Побывавший в Бресте в 1949 году маршал Климент Ворошилов посодействовал принятию решения о реконструкции вокзала, которая и была проведена в 1953—1957 годах. 2022 РГ «Вечерний Брест» ООО. Воспроизведение или перепечатка информации, принадлежащей «Вечернему Бресту», допускается только с письменного разрешения редакции. Вокзал в Бресте и станцию Брест-Центральный начали строить еще в 1883 году по Указу императора Александра II.
Реконструкция пригородного железнодорожного вокзала Бреста. Смотрите, как это было…
- Лицо империи | Станцию Брест создавали так, чтобы перед Европой было не стыдно | Газета Гудок
- Наш Поезд исторической Памяти прибыл на вокзал Брест-Центральный!
- Брестский железнодорожный вокзал открылся после реконструкции - YouTube
- 22 июня из Бреста по городам Беларуси и России отправляется "Поезд Памяти"
- Юбилейный поезд Брест - Владивосток отправится с вокзала Брест-Центральный в 2020 году
- Поступающим
Поезд Москва — Брест по техническим причинам следует с задержкой на 2,5 часа
Оркестр, пассажиры и сотни гостей. Прошлое оживает на глазах. Брест по-особенному принимает гостей: зал ожидания возвращает на десятки лет назад, будто мирная жизнь 1941-го возродилась за считанные минуты. Кристина Протосовицкая, корреспондент: В первые дни Великой Отечественной войны оборону здания вокзала вели железнодорожники, военнослужащие и милиционеры. Когда здание окружили, они спустились в подвалы и смогли продержаться там долгие семь дней, периодически ведя стрельбу с противником. Когда немцы отчаялись выманить их наружу, они решили затопить подвалы водой. Часть людей погибла, другая — попала в плен. Долгое время о самоотверженной обороне защитников брестского вокзала незаслуженно молчали. Писатель Сергей Смирнов, который открыл миру историю подвига Брестской крепости, прикоснулся и к этой части трагедии войны.
Но в многоголосии прошлого часть не удалось расслышать миру. Историческую несправедливость сегодня исправляют благодарные потомки. Впервые на стене вокзала появилась мемориальная доска каждому, кто стоял насмерть на первых рубежах.
Десятиклассники из Беларуси, России, Армении и Кыргызстана собрались в Бресте, чтобы пройти по самым знаковым местам оборонительных и наступательных боев Великой Отечественной войны, познакомиться с культурой городов.
Этим проектом мы на деле показываем, как реализуется молодежная политика в Союзном государстве. Важно, чтобы каждый вынес для себя что-то сокровенное, оценил увиденное и узнал новое, чтобы ребята объединились и сдружились", - сказал Виктор Лискович. За это время он остановится в шести белорусских и восьми российских городах. Организаторы продумали интересную и насыщенную программу Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев обратил внимание, что нынешний проект охватил больше стран.
В прошлом году в нем участвовали только Беларусь и Россия.
В комнате отдыха на третьем этаже вокзала, оборудованной адресной пожарной системой с дымовыми оптическими пожарными извещателями, сработало звуковое оповещение о пожаре. Администрации вокзала и работникам милиции удалось спасти мужчину 1978 года рождения — с ожогами пострадавший госпитализирован в медучреждение; эвакуировано 6 человек. Прибывшие на место пожара спасатели обнаружили и локализовали задымление.
Как видим у нас привычному одинаковому типовому устаревшему - огромные расстояния не преграда. Но за пределами зоны одинакового типового архитектурного проектирования, в 150 км от Минска на северо-запад, появление такого неудобного, громоздкого типового устаревшего в 21 веке невозможно. Там несколько лет назад точно также у рынка, как и в Бресте, был построен современный торговый центр, в Вильнюсе, такой же площади, - можно сравнить с нашими: и удобства, и архитектуру, и затраты, и расходы материалов, и вес, и прогресс… - они не сравнимы и не сопоставимы ни в чем. Из-за многолетней привычки наших архитекторов к старому типовому, только это им и кажется единственно близким, понятным, правильным и очень удобным для себя. А другое, не типовое, а даже очень удобное для людей, очень современное, лаконичное, даже эстетически более совершенное, даже то, что легче и быстрее построить, не представляет интереса, не анализируется и не сравнивается с нашим привычным типовым благодаря этому у нас старое- новое громоздкое типовое в архитектуре живет и процветает.
Интересно мнение побывавшего недавно в составе группы архитекторов в скандинавских странах. Спрашиваю с восторгом: - Вы видели новый театр в Осло? Как он? Это же видно, что это шаг вперед в архитектуре … В нем ничего не повторяется из других сооружений … Театр находится как бы на огромной наклонной глыбе льда, выступающей из моря, нет надоевших наших больших неудобных лестниц … Он своей архитектурой соответствует именно своему месту … Он не повторим … Как этим можно не восхищаться? Мы настолько привыкли к одинаковому типовому, что не можем даже позволить себе подумать, помечтать, пофантазировать о настоящей современной архитектуре, сразу отстраняясь от неё. Да ещё с добавление к ним невероятного количества посторонних старых металлических обязательно черных вензелей и старых громоздких столбов - одно взаимно подавляет и уничтожает другое. Много о чем говорит и пример, когда на недавнем конкурсе по реконструкции театра им. Янки Купалы в Минске было предложено снести существующее здание театра, а на его месте построить, можно сказать, старый типовой проект стеклянного барабана с полосами глухих стен внизу и вверху каких у нас построено много, ещё с 60-х годов прошлого века — в Бресте такой кинотеатр, например, есть много и в Минске. Если бы этот исторический театр сейчас снесли — это была бы катастрофа.
Но и утвержденный вариант реконструкции театра имеет, на мой взгляд, недостаток. Он предусматривает пристройку к существующему театру, на улице в центре города, больших объемов, похожих на обычную тыльную сторону театров. И есть опасения, что эти громоздкие пристройки, своей массой перебьют существующий театр. И вид этих пристроек недостаточно эстетичен, а если их сделать красивыми, привлекательными — будет ещё хуже. На мой взгляд, было бы правильным: эти необходимые новые пристройки выполнить стеклянным объёмом из современного зеркального стекла очень высокого качества со стыками минимальной ширины, выполненными по новым технологиям такого высококачественного зеркального остекления у нас пока ещё нет. Современное зеркальное остекление ничего постороннего не добавляет в существующую застройку, так как оно повторяет в абсолютно неизменном виде изображения только того, что уже есть тут же рядом: зеленые деревья, газоны, голубое небо, облака, неискаженные существующие здания… Такое отражение тогда бы выделило и подчеркивало существующий театр. Примеры , когда высококачественное зеркальное остекление не добавляет в существующую застройку ничего постороннего. Вильнюс, остекление выполнено в конце прошлого века. Сам же факт возможности появления у нас, в 21-м веке, предложения в конкурсе снести исторический национальный театр и на его месте построить обычный старый типовой барабан полувековой давности — очень тревожен, и говорит, в первую очередь, о том, что сегодня пробиться у нас современной архитектуре будет очень непросто.
Привычка к типовым старым бесполезным наворотам и нагромождениям у нас популярна ещё и потому, что это позволяет легко маскировать плохое качество. Примени у нас самый современный удобный четкий дизайн, без бесполезных наворотов — и брак сразу же вылезет наружу и виден всем. А при большом количестве типовых наворотов и нагромождений, скрывающих плохое качество, очень удобно — не надо себя утруждать стремлением к совершенству, к лучшему качеству, к прогрессу. Идем дальше в нашем новом туннеле, воплотившем в концентрированном виде несовершенства и отсталости нашей сегодняшней архитектуры. За многочисленными в беспорядке расположенными толстыми колоннами, стенами в брестском туннеле начинается второй большой спуск 22 ступени. Спуск широкий, как и должно быть, но опять-таки, в нём снова очень неудобно двигаться по крутым наклонным лентам — надо видеть с каким трудом это преодолевают даже профессиональные «носильщики», с нескольких попыток вверх. Здесь опять инвалиды с костылями и плохо ходящие должны снова мучиться, спускаясь по большой лестнице, цепляясь за поручень, тогда как ничто не мешало сделать здесь пологий удобный широкий пандус у стены, чтобы на нем могли проехать и разъехаться две инвалидные коляски и все пассажиры с вещами. Хотя здесь и есть очень маленькая механизированная площадка из нержавеющей стали для спуска и подъема инвалида, груза, но она не работает: сложена и заперта — вероятно, бережется для какого-нибудь важного гостя или — просто для показа, что у нас вот что есть. За темно серыми ступенями лестницы, заканчивающейся внизу, при тусклом освещении, также темно серой площадкой пола, на фоне которой спускающийся по лестнице пассажир только с большим трудом может различить: закончились темно серые ступени или они ещё продолжаются?
Спустившись с трудом по этой второй лестнице и пройдя далее, пассажиры останавливаются в раздумье у поперечной стены: куда идти — направо или налево? Указатели есть, но они помещены в темный угол под потолком, незаметны, плохо читаются — многодельны. Повернувшись налево, можно увидеть между двумя высокими стенами, в глубине, очень высокую лестницу 41 ступенька — это больше, чем подъем на 3-й этаж жилого дома. Рассматривая и раздумывая, женщина с грузом спросила: «Не заперты ли там вверху двери и не идет ли там ремонт [виден кто-то вверху, вдали что-то делающий у закрытых дверей], чтобы не возвращаться? А, если посмотреть направо, бросается в глаза, прежде всего, в широком проходе большая, хорошо освещенная, коричневая металлическая дверь в кладовку. Ширина этой двери значительно больше, чем ширина двери входа в туннель. А за ней в глубине, в узком темном проходе можно рассмотреть начало пологого пандуса. Конечно же, здесь надо было бы начало пандуса как и лестницы вытащить из узких щелей, чтобы они были видны пассажирам на подходе. Пандус показался удобным если не принимать во внимание его большую протяженность , но он оказался и очень узким всего 103 см — не разъехаться ни встречным инвалидным коляскам, ни детским коляскам, ни тележкам с багажом, и даже двум людям без вещей надо при встрече разворачиваться боком.
А лифта здесь нет — и это, когда здесь перед стеной рустует удобное место для лифтов. А если бы в этом месте установили 2 постоянно работающих лифта — тогда инвалиды и все люди с тяжелым багажом могли бы легко подняться и выйти на середину платформы. Пассажир инвалид пытается зайти в туннель. Он не знает о том, что, если бы он догадался поискать, пройдя под дождём далеко в нужном направлении по узкому "карнизу" - он мог бы найти другой вход в туннель по многоэтажному пандусу. Далее здесь, поднявшись с большим трудом, по большой лестнице, и пытаясь выйти на перрон, также, как и при выходе в туннель, люди с вещами в руках опять должны открывать двери ногой или плечом и, развернувшись боком, протискиваться в узкий дверной проем. А за дверями пассажиры сразу же неожиданно натыкаются перед собой на препятствия из двух металлических колонн с глухим щитом между ними, да ещё с громоздкими мешающими наворотами гранита и литого чугуна на них здесь у дверей скопилось 4 колонны. Это мешает пассажирам не только идти прямо к вагонам, но и мешает им видеть перед собой стоящие поезда — действительно, здесь, как специально, сделано все, чтобы у человека было как можно больше неудобств. К тому же, здесь совершенно не к месту неожиданная, очень неудобная и опасная ступенька тесного и совершенно ненужного крыльца. Это ещё дополнительно 2 ступеньки к 41-й!
И очутившись на маленьком зажатом крыльце, как в западне, человек с вещами должен повернуться, обойти открытое полотно двери, обойти выступающую толстую трубу, обойти громоздкую урну, чтобы выйти в узкий боковой проход к поезду, где тут же стоит проводник, идёт посадка в вагон и через это тесное место должны пройти люди с грузом для посадки во многие вагоны. А ведь этих препятствий для людей, при выходе на перрон, могло и не быть, если бы торцы разорванного навеса опирались не на колонны перед дверями, а на стены павильонов. А лучше было бы, если бы навес на перроне вообще не прерывался — тогда у нас и навес получился бы цельным и архитектура от этого только бы выиграла. Тогда от этого и павильоны на перроне получились бы легкими, стеклянными с применением последних современных технологий, без нелепой толстой крыши узкого павильона под другой крышей, без выступающих у дверей на 60 см толстых водосточных труб с нелепыми их изгибами вверху и внизу, без нелепого излома толстой маленько крыши по подобию излома легкой тонкой крыши навеса — которые никак эстетически не сочетаются между собой. Тогда и над дверями павильонов появилось бы место для компактных информационных указателей… Кроме этого, мы видим на второй платформе, что после реконструкции появилось множество мешающих людям устаревших тяжелых нагромождений с наворотами из почти черного гранита и черного литого чугуна на легких колоннах.
УВАЖАЕМЫЕ АБИТУРИЕНТЫ!!!
- На брестском вокзале произошел пожар в комнатах отдыха
- Юбилейный поезд Брест - Владивосток отправится с вокзала Брест-Центральный в 2020 году
- УВАЖАЕМЫЕ АБИТУРИЕНТЫ!!!
- Брест. Героическая оборона вокзала
БРЕСТСКИЙ ВОКЗАЛ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВРЕМЕН
Филиал Транспортного республиканского унитарного предприятия Брестское отделение Белорусской железной дороги Вокзал станции Брест-Центральный. Мы посетили железнодорожный вокзал Бреста из-за того, что нашли только там вариант ночевки в виде комнат отдыха. Главная» Новости» Новости бреста сегодня виртуальный брест и брестской. Молодёжный поезд встретили на Вокзале станции Брест-Центральный#молодёжныйпоезд #Брест.
Милиция просит не донимать соседей шумом
- "Поезд Памяти" встретили в Бресте
- Поезд Москва — Брест по техническим причинам следует с задержкой на 2,5 часа |
- Экскурсия по станции Брест-Центральный - Новости учреждения - Ясли-сад № 40 г.Бреста
- Наш Поезд исторической Памяти прибыл на вокзал Брест-Центральный!
- Выбор редакции
- «Поезд Памяти» встретили в Бресте
“Поезд Памяти” встретили в Бресте
На скрижалях истории Брест остался Брестским миром, героической обороной Брестской крепости, которая дала миру фантастический образец мужества и стойкости. На вокзале станции Брест-Центральный 16 ноября торжественно отметили 150-летие железнодорожного сообщения между Москвой и Брестом. Пожар в здании вокзала станции «Брест-Центральный» произошел вечером 24 ноября. Пожар в здании вокзала станции «Брест-Центральный» произошел вечером 24 ноября.
«Брест-Центральный» снова признан лучшим среди внеклассных вокзалов
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь. Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи. Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения. Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли.
Для его подачи специалистами СУ «Буг» был изготовлен специальный мобильный насос. Пятиконечная звезда на шпиле главного входа выполнена из нержавеющей стали с титановым покрытием. Гостиница вместо комнаты матери и ребенка В настоящее время выполнен ряд подготовительных работ по реконструкции привокзальной площади — снято асфальтовое покрытие, удалены зеленые насаждения.
Кое-где обнажилась каменная брусчатка, которая, судя по всему, была положена еще в дореволюционное время. Удалять ее строители не планируют — булыжная кладка ляжет в основание нового асфальтового покрытия площади. Будет оборудована платная автостоянка, на которой отъезжающие на длительное время смогут оставить для хранения свой автомобиль». А еще привокзальную площадь украсят клумбы с цветами, будет много зелени, установят скамейки для отдыха пассажиров. Пешеходные дорожки запланировано вымостить современным камнем, а по центру площади установят мачты фонарей уличного освещения. Работы по реконструкции брестского вокзала ведутся и внутри главного здания: продолжается декоративная отделка центрального зала ожидания, вместо комнаты матери и ребенка готовятся гостиничные номера и административные кабинеты.
На трех этажах создается трехзвездочная гостиница на 42 номера, в каждом — современная меблировка и оригинальное оформление в стиле ретро. В центральном зале ожидания основные ремонтные работы уже выполнены. Пока утепленный пол с орнаментированной плиткой покрыт целлофановой пленкой, так как по окончании реставрации стен начнется их покраска. Отделка потолка уже завершена. Зал ожидания остается неизменным: аккуратно отреставрированные мраморные колонны приобрели яркий привлекательный вид, с декоративным оформлением и большими витражами. Двери будут регулируемыми с фотоэлементами: пассажирам не придется прилагать усилий, чтобы их открыть, как это было со старыми деревянными дверями в центральном зале ожидания.
С Варшавской стороны вокзала установят дубовые двери, а с Московской и центрального входа — из современных материалов. Выполнили все фундаменты на Варшавской стороне и на пригородном вокзале, провели армирование колодцев, укрепили фундаменты.
Для подведения итогов смотра учитывали также архитектурную выразительность вокзалов, оформление фасадов, оборудование прилегающих территорий малыми архитектурными формами, улучшение качества обслуживания пассажиров, расширение количества и повышение качества оказываемых услуг. Среди вокзалов 1-го класса лучшим признан вокзал станции Могилев. Во 2-м классе победил вокзал станции Полоцк, в 3-м классе — вокзал станции Осиповичи.
Сейчас на перрон вокзала Брест прибывают и отправляются 27 пар поездов региональных линий эконом-класса и 3 пары поездов региональных линий бизнес-класса, 19 поездов межрегиональных линий эконом-класса и 2 пары поездов региональных линий бизнес-класса, а также 17 пар международных линий. Ежемесячно услугами вокзала в Бресте пользуются порядка 300 тысяч пассажиров. Для подведения итогов смотра учитывали также архитектурную выразительность вокзалов, оформление фасадов, оборудование прилегающих территорий малыми архитектурными формами, улучшение качества обслуживания пассажиров, расширение количества и повышение качества оказываемых услуг.
22 июня из Бреста по городам Беларуси и России отправляется "Поезд Памяти"
Sputnik посетил музей истории Брестского железнодорожного вокзала в преддверии его 130-летия и узнал, зачем строился "Брест-Центральный", как защищался от. Вокзал Брест-Центральный – памятник архитектуры Республики Беларусь, здание вокзала занесено в список памятников ЮНЕСКО. На перроне вокзала Брест-Центральный их встретили сверстники из Беларуси. Поездам, идущим через границу, в Бресте меняют тележки: сначала поезд прибывает на путь русской колеи, высаживая брестских пассажиров, потом его отгоняют в ангар на западе станции, где производят смену тележек, а потом возвращают на вокзал, уже на путь европейской колеи. В ознаменование этого события мы хотим из Бреста отправить Юбилейный поезд Победы, которым проедут до Владивостока с остановками в знаковых местах порядка 200 молодых людей, — рассказал Игорь Карпенко. Главная Новости Событие«Брест» приехал на церемонию закрытия на олдскульном мини-бусе.
“Поезд Памяти” встретили в Бресте
Хотя, в сравнении с эскалатором, пандус — тоже плохое и устаревшее решение. И сама лестница здесь с самого начала входа в туннель очень неудобная — она такая узкая, что на ней могут поместиться только два рядом идущих человека с тонкими пакетами в руках. Из-за тесноты некоторые вынуждены сбегать и по крутым наклонным скользким лентам. Невозможно видеть, как в этой тесноте вынуждены медленно спускаться боком по узкой тесной лестнице инвалиды на костылях и просто трудно ходящие, пытающиеся судорожно ухватиться за перила, стараясь одновременно удержать свои вещи и не потерять при этом свой костыль или палку. И это называется у нас международный вокзал!? А ведь на таком длинном пути можно было бы вообще легко избавиться от двух неудобных больших лестниц с крайне неудобными крутыми лентами на них, заменив это сплошным удобным пологим очень широким просторным протяженным пандусом. Лифта здесь нет — он находится далеко в запертой комнате вне вокзала со входом с первого перрона, где и вывески о нем нет, что он существует. К тому же, этот лифт опустился бы в неудобное далёкое место в подвале, в закуток за громоздкими колоннами, с которого инвалиду нужно ещё выбираться по запутанным путям к следующей лестнице спуска, где для дальнейшего спуска лифта уже нет, как нет и пандуса. Преодолев с большим трудом первый спуск по лестнице, упираешься в поперечную стену. Стрелка на ней показывает налево, но, если этому поверишь и пойдёшь прямо по стрелке, - попадешь в тупик многие так и попадают, а потом возвращаются.
А на самом деле здесь пассажиру нужно не только повернуть, а сделать большой зигзаг. После чего попадёшь в густой лес толстенных 75х75 см колонн, чёрных и серых. К тому же здесь есть и похожие на колонны толстые выступы стен, и отдельно стоящие громоздкие стены — тоже серые и черные. Мало того, здесь ещё и дополнительно на стенах, по запутанному периметру, нарисованы черные и серые колонны, - что ещё больше запутывает людей. Попав сюда, если не в сплошном потоке, люди теряются: останавливаются, смотрят по сторонам, спрашивают, если есть, у кого спросить. Указателей перед ними нет — нужно самому высмотреть между толстыми колоннами, в каком направлении идти. Некоторые пассажиры, спеша на поезд, думают вполне логично , что архитекторы здесь уже позаботились о них и проработали им прямой удобный путь и, идя по нему, поднявшись, попадают на … середину привокзальной площади, с которой только что они с трудом спустились! Здесь, с этим лесом колонн, полный хаос. А если же ещё здесь на пути движения пассажиров этом тесном лесу толстых колонн наставят ещё ларьки и прочее — это окончательно запутает людей и будет ещё больше мешать спешащим с клумками к поездам.
Это пример того, что наши архитекторы совершенно не разрабатывают в проектах удобные пути движения людей, не выделяют главный проход в путях, который бы сам вёл людей в главном направлении, где бы ничто не мешало людям, - а ведь это главное в проектировании современной архитектуры. При этом ещё, самое удивительное у нас: наш архитектор, привыкший за многие годы к типовому старому примитивному проектированию, и поэтому по старой типовой привычке, проектируя всё механически одинаково — «как у всех» - сам совершенно не видит в упор сколько он напроектировал неудобств и препятствий для людей. А ведь в брестском подвале-туннеле можно было обозначить главный путь среди нагромождений толстых колонн хотя бы рисунком или цветом пола, не говоря уже про то, что это должно быть прежде всего выделено удобно планировкой. Не составляло и большого труда здесь хотя бы и расширить неудобный, тесный проход в подвале среди массы толстых колонн и стен, сделать его прямым удобным, более коротким, видимым, чтобы не петлять здесь в спешке: над этим подвалом находилось огромное просторное помещение склада — размером на всю ширину здания, и в нём удобно было разобрать пол с перекрытием и убрать в подвале мешающие на пути толстые колонны, стены, так как выше, в складе, нет такого густого количества колонн, нет стен, тем более нет толстых. Кроме неудобств в проходе из-за типовой отделки его, туннель стал выглядеть обычным подвалом — в нем все серое, при тусклом освещении: и серый пол, и серый потолок, и серые стены с пятнами, и серые ступени. И только на редких небольших пятнах лучшего освещения стен можно увидеть, что на не стенах не простая серая цементная штукатурка с грязными пятнами, а это — светлый полированный мрамор с прожилками, но в полутьме он выглядит не мрамором, а обычной серой цементной штукатуркой с пятнами. И точно такими же серыми, при тусклом освещении, выглядят в подвале также балки и потолок, оштукатуренные с побелкой, - только на них нет темных пятен. Это тоже пример того, что наши архитекторы все еще не учитывают при проектировании разное восприятие человеком материалов и архитектуры в разных условиях. Им по старой типовой привычке, когда все отделочные материалы были в большом дефиците, и поэтому архитекторы тогда были рады любому, особенно качественному отделочному материалу, все ещё кажется, что если отделочный материал дорого стоит, то он всегда хорош и всегда будет выглядеть таким же дорогим, красивым, независимо от соседства и места — дорогое привычное никогда не подведет.
В действительности же это выглядит совсем не так. Например, Центральный минский вокзал в солнечную погоду, во второй половине дня, в действительности, при подходе к нему, выглядит за башнями, на фоне встречного солнца, огромной черной поперечной глухой стеной, тупиком — о каком «тщательно проработанном сочетании вокзала со старыми башнями» может идти речь? А в проекте вокзала это сочетание, без учета местоположения солнца, конечно же выглядело совсем другим. Так же и в туннеле брестского Центрального железнодорожного вокзала стены в реальности выглядят совсем не так, как они были покрашены в проекте. В Минске, ещё с 60-х годов, стены всех туннелей и подземных переходов всегда облицовывались с реальным видом цементной штукатурки, хотя на самом деле, это там, в полутьме, так выглядел светло-серый мрамор с прожилками, или светлая керамическая плитка. Потом такая облицовка стен подземных переходов стала у нас повсеместным типовым шаблоном. Конечно же, совсем другое дело, если бы этот полированный мрамор с прожилками был применён в большом ярко освещённом зале с позолотой и с хрустальными люстрами — вот тогда бы он и раскрыл бы все свои высокие декоративные качества. Точно так же и в туннелях могли бы раскрыть себя полностью другие специально подобранные для этого места отделочные материалы а их существует множество. В мире же архитекторы при проектировании тщательно учитывают психологию восприятия человеком отделочных материалов и архитектуры — в зависимости от условий: они никогда не применяют дорогой материал там, где в действительности он выглядел бы иным, терялся бы, не сочетался с остальным.
В этих случаях они применяют материалы более подходящие, и не такие дорогие, но выглядят они там значительно лучше и более к месту, чем наши привычные дорогие. К тому же блеск и полировка тоже далеко не всюду хороши, так как они своим назойливым провинциальным сверканием выпирают и подавляют главное решение. Например, там, где наши применяют дорогие блестящие листы нержавеющей стали, которые своим блеском выпячиваются в интерьере, отвлекают внимание от главного на себя, отчего из-за привлекающего внимания блеска, становятся особенно хорошо видны на них помятости и неровное крепление листов ж. Никому и в голову не придет, что над ними обычные заводские элементы — это красиво своей лаконичностью, новизной, современностью, ненавязчиво — а как удобно обслуживать за ними инженерные сети! А отсутствие яркого, крикливого блестящего, постороннего отвлекающего, выпячивающегося на потолке, позволяет увидеть в этих торговых центрах нарядно одетых людей, красивую выкладку товаров и витрины, современную удобную архитектуру и почувствовать праздник! Такие же оцинкованные металлические решетки применяют там в самом центре города и в наружных стенах современных высотных зданий с легковыми машинами внутри — и выглядит это ненавязчиво, современно и свежо. Оцинкованные трубы и бетон а не нержавейка и полированный гранит применяются даже около очень знаковых зданий, там где на удалении не отличишь нержавейку и гранит от оцинковки и высококачественного бетона. Например, подпорные стенки на перепадах рельефа. У нас в этом месте обязательно была бы блестящая дорогая нержавейка в несколько рядов и блестящий полированный гранит — отвлекающие от основного сооружения, спорящие с ним и перебивающие его.
Так же и металлические опоры освещения: если издалека не отличишь на них покраску от оцинковки — тогда применяются более долговечные оцинкованные, не требующие постоянного ремонта покраски. К тому же, они не выпирают назойливо ярким цветом, как у нас. И ограды применяются в важных местах оцинкованными они лаконичны, без излишеств, имеют приятный светло-серый вид — где они не выпячиваются сами и не перебивают основные здания, а подчеркивают их. Сравни с тем, как это делается у нас: забор с невероятно большим количеством разных старых тяжелых, громоздких наворотов из блестящего дорогого полированного фигурного гранита и с покрашенными металлическими решетками с большим количеством разных своих стилей в них — такой крикливый, блестящий и помпезный забор привлекает все внимание на себя и начисто перебивает, подавляет здание Национальной библиотеки, при виде с проспекта. Так же и в Бресте, новый удачный стадион в современном удачном стиле начисто перебивается и полностью уничтожается его современный стиль посторонним помпезным устаревшим забором с бесчисленным количеством давно устаревших вензелей, кренделей, металлических сварных шишек; с большим количеством старых белых стеклянных шаров, вечером бьющих неприятно светом в глаза и мешающих видеть улицу и встречных людей; многослойных колец разного диаметра и цвета; со старыми громоздкими полосатыми цветными столбами; с громоздкими бетонными ломаными стенами…. Можно сказать, что эти устаревшие безвкусные бесполезные навороты и нагромождения забора полностью уничтожили внешне новый современный стадион. И это при том, когда здесь в современном стадионе есть и удачный предвход в стиле современного стадиона из современных металлических конструкций — стадиону была нужна ещё только чисто функциональная нейтральная высококачественная современная ограда, не выпячивающаяся, не перебивающая, не отвлекающая от него, а выявляющая современную архитектуру стадиона. И в Бресте есть один пример такой ограды высококачественного современного дизайна, подчеркивающего главное сооружение, - у Польского консульства. История с брестским стадионом — это тоже пример того, что сегодня пробиться у нас современной архитектуре почти невозможно: даже то редкое удачное современной архитектуры у нас затем настойчиво и упорно скорее всего по старой типовой инерции закрывается наворотами и нагромождениями старого типового, фактически уничтожая эту современную архитектуру — как видим, даже ценой больших затрат.
Судя по рассказам А. Шихова, военнослужащие и железнодорожники во главе с лейтенантом Николаем Шимченко и старшиной Павлом Басневым оказались в подвалах с Граевской стороны. С Московской стороны остались милиционеры под командованием А. Правда, в стене, судя по всему, тогда существовал небольшой лаз — его недавно обнаружила наша диггерская группа.
Как говорит В. Финцклер, существовал лаз и в 1944—м. С УТРА немцы начали подходить к дверям, но специально расставленные бойцы каждого фашиста «срезали». На второй день осады враги пустили то ли дым, то ли газ.
Кидали паклю, обмоченную в горючее, от которой защитников вокзала очень тошнило, — в баке для отопления бойцы намочили платки и через них дышали. Минут через 40 — 50 немцы попробовали бросать гранаты, но спасали подвальные перегородки. На третий—четвертый день в подвалы со всех сторон начала поступать вода, немцы подтянули к окнам шланги. Но опять же защитников спасали перегородки подвалов, вода затапливала отсек за отсеком, и это давало немного времени для спасения.
Немецкие солдаты постоянно пытались спуститься вниз, но красноармейцы удачно отстреливались. С наступлением темноты из подвала вышли еще шестеро во главе с Воробьевым. Непонятно только как, прорываясь через Граевскую сторону, группа Воробьева не встретилась с бойцами лейтенанта Шимченко и старшины Баснева и почему одни вышли, а другие остались. На что могли рассчитывать храбрецы, оставаясь еще несколько дней под вокзалом, в кромешной темноте, по пояс, а то и по горло в воде, продрогшие и голодные из еды была слипшаяся карамель и какие—то остатки продуктов со склада ресторана?
Возможно, защитники подвалов слышали гул боев в Брестской крепости и надеялись на скорый приход Красной Армии? Но с каждым днем надежда слабела... Двое суток затапливалось то, что еще не было затоплено. Погибли остатки продуктов, иссякли батареи фонарей.
В окна летели газовые шашки. Было понятно, что гитлеровцы не откажутся от плана взять защитников живыми или придумать что—то новое. Мартыненко подошли два красноармейца. Один из них высказал предположение, что от вокзала к реке Мухавец проходит водосливная канализация, по которой можно выбраться из подвала.
Попросили дать им револьвер, чтобы пойти на разведку. Мартыненко дал парабеллум... Через три часа солдаты вернулись ни с чем — подземного выхода найти не удалось. На восьмой день в разведку пошли старший лейтенант, политрук и старшина.
Оставшиеся слышали звуки перестрелки. Назад группа не вернулась. Вода между тем добралась до горла. Решили выходить.
Первыми выползли Мартыненко и Шихов. Взяв с собой куски кирпича, под видом рабочих по уборке территории пытались затеряться. Отошли уже на значительное расстояние, как вдруг три немца настигли их с криком «Хальт! В шеренге пленных было 27 человек, в том числе две женщины — работницы дистанции связи телеграфистка Мария Триггер и телефонистка Оля Кривцова.
После четырех суток, проведенных в воде, тела и руки защитников были грязными и сморщенными, виднелись одни глаза и зубы. Истощенных и обросших военных немцы отделили от остальных и отправили в лагерь Тересполя — к пленным из Брестской крепости. Сейчас точно не известно, оставался ли в подвалах еще кто—либо. В начале 50—х годов, во время реконструкции вокзала при разборке стены и дымовой трубы старой котельной были обнаружены останки четверых человек.
Сохранилось оружие, авиационные эмблемы и пуговицы. Вокзальный подвал и сейчас таит много секретов, которые будут напоминать нам о подвиге его защитников, стойкость которых вызвала уважение даже у врагов. Известный немецкий диверсант Отто Скорцени в своей книге написал: «Войска противника сосредоточились в глубоких подвалах вокзала и отказывались сдаваться. Как я узнал позже, пришлось затопить подвалы, так как оказались неудачными все другие попытки взять вокзал».
К сожалению, сегодня не удается установить все имена и фамилии тех, кто погиб при обороне вокзала в Бресте.
В настоящее время на перрон вокзала станции Брест-Центральный прибывают и отправляются с него 27 пар поездов региональных линий экономкласса и 3 пары поездов региональных линий бизнес-класса, 19 поездов межрегиональных линий экономкласса и 2 пары поездов межрегиональных линий бизнес-класса, а также 17 пар международных линий. В среднем каждый месяц его услугами пользуются около 300 тыс. Второе место по итогам ежегодного республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства железнодорожных вокзалов присуждено вокзалу станции Гомель.
Среди вокзалов I класса первое место получил вокзал станции Могилев, на второй позиции вокзал станции Орша-Центральная.
Правила комментирования Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте! Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев: Сообщение не должно содержать более 2500 знаков с пробелами Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять. В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.