Указ о запрете в служении священника Алексея Уминского лишит тысячи людей духовной поддержки. Указ о запрете в служении священника Алексея Уминского лишит тысячи людей духовной поддержки. Церковный суд лишил сана протоиерея Алексея Уминского, бывшего настоятеля храма Троицы в Хохлах. Смотрим на его телефоне видео джем-сейшена, который затеяли в Тбилиси Уминский со своим коллегой, грузинским священнослужителем отцом Александром Голдавой.
Протоиерея Алексея Уминского запретили в служении после антивоенных высказываний
В этом смысле отец Алексий Уминский, как и любой другой священник, «особую» молитву имел полное право не читать по указанным уже причинам: ее нет в Служебнике, она не имеет соборного происхождения, не утверждена Священным Синодом. Протоиерея Алексея Уминского запретили в служении после антивоенных высказываний. Суд признал, что Уминский «подлежит извержению из сана» за нарушение священнической присяги — отказ читать молитву о Святой Руси во время литургии. То, что тяжело о. Алексею Уминскому, то, что о. Андрей Ткачев тоже, мягко говоря, вырван из привычного течения жизни, никого толком не волнует.
Уминский священник лишен сана
В целом о. Он объясняет сложившиеся в Русской Церкви уставы и обычаи корыстью священноначалия и духовенства, поскольку Таинства Крещения и венчания приносят реальный материальный доход. А причастие материального дохода не приносит. В 2002 г. В 2004 г. Уминский Алексей Анатольевич окончил Московскую духовную семинарию. С 1993 по 2002 г. Затем — духовник этой гимназии и преподаватель Закона Божия. С 1996 г.
Был сотрудником Отдела религиозного образования и катехизации при о. Иоанне Экономцеве. В 90-е гг. Преподает «Введение в аскетику» на курсах катехизаторов во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского. Вел на канале «Культура» программу «Дела житейские», а потом «религиозный» сериал «Тесные врата». С октября 2003 г. Участник круглого стола «о подготовке к Причастию» 27 декабря 2006 г.
Петр Мещеринов , где выступил против обязательности исповеди перед Причастием. В своем докладе о. Выступал на Общедоступном православном лектории в 2009-2010 гг. Лекторий — проект Центра духовного развития детей и молодежи идейный руководитель — о. Петр Мещеринов о. Воззрения Мысль О. Шмеманом и митр. Антонием Сурожским.
Так, в духе митр. Антония о. Такая встреча объявляется сутью Христианства и тем, что отличает его от других религий. Более того, о. А того, кто непостижим, любить невозможно… если эти принципы взять за основу, рано или поздно окажется, что никакой принципиальной разницы между исламом, христианством, иудаизмом и многими другими религиозными системами в общем нет. Сторонник мистического коллективизма, что выразилось и в его литургических реформах на приходе. Он учит: Человек сотворен как существо соборное. Семья — это выражение именно соборности человека, его внутренней антропологически заложенной церковности.
В семейной жизни возможно реализовать Богом данное ей осуществление Церкви как таковой.
Согласно действующему регламенту, решение о лишении сана должен утвердить патриарх Кирилл, только после этого оно примет законную силу. По словам источника «Ведомостей» в Патриархии, срок утверждения этого решения «пока прогнозировать сложно». Так, в случае с Андреем Кураевым признан в РФ иностранным агентом между решением суда и его утверждением прошло около двух лет. Священнослужитель не пришел ни на одно, поэтому Епархиальный суд вынес решение в его отсутствие.
Зампредседателя суда, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин уточнил, что с Уминским не могут связаться. Запрет в служении 5 января бывший главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов признан в РФ иностранным агентом сообщил, что Уминского запретили в служении. Информацию также подтвердили религиовед Ксения Луценко и историк культуры Николай Подосокорский. Отмечалось, что в храме уже назначен новый настоятель — протоиерей Андрей Ткачев, который до 2014 года был священником Украинской православной церкви Московского патриархата.
Тогда же, в декабре 2010 г. Причем именно в оппозиционной политике, фактически объявив, что она должна противопоставить себя власти и «защищать народ» от нее. Это все очень миленько, приятненько, потому что это никак не влияет ни на политику, ни на экономику, ни на что… Мне кажется, что сейчас настал очень активный период в жизни церкви, когда она обязана вмешиваться, обязана возвышать свой голос, обязана требовать от государства конкретных решений по разным вопросам…». Он требовал от Церкви выступить в одном ряду с внесистемной оппозицией и стать важным инструментом для разрушения российского государства. В то же самое время любое соработничество Церкви с законной властью например, в вопросе патриотического воспитание вызывает у него жесткую критику, как нечто противное христианству.
Она настолько обычна, естественна, присутствует сама по себе и не имеет отношения к спасению души. Но родина — это не только твой язык, культура, твои святые предки. Это еще и твоя история, в которой были не только победы, но и поражения, не только добрые дела, но и предательства. Это все делалось от имени родины. Поэтому она в себе несет и боль, и радость. И свет, и тьму. Историю побед и историю поражений», - пишет Уминский. Он неоднократно выступал в поддержку провокаторов из «Пуси Райот», которые скакали в Храме Христа Спасителя. Еще более показательным стал его комментарий относительно конфликта журналистки «Новой газеты», надевшей футболку с лозунгом ««Пуси Райот» и представителями православной общественности.
Когда юродивый говорил: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит», - это в тот период могло восприниматься именно таким образом. А вот когда священный текст, слова Нового завета, мои любимые слова какой-то ревнитель печатает на своей потной майке — это оскорбительно», - заявил Уминский. В 2019 г. Уминский подписал скандальное письмо в защиту представителей «пятой колонны» — инициаторов, вдохновителей и участников несанкционированных митингов в Москве. В 2021 г.
По времени — меньше жизни, которая оказалась впереди и которая была прежде. Но по опыту, по переживанию и по тяжести — гораздо больше. Знаете, ведь, говоря по чести, кем я пришел туда? Тридцатилетним московским интеллигентиком с завышенным пониманием о себе и с такой же меркой к людям. Ох, сколько я дров там наломал в первое время. И как они меня вытерпели, эти несчастные женщины каширские, как я их за это благодарю, как люблю! Они меня научили самому главному и самому простому: вначале надо просто понять и пожалеть. А остальное — потом. Я сейчас думаю, что с этого на самом деле всё во мне нормальное и начиналось. Сейчас такие же смущенные временем люди приходят? И тоже: понять и пожалеть? Когда приходят молодые люди — их много, они приходят с огромным количеством вопросов непонимания мира и себя. Они совершенно дезориентированы: немыслимое количество информации, уйма правд и истин — взаимоисключающих. И люди теряются, отступают… Другие приходят люди с непониманием Бога после пережитой трагедии. И их очень много. То есть, понимаете, есть люди, для которых вопрос потери близкого и пережитой трагедии настолько болезненный, что они исключают его из повседневной жизни, но продолжают жить в трагедии неответа. А другие не могут жить так и идут в церковь. И это никакая не вера, конечно. Это вопрос обвинений к Богу. Потому что еще до того, как я смог этот вопрос задать, сформулировать, я уже получил ответ и принял его. Вся моя сегодняшняя жизнь до конца дней будет пониманием этого ответа, который не решение задачки в формате: «ответ на такой-то странице». Если ты в нее войдешь, то ответ будет. Для меня еще тогда эта дверь открылась. И я думаю, что буду идти всё дальше и дальше и этот ответ будет открываться. Потому что не бывает быстрых ответов на сложные вопросы, но, если ты увидишь открытую дверь, значит, ты сможешь в нее войти. В исключительных случаях. Только если я вижу, что человек должен мне довериться, поверить, что я говорю не просто со стороны, как это обычно многие говорят, потому что не имеют опыта личного. Ведь в этом случае все ответы — они бессмысленны. Но когда человек понимает, что ты такой же и что ты его понимаешь, тогда он начинает доверять и может пойти за тобой. И если вопрос встает именно так, то я говорю о своем личном опыте. Несколько лет назад в жизни отца Алексия произошло знакомство, сильно на него повлиявшее и во многом предопределившее всё то, что теперь происходит в храме Святой Троицы в Хохлах. Как сам он говорит: «Ничего не предвещало. Я ехал в аэроэкспрессе в Шереметьево, должен был куда-то лететь, читать лекцию. В поездке листал фейсбук. Ну, знаете, мы так часто все делаем, чтобы убить время. И вдруг увидел пост Лиды Мониавы[41] о девочке, которая мечтает об айпаде. А мне за два дня до этого кто-то из прихожан, кажется, на Рождество, подарил айпад. Но мой старенький айпад у меня, между тем, был и исправно работал. Я думаю: ну, мне-то два айпада не нужно! И я тут же написал Лиде, что могу свой подарить. Спросил: как передать. А Лида ответила, что так не пойдет, вы возвращайтесь из командировки, сами приезжайте и подарите свой айпад лично девочке. Так и поступили. Оказалось, что и она, и ее мама — христианки: мама неожиданно подошла и взяла у меня благословение. Я подарил свой айпад. Но дальше… Дальше я никуда не смог от этой девочки деться. Маржана стала очень важным для меня человеком. Понемногу я стал приводить к ней ребят из храма, ее ровесников, тринадцати-четырнадцатилетних ребят. Они пели песни под гитару, болтали, в какие-то настольные игры играли — Маржане было тяжеловато ходить. Потом у Маржаны появилось новое увлечение: фотография. И мы все ездили к ней на фотосессию, даже выставка была организована Маржаниных работ — прекрасная совершенно. Маржана была неизлечимо больна. И она это понимала. И, вы знаете, она меня потрясла своим отношением к подступающей смерти. Она всё понимала и ожидала пришествия смерти, но ее это вовсе не лишало присутствия жизни. Единственное, она очень переживала за свою маму. Вы понимаете, какой потрясающей Маржана была? Я думаю, что она сделала для меня очень много. Она — светлый лысенький ангел — так меня воспитала за этот период. Так научила верить в Бога и вечную жизнь! Это было что-то очень важное. И так я остался в хосписе. Я просто потом никуда не смог от этого хосписа деться. Потом было много других детей, много детей. А потом получилось так, что теперь не я уже в детский хоспис хожу, а хоспис приезжает к нам по субботам. У нас тут бывает литургия для детского хосписа, куда приходят все наши прихожане, они уже дружат семьями, общаются, мы стараемся быть рядом». Что вы говорите этим людям? Я не знаю, что говорить, боюсь говорить, не знаю, нет ли в моих словах чего-то фальшивого, чего-то ложного. Я говорю не очень много. Но потом, когда у меня есть возможность, я стараюсь просто побыть рядом, подержать за руку, обнять, может быть, если уместно. Нет таких слов, которые можно было бы сказать человеку, у которого умер ребенок. И это страшные слова. Знаете, откуда они берутся? От человеческой беспомощности, от необладания опытом страдания. Разумеется, все — и даже все священники — необязательно должны обладать опытом страдания, но все должны обладать опытом сострадания, потому что страдание и сострадание в конечном итоге в человеке производят то же самое действие. И если у тебя нет опыта сострадания, скажи: «Я не знаю, я не умею, я не могу об этом говорить», чем искать формальное: «Ответ на странице тридцать шесть. За ваши грехи». И всё. Это убийственный ответ. Авторитет священника — вещь такая, условная. По мне так может священник вообще никаким авторитетом не обладать. И худого не будет. Я помню рассказ у Майи Кучерской про одного батюшку, который служил в тихом-тихом маленьком сельском храме. Голос у него был тихонький-тихонький, и слуха у батюшки не было. Он давал возгласы какие-то некрасивые, и хор у него всё время пел гнусаво, и батюшка не умел хорошо проповедовать, но когда этот батюшка-неумейка неавторитетный умер, все свечи в храме зажглись сами собой. Не кажется ли вам значительной роль церковных иерархов в том, что россияне имеют довольно извращенное представление о христианстве? В том смысле, что люди верят не в Бога, а в чудо: в мироточащие сосны, в целебные земли, в исцеляющие камни, а церковь посещают просто потому, что это теперь нечто вроде обязательной программы. Народ у нас порой такой благочестивый и верующий, с такой тонкостью разбирается в свойствах святой воды и прекрасно расскажет, какая икона Божьей Матери от какой болезни помогает, но, к сожалению, Евангелия он не читает. Это большая проблема. И об этом еще Лесков писал — о том, что «русский народ был крещен, но не просвещен». И как раз в этом я вижу одну из главных задач церкви: научить людей любить Евангелие, научить людей прежде всего встретиться со Христом. Потому что так легко полюбить церковную жизнь с ее огромным количеством богослужебных символов, богослужебного круга, с прекрасным пением, с чудными иконами, архитектурой, колокольным звоном — чем угодно, так легко полюбить эту церковь, не полюбив Христа. И за эту церковь потом бороться, мундир этой церкви защищать, от ее имени выступать. Это огромный соблазн — он может пройти незамеченным даже для кого-то из священников. Потому что земная церковь — огромный мир, который вполне может жить собственной жизнью. Чего, в среднем, человек от Бога хочет? Того, что мы желаем друг другу на праздники: здоровья, успехов в труде и личной жизни. И если ты подходишь к чудотворному дереву или к чудотворному носку, к чему угодно, то это понятное действие, дающее тебе уверенность в том, что ты сможешь получить желаемое. Поэтому самое популярное у нас — это набрать святой воды, получить маслица освященного, чего-то еще, чем можно мазаться, что можно пить, чего можно касаться, что в этой жизни тебя будет укреплять, бодрить и исцелять. Вот у нас есть молитва анафоры, молитва литургии Василия Великого. Священники по многовековой традиции читают эти молитвы тихо в алтаре про себя, и народ уже не слышит их. А там такие слова: «Господи, даруй им вместо земного небесное, вместо временного вечное, вместо тленного нетленное». То есть человек приходит за земным, а церковь ему: «Подожди. Подумай о другом». И люди этого не слышат! А если бы услыхали, то слышали бы, наверное, сам голос Христа.
В РПЦ уточнили, с чем связано дело протоиерея Уминского
До сих пор я поддерживаю отношения со своими прихожанами из Каширы, которым очень благодарен за неизменную память и любовь. И через три года моего служения я перевелся в Москву и стал клириком храма святого князя Владимира и одновременно — директором православной Свято-Владимирской гимназии. Директором я оставался в течение шести лет, а в настоящее время являюсь духовником гимназии. В 1994 году я был назначен также исполняющим обязанности настоятеля храма Святой Троицы в Хохлах.
Одновременно с этим я являюсь членом редколлегии журнала «Альфа и омега», автором многочисленных статей по православной педагогике, работаю на телевидении. Сначала на канале культура я вел программу «Дела житейские», а потом сериал, посвященный житиям святых «Тесные врата».
В канун Рождества стало известно, что Уминского отстранили от настоятельства храма Троицы в Хохлах и запретили в служении из-за его пацифистской позиции. В частности, в одном из последних интервью он сказал, что «война не делает никого лучше».
Он также посоветовал прихожанам, не желающим посещать храмы, где «молятся за победу и за поддержку СВО», искать священников, которые «больше молятся о мире, нежели о победе». Теперь на его место назначен протоиерей Андрей Ткачев — бывший священник Украинской православной церкви Московского патриархата, проклявший участников Евромайдана и поддержавший боевые действия на Украине. Тем временем открытое письмо членов Русской православной церкви патриарху Кириллу в поддержку Алексея Уминского набрало около 12 тысяч подписей.
Андрей Ткачев до 2014 года был священником Украинской православной церкви Московского Патриархата, переехал в Россию после Майдана, а впоследствии не раз выступал с критикой Украины. Алексей Уминский и Андрей Ткачев отказались от комментариев. На официальном сайте храма Уминский до сих пор указан настоятелем. Напомним, протоиерей Алексей Уминский был среди первых священников, которые подписали письмо за мир в марте 2022 года. Из Тверской епархии это письмо подписали три священника, один из них потом отозвал свою подпись.
Священник открывает читателю самые важные моменты христианской жизни: понятия свободы и совести, что являет собой молитва и страх Божий, зачем нужна память смертная и борьба со своими страстями. Кроме книг, Алексей Уминский также является автором множества педагогических статей — здесь стал полезным опыт его работы в гимназии. Также священник входит в состав редколлегии православных журналов и сайтов. Телевизионные проекты Здесь отец Алексей реализует себя в несколько ином амплуа. Телепередач с участием священника множество — он принимает участие в дискуссиях, читает лекции и т. Однако в роли ведущего он был задействован в трёх проектах. Сначала это была программа, которая называлась «Дела житейские». Позднее на телеэкраны вышел сериал, рассказывающий о жизни святых — «Тесные врата». В настоящее время отец Алексей ведёт ещё один православный телевизионный проект, который называется «Православная энциклопедия». Программа знакомит телезрителей с основами православной жизни.
В передачах известные деятели культуры, историки, писатели и представители духовенства обсуждают темы, имеющие отношение к христианству. Каждая телепередача содержит события Патриаршего служения, сообщения о новостях и событиях православной жизни. Темы, которые поднимаются в передачах, всегда актуальны и позволяют зрителям найти ответы на многие волнующие их вопросы. Кто такой современный священник? Задаваясь этим вопросом, Алексей Уминский ставит и другие: способен ли он ответить на самые острые вопросы нашей жизни, готов ли он к встрече с сомневающимися людьми? Отвечая на вопросы журналистов о работе в церкви, священник проводит своеобразную грань между тем, что есть работа, а что служение. Алексей Уминский говорит о том, что священство — это не работа. Служение Господу и церкви происходит постоянно и к нему особое отношение. Вот журналистика, преподавание — это работа, а остальное - это служение. И так дано самим Господом.
Информация
- Образование
- Поделиться
- Алексей Уминский
- ЗА ЧТО ЛИШИЛИ САНА СВЯЩЕННИКА АЛЕКСЕЯ УМИНСКОГО? ТЕСТ НА ПРАВДУ
- Алексей Уминский: биография, семья и книги священника
- Про изгнание прот. Алексия Уминского — Блог Александра Усатова
Юношеские годы и молодость
- «Клятвопреступление» протоирея Уминского: бывший настоятель храма Троицы в Хохлах лишен сана
- Помянем отца Алексия Уминского...
- УМИНСКИЙ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
- Образование
- Alexey Uminskiy
- Отстранение от служения и церковный суд
Изгнание Алексея Уминского - трагедия. И вот почему
Алексей Уминский не явился в церковный суд и мы не будем разбирать его дело! Биография протоиерея Алексея Уминского наполнена разнообразными событиями, от деятельной комсомольской юности до священнического служения в настоящий момент. Протоиерей Алексей Уминский был лишен церковного сана по решению Епархиального суда Московской епархии, сообщают СМИ. Протоиерея Алексея Уминского запретили в служении после антивоенных высказываний. Ранее протоиерей Алексий Уминский был освобожден от настоятельства в московском храме во имя Святой Троицы в Хохлах и запрещен в священнослужении. протоиерей Алексей Уминский, давший отпор на радиостанции "Эхо Москвы" Чаплину и Смирнову и заявивший о том, что у церкви нет "цели борьбы со злом" и что насилие в семье - ошибка, которую нельзя оправдывать.
Помянем отца Алексия Уминского...
Цыпин отмечал, что если обвиняемый дважды не приходит в суд без уважительной причины, то на третьем заседании «дело рассматривается без присутствия обвиняемого». Русская православная церковь РПЦ 10 января опубликовала указ о запрете Уминского в служении, датированный 3 января. Согласно указу, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах «освобождается от несомого послушания и запрещается в священнослужении до окончания рассмотрения его дела в Дисциплинарной комиссии при Епархиальном совете г. В «Справочнике храмов и духовенства» на сайте Московской епархии РПЦ появилась запись, подтверждающая назначение протоиерея Андрея Ткачева настоятелем храма Троицы в Хохлах вместо Уминского, который занимал этот пост в течение 30 лет, с 1993 года. Уминский теперь отсутствует в списке служащих священников церкви.
Настоятель Алексий Уминский наладил приходскую жизнь в храме. Он и сейчас тепло вспоминает тех прихожан и поддерживает с ними отношения. Читайте также: Житие преподобной матери нашей Ксении, в мире Евсевии. Настоятель храма Святой Троицы в Хохлах В 1993 году священника переводят в храм в честь святого князя Владимира, находящегося в Москве. Тогда же его назначают директором православной Свято-Владимирской гимназии. Эту должность иерей занимал шесть лет. До сих пор он остается духовником данного учебного заведения. В 1994 году о. Алексий становится настоятелем храма Святой Троицы в Хохлах в столице, где служит по сей день. За год до этого государство возвратило здание РПЦ. Священнослужитель принимал деятельное участие в восстановлении и преображении храма. Также он уделяет большое внимание приходской жизни и социальной работе. После воскресных и праздничных Божественных литургий верующие собираются за общей трапезой. По их окончании священники проводят беседы на православные темы. По субботам работает евангельский кружок. Служители церкви и прихожане собирают и передают заключенным одежду и книги. В 2002 году о. Алексий назначается протоиереем. В 2004 году он получает церковное образование, окончив Московскую духовную семинарию. Проповедническая деятельность Протоиерей обладает, что называется, даром живого слова. Его наставления интересны, содержательны, без пафоса. В них он разъясняет слова из Евангелия, иногда приводит примеры из современной жизни. В дни православных праздников его речь посвящена им. Также священник делится своими радостными переживаниями, как, например, в проповеди «Пасха Христова». Прочитать его наставления можно на православных сайтах, услышать — в храме Живоначальной Троицы, расположенном в Хохловском переулке. Некоторые проповеди о.
Я раздражаюсь, меня колотит. А с пандемией не поспоришь, не поругаешься, хотя я не был готов к тому, что это будет так долго, и еще долго-долго-предолго. И непонятно, когда и чем все это кончится. И не начнется ли что-то другое. Я часто вспоминаю Откровение Иоанна Богослова. Эта книга про то, как человек должен воспринимать мировые катастрофы. И можно к ним отнестись так: «Ну вот, мы сейчас переждем это время, а потом опять все будет хорошо». Но Апокалипсис последовательно показывает, что одно время умножает другое. Это последовательность событий, к которым никто не хочет быть готовым. Что после пандемии наступит еще что-то худшее, например — нет с этой мыслью жить невыносимо. Поддерживает только то, что мы сейчас зажмуримся, сожмем зубы, перетерпим — и будет как раньше. Попробуй что-то сделать уже сейчас, не откладывая на потом. К концу года все мы измучены и думаем, что сейчас начнется новый год и что-то изменится. Но это же иллюзия. Надо просто принять эту данность нашей сегодняшней жизни. Мы не голодаем, храмы открыты, парки открыты, даже театры работают. Да, страшно пойти и заразиться, с кем-то это все время происходит. Но нельзя жить в постоянном страхе и панике, потому что они становятся оправданием тому, что мы больше не делаем никакого внутреннего усилия, чтобы жить по Евангелию. Дескать, сейчас у меня молиться не получается, мне сейчас так уныло, так тяжко, люди вокруг умирают, но ведь это же кончится… И вот тогда я начну причащаться. Мы словно поставили себя на паузу. Но беда не ставит себя на паузу. При этом ничто ужасное из жизни не делось! Война в Карабахе или то, что происходит в Беларуси — все это, конечно, не дает покоя. Ты ничего не можешь сделать, а у меня так много там и близких друзей, и священников, которые нуждаются в молитве и в помощи. Треб меньше, свечи не покупают, но и расходов меньше, наверное? В нашем храме она решена так. У нас есть список постоянных прихожан и их ближайших родственников, за каждого мы молимся во время Литургии, и все они молятся друг за друга. Каждый член прихода имеет обязанность вносить регулярное пожертвование. Сумма не назначается и не оговаривается, человек сам решает, какой ежемесячный денежный перевод на содержание прихода ему по силам. Слава Богу, в пандемию эти пожертвования почти не сократились. И вот эта вот ниточка — хоть я не хожу в храм, хоть я не ставлю свечей, хоть я не причащаюсь, но по-прежнему содержу приход — она осталась. Это позволяет выживать. И более того, московские священники точно знаю только про них получили материальную помощь в размере 100 тысяч. Также были выплаты на тех священников, у которых детям не исполнилось 18 лет. Это было в тот самый период, когда были все храмы закрыты, Великий Пост, Пасха, Троица оказались с экономической точки зрения мертвым сезоном. Именно в этот момент пришла помощь от Святейшего Патриарха. За что ему огромная благодарность. У вас в храме это всегда самое веселое время — с аукционом, с чаепитиями, с рождественской ярмаркой. Неужели всего этого не будет? Мы обязательно проведем Рождественские службы, постараемся, чтобы Рождественская радость коснулась всех. Будем служить каждый день в течение всех святок. Обязательно устроим вертеп, как обычно, во дворе храма. А еще пройдут онлайн наши концерты, аукцион и лотерея в пользу бездомных — уже сейчас начали собирать вещи в пользу приюта «Теплый прием». У нас, кстати, работает воскресная школа онлайн, и дети не прогуливают! Сейчас нет киноклубов, и поэтому я могу каждую неделю встречаться с нашей молодежной библейской группой. Все стараются поучаствовать в зуме, а если кто не может, смотрит потом записи. У нас даже идет читка по зуму, мы готовимся репетировать онлайн «Шар и крест» Честертона в нашем приходском театре.
Если отбросить мою конспирологическую версию, что это предупреждающий ход, чтобы сберечь священника от запрещения в служении, то непонятно, чего ждут от письма. Борьба за «душевное равновесие верующих людей» хороша, если вы духовник в психбольнице, тюрьме или у новообращённых, попавших в экстремальную ситуацию. Нормальные христиане, не просто крещёные обыватели, должны уметь держать себя в руках и ещё другим помогать. Внятная цель в письме не просматривается, оно написано не лично патриарху и не для него. Слова обращены к патриарху, а адресат письма — мы все. Оно «работает на публику». Когда мне приходится добиваться принятия решения или тем более его отмены от важного лица, я сто раз подумаю, посоветуюсь с понимающими людьми, чтобы понять, как оказать реальное влияние на это лицо. Постараюсь быть представленным лично или передать через доверенных людей мою просьбу. Это знает всякий, кто боролся за что-то дорогое и значащее, надеясь на победу. Письмо же, к которому анонимный автор предлагает присоединиться, обращено к «коллективному», а не конкретному патриарху, — тому, которого рисуют средства массовой информации специально для масс. Публичное высказывание в эпоху соцсетей чаще всего почти ничего не значит, оно лишь указывает на высказывающегося. Прочтёт ли открытое письмо конкретный патриарх Кирилл и какие сделает выводы? Мы не знаем, кто и с какими комментариями ему кладёт на стол корреспонденцию, чьими именно руками убран настоятель храма. Патриарх Кирилл. Фото: свящ. А настоящая цель — идентификация с неким сообществом, у которого реальной общей жизни чаще всего нет, и оно осуществляет себя в таких символических коллективных актах. Сколько-нибудь ориентирующимся в церковной ситуации людям ясно, что письмо это не принесёт ровным счётом ничего, ну, может быть, подбросит слабый козырь в колоду государственной власти в её игре с патриархией: мол, нет у вас единства. Если снятие Уминского — это госзаказ, то не исключена и работа спецслужб, задача которых — противопоставить церковную власть церковному народу. Почерк, надо сказать, характерный: разделяй и властвуй. Какая ещё может быть цель тех, кто подписал письмо?
Алексей Уминский: биография и семья
- Алексей Уминский. Содомит в рясе. Враг России. Ересиарх и друг Ходорковского
- Первые шаги на пути к вере
- Детство Алексея
- Помянем отца Алексия Уминского...: diak_kuraev — LiveJournal
- Юношеские годы и молодость
протоиерей Алексей Уминский
Среди известных подписантов письма патриарху — учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер. Также письмо подписали свыше 30 сотрудников и волонтеров фонда «Дом с маяком», с которым Уминский сотрудничал с 2012 г. Архиепископ Зеленоградский Савва Тутунов в своем Telegram-канале опроверг факт подписания им этого письма, где якобы значится подпись «Тутунов Сергей Андреевич, архиепископ РПЦ», а также выразил сожаление, что «Уминский оказался таким неумным», так как «нельзя отрекаться от служения». Это немыслимо для меня», — написал архиепископ Савва.
Как пояснил «Ведомостям» один из прихожан храма на условиях анонимности, Уминский «проявил себя как священник, выступавший с весьма самостоятельными шагами». Он, среди прочего, призывал к «христианской милости» к преследуемым по российским законам. При этом Уминский участвовал в работе Православной энциклопедии, его книги издавались при согласовании с Издательским советом РПЦ.
Собеседник «Ведомостей» отмечает, что Уминского «в свое время благословил монах Иоанн Крестьянкин, насельник Псково-Печерского монастыря». В числе клира храма Троицы в Хохлах состоит Александр Дворкин, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, специализирующийся на изучении тоталитарных сект.
Он познакомился с верующими людьми, стал читать духовную литературу. Именно в годы учебы Алексей познакомился с основами православной веры. Закономерным результатом знакомства с православием стало принятие в 1980 году крещения. В 1990 году Алексей был рукоположен в сан дьякона в церкви г. Клина Московской области. Церковная карьера успешно продолжилась в сане настоятеля Успенского собора в городе Кашире.
После трех лет служения в храме подмосковной Каширы, Алексей был переведен в столицу. В Москве он продолжает служить в храме святого Владимира и одновременно является директором православной гимназии. С 1994 года и по настоящее время занимает должность настоятеля в церкви Святой Троицы в Хохловке. Несмотря на активное служение, Алексей Уминский продолжает трудиться на ниве православной педагогики, являясь духовником православной гимназии, которую когда-то сам возглавлял. Семья Алексея Уминского В личной жизни отец Алексей является образцом христианской добродетели. Он проживает с женой и младшим сыном в обычном девятиэтажном доме. Жена священника работает врачом. Старший сын живет отдельно, а младший, обучаясь на историческом факультете университета, продолжает жить с родителями.
Всего у отца Алексея было три сына. Один из детей — Демиан, очень талантливый мальчик, подававший большие надежды в плане продолжения отцовского служения, трагически погиб. Духовный путь священника Расскажем более подробно о том пути, который прошел протоиерей Алексей Уминский. Огромное влияние на восемнадцатилетнего юношу оказала прослушанная им проповедь отца Иоанна Крестьянкина в Псково-Печерском монастыре. Именно его слова стали отправной точкой на долгом пути к познанию православной веры. Слова Иоанна Крестьянкина стали поистине откровением для Алексея и открыли ему цель дальнейшей жизни. Именно с этого момента юноша осознал, что его предназначение заключается в том, чтобы стать священником. Получение опыта На пути к служению Богу Алексею пришлось преодолеть ряд препятствий.
Он получил духовное образование. Сложнее было набрать необходимый опыт.
Согласно определению, священник «подлежит извержению из сана за нарушение священнической Присяги», а именно, за «отказ от исполнения Патриаршего благословения читать молитву о Святой Руси за Божественной Литургией». Справедливости ради нужно отметить, что как священник отец Алексей Уминский наверняка был кому-то люб и дорог. И печали этих людей можно только посочувствовать. Потому что любой пастырь, даже самый ленивый и костный, способен кому-то когда-то в чем-то помочь. В этом и заключается специфика и особенность священно-служения. Ибо священник никогда не равен самому себе в человеческом плане. В его служении есть всегда нечто большее, чем он сам, чем его образование, таланты или трудолюбие. И я знаю, что многие бывшие священники, лишившись сана, потом удивлялись, куда же делась та сила и привлекательность, которые так легко располагали к ним сердца людей.
Наверное, это и есть то, что Церковь называет благодатью священства. Но с другой стороны, тем сложнее порой для самой паствы понять, почему такого замечательного батюшку, который, вроде бы, и службу вёл, и детский дом посещал, и ребеночка нашего когда-то вот покрестил — почему его такого хорошего и положительного вдруг подвергли каноническому наказанию? Особенно это непросто понять, когда священника лишают сана не по причине, например, его небрежного отношения к приходским обязанностями, а за увлечение делами, которые к самому пастырству не имеют никакого отношения. И вот в этой ретроспективе деятельность отца Алексея Уминского у многих вызывала вопросы. На протяжении многих лет священник Алексей Уминский поддерживал политические силы, осуществлявшие деятельность, выгодную исключительно западным центрам влияния. В 2010 году он публично поддержал Ходорковского, а также призвал священников к политическому противостоянию. В 2013 году — ратовал за освобождение участниц «Pussy Riot», а в 2017 — поддержал руководителя «Мемориала», обвиненного в педофилии. В 2019 священник подписал обращение в защиту участников несанкционированных акций в Москве, а в 20-м — выступил в поддержку экстремистского сообщества по делу «Нового величия». В 2021 отец Алексей при поддержке иноагентов, публично выступил в защиту Навального, а в конце 23-го года — призвал верующих избегать храмы, где совершается «молитва о Святой Руси». Как видите отец Алексей уже давно был вовлечен в дела, которые непосредственно к самому пастырству имеют весьма далекое отношение.
Никто не говорит никаких речей, но без всяких речей ясно: этим людям здесь хорошо. Как, наверное, и должно быть хорошо в храме. Иначе — зачем туда идти? Иногда кажется, что для священника почти не осталось места. Как вы сами определяете свою роль? В этом смысле ничего не меняется. И две тысячи лет назад люди ходили к психологам, терапевтам, прорицателям и колдуньям с гадалками. Но у священника была совершенно другая задача: свидетельствовать об истине, приводить людей ко Христу, молиться за них и разделять их скорби.
Ничего не изменилось. Словом, того, что может дать и священник, и кто-то из конкурентов. И бороться со злом в самом себе, конечно. Это черное, а это белое. Это простится, а это не простится». И причина как раз в мере ответственности, которую необходимо на себя брать. И так страшно брать. Знаете, хорошо быть дьяконом.
Ходишь в прекрасном стихаре, призываешь людей к молитве: «Миром Господу помолимся», участвуешь в богослужении, носишь подрясник и красивую рясу. Всё так же, как у священника, только без всякой ответственности: сплошная красота и благолепие. Но вот ты стал священником. И самое в этом трудное — большое искушение руководить по-человечески. Имея духовную власть, подчинить себе тех, кто от тебя зависим: подчинить своему взгляду на мир, своему личному чувствованию добра и зла. И лишить человека свободы. Послушание ведь часто подменяется нежеланием жить в свободе и нести ответственность за свои поступки и решения, перекладывая ее на кого-то, кому «послушен». С другой стороны, апелляция к послушанию дает возможность апеллирующему пользоваться людьми безответственными: они становятся сверхуправляемыми, и их можно использовать, как хочешь.
Но с моей точки зрения, это чисто сектантский, гуруистский подход. От него не застрахована ни одна религиозная система в мире. Здесь главный вопрос для священника в том, сможет ли он как-то выстроить свою жизнь без этих подмен. Перед рукоположением в священники я беседовал с епископом, который принимал у меня ставленническую исповедь — это такой экзамен совести, когда ты должен очень глубоко исповедоваться за всю свою жизнь. И он сказал мне слова, которые я запомнил на всю свою жизнь: «Помни, Бог гордых противится. А смиренным дает». У меня ушло некоторое время на глубинное понимание этих слов. О том, что смирение — это не значит, что человек ничего вокруг себя не видит, не слышит, ничего никому не говорит и поэтому не действует.
То есть, смиряясь перед всем и всеми, как бы и не живет. Потому что зачем это всё тогда? Смирение — это когда слово твое всегда следует за словом Евангелия, а мысли — за той заповедью, которую Христос говорит. И это очень сложный путь. Ведь человек так устроен, что вечно хочет себя показать, выдвинуть себя на первое место. И это так мило, так понятно и так приятно, что иногда незаметно вдруг оказывается, что ты думаешь, будто говорит Христос, а на самом деле Христос давно молчит и смотрит на тебя с удивлением, а говоришь всё время ты. Это огромное искушение для священника. И со мной это время от времени происходит, наверное.
А в юности, если честно, происходило довольно часто. Жизнь в тревожном состоянии. С ним подружиться. С ним в конечном итоге сродниться. Я всё время служу. И Богу, и церкви. Я не могу отнестись к своему священству как к работе. Я работаю как журналист — вот это я работаю.
Я работаю как преподаватель. Но остальное — служение. Вот тут ничего не сделаешь. Можете высказываться как угодно по каким угодно вопросам, в том числе и во время проповеди? Нет никаких внешних запретов или дисциплинарных норм, которые бы возбраняли мне говорить то, что я думаю и считаю важным. Но, разумеется, если я буду открыто проповедовать осужденную ересь или ереси, которые идут вразрез с догматами нашей Святой Церкви, то я нарушу клятву, которую давал при получении священнической хиротонии. Это да. Но я понимаю прекрасно, что вы имеете в виду: все мы живем в таком взаимосвязанном обществе, где все друг от друга зависят.
Священник зависит от священника-настоятеля, который выше его по рангу, потому как служат-то они служат, но зарплату всё равно получают, так? Священник зависит от своего правящего архиерея. Правящий архиерей зависит от Синода и от патриарха. Все в какой-то такой не только иерархической, но и человеческой зависимости пребывают. Бывают случаи, когда настоятель может так прищучить какого-нибудь бедненького священника, что ему жить не захочется. Бывают — и нередко — случаи, когда правящий архиерей может задавить любого священника, запретить его в служении, если ему что-то не понравится. А для священника быть запрещенным в служении — это лишиться всего на свете сразу. И поэтому в каких-то случаях такие странные человеческие отношения внутри церкви выходят на первый план: священник вынужден где-то молчать, чего-то бояться, каким-то образом, может быть, даже льстить тому, от кого зависит его внешняя человеческая судьба.
И речь не об абстрактном священнике. Возьмем хотя бы меня: я служу священником двадцать пять лет, я настоятель московского прихода. Мысль, что у меня это может кто-то отнять, для меня совершенно невыносима. Мы сидим с отцом Алексием Уминским в гостях у фотографа Юрия Роста. На Уминском — широкополая черная шляпа, которую он постоянно меняет на другую — кургузую, с красным помпоном. На кухне Рост жарит картошку с грибами, отец Алексий, раскачиваясь в кресле, нахваливает ро? Она едва ли не вкуснее чачи! Он недавно вернулся из поездки в Грузию.
Смотрим на его телефоне видео джем-сейшена, который затеяли в Тбилиси Уминский со своим коллегой, грузинским священнослужителем отцом Александром Голдавой. Видеопросмотр прерывает звонок. Машенька, у нас такой хороший вечер, мы у Юры. Приходи скорее. Ивана бери с собой. Сейчас будут». Матушка Мария, жена отца Алексия Уминского и их сын Иван будут с минуты на минуту. Спрашиваю Уминского: «Как Грузия?
Зажмуривается и читает по памяти стихи Давида Самойлова. Отвези меня в Грузию! Здесь я хочу умереть. Но сначала хочу поглядеть со скалы над Сигнахи На долину, где осень кует виноградную медь И стоят полукружием горы, надвинув папахи. В Алазанской долине пои меня местным вином, Я потом буду долго жевать золотую чурчхелу. Увези меня в Грузию, друг, приведи меня в дом. Только здесь я сумею отдаться последнему делу. Только здесь, где однажды запели Шота и Важа, Только здесь, где стояла препона всевластью ислама.
Только здесь, где судьба доведет меня до рубежа, Только в Грузии, здесь, и начнется последняя драма. Пусть я буду дыханием хo? Пусть я буду объят, опоен ее долей и волей, Византийскою нежностью тонких грузинских княжон И медлительным вежеством добрых крестьянских застолий. Здесь, с друзьями, окончится вдруг ощущенье чужбины. И еще я хочу, и еще я хочу посмотреть Со Сигнахских высот в глубину Алазанской долины. В желтом и оранжевом свете, неровном из-за дыма сигарет, которые курит хозяин дома, отец Алексий выглядит героем старого английского фильма про благородство, мудрость и отвагу. Сообщаю ему об этом. Я просто московский хиппи».
Мой взгляд падает на гигантское каменное яйцо. На яйце размашисто написано «ХВ». Христос, стало быть, Воскресе. И тут я подумал: нигде в Типиконе не написано, что нельзя освящать яйца динозавра. Да и вообще: оно же — яйцо, символ зарождения жизни, к тому же — древней, никто ж не отменял эволюцию. Словом, мы красиво написали на нем «ХВ» — Христос Воскресе, — освятили, и теперь оно тут лежит у Юры. Хорошая история. Важно ведь чувство, с которым ты совершаешь то или иное действие, с каким сердцем ты это делаешь, во что веришь.
Но как человек с такой жизненной позицией, с таким живым и блестящим умом, образованный и красивый внезапно выбирает вот этот путь: стать священником. Кажется, вы, с вашим темпераментом, должны были об этом не раз пожалеть.
Протоиерей Алексей Уминский: почему я ушел из соцсетей
Священник Алексей Уминский: биография, семья, дети, фото. Церковный суд Москвы постановил лишить протоиерея Алексея Уминского священного сана, говорится в сообщении, опубликованном на сайте Московской городской епархии РИА Новости. Протоиерей Алексей Уминский — священнослужитель Русской православной церкви, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, публицист, телеведущий, автор многочисленных.
Протоиерея лишили сана за отказ читать молитву со словами о победе России
Цитировать Шекспира и Гёте, Бердяева и Ерофеева, Берроуза и Прилепина, говорить о "Матрице" Вачовски и постмодернизме в творчестве Пелевина, об искусстве иконописцев и поэзии Джона Донна, религиозности Чехова и социальных мотивах Бродского. Верить и прислушиваться к отцу Алексею Уминскому хочется именно по этой причине: таким священнослужителю XXI века и следует быть, чтобы становиться духовным маяком и авторитетом: сознающим свой путь, культивирующим духовные и личные постулаты, и при этом максимально открываясь окружающему миру, слушая и слыша его.
Есть и другие темы, которые удивили, как освещаются события в России. Например, меньше месяца назад, в Прощёное воскресенье в Кизляре террорист расстрелял людей у православной церкви. Он убил пятерых женщин, просто в упор стрелял по людям. Большинство людей нашей страны об этом не знают ничего, потому что это событие никак не освещалось в прессе. Понимаете, какого масштаба это событие?
Мы все знаем, что случилось во французском супермаркете, мы все знаем о подвиге французского жандарма, но об этом трагическом событии, которое произошло в нашей стране, с нашим народом, не знает почти никто. Василий Ларионов: А может, это сознательно? Зачем разжигать конфликт между православием и исламом, здесь же очевидно возникает такой вопрос? Алексей Уминский: Я не могу представить, чтобы такое замалчивание произошло в другой стране. Православные СМИ, конечно, рассказали об этой трагедии, показали, как мусульмане несли венки, как пять тысяч жителей Кизляра приняли участие в прощании, как все мусульманские общины откликнулись. Но в первых строчках Яндекса это не стояло.
Евгений Тенетов: Мы находимся в здании бывшей лютеранской церкви, каково ваше отношение к возвращению церковных зданий, церковного имущества, которое было национализировано в советское время? У нас в Архангельске этот вопрос тоже существует, как и в любом городе. Но иногда позиция церкви кажется несколько циничной. Алексей Уминский: Почему? Мне кажется, что к этому надо отнестись как к совершенно нормальному явлению. Это было просто изъятие, насильственный отъём имущества государством у церкви.
Если мы говорим о восстановлении какой-то исторической справедливости, то мы не обойдём этот вопрос молчанием. Если это принадлежало церкви, то надо вернуть, это нормально, справедливо и естественно. Если здание было разрушено людьми, которые его не хранили, значит, восстановите и верните в прежнем виде. Если эта недвижимость, послужит возможностью церкви, например, не бегать за крупным бизнесом, выклянчивая спонсорские деньги, и не брать деньги от государства, то дайте возможность церкви пользоваться своим имуществом так, чтобы она сама свою экономику создавала, сдавая помещения в аренду, что в этом плохого? Почему это могут делать все, но, когда дело касается церкви, то это мыслится безнравственно? Вопрос только в том, готова ли церковь сегодня по-настоящему принять эти здания.
Конечно, здесь заложена определённая конфликтность. С одной стороны, есть понятие исторической справедливости, но мы видим, что в одном здании больница, в другом — музей, в третьем — школа. Это уже конфликт интересов тех людей, которые работают, учатся, живут. Здесь, мне кажется, церкви нужно быть предельно тактичной, важно понять, насколько необходимо идти на конфликт ради этого здания. Главное — это не право на здание, а мир общественный. Если есть возможность избежать конфликта, надо терпеливо ждать, найти компромисс, идти долгим мирным путём.
Василий Ларионов: Возможно, сейчас один из самых сложных периодов в истории человечества. Вспомнить всю историю ХХ века: мировые войны и масса претензий к православной и католической церкви, связанных с тем, что они не предотвратили кровопролития.
Людям интересен сам момент дискуссии, сам процесс спора о серьезных понятиях. Но такого сейчас на телевидении нет. А могла бы быть очень интересная программа. Тут как раз дело в честности. Но люди боятся — вдруг победит не тот, кто нужен? Телевидение — это же всегда мухлеж, тем более, если это не прямой эфир. Можно выиграть словесный поединок.
Но если программа идет в записи, да к тому же проплачена твоим противником, в эфире все окажется наоборот. Серьезные осмысленные аргументы будут вырезаны, а какие-то неудачные реплики останутся. Но если такого шулерства не будет, эти программы могут быть очень интересными. И чем больше будет таких программ, тем лучше будет самому телевидению. Читайте также: Святая равноапостольная Нина — 27 января день памяти: житие, иконы, молитва Арена Колизея Но инициатива должна быть обоюдной. Должна быть заинтересованность канала и честность без оглядок — а что о нас подумают? Пусть что могут, то и скажут. Если у них есть, что сказать. Нужно перестать оглядываться на какие-то второстепенные вещи и просто честно поступать в интересах не только собственного кармана, но и общества.
А его интересы всегда одни и те же: общество должно быть здоровым, морально ориентированным, единым и нацеленным на взаимопомощь. А наше телевидение, к сожалению, сейчас сильно раскалывает общество. Потому что политики, которые всегда работают на свои личные интересы, пользуются им, будоража людей на пустом месте. Конечно, телевидение, по сути своей, далеко от христианских принципов мировидения. Христианство — это культура слышать. А культура зрелищ — это культура языческая. И телевидение, естественно, тяготеет к этой зрелищности, к гладиаторским боям. Здесь сталкиваются два различных способа восприятия мира. Почему Церковь всегда выступала против театра?
Потому что театр — это зрелище. Растлевающее и развращающее человека уже тем, что делает его пассивным потребителем. В этом смысле эффективность телевизионной проповеди, конечно, гораздо ниже, чем проповеди глаза в глаза. Но ведь и апостол Павел проповедовал в Ареопаге. И ходил в языческие храмы, осматривал их и даже приговаривал: какой же вы набожный, греки, народ! И это апостол Павел, который когда-то был таким жестким фарисеем, что с язычником, наверное, за один стол бы не сел, и память о том, что языческие изваяния не суть боги, но бесы, сохранил до конца своих дней. И, тем не менее, он нашел в себе силы сказать такие странные слова. Потому что в первую очередь был миссионером. И в этом смысле телевидение для нас — поле миссионерское.
Просто изначально оно — языческое. И это надо понимать. Это просто языческий театр. Кто такой современный священник? Задаваясь этим вопросом, Алексей Уминский ставит и другие: способен ли он ответить на самые острые вопросы нашей жизни, готов ли он к встрече с сомневающимися людьми? Отвечая на вопросы журналистов о работе в церкви, священник проводит своеобразную грань между тем, что есть работа, а что служение. Алексей Уминский говорит о том, что священство — это не работа. Служение Господу и церкви происходит постоянно и к нему особое отношение. Вот журналистика, преподавание — это работа, а остальное — это служение.
И так дано самим Господом. Алексей Уминский, биография которого насыщена самыми разными событиями, от активной комсомольской юности до пастырского служения, являет собой тот непростой и противоречивый путь, увенчанный благодатью Божьей. Он указывает священнику направление и даёт силы для того, чтобы освящать путь другим людям, ищущим свою дорогу к Господу в страшной тьме и суете мирской жизни. Православная Жизнь Одна из насущных проблем современной церковной жизни — развитие приходских общин. Важно, чтобы верующие, объединенные Чашей Евхаристии, стали не просто случайными знакомыми, но подлинными единомышленниками, помогающими друг другу в общем деле — деле спасения. Необходимо, чтобы человек не чувствовал себя в церкви случайным гостем, от которого ничего не зависит, чтобы храм действительно стал для него вторым домом, а община — второй семьей. О том, как организовать жизнь прихода, а также о трудностях и проблемах, которые возникают на этом пути, мы беседуем с настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах протоиереем Алексием Уминским. Наш храм находится в центре Москвы. Жилых домов здесь немного.
Практически все здания, которые нас окружают, — это офисы, рестораны, кафе. И храмов вокруг достаточное количество. На расстоянии буквально вытянутой руки от нас находятся Иоанно-Предтеченский женский монастырь, храм святого равноапостольного князя Владимира, храм Трех Святителей на Кулишках, храм Живоначальной Троицы на Грязех. А вначале их не было совсем. Поэтому, когда в 1992 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, наш приход сосуществовал с приходом храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, и настоятелем обоих храмов был протоиерей Сергий Романов. И жилые помещения, и разные организации. Хотели даже разместить антропологический музей, в котором планировали хранить останки великих людей. К сожалению, судьба нашего храма нисколько не уникальна. Бывало и хуже… В алтаре храма Владимирской иконы Божией Матери, например, находились туалеты.
Как Вы этого добились? Вы что-то делали специально, чтобы люди познакомились, узнали друг друга лучше? Конечно, хорошо, если прихожане между собой знакомы, если у них есть возможность где-то пообщаться после службы. Но такое общение не должно становиться самоцелью. Я не думаю, что священник должен специально что-то такое придумывать, чтобы всех подружить. Верующих в храме объединяет общая Чаша, совместная молитва. И вся наша разнообразная деятельность вырастала не из желания непременно познакомиться, а из желания вместе жить духовной жизнью. Пока храм стоял в разоренном состоянии, весь наш приход 20—30 человек помещался в небольшом выгороженном уголке с простенькими, наклеенными на дощечки иконами. Прихожане стояли очень близко от алтаря, им было хорошо видно и слышно, что происходит, и смысл богослужения становился более понятным.
А сложные моменты я объяснял после службы. Так как нас было не очень много, у меня было достаточно времени и возможностей, чтобы подробно исповедать каждого прихожанина: с каждым поговорить, на каждый вопрос ответить. Все, что происходит в нашей общине, выросло в ней естественным путем. Подросли дети — появилась воскресная школа. Летом нужно куда-то поехать с детьми — нашлись прихожане-родители, которые стали организовывать поездки в лагеря. Из общения с детьми вырос наш маленький молодежный театр, он существует уже много лет. После Литургии прихожане хотят пообщаться с батюшкой и друг с другом? Значит, народ нужно покормить. А кто будет этим заниматься?
Конечно, сами прихожане. Значит, нужно составить расписание, кто, что и когда готовит. Так появились списки тех, кто не просто время от времени заходит в наш храм — таких тоже много, но кто имеет возможность регулярно трудиться на приходе. За этих людей мы молимся на каждой Литургии, помимо того, что нам подают обычные записки на поминовение. Вообще, у нас заведено такое правило: если прихожанин что-то умеет и как-то хочет этим послужить, он приходит и говорит: «Батюшка, я могу сделать вот это и вот это». И делает. Так у нас на приходе собралось очень много талантливых, живых людей. И сейчас дела обстоят так, что у нас нет необходимости в наемных работниках со стороны. В храме трудятся только наши прихожане, и нет ни одного работника, который не был бы членом нашего прихода.
Вы знаете, я ведь тоже любитель. Как священник, я любитель, потому что я люблю свое дело. У нас все «любители». Если Церковь — это мы, то здесь не может быть чужих людей, которые что-то делают не по велению сердца, а за деньги. А иначе как мы будем созидать дом духовный, о котором пишет апостол Петр см. Те, кто поет на клиросе, — это наши прихожане. То есть они сначала стали прихожанами, а потом начали петь на клиросе. Кто-то уже умел. Кто-то научился.
Эти люди не просто профессионально поют, они молятся и причащаются за Божественной литургией. Наши прихожане читают на клиросе. Организацией чтения занимается регент и главный алтарник. Конечно, чтобы петь и читать на клиросе, нужно учиться. При храме у нас этому не учат, но при Свято-Владимирской православной гимназии, в которой я преподаю, можно получить уроки церковного пения и церковно-уставного чтения. У нас в храме нет уборщиц, которым мы платили бы зарплату. Наши прихожане сами делятся на бригады, и в течение года каждая из таких бригад когда-то готовит, когда-то полностью убирает храм и, соответственно, приходской двор. Наши прихожане преподают в воскресной школе, читают лекции о культуре и искусстве на наших традиционных встречах; ведут киноклуб и подбирают фильмы для обсуждения. Вот вы сегодня впервые пришли к нам в храм.
Вас встретил, проводил в трапезную и накормил наш прихожанин — дядя Андрей, сторож, катехизатор и просто замечательный человек. Пока храм открыт, он стоит за свечным ящиком, беседует с теми, кто заходит в церковь в течение дня. Он обязательно с каждым поздоровается, каждому все расскажет, каждому все объяснит, всему научит. А когда храм закрыт, он делает уроки с нашими детьми, потому что по образованию он физик и математик. Вот такое у него разнообразное служение на нашем приходе. Может ли к вам прийти просто, как говорится, человек с улицы? Приходят, начинают молиться, причащаться, осматриваться, и если они чувствуют себя тут комфортно, то остаются. У нас есть прихожане, которые не записаны ни в какие списки, не несут никаких послушаний — не все ведь имеют такую возможность, но ходят в храм в течение многих лет. Многое зависит от священника.
Иногда священник дает слабину: кого-то приближает к себе особенно, кого-то держит немножечко в стороне, причем часто в числе приближенных оказываются те, кто может обеспечить приход.
Время было сложное, храм был захвачен Богородичным центром, мне пришлось его буквально отвоевывать, и потом как-то налаживать в нем приходскую жизнь. До сих пор я поддерживаю отношения со своими прихожанами из Каширы, которым очень благодарен за неизменную память и любовь. И через три года моего служения я перевелся в Москву и стал клириком храма святого князя Владимира и одновременно — директором православной Свято-Владимирской гимназии. Директором я оставался в течение шести лет, а в настоящее время являюсь духовником гимназии. В 1994 году я был назначен также исполняющим обязанности настоятеля храма Святой Троицы в Хохлах. Одновременно с этим я являюсь членом редколлегии журнала «Альфа и омега», автором многочисленных статей по православной педагогике, работаю на телевидении.
Бабки Ходоковского под рясой московского протоиерея (или) Блогер требует доцента! (часть 2-ая)
Настоятеля московского храма Святой Троицы в Хохлах протоиерея Алексия Уминского запретили в служении. Протоиерей Алексей Уминский был лишен церковного сана по решению Епархиального суда Московской епархии, сообщают СМИ. А если христианин, наслушавшись протоиерея Алексия Уминского, будет увиливать от частой исповеди, он может проиграть в войне с наиболее сильными страстями. Биография Алексея Уминского — священнослужителя Русской православной церкви и настоятеля храма Святой Троицы в Хохлах, с января 2024 года запрещенного в служении. Священник Алексей Уминский: биография, семья, дети, фото. А если христианин, наслушавшись протоиерея Алексия Уминского, будет увиливать от частой исповеди, он может проиграть в войне с наиболее сильными страстями.