Фёдорович Семёнов-Тян-Шанский Пётр Петрович 19 февраля 3 марта 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Первоначальный текст был составлен товарищем министра внутренних дел Н. Милютиным и известным славянофилом Ю.
Потому они назвали эту реформу «великой». Источник: lforum. В основном они сосредоточились на критике реформы, её половинчатого и продворянского характера и правда, крестьянам пришлось несладко из-за той цены, которую их обязали уплатить за свою свободу, отсюда и крестьянские волнения в 1861 г. Марксистская историография вслед за В. Лениным называла отмену крепостного права буржуазным преобразованием, в 1861 г. Вместе с тем и марксисты, как правило, признавали прогрессивный характер реформы. Известный советский историк П. Зайончковский писал, что крепостничество «мешало развитию промышленности и подъёму сельского хозяйства» и «исчерпало себя экономически» — этот тезис до сих пор имеет влияние и мелькает в учебниках истории хотя некоторые современные исследователи, например, Б. Миронов, довольно убедительно оспаривают его. Россия, — делал вывод Зайончковский, — благодаря реформе ступила на путь буржуазной монархии и капитализма, а царь-реформатор действовал из желания предотвратить крестьянское восстание. Таким образом, советская историография стремилась представить мотивацию Александра II и его сторонников как чисто прагматическую — реформа из страха, а не ради свободы или благородства что совершенно несправедливо, ибо ни император, ни его сподвижники вовсе не были лишены идеалов и искренне желали России лучшего. Граф Д. Милютин, военный министр: «Ни один царь после Петра не сдвинул так Россию с реакционного пути восточной деспотии, как Александр II. Я помню, мы вместе были молоды. Тогда он кипел, работал, был великодушен, верил людям. О, если бы он и в старости остался таким! Какую блестящую эпоху внёс бы он в нашу отечественную историю.
Да очень просто: чтобы недовольные ожидаемыми реформами дворяне не принялись раньше времени мутить воду. Не собирались составители Манифеста и точно копировать западную систему общественных отношений, как это утверждают некоторые специалисты. По поручению царя чиновники побывали в рядке стран, изучали отношения между государством и крестьянами, между крестьянами и владельцами земли, продумывали, насколько этот опыт может быть использован в России. И все же очень долго держать в тайне готовящийся исторический документ было невозможно. Ведь это равносильно тому, чтобы утаить в мешке не то, что шило, а целый меч. И начались бурные дискуссии. Против реформы выступали весьма влиятельные лица. Даже многие члены правительства, большинство из которых были помещиками, выражали свое несогласие достаточно жестко. Среди них и министр внутренних дел Петр Валуев, который, по его же выражению, был «пером оппозиции», то есть, оппозиции делу освобождения крестьян». Но государю все же было, на кого опереться. Александра II поддерживали его брат великий князь Константин Николаевич и сестра покойного императора Николая I, умная, энергичная и волевая великая княгиня Елена Павловна. В ходе обсуждения реформы накал страстей был таков, что у императора порой не выдерживали нервы, и он позволял себе покрикивать на своих оппонентов. Об этом потом с горечью вспоминал ярый сторонник отмены крепостного права генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии граф Александр Строганов. Недовольны были и крестьяне, и помещики Манифест 1861 года и последующая реформа — результат компромисса различных сил. И, как всегда бывает в подобных случаях, они не были лишены серьезных недостатков. За пользование ими крестьяне должны были по-прежнему отбывать барщину или платить оброк - до тех пор, пока не выкупят свою землю. А когда выяснилось, что крестьяне не имеют средств на выкуп, деньги за них внесло государство, обязав погасить долг в течение 49 лет из расчета 6 процентов годовых — высокий по тем временам процент. В таких условиях многие крестьяне попросту отказывались от земли. Не желая вызывать сильного недовольства у помещиков, площади земель, выделенных бывшим крепостным, сделали меньше, чем необходимо для рентабельности крестьянского труда. В среднем каждое крестьянское хозяйство получало по три с половиной десятины земли, а для того, чтобы иметь хоть какую-то прибыль, нужно минимум пять-шесть десятин.
Правительство объявило бывших крепостных свободными сельскими обывателями, присвоило им гражданские права, свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя и пр. Событие это было настолько значимо для России, что кондитеры даже отразили его на кондитерских обертках. Подробнее об агитационной функции конфетных фантиков читайте в истории «Со сладким привкусом пропаганды».
19 февраля 1861 года - манифест Александра II об отмене крепостного права
Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах. Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою Провидения. Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод.
И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.
Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете. Призвав Бога в помощь, Мы решились дать сему делу исполнительное движение. В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей. Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна Казанская губерния и Кандеевка Пензенская губерния , были использованы войска. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений. Однако к лету 1861 года волнения пошли на убыль. Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому крестьяне тянули с переходом на выкуп.
Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла.
С этого времени государство становилось кредитором бывшего крепостного. С 1862 года по 1907-й, когда правительство отменило платежи, государство получило с помещичьих крестьян 1 540 570 000 рублей. Провозглашение манифеста Александра II в. Успенском соборе в Москве 5 марта 1861 г. Архив Российской государственной библиотеки 6. Чтобы не отдавать землю, помещики ссылали крестьян в Сибирь Да Реформу обсуждали и готовили несколько лет, и за это время некоторые помещики, желая сохранить за собой земли, предназначенные для выкупа крестьянами, пускались на всевозможные хитрости.
Пока крепостные зависели от них, землевладельцы переселяли их на участки похуже, продавали вообще без земли, переводили в дворовые то есть отбирали надел. Имея полномочия судить принадлежавших им людей, помещики даже находили поводы ссылать крестьян в Сибирь. В 1858 году правительство издало ряд указов, чтобы пресечь эту практику. До отмены крепостного права помещик мог сделать со своим крестьянином все что угодно Нет К 1861 году помещик мог продавать и проигрывать крестьян, переселять, отдавать в рекруты, имел право вотчинного суда над принадлежащими ему людьми, мог приговорить их к телесным наказаниям, заключению в острог и ссылке. Но действовал ряд ограничений: регламентировалось количество палок и розог, по закону нельзя было убить крепостного, были запрещены публичные торги, а при продаже запрещалось отбирать у крестьян их наделы и разделять семьи. Впрочем, помещики умели обходить закон. Как писал экономист середины XIX века Андрей Заблоцкий-Десятовский, «если желают продать детей, то отпускают родителей на волю. Или, не давая отпускных родителям, сочетают браком детей и, составив таким образом отдельное семейство, продают его, не нарушая закона». Плакат в честь Манифеста об отмене крепостного права.
Архив Государственного исторического музея Плакат в честь Манифеста об отмене крепостного права.
Клюнувшие на эту уловку впоследствии влачили жалкое существование на крошечных наделах. Многие крестьяне не поверили так и не понятому ими Манифесту. Среди них сложилось стойкое убеждение в том, что чиновники нарочно дурят доверчивого доброго царя, выдавая крестьянам волю, но не наделяя их при этом землей на безвозмездной основе — крестьянам приходилось вновь ломать спину на помещика, просто по немного измененным правилам. Как следствие, многие губернии страны сотрясли бунты недовольных. Для их подавления приходилось привлекать войска. Случились массовые жертвы. Многие из других реформ Александра II также не были доведены до логического завершения.
Что-то из задуманного отцом свел на нет Александр III, которому больше импонировал жесткий самодержавный стиль деда — Николая I. Современник крестьянской реформы Николай Врангель рассказывал о негативном влиянии освобождения крестьян на жизнь многих помещиков. Не склонные к производительному труду, привыкшие жить за счет своих крепостных, они массово разорялись, продавали усадьбы и перебирались в города. В запустение приходили парки, когда-то разбитые французскими садовниками, зарастали пруды, на дрова шла старинная мебель: ее новые владельцы не знали цену антиквариату. С крестьянами было то же. Темные и неразвитые, привыкшие работать из-под палки, они стали тунеядствовать, работать спустя рукава, пьянствовать. К тому же в некоторых губерниях наделы были недостаточные. И повсюду попадались заброшенные усадьбы, разоренные деревни, невозделанные поля.
Леса сводились, пруды зарастали, молодое поколение крестьян уходило в города на фабрики. Старая Русь вымирала, новая еще не народилась». И все же крестьянская реформа 1861 года имела огромное историческое значение. Она открыла перед Российской империей совершенно новые перспективы, создала возможность для широкого развития рыночных отношений.
История рабства в Российской Империи – 19 февраля 1861
Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, Мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров. Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок. Для правильного достижения сего Мы признали за благо повелеть: 1 Открыть в каждой губернии Губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях. Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, Мы первое всего возлагаем упование на всеблагое Провидение Божие, покровительствующее России. Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению Наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных постановлений. Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают Нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов. Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения.
Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том 31 убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим Рим. XIII, 1 , воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь 7 ; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности. И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.
Необходимый компромисс реформы Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных. Недовольны были сами крестьяне.
В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования. Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер. Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов. Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Если же — большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела. Нормы предоставляемых наделов Манифест 19 февраля 1861 года разбил европейскую часть страны на три доли: степную, черноземную и нечерноземную.
Норма земельных наделов для степной части — от шести с половиной и до двенадцати десятин. Норма для черноземной полосы составляла от трех до четырех с половиной десятин. Для нечерноземной полосы — от трех с четвертью до восьми десятин. Помимо того, существовала категория крепостных, которые, вообще, не получали никаких участков. Это дворовые люди, крестьяне, которые ранее принадлежали малоземельным дворянам, а также рабочие мануфактур. Условия передачи земли в собственность Согласно реформе от 19 февраля 1861 года, земля крестьянам предоставлялась не в собственность, а только в пользование.
Но у них имелась возможность выкупить ее у хозяина, то есть заключить так называемую выкупную сделку. До того же момента они считались временнообязанными, и за пользование землей должны были отработать барщину, которая составляла не более 40 дней в году для мужчин, и 30 — для женщин. Либо же заплатить оброк, сумма которого за высший надел составляла от 8-12 рублей, причем при назначении налога обязательно учитывалось плодородие земель. При этом временнообязанные не имели права просто отказаться от предоставляемого надела, то есть барщину все равно приходилось бы отрабатывать. После же совершения выкупной сделки крестьянин становился полноправным собственником земельного участка. И государство не осталось внакладе С 19 февраля 1861 года, благодаря Манифесту, у государства появилась возможность пополнить казну.
Соответственно, и крестьяне на тех землях, что принадлежали Церкви, тоже становятся прикрепленными к земле. Частное же крепостное право — это уже XVIII век, эпоха роста дворянства, роста его самосознания и автономии от других сословий. Алексей Венецианов. То есть считала ли Церковь нормальным для себя владеть крепостными? Вернее, рефлексия, и мощная, была по другому вопросу: может ли Церковь вообще владеть землей? И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно — то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи. Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви. Но закрепощение крестьян — это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс.
А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным — ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве. Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью. Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам?
Кому было хуже? Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством. Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией.
Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки. В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью , и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам. Почти вся принадлежащая монастырям земля и, соответственно, населявшие ее крестьяне оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание — крайне скудное. Судьба этих бывших монастырских крестьян они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам. Обьявления о продаже крепостных. Газета «Московские Ведомости», 1797 г. Как относились к крепостному праву славянофилы? Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях? Поэтому крепостное право они отрицали в принципе.
Только так можно было предотвратить ложные слухи и возможные волнения, вызванные ошеломляющей новостью. Специально для этой цели напечатали огромное количество экземпляров манифеста. Так, только лишь для Московской губернии изготовили 4 250 печатных копий для извещения помещиков и крепостных крестьян и еще 3 000 экземпляров для чтения в церквях. Подобным путем надеялись сохранить тишину и спокойствие как в сельских местностях, так и в городах. Реакция у различных представителей населения отличалась. Многие крестьяне плакали при оглашении вести в церквях, а вот городские жители вели себя иным образом.
1861, 19 февраля Отмена крепостного права, начало реформ
Главная» Новости» Манифест 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права и положение о крестьянах подписал. Главная» Новости» Что было 19 февраля 1861 года. 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Великая реформа [19 февраля 1861–1911]: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: юбилейное издание [в 6 т.] / Историческая комиссия Учебного отдела О. Р. Т. З. ; под ред. А. К. Дживелегова [и др.].